Главная страница
Навигация по странице:

  • Дополнительная информация

  • ПОСТУПАТЕЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ОБРАЗА Принципы

  • РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Принципы

  • Метод 1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансфор­мирующие, проделайте первые три шага КРТ: определите центральные метафизические идеи клиента (Guidano, 1991;

  • Практикум по когнитивной терапии w. W. Norton New York СанктПетербург Речь 2001 ббк 84. 5 М15


    Скачать 3.72 Mb.
    НазваниеПрактикум по когнитивной терапии w. W. Norton New York СанктПетербург Речь 2001 ббк 84. 5 М15
    Дата10.06.2022
    Размер3.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаpraktikum_po_kognitiv_terapii.doc
    ТипПрактикум
    #584358
    страница21 из 41
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   41

    Руководство

    Второй принцип, лежащий в основе квантовых скачков, — это руководство. Увидеть что-то новое легче с помощью того, кому уже удалось принять новый взгляд. Лучшие наставники в этом отноше­нии — члены терапевтических групп, уже совершившие квантовые скачки. Они точно знают, что нужно искать, и могут помочь другим. Корову легче разглядеть, когда тебе подсказали, что нужно ее уви­деть: если ты ищешь меридиан долготы, то будешь искать его вечно.

    Таким образом, тот, кто принял новые установки, лучше может научить других понять их. Это может объяснить, почему такие груп­пы самопомощи, как «Анонимные алкоголики»1 и другие, настолько благотворны для их участников. Наркоманам-кокаинистам полезно слушать восстанавливающихся от зависимости клиентов, агорафо-бики учатся у людей, которые смогли справиться со своей паникой, люди, переживающие скорбь, находят благотворными группы для жертв стихийных бедствий. Все эти выздоравливающие люди уже сделали свои квантовые скачки и способны показывать дорогу на­чинающим клиентам.

    Гибкость

    Третий принцип — гибкость. Клиентам, чтобы осуществить пер­цептивный скачок, нужно испробовать различные стратегии. Чтобы увидеть корову, им может понадобиться посмотреть на рисунок с разных сторон, поднести поближе к глазам или подальше. Возмож­но, им нужно будет отложить картинку на время и посмотреть на нее позднее. Так или иначе им необходимо варьировать стратегии, а не пытаться использовать один и тот же метод.

    Эта посылка верна и в отношении убеждений. Чтобы изменить установку, клиенты должны каждый раз смотреть на свои убежде­ния по-новому, пока им не удастся произвести желаемый сдвиг. Клиенты, которые пытаются проделывать одно и то же снова и сно­ва, никогда его не добьются. Клиенты, пришедшие к изменениям, применяли самые разные стратегии. Они ослабляли старые уста­новки и усиливали новые. Некоторые могли связать убеждение с
    _____________

    'Alcoholic Anonymous, Recovery Inc., The National Alliance for the Mentally 111, etc.

    каким-нибудь сильным, эмоционально напряженным личным воспо­минанием. Некоторые поощряли себя каждый раз, когда у них воз­никало новое убеждение, и наказывали, когда ловили себя на ста­ром. Некоторые разбивали свои идеи на части, прежде чем начи­нать работу над целым гештальтом. Важно лишь то, что все они . придумали некоторую стратегию, новую систему, для изменения своих когниций.

    Время

    Четвертый принцип — время. Изменение взглядов клиента тре­бует времени. Мозгу необходимо время, чтобы обработать инфор­мацию и сформировать новое восприятие. Если клиенты прекраща­ют попытки различить корову уже через несколько секунд, они не увидят ее никогда.

    Этот принцип справедлив и для изменения убеждений, филосо­фии, установок. Чтобы увидеть образ на картинке, может понадо­биться несколько минут, для изменения философии уйдут месяцы и годы. Не имеет значения, сколько это займет времени, для клиента важно продолжать работу над изменениями. В противном случае ему никогда не удастся сделать квантовый скачок. Мозг производит сдвиг, только когда клиент к этому подготовлен, этот момент многие клиенты описывают как «ага-ощущение» (Aha experience): «Однаж­ды я проснулся с этим чувством. Я смог его постичь. Я понял, что все эти недели работал ради него». Восприятие, которое они искали, внезапно появилось — их мозг сплавил все вместе в четкий, силь­ный, определенный образ. Они совершили свой квантовый скачок.

    Повторение

    Пятый, и последний, принцип — это повторение. Один из не­приятных аспектов квантовых скачков заключается в том, что даже если клиент трансформировал свои взгляды на себя, он, как это часто бывает, может вернуться к старому восприятию. Картинка с коровой снова иллюстрирует этот процесс. Если клиенты отложат картинку и посмотрят на нее позднее, они могут увидеть не корову, а только бессмысленные пятна. Точно так же, хотя они могут очень радоваться, что им удалось изменить свои убеждения, спустя не­сколько недель они могут снова проснуться со старыми мыслями. В этот момент я уверяю клиента, что ничего страшного не произошло. «После того как вы 20 лет думали по-другому, не удивительно, что ваш мозг возвращается к этому при малейшей возможности».

    Решение этих возвратных скачков такое же, как и в случае с картинками, — практика! Если клиенты хотят видеть корову каждый раз, как они смотрят на картинку, они должны постоянно трениро­ваться. Со временем им будет казаться сложным корову не видеть. Таким образом, если они постоянно возвращаются к своим старым когнициям, им нужно практиковаться в восприятии нового убежде­ния. Многим клиентам приходилось совершать один и тот же скачок неоднократно, прежде чем он стал постоянным.

    Я уверен, что, опираясь на вышеперечисленные принципы, мож­но изменить почти любую установку, убеждение, ценность, мнение и даже любой предрассудок. Подобно Рою, многие клиенты не за­стревают навеки в своих старых установках, как бы они ни приобре­тались. Не важно, как глубоки корни и насколько древним является их источник, изменения возможны.

    Пример 2. История Терри
    Терри направил ко мне другой когнитивный терапевт, которого она посещала в течение четырех месяцев по поводу проблем со взаимоотношениями. Терапия благоприятно сказалась на отноше­ниях, но не снизила ее постоянную малозаметную тревогу. После нескольких вводных сеансов стало очевидно, что она страдает со-циофобией. Она боялась, что ее будут внимательно разглядывать, и беспокоилась о том, чтобы не сделать что-нибудь постыдное в гла­зах других. Она избегала показываться на людях при любой воз­можности.

    Мы последовали традиционному когнитивно-реструктурирую­щему подходу, она добилась неплохого прогресса, но, начав приме­нять транспонирующие техники дома, начала испытывать сложнос­ти. Она выполняла домашние задания (по крайней мере полчаса практики в день), но, по ее словам, не могла изменить свои мысли. Мы решили, что техника «сложные картинки» может дать нам под­сказку, почему она саботирует собственные усилия по транспози­ции своих убеждений.

    Ниже следует запись той части сеанса, на которой применялся метод сложной транспозиции.
    ТЕРАПЕВТ: Я собираюсь продемонстрировать вам еще несколь­ко картинок. Они похожи на те, что я показывал раньше, но они несколько сложнее. На этот раз я попрошу вас сделать кое-что необычное, когда вы будете рассматривать изображение. Пожалуйста, сообщайте мне о том, что вы. чувствуете и говорите себе, вы­полняя это упражнение. Обычно люди не говорят нам о своих эмо­циях и мыслях. Они их блокируют. Но в целях этого упражнения я попрошу вас сконцентрироваться и сообщать мне обо всех автома­тических мыслях и чувствах сразу, как они появляются у вас. Вы согласны? Посмотрите на эту картинку. Вы что-нибудь видите? По­тратьте на нее столько времени, сколько вам необходимо.

    ТЕРРИ: Это кажется сложным... Я не уверена, что смогу это ■ сделать. Я вообще ничего не вижу — вы уверены, что там что-нибудь есть?.. Это того же размера или мне нужно перевернуть его? Мне не нравится это делать — я не могу это сделать... Почти получилось... Нет, опять пропало. Это глупо! Не понимаю, почему я вообще должна это делать. Это тупое упражнение. Я правда хочу закончить.

    (В течение всего упражнения я просил ее продолжать.) ТЕРРИ: Я не такая умная, чтобы сделать это. Может быть, дру­гие ваши клиенты посообразительней... Это не сработает в моем случае. Я вижу, где это должно быть, но не вижу сам образ.

    (Все предыдущие ремарки покрывают 10-минутный период. В течение этого времени Терри заметно взволновалась. Она начала все больше и больше заставлять себя увидеть форму.)

    ТЕРРИ: Ничего не выходит. Я ничего не могу сделать правиль­но. Вы, должно быть, думаете, что я действительно дура. Кто-ни­будь еще из ваших клиентов так долго делал это задание?

    (Еще через несколько минут, за которые Терри сделала похо­жие замечания, я решил вмешаться.)

    ТЕРАПЕВТ: Хорошо. Прервитесь на секунду, давайте обсудим это. Вы заметили, что ваши мысли и чувства во время выполнения упражнения похожи на то, что вы думаете и чувствуете дома, когда пытаетесь изменять свои убеждения?

    ТЕРРИ: Да! У меня есть трудности и тут.

    ТЕРАПЕВТ: Хорошо, давайте ваши мысли и чувства проанали­зируем. Я был бы вам благодарен, если бы вы их записали. Во-первых, вы сказали себе, что это сложно и что вам вряд ли удастся это сделать. Затем вы начали себя ругать за то, что не можете увидеть образ, и называть себя глупой. Потом вы стали беспокоить­ся о том, что я подумаю о вас, если вы его не увидите, и в конце концов рассердились на меня за то, что я дал вам это упражнение. Точно ли мое резюме? ТЕРРИ: Не уверена.

    (Сеанс записывался на пленку, и мы с Терри смогли прослу­шать ее комментарии.)

    ТЕРРИ: Да! Без сомнения, я себя ругала! ТЕРАПЕВТ: Да, ругали! А заметили ли вы, что чем настойчивее вы пытались разглядеть образ, тем больше начинали волноваться и ругать себя?

    ТЕРРИ: Конечно, я начинала сильно нервничать. ТЕРАПЕВТ: Хорошо, давайте на этот раз сделаем по-другому. Вы заметили, что чем больше вы нападаете на себя, тем меньше способны сосредоточиться на задании. Что ж, давайте кое-что из­меним. Теперь мне бы хотелось, чтобы вы рассматривали картинки в очень расслабленном состоянии. Мы потренируемся, вспомнив и повторив некоторые упражнения на релаксацию, которые мы дела­ли несколько сеансов назад. Каждый раз, чувствуя, что напрягае­тесь, оторвитесь от того, чем вы занимаетесь, сделайте глубокий вдох и расслабьте мышцы так, как я вам показывал. К тому же, как только у вас появляются самообвиняющие мысли, тихо говорите себе: «Остановись, успокойся и расслабься» — и незамедлительно сосредотачивайтесь на задании. Каждый раз, как ваш мозг начина­ет так или иначе отвлекаться от задания, отстранитесь от своих мыслей и вернитесь к разглядыванию картинки. Не принуждайте себя к этому, а расслабьтесь и позвольте изображению проявиться самому. Вы понимаете?

    (В течение 15 минут мы практиковали расслабление. Затем она вернулась к разглядыванию картинок. Как только мне казалось, что она напрягается, я просил ее расслабиться. Если она начинала хмуриться, я говорил ей, чтобы она прогнала свои мысли и спокой­но возвращалась без какого-либо принуждения к заданию, чтобы она просто подождала и дала рисунку заиграть самому. Где-то че­рез две минуты она смогла увидеть форму и очертила мне ее паль­цем. Затем мы проделали то же с еще двумя рисунками, и она справилась с ними обоими меньше чем за минуту.)

    ТЕРАПЕВТ: Очень хорошо, я думаю, что мы кое-чему сейчас научились. Возможно, мы узнали причину, по которой у вас были сложности с транспозицией дома. Когда вы заставляете себя что-либо увидеть, вам вряд ли это удается. Скорее всего, то, что вы делали здесь, вам нужно будет повторить и дома. Поэтому я хочу вас попросить начать практиковаться в релаксации, выполнять тех­нику «остановись, успокойся и расслабься» и дать транспозиции появиться самой, не пытаясь вызвать ее насильно.

    Комментарий
    Если клиенту слишком легко находить скрытые или двой­ные фигуры, терапевту могут понадобиться более сложные, чем представленные здесь, рисунки. В таких случаях вы можете про­демонстрировать клиенту одну из многочисленных трехмерных иллюстраций. В большинстве случаев клиенты видят только их двухмерную версию. Объясните, что на них можно увидеть трех­мерное изображение, если следовать инструкциям и трениро­ваться. Используйте один из многих имеющихся обучающих методов (особенно ценна в этом отношении работа Horibushi, 1994а, pp. 10, 90-94).

    Обязательно расскажите клиенту, что существуют две тех­ники, с помощью которых можно увидеть образ — дивергенции и конвергенции (parallel and cross-eyed), — и что каждая откры­вает различные изображения. Пусть клиенты тренируются с ва­шей помощью, пока им не удастся увидеть образ, и скажите им, что для нахождения новых убеждений необходимо следовать та­кому же процессу.

    Трехмерные изображения имеют более выраженный тренин-говый эффект, чем двойные картинки. Чем больше трехмерных рисунков клиент сможет увидеть, тем проще ему будет рассмот­реть совершенно новые изображения. Можете сказать своему клиенту, что, подобным образом увеличивая практику, он более легко и эффективно сможет поменять свои убеждения.
    Дополнительная информация
    Рис. 8.7. Нельзя доверять этому человеку! Поверните книгу на 65 градусов влево, и вы увидите, что на его лице написано «лжец» (liar). Картинка создана Полом Агулом (Blook & Yuker, 1989).

    Рис. 8.8. Этот город — Токио. Это можно прочитать, повернув книгу вправо на 90 градусов. Картинка создана Дэвидом Моузером (Blook & Yuker, 1989).

    Рис. 8.9. Это карта Средиземного моря (Blook & Yuker, 1989). t

    По мнению клиентов, наиболее полезными им показались следую­щие трехмерные картинки: работы Horibushi (1994a, 1994b), в которых описывается история стереограмм, сопровождаемая впечатляющими рисунками, серия книг «Магический глаз», в которых предложены наи­более доступные изображения. У Андерсона (Anderson, 1994) есть несколько серий иллюзий. Эти книги недорогие, и ваши клиенты могут купить их и тренироваться дома. Worsick (1994) написал сборник интер­активных рассказов с трехмерными иллюстрациями, a Rumor (1994) предлагает видеоматериалы более чем с сотней изображений, которые обеспечат клиентам обширную практику.

    ПОСТУПАТЕЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ОБРАЗА
    Принципы
    Для многих клиентов между их старым, иррациональным, убеждением и новым, более полезным, лежит огромная про­пасть. Она может быть настолько велика, что клиентам кажется невозможным перескочить от одного к другому. В таких слу­чаях терапевт учит клиента делать постепенные, более мелкие изменения в своих установках, продвигаясь шаг за шагом, так, чтобы деструктивные идеи могли успешно трансформироваться в рациональные. Рисунок 8.10 иллюстрирует этот процесс.



    Рис. 8.10. Меняющийся образ: очертания мужчины-женщины (Gerald Fisher, 1968)
    Изображение на этом рисунке постепенно модифицирует­ся из мужского лица (№ 1) в женское тело (№ 8). Давайте предположим, что клиент, видя фигуру № 1, начинает беспо­коиться, однако этого не происходит, когда он видит фигу­ру № 8. Когда может снизиться тревога? На № 4, № 5 или позже?

    В терапевтических целях клиенту не обязательно переходить к № 8, если вид № 5 убирает тревогу. Дальнейшее перемещение обернется выброшенным терапевтическим временем. Цель по­степенного модифицирования — расшатать паттерны клиента лишь в степени, достаточной для устранения источника нега­тивных эмоций. Исходя из этого, с помощью процесса формиро­вания гештальта и повторения клиенты должны быть мотивиро­ваны на работу по направлению к исходному паттерну (№ 1), постепенно представляя отсутствие тревоги, так чтобы первона­чальное изображение потеряло связь с этой эмоциональной ре­акцией.

    Процесс изменений, отраженный в этой аналогии, точно описывает ощущения клиентов во время перцептивного сдвига. С помощью терапевта они постепенно проходят процесс изме­нения различных компонентов своих основных установочных структур, пока им не удается изолировать источник диском­форта, который и привел их к терапевту. Как только эта цель будет достигнута, клиенты обучаются тому, чтобы работать с паттерном без проблемного компонента. Практика — корректи­рующий элемент. Клиенты должны тренироваться в видении паттерна без проблемного компонента, пока это не станет авто­матизмом.
    Метод
    1. Попросите клиента сосредоточиться на ключевом паттерне, связанном с его проблемой, и описать его как можно полнее. Будет идеально, если клиент создаст визуализацию этой темы.

    2. После некоторой релаксации, призванной помочь клиенту сконцентрироваться, попросите его снова представить пат­терн, но изменив отдельные его компоненты. Вы можете изменить визуальный компонент, эмоциональный или любой другой аспект паттерна.

    3. Продолжайте изменять аспекты темы до тех пор, пока кли­ент не сообщит вам, что не испытывает никакого эмоцио­нального дискомфорта.

    4. Как только это произойдет, клиент концентрируется на ви­зуализации элементов измененного паттерна, благодаря ко­торым эмоция была смещена. Необходимо очень подробно его описать.

    5. После того как был изолирован ключевой элемент, попроси­те клиента вернуться к представлению остальных паттернов, изменяя на этот раз элемент так, чтобы эмоции не возникло. Если вы правильно выделили ключевой элемент, клиент дол­жен оказаться в состоянии представлять сцены без какого-либо эмоционального дискомфорта.
    Пример. История Чеда
    Чед — молодой человек 27 лет, обратившийся в консультацию по поводу глубокой депрессии. Это был необыкновенный юноша — умный, креативный, эмпатичный, но не очень удачливый. Основ­ной ошибочной темой Чеда было ощущение своей неполноцен­ности в интеллекте, навыках общения и эмоциональной стабильно­сти. После предварительного обучения релаксации мы сосредо­точились на изменении различных аспектов этого представления. Он представил, что был неполноценен во всех аспектах своей жизни, кроме работы, потом — во всем, кроме работы, вечеринок и любовных отношений. Тем не менее Чед чувствовал себя подав­ленным.

    Мы изменили тактику, и ему нужно было представить другую серию образов, в которых он постепенно модифицировал понятие об объективной достоверности своей ущербности. Сначала он во­образил, что его убеждение верно на 100%, что в объективной ре­альности он неполноценен настолько, насколько он себе это пред­ставлял, и мысленно увидел, как он ведет и чувствует себя соответ­ствующим образом. Затем он представил, что его идея верна лишь на 75%. Мы создали так пять образов, в последнем он вообразил, что его убежденность в своей неполноценности абсолютно беспоч­венна.

    Практикуясь, Чед представлял, что он продолжает вести себя, чувствовать и думать так, как будто он был неполноценным, хотя фактически это не подтверждалось. Это упражнение привело его к одному очень важному открытию. Он понял, что его чувства и пове­дение полностью контролировались его мыслями, а не тем, что подтверждало его никчемность, что только мысли о своей ущербно­сти заставляли его вести себя подобающим образом. Он чувство­вал и вел себя абсолютно одинаково как на уровне 25% достовер­ности, так и на уровне 75%. Истинность или ложность его мыслей не влияли на его поведение и эмоции, имело значение только его убеждение. Отделив фактическую достоверность и ложность от сво­их представлений о ней, Чеду удалось возвратиться к исходному гештальту и понять свою ошибку. Он принимал свое неудачное по­ведение за доказательство своей неполноценности, но процесс по­степенной модификации показал ему, что независимо от того, как он вел себя и чувствовал, правда, основанная на доказательствах, не имеет никакого отношения к его восприятию.

    Комментарий
    Обычно терапевт не знает наперед, каким может быть проб­лемный компонент в каждой конкретной схеме клиента. Тем не менее, чтобы увидеть и отделить нужный компонент, он может проявить гибкость в модификации паттерна.
    Дополнительная информация
    Мы провели неформальный эксперимент с картинками, похожими на ту, что представлена здесь в качестве примера. На 15 клиентах мы обнаружили, что они могут увидеть альтернативный образ, только прой­дя как минимум через четыре модификации. Наш клинический опыт в отношении понятий указывает на сходные результаты.

    Поступательное преобразование тем и схем описано в работах Bugelski (1970); Dobson and Kendall (1993); Klinger (1980); Laza­rus (1971, 1977, 1982, 1989, 1995, 1997, 1998); Sheikh (1983a, 1993b), Sheikh and Shaffer (1979); Singer and Pope (1978); Williams (1996a, 1996b).

    РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

    Принципы
    Альберт Эллис и другие специалисты в рационально-эмотив-ной поведенческой терапии используют технику под названием рационально-эмотивное воображение (РЭВ) (rational emotive imagery), которая нацелена на изменение восприятия клиента в целом. Она включена в раздел, посвященный трансформации, а не в раздел по опровержению, потому что направлена на общие паттерны мышления, а не на конкретные, индивидуальные когниции.

    В большей части когнитивных техник, описанных в этой книге, терапевт следует основным процедурам точной иденти­фикации деструктивных идей клиента и затем применяет опре­деленные предписанные упражнения и приемы для того, чтобы облегчить изменение нереалистичного восприятия. В этой роли консультант направляет терапевтический процесс: записывает указания и затем руководит клиентом, когда тот их выполняет.

    В технике РЭВ указания выписывает клиент, а не терапевт. Терапевт помогает клиенту четко определить источник диском­форта и глубоко сосредоточиться на ведущей теме этого диском­форта (например, страхе, чувстве отверженности, чувстве непол­ноценности, сильного недоверия к другим). Определив домини­рующую тему, терапевт предлагает клиенту сосредоточить свою творческую энергию на поиске стратегий по снижению интен­сивности центральной темы. Следовательно, в случае сильного недоверия к другим клиент может выбрать наиболее действен­ную технику опровержения, с помощью которой он будет убеж­дать себя, что некоторым людям молено доверять больше, чем дру­гим. Он может подчеркнуть необходимость работы над тем, как Заранее определить надежность человека, или над тем, чтобы не раскрываться в вопросах, где его легче всего обидеть. Или он мо­жет решить, что ему нужно комбинировать несколько подходов.

    Понятно, что успех этого метода зависит от трех факторов: 1) степени успешности клиента в выполнении относительно не­структурированных терапевтических процедур; 2) степени креа­тивности, с которой клиент подбирает когнитивные стратегии; 3) степени вовлеченности клиента в терапевтический процесс.

    Опытный читатель понимает, что мы произвели небольшую модификацию первоначальной эллисовской разработки этой техники (см. шаг № 7).

    Метод
    1. Для клиента будет полезным расслабиться перед упражне­нием, так как это улучшает концентрацию.

    2. Составьте иерархию ситуаций, которые расстраивают клиен­та. Ситуации должны быть описаны достаточно детально, чтобы клиент мог их себе хорошо представить. Посмотрите, нельзя ли привести их к какому-то общему знаменателю, чтобы у вас получилось уменьшить их число до нескольких центральных тем. Важно, чтобы клиент подтвердил, что ко­нечный список точно отражает главные источники его дис­комфорта.

    3. Попросите клиента мысленно представить каждую ситуа­цию, ассоциирующиеся с ней чувства и те ведущие темы, которые лучше всего характеризуют эти чувства. Попросите его работать до тех пор, пока он не начнет чувствовать изме­нения в своих эмоциях.

    4. Пусть клиент начнет с любой из этих ведущих тем и сосредо­точится на связанных с нею чувствах, используя для моди­фикации этих чувств любую придуманную им стратегию. Клиент должен продолжать работать, пока не почувствует изменения в своих эмоциях.

    5. Скажите клиенту, что, для того чтобы произвести изменения в эмоциях, он должен сосредоточиться на том, что он говорит самому себе. Пусть он запишет советы, которые он дает сам себе, если это поможет ему лучше сосредоточиться и более четко их припомнить. Добейтесь, чтобы он начал полностью осознавать свои убеждения.

    6. Клиент должен практиковаться по пятнадцать минут в день, пока он не сможет устойчиво воспроизводить альтернатив­ные эмоции. Как только он проделает всю процедуру с пер­вой выбранной им центральной темой, он должен применить эту технику, начиная со второго шага, и в отношении остав­шихся в составленном им списке ведущих тем.

    7. Чтобы клиенту было легче обрести контроль над своими эмо­циями, он должен тренироваться вызывать у себя различные эмоции в процессе представления исходных ситуаций, кото­рые были перечислены в пункте номер два. Он может трени­роваться чувствовать себя счастливым, грустным, рассер­женным, уверенным, расслабленным или каким угодно, из­меняя только свой внутренний диалог с собой.
    Пример. История Марго
    Литература по рационально-эмотивной поведенческой терапии предоставляет многочисленные примеры использования данной техники. Мы приводим лишь один случай из нашей богатой практики. Марго была 28-летней женщиной, посетившей до прихода ко мне по крайней мере шестерых других терапевтов. У каждого из своих предыдущих консультантов она пробовала пройти один или два сеанса и, не почувствовав себя лучше, бросала и переходила к другому терапевту. Так продолжалось около двух лет.

    После нескольких первых сеансов стало ясно, почему у нее не было никакого прогресса. Просто она не была действительно заин­тересована в работе над самосовершенствованием. Она очень пло­хо поддавалась терапии, отрезая каждый мой вопрос простым: «Не знаю». Она не читала рекомендованную литературу и не пыталась ничего узнать о теории и техниках самостоятельно. Вместо этого она ожидала, а иногда и требовала, чтобы я каким-то образом раз­решил за нее ее депрессию. Она упрямо отвергала любые предло­жения приложить хоть какие-нибудь усилия.

    Строго структурированные когнитивные техники были малоэф­фективны в случае с Марго, потому что они позволяли ей быть в терапевтическом процессе пассивной. Ей были необходимы проце­дуры с меньшей вовлеченностью терапевта и большей инициативой клиента. Мы решили, что рационально-эмотивное воображение может обеспечить нужное участие.

    Ключевой сценой в иерархии Марго были представления о том, что причиной ее проблем во взрослой жизни были родители. Ей ка­залось, что она не получила соответствующего воспитания, чтобы быть счастливой, и что в ее депрессии, разбитых отношениях с мужчинами, малооплачиваемой работе и финансовых сложностях виновны родители. Она недопоняла комментарий начинающего псхоаналитика, который она услышала за несколько лет до этого, и в результате была твердо убеждена, что ее родители несут ответ­ственность за все. Она не видела и не общалась с ними в течение пяти лет.

    После того как я выслушал ее тирады против родителей, я при­шел к выводу, что гнев просто обуревал Марго. Ее родители, как и любые другие, совершали ошибки, но с ее слов казалось, что они в целом поддерживали свою дочь и пытались ей помочь самым луч­шим, по их разумению, образом. Когда мы начали воображение, она представила себе жизнь с родителями и все то «ужасное», что они делали. Она определила свои эмоции как сильную ярость. Ког­да ее попросили переключиться на менее интенсивную эмоцию, например гнев или разочарование, она сказала, что не может, но из ее невербальной реакции стало понятно, что не хочет. Она попроси­ла попробовать что-нибудь другое, но я отказал и настаивал на использовании именно этой техники. Она рассердилась на меня за то, что я не прислушиваюсь к ее просьбам, но я продолжал процеду­ру. Сеанс закончился тем, что мы зашли в тупик.

    Марго отменила три последующих консультации. Позднее я услышал, что она ходила на прием к двум другим терапевтам, на­деясь, что они избавят ее от депрессии. Через месяц она снова пришла ко мне, все еще сердитая на меня, но «готовая дать мне последнюю попытку». Она думала, что достаточно меня наказала и что я оставлю рационально-эмотивное воображение, но я этого не сделал.

    Необходимо в скобках отметить, что такая настойчивость нети­пична в когнитивном реструктурировании. Обычно, если одна тех­ника не работает, я спокойно перехожу к другой. Но этой клиентке не помогало ничего. Ее неудачи с другими терапевтами не были виной самих терапевтов или их методов. Я чувствовал, что настала необходимость сделать нечто совершенно отличное и что застрева­ние на одной технике и отсутствие у Марго возможности убежать от своих проблем было как раз необходимо. Если бы я попробовал это с десятью другими клиентами, в девяти случаях я бы потерпел неудачу.

    После того как я откровенно сказал ей, в чем, на мой взгляд, заключалась проблема, мы продолжили рационально-эмотивное во­ображение. Она содействовала процессу неполностью, но на этот раз совершила кое-какие изменения. Ей удалось слегка ослабить свою ярость, но только благодаря тому, по ее словам, что сказала себе, что тоже в какой-то мере несет ответственность. Когда она говорила это себе, то начинала чувствовать страх и вину. Я потом перенес работу воображения на это новое восприятие страха и самообвинения. При помощи рационально-эмотивного воображе­ния она смогла до некоторой степени ослабить эти чувства. Затем мы переключались с работы над гневом против родителей на рабо­ту со страхом и чувством вины. Постепенно за время многочислен­ных сеансов Марго смогла снизить свою вину и гнев настолько, что ее депрессия прошла.

    Комментарий
    Гибкость этого метода — его самое большое достоинство и самый большой недостаток. Некоторым клиентам необходимы более конкретные инструкции о том, как изменять свои эмо­ции. Другие же предцочитают сами отвечать за свой перцептив­ный сдвиг.
    Дополнительная информация
    Эта техника описывается в нескольких публикациях (Maultsby and Ellis, 1974; Maultsby, 1971, 1976, 1984, 1990; Wilde, 1998).

    ТЕХНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВООБРАЖЕНИЯ
    Принципы
    Образы используются в трансформации и других аспектах когнитивного реструктурирования; около трети техник, пере­численных в этой книге, задействуют ту или иную форму вооб­ражения. В то время как методики оспаривания являются по­пыткой модификации в большей степени языка клиента, неже­ли его представлений, трансформация в основном базируется на образах и визуализациях. Образы лучше показывают, что имен­но необходимо изменить клиентам, чтобы лучше себя чувство­вать, так как они выявляют более общие сдвиги в паттернах, в то время как чисто лингвистические техники нацелены на изме­нение более специфических мыслей.

    Тем не менее даже чисто лингвистические техники можно адаптировать в процедуры визуализации образа. Для многих клиентов лучшим подходом является переплетение лингвисти­ческих и образных техник, поскольку такая комбинация при­водит к более значительным изменениям, чем каждый из этих методов в отдельности. Однако, если клиент особенно сведущ в визуализации или кажется особенно отзывчивым к образным модификациям, терапевт может предпочесть работу с образами.

    Метод
    1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансфор­мирующие, проделайте первые три шага КРТ: определите центральные метафизические идеи клиента (Guidano, 1991; Guidano and Liotto, 1983), объективно проанализируйте их достоверность или ложность и придумайте серию контраргу­ментов или замещающих рациональных идей (Me Mullin and Giles, 1981).

    Несмотря на то что и на этих трех этапах можно с успехом использовать визуализацию, мы обнаружили, что на началь­ных стадиях КРТ язык обычно является более гибким, чем визуализация, инструментом, по большей части из-за испы­тываемых клиентами в процессе визуализирования своих убеждений трудностей. Сложно, к примеру, представить себе образы, сопровождающие такую идею, как: «Я чувствую, что у меня нет цели в жизни». Мы рекомендуем использование лингвистических техник на ранних стадиях терапии по при­чине их простоты и эффективности.

    2. Определите способности клиента к воображению, используя одну из шкал, разработанных Лацарусом (Lazarus, 1977, 1981, 1982, 1989, 1995, 1998). Эти шкалы помогут опреде­лить общую способность клиента к визуализации и укажут области, нуждающиеся в развитии. Шкалы исследуют спо­собность клиента воссоздавать образы себя и других, про­шлого, настоящего и будущего, приятного и неприятного и многих других.

    3. Если клиент показывает низкие значения по своей способно­сти к визуализации, вы можете попробовать описанные Ла­царусом техники построения образа (Lazarus, 1982).

    4. Для того чтобы помочь своему клиенту перейти от иррацио­нальных убеждений к рациональным, отберите конкретные образы. Поскольку представление не задействует язык, клиен­там зачастую удается более быстро изменить восприятие, используя только визуальные образы, а не семантику. Для создания таких перцептивных сдвигов вы можете использо­вать множество различных типов образов. Ниже приводится список основных типов.


    • Образы совладания, в которых клиент представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, ис­пользуются для коррекции пассивного, избегающего мыш­ления. («Представьте себе, что вы просите своего началь­ника о повышении вашей зарплаты».)

    • Расслабляющие образы, включающие сцены природы и чувственные визуализации, используются для противопо­ставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибили­зации.

    • Образы достижений, в которых клиент воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противо­поставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости. («Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак».)

    • Образы подетального совладания, которые сфокусирова­ны на частностях, помогают клиентам, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Исполь­зуя этот метод, клиент может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодо­левает эти небольшие сложности. Например, клиент мо­жет поделить проблему покупки машины на 20 маленьких задач и представить себе последовательное успешное за­вершение каждой из них, начиная с покупки автомобиль­ного каталога для покупателей новых машин и заканчи­вая удачной покупкой идеального автомобиля.

    • Моделирующие образы могут использоваться в случае, если клиент испытывает сложности в представлении со­ставных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике клиент представляет в во­ображении человека, который образцово выполняет дан­ное ему задание. К примеру, клиент может проанализировать и затем визуализировать удар справа Пита Сампраса или навыки ведения спора Вильяма Бакли.

    • Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве проти­вовеса нежелательному поведению. («Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфи­зему».)

    • Идеализированные образы используются, когда клиенты не могут подумать о своей конечной цели. («Где бы вы хо­тели жить через десять лет, с кем? Что бы вам хотелось делать?»)

    • Представления о вознаграждении подкрепляют реалисти­ческое мышление. («Что произойдет хорошего, если вы завершите проект?»)

    • Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций. («Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего».)

    • Реконцептуализирующие образы изменяют интерпре­тацию событий. («Представьте, что ваша жена не была на вас рассержена, просто у нее были неприятности на ра­боте».)

    • Негативные и позитивные образы — визуализация нега­тивных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловлива­ние высшего порядка, может изменить эмоциональную ва­лентность ситуации. («Представьте, что ваш противник критикует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теп­лый, солнечный день».)

    • Корректирующие образы исправляют ошибки, допущен- ■ ные клиентом в прошлом. («Представьте, как бы вы это сделали, если бы пришлось это делать снова».) Обобщенные корректирующие образы позволяют клиенту исправить все прошлые инциденты определенного типа. К примеру, пассивный клиент может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда он отступал от про­блемы.

    • Образы будущего заставляют клиента оглянуться на на­стоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности. («Представьте, что вам 85, и вы огля­дываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важ­ным и что — ничего незначащим?»)

    • «Аварийные» представления учат клиента справляться с худшими возможными последствиями события. («Что мо­жет произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу?»)

    • Визуализация маловероятных образов предполагает, что клиент представляет себе все возможные «ужасные» собы­тия, которые с ним могут произойти, для того чтобы на­учиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием. («Что ужасного может с вами произойти, когда вы читаете воскресные комиксы? Когда вы принимаете ван­ну? Когда лежите в своей постели?»)

    • Представление ассертивных ответов может быть сопо­ставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так чтобы клиент увидел последствия каждого из ответов. («Пред­ставьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно про­сите, чтобы вам вернули ваши деньги».)

    • Представление итоговых последствий требует, чтобы клиенты визуализировали приносящее беспокойство собы­тие через неделю, месяц, год после того, как оно произош­ло, чтобы определить отсроченные последствия. («Если вы покончите с собой, представьте, как сильно будет пережи­вать ваша девушка восемь лет спустя?»)

    • Эмпатические представления учат клиента воспринимать мир с точки зрения другого человека. («Как к вам относит­ся человек, которого вы обидели?»)

    • Катарсические образы позволяют клиентам представить, что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие, как гнев, любовь, ревность или печаль. («Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга».)

    • Представление нулевой реакции предполагает, что клиент визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуа­циях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей. («Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела».)

    • Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности.

    • («Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сей­час перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесет­ся к тому, что вы сделали?»)

    • Превентивные образы используются для того, чтобы под­готовить клиента справиться с проблемами, с которыми они могут столкнуться в будущем, например, смерть, от­вержение значимым лицом, физическое заболевание, бед­ность и т. д.

    • Негативные подкрепляющие образы вызывают представ­ление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуа­ции еще более ужасной. («Представьте, что, держа в ру­ках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстни­ков».)

    • Образы безопасности дают клиенту чувство уверенности в пугающей ситуации. («Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце».)

    • Пресыщающие образы, использующиеся в процедурах скры­того наводнения, воспроизводят одну и ту же визуализа­цию снова и снова, пока клиенту не надоедает ее представ­лять. («В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете».)

    • Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения. («Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Нью-Йорке и в Кивесте во Флориде, и сопоставьте эти два образа».)

    • Воображение негативных последствий выявляет непри­ятные эффекты того, что кажется клиенту позитивным. («Представьте, что, став известным, вы оказываетесь пой­манным в собственном доме, не имея возможности никуда выйти, потому что вас преследуют папарацци».) Представления, противостоящие искушениям, превра­щают желанные объекты в неприятные. («Представьте, что ваша сигарета — это высушенные куски бизона».) Образы, опережающие время, позволяют клиентам отстра­ниться от травмирующего события, представляя, что они переместились во времени (например, на полгода вперед) и оглядываются на произошедшее. (Lazarus, 1998.) («Представьте, как вы будете через шесть месяцев относиться к тому, что ваш друг бросил вас».)

    5. Попросите клиента практиковаться в визуализации до тех пор, пока выбранный образ не станет четким.

    6. После того как клиент закончит работать с образами, повтор­но обратитесь к лингвистическому компоненту, попросив его суммировать изменения в системе его убеждений. («Теперь, когда при помощи этих образов вы изменили эмоции, к ка­ким вы пришли выводам? Каким иррациональным мыслям вы были подвержены? Какие рациональные мысли у вас есть сейчас?»)

    Пример

    Как утверждалось выше, для того чтобы осуществить когнитив­ные изменения, специфические образы связываются со специфи­ческими иррациональными идеями. Ниже приводятся визуализа­ции, которые использовались нами при коррекции различных ирра­циональных идей клиентов.

    Центральное убеждение: люди должны всегда меня любить, иначе я буду чувствовать себя несчастным.

    Корригирующие образы: представление постепенного преодо­ления. Предложите клиенту образы совладания, которые показыва­ли бы ему: а) любовь всех и каждого; б) любовь всех из его окру­жения, кроме одного человека; в) любовь большинства людей; г) любовь половины из тех, кого он знает; д) любовь лишь несколь­ких человек из его окружения; е) любовь только одного человека. Преподнесите эти образы так, чтобы клиент мог успешно справить­ся со все уменьшающимся числом любящих его людей.

    Центральное убеждение: делать ошибки ужасно.

    Корригирующие образы: можно использовать неприязненные образы. Клиенты связывают отталкивающие образы с попытками быть совершенными все время. («Представьте себе ту убийствен­ную скуку, которую принесло бы совершенство».)

    Центральное убеждение: ужасно, когда что-то идет не так.

    Корригирующие образы: нивелирующие и нулевой реакции. Пусть клиент представит себе, что, когда все идет наперекосяк, ничего не происходит вообще.

    Центральное убеждение: я не могу контролировать свои эмоции.

    Корригирующие образы: представления о вознаграждении. На­учите клиента представлять все позитивные последствия свободы и спонтанности своих эмоций.

    Центральное убеждение: достигнуть самодисциплины чрезвы­чайно тяжело.

    Корригирующие образы: образы достижения совершенного ма­стерства. Клиент воображает исключительную самодисциплину в различных ситуациях.

    Центральное убеждение: я должен всегда зависеть от других.

    Корригирующие образы: идеализирующие образы. Клиенты ви­зуализируют сцены свободы, независимости и отсутствия привя­занности.

    Центральное убеждение: мое неблагоприятное детство, должно быть, делает мою взрослую жизнь несчастной.

    Корригирующие образы: моделирующие образы. Клиент пред­ставляет целую серию людей, кто был счастлив, несмотря на ужас­ное детство.

    Центральное убеждение: я убежден, что для моих проблем су­ществует правильное, корректное и совершенное решение, и все, что я должен сделать, — это найти его.

    Корригирующие образы: образы подетального совладания. Пусть клиент представит необходимые, но мелкие шаги, которые он должен проделать для решения каждой конкретной проблемы.

    Центральное убеждение: я — исключительный человек (принц в маске или Кларк Кент, разыскивающий телефонную будку). Я тре­бую особых благ и привилегий, поэтому я не должен подчиняться законам и ограничениям обыкновенных смертных.

    Корригирующие образы: эмпатические образы. «Если бы вы были кем-то другим, захотели бы вы с собой дружить? Понравилось ли бы вам находиться около себя?»
    Комментарий
    Некоторые виды когнитивной терапии выделяют главным образом применение лингвистических техник, а другие в то же время акцентируют использование образов. Мы обнаружили,

    что в когнитивном реструктурировании гораздо более эффектив­ной является комбинация, а не отдельное применение того или иного рода техник.

    Дополнительная информация
    Литература по использованию воображения огромна. Читатель мо­жет обратиться к основным по этой теме работам: Kosslin (1980); Kosslin and Pomerantz (1977); Lazarus (1977, 1982, 1989, 1995, 1998); Lazarus and Lazarus (1977); Richardson (1969); Sheikh (1983a, 1983b); Singer (1974, 1976, 1995); Singer and Pope (1978). Воображение также являет­ся главным компонентом двух других видов терапии, которые часто используются совместно с когнитивным реструктурированием: схема-центрированная терапия (McGinn & Young, 1996) и фокус-ориентиро­ванная психотерапия (Gendlin, 1996a, 1996b).

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   41


    написать администратору сайта