Практикум для спо рекомендовано Учебнометодическим отделом среднего
Скачать 268.94 Kb.
|
Глава 3 . СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕÊА Высшей формой развития психики является сознание. Существенное отличие человека от животного состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о прошлом и думать о будущем. Все это связано со сферой человеческого сознания. Сознание — это высший уро- вень психического отражения действительности и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Независимо от того, каких философских позиций придержива- лись исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Сознание — это такое отражение, в котором объективная действитель- ность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная («Я»), личное переживание, отношение к предмету 1 Например, вы читаете книгу, проникаясь сюжетом, не осознавая при этом, не контролируя того, как воспринимаете слова и мысли, листа- ете страницы, сидите в кресле дома. В вашей психике отражены события, которые описываются в данной книге, психологически вы существуете в книжной реальности. Но вот раздался звонок в дверь, которую нужно открыть, и тут начинает работать сознание: это дом, это книга, это «Я», который здесь живет и что-то читает. Вы наблюдаете себя как бы со сто- роны, выделяетесь из объективных условий, и по это му они предстают перед вами в сознательном образе. Вы понимаете, что дом, книга и все остальное существуют сами по себе, объективно, а ваше чтение, переживания и впе- чатления вторичны, субъективны, принадлежат только вам. Становится понятно, что это не одно и то же: объективный мир и его образ в конкрет- ном человеке. Сознание — это принятие, осознание реального, вне зависи- мости от личности существующего бытия. Невозможно принять и познать Мир, не вычленив в нем себя и свое субъективное «Я» из отраженного мира. С. Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет нам находить, выделять и систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания нереально истинное, человеческое познание, хотя одно не исчерпывается другим. Тема о происхождении, природе и сущности сознания всегда была одной из центральных и дискуссионных для психологии и философии. 1 Психология. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/ (дата обраще- ния: 27.11.2016). 25 Существует классическая диалектико-материалистическая конструкция, согласно которой «бытие определяет сознание». Данная схема одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми. Выделим основные характеристики сознания человека: • первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом , способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать соб- ственные психические и поведенческие состояния, управлять ими. Ощу- щение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению мира. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется; • мысленное представление и воображение действительности — вторая характеристика сознания , тесно связанная с волей. О сознательном управ- лении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порож- даются и изменяются усилием воли человека. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших формах не существует. В сознании отражаются только основные существенные характеристики предметов, событий и явлений; • третья характеристика сознания — это его способность к комму- никации , т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможно- сти есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о внутрен- них состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, т.е. объективную информацию об окружающем мире. Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется умственная структура, в соответствии с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смысла слов. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и перерабатывающей соответствующие образы. Примером образного человеческого сознания является литература, искусство, музыка. Сознание не является единственным уровнем, на котором представ- лены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоана- лиз, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. 26 Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека 1. «Я» является той точкой, той перспективой, из которой человек вос- принимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это зна- ние с собственной личностью, с собственным «Я», т.е. это мое знание, мой опыт. 2. Самосознание, «Я», выполняет регулирующую роль в жизнедеятель- ности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает. Психическим механизмом формирования самосознания является реф- лексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание. Самосознание личности представляет собой сложное психическое обра- зование. Эта сложность обусловлена: • многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в кото- рых формируется его самосознание (профессио нальные, бытовые ситуации и т.п.); • многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уров- ней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внеш- ность, характер, профессио нальные способности, манера поведения и т.п.). Представления о себе многоплановы. Исследователи выделяют различ- ные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере про- явлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессио нальное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), либо по времен- ному континууму («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»), либо по какому-то иному признаку. Например, М. Розенберг (1965) различает: «реальное Я» — то, каким человек кажется себе в действительности, в дан- ный момент, это актуальное «Я»;«идеальное Я» — желаемое «Я», каким человек хотел бы быть;«фантастическое Я» — каким он желал бы стать, если бы все было возможным;«должное Я» — каким должен быть, ори- ентируясь на моральные нормы и социальные предписания;«изображае- мое Я » — каким человек представляет, демонстрирует себя окружающим; «динамическое Я» — каким он мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать;«идеализированное Я» — каким человеку приятно выглядеть сейчас (этот образ «Я» включает в себя элемен ты реального, идеального и динамического «Я»). Кроме того, начиная с работ Ч. Кули, выделяют «зеркальное Я» — установки, связанные с представлениями человека о том, каким его видят другие. В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к осоз- нанию своего места в жизни исамого себя как субъекта отношений с окру- жающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» (Я-образ, Я-концепция). «Образ Я» — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, пере- 27 живаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе , на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В «образ Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя идаже понимая и не понимая себя, в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. «Образ Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. «Образ Я» — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его , а мно- жество сменяющих друг друга Я-образов , попеременно то выступающих на передний план самосознания , то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия ,Я-образ — не статическое, а дина- мическое образование личности индивида. Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я», но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или теку- щим, Я субъекта. Когда подросток в какойто момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма, оценка не должна восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника. Более чем вероятно, что через некоторое время его представ- ление осебе сменитсяна противоположное. Степень адекватности Я-образавыясняется при изученииодного из важнейших его аспектов — самооценки личности. Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная инаибо- лее изученнаяв психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляцияповедения личности. Самооценкаможет быть заниженной, завышенной и адекватной (нор- мальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий. На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализиро- ванное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неу- живчивым. Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сто- рону, хмур, неулыбчив. Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно власт- ном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет 28 с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки. Низкая самооценка имеет много форм проявлений. Это жалобы и обви- нения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства, депрессии, разводы (многие из них — результат низкой самооценки одного или обоих партнеров). Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможно- стей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой чело- век более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стре- миться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания. Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов. Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай, программируем свое подсознание и мышление. Итак, форми- рование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каж- дого из нас. Не следует забывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности Сознание работает, пока мы учимся читать и писать, играть на форте- пьяно или в теннис, кататься на лыжах или водить машину. Но только до тех пор, пока полученные практические знания не войдут в нашу плоть и кровь. После этого неповоротливое сознание будет только мешать. Лыж- ник, думающий над тем, какое сделать движение, обязательно упадет, пиа- нист — сфальшивит. «Бессознательное— незаменимый и эффективный помощник», — пишет психолог Тимоти Уилсон. Оно управляет нашей повседневной жизнью, запуская автоматизированные действия. «Бессознательное как будто выпускает на свободу множество живущих у нас в голове зомби, которые запрограммированы на выполнение отдельного относительно простого задания», — пишет американский исследователь Кристоф Кох. Этот автоматизм освобождает голову для решения нестандартных, твор- ческих задач — в те редкие момен ты нашей жизни, когда случается что-то необычное, ситуация перестает быть стереотипной и наш мозг не может сходу подобрать нужную программу. Вот тогда незамедлительно включа- ется сознание. Бессознательное никогда не отключается. Мозг постоянно активен и настроен на получение информации. По большей части она усваивается и сохраняется неосознанно, но потом в определенной ситуации активизи- руется и влияет на поведение человека. Такое обратное действие скрытых ресурсов мозга испытали на себе студенты, участвовавшие в эксперимен- тах американского психолога Джона Барга. Он предложил разным группам испытуемых поработать со словесными тестами. В одном мелькали слова, так или иначе связанные с темой преклонного возраста, — «морщины», |