ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Практическое занятие 2 к теме 17 Проза Лермонтова (Герой нашего времени). Особенности композиции, система персонажей, женские образы Задание Прочитайте предисловие к роману и ответьте на вопросы
Скачать 42.91 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЧАСТЬ 3/6) Группа М19Ж171 Студент Е.В. Абакумова МОСКВА 2020 Практическое занятие 2 к теме 17 «Проза Лермонтова («Герой нашего времени»). Особенности композиции, система персонажей, женские образы» Задание 1. Прочитайте предисловие к роману и ответьте на вопросы. 1. Кто такой «герой нашего времени»? 2. Каковы творческие принципы в изображении героя? 3. Почему «Герой нашего времени» можно назвать социальнопсихологическим романом? 1. Кто такой «герой нашего времени»? "Герой нашего времени” - это первый психологический роман в русской литературе, произведение. Наиболее интересным показался мне главный герой романа — Печорин, и я хотела бы остановиться именно на нем. Что касается других персонажей романа, то все они, как мне кажется , лишь помогают полнее раскрыть характер главного героя Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя. Стремление раскрыть внутренний мир Печорина отразилось на композиции: романа. Он начинается как бы с середины и последовательно доводится до конца жизни Печорина. Таким образом, читатель заранее знает, что жизнь Печорина обречена на неудачу. Думаю, что ни у кого не возникнет сомнения в том, что именно Печорин — герой времени. Печорин – типичный молодой человек 30-х годов XIX века, образованный красивый и достаточно богатый, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. Печорин, в отличие от Пушкинского Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он “бешено гоняется за жизнью” и постоянно спорит с судьбой. Ему очень быстро всё надоедает: новые места, друзья, женщины и увлечения забываются им очень быстро. Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. Это позволяет читателю словно увидеть героя перед собой, заглянуть в его холодные глаза, которые никогда не смеются. Его темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности и необыкновенности. Печорин постоянно находиться в пути: он куда то едет, что-то ищет. Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: то в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, то в среду “водяного общества”, то в лачугу контрабандистов. Даже погибает Печорин в пути. 2. Каковы творческие принципы в изображении героя? В образе Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», собраны практически все негативные черты, которые были присущи молодому поколению, жившему в тридцатые годы девятнадцатого века. Печорин - молодой человек, офицер, который мечется в поисках смысла жизни, своего места в этом мире. Печорин - смелый, храбрый, умный, талантливый человек. Он не желает кому-либо прислуживаться, идет по жизни своей собственной тернистой дорогой. Казалось бы, мы видим настоящего положительного героя. Но, одновременно с перечисленными положительными качествами, Печорин имеет массу отрицательных черт. Он равнодушен к окружающим его людям, эгоистичен, не умеет дружить и не ценит дружбу, не способен подарить настоящую любовь. Своими поступками он разрушает жизнь людей, которых встречает на своем пути, заставляет их страдать. Но, при этом Печорин сам переживает из-за этого. Такой противоречивый получился у Лермонтова образ его современника: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Печорин сам объясняет причину своего противоречивого характера: «Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…». Получается, что само общество заставило молодого человека стать честолюбивым, скрытным, эгоистичным. Белинский, ранее назвал героя А. С. Пушкина - Евгения Онегина «эгоистом поневоле». Также можно охарактеризовать и Печорина. Печорин не находит в обществе своего места, поскольку он просто не нужен этому обществу. Пытаясь найти свое место, он едет на Кавказ, пытается любить и быть любимым. Но все это не приносит ему удовлетворения. Печорин смотрит «на страдания, радости других только в отношении к себе». Страдания других людей, по его же собственному признанию, являются для него «пищей», которая необходима для поддержания душевных сил. В своем дневнике Печорин показывает, что способен переживать. Поэтому, скорее всего, равнодушие Печорина - это всего лишь маска, попытка спрятать свой внутренний мир в себе, не дать вырваться ему наружу. Печорин пытается действовать, что-то делать, не сидеть на месте, но получается так, что все его действия оказываются мелочными и приносят людям страдания, разрушают их жизни. Из-за Печорина погибает Бэла, гибнет Грушницкий, Вулич, вынуждены страдать Мери и Вера, уезжают из своего дома «честные контрабандисты», а Максим Максимыч, веривший в крепкую дружбу, разочаровывается в ней. Очень точно выразил оценку образу Печорина Белинский, который сказал, что Печорин - это «переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и, в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем». 3. Почему «Герой нашего времени» можно назвать социальнопсихологическим романом? Лермонтов большое внимание уделяет чувствам, переживаниям, мыслям героев. Вот и в романе "Герой нашего времени" он изучает души своих героев, анализирует их поступки, слова, внешний облик и даже жесты и позы. Писатель стремится раскрыть внутренний мир главного героя, как и сам герой склонен к самоанализу. Поэтому роман "Герой начшего времени" можно назвать психологическим или же социально-психолоческим. Задание 2. Проанализируйте особенности композиции романа. Ответьте на вопросы. 1. Почему сюжет и фабула не совпадают? Восстановите сюжетный и фабульный порядок следования частей. 2. Как композиция помогает раскрыть образ героя? 3. Чем объясняется отсутствие единого сюжета? 4. С какой целью в романе дается несколько рассказчиков? 1. Почему сюжет и фабула не совпадают? Восстановите сюжетный и фабульный порядок следования частей. В романе следуют не в хронологическом порядке. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова - его создателя, становится заключительная глава произведения - «Фаталист» , которая несет в себе важные и многом итоговые умозаключения Печорина. 2. Как композиция помогает раскрыть образ героя? Особенности композиции романа «Герой нашего времени» исходят из того обстоятельства, что роман М.Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного романа, новый образ главного героя и, соответственно, новое композиционное членение произведения. Сам автор уже после публикации своего романа в законченном виде признавался, что ни одно слово, ни одна строчка в нем не возникли случайно, все написанное было подчинено одной главной цели – показать читателям их современника – человека с благородными и дурными наклонностями, который, повинуясь чувству себялюбия, смог реализовать в жизни только свои пороки, а его достоинства так и остались лишь благими желаниями. Когда роман только вышел в свет у критиков и у простых читателей возникло множество вопросов, которые касались композиционного членения этого произведения. Постараемся рассмотреть основные из этих вопросов. 3. Чем объясняется отсутствие единого сюжета? Композиция в романе сложная и оригинальная. С одной стороны, в центре всех пяти новелл образ Печорина, с другой стороны, здесь нет обычного "наслоения" эпизодов, сцен, встреч главного героя с другими персонажами. Столкновение главного героя романа с другими персонажами образует несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты: интимные, психологические, нравственные, философские, конфликты характеров: Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и "водяное общество". Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым подтекстом (конфликт Печорина и "власть имущих", по воле которых он оказался на Кавказе, "правопорядок" которых герой не принимает) . Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа. Это, конечно, новаторское произведение в своей идейно- художественной основе. Первое-это нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть "Бэла", далее следует "Максим Максимыч", затем -"Тамань","Княжна Мери" и "Фаталист", тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов -"Тамань", потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие "Княжны Мери": за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку-"Бэла"; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в "Фаталисте"; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает-"Максим Максимыч". Сюжет и фабула не совпадают . Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Именно композиция и стиль подчинены этой задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо "…история души человеческой, - как заявляет автор в Предисловии к "Журналу Печорина", - хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно… когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление". Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает "Журнал Печорина", в котором он рассказывает о себе. Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. 4. С какой целью в романе дается несколько рассказчиков? Чтобы узнать героя романа с нескольких сторон и судить о нем исходя не из мнения одного лишь рассказчика, а судим самим, основываясь на мнениях нескольких людей. в разных ситуациях человек ведет себя по-разному, показывая свои положительные и отрицательные стороны. То есть автор не навязывает нам своего мнения(я имею в виду то, что он нам не говорит о том, что Печорин плохой или хороший человек) он нам дает возможность сделать вывод самим. Задание 3. Проанализируйте повесть «Бэла». Ответьте на вопросы: 1. Какова особенность построения повести? Почему автор выбрал такое построение (обратите внимание, что центральный рассказ вставлен в повествование о встрече автора с Максимом Максимычем и путешествии по Военно-Грузинской дороге)? 2. Как Максим Максимыч характеризует Печорина? 3. Охарактеризуйте Максима Максимыча. 4. Как раскрывается Печорин в истории с Бэлой? Какова особенность построения повести? Хронологическая последовательность событий (одним словом, фабула) отличается от сюжетной последовательности. если главы расставить в хронологическом порядке, то получится следующее: "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", Бэла, Максим Максимыч, предисловие к журналу Печорина. зачем же автору нужно было нарушать хронологию? чтобы постепенно раскрыть образ гл. героя, дать читателю проникнуться идеей романа. сначала он пишет от лица доброжелательного, но чужого и чуждого Печорина человека о Бэеле, затем, в главе "ММ", Печорину дается психол. портрет от лица рассказчика - человека одного с Печориным поколения и круга, читатель понимает, что героя настигла душевная катастрофа. ну и наконец, Журнал Печорина - дневник героя, в котором он рефлексирует, анализирует свои мысли и поступки и открывает, почему так трагично сложилась его жизнь. эта подчеркнутая разорванность событий, смена рассказчиков не только раскрывают образ лишнего человека, но и все больше оправдывают Печорина. Как Максим Максимыч характеризует Печорина? Рассказчик, зная о некоторых подробностях жизни Григория Александровича Печорина, с нетерпением ждал встречи с героем. По словам повествователя, убеждения по поводу внешности Печорина и его характера пришли ему на ум, потому что он уже со слов Максима Максимыча понимал, что за человек находится перед ним. Вероятнее всего, «на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление». Рассказчик, описывая внешность Печорина, говорит про статность и стройность его фигуры, про его аристократичные манеры, выраженные в деталях внешности («бархатный сюртучок», «ослепительно чистое белье», «маленькая аристократическая рука», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны»). В целом внешность центрального персонажа была отмечена так: Печорин владеет «оригинальной физиономией, которая особенно нравится женщинам светским». Повествователь обращает внимание на незаметные черты внешности Печорина, которые характеризуют его как человека. Из того, что Печорин при походке не размахивал своими руками, рассказчик сделал выводы, что герой имеет скрытный характер. Лоб Печорина имел следы морщин, однако их можно было обнаружить лишь «при долгом наблюдении», что говорит о нежелании показывать свои чувства мимикой. Глаза, по мнению рассказчика, рассказывали о Печорине многое. «Ослепительные», но «холодные», они никогда не смеялись. Это говорило о том, что главный герой либо имеет злой нрав, либо находится в «глубокой постоянной тоске». Повествователь подчеркивает, что его мнение относительно Печорина основано лишь на его наблюдениях. Однако они наиболее полно характеризуют героя. 3. Охарактеризуйте Максима Максимыча. Максим Максимыч обладает многими положительными качествами, о чём мы начинаем узнавать буквально с первых строк романа. Он помогает автору, выступающему в роли путешественника, разобраться с осетинами, которые нечестно выполнили свою работу по перевозке груза, да ещё и на водку стали с него требовать. Максим Максимыч, знаток характера горцев, прослуживший на Кавказе не один год («Уж я их знаю, меня не проведут!») грозно прикрикнул на них – и те разбежались. Он знаком с человеком всего несколько минут – и уже готов прийти ему на помощь. Точнее, для него это настолько естественно, что вопрос выбора – помогать или не помогать – даже не стоит. Отзывчивость и доброта Максима Максимыча в «Герое нашего времени» проявятся и в других эпизодах. Так, всем сердцем, как дочь родную, полюбил он «кавказскую пленницу» Печорина Бэлу. Он делает всё возможное для облегчения её участи: утешает её, выводит на прогулку, ни на шаг не отходит от неё перед смертью, достойно провожает в последний путь, хотя она, по сути, была ему никем. Не сравнить с потребительским отношением к бедной девушке Печорина, по чьей вине она стала сиротой и лишилась жизни. 4.Как раскрывается Печорин в истории с Бэлой? Характеристика Печорина в главе «Бэла» открывается читателю со слов еще одного героя романа – Максима Максимыча. В данной главе описаны жизненные обстоятельства Печорина, его воспитание и образование. Здесь также впервые раскрывается портрет главного героя. Читая первую главу, можно сделать вывод, что Григорий Александрович является молодым офицером, имеет привлекательную внешность, на первый взгляд приятный в любом отношении, у него хороший вкус и блестящий ум, прекрасное образование. Он аристократ, эстет, можно сказать, звезда светского общества. Задание 4. Проанализируйте женские образы образов в романе: Бэла, Ундина, Вера, княжна Мери. Ответьте на вопросы. 1. Найдите в тексте описание Бэлы, Ундины, Верны, княжны Мери. Что можно сказать об этих женщинах (об их внешности, характере, о принадлежности к среде, об отношении к Печорину)? 2. Чем Бэла привлекла Печорина? Почему он разлюбил ее? 3. Какова композиционная роль образа Ундины? 4. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? 5. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру (обратите внимание на дневниковые записи от 16 и 23 мая)? Прочитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Как образ Веры помогает понять характер Печорина? 1. Найдите в тексте описание Бэлы, Ундины, Верны, княжны Мери. Что можно сказать об этих женщинах (об их внешности, характере, о принадлежности к среде, об отношении к Печорину)? Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский. Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина. Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа. В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа. Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения. БэлаОбраз гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа. В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен. Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало. Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю. Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота. Княжна ЛиговскаяОбраз женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи. Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы. Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту. Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла. В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней. ВераРоль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе. Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного. Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен. Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать. «Ундина»Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани. Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт. Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил. Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил. Чем Бэла привлекла Печорина? Почему он разлюбил ее? Вероятнее всего, Печорин, хоть и говорил Максиму Максимычу о своих чувствах, Бэлу и не любил в принципе. Поэтому и разлюбить не мог. Но, все же, ответ на этот вопрос сложнее, чем может показаться. Все дело в самом Печорине — его отношение к Бэле такое же неоднозначное, как и сам главный герой. Его чувства и эмоции неоднозначны и изменчивы, зачастую ему не хватает глубины восприятия и эмпатии, он скрывает от окружающих даже светлые порывы своей души. В своей эмоциональной черствости Печорин винит воспитание: его просто не научили любить. С одной стороны, есть факты говорящие в пользу любви. Так, сам Печорин подчеркивал, что любит Бэлу, просто ему с ней скучно. Он говорил, что жизнь за нее отдаст, и это похоже на правду. Без тени сомнений он кинулся в погоню за Казбичем, когда тот похитил девушку. То, с каким рвением он добивался ее, говорит о наличие каких-либо чувств. Вероятно, интерес и азарт от похищения переросли в симпатию к Бэле, а после в некую привязанность и нежное отношение, которые герой не смог развить в нечто большее. Такова натура Печорина: ничто не может на долгое время увлечь его, успокоить тягу к разрушению самого себя и людей вокруг. Поэтому доказательств того, что он не любит девушку по-настоящему, очень много: Во-первых, Печорин похитил Бэлу, совершенно не заботясь о том, хотела ли этого девушка. Во-вторых, главный герой романа сам говорил, что прежде всего рассматривал Белу как способ ухода от скуки, терзавшей его постоянно. В третьих, очень быстро Бэла наскучила Печорину. Всего 4 месяца продлилось их счастье. В-четвертых, Печорин не сильно переживал ее смерть, чем сильно удивил Максима Максимыча. В-пятых, по хронологии романа, еще до встречи с Бэлой, Печорин выражает куда более сильные чувства к Вере, в главе «княжна Мери». И между этими событиями проходит немного времени. Все это и говорит в пользу того, что Печорин Бэлу не разлюбил, а не любил изначально. Какова композиционная роль образа Ундины? Композиционная сложность романа неразрывна связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу нашел композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно приближается к герою. В «Тамани» особое значение приобретает символика корабля и моря, характерная для романтической поэзии. Короткие, но до предела насыщенные морские пейзажи создают атмосферу простора и тревоги. Существует в повести и прямой поэтический комментарий к мотиву моря - песня контрабандистки.Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя.Ундина, так по - романтически назвал Печорин девушку-контрабандистку из Тамани Ундина – так по - романтически назвал Печорин девушку-контрабандистку. Имя восемнадцатилетней девушки в «Тамани» не названо. Внешность ее привлекательна: гибкий стан, длинные русые волосы, золотистый отлив загара правильный нос, глаза проницательные, одаренные магнетической властью». Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер. Печорин вмешался в простую жизнь «честных контрабандистов». Его привлекли загадочные ночные обстоятельства: слепой мальчик и девушка поджидали лодку с контрабандистом Янко. Печорину не терпелось узнать, что они делали ночью. Девушка, казалось, сама заинтересовалась Печориным и вела себя двусмысленно: «вертелась около моей квартиры: пенье и прыганье не прекращались ни на минуту». Печорин увидел «чудно нежный взгляд» и воспринял его как обычное женское кокетство («он напомнил мне один из тех взглядов в старые годы так самовластно играли моей жизнью»), т.е. в его воображении взор «Ундины» сопоставлялся с взором какой-нибудь светской красавицы, взволновавшей его чувства, и герой ощутил в себе прежние порывы страсти. В довершение всего последовал «влажный, огненный поцелуй», назначенное свидание и признание в любви. Так кто же она контрабандистка. Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке). В ней действительно собраны качества, свойственные этой профессии. Ее душа словно срослась с непостоянным, бурным морем. Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Читатель вместе с Печориным начинает понимать, что девушка - контрабандистка только разыграла роль страстно влюбленной русалки, чтобы освободиться от непрошеного гостя-офицера.Герой почувствовал опасность, но все-таки был обманут: не любовь была причиной демонстративной нежности и пылкости,а угроза Печорина донести коменданту. Девушка была верна другому, Янко, и ее хитрость служила лишь поводом для расправы с Печориным. Девушка пела и прыгала целый день.Она была храброй и физически крепкой. Заботясь о безопасности своих товарищей, самостоятельно составила и осуществила план нападения на Печорина. Отважная,наивно-коварная и ловкая, заманив Печорина в море, она едва не утопила его.Печорин не готов к столкновению со свободными и гордыми людьми на их «территории».Он обнаруживает свое интеллектуальное превосходство лишь в том случае, если «простой» человек оказывается в его руках Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить. В "Бэле" герой играет душами простых людей, в "Тамани" он сам становится игрушкой Почему из всех женщин Печорин выделял Веру (обратите внимание на дневниковые записи от 16 и 23 мая)? Прочитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Как образ Веры помогает понять характер Печорина? Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так не похожи на «бархатные глаза» еще не чем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне. «Упрек» , «Глубокое отчаяние» и пылкость – вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что «ни когда не делался рабом любимой женщины» , с удивлением замечает в себе трепет и боль. Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, - и я ее не обманул: она – единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть» . Тем не менее Печорин признает и глубину натуры Веры: «…это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… » Вера видит не только их : «… в твоей природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно не счастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном» . Справедливость этих слов и жесткость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнутая местом эпизода с письмом в повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен душевно, и новый удар – потеря Веры – обрушивается на него, как невыносимое потрясение. Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы. Задание 5. Охарактеризуйте образ Печорина. Ответьте на вопросы. 1. Каким герой предстает в повести «Максим Максимыч»? Обратите внимание на эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча. Как Лермонтов передает их психологическое состояние? 2. Какие черты человеческой натуры проявились в Печорине в повести «Тамань»? Что привлекает Печорина в контрабандистах? Почему? 3. Охарактеризуйте светское общество («водяное общество») и отношение к нему Печорина в «Княжне Мери». Что можно сказать о благородстве и низости характеров в сцене дуэли Печорина и Грушницкого? 4. Какое отношение к предопределенности в судьбе у Печорина в «Фаталисте»? Ищет ли смерти Печорин? 5. Подведите итоги в характеристике образа Печорина. 1. Каким герой предстает в повести «Максим Максимыч»? Обратите внимание на эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча. Как Лермонтов передает их психологическое состояние? Максим Максимыч - один из интереснейших героев романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Он беден, не высок статусом, да и не слишком образован. Но зато будучи всего лишь рядовым армейским офицером, многое поведал на своем веку и имеет большой жизненный опыт. Максим Максимыч очень предан служебному долгу. Гуманность и самоотверженность - вот главные черты, которые утвердились в нем как в офицере. Многие годы основным его кругом общения были солдаты и черкесы. Это и объясняет его достаточно узкий кругозор. Но это не значит, что он далек от прекрасного, наоборот, он довольно чутко воспринимает все окружающее. К тому же он очень привязчив, умеет позаботиться о другом человеке. Несмотря на его богатый внутренний мир, Максим Максимыч так и не смог создать семью, был очень одинок. И поэтому всю свою доброту он излил на Бэлу, которую полюбил, как родную дочь. Он всегда пытался поддержать, утешить ее в трудные минуты. Даже будучи очень преданным Печорину, он не смог простить ему гибель девушки. В образе Максима Максимыча Лермонтов выразил человека простого, близкого народу, очень преданного службе, обязанностям. Максим Максимыч -штабс-капитан. В романе он выполняет функцию рассказчика ("Бэла") и самостоятельного персонажа ("Максим Максимыч", "Фаталист"). Это очень добрый человек с золотым сердцем и доброй душой. Он ценит душевный покой, старается избегать всевозможных неприятностей. М. М. верит в дружбу, поэтому его так больно задевает холодная встреча с Печориным, которого он искренне считал своим приятелем. Этот герой дан как бы в противовес Печорину. Он недалек, очень прост. Ему непонятны душевные метания Печорина. Именно глазами данного персонажа мы впервые видим Печорина и узнаем о его поступках. 2. Какие черты человеческой натуры проявились в Печорине в повести «Тамань»? Что привлекает Печорина в контрабандистах? Почему? Решительность, стойкость, выдержка, настойчивость, любовь к природе, наблюдательность и влечение к опасности. Как и любого человека, у него есть как плохие, так и хорошие качества. Например, ветреность, едва не становится причиной его гибели. А вообще, у Печорина глубокий и трагический характер. В главе "Тамань" проявляется черта его характера - авантюризм, потому что он от скуки и ради развлечения готов пойти на риск. 3. Охарактеризуйте светское общество («водяное общество») и отношение к нему Печорина в «Княжне Мери». Что можно сказать о благородстве и низости характеров в сцене дуэли Печорина и Грушницкого? Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Изображение дворянского общества, с которым роднит Печорина происхождение и классовая принадлежность, имеет в романе существенное значение. В соседстве со «столичными франтами» , «московскими барышнями» и провинциальной «знатью» ярче выступает незаурядность и исключительность Печорина для своей среды, в которой он вынужден находиться и действовать. Конфликт между этим обществом и Печориным показывает непримиримость его ко всем устоявшимся традициям «света» . Правда, в романе изображен не столичный свет, а пестрое по составу «зодяное общество». Но Лермонтов показывает, что в сущности никакого принципиального отличия между ними нет, а пестрота и случайность образовавшегося на водах общества позволяют автору ярче выявить совершенное одиночество Печорина, равно чужого и знатной московской барыне Литовской, и небогатому юнкеру Грушницкому. Все образы в повести даются в соотнесении с героем; одни персонажи сочувствуют Печорину и понимают его: это Вера и доктор Вернер; другим он импонирует своей аристократичностью (Литовские) ; все же остальные - это откровенно враждебные и завидующие Печорину: Грушницкий, драгунский капитан, господин «с красной рожей» и т. п. , олицетворяющие дворянское общество на водах - мелкое, пошлое, завистливое. «Водяное общество» разнородно: здесь и московская знать, и местные привилегированные круги («хозяйки вод») , и степные помещики, и военные-драены, армейские офицеры. Большинство из них - дворяне средней руки, не отличающиеся ни богатством, ни особой знатностью. Учащиеся легко находят в тексте подтверждение этого. Они отмечают, например, «истертые старомодные сергуки» степных помещиков; обращают внимание на то, что столичные франты, в Пятигорске проповедующие «презрение к провинциальным домам» , в Петербурге не имеют доступа в аристократические гостиные. Но все же состояние их достаточно, чтобы они могли ничего не делать. Жизнь их проходит праздно, круг занятий и интересов узко очерчен: прогулки, пикники, балы; у мужчин - игра з карты и пьянство («они пьют - однако, не воду>). Никаких серьезных раздумий, никаких глубоких запросов здесь не встретишь. Одно из главных занятий и интересов «водяного общества» - сплетни. Не случайно Вернер рассказывает о слухах, распространившихся в городе по поводу „предполагаемой женитьбы Печорина на княжне Мери: «Весь город говорит; все мои больные заняты этой важной новостью, а уж эти больные такой народ: всё знают!» Члены «водяного общества» - это мелкие души с мизерными страстями, нет здесь места благородству и честности. Даже простой порядочностью не обладают «московские франты» и «блестящие адъютанты» . Когда господин во фраке» оскорбил Мери, адъютант, знакомый с семейством Литовских, «спрятался за толпой, чтоб не быть замешан в историю» . Для членов этого общества характерно высокомерие по отношению к стоящим ниже их на общественной лестнице и подобострастие, сочетающееся с завистью, перед теми, кто выше их, знатнее и богаче. Так, семейства степных помещиков «с нежным любопытством» смотрели на Печорина, обманутые петербургским покроем его «сертука» , но, «узнав армейские эполеты, с негодованием отвернулись» . 4. Какое отношение к предопределенности в судьбе у Печорина в «Фаталисте»? Ищет ли смерти Печорин? В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов пытается отразить духовные проблемы, волновавшие общество во времена создания произведения. Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, положен в основу главы «Фаталист». Итак, как же Печорин, яркий представитель современников Лермонтова, относился к данной проблеме и верил ли он в предопределение? Оказывается, этот вопрос действительно был актуален, особенно после событий 14 декабря 1825 года. Он волновал многих представителей русской интеллигенции. Великие события – следствие общественно-политической деятельности отдельных личностей или неизбежность? Лермонтов в «Фаталисте» своеобразно обосновал убеждение, что «человек должен быть деятелен, горд, силён, смел в борьбе и опасности, неподвластен и непокорен обстоятельствам». Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения: в первый раз, когда произошла осечка у Вулича; во второй - когда Печорин «прочитал печать смерти на лице» Вулича; и в третий - когда главный герой «вздумал испытать судьбу» и обезвредить обезумевшего пьяного казака. В первом случае Печорин абсолютно не верит в так называемое «предопределение» и решает заключить пари с Вуличем только ради развлечения. Григорий Александрович устал от жизни и ищет способы «пощекотать себе нервы». За несколько мгновений до того, как Вулич спустил курок, Печорин увидел «какой-то страшный отпечаток неизбежной судьбы» у него на лице - отпечаток смерти. В данном случае герой сам противоречит своим убеждениям: если нет никакого предопределения, тогда откуда этот отпечаток? А если он появился, то почему произошла осечка?... «Мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть», - говорил Печорин Вуличу. Главный герой в смятении – что же получается: с одной стороны, случай показал, что Вуличу ещё не время умирать, с другой – смерть уже отметила его своим страшным знаком. Уже ночью Печорин узнаёт, что его партнёра по пари зарубил пьяный казак. Что же получается - судьба сыграла злую шутку? Дело в том, что и Печорин шёл домой той же дорогой. Появись он там немного раньше, и - кто знает, может быть, на месте Вулича был бы сейчас сам Печорин!.. Но этого не произошло, значит – так решила судьба. Героя ждет смерть в другое время и в другом месте. Григорий Александрович же не хочет этого сознавать и признавать. Поэтому он «испытывает судьбу» ещё раз, решая в одиночку обезвредить хулигана. Его противник стреляет… И снова удача (или предопределение?) на стороне главного героя: пуля сорвала лишь эполет. Однако Печорин снова в сомнении: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?». Но кто знает наверняка, убеждён ли он в этом или нет?... И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка? По мнению Печорина, если всё предопределено, известно изначально, то скучно становится жить, нет стимула, нет интереса. А ведь главный герой сам признаёт, что сомневается во всем: «это расположение ума не мешает решительности характера». И говорит, что смелее идёт вперёд, когда не знает, что его ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь! Это подтверждает случай с Вуличем: отпечаток смерти, который увидел Печорин, оправдал себя. Участь Вулича была предначертана. Избежав шальной пули, он погиб в этот же день от пьяной руки… Подведите итоги в характеристике образа Печорина. Книга «Герой нашего времени» была написана в 40-х годах 19 столетия во времена жестокой политической репрессии. Главным героем романа является Григорий Печорин. Григорий Печорин – интеллигентный человек с критическим складом ума. Герой был не удовлетворен жизнью, и не видел пути обретения счастья. По сравнению с Онегиным, Печорин не плыл по течению жизни, а старался найти свой путь. Героя нельзя назвать отрицательным или положительным человеком. По отношению к другому человеку он был высокомерен и холоден, при этом герой не обладал инфантильностью и безвольностью. В молодом возрасте Печорин наслаждался жизнью и получал все при помощи денег. Вскоре такая жизнь ему надоела, и он пустился в свет. Хотя на тот момент Печорина раздражало внимание светских девушек, разговоры друзей и само общество. Скука заставила героя изучать и читать книги, особенно научную литературу. Вскоре книги не приносили ему радости, и он решил уехать на Кавказ. На кавказской земле он познакомился с Беллой, которая очаровала его красотой. Печорин принял Бэллу за ангела, который пришел ему помочь. Чуть позже он понял, что она никак не отличается от тех светских девушек, а ее простосердечие и невежество стали его раздражать. Печорин обладал противоречивым характером. Он считал, что его жизнь состоит из неудачных и грустных противоречий рассудка и сердца. Противоречивость влияет на мысли и поступки Григория. Автор полностью подчеркивает все странности героя от внутреннего до внешнего облика. Несмотря на возраст, Печорин обладал детской улыбкой. Герой отличался небрежной и ленивой походкой. Он имел крепкое здоровье и слабые нервы. Печорин скептически относился к людям. Печорин как разочарованный человек жил только опираясь на свое любопытство. В некотором смысле герой приносил только несчастье и сам счастья не имел. Он отрицал семейное счастье и любовь. При знакомстве с женщинами он был честолюбивым и тщеславным. Глубокие чувства он испытывал к Вере и боялся ее потерять. Герой оценивал и называл себя «нравственным калекой», которая потеряла свою хорошую половину души. Его внешние противоречия и поведения не давали Печорину жить полноценной жизнью. В предисловии автор написал, что Печорин является портретов с пороками всех людей 19 столетия. Трагедия заключается в том, что такой человек не способен к великим жертвам на благо общества и ради своего счастья |