Главная страница
Навигация по странице:

  • Билингвы

  • Кенотаф

  • Фронтальность

  • Древняя Греция Архаика

  • Храм в антах

  • Амфипростиль

  • Практическая работа по истории искусств. Практическая работа по ситории искусства. Практическое задание к разделам 1 и 2 дисциплины История искусств Задание 1 Глоссарий Древний Египет Алтарь


    Скачать 96.34 Kb.
    НазваниеПрактическое задание к разделам 1 и 2 дисциплины История искусств Задание 1 Глоссарий Древний Египет Алтарь
    АнкорПрактическая работа по истории искусств
    Дата26.01.2022
    Размер96.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа по ситории искусства.docx
    ТипДокументы
    #342931
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Практическое задание к разделам 1 и 2 дисциплины «История искусств»

    Задание №1

    Глоссарий

    Древний Египет

    Алтарь - жертвенник. Сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. Алтарь был символом божества и местом, где располагались священные предметы. Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством.

    Атрибут - (от лат. attributio «приписывание»): признак, приписываемое качество, свойство. Это отличительная принадлежность, присвоенный кому-либо или чему-либо, знак, предмет для отличия.

    Бальзамирование - метод предотвращения гниения трупов или отдельных органов, применяемый для сохранения тел людей после их смерти, обеззараживания трупов при продолжительной транспортировке и изготовления анатомических экспонатов. В Древнем Египте для бальзамирования применялись душистые вещества — бальзамы (отсюда название процедуры). Перед бальзамированием в Египте мозг вынимался через нос, так как считалось, что он не представляет ценности (о функции мозга тогда было неизвестно, поэтому его просто выбрасывали, другие органы сохраняли отдельно от трупа).

    Барельеф - это разновидность скульптуры, в которой часть выпуклой композиции выступает над основным фоном менее, чем на половину объема. Барельефы широко используются для украшения наружного и внутреннего убранства зданий, а также в процессе создания монументальных произведений искусства (памятников, обелисков, стел и мемориальных комплексов).

    Билингвы – люди владеющие двумя языками.

    Гипостиль - (от греч. hypóstylos — поддерживаемый колоннами) обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны, или гипостильные залы, были распространены в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран).

    Демотика - одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на поздних стадиях развития египетского языка. Термин димотика употребляется также применительно к современному греческому языку (не имеющему отношения к египетскому).

    Зооморфизм - происходит от греческое ζωον (zōon), что означает «животное », и μορφη (morphē), что означает «форма» или «форма». Наделение людей качествами животных. Очень часто используется для обозначения представления богов в образах животных, а священных животных — как воплощение сущности богов.

    Иерархия - (др.-греч. ἱεραρχία — «священноначалие», от др.-греч. ἱερός — «священный» и др.-греч. ἀρχή — «начало; начальство; власть»[1]) — положение частей или элементов чего-либо в порядке от высшего к низшему.

    Иератика - один из трех видов письма в Египте Древнем. Представляет собой графически упрощенный, скорописный (курсивный) вариант иероглифики. Самый ранний сохранившийся образец датируется правлением V династии. Писчим материалом для И. служил по преимуществу папирус, но также острака, свитки кожи, отщепы камня, ткань, деревянные дощечки и др. Знаки выписывались краской (черной, из угля, и красной, из охры) и кистью из расщепленной камышинки, что давало возможность (в отличие от монументальной «рисуночной» иероглифики) соединять отдельные знаки в лигатуры.

    Инкрустация - (позднелат. incrustatio — букв. покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор, керамика, различные металлы, дерево, перламутр и поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.

    Канон - (др.-греч. κανών — «прави́ло, отвес, эталон, линейка») — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.

    Канопа - (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые при мумификации из тел умерших. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название).

    Кенотаф - (др.-греч. κενοτάφιον, от κενός — пустой и τάφος — могила), также ценота́ф — памятник, считающийся надгробным, но находящийся там, где не содержатся останки покойного, своего рода символическая могила. В Древнем Египте кенотаф использовали в ритуалах поминовения покойных, а реальные захоронения находились в отдаленном, чаще в недоступном, тайном месте. Древнеегипетские пирамиды в ряде случаев можно с уверенностью назвать кенотафами.

    Копты — этнорелигиозная группа египтян, живущая в Северной Африке и на Ближнем Востоке, распространённая, в основном, на территории Египта. Это  египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в глубину веков.

    Мастаба - (от араб. «ска­мья»), один из типов гробниц Египта Древнего; имеет подземную погребальную камеру и прямоугольную в плане наземную часть с фасадами, слегка наклонёнными к центру сооружения. Названа из-за сходства с кирпичной скамьёй при входе в традиц. араб. дом.

    Мумия - сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.

    Пилон - Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 — около 1700 до н. э.).

    Пандус - древняя насыпь, при помощи которой рабочие эпохи фараона Хеопса передвигали гигантские каменные блоки и строили пирамиды. Система существенно облегчала процесс перемещения камней на строительную площадку. Сама насыпь располагалась в центре, а по обеим сторонам были смонтированы специальные лестницы. В отверстия в скале крепили мощные деревянные столбы. Алебастровые блоки помещали на деревянные сани, при этом вокруг столбов наматывали веревки, за которые тянули рабочие. Под углом в 20 градусов материал доставляли к необходимому месту.

    Папирус - писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее — на всём пространстве античного мира. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее семейству осоковые.

    Рельеф - это совокупность всех неровностей земной поверхности. Неровности различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению. Самые крупные – планетарные формы рельефа, это материки и впадины океанов. Крупными формами рельефа являются горы и равнины.

    Ном - греческое и римское название административной единицы в Древнем Египте, утвердившееся с эллинистического периода и также применяемое в науке к более древним эпохам истории Египта, когда области государства носили название септ, спат, сепат.

    Осирис -  бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Обычно изображался в виде спеленутой мумии с зелёным лицом, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп). Основными центрами культа бога были Бусирис в дельте Нила и Абджу (Абидос).

    Палетка - тонкая каменная плитка с рельефными изображениями, характерна, главным образом, для искусства Древнего Египта. Первоначально применялись для косметических целей — измельчения ингредиентов различных снадобий для лица и тела, но, со временем, эти изделия стали использоваться для торжественных и церемониальных действий.

    Пектораль - плоское нагрудное украшение, в Древнем Египте часто прямоугольной формы. Был формой украшений, часто представлен ​​в виде броши. Их в основном носили более богатые люди, и фараон.

    Полихромный - многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектурескульптуредекоративном искусстве. Достигается применением разноцветных материаловпатинированиемзолочением или использованием красящих веществ.

    Саркофаг - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах.

    Темпера - водяные краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные или искусственные.

    Ушебти - статуэтки, которые в Древнем Египте помещались в могилу, с тем чтобы они выполняли необходимые обязанности по отношению к умершему. Изготавливались из дерева, камня, терракоты или фаянса.

    Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта. Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбет — покровительницы Верхнего Египта.

    Фронтальность - изображение объекта (человека, животного, здания, предмета) лицом (фасадом, передней плоскостью и т. п.), прямо обращённым к зрителю. Фронтальности обычно сопутствует плоскостная манера изображения.

    Древняя Греция

    Архаика - (от греч. archaiкуs ≈ cтаринный, древний), ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. Термин применяется главным образом в искусствознании для обозначения раннего периода древнегреческого изобразительного искусства

    Храм в антах - в древнегреческой архитектуре — выступы продольных стен на переднем фасаде храма, обрамляющие вход и выполняющие функцию опоры антаблемента или карниза треугольного фронтона.

    Простиль - (от греч. pro — впереди и stulos — колонна) — тип античного храма. Простиль представляет собой прямоугольное в плане, небольшое здание с рядом колонн на главном фасаде. Термин также используется для обозначения портика, выступающего из главного фасада зданий. Впервые храмы данного типа строились этрусками и греками, позже римляне переняли его для строительства своих храмов

    Амфипростиль - (от греч. amphipróstylos, от amphi – «с обеих сторон» и próstylos – «имеющий колонны с передней стороны»). Тип древнегреческого храма, для которого характерен прямоугольный план и колонные портики на обоих торцевых фасадах. Продольные стены амфипростильных зданий обычно были гладкими и не имели никаких украшений. Примером амфипростиля может служить храм Ники Аптерос на афинском Акрополе.

    Периптер -  прямоугольное в плане сооружение, со всех четырёх сторон окружённое колоннадой. Наиболее распространённый тип древнегреческого храма времён архаики и классики. Считается, что периптер происходит от архаического мегарона — жилого дома архаической эпохи прямоугольного плана с очагом в центре.

    Диптер - тип античного храма «окрылённого», окружённого со всех сторон не одним, как в периптере, а двумя рядами колонн. Тип диптера может быть усложнён входным портиком либо антами на переднем и заднем фасадах. В этих случаях на антовых фасадах образуется три или даже четыре ряда колонн.

    Целла - Первоначально маленькая (позднее и большая) комната для съестных припасов в римских жилых домах; также внутренняя часть культовых зданий, особенно храмов, в которой находились изображение божеств; внутреннее святилище, куда был запрещён вход всем, кроме определённого круга духовенства.

    Пронаос - открытая или закрытая пристройка перед входом в храм, передняя, проходная часть античного дома, дословно: предзал. Говоря иными словами, пронаос — это преддверие храма; полуоткрытая часть античного здания между входным портиком и наосом.

    Наос - центральная часть древнегреческого храма. У древних римлян — целла. Вначале, в архаической Греции, — святилище в виде деревянного ящика, в котором хранили статуэтку божества. Такой «домик» имел двускатную крышу и раскрывающиеся дверцы. Наосы устанавливали на специальной ладье.

    Опистодом - задняя часть античного древнегреческого храма или здания, отделённая от наоса стеной и имеющая отдельный выход — как правило, на западном фасаде.

    Ордер - в традиционном понимании это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных и горизонтальных элементов. В иной формулировке: порядок, или последовательность использования определённых элементов в определённой архитектурно-стилевой обработке.

    Стереобат - в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. Или же искусственная площадка, поднимающая основание здания над уровнем городской площади. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только ее поверхность) называется стилобатом.

    Стилобат -  "плоскость, по которой ступают колонны", верхняя плоскость объёмного цоколя, на которой водружали стены, колонны, пилоны античных построек. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата. В более узком значении стилобат — каменная плита наподобие базы под колонной.

    База - Ба́за — основание, нижняя часть колонны, пилястры. В ордерной архитектуре база — обязательная часть колонн всех ордеров, кроме греко-дорического. База колонны в портике опирается непосредственно на опорную плиту (стилобат), в аркаде, при относительно широком просвете между колоннами — на высокий пьедестал (в этом случае базой называется деталь, переходная от пьедестала — к телу колонны).

    Энтазис - утоне́ние — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении. Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста). Наряду с курватурой является одним из главных выразительных приёмов, используемых в классической ордерной архитектуре.

    Каннелюры - вертикальный желобок на фусте пилястры или колонны. Горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера, в отличие от каннелюр, называют выкружкой, или трохилусом. Трохилусами иногда называют и вертикальные каннелюры.

    Капитель - верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. В греко-дорическом ордере капитель отделяется от ствола колонны горизонтальными бороздками, которых бывает от 1 до 5.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта