Главная страница
Навигация по странице:

  • Демонстрация слайдов. Выявление восприятия.

  • III этап. Анализ художественного произведения.

  • диалог

  • Модельный метод

  • IV. Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания.

  • Проблемные вопросы для вывода.

  • Практическая работа №4. Практическая работа Методическая разработка. Проектирование уроков литературного чтения


    Скачать 58.57 Kb.
    НазваниеПрактическая работа Методическая разработка. Проектирование уроков литературного чтения
    Дата29.03.2022
    Размер58.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа №4.docx
    ТипПрактическая работа
    #426757
    страница2 из 3
    1   2   3

    2.Этап  выявления восприятия.

            Восприятие выявляется не только для уточнения уровня понимания прочитанного текста, но и для создания проблемной ситуации, мотивирующей изучение произведения. Беседа о прочитанном позволяет прояснить многое:  впечатления  и оценки, проблемы и суждения – все, что волнует читателя, только что закрывшего книгу. Но учителю нужно помнить, что существует зона риска: во-первых, можно получить массовое «не понравилось»; во-вторых,  что не лучше, формальное «да,  понравилось»; в-третьих, еще хуже, зловещую тишину. И хотя восприятие начинается с эмоциональных реакций, выявлять его «безопаснее, начиная со сферы осмысления, постепенно подключая вопросы об эмоциях. Вопросы на этом этапе должны затрагивать разные сферы восприятия произведения (эмоциональную, сферы воображения и осмысления содержания и художественной формы), иначе учитель не получит достоверной картины тех сложностей, которые испытывают ученики. Формы выявления восприятия: вопросы, беседа, анкета, рисование, мини-сочинение.  

        На данном уроке гармонично, на наш взгляд, соединились два этапа урока: подготовка к восприятию японского трехстишья (хокку) и выявление восприятия другого «малого»  жанра  в Японии, как икэбана. Рассказывая об искусстве расстановки цветов, показывая слайды с изображением икэбаны, предлагая самим создать такие композиции, учитель уже выявляет понимание, чувствование малых жанров в искусстве Японии (нэцкэ, оригами, хокку).

      Учитель: Искусство расстановки цветов в вазах – икэбана ("Жизнь цветов") – восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в. Чаще всего композиция в стиле того времени – рикка ("поставленные цветы") – состояла из веток  сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах.

            С развитием светской культуры в X-XII в.в. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях аристократов. Во второй половине XV в. появилось новое направление в искусстве икэбаны, основателем которого был мастер Икэбоно Сэнъэй. Произведения школы Икэбоно отличались особой красотой и изысканностью, их устанавливали у домашних алтарей, преподносили в качестве подарков.

    В XVII-XIX в.в. искусство икэбаны получило широкое распространение. Возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов.

    Ассистент: В композиции икэбаны присутствуют, как правило" три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и

    травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами создает разные по стилю и содержанию произведения. Задача художника состоит не только в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раздумья о жизни человека и его месте в мире. Произведения выдающихся мастеров икэбаны могут выражать надежду и грусть, душевную гармонию и печаль.

    По традиции в икэбане обязательно воспроизводится время года, а сочетание растений образуют общеизвестные в Японии символические благопожелания: сосна и роза – долголетие; хризантема и орхидея – радость; магнолия – духовная чистота и др.

    Демонстрация слайдов. Выявление восприятия.

    Работа по икэбанам. Человеку какого возраста может быть предназначена эта  икэбана? На какое торжество может быть составлена такая икэбана? Какую икэбану вы бы подарили сестре, маме, бабушке? Какие чувства вызывают  у вас  эти икэбаны?

       После сообщений о малых жанрах искусства в Японии (оригами, нэцкэ, икэбана) ученики уже подготовлены к более глубокому анализу  хокку.

    III  этап.  Анализ художественного произведения. 

       «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»… Но пророческая мысль поэта имеет продолжение: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Как сохранить эти понятия в жизни детей нашего сложного времени? Как научить сопричастности, сопереживанию, состраданию, соразмышлению? C учетом ведущей тенденции современного урока (диалогизации) мы выстраиваем диалог учеников с художественным произведением и его автором. Сегодня становится  крайне необходимым соотношение между словом учителя и его молчанием – между словом-серебром и молчанием-золотом, обязательный рефлексивный подход  в анализе художественного произведения.

         Легко ли уяснить смысл художественного текста? Один и тот же текст может по-разному трансформироваться в читательском сознании, порождая различные интерпретации. А.А. Потебня был убежден в том, что идею произведения выявляет не автор, а читатель. М.М. Бахтин убедительно показал, что глубокое понимание текста невозможно без диалога между  автором и читателем: «активность познающего сочетается с активностью открывающего (диалогичность); умение познать с умением выразить себя».  Герменевтика (наука о  понимании и истолковании смысла текста, учение о принципах его интерпретации) учит рассматривать произведение с двух сторон: с точки зрения авторского замысла и с позиции читателя, воспринимающего произведение. Автор выступает в литературоведении в двух значениях: как писатель, реальная личность,  в другом случае имеют в виду художественное воплощение автора,  что дает основание говорить об образе автора, авторской позиции и средствах ее выражения.

           Анализ художественного произведения  - это нерв урока.  Форма урока, пути и приемы изучения произведения зависят от многих причин: лирические, эпические, драматические жанры предполагают различные формы, методы, технологии анализа произведения. Организация анализа текста зависит от особенностей изучаемого произведения. Желание учителя показать очередь, уводит от осмысления текста как единого целого. Учитель всегда стоит перед выбором ученикам все, что есть в произведении, зачастую приводит к дроблению текста, а это, в свою материала для анализа и осуществляет его, руководствуясь  дидактическими принципами целесообразности, доступности и перспективности для ученика. Это означает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой (язык, композиция, содержание) взаимосвязаны. Отбирая материал для анализа, мы должны помнить о том, что наша цель – освоение произведения, которая растворена в художественной форме и содержании. Авторский замысел определяет  выбор как событий, характеров персонажей, так и лексики и синтаксиса для их воплощения; архитектонику произведения, способов выражения авторского отношения к персонажам и событиям. Один и тот же урок (по одной и той же программе) у разных учителей может получиться совершенно разным. Можно предложить план анализа произведения, который предполагает и освоение необходимых  теоретических и культурологических понятий, указанных в программе. План носит условный характер, он лишь указывает на определенные аспекты анализа, ракурс рассмотрения произведения. Логику анализа определяет исследователь текста.

    План анализа идейно-художественного своеобразия произведения.



    1. Сведения о писателе, помогающие глубже понять художественное произведение (мировоззрение, взгляды на вопросы эстетики, особенности творческого метода, связь с литературными направлениями и течениями эпохи, важные биографические подробности, отношение писателя к анализируемому произведению и др.).

    2. Особенности    сюжета, характер отбора жизненных явлений, положенных в его основу.

    3. Композиционные особенности.

    4. Тематика и проблематика произведения. Комплекс идей, заложенных в произведении. Особенности пафоса.

    5. Жанровое своеобразие.

    6. Авторская позиция.

    7. Система персонажей.

    8. Образы главных и второстепенных героев.

    9. Композиционные особенности.

    10. Проблематика и комплекс, заложенных в нем идей.

    11. Своеобразие художественного времени и  пространства.

    12. Художественная деталь.

    13. Язык. Стилистическая окрашенность. Изобразительно-выразительные средства воплощения замысла художника.

    14. Смысл названия.

    15. Место произведения в творчестве писателя. 
      Порядок разбора лирического стихотворения. Предложенная последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает определенной логикой. Исследование стихотворения можно начинать с любого пункта плана: подсказку искать  в самом стихотворении.   

    • Дата написания.

    • Реально-биографический и фактический комментарий.

    • Место стихотворения в творчестве поэта.

    • Жанровое своеобразие.

    • Идейное содержание.

    • Ведущая тема.

    • Основная мысль.

    • Лирический сюжет.

    • Проблемы.

    • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

    • Эмоциональная окраска чувств.

    • Композиция. Структура стихотворения.

    • Основные образы стихотворения.

    • Основные средства изобразительности: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, сарказм, олицетворение и т.д.

    • Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие.

    • Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

    • Рифма  (мужская, женская, точная, неточная ).

    • Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

    • Звукопись (аллитерация, ассонанс, звукоподражание).

    • Строфика ( двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, онегинская строфа).

            Разумное соотношение формы и содержания урока является важным моментом в проектировании уроков литературы.    Поиски новых образовательных технологий являются своего рода  педагогическим знаменем нашего времени. Едва ли не правилом стало требовать от учителя собственной оригинальной технологии. Наше стремительное и информационно насыщенное время  требует от учителя, наставника молодежи, идти в ногу со временем. Мастерство учителя приобретает особое значение в условиях обострившихся социальных проблем.   Современные педагоги связывают определение преподавания со словом «как». Как учить наших детей? Какие методы, технологии принесут долгожданный успех учителю? Рассмотрим  инновационные образовательные технологии, помогающие активизировать творческую деятельность учащихся на уроках литературы.

           Модельный метод направлен, прежде всего, на личностно ориентированное обучение. С модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку именно этот метод представляет ученикам наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска в индивидуальной, так и в совместной деятельности при организационной и экспертной  помощи учителя. Уроки – консультации проходят обычно перед экзаменами, зачетными уроками. На этих уроках ученики задают учителю вопросы по пройденным темам – активная работа учителя и пассивное «созерцание» учеников. Каких результатов можно ждать  на таком уроке? При модельном обучении учитель совершенно по-другому организует урок. Настоящий учитель рано или поздно приходит к необходимости теоретических обобщений и практических следствий. На урок – консультацию учитель делит класс на 5-6 групп. В течение 10-15 минут ученики готовят по 20-30 вопросов на отдельном листе  по пройденным темам. Важно научить учеников правильно сформулировать вопрос: от этого зависит и скорость информационного поиска в Интернете. Следует провести урок, обучающий технологии конструирования вопроса.  В каждой команде выбирается спикер, ответы на вопросы происходят по схеме: первая команда задает вопросы второй команде, вторая – третьей, третья – четвертой и т. д. Содействованы все ученики в классе. Из пассивных слушателей они приведены в активное состояние. Учитель корректирует, добавляет, обобщает ответы.

          Даже обычные уроки-семинары можно проводить в форме «деловой игры»: назначить докладчиков – содокладчиков – оппонентов – провокаторов – ассистентов  - экспертов. В пользу уроков в форме «деловой игры», когда ученики сами становятся активными участниками урока,  говорят такие факты. Ученики удерживают в памяти:



    • 10%  - того, что читают;

    • 20% - того, что слышат;

    • 30% - того, что видят;

    • 50% - того, что видят и слышат;

    • 70% - того, что обсуждают с другими;

    • 80% - того, что основано на личном опыте;

    • 90% - того, что проговаривают в то время, когда делают;

    • 95% - того, чему сами обучают.
      Занимательная история в подтверждение всему сказанному выше.
         Если человек, знающий семь романов, узнает еще семь романов, он «гуманитарнее» не станет. Не зря в дворянских семьях так популярны были буриме. Дворяне развлекались сочинением стишков под  готовые рифмы.  Пусть ученики проявляют свою фантазию, способности и умения в собственном сочинительстве. Первый ряд сочиняет стихи в стиле Байрона, второй – Пушкина, третий  - Маяковского.  

         При проектировании уроков литературы используются также следующие   инновационные технологии, применяемые в системе:
         - проблемное  обучение;
         - нейролингвистическое программирование;
         - эйдетизм (образное мышление);
        -интерактивные технологии;    
         -модельное обучение;  
        - развитие критического мышления;
        -компетентностный подход к преподаванию  русского языка и литературы.

            IV. Проектирование этапов обобщения и постановки домашнего задания.

           Этап обобщения завершает изучение произведения и учебной темы. В младших классах занимает минут пять (если речь идет о произведении), в среднем звене рассчитан на четверть или половину урока, а в старших классах может потребовать от одного до нескольких уроков. Занятие, завершающее изучение темы, может длиться целый урок и в младшем звене. Этап обобщения (или, как его называют заключительное занятие) – это прежде всего подведение итогов работы, которую проделали ученики под руководством учителя; это момент осознания того, что им удалось сделать, что они узнали и чему научились. Особенно важна такая рефлексия для учеников 4 классов, которые только овладевают приемами работы с текстом, учатся вести диалог с учителем, автором и одноклассниками. Поэтому в 4 классах каждый урок, независимо от того, входит он в систему или нет, завершается обобщением.

           Для более старших учеников этап обобщения  - это другой вид рефлексии, проверка собственных сил в творческой деятельности, создание собственной интерпретации текста. Их рефлексия будет проявляться не в воссоздании того, что они делали на уроках, а в самостоятельном общении с произведением, которое, оказывается, далеко не исчерпано на уроках. Уроки в системе, конечно, завершаются выводами, но собственно обобщение происходит после изучения текста как целого.

          Рефлексия и творчество требуют не повторения в сжатой форме того, что происходило на уроке, а переноса полученных знаний, сделанных открытий в новую ситуацию. Эту ситуацию и должен создать на уроке учитель.

      Рассмотрим, как создается этап обобщения на уроке литературы по роману Е.Замятина «Один» или «один из…» - мучительный путь к самом себе».

      Проблемные вопросы для вывода.   Герой Е.Замятина через любовь обрел свою индивидуальность, нашел себя,  свое звучание.  Но предательство любимой, отказ от всего, ради чего он страдал, – такой финал, кажется, обескураживает читателя. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Но это  своего рода традиционный русский финал в поисках самого себя. Предлагаем вам лингвистические и литературные «ребусы» на эту тему.

       X. Сообщение ассистента.  В русском языке принято говорить не «я хочу», а «мне хочется», не «мое имя такое-то», а «меня зовут». По-русски очень коряво и хвастливо звучит «я и мой приятель», скорее скажем «мы с приятелем». По-английски это выглядит, если буквально перевести, нелепо. Правильно по-английски надо сказать именно «приятель и я». А по-русски не очень-то прилично «якать». В русском языке нет точного  аналога английского понятия «self-sufficiency», что означает, во-первых, самодостаточность, а во-вторых, большую уверенность в своем достоинстве. Таких личностных акцентов в западных языках немало.  

          Сообщение учителя. Самые  интересные факты можно найти в русской литературе.

        «Маленький человек», которого открыл Пушкин, «ни толстый, ни тонкий – ни то, ни се» у Гоголя,  Ионыч Чехова, который так и «не выдавил из себя раба», обломовы и много других нереализованных «я». Интересен в этом плане роман Т.Толстой «Кысь»: русский человек думает, что он стал личностью, свободен, ан – нет, не стал, «нутряной нык-мык» -  вот результат поисков в себе личности, по мнению писательницы.  Современная молодежь может возразить: креативные, харизматичные личности как никогда востребованы нашим временем. Русская версия гамлетовского вопроса: «Бояться или не бояться быть личностью»  уже неактуальна? В наше время у многих «я» преобладает над «мы»?  Но стало ли наше «я» личностью, или это очередной наш «нутряной нык-мык»?..
      1   2   3


    написать администратору сайта