Практическая работа №4. Практическая работа Методическая разработка. Проектирование уроков литературного чтения
Скачать 58.57 Kb.
|
Выводы по уроку: Не давайте рукоятки для топора – и никто не пострадает. Одно из самых существенных бед революций, общественных катаклизмов – разрушение совести. Одна из самых древних и фундаментальных элементов человеческой культуры, совесть является главным стержнем нравственности. Животный эгоизм, право сильной личности не все, выжить любой ценой - знакомые лозунги. Стремление реализовать себя как личность грозит другой крайностью - перешагнуть через «маленького человека» - « не будь овцой, и волк не съест». История России страшна последовательным уничтожением не только творческих, нравственных личностей, но и незаметной на поверхности тиранией человека обычного, маленького... Отличительная черта русской литературы в генетически заложенной в нас программе соучастия, гуманного отношения ко всем сирым, блаженным, «униженным и оскорбленным». Так все же – «я» или «мы»? V. Проектирование этапа постановки домашнего задания. Домашнее задание – первый шаг в разрешении проблемной ситуации будущего урока; значит, проблемную ситуацию необходимо создавать в конце урока, а обострять и разрешать на следующем. Чем четче сформулировано задание, обстоятельно мотивировано и подробно прокомментировано, тем больше вероятность того, что оно будет выполнено. Домашнее задание носит как обобщающий (проверить, как усвоен материал урока), так и подготовительный, опережающий характер (готовит к новому уроку); это сочетание функций всегда необходимо сохранять. Завершает изучение произведения итоговое домашнее задание, которое проверяется на этапе обобщения, а значит, так или иначе предлагает ученикам интерпретационную деятельность. Большинство домашних заданий письменные, так как в классе нет времени на письменную работу. Письменная работа позволяет проверить всех учеников, хотя, естественно, отнимает больше времени. Для учеников 4 классов требуется алгоритмизация процесса подготовки: им нужно указать последовательность операций, которые они будут совершать. Поэтому важно, чтобы на уроке ученики уже встречались с подобными заданиями, тогда ученику легче будет понять, что он должен сделать. Рассмотрим на примерах, как организуется этот этап в среднем и старшем звеньях средней школы. Домашнее задание на следующий урок. Урок №4. Урок одного стихотворения. 1.Подготовить выразительное чтение стихотворения 2.Какие средства выразительности применяет поэт? Какие чувства выражает? Свое мнение обоснуйте примерами из текста. (Задание выполняется группой). 3.Какие основные чувства и мысли преобладают 8. Как сталкиваются мечта и реальность? VII. Заключение. Мыслители разных эпох формулировали общие критерии оценки художественных произведений: полнота и неизбыточность, красота и целостность, уникальность и оригинальность. Но любые критерии будут бесполезны, если читатель лишен эстетического вкуса, не умеет определять меры художественного. Открыть в себе способность воспринимать искусство – непростая задача. Английский поэт Уильям Блейк так определил назначение поэтов: поэты помогают человеку открывать очи, направленные внутрь. Очевидно, речь идет о саморазвитии, о восхождении к тому, что называют духовностью, культурой. Эти преобразования необходимы для того, чтобы отыскать истину, найти смысл своего бытия. Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладению знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающей мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни нацелены на решение разнообразных жизненных задач. Литература, являясь базовой учебной дисциплиной, формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. От уроков литературы зависит, сохранит ли наша школа русскую культуру, ее традиции, опыт, память, оставаясь современной, устремленной в будущее. Приложение №1. Конспект урока по литературе. Общие цели урока: 1.Выявить, каким изобразил Терек М.Лермонтов? 2.Выяснить, что роднит его в изображении реки с великими предшественниками и что отличает от них? Диагностические цели урока. Ход урока. Подготовка к восприятию. Виртуальная экскурсия по реке « Терек»...». Презентация учащихся в Power Point и сообщения заранее подготовленных учащихся об одном из буйных рек страны. Выразительное чтение стихотворения о реке Терек заранее подготовленным учеником. (Заинтересовать темой урока, показать величие, красоту реки Терек в искусстве и литературе). Беседа с учениками: В творчестве каких поэтов и писателей мы встречались с образом картин природы в стихотворении.? 3.Выявление восприятия. Беседа с учащимися: Какие ассоциации остались у вас после знакомства со «Стихотворением Лермонтова М.»? 4.Анализ стихотворени: 5. Работа по тексту. На доске записываем ключевые слова, создающие образ реки в творчестве М.Лермонтова. Вопрос учащимся: Какая новая тональность появляется в стихотворении. 6. Сравнительная характеристика. Вопрос учащимся: Каким вы помните Терек , показанный предшественниками Лермонтова? Называем схожие и отличительные черты в изображении реки Терек у М.Ю.Лермонтова и его предшественников. Ни у Пушкина , ни у Полежаева, ни у Суркого Терек не был так поразительно красив, как у Лермонтова.: Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит: Вопрос учащимся: А каким предстоит образ реки Терек в творчестве современников Лермонтова? 7. Авторская позиция. Вопрос учащимся: Как сам автор относится к реке? 8.Вывод по уроку. «В России поэт - больше, чем поэт». Вопрос учащимся: Когда было написано стихотворение М. Лермонтовым? 10. Домашнее задание на следующий урок. 1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «Дары Терека». 2.Какие средства выразительности применяет поэт? Свое мнение обоснуйте примерами из текста. (Задание выполняется группой). 3.Какие основные чувства и мысли преобладают ? 4. Как сталкиваются мечта и реальность? 9. Почему, по-вашему, «Незнакомку» называют самым блоковским стихотворением? 10. Подобрать иллюстративное и музыкальное сопровождение к стихотворению А.Блока «Незнакомка». (Задание выполняется группой). (Проверить, как полученные на предыдущем уроке сведения применяются при анализе другого произведения, насколько успешно ученики могут выполнять проблемные и творческие задания, делать рефлексию). Использованная литература: 1.М.Лермонтов « Дары Терека» Приложение №2. Виды и формы уроков литературы. Урок-лекция. Урок-беседа. Урок – устный журнал. Урок – литературная гостиная. Урок – литературная прогулка. Урок – путешествие. Урок – обзор. Урок – состязание. Урок – зачет. Урок – взаимозачет. Урок – симфония. Урок-концерт. Урок – лекция с элементами беседы. Урок-диалог. Урок – аналитическая работа. Урок – викторина. Урок – заочная экскурсия. Урок открытых мыслей. Урок одного стихотворения. Урок – лекция вдвоем. Урок – суд. Урок – диспут. Урок – конференция. Урок – сравнительная характеристика. Урок – обличение. Урок – игра. Урок – сопоставление. Урок киносценария. Урок – презентация. Урок – погружение. Урок творческих исканий. Урок – поиск. Урок памяти. Урок - круглый стол. Урок - творческая мастерская. Урок философского размышления. Интегрированный урок. Урок - творческий практикум Урок добра. Урок – путешествие. Урок – лаборатория. Урок – заседание ученого совета. Урок – следствие. Урок – репортаж. Урок – деловая игра. Урок – КВН. Приложение №3. Основные методы работы на уроках литературы. Различные творческие работы: сочинение, эссе, репортаж, интервью, буриме и т.д. Развернутый ответ на вопрос. Устный пересказ (подробный, сжатый, от другого лица, художественный). Рассказ о литературном герое. Характеристика героя. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение. Составление планов, тезисов, конспектов. Поисковые задания. Презентации. Контрольные работы. Исследовательские работы. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Составление киносценария, альбома, папки. Составление литературного портфолио. Устные сообщения. Подготовка докладов, рефератов. Литературные диктанты. Составление кроссвордов, ребусов, чайнвордов, шарад. Работа с литературными энциклопедиями, справочниками. Устное рецензирование. Сочинение – пересказ. Сочинение – монтаж. Сочинение – миниатюра. Полемическое сочинение. Сочинение на представление. Сочинение – фантазия. Сочинение – письмо. Сочинение – исповедь. Составление «двойного дневника». Сочинение своих загадок, прибауток, частушек и т.д. Оформление стенда. Рекламный проект. Литературный эксперимент. интертекстуальный анализ текста; ассоциативный анализ текста; лингвистический анализ текста; лингвистические исследования; ассоциативные цепочки образов; опережающее домашнее задание; составление опорных схем |