Главная страница
Навигация по странице:

  • Прометей

  • Лукреций Кар

  • Средние века Медиевистика

  • Крестово-купольный храм

  • Октагон

  • Пантократор

  • Романский стиль

  • Практическая работа по истории искусств. Практическая работа по ситории искусства. Практическое задание к разделам 1 и 2 дисциплины История искусств Задание 1 Глоссарий Древний Египет Алтарь


    Скачать 96.34 Kb.
    НазваниеПрактическое задание к разделам 1 и 2 дисциплины История искусств Задание 1 Глоссарий Древний Египет Алтарь
    АнкорПрактическая работа по истории искусств
    Дата26.01.2022
    Размер96.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа по ситории искусства.docx
    ТипДокументы
    #342931
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Древний Рим

    Акведук - гидротехнические сооружения, созданные в Древнем Риме для задач управления водными ресурсами. Акведук — в буквальном переводе «водопровод». По существу, акведуки Рима – система оросительных каналов, протянутых через разные ландшафты. Вода из источника поступала в акведук, из него – в специальный отстойник «кастеллу», и по трубам распределялась на город. Если водопровод сооружался не под землей, то его монтировали в арочные пролеты и закрывали сверху, чтоб вода оставалась чистой.

    Амфитеатр -  античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены устраивались полностью или частично окружавшие её ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для зрителей.

    Форум - когда-то центральный рынок, а теперь площадь, занимающая центр древней части города. Он являлся средоточием общественной и политической жизни римских граждан. Именно отсюда и берёт свое начало нынешнее значение слова «форум».

    Инсула - многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Инсулы появились не ранее III века до н. э. Верхние этажи инсул занимали в основном бедняки, более зажиточные слои населения снимали более комфортабельные квартиры на первых этажах.

    Атриум - первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окружённый крытой галереей. Первоначально атриум служил кухней и столовой, где находились очаг и ткацкий станок, и одновременно — сакральным ядром жилища, уподоблявшимся центральному святилищу Рима — мундусу Цереры.

    Имплювий - Четырехугольный неглубокий бассейн в центре дворика атриума (атрия) в древнеиталийском и древнеримском жилище. В имплювии через отверстие комплювий стекала с крыши дождевая вода. Из имплювия по водосточным трубам, проложенных под полом, вода устремлялась в какую-нибудь домашнюю цистерну, откуда ее брали для хозяйственных нужд. В зависимости от дохода хозяев дома мог быть украшен мозаиками, статуэтками и даже фонтанами.

    Перистиль - открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой. Термин происходит от др.-греч. περίστῡλος («окружённый колоннами» от др.-греч. περί- «вокруг» и др.-греч. στῡλος «столб») и изначально обозначал такой архитектурный приём в древнегреческой или древнеримской архитектуре.

    Бетон - Слово Caementum означало «бутовый камень», «тёсаный камень» и также каменные составляющие для наполнения полостей несущих стен. Состоял из смеси промытого песка и связующего компонента, с наполнителем из щебёнки[1]. В качестве связующего вещества применяли известь с добавлением природной или искусственной керамики (пуццоланпемза, кирпич). Эти компоненты насколько возможно тонко измельчали, смешивали с песком, добавляли воду, перемешивали до полной однородности, затем добавляли наполнитель и перемешивали, полученную пластичную смесь заливали в опалубку и уплотняли трамбовкой. После затвердевания бетона опалубку снимали.

    Букраний - орна­мент в виде чере­пов, рас­про­стра­нен в гре­ко-рим­ском искус­стве как деко­ра­тив­ный эле­мент; с 3 в. до н. э. часто объ­еди­нял­ся с гир­лян­да­ми в осо­бый фриз, при­ме­нял­ся в архи­тек­ту­ре, на релье­фах (напри­мер, сар­ко­фаг Кафа­рел­ли), в Настен­ной и вазо­вой живо­пи­си.

    Кессоны - углубление квадратной, прямоугольной или иной формы на поверхности свода, купола, плафона или на внутренней поверхности арки — интрадосе.

    Тога - верхняя одежда граждан мужского пола в Древнем Риме — кусок белой шерстяной ткани эллипсовидной формы, драпировавшийся вокруг тела. Лицам, не имевшим статуса граждан, не позволялось носить тогу.

    Тогатус - человек, одетый в тогу; самоназвание римлян, поскольку тога — национальная одежда и атрибут полноправного римского гражданина, а ношение тоги являлось обозначением социального статуса свободного человека и гражданина.

    Гиматий - у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона. В классическую эпоху гиматий представлял собой отрез шерстяной ткани, достигавший 1,7 метра в ширину и 4 метров в длину, задрапированный вокруг фигуры.

    Аттик - декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Более точно — передняя плоскость такой надстройки, которая именуется подиумом. Впервые аттик стали применять древние римляне в композиции триумфальных арок. Такой аттик имеет собственный цоколь и малый венчающий карниз.

    Туф - лёгкая, сцементированная, пористая горная порода. По способу геологического образования различают основные типы туфов: вулканические, известковые и кремнистые.

    Гомер - (греч. Homeros, лат. Homerus, ок. VIII в. до н. э.) — древнегреческий поэт, стоящий у истоков греческой и, следовательно, европейской литературы. Его имя связано с древним литературным жанром греков, греческим эпосом, особенно с «Илиадой» и «Одиссеей». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов. 

    Эсхил - один из величайших поэтов-драматургов древнегреческой эпохи, живший в 5 веке до н. э., «отец» трагедии, родоначальник жанра трилогии и тетралогии, внесший изменения в концепцию театрального искусства. До настоящего времени дошли 7 трагедий великого грека: «Персы», «Просительницы», «Семеро против Фив», трилогия «Орестея», состоящая из пьес «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды», и «Прометей прикованный».

    Софокл - древнегреческий трагик, чьи произведения сохранились до современных времен: драматург написал более 120 пьес, но только 7 из них в полном объеме доступны современному читателю. Софокл родился около 496 года до н. э. в Колоне, районе Афин, в обеспеченной знатной семье изготовителя военного обмундирования Софилла.

    Еврипид - (ок. 480—406 до н.э.). Родился он на острове Саламин, жил и творил в Афинах и лишь к концу жизни удалился в Македонию, находился при дворе царя Архелая Предполагается, что написал Еврипид около 90 пьес (до нас дошло лишь 19). Сюжеты его трагедий в основном мифологические, но действующие лица выписаны им реалистично, с чертами положительными и отрицательными, подчас противоречивыми. («Лягушки», «Алкестида», «Медея», «Электра»).

    Геродот - древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. (трактат «История», энциклопедия «Суда»).

    Сократ - древнегреческий философ. Его учение разделило древнегреческую философию на «досократический» и «сократовский» периоды. В отличие от предшественников, которых интересовали вопросы сотворения космоса и всего сущего, Сократ стал изучать внутренний мир человека.

    Перикл - древнегреческий философ. Его учение разделило древнегреческую философию на «досократический» и «сократовский» периоды. В отличие от предшественников, которых интересовали вопросы сотворения космоса и всего сущего, Сократ стал изучать внутренний мир человека.

    Сафо - (630/612 — 572/570 до н.э.)  древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики). Входит в число Девяти лириков. Стихи Сапфо сохранились во фрагментах, музыка Сапфо не сохранилась. Уже в период античности считалась величайшим или одним из величайших лирических поэтов.

    Менандр - (342 – ок. 291 до н.э.), древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической комедии. Родился в 342 году до н.э..  Афинянин, сын Диопейфа; глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. До нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Δύσκολος» «Брюзга». 

    Витрувий - римский архитектор и инженер, живший в I веке до н. э. Известен как автор формулы о триединой сущности строительного искусства «прочность, польза, красота» и идеи «витрувианского человека» — схемы пропорций совершенного тела. Сочинил древнейший из дошедших до нас и крайне авторитетный трактат о зодчестве — «Десять книг об архитек­туре». В нем он подробно объясняет, как построить новый город, как соорудить в нем форум, баню, театр и возвести храм, как спроектиро­вать точные солнечные часы, создать подъемные механизмы и артиллерий­ские машины и так далее.

    Вергилий - Родился 15 октября 70 год до н. э., Андес близ Мантуи - умер 21 сентября 19 год до н. э., Брундизий. Один из величайших поэтов Древнего Рима. Прозван «мантуанским лебедем». («Bucolica», Culex («Комар») «Георгики»)

    Гораций - древнеримский поэт-лирик «золотого века» античной литературы времен правления Октавиана Августа, чье творчество находилось на грани между независимостью и придворным рабством. Его перу принадлежит ода "Памятник", увековеченная в переложениях и переводах великих русских писателей. Автор первой в мире автобиографии, в своих трудах рассказавший о себе, своем характере, привычках и образе жизни.

    Тит Ливий - древнеримский историк, автор частично сохранившейся «Истории от основания города». Начав составлять «Историю» около 30 года до н. э., Ливий работал над ней до конца жизни и описал события от мифического прибытия Энея из Трои на Апеннинский полуостров до 9 года до н. э.

    Лукреций Кар - (р. между 99-95 - ум. 55 до н. э.) - древнеримский поэт и философ. Автор философской поэмы "О природе вещей" в которой пропагандирует материалистическое учение Эпикура, главным образом его натурфилософию, ставя своей целью освободить человека от гнета религии.

    Тацит -  древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений и двух больших исторических трудов. В молодости Тацит совмещал карьеру судебного оратора с политической деятельностью, стал сенатором, а в 97 году добился высшей магистратуры — консула.

    Плутарх - древнегреческий писатель и философ римской эпохи. Вырос и прожил бо́льшую часть жизни в беотийском городке Херонея, общался с влиятельными римскими политиками и интеллектуалами, был жрецом храма Аполлона в Дельфах. Большинство сочинений он написал в зрелом возрасте, после свержения императора Домициана. У Плутарха было несколько трактатов, посвященных Дельфийскому оракулу. Всего Плутарх написал, согласно древним спискам, 227 сочинений, из них дошло 154. Все его сочинения распадаются на две большие группы: сравнительные жизнеописания и т.н. моральные сочинения.

    Апулей -  (ок. 125 н.э. – после 170 н.э.) древнеримский писатель и поэт, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы». Сохранившиеся труды Апулея написаны на латинском языке.

    Петроний - автор древнеримского романа «Сатирикон», обычно отождествляемый с сенатором Петронием, о котором писал Тацит. Имя Петроний Арбитр названо во всех манускриптах романа. Его подтверждают позднейшие ссылки и отзывы, в которых, без сомнения, речь идёт об авторе «Сатирикона»

    Сенека - (4 до н.э. — 65 н.э.) — выдающийся древнеримский философ-стоик, драматург и государственный деятель, воспитатель императора Нерона. Он вошел в историю мировой литературы как автор книги «Нравственные письма к Луцилию». В ней Сенека под видом посланий к другу, которому он дает морально-этические наставления и советы, отразил свои взгляды на жизнь. Это сочинение стало классикой античной эпистолярной прозы.

    Средние века

    Медиевистика - раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья. В более широком, но в менее употребительном смысле медиевистика изучает историю этого периода и других регионов. Специалисты по истории Средних веков называются медиевистами.

    Крестово-купольный храм - архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

    Октагон - многоугольник с восемью углами. Восьмиугольное здание.

    Апсида - примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.

    Конха - элемент храмовой архитектуры, получивший особое распространение в Византии и представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

    Тетраконх - (от греч. tetra – четыре и конха) – в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырёхлепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают четыре полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространён на территории Грузии и Армении.

    Смальта - цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

    Энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

    Пантократор - (от греч. pantokrator - всевластитель) поясное изображение Христа, благословляющего правой рукой, с Евангелием в левой (в своде купола или конхе христианского храма, в иконописи).

    Романский стиль -  художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI—XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полное выражение этот стиль нашёл в архитектуре. Здания этой эпохи — это не просто дома, но замки, церкви, внешне напоминающие крепость. В целом архитектура имеет теологический уклон. С одной стороны подобные строения выполняли свои прямые функции, а при необходимости могли держать осаду, поскольку стены имели большую толщину, окна чаще были маленькими и круглыми, иногда больше напоминали узкие бойницы, а по периметру могли быть башни — отличное место для осмотра военных позиций.

    Базилика - тип строения прямоугольного плана. В развитой форме христианская базилика обычно состоит из нечётного числа различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями.

    Неф - вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

    Трансепт - поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.

    Нартекс - входное помещениепримыкавшее обычно к западной стороне христианского храмаНартекс предназначался для лицне имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта