Главная страница
Навигация по странице:

  • Дополнительная литература

  • БИБЛИОГРАФИЯ

  • Практикум по когнитивной терапии w. W. Norton New York СанктПетербург Речь 2001 ббк 84. 5 М15


    Скачать 3.72 Mb.
    НазваниеПрактикум по когнитивной терапии w. W. Norton New York СанктПетербург Речь 2001 ббк 84. 5 М15
    Дата10.06.2022
    Размер3.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаpraktikum_po_kognitiv_terapii.doc
    ТипПрактикум
    #584358
    страница36 из 41
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41

    Пример
    Последний пример, который я приведу в этой книге, — самый личный. Он касается того, как я пришел к принятию философии, описанной выше.

    Мы танцуем по кругу и предполагаем, А Тайна сидит в середине и знает.

    Роберт Фрост (Lathem, 1975, р. 362)

    Несмотря на годы изучения психологии, а также философии и науки, понимание сложности человеческой природы пришло ко мне не из моих книг, исследований или многих лет учебы. Оно возникло от личного источника — моего отца. Вот как это произошло.

    Отца уже давно нет, но я все еще часто о нем думаю. Он был архитектором, из тех, кто любил искусство гораздо больше, чем технику. Он так сильно любил искусство, что завел семейный ри­туал, который мы, дети, ненавидели: каждое воскресенье или почти каждое он заталкивал всю семью в нашу машину, Старушку Бетси, и вез в музей или галерею на новую выставку. Он говорил маме, что это будет хорошо для нас, детей, что это приобщит нас к культуре или что-то в этом духе, но на самом деле он просто сам хотел посмотреть демонстрацию и хотел, чтобы у него была компания.

    Детей младшего возраста не очень воодушевляют затхлые му­зеи искусств, и мы.не были исключением, поэтому мы саботирова­ли экскурсии всеми доступными способами, но от одного показа нам не удалось отвертеться. По стране провозили выставку работ Ван Гога, и вот она появилась в Художественном музее Филадель­фии, поэтому в очередное воскресенье нас впихнули в Старушку Бетси и отвезли туда.

    Когда мы приехали в музей, большую часть времени я тратил на то, чтобы найти себе интересное занятие, трогая средневековые доспехи и разглядывая самострелы. Когда я не мог больше избе­гать этого, я пошел посмотреть выставку.

    Я бродил, глазея на полотна Ван Гога, и они сразу же мне не понравились. Для меня, десятилетнего мальчика, они казались глу­пыми. Цветы не были похожи на цветы, а у земли были такие цве­та, которых никогда не было ни у одного поля. Взятые вместе, полотна казались мне ненастоящими, они не показывали, что видят люди, когда смотрят на мир. Я сделал вывод, что Ван Гог не умел рисовать.

    Ближе к концу выставки находилась работа, которая висела на особом, почетном месте. Перед ней собралась группа восторгаю­щихся людей, мой отец был среди них. Мне стало любопытно, что там такого особенного нашли эти взрослые, поэтому я встал за ними и стал смотреть. Это было изображение ночного пейзажа, огромное небо, возвышающееся над маленькой деревушкой. Небо было насыщенного темно-синего цвета, внизу были набросаны очертания деревни. Самым удивительным в картине были звезды.

    Это не были светящиеся точки, это были огромные золотые спира­ли, врезающиеся в небо. Они заполняли и поглощали собой все полотно.

    Я смотрел на него некоторое время, но отреагировал так же, как и на остальные, — оно выглядело нереальным. Звезды так не выг­лядят, они похожи на световые точки, а не на спирали, и цвет неба был слишком синим, и текстура слишком зернистая. Все это выгля­дело так, как будто было нарисовано лопатой, а не кистью.

    Я хотел пойти и найти себе еще какое-нибудь интересное за­нятие, но вдруг на секунду остановился. Мой отец и другие взрослые продолжали восторгаться картиной, и я помню, что по­думал: «Может быть, я не прав; если бы все видели то же, что и я, никто не ходил бы на эти выставки. Но все ходят. Может быть, они видят то, что я не вижу. В конце концов, я всего лишь ребенок. Что я знаю? Если кто-то что-то не понимает, то это, на­верное, я».

    Так я стоял и пытался понять, что видел мой отец, копируя его мимику, когда он рассматривал картину. Если он переносил вес на одну ногу, поглаживал подбородок и говорил: «Хм-гм», я делал то же самое. Но это не сработало. Я продолжал думать о том же — небрежная картина, неаккуратная, нереальная, плохо нарисован­ная. Может быть, другие 10-летние дети могли оценить ее кра­соту; может быть, другие мальчики были более чувствительными, художественно одаренными, проницательными или мудрыми, но я не был таким, я был обычным 10-летним ребенком, и я не ви­дел ничего.

    Затем мой отец спросил меня, нравится ли мне картина, и я понял, что влип. Если бы я сказал, что думал: «Мне кажется, она тупая», это бы вызвало большие проблемы. Отец и другие взрослые оценили бы меня как глупого, недоросшего ребенка, которого ни в коем случае нельзя было пускать на эту выставку, и что, главнее всего, отец был бы смущен. Он мог рассердиться, сказать: «Черт с этим», — и потащить нас всех домой. Мама бы расстроилась, пото­му что семейный выход не удался, а брат и сестры орали бы на меня за то, что я расстроил маму и папу и испортил им день. Они бы начали требовать, чтобы в следующий раз меня оставили дома, и хотя я ненавидел музеи, мне не нравилось оставаться одному, а без семьи — еще больше. Все это промелькнуло у меня в уме за долю секунды. Неожиданно у меня сорвалось: «Мне нравится... впе­чатляюще... хорошие цвета». Не искушенная критика этой известной картины, но это было лучшее, что я тогда мог сказать. Отец, кажется, был доволен, и день был спасен.

    Я надолго забыл о картине, пока я не переехал в Колорадо. Чтобы сбежать от суеты городской жизни, иногда я уезжал один в горы поздно вечером и просто лежал на горном лугу и смотрел на звезды. Около полуночи в горах звезды светятся, как бриллианты, потому что воздух прозрачен, а огни города далеко. В небе тысячи звезд, и кажется, что они окутывают землю. Когда я смотрел на небо на высоком горном переходе, я всегда осознавал, насколько огромен космос и как малы человеческие создания.

    Однажды я лежал на своей полянке и смотрел на звезды, как вдруг у меня в голове возникла картина Ван Гога. Вдруг, через 20 лет, я понял, что она означала, почему она так понравилась моему отцу, почему это полотно было настолько известным. «Звездная ночь» Ван Гога ухватывала ощущение момента, чувство, которое я не мог понять, когда мне было 10, но понял сейчас. Ван Гог изоб­разил человеческие эмоции удивления и благоговения перед ноч­ным небом.

    Почему картина стала понятной в горах, а не раньше? Многое произошло за те 20 лет с того времени, когда я впервые увидел ее. Я интересовался астрономией, черными дырами, газовой туман­ностью, и необъятность вселенной меня впечатляла. Я занимался философией и много думал о человеческой природе и о нашем месте в космосе, почему мы здесь и как мала наша земля. Поэтому когда я смотрел на звезды, лежа в горах, я смотрел на них другими глазами и видел жизнь совершенно по-другому, чем это было в 10 лет. Фактически это были те же звезды, но ощущались они по-иному. Звезды, которые я видел в горах Колорадо, ощущались как звезды Ван Гога гораздо больше, чем звезды, которые я увидел, когда мне было 10. Это были огромные вращающиеся галактики, состоящие из миллионов звезд и планет и, возможно, кишащие жизнью, а не просто мелкие точки на небе.

    Что есть человеческая реальность? Какое отражение неба явля­ется истинным: взгляд 10-летнего мальчика или вид «Звездной ночи»? Какова наша истинная природа, нас и наших клиентов — подчиняется ли она законам механики и детерминизма, с одной стороны, или законам свободы и ответственности, с другой? Когда я был маленьким, я мог сказать: «Звезды — это точки, люди — это люди. Что ты видишь, то и есть». Но став взрослее, думая, зная и чувствуя больше, я осознал: «Звезды — это вселенные, и люди еде ланы из того же материала. Ты видишь то, что твое понимание делает тебя способным видеть».

    Человеческая природа не проста. Она существует на многих уровнях, которые постоянно изменяются, передвигаются и развива­ются. Верхний уровень — уровень простой видимости — то, что мы видим, когда смотрим, то, что я видел, когда мне было 10. Нижний уровень — уровень глубокого смысла и понимания — то, что написал Ван Гог, то, что мы чувствуем в горах, то, что мы замечаем о своей собственной природе. Наш опыт проживания в мире создает этот уровень. Астроном видит спиральные галакти­ки, квазары, пульсары, черные дыры и звездную механику. Астро­лог видит созвездия и космические детерминирующие силы, влия­ющие на человеческую природу. Капитан корабля видит меридианы долготы и широты. Священник видит всесотворяющую силу Бога, направляющую человечество. На нижнем уровне нельзя уже гово­рить, что мы видим то, что есть, — для нас существует лишь то, что мы видим.

    Итак, какое небо реально и что является нашей истинной при­родой? ■

    Все. Все зависит просто от того, как мы на это смотрим.

    После многих лет консультирования моих приятелей — челове­ческих созданий я стараюсь не забывать, что человеческая природа многослойна, и я стремлюсь понять тот уровень, на котором нахо­дятся мои клиенты. Я знаю, что некоторые клиенты застряли на поверхности и, чтобы стать счастливее, им нужно опуститься глуб­же. Нет правильных или неправильных уровней, но есть более и менее полезный взгляд на мир. Когда я консультирую клиентов, которые видят только точки в ночном небе, я пытаюсь показать им скрытые за точками вращающиеся многоцветные галактики, танцу­ющие в звездной ночи.

    Комментарий
    Читатель не обязан разделять философское обоснование ав­тора, чтобы практиковать когнитивную терапию, представлен­ную в этой книге. Когнитивно-реструктурирующая терапия — достаточно большое укрытие, чтобы вместить разнящиеся точ­ки зрения.

    Дополнительная литература
    У читателя будут свои собственные излюбленные философские ис­точники. Вот некоторые из моих: Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (1945); The Basic Writing of Bertrand Russell (1961); John Stuart Mill, Philosophy of Scientific Method (1950); Quine and Ullian, The Web of Belief (1978); Gordon Ryle, The Concept of Mind (1949); Wilson, Language and the Pursuit of Truth (1967); Wilson, Thinking with Concepts.

    БИБЛИОГРАФИЯ
    Ackerman, R. (1965). Theories of knowledge: A critical introduction. New York: McGraw-Hill.

    Adamson, В., & Gehlhaar, P. (1989). Cognitive structures in recovery from alcohol dependence: An examination of sex differences. Assisi, Italy: Eighth International Congress on Personal Construct Psychology.

    Adler.A. (1964). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings. New York: Harper & Row.

    Alberti, R. (1987). The provisional edition of your perfect right: A manual for assertive trainers. San Luis Obispo, CA: Impact Publishing.

    Alberti, R. (1990). A manual for assertiveness trainers: With 1995 supple­ment. San Luis Obispo, CA: Impact Publishing.

    Alberti, R., & Emmons, M. (1995). Your perfect right: A guide to assertive living. San Luis Obispo, CA: Impact Books.

    Alexander, P. (1988). The therapeutic implications of family cognitions and constructs. Journal of Cognitive Psychotherapy, 2, 219-236.

    Alford, В., & Beck, A. (1997). The integrative power of cognitive therapy. New York: Guilford. Alford, В., Beck, A., Freeman, A., & Wright, F. (1990). Brief focused cognitive therapy of panic disorder. Psycho­therapy, 27(2), 250-254.

    Anderson, J. (1980). Cognitive psychology and its implications. San Francisco: Freeman.

    Anderson, J. (1994). Eye illusions. New York: Modern Publishing. Arnold, M. (1960). Emotion and personality. (Vbk. 1-2). New York: Columbia University Press.

    Aronson, E. (1980). The social animal. San Francisco: Freeman.

    Ascher, L, & Cautela, J. (1972). Covert negative reinforcement: An experimental test. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 3, 1-5. Ascher, L., & Cautela, J. (1974). An experimental study of covert extinction. Journal of Behavior Therapy and Experi­mental Psychiatry, 5, 255-258. Attneave, F. (1968). Triangles as ambiguous figures. The American Journal of Psychology, 81.

    Aubut, L, & Ladouceur, R. (1978). Modification of self-esteem by covert

    positive reinforcement. Psychological Reports, 42, 1505-1506. Avison, W., & Speechley, K. (1987). The discharged psychiatric patient:

    A review of social, social-psychological, and psychiatric correlates of

    outcome. American Journal of Psychiatry. 144 (1), 10-18. Ayer, A. (1952). Language, truth and logic. New York: Dover. Ayer, A. (1984). Philosophy in the twentieth century. New York: Vintage. Ayer, A. (1988). The problem acknowledge. New York: Penguin. Azrin, N.. Huchinson, R., & Hake, D. (1967). Attack, avoidance, and escape

    reactions to aversive shock. Journal of the Experimental Analysis of

    Behavior, 10, 151-148. Baer, J., Marlatt, G., & Me Mahon (Eds.) (1995). Addictive behaviors

    across the life span. Newbury Park, CA: Sage. Bajtelsmit, J., & Gershman, L. (1976). Covert positive reinforcement:

    Efficacy and conceptualization. Journal of Behavior Therapy and

    Experimental Psychiatry, 7, 207-212. Baker, S., & Kirsch, I. (1991). Expectancy mediators of pain perception

    and tolerance. Journal of Personality and Social Psychology, 61 (5),

    504-510.

    Bakker, T. (1982). Run to the roar. Harrison, AR: New Leaf Press. Banaji, M., & Prentice, D. (1994). The self in social contexts. Annual

    Review of Psychology, 45, 297-552.

    Bandler, R. (1992). Magic in action. Cupertino, CA: Meta Publica­tions.

    Bandler, R. (1996). Persuasion engineering. Cupertino, CA: Meta Publica­tions. Bandler, R., & Grinder, J. (1979). Frogs into princes. Moab, UT: Real People

    Press. Bandler, R., & Grinder, J. (1996). Patterns of the hypnotic techniques of

    Milton H. Erickson, M. D. Cupertino, CA: Metamorphous Press. Bandura, A. (1977a). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Bandura, A. (1977b). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior

    change. Psychological Review, 84, 191-215. Bandura, A. (1978). Reflections on self efficacy. In S. Rachman (Ed.),

    Advances in behaviour research and therapy (Vol. 1). Oxford: Pergamon

    Press. Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American

    Psychologist, 37, 122-147. Bandura, A. (1984). Recycling misconceptions of perceived self-efficacy.

    Cognitive Therapy and Research, 8, 231-255. Bandura, A. (Ed.) (1995). Self-efficacy in changing societies. New York:

    Cambridge University Press. Bandura, A. (1996). Ontological and epistemological terrains revisited.

    Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 27 (4),

    323-345. Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York:

    Freeman.

    Bandura, A., Adams, N.. Hardy A., & Howells, G. (1980). Tests of the

    generality of self-efficacy theory. Cognitive Therapy and Research, 4,

    59-66. Bandura, A., & Barab, P. (1975). Process governing disinhibitory effects

    through symbolic modeling. Journal of Abnormal Psychology, 82, 1—9. Bandura, A., Reese, L., & Adams, N. (1982). Microanalysis of actions and

    fear arousal as a function of differential levels of perceived self-efficacy. Journal of Personality and Social Psychology, 43, 5-21. Bandura,A., & Schunk, D. H. (1981). Cultivating competence, self-efficacy,

    and intrinsic interest through proximal self-motivation. Journal of

    Personality and Social Psychology, 41, 586-598. Barlow, D., Agras, W., Leitenberg, H., Callahan, E., & Moore, R. (1972). The

    contribution of therapeutic instructions to covert sensitization. Behavior

    Research and Therapy, 10, 411-415. Barlow, D., Leitenberg, H., & Agras, W. (1969). Experimental control of

    sexual deviation through manipulation of the noxious scene in covert

    sensitization. Journal of Abnormal Psychology, 74, 596-601. Barlow, D., Reynolds, E., & Agras, W. (1975). Gender identity change in a

    ^transsexual. Archives of General Psychiatry, 28, 569-576. Barry, D. (1994). The world according to Dave Barry. New York: Random

    House.

    Barry, D. (1996). Dave Barry in cyberspace. New York: Crown Publishers. Barry, D. (1997). Dave Barry is from Mars and Venus. New York: Crown. Baumbacher, G. (1989). Signal anxiety and panic attacks. Psychotherapy,

    26, 75-80. Beatty, J., & Legewie, H. (Eds.) (1977). Biofeedback and behavior. New

    York: Plenum. Beck, A. (1967). Depression: Clinical, experimental, and theoretical aspects.

    New York: Hoeber. Beck, A. (1975). Depression: Causes and treatment. Philadelphia, PA:

    University of Pennsylvania. Beck, A. (1993). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York:

    American Library Trade.

    Beck, A. (1996). Beyond belief: A theory of modes, personality, and psycho-pathology. In P. Salkovskis (Ed.), Frontiers of cognitive therapy

    (pp. 1-25). New York: Guilford. Beck, A., Emery, G., & Greenberg, R. (1985). Anxiety disorders and phobias:

    A cognitive perspective. New York: Basic Books. Beck, A., Freeman, A., & Associates (1990). Cognitive therapy of personality

    disorders. New York: Guilford. Beck, A., Rush, A., Shaw, В., & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of

    depression. New York: Guilford. Beck, A., Wright, F., Newman, C, & Liese, B. (1995). Cognitive therapy of

    substance abuse. New York: Guilford.

    Beck, J. (1995). Cognitive therapy: Basics and beyond. New York: Guilford. Beck, J. (1996). Cognitive therapy of personality disorders. In P. Salkovskis

    (Ed.), Frontiers of cognitive therapy (pp. 165-181). New York:

    Guilford.

    Beck, J. (1998). Changing core beliefs: Use of the core belief worksheet. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques. Washington DC: Accelerated Development.

    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41


    написать администратору сайта