5 практическая. Практическая работа 5 План 1 Философия Нового времени. 2 Немецкая классическая философия
Скачать 80.34 Kb.
|
Для успешного выполнения практической работы студенты должны усвоить следующие теоретический материал Люди, поскольку они живут под руководством разума, необходимо делают только то, что хорошо для человеческой природы, а следова- тельно, и для каждого человека. Б Примерный план Выдающиеся представители немецкой классической философии: И. Кант, Г. Гегель и другие мыслители, внесшие существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Проблема социальной жизни в трудах И. Канта, Г. Гегеля. енедикт Спиноза Новое время — это время крупнейших потрясений и переворотов в общественно-политической жизни. Это время преобразований в науке и технике, это время нового мировоззрения и ценностных ориентаций. Философия Нового времени (XVII—XVIII вв.) выразила черты новой эпохи, нового этапа развития мировой цивилизации, определила новый способ философствования. Философская мысль Нового времени достаточно разнообразна, поэтому принято рассматривать ее по этапам: • философия Нового времени (XVII в.); философия эпохи Просвещения (XVIII в.); немецкая классическая философия (конец XVIII—XIX вв.). . НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (конец XVIII – начало XIX в.) Немецкая классическая философия – высшее достижение философии Нового времени. Она является непосредственным ее продолжением, по-новому решая философские проблемы и выдвигая ряд новых. Она связана с именами выдающихся мыслителей: И.Канта, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л.Фейербаха, создавших свои философские системы, работы которых до сего времени являются интересными и значительными. Родоначальником немецкой классической философии считается И.Кант. В философской эволюции Канта различают два периода: «доктрический», в который им выдвигалась космогоническая теория возникновения Солнечной системы из первоначального облака частиц, и «критический», когда были написаны его главные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» «Критика способности служения». Под «критика чистого разума»И.Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания, а под «критика практического разума» - нравственные основы поступков людей. Признания существования действительных вещей все субъекта, Кант тем не менее утверждал, что реальность состоит из двух миров – феноменов, «вещей для нас». Вещей, как они нам являются, то есть мир как объект человеческого познания, и ноуменов, «вещей в себе», вещей, как они есть на самом деле, недоступных чувственному познанию. Проявившийся здесь дуализм И.Канта определил основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму, учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира и априоризм, внеопытный источник подлинно научного знания. Исходным принципом этики И.Канта является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов: подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона – категорического императива, требования поступать так, чтобы норма поведения могла стать всеобщим законом, а уважение к другим субъектам не позволяло бы использовать их в качестве средства достижения своих целей. Философ считал, что основу морального сознания (это логически вытекает из его системы) составляет априорный принцип, требующий, чтобы нравственные нормы носили всеобщий и необходимый характер. При выборе своего поведения человек должен руководствоваться общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом (безусловным повелением). И. Кант выдвинул три таких максимы: Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим знаком. В своих поступках исходя из того, что человек является высшей ценностью; его никогда нельзя использовать только как средство. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо. Кант любил повторять, что нет нечего ценнее, чем звездное небо над нами и нравственный закон о нас. Другой выдающийся представитель немецкой классической философии – Г.Гегель создал всеобъемлющую объективно – идеалистическую философскую систему и диалектический метод познания. Основой всего сущего Гегель считал Абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика, исследующая законы и категории мышления как закон бытия; философия природы – инобытие Абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа, объединяющая учение об объективном духе – право, мораль и нравственность, как учение о развитии общественного сознания, и учение об абсолютном духе – искусство, религия, философия. Диалектика Г.Гегеля наша проявление в его представлении о развитии любого явления, вплоть до Абсолютной идеи, в форме триады – тезис, антитезис, его отрицание, синтез, отрицание отрицания и единства количественной и качественной определенностей, выраженного в понятие меры, нарушение которой в результате борьбы противоположных начал приводит к перерыву постепенности количественных изменений и появлению нового качества в форме скачка. В учении о гражданском обществе и государстве Г.Гегель приводил к выводу об исторической необходимости всемирного развития, в основе которого лежит процесс познания Мировым Духом самого себя, то есть поступательное развитие Абсолютной идеи. ЛИТЕРАТУРА Современный философский словарь. – М.,1996. Философский словарь. – Мю, 2003. Мир философии: книга для чтения. Ч, 1-2. – М., 1991. Хрестоматия по философии: учебн. Пособие для вузов: в 3 т. – М., 2000. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991. Губин В.Д. Основы философии. – М., 2006. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993. ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ Мораль Иммануил Кант (1724-1804) Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Так как для выделения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум. Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. В соединении чистого спекулятивного разума с чистым практическим в одно познание чистый практический разум обладает первенством, если предположить, что это соединение не случайное и произвольное, а основное apriori на самом разуме, стало быть, необходимое. Отсюда само собой напрашивается вывод, что в ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может быть названо святым. Ведь этот моральный закон основывается на автономии его воли как свободной воли, которая по своим общим законам необходимо должна также согласоваться с той волей, которой ей следует подчиняться. Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаше и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне Кант И.. Сочинения: в 6 т .– М., 1963-1966 ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО Иммануил Кант «Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основание для будущей войны». «Ни одно самостоятельное государство (большое или малое — это безразлично) не должно быть приобретено другим государством ни по наследству, ни в обмен, ни куплей, ни в виде «Постоянные армии (miles perpetuus) должны со временем полностью исчезнуть». «Государственные долги не должны использоваться для внешнеполитических дел». «Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление других государств». «Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира»... Гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским. Устройство, установленное, во-первых, согласно с принципами свободы членов общества (как людей), опыта он доходит до ясных суждений и через их посредство до понятий, — затем эти понятия познаются разумом в соотношении с их основаниями и следствиями и, наконец, систематизируются наукой. Поэтому и наставление [юношества] должно идти по тому же самому пути. От преподавателя, стало быть, следует ожидать, чтобы он своего слушателя сделал сначала человеком рассудительным, затем разумным и, наконец, ученым. Такой метод имеет то преимущество, что если бы ученик даже никогда не достиг последней ступени, как это обычно и бывает, то он все же извлек бы пользу из такого обучения если не для школы, то по крайней мере для жизни: он приобрел бы больше опыта и стал бы более здравомыслящим. Если же перевертывают этот метод, то ученик подхватывает что-то от разума, прежде чем у него развит рассудок, и пользуется чужими мыслями в науке, до которой он еще не дорос, причем его душевные способности столь же бесплодны, как и раньше, но только стали гораздо более извращенными от воображаемой мудрости. В этом причина того, почему нередко встречают ученых (вернее, людей с образованием), которые обнаруживают мало ума, и почему академии выпускают больше бестолковых людей, чем какие-либо другие круги общества. Человек создан таким образом, что впечатления и возбуждения, вызываемые внешним миром, он воспринимает при посредстве тела — видимой части его существа, материя которого служит не только для того, чтобы запечатлеть в обитающей в нем невидимой душе первые понятия о внешних предметах, но и необходима для того, чтобы внутренней деятельностью воспроизводить и связывать эти понятия, короче говоря, для того, чтобы мыслить*. По мере того как формируется тело человека, достигают надлежащей степени совершенства и его мыслительные способности; они становятся вполне зрелыми только тогда, когда волокна его органов получают ту прочность и крепость, которые завершают их развитие. Довольно рано развиваются у человека те способности, при помощи которых он может удовлетворять потребности, вызываемые его зависимостью от внешних вещей. У некоторых людей развитие на этой ступени и останавливается. Способность связывать отвлеченные понятия и, свободно располагая своими познаниями, управлять своими страстями появляется поздно, а у некоторых так и вовсе не появляется в течение всей жизни; но у всех она слаба и служит низшим силам, над которыми она должна была бы господствовать и в управлении которыми заключается преимущество человеческой природы. ми заключается преимущество человеческой природы. Когда смотришь на жизнь большинства людей, то кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы подобно растению впитывать в себя соки и расти, продолжать свой род, наконец, состариться и умереть. Из всех существ человек меньше всего достигает цели своего существования, потому что он тратит свои превосходные способности на такие цели, которые остальные существа достигают с гораздо меньшими способностями и тем не менее гораздо надежнее и проще. И он был бы, во всяком случае с точки зрения истинной мудрости, презреннейшим из всех существ, если бы его не возвышала надежда на будущее и если бы заключенным в нем силам не предстояло полное развитие. Если исследовать причину тех препятствий, которые удерживают человеческую природу на столь низкой ступени, то окажется, что она кроется в грубости материи, в которой заключена духовная его часть, в негибкости волокон, в косности и неподвижности соков, долженствующих повиноваться импульсам этой духовной части. Нервы и жидкости мозга человека доставляют ему лишь грубые и неясные понятия, а так как возбуждению чувственных ощущений он не в состоянии противопоставить для равновесия внутри своей мыслительной способности достаточно сильные представления, то он и отдается во власть своих страстей, оглушенный и растревоженный игрой стихий, поддерживающих его тело. Попытки разума противодействовать этому, рассеять эту путаницу светом способности суждения подобны лучам солнца, когда густые облака неотступно прерывают и затемняют их яркий свет. Эта грубость вещества и ткани в строении человеческой природы есть причина той косности, которая делает способности души постоянно вялыми и бессильными. Деятельность размышления и освещаемых разумом представлений — утомительное состояние, в которое душа не может прийти без сопротивления и из которого естественные склонности человеческого тела вскоре вновь возвращают ее в пассивное состояние, когда чувственные раздражения определяют всю ее деятельность и управляют ею. Эта косность мыслительной способности, будучи результатом зависимости от грубой и негибкой материи, представляет собой источник не только пороков, но и заблуждений. Поскольку трудно рассеять туман смутных понятий и отделить общее познание, возникающее из сравнения идей, от чувственных впечатлений, душа охотнее приходит к поспешным выводам и удовлетворяется таким пониманием, которое вряд ли даст ей возможность увидеть со стороны косность ее природы и сопротивление материи. Из-за этой зависимости духовные способности убывают вместе с живостью тела; когда в преклонном возрасте от ослабленного обращения соков в теле движутся только густые соки, когда уменьшается гибкость волокон и проворство движений, тогда подобным же образом истощаются и духовные силы; быстрота мысли, ясность представлений, живость ума и память становятся слабыми и замирают. Долгим опытом приобретенные понятия в какой-то мере возмещают еще упадок этих сил, а разум обнаруживал бы свое бессилие еще явственнее, если бы пыл страстей, нуждающихся в его узде, не ослабевал вместе с ним и даже раньше, чем он. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 1. — М., 1963—1966 О ГОСУДАРСТВЕ Георг Гегель (1770—1831) Государство есть индивидуальное целое, из которого нельзя взять одну отдельную, хотя и в высшей степени важную сторону, а именно государственное устройство само по себе, и нельзя, рассматривая только его, совещаться исключительно о нем и выбрать именно его. Государственное устройство не только оказывается чем-то находящимся в теснейшей связи с вышеупомянутыми другими духовными факторами и зависящим от них, но определенность всей духовной индивидуальности с совокупностью всех ее сил оказывается лишь моментом в истории целого, и ходом истории этого целого предопределяется то, что составляет высшую санкцию конституции и делает ее в высшей степени необходимой. При возникновении государства обнаруживаются его властный характер и его инстинктивность. Но повиновение и насилие, страх перед властителем уже связывают волю. Уже в диких государствах частная воля индивидуумов не имеет значения, приходится отказываться от партикуляризма, — существенное значение имеет общая воля. Это единство всеобщего и единичного есть идея, которая существует как государство и затем далее развивается в себе. Затем абстрактный, но необходимый ход развития в самом деле самостоятельных государств таков, что сначала в них существует царская власть, патриархальная или военная. Затем обособленность и единичность должны проявиться в аристократии и демократии. Затем эта обособленность должна подчиниться единой власти, которая может быть только такою, вне которой частные сферы являются самостоятельным, то есть монархическою. Итак, нужно различать первую и вторую царскую власть. Этот ход развития необходим, так что при нем всякий раз должно устанавливаться определенное государственное устройство, оказывающееся не результатом выбора, а лишь таким, которое как раз соответствует духу народа. В конституции дело идет о развитии разумного, т.е. политического, состояния в себе, об обнаружении моментов понятия, о разделении властей, которые сами по себе дополняют друг друга, а также, будучи свободными, способствуют своей деятельностью достижению одной цели и держаться ею, т.е. образуют органическое целое. Таким образом, государство есть разумная, объективно себя сознающая и для себя сущая свобода. Ведь ее объективность состоит именно в том, что ее моменты оказываются налицо не идеально, а в своеобразной реальности, и в своей деятельность, относящейся к ним самим, просто переходят в деятельности, которою порождается и результатом которой является целое, душа, индивидуальное единство. Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и ее свободы. Поэтому исторический процесс изменения вообще по существу дела совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как различные принципы. Те формы государственного устройства, при которых всемирно-исторические народы достигли своего расцвета, характерны для них, и, таким образом, они не дают общей основы для того, чтобы различие сводилось лишь к определенному способу совершенствования и развития, а не к различию принципов. Итак, при сравнении конституций прежних всемирно-исторических народов оказывается, что из них, так сказать, нельзя извлечь никаких уроков, которыми можно было бы воспользоваться для последнего принципа конституции, для принципа наших времен. Гегель Г. Сочинения: в 14 т. — М., 1929—1953 Диалектика Георг Гегель Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики. Мы знаем, что все конечное, вместо того, чтобы быть неподвижным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это и есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе иным самого себя, должно выйти за пределы того, что оно есть непосредственно, и перейти в свою противоположность… …Диалектика, далее, проявляется во всех частных областях и образованиях мира природы и духа. Так, например, она проявляется в движении небесных светил. Планета теперь находится на этом месте, но в себе она находится также и в другом месте, и она осуществляет это свое инобытие тем, что она движется. Физические стихии также оказываются диалектическими, и метеорологический процесс есть явление их диалектики. То же начало образует основу всех других процессов природы, и им же природа принуждается подняться выше самой себя. Что же касается присутствия диалектики в духовном мире и, в частности, в правовой и нравственной области, то следует здесь лишь напомнить о том, что, согласно опыту всех людей, всякое состояние или действие, доведенное до крайности, переходит в свою противоположность; эта диалектика, заметим мимоходом, находит свое признание во многих пословицах. Так, например, одна пословица гласит:summum jus summa injuria; это означает, что абстрактное право, доведенное до крайности, переходит в несправедливость. Точно так же известно, как в политической области две крайности, анархия и деспотизм, взаимно приводят друг к другу. Сознание наличности диалектики в области нравственности, взятой в ее индивидуальной форме, мы находим во всех известных пословицах: гордыня предшествует падению; что слишком остро, то скоро притупляется и т.д. Чувство, как физическое, так и душевное, также имеет свою диалектику. Известно, как крайняя печаль и крайняя радость переходит друг в друга; сердце, переполненное радостью, облегчает себя слезами, а глубочайшая скорбь иногда проявляется улыбкой. Развитие есть всем знакомое представление; но в том-то и состоит характерная черта философии, что она исследует то, что обыкновенно считается известным. То, что мы употребляем, не задумываясь, чем мы пользуемся в повседневной жизни, является как раз неизвестным, если мы не обладаем философским образованием. Дальнейшее более точное и строгое уяснение этих понятий есть задача науки логики. Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в себе бытие (как я это называю), potentia (...), второе есть для-себя бытие, действительность (actus...). Если мы, например, говорим, что человек от природы разумен, то он обладает разумом лишь в потенции, в зародыше; в этом смысле человек обладает от рождения и даже в чреве матери разумом, рассудком, фантазией, волей. Но так как дитя обладает, таким образом, лишь способностью или реальной возможностью разума, то выходит то же самое, как если бы оно совсем не обладало разумом; последний еще не существует в нем (аn ihm), ибо дитя еще не способно совершать что-либо разумное и не обладает разумным сознанием. Лишь тогда, когда то, что человек, таким образом, есть в себе, становится для него, следовательно, когда оно становится разумом для себя, человек обладает действительностью в каком-нибудь отношении; лишь тогда человек действительно разумен, лишь тогда он существует для разума. Что это, собственно, означает? То, что есть в себе, должно стать для человека предметом, должно быть им осознано; так оно становится для человека. То, что для него стало предметом, есть то же самое, что он есть в себе; лишь благодаря тому, что это в себе бытие становится предметным, человек становится для себя самого, удваивается, сохраняется, но другим не становится. Человек, например, мыслит, а затем он мыслит об этой мысли; таким образом, в мышлении предметом является лишь мышление, разумность производит разумное, разум является своим собственным предметом. Что мышление может затем впасть в неразумие, это — дальнейший вопрос, который нас здесь не касается. Но если на первый взгляд человек, разумный в себе, не подвинулся ни на шаг вперед после того, как он стал' разумным для себя, так как то, что было в нем в себе, лишь сохранилось, то разница все же огромная; никакого нового содержания не получается, и все же эта форма для-себя-бытия есть нечто совершенно отличное. Гегель Г. Сочинения: в 14 т. — М., 1929—1953 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Охарактеризуйте взгляды выдающихся представителей немецкой классической философии. Почему она получила такое название? Проанализируйте представленные тексты. Определите тему, проблему, которая в них рассматривается. |