Практическая работа по истории искусств. Практическая работа по ситории искусства. Практическое задание к разделам 1 и 2 дисциплины История искусств Задание 1 Глоссарий Древний Египет Алтарь
Скачать 96.34 Kb.
|
Эхин - нижняя часть капители, расположенная под абакой и являющаяся переходом от фуста колонны к абаке. Древние греки эхином называли раковину морского ежа, которую они использовали в качестве сосуда или ёмкости для хранения документов тайного судопроизводства. Это название перенесли на архитектурную деталь. Абака - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры. Волюта - завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре. Волюта — основной мотив орнаментики бронзового века. Встречается на каменных стелах, орудиях, бронзовой и золотой посуде, украшениях-оберегах крито-микенской эпохи. Антаблемент - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классической архитектуры ордера. Антаблемент членится на несущую часть - архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Архитрав - от греческого «ἀρχι» - «главный» и латинского «trabs» - «балка»; прямолинейная несомая балка у основания аттика, опирающаяся на колонны, реже - аркады. Архитрав располагается в нижней части антаблемента на капителях колонн. Архитрав представляет собой базу антаблемента. Фриз - декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей или увенчивающей ту или иную часть архитектурного сооружения. Метопа - прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже — живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия. Триглиф - в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикальную каменную плиту с тремя врезами. Триглифы чередуются с метопами. С расстояния триглифы выглядят как три вертикальные рейки. Зофорный фриз - в античной архитектуре, чаще всего на здании ионического ордера, фриз, расположенный снаружи по периметру здания и украшенный рельефами. Карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над архитравом и фризом. Ордерный карниз выступает вперёд и нависает над остальными частями антаблемента и плоскостью стены с оконными проёмами, защищая их от дождя и, в южных странах, от яркого солнца. Фронтон - завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Аканф - характерный рисунок украшений коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов. ... В стилизованном виде широко встречался в греческой, римской и византийской архитектуре, искусстве. Пальметта - элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, по сходству с ладонью, или с «растопыренными пальцами руки». Представляет собой геометризованное изображение веерообразно расходящихся листьев пальмового дерева из цветочной чашечки с двумя спиралевидными усиками по сторонам. Гимнасии - архитектурно оформленные площадки для гимнастических упражнений с банями, портиками и другими помещениями для отдыха и духовного общения. Первоначально гимнасий представлял собой простую квадратную площадку для физических упражнений, обсаженную двумя рядами тополей. Палестры - частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. В общем смысле слово палестра может употребляться как обозначение площадки для упражнений в гимнасии или как синоним учреждения, в котором молодые люди обучаются различным видам спорта. Главным упражнением была борьба. Орхестра - круглая площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение — «место для плясок». Проскениум - передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом сцены и занавесом. Просцениум выступает в зрительный зал. В древнеримском театре просцениумом называлась площадка для игры актёров, находившаяся перед сценой. Скена - В древнегреческом театре сначала палатка для переодевания актеров, которая со временем превращается в сложную архитектурную конструкцию. Ксоан - древнегреческое архаичное культовое изображение, статуя, идол, вырезанный из дерева. Курос - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Кора - это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах. Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Пеплос - женская верхняя одежда из лёгкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники, длиннее хитона, с большим количеством складок; правая сторона не сшита, несшитые кромки ткани отделаны каймой. Ориентализм - определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Меандр – популярный орнамент, дошедший до нашего времени из Древней Греции. Основа классического меандра— непрерывная линия, ломаная под прямым углом. Однако, существуют и более сложные виды меандра, образующие собой солярные символы, изгибающиеся под разными углами, и даже скругленные. Амфора - изящный сосуд с расширенным в верхней и суженным в нижней части туловом, узким горлом и двумя вертикально поставленными ручками, сделанный обычно из глины. Были наиболее распространены у греков, римлян, этрусков. Гидрия - древнегреческий керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также использовались для жеребьёвки при голосовании. Гидрии в геометрическом стиле отличались стройной вытянутой формой и длинным горлышком. Кратер - древнегреческий сосуд из металла или керамики, реже — мрамора для смешивания вина с водой. Согласно обычаю, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды. Лекиф - один из наиболее распространённых древнегреческих сосудов на низкой кольцевидной ножке с узким вытянутым туловом, длинной шейкой, конусообразным устьем и высокой ручкой. Такие сосуды изготавливали из керамики с начала VI в. до н.э Ойнохойя - древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи предназначались для подачи вина, и характерны в том числе и для крито-минойской культуры Древней Греции. Пелика - двуручный сосуд плавных очертаний с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Ритон - широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога. Стамнос - древний сосуд округлой формы, напоминающий амфору. У стамноса низкое горлышко и две горизонтальные ручки по бокам. Стамносы впервые появились в архаическую эпоху в Лаконии и Этрурии и использовались для хранения вина, масел и других жидкостей. Стамносы часто встречаются с крышками. Агора - рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь — место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город, населённый земледельцами. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время. Пропилеи - дословно переводится как «перед воротам», хотя по сути означает просто ворота или вход (проезд). Как правило, «пропилеи» это парадные ворота, образованные портиками и колонадами. Подобные сооружения характерны для древнегреческой архитектуры, хотя идея использовалась и позднее в других странах. Пинакотека - у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. Панафинеи - самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины. Хрисоэлефантинная статуя - скульптура из золота и слоновой кости. Была характерна для античного искусства. Состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнажённое тело; из золота исполнялись одежда, оружие, волосы. Кариатида - статуя, изображающая задрапированную женскую фигуру в качестве опоры антаблемента, арки или иной конструкции, заменяющая собой колонну, пилястру или пилон. В древнегреческой мифологии Кариатида — эпитет богини лесов и охоты Артемиды. Хиазм - изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную); поднявшемуся из-за этого бедру соответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру - поднятое плечо. Дорифор - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая так называемый канон Поликлета, была создана в 450—440 гг. до н. э. Скульптура была выполнена в бронзе. Она не сохранилась и известна только по литературным описаниям. Менада - в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса. По одному из его греческих имен — Вакх — они назывались вакханками, также бассаридами — по одному из эпитетов Диониса — «Бассарей», фиадами, мималлонами. Менады растерзали легендарного Орфея. Сауроктон - это название нескольких копий римского мрамора 1 - 2 века н.э. оригинала древнегреческого скульптора Праксителя. Статуи изображают обнаженного подростка Аполлона, собирающегося поймать ящерицу, взбирающуюся на дерево. Апоксиомен - традиционная для древнегреческой скульптуры фигура атлета, скребком счищающего с себя песок после состязаний. Герма - особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. В Древней Элладе гермы служили путевыми и межевыми знаками, а также указателями на дорогах, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот, а также надгробными обелисками. Гемма - кусок какого-либо так называемого твердого камня, полированный, с вырезанной на нем надписью или художественным изображением. Произведения этого рода можно разделить на две категории: в одних изображение представляется углубленным, как в общеупотребительных печатях; в других оно выступает над поверхностью камня в виде более или менее значительного рельефа Глиптика - искусство резьбы на цветных полудрагоценных камнях, геммах. Собрание глиптов называют глиптотекой. Термин «глиптика» употребляют преимущественно к малым формам, то есть по отношению к резьбе по поделочным и ювелирным материалам. Глиптика считается одним из наиболее древних искусств, известных человечеству. Гиппокамп - в греческой мифологии морская лошадь с рыбьим хвостом. На них также ездили нереиды. Гиппокамп считается царём рыб. Отождествляются с кетами. Морские божества в Древней Греции и Риме часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампами. Квадрига - античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями. Часто использовалась в Древнем Риме в гонках или в триумфальных шествиях. Сохранилось немало изображений, барельефов и статуй с квадригами. Хорег - в Древней Греции название богатого гражданина Афин, который в качестве общественной повинности и почётной обязанности брал на себя расходы по организации театральных представлений, подготовке хора и актеров во время общественных праздников. |