Главная страница
Навигация по странице:

  • Функционально-стилевая классификация Жанровая классификация

  • Тезисы

  • Аннотация

  • кк. Практическая работа 5. Практическая работа Функциональные стили речи. Научный стиль Изучите теоретический материал, выполните данные ниже задания


    Скачать 64.37 Kb.
    НазваниеПрактическая работа Функциональные стили речи. Научный стиль Изучите теоретический материал, выполните данные ниже задания
    Дата17.11.2021
    Размер64.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа 5.docx
    ТипПрактическая работа
    #274712
    страница1 из 3
      1   2   3


    Практическая работа 5. Функциональные стили речи. Научный стиль

    Изучите теоретический материал, выполните данные ниже задания

    1. Понятие функционального стиля

    Язык обслуживает разные сферы общения, каждая из которых в зависимости от тех или иных коммуникативных задач предъявляет к речи свои требования. Функциональный стиль - разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена за одной из сфер речевой практик и особенности которой обусловлены целями и условиями общения в данной сфере. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции, которую они выполняют в каждом конкретном случае: 1) сообщение (коммуникативная функция); 2) выражение чувств и эмоций (эмотивная функция); 3) волевое воздействие (волюнтативная функция). Следовательно, вторым стилеобразующим фактором является коммуникативный замысел, цель высказывания. На выбор функционального стиля влияют также форма речи (устная или письменная), вид речи (монолог/диалог/полилог) и другие элементы речевой ситуации: предмет речи, условия и обстоятельства общения (время, место, официальность/неофициальность ситуации), статус и взаимоотношения участников общения.

    Традиционно выделяют стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный, а также язык художественной литературы. Сферой функционирова­ния научного стиля является наука, официально-делового — административно-правовая деятельность, и в обоих случаях целью является передача информации. Газетно-публицисти­ческий стиль реализуется в общественно-политической сфере; разговорный — в повседневно-бытовом общении, и здесь цель – передача информации+выражение чувств и эмоций+воздействие.

    Каждый функциональный стиль может существовать и в устной, и в письменной форме, но для разных стилей это соотношение неодинаково. В системе функциональных стилей выделяются следующие оппозиции: 1) разговорный стиль и книжные (все остальные); 2) язык художественной литературы и все остальные стили. Язык художественной литературы (даже стилем его обычно не называют) не образует замкнутой системы, в нём находят место абсолютно все средства общенационального языка, вплоть до просторечия, жаргонизмов и диалектизмов. Кроме того, он выполняет эстетическую функцию, не свойственную ни одному другому стилю. 3) Существует и такое деление: нестрогие стили (разговорно–бытовой, язык художественной речи) и строгие стили (научный и официально-деловой). Для строгих стилей характерны точность обозначений (термины) и отказ от смысла в неявном выражении. Промежуточное положение между строгими и нестрогими функциональными разновидностями языка занимает публицистический стиль - в нем соединяются две различные тенденции: тенденция к стандартизации, свойственная строгим стилям, и тенденция к экспрессивности, характерная для разговорной речи и для языка художественной литературы.

    Каждый из функциональных стилей имеет свои языковые средства: это, прежде всего, лексика (выбор слов) и синтаксис (строение предложений и целого текста), а также морфологические средства и интонация. У каждого стиля свои критерии качества речи. Например, мы знаем, что хорошая речь – это речь яркая, образная, однако данное требование нельзя отнести к деловой речи, для которой, наоборот, естественно быть «сухой», лишённой эмоций.
    2. Общая характеристика функциональных стилей речи





    Hayчный


    Oфициaльнo-дeлoвoй


    Пyблициcтичecкий


    Xyдoжecтвeнный


    Paзгoвopный


    Cфepa иcпoльзования


    Hayкa, тexникa, oбpaзoвание


    3aкoнoдaтeльcтвo, дeлoпpoизвoдcтвo


    Cpeдcтвa мaccoвoй инфopмaции, пyблич- ныe выcтyплeния


    Иcкyccтвo, xyдoжecтвeннaя литepaтypa


    Пoвceднeвнoe oбщeниe


    Ocнoвнaя цeль peчи


    Cooбщeниe, фикcaция знaний


    Cooбщeниe, кoнcтaтa- ция фaктa, ycтaнoвлe- ниe пpaвoвыx oтнoшeний


    Cooбщeниe и вoздeй- cтвиe


    Boздeйcтвиe чepeз oбpaзнoe модeлиpoвaниe миpa


    Ycтaнoвлeниe мeжлич нocтныx кoнтaктoв


    Xapaктepныe чepты cтиля


    Cтpoгaя лoгичнocть излoжeния, дoкaзaтeль- нocть, cмыcлoвaя тoч- нocть, oбoбщeннocть


    Toчнocть, cтaндapтизo- вaннocть, oтcyтcтвиe cpeдcтв выpaзитeльнocти


    Oбpaзнocть, эмoциo- нaльнocть, oцeнoчнocть


    Oбpaзнocть, шиpoкoe иcпoльзoвaниe cpeдcтв дp. cтилeй, cpeдcтв выpaзитeльнocти


    Heпpинyждeннocть, минимaльнaя зaбoтa о фopмe излoжeния мыcли, ocoбaя poль жecтoв, мимики, интoнaции


    Жaнpы


    Moнoгpaфия, диccepтa- ция , нayчнaя cтaтья , yчeбник, peфepaт, дoклaд, кypcoвaя paбoтa и дp.


    3aкoны и другие нормативные акты, дeлoвыe бyмaги (пpи- кaз, пpoтoкoл, дoгoвop, cпpaвкa и т.п.)


    Oчepк, cтaтья, интepвью, фeльeтoн, peпopтaж, выcтyплeниe пo paдиo (тeлeвидeнию), диcкyccия и дp.


    Poмaн, пoвecть, paccкaз, пoэмa и т.д.


    Бытoвaя бeceдa, пpocьбa, комплимент, извинeниe и дp.


    Языкoвыe cpeдcтвa


    Oднoзнaчныe cлoвa, тepмины, aбcтpaктнaя лeкcикa; пpичacтия и дeeпpичacтия, yкaзaтeль- ныe и oпpeдeлитeльныe мecтoимeния; ввoдныe кoнcтpyкции, cлoжныe и пpocтыe ocлoжнeнныe пpeдлoжeния , пpямoй пopядoк cлoв; минимyм cpeдcтв выpaзитeльнocти (cpaвнeниe, peдко мeтa- фopa)


    Oфициaльнaя и кaнцeляpcкaя лeкcикa и фpaзeoлoгия, иc- пoльзoвaниe aббpeвиa- тyp; пpeoблaдaниe cyщecтвитeльныx нaд глaгoлaми, cтaндapтныe oбopoты, cтpaдaтeльныe кoнcтpyкции, нeoпpeдeлeннo- личныe и бeзличныe пpeдлoжeния


    Oбщecтвeннo-пoлити- чecкaя лeкcикa, cлoвa в пepeнocнoм знaчeнии, эмoциoнaльнo-экcпpec- cивнaя, oцeнoчнaя лeкcикa, фpaзeoлoгизмы; нeпoлныe пpeдлoжeния, ввoдныe кoнcтpyкции, вocклицaтeльныe пpeдлoжeния; paзнooбpaзиe cpeдcтв выpaзитeльнocти


    Boзмoжнo иcпoльзoвaниe любыx лeкcичecкиx eдиниц (cинoнимы, aнтoнимы, apxaизмы, иcтopизмы, пpocтopeчныe и paзгoвopныe cлoвa, диaлeктизмы и дp.); paзнooбpaзиe cинтaкcичecкиx кoнcтpyкций; шиpoкoe yпoтpeблeниe тpoпoв и cтилиcтичecкиx фигyp


    Рaзгoвopнaя лeкcикa, эмoциoнaльнo-экcпpeccивнaя лeкcикa; oбилиe чаacтиц, ввoдныx cлoв, мeждoмeтий; бeccoюзныe, нeпoлныe пpeдлo жeния



    3. Стилистические нормы и их нарушения

    Стилистические нормы — это правила употребления языковых средств в соответствии с ситуацией общения. Немотивированное использование в тексте слов с чуждой функционально-стилистической окраской является нарушением стилистических норм русского языка.

    Основу любого стиля составляет общеупотребительная лексика - слова, которые могут свободно использоваться в различных сферах, стилях и условиях общения, но маркерами того или иного стиля являются стилистически окрашенные слова. Мы чувствуем связь слов-терминов с научным языком (квантовая теория, ассонанс, атрибутивный); относим к публицистическому стилю слова, связанные с политической тематикой (всемирный, конгресс, саммит, международный, правопорядок, кадровая политика); выделяем как официально-деловые слова, употребляемые в делопроизводстве (нижеследующий, надлежащий, потерпевший, проживание, оповестить, предписать, препровождается). Наиболее чётко противопоставлены книжные и разговорные слова (ср.: вторгаться - влезать, соваться; избавиться - отделаться, отвязаться).

    Функциональная закрепленность таких слов за определенным стилем не всегда исключает употребление их в других стилях. Характерное для современного развития русского языка взаимовлияние и взаимопроникновение стилей способствует перемещению лексических средств (наряду с другими языковыми элементами) из одного из них в другой.  Наиболее открыт для проникновения иностилевой лексики публицистический стиль. В нем нередко можно встретить термины рядом с разговорной лексикой. А вот официально-деловой стиль для иностилевой лексики непроницаем.

    Является стилистической ошибкой употребление в строгих стилях жаргонизмов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а в разговорном стиле – канцеляризмов, если это не художественный приём, используемый с целью создания комического эффекта. Примером неоправданного включения разговорных элементов в деловой стиль может служить следующий текст служебной записки, написанной заведующим складом: «Прошу обязать магазины срочно забрать в продажу консервы в стеклянной таре. В складе холодно, банки могут полопаться, а потом будут искать виновного, кто их полопал». Корней Иванович Чуковский ввёл термин «канцелярит» (по образцу слов, обозначающих болезни: «дифтерит», «колит», «менингит»). Канцелярит – невнятный и громоздкий язык бюрократов – встречается и в бытовой речи: «Мой друг проживает на Южной улице» (вместо «живёт»), «Староста группы поставила меня в известность» (вместо «сказала мне»)
    4. Научный стиль

    4.1 Подстили и жанры научного стиля

    Основная функция научного стиля речи – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания. В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить следующие подстили научного стиля:

    Функционально-стилевая классификация

    Жанровая классификация

    Собственно научный стиль

    Монография, статья (первичные жанры), доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа; научная дискуссия или полемика

    Научно-информативный

    Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание (вторичные жанры)

    Научно-справочный

    Словарь, справочник, каталог

    Научно-учебный

    Учебник, методическое пособие, лекция, конспект, устный ответ, объяснение

    Научно-популярный

    Очерк, книга, лекция, статья


    Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада или статьи. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

    Реферат- адекватное изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

     Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

    1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

    2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

    3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

    4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

    В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:- Автор останавливается на вопросе…Далее автор рассматривает…При этом он отмечает…Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

    Аннотация пишется к каждой научной статье или книге. Аннотация используется в автоматизированных информационных системах для поиска информации. Аннотация представляет собой краткую характеристику текста статьи, в которой указываются: тема (проблема) и её актуальность; основные тезисы (выводы) автора; кому адресована статья (специалистам или широкому кругу читателей). После аннотации приводятся ключевые слова из первичного текста.

    Аннотация оформляется в виде текста, который, как правило, не делится на абзацы. Аннотация в силу своей предельной краткости не содержит вступления и не допускает цитирования. В ней избегают подробностей и деталей. В отличие от рецензии и сочинения тон аннотации всегда нейтрален, оценки не даются, обращения к читателю и местоимения 1 и 2 лица не допускаются.

    В таблице даны языковые стереотипы (стандартные выражения и конструкции), характерные для аннотации:

    В статье (в работе) рассматривается …

    Статья (работа) посвящена …

    В статье (в работе) уделяется большое внимание …

    Автор затрагивает проблемы …

    Автор останавливается на следующих вопросах …

    Статья (работа) адресована …

    Статья (работа) предназначена для …

    Слова для обозначения субъекта действия: автор, авторы, исследователь, ученый.

    Слова для обозначения действий автора: описывает, приводит примеры, анализирует, выдвигает гипотезу, доказывает, делает вывод, предлагает.

    Слова для обозначения адресата: широкий круг читателей, специалисты в области …

    Слово «аннотация» перед аннотацией не пишется. После аннотации приводятся ключевые слова из первичного текста (обычно от 5 до 8 слов или словосочетаний). Ключевые слова должны отражать основное содержание статьи, по возможности не повторяя заглавие. В ключевые слова не включают фамилию автора, общенаучную лексику типа «теория», «гипотеза», «анализ», а также общеупотребительную лексику, которая может встретиться в любом тексте.

    Образец аннотации:

    Шейкин М. Освоение космоса и проблемы экологии

    Статья М. Шейкина посвящена теме освоения космоса. Автор затрагивает весьма актуальную в наше время проблему загрязнения космоса в результате человеческой деятельности. Учёный приводит примеры негативного влияния искусственных космических тел на состояние биосферы и предлагает меры по решению связанных с этим экологических проблем. Статья адресована широкому кругу читателей.

    Ключевые слова: биосфера, ракетно-космическая техника, космический металлолом, экологическая ситуация.
      1   2   3


    написать администратору сайта