Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическая работа (2 семестр) Дисциплина: СоциологияВыполнил: Шевченко А.А.,гр.ЭН-119(2)Омск 2020 г.Ситуация № 4

  • Ситуация № 5

  • практика. Практическая работа (2 семестр) Дисциплина Социология Шевченко А. А., гр. Эн119(2) Омск 2020 г. Ситуация 4


    Скачать 28.5 Kb.
    НазваниеПрактическая работа (2 семестр) Дисциплина Социология Шевченко А. А., гр. Эн119(2) Омск 2020 г. Ситуация 4
    Дата04.02.2023
    Размер28.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактика.docx
    ТипПрактическая работа
    #919800


    Негосударственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    Практическая работа (2 семестр)

    Дисциплина: Социология

    Выполнил: Шевченко А.А.,

    гр.ЭН-119(2)

    Омск 2020 г.

    Ситуация № 4


    Игорь Петров во время обучения в университете женился на Гунаре Самитовой. Родители Гульнары были против этого брака. Они считали, что их дочь должна быть женой только мужчины той же культуры и вероисповедания. Через несколько месяцев их брак распался.

    Ситуация рассматривается на основе материалов «Социально-этническая структура общества».

    Как должен был решиться вопрос о сохранении брака, какие базовые моменты и отношения можно применить для счастливой семейной жизни.

    1. Описательная часть.

    В экономической, социальной, политической, духовной жизни любого общества важное место занимают этнические общности (этносы). Они могут быть представлены различными образованиями: род, племя, народности, нация.

    Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание своего места среди других народов. Он осознает общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов.

    С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности – народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались своими особыми социально-этническими признаками, особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашлосвое выражение в их национальном сознании и самосознании.

    Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. Духовные признаки нации отмечал Г. Лебон. Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления.

    Нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

    Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешняя форма выражения этноса – этноним (самоназвание): русские, англичане, немцы и т. д. Важнейшей предпосылкой формирования этноса является общность территории. Она создает условия для тесного общения и объединения людей.

    Другое важное условие формирования этноса – общность языка. Но и этот признак нельзя абсолютизировать. В этнической общности наибольшее влияние имеет единство компонентов духовной культуры: ценности, нормы, стереотипы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания людей. Значительную роль в формировании этноса играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Огромное влияние на формирование всех этносов оказывает религия, выступающая как комплексное социокультурное и духовное образование.

    Признаком этнической общности служит этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу. В этническом самосознании фиксируется представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей. Сформировавшийся этнос функционирует какцелостный социальный организм. Он исторически воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации.

    Национальные отношения всегда связаны с решением определенных проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов): территорий, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения их самобытности и т. д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения. Национальные отношения носят комплексный характер, не существуют в чистом виде и проявляются в других социальных отношениях (политических, духовных, экономических). Особенность проявления национально-этнических отношений между народами заключается в их духовном содержании, этническом сознании и самосознании.

    Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры, на сохранение и развитие их национальной самобытности. Национальная духовная культура, будучи весьма сложным, богатым и многоплановым явлением, испытывает на себе влияние экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура.

    Межнациональные отношения возникают и на межличностном уровне в процессе повседневного общения. Национальные чувства людей, как правило, весьма утонченны и легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг к другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно нравов, обычаев, традиций и в целом духовной культуры других народов, воспитание терпимости и уважения к представителям иных национальностей. Ярким подтверждением тяготения друг к другу представителей разных народов служат межнациональные браки. Одной из фундаментальных предпосылок этого является формирование у каждого человека культуры межнационального общения всоответствии с требованиями современного цивилизованного общества.

    В рамках современных межнациональных отношений можно выделить следующие характерные процессы:

    1) этническую консолидацию народов, развитие их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочение национально-государственной целостности;

    2) межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей;

    3) ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы растворяются в других, более развитых; как правило, ассимилируются малочисленные народы, утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру. Данные процессы происходят во всем современном мире, и необходимо учитывать при осуществлении национальной политики.

    Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического осуществления и регулирования этих процессов: территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические. Национальный вопрос не остается неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержания реально сложившихся межнациональных отношений. В современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.

    Развивать взаимовыгодное сотрудничество между народами можно лишь на основе взаимного признания и уважения их основных прав. Они закреплены во многих документах международных организаций, ООН:

    1) право на существование, запрещающее геноцид и этноцид, т. е. уничтожение в какой-либо форме какого бы то ни было народа и его культуры;

    2) право на самоидентификацию, т. е. определение самими гражданами своей национальной принадлежности;

    3) право на суверенитет, самоопределение и самоуправление;

    4) право на сохранение культурной самобытности, включая язык и образование, культурное наследие и народные традиции;

    5) право на контроль за использованием природных богатств и ресурсов их территорий.

    Практическое осуществление названных выше прав всех народов означает существенный шаг на пути к оптимальному решению национального вопроса.

    2. Мотивировочная часть

    Девушка и её родители принадлежат к определённому этносу, со своими обычаями и традициями, которые они свято чтут и соблюдают.

    Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для ее членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи – неписаные правила поведения.

    Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция – все то, что унаследовано от предшественников.

    В данной ситуации мы видим главную проблему в межэтнических отношениях.

    3. Резолютивная часть.

    Для сохранения брака:

    - необходимо соблюдение обоими супругами следующих основных правил в совместной жизни: уважение к национальным обычаям и традициям, изучениепринятие и, по-возможности, их соблюдение обоими супругами;

    - возможно принятие одним из супругов вероисповедания второго супруга, если родительские семьи и молодая семья верующие люди.
    Ситуация № 5
    По решению администрации района вблизи города Светогорск отведено место для захоронения ядовитых бытовых отходов. Администрация района об этом не объявляла, но при отведении земельного участка получила большую сумму, которую планировала потратить на строительство новой школы и открытого спортивного комплекса для населения. Из сообщений газет и сюжетов по телевидению горожане узнали о том, что отходы опасные и через несколько лет могут оказать отрицательное воздействие на экологическую среду города (испарение ядовитых веществ попадают в воздух, по средствам осадков загрязняется вода и так далее).

    Опишите ситуацию, как эта история может повлиять на общественные социальные отношения. Ведь, школа и спортивный комплекс необходимы району. Возможны ли конфликтные ситуации, как, по-вашему, можно было решить ситуацию (революции, пикеты, мирные демонстрации, другие формы и виды протеста).

    1.Описательная часть.

    Во всех концепциях определения общества выражен подход к обществу как к целостной системе. Социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти элементы носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Системный подход, обогащенный методами кибернетики, синергетики, позволяет выделить наиболее существенные системные качества общества. В качестве сущностных признаков общества можно отметить: автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей, системность и структурность, интегрированность и целостность, целеполагание и функциональность.

    Интегрированность и целостность общества означают органическое объединение всех частей (элементов, компонентов) общества в нечто единое, целое,единый социальный организм, его внутреннее единство, относительную автономность, независимость от окружающей среды. Целеполагание как сущностный системный признак общества предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъектами, цели как образа настоящего и будущего результата деятельности. Это связано с реализацией разнообразных общественных потребностей людей.

    Функциональность применительно к обществу означает реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к обществу, например, функции роли государства, семьи и т. д. Интеграция и выполнение различных ролей предопределяет целостность и существование общества как единого социального организма. Для характеристики общества очень важной является категория потребностей, отражающая фундаментальные жизненные устои общества.

    Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. По происхождению потребности делят на естественные (биогенные), или первичные, и социогенные, или вторичные. К первым относят потребности в самосохранении (пище, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.). Ко второй группе относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т. д., в знании, саморазвитии, в творчестве, самовыражении. Потребности второй группы обычно называют общественными, или социальными, так как они связаны с деятельностью человека, опосредуются общественным производством.

    Общество – это открытая, саморазвивающаяся система взаимодействия индивидов. К. Маркс писал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Он на примере кооперации показал, что свойство системы не сводится к сумме входящих в нееэлементов. В каждом конкретно-историческом обществе имеются свои модели взаимоотношений индивидов и групп. Связи между ними постоянно меняются, так как общество чрезвычайно динамично. Люди включаются в новые группы, системы, в новую среду, к которой принадлежат другие участники. Они (люди) испытывают воздействие этой среды и, в свою очередь, влияют (воздействуют) на нее. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

    Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.

    Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других, т. е. процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает:

    1) индивидов, совершающих действия;

    2) изменения в социальной общности, вызываемые этими действиями;

    3) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность;

    4) обратную реакцию индивидов на общество.

    Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Деятельность обеих сторон в системе социального взаимодействия всегда целенаправленна. Социальное действие – простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. В социологии первым данное понятие использовал М. Вебер. Под социальным действием ученый понимал действие человека (внешнее или внутреннее), которое соотносится с действием других людей илиориентируется на него. Главное – это осознанность деятельности индивида и ориентированность на других индивидов. При анализе социального действия выделяют следующие элементы:

    1) действующее лицо;

    2) потребность в активизации поведения;

    3) цель действия;

    4) метод действия;

    5) другое действующее лицо, на которое направлено действие;

    6) результат действия.

    Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными: это может быть непосредственная социальная связь между людьми (сотрудничество) или опосредованная связь между людьми, разделенными в пространстве или во времени. Формы взаимодействий разнообразны: дружба, договор о труде между рабочим и работодателем, сотрудничество между учредителями и пр. Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью-воздействием. Каждое поколение людей опирается на культуру, наследие предшествующих поколений, на разработанные организационные методы, навыки, использует идеи, верования, духовные течения. Эта связь есть воздействие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

    Высшей формой (результатом) социального взаимодействия являются социальные отношения. Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Понятие «социальные отношения» позволяет вычленить устойчивость в деятельности преследующих свои цели индивидов. Оно отражает устойчивые образцы поведения, осознанные и чувственно воспринимаемые последовательности повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом. Можно выделить экономические, политические, социальные, идеологические отношения.

    Каждый человек застает социальные отношения такими, каковы они есть в данный исторический период, и включается в них, выделяя те, которые дают ему возможность реализовать себя наиболее полно. При этом личность не только продуцирует, отражает действительность, но активно вмешивается в социальные отношения, изменяя их. Поэтомуможно сказать, что человек, с одной стороны, интегрирует в себе социально значимые для него экономические, политические, идеологические и социальные отношения современного ему общества, а с другой, – активно влияет на эти отношения посредством различного вида социальных контактов и отношений с другими индивидами.

    Итак, социальная система может быть представлена в пяти аспектах:

    1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств;

    2) как социальное взаимодействие, приводящее к становлению социальных отношений и образованию социальной группы;

    3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат общие признаки (город, трудовой коллектив и т. д.);

    4) как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы;

    5) как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание деятельности (поведения) элементов данной системы.

    Первый аспект связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, третий – социальной общности, четвертый – социальной организации, пятый – социального института и культуры.

    2. Мотивировочная часть

    В данной ситуации Администрация не вступила во взаимодействие с горожанами в целях согласования своих действий. В результате чего спровоцировала противоречие между желанием удовлетворить социологические (вторичные) потребности населения и игнорированием биологических (первичных) потребностей горожан.

    3.Резолютивная часть

    Анализ ситуации показывает, что необходимы были как минимум общественные слушания или обсуждения проблемы размещения отходов с привлечением СМИ до принятия решения. Отсутствие данного вида взаимодействия администрации и горожан приведет к напряжению в общественно-социальных отношениях, что может выразиться в акциях протеста, демонстрациях и т.д. В уже сложившейся ситуации возможна широкая разъяснительная работа с активным включением в процесс СМИ



    написать администратору сайта