Практический раздел. Практические задания по философии для студентов всех специальностей
Скачать 0.94 Mb.
|
Темы рефератов:Место и роль философии в системе культуры. Философия и искусство. Проблема плюрализма в философии. Философия, религия, атеизм. Сциентизм и антисциентизм в философии. Философские аспекты естествознания. От мифа к логосу: рождение философии. Философская и научная картина мира XX века. Философия и политика. Личность философа (философия как образ жизни). Вопросы для самоконтроля:Определение понятия философского знания. Предмет философии. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Каково соотношение философии и науки, философии и искусства, религии и мифологии? Предназначение онтологии, гносеологии и аксиологии, их соотношение и место в философии. Обладает ли философия своим языком? В чем состоит его особенность? Каковы отличительные признаки философского текста? В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии? Является ли религия философией? Может ли философия быть религией? Какие суждения о философии вам известны? В чем выражается значение философии в жизни человека? Тема 2. Античная философия: основные проблемы и идеиВопросы для обсуждения:Особенности и периодизация античной философии. Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи. Демокрит и философия атомизма. Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания. Этическое учение и философский метод Сократа. Философская система идеализма Платона. Философская и научная картина мира Аристотеля. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм. Термины:Первоначало (архэ), эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, анамнезис, метемпсихоз, метафизика, энтелехия, материя и форма, гедонизм, эвтюмия, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация. Задания для проверки уровня компетенций:1. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»: "Один только путь остается, "Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных, Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже, Целым, единородным, бездрожным и совершенным. И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу "Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться? Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно. Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему… Как может "быть потом" то, что есть, Как могло бы "быть в прошлом"? "Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет… И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…1 а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду. б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"? в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы. 2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания: а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим"2. б) "Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение, людям же — гибель и отрава»3. 3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади». Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения? 4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение». В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)? 5. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490–430 гг. до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, возникши, опять разрушается, что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы. Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах? 6. Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их: - реальны они либо утопичны? - есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего? - гуманны они либо антигуманны? - есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам? 7. Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля: "Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее… Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей"4. "Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"5 Ответьте на вопросы: а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа? б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)? в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости? |