Практическая работа по истории искусств. Практическая работа по ситории искусства. Практическое задание к разделам 1 и 2 дисциплины История искусств Задание 1 Глоссарий Древний Египет Алтарь
Скачать 96.34 Kb.
|
Коробовый свод - разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и используется для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели возможно перекрыть цилиндрическим сводом. Крипта - в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя церковь». Клуатр - окружённый стенами квадратный или прямоугольный в плане внутренний двор, примыкающий к комплексу зданий средневекового монастыря или церкви. Служил нуждам клира и монашеской братии и был недоступен для мирян. Клуатры типичны для романской и готической архитектуры. Портал - главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией. Понятие также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина. Тимпан - архитектурный элемент, названный по аналогии с одноимённым музыкальным инструментом, — внутреннее поле треугольного фронтона или щипца. Поле стены между архивольтами соседних арок в аркаде и лежащим на них антаблементом правильнее называть не тимпаном, а антрвольтом. Баптистерий - пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Как правило, планировка баптистерия имела многогранную или округлую форму, а верхняя часть увенчивалась куполом. Кампанила - в итальянской архитектуре Средних веков и Возрождения квадратная в основании колокольня, как правило, стоящая отдельно от основного здания храма. Прообразом кампанилы послужили средневековые городские башни. Донжон - главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Донжоны сооружались из дерева или из камня, имели по три этажа, но в большинстве случаев там находились очень тесные помещения, не предназначенные для жилья. Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Нервюры - выступающее ребро готического каркасного крестового свода. Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода. Аркбутан - опорная конструкция в виде полуарки, которая передает горизонтальный распор сводов или стен на внешние опоры здания, контрфорсы. Аркбутаны являлись обязательным элементом каркасной системы готического зодчества, и именно их использование, как и применение контрфорсов и нервюр, позволило возводить сооружения невиданной прежде высоты. Контрфорс - вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Эмпоры — покоящиеся на колоннах или арках сооружения (помещения) в виде трибун или галерей в интерьерах византийских и средневековых европейских церквей. Хоры - то же, что матроней и эмпоры: верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви, в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на эмпорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. Роза - большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом. Средокрестие - в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест. При традиционной ориентации церкви через средокрестие можно попасть в западный неф, в южный и северный трансепты и в расположенный в восточной части храма хор. Вимперг - один из характерных архитектурных элементов готических зданий. Он представляет собой высокий остроконечный декоративный фронтон над дверным или оконным проемом. Отличается от щипцового фронтона аналогичной формы тем, что имеет не конструктивное, а преимущественно зрительное значение. Фиал - в архитектуре готического стиля так называется гранёное шатровое навершие пирамидальной формы, венчающее башенки — пинакли. Рёбра пинаклей украшали краббами, а вершину — крестоцветом. Иногда термин «фиал» употребляют в более широком значении: любой небольшой шпиль. Пинакль - небольшая декоративная башенка, увенчанная миниатюрным шатром — фиалом. Пинакли и фиалы украшали краббами вдоль рёбер и крестоцветами на вершине. Крабб - декоративный элемент готической архитектуры в виде причудливо изогнутых листьев, полураспустившихся бутонов или цветков, как бы выползающих или распускающихся на острых рёбрах шпилей, пинаклей, карнизов вимпергов. Фахверк - тип строительной конструкции преимущественно малоэтажных зданий, при котором несущей основой здания служит каркас из прямых и часто также наклонных (под различным углом) балок из древесины хвойных пород. Эти балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид; пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда также деревом. Фахверк появляется в XV веке в Германии и становится очень популярным в Европе, особенно в северной части (от Бретани до Польши). Иллюминирование - (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах. Иллюминации включали в себя миниатюрные изображения, орнаменты, маргиналии, заставки, инициалы, виньетки. Реликварий - вместилище для хранения ценных реликвий, имеющих сакральное значение. Почитание реликвий развито в христианстве, но принято также в индуизме, некоторых формах буддизма и в других религиях. В русской церкви чаще используют названия рака, или мощевик, мощевник, в котором хранятся нетленные мощи. Аграф - металлическая скоба для скрепления каменных блоков; замковый камень в архивольте арки. Трифорий - в средневековых, романских и готических соборах Западной Европы — узкая невысокая галерея второго яруса главного нефа. Название «трифорий» происходит от сдвоенных или, чаще, строенных, арочных проёмов таких галерей. Возрождение Проторенессанс - период истории итальянского искусства (13 - нач. 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. Творчество поэта Данте, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколо Пизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто во многом подготовило почву для искусства Возрождения. Впервые термин ввёл швейцарский историк Якоб Буркхардт. Дученто - происходит от итальянского duecento (двести). Это итальянское название XIII века, который считается началом Проторенессанса. Раньше всего искусство дученто проявилось в скульптуре, однако ведущим видом изобразительного искусства дученто была архитектура. Треченто - происходит от итальянского trecento (триста). Это принятое итальянское название XIV века. Ведущим видом изобразительного искусства треченто была живопись. Кватроченто - общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения. Для искусства Кватроченто, отразившего сложение жизнеутверждающего ренессансного мироощущения, характерны поэтическая цельность мировосприятия, поиски новых, научно обоснованных средств изображения реального мира, многообразие творческих индивидуальностей и художественных школ. Чинквеченто - итальянское название XVI века. Историками искусства и культуры используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения — периода конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными»; а также Веронезе и Тинторетто, чьё творчество относится к Позднему Возрождению, заключительному периоду в истории итальянского Ренессанса. Палаццо - итальянский городской дворец-особняк XIII—XVI веков. Название происходит от Палатинского холма в Риме, где древнеримские императоры возводили свои дворцы. Палаццо представляет собой тип городского дома-крепости, характерный для итальянского средневековья и эпохи Возрождения. Лоджия - галерея, чаще с аркадой на колоннах, открытая с одной, реже с двух (угловая лоджия), сторон. В отличие от балкона или эркера лоджия не выступает за пределы объёма здания. Лоджии считаются изобретением эпохи итальянского Возрождения, однако они происходят от древнегреческих ксист др.-греч. ξυστός — крытая галерея в греческих гимнасиях для атлетических упражнений в холодное время года. Боттега - это мастерская художников, обычно какого-то большого мастера, который набирал себе учеников, подмастерьев, и все они работали под него, у него же учились, и художник тогда мог брать большие заказы. Скуола - в средневековой Италии братство или благотворительная организация, члены которого ежегодно вносили взнос на определённые нужды. Малые скуолы представляли собой профессиональные или национальные гильдии. В Венеции находились семь больших благотворительных скуол, численностью в несколько сотен человек. Маэстра –итал. maestro — мастер) — неофициальное почётное именование выдающихся деятелей в различных областях искусства (чаще — музыкантов: композиторов, дирижёров, исполнителей), а также мастеров шахматной игры. Кондотьер - в Италии XIV—XVI веков руководители военных отрядов, находившихся на службе у городов-коммун и государей, и состоявших в основном из иностранцев. Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им финансовую помощь из личных средств. Квадрифолий - мотив декоративного обрамления в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками. Относится к типу масверк. Один из способов геометрического построения квадрифолия — наложение двух квадратов под углом в 45°. Майолика - разновидность керамических изделий, изготовляемых из белой или серой обожжённой глины с пористым «черепком», в отличие от обычной керамики, покрытым не одной, а двумя слоями глазури. Путто - художественный образ маленького мальчика, встречающийся в искусстве Ренессанса, барокко и рококо. Изображение маленьких обнажённых или полуобнажённых детишек в ренессансном и классическом искусстве восходит к античным эротам или купидонам. Кантория - певческая трибуна, представляет собой парапет на мощных консолях, разделенный тонкими колонками, весьма богатый по декоративному убранству. Вся поверхность покрыта резным орнаментом, а колонки и фон украшены золотой мозаикой. Табернакль - в западноевропейском Средневековье — реликварий, дарохранительница, ковчег для хранения святых мощей. В католических храмах и капеллах табернакли имеют архитектоническую форму, поскольку символически восходят к ветхозаветной скинии с Ковчегом Завета. Кассоне - представляет собой сундук, распространённый в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе. На таких сундуках сидели и даже спали, пока не получили достаточного распространения другие типы мебели. Имперсональный - безличный. Примавера - это большое панно в темпере картина итальянского художника эпохи Возрождения художника Сандро Боттичелли, выполненная в конце 1470-х или начале 1480-х годов (датировки различаются). Его описывают как «одну из самых известных и противоречивых картин в мире», а также как «одну из самых популярных картин в западном искусстве». Пьета – западноевропейское название иконографии темы оплакивания Христа. В основе такой иконографии — эпизод «Страстей Христовых», следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий Его погребению. Тондо - круг, круглый формат, изображение, вписанное в круг. В изобразительном искусстве используют различные форматы. В изображениях картинного типа более распространён прямоугольный формат, поскольку он создаёт оптимальные условия для направленности, динамичности композиции. Бельведер - лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки, бельведером может называться надстройка над зданием. Например, башня с широкими застеклёнными или открытыми проёмами. Сфумато - термин, обозначающий в изобразительном искусстве мягкость моделировки, особое качество живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость, размытость контуров. Леонардеск - ломбардские художники эпохи Возрождения, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо да Винчи миланского периода. Входили в число его учеников, либо просто восприняли его стиль. Также леонардесками называют картины, созданные в «леонардовской» манере другими художниками. Станца - часть обширного музейного комплекса в Ватикане. Так называют четыре расположенных в музее относительно небольших (примерно 6х8 метров каждое) помещения, расписанных великим художником эпохи Возрождения Рафаэлем Санти (Raffaello Santi) и его учениками. |