Практическая работа на тему Русская литература 18 века. Практическая по духовной лит-ре (2). Практическая по духовной литре номер 2 по теме Р
Скачать 24.51 Kb.
|
Практическая по духовной лит-ре номер 2 по теме Русская литература XVIII века. 1 вопрос. Особенности классицизма в русской и европейской литературе. Классицизм как направление в искусстве зародился во Франции в конце 17 века. В своём трактате «Поэтическое искусство» Буало обозначил основные принципы этого литературного направления. Он считал, что литературное произведение создаётся не чувствами, а разумом; для классицизма вообще характерен культ разума, вызванный убеждённостью в том, что изменить жизнь к лучшему может только просвещённая монархия, абсолютная власть. Как в государстве должна осуществляться строгая и чёткая иерархия всех ветвей власти, так и в литературе (и в искусстве) всё должно быть подчинено единым правилам, строгому порядку. С переводе с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный. Образцом для писателей-классицистов была античная культура и литература. Французские классики, изучив поэтику Аристотеля, определили правила своих произведений, которых в дальнейшем придерживались, и это стало основой становления основных жанров классицизма. Для классицизма характерно строгое деление жанров литературы на высокие и низкие. Высокие: Ода — воспевающее и восхваляющее в стихотворной форме произведение; Трагедия – драматическое произведение с суровым финалом; Героический эпос – повествовательный рассказ о событиях прошлого, который показывает всю картину времени в целом. Героями таких произведений могли быть только великие люди: цари, князья, полководцы, знатные вельможи, которые свою жизнь посвящают служению отечеству. На первом месте у них не личные чувства, а гражданский долг. Низкие жанры: Комедия – драматическое произведение, высмеивающее пороки общества либо человека; Сатира – вид комедии, отличающийся своей резкостью повествования; Басня – сатирическое произведение поучительного характера. Как и европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма – дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями: Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова); Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»); Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени; Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина). 2 вопрос. Русские классицисты: М.В.Ломоносов, Д. И. Фонвизин и Г. Р. Державин. М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма. Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы. Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности. В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I. М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности. Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха. В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам. Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения. Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства. Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды. Торжественные оды Ломоносова были перенасыщена тропами и фигурами, риторическими восклицаниями и вопросами, поскольку их главной целью было оказание сильного эстетического влияния на слушателя. Первая торжественная ода, написанная Ломоносовым, была посвящена победе русского оружия - захвату турецкой крепости. Торжественные оды М. В. Ломоносова: «Утреннее размышление о Божием Величестве»; «Вечернее рассуждение о Божием Величестве»; «Ода на день восшествия на престол....»; «Ода на день рождения Императрицы Елисаветы Петровны»; «Ода великому Государю Императору Петру Феодоровичу». Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина – это история о том, как невежество порой разрушает семьи. Данную работу автора можно представить, как одну из представителей классицизма, поскольку есть некоторые отличительные признаки. Автор хотел передать основные идеи, которые проповедует классицизм, следовательно, для него было важно показать возвышенность человеческого существования. Фонвизин, в частности в своей комедии «Недоросль», разворачивает сюжет в настоящем времени. Все действие комедии происходит в течение одного дня. Также, важной характерной чертой классицизма Фонвизина является использование «говорящих» фамилий, что демонстрируют характерные черты своих героев. Скотинина, Простаков, Цыфиркин, Милон и другие. Гаврила Романович Державин — крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Державин прожил трудную жизнь, прежде чем достиг высоких чинов, благополучия и поэтической славы. Он родился в бедной дворянской семье. Рано лишился отца, служившего в низших офицерских чинах. Учился в казанской гимназии, но не закончил ее, так как был вызван в Петербург на военную службу. Начал ее солдатом Преображенского полка и только через десять лет получил офицерское звание. Ода Державина, написанная в 1782 году, имеет существенные художественные особенности, отличающие ее от классической ломоносовской торжественной оды. У Ломоносова императрица предстает перед читателем в своем “божественном” качестве – как помазанница Божия. И при этом лишена каких-либо индивидуальных, личностных черт. Поэт воспевает императрицу, вознося хвалы ее государственным деяниям. Державинский подход к адресату своего стихотворения более разносторонен. Называя Екатерину “богоподобной царевной”, поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к читателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выражений из повседневной речи. Уже само название оды носит шутливый оттенок. Используя его, поэт как бы намекает монархине о том, что она и сама имеет отношение к литературному творчеству. Таким образом, наряду со всеми признаками классической оды, в стихотворении возникают элементы дружеского послания. Екатерина, как известно, занималась сочинительством. Одним из ее литературных опытов стала “Сказка о царевиче Хлоре”, которую она написала для своего внука – будущего императора Александра Первого. Имя героини оды “Фелица”, что в переводе означает “счастливая”, также заимствовано поэтом из этой сказки. Так в его произведении возникает игровой элемент, придающий некий не вполне официальный характер всей оде. Причем Державин не сомневается, что императрица не только не будет на него в обиде, но и по достоинству оценит такой диалог двух равноправных служителей муз. Из того же игрового ряда и именование себя и сановников Фелицы мурзами. Для Державина тут присутствует и автобиографический момент, так как сам он вел свою родословную от татарского князя (мурзы) Багрима, служившего великому московскому князю Василию Темному. Однако шутливый тон и игровое обрамление не лишают оду ее основного хвалебного смысла. Вероятно, именно поэтому императрица благосклонно отнеслась к шуточному характеру стихотворения. Однако особенность хвалы, и в этом отличие Державина от его предшественника Ломоносова, – в воспевании не только исторических заслуг Екатерины, но и ее личных человеческих достоинств. Так, поэт подчеркивает неприхотливость императрицы в быту: Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простаяБывает за твоим столом… Не могли не понравиться державному адресату оды и строки, восхваляющие ее обращение с подданными: …ты нимало не горда;Любезна и в делах, и в шутках, Приятна в дружбе и тверда… Но еще больше ценит поэт справедливость и доброту царицы, а особенно то, что… …Еще же говорят неложно, Что будто завсегда возможноТебе и правду говорить. Разумеется, Державину, как человеку, близкому к придворным кругам, известны были не только добродетели, но и пороки Екатерины и ее “мурз”. Но даже просто сказать вслух об этом в те времена было опасным для жизни; да и сам жанр оды не предполагал никаких эпитетов, кроме хвалебных, панегирических. Значение оды “Фелица” в истории русской литературы очень велико. Она стала первым произведением реалистического жанра, хотя и была облечена в шутливую аллегорическую форму. Уверенность в долгой жизни своих произведений Державин выразил в стихотворении 1795 года “Памятник”, где так оценил свои заслуги перед русской литературой: …Первый я дерзнул в забавном русском слогеО добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о БогеИ истину царям с улыбкой говорить. Это произведение, представляющее собой переложение оды древнеримского поэта Горация, послужило образцом для знаменитого пушкинского стихотворения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. 3 вопрос. Сентиментализм в русской литературе и его значение для творчества русских писателей. Повесть Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментализм - это художественное направление в литературе, пришедшее на смену классицизму. Сентиментализм – это направление в литературе и искусстве второй половины восемнадцатого века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру. Само слово "сентиментализм" происходит от латинского слова "чувство" или "чувствовать". Сентиментализм как явление возник в двадцатых годах восемнадцатого века за рубежом. Наиболее известные и яркие представители зарубежного сентиментализма: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ж. Ж. Руссо. Зарубежный символизм имел схожие черты с русским символизмом – так как, и там, и там на первое место ставились чувства и переживания главных героев. Сентиментализм играет важную роль в мировой истории, культуре и в мировом искусстве. Долгое время сентиментализм оставался одним из самых популярных направлений, поскольку мог наиболее точно выразить и передать общую идею и картину произведения. Именно поэтому данное направление пользовалось популярностью у зарубежных писателей восемнадцатого века. Сентиментализм как явление появился в России чуть позже - в семидесятых годах восемнадцатого века, а свое должное развитие и популярность приобрёл за первую половину девятнадцатого века. В русском сентиментализме наиболее ярко отражены быт и традиции как обычных русских людей – крестьян, так и представителей высшего сословия – дворян. Сентиментализм в русской литературе имеет следующие характерные особенности: Главные герои в таких произведениях - обычные люди, неизвестные, не имеющие денег или власти; В русском сентиментализме чувствительность представлена как одно из главных личностных качеств главного героя; Внимание писателя направлено на богатый внутренний мир героя, его переживания - основа главной идеи произведения; Прославляются такие качества, как врожденная невинность, чистота и непорочность, как в помыслах, так и в действиях героя; Прославление консервативности во взглядах на мир и на современную Россию; Ярко выражены типичные русские традиции, русский быт, нравы и мораль; Имеет не только возвышенность языка, свойственную данному направлению, но и содержит простую разговорную речь, характерную для обывателя. Представителями сентиментализма в России являлись: М.Н. Карамзин, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, А. Радищев. Именно они стали основоположниками этого направления в России. В России существовало два направления сентиментализма: Дворянский - представители этого направления не выступали за отмену крепостного права; Революционный - представители этого направления считали своим долгом рассказать в произведениях о такой глобальной и актуальной в то время в русской проблеме - о крепостном праве. Значение сентиментализма в русской литературе В русской литературе сентиментализм получил широкое распространение, а также оказал значительное влияние на нее. Он сыграл важную роль своим обращением во внутренний мир человека. Также произошло благодаря сентиментализму: Создание таких литературных жанров, как: сентиментальный и любовный роман, психоделическая исповедь, мемуары, дневниковые записи, роман в письмах, очерк, путешествие, элегия, ода, бытовой роман и многие другие. Сентиментализм способствовал расстановке приоритетов в русской литературе - впервые на первый план вышли чувства главных героев, а не идея, история или политика. Сентиментализм помог четко сформулировать основные народные течения и настроения того периода, что не может не быть важным для русской культуры в целом. Сентиментализм выделил характерные особенности русского народа и прославил их. Это: любовь, высокая нравственность, верность, преданность, чувствительность, способность сопереживать, милосердие, душевную доброту и искренне участие в чужой беде. Все это, разумеется, способствовало повышению нравственности, улучшению моральных качеств человека. Сентиментализм оказал немалое влияние на русское народное творчество, на дальнейшую литературу. Он помог сформировать и объяснить в себе главное - чувства. Именно чувства вышли на первый план, помогли выразить идею и содержание настолько ясно и пронзительно, как никогда ранее. Сентиментализм помог более точному формированию картины сюжета, более подробному описанию характеров главных героев, что четче передавало основную мысль и идею произведения. Таким образом, из всего этого можно сделать вывод о значении сентиментализма в русской литературе. Во-первых, сентиментализм помог определить культ чувства, вывести переживания героев на первый план и показать всю их важность. Во-вторых, сентиментализм помог четче и лучше понять то, что на тот период являлось основным народным течением. Ведь от чувств людей напрямую зависят их поступки. В-третьих, сентиментализм помог сформировать взгляд на быт и традиции России, определил консерватизм и стабильность бытового обихода персонажей. В-четвертых, сентиментализм способствовал подъему нравственных качеств человека, морали, честности, верности. Благодаря сентиментализму люди поняли, что доброта, любовь, забота о ближнем и верность - являются главными чертами чистой, невинной и благородной души человека. Сентиментализм вознес русскую литературу на новый уровень. Он отделил ее от мировой литературы особенным характером исполнения сентиментальных произведений, особенностями русского сентиментализма, перечисленными выше. Сентиментализм помог русской литературе стать достоянием мировой культуры и запомниться читателям своей чувствительностью и пронзительностью. Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе. История любви крестьянки и дворянина не оставил равнодушными читателей того времени Сюжет повести разворачивает перед читателем историю любви бедной крестьянской девушки и дворянина. Автор с просветительских позиций отстаивает внесословную ценность человека, отказывается от предрассудков. «И крестьянки любить умеют» – пишет Карамзин, и это утверждение было новым для русской литературы. К примерам сентиментализма повести «Бедная Лиза» относятся постоянные переживания и страдания героев, выражение своих чувств. Также к этому жанру можно отнести такие черты, как лирические отступления автора, описание природы. Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий. Литература сентиментализма открыла для читателей XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность почувствовать слияние души человека с природой. “Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга. Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести. Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. |