Максимов Практикум. Практикум по курсу русский языки культура речи под редакцией профессора В. И. Максимова
Скачать 3.06 Mb.
|
К ЛЕКЦИЯМИ ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ В Приложение включены материалы для практических занятий, которые можно использовать при изучении не одной, а нескольких тем, вошедших в данное пособие. Материалы сгруппированы таким образом, чтобы способствовать этому. Так, первую группу составляют тексты, которые иллюстрируют прежде всего стилевые разновидности речи, их языковые особенности, но одновременно могут быть использованы при прохождении тем, связанных с изучением специфики языка и речи, применением последней в межличностном общении ив социальном взаимодействии, с рассмотрением устной и письменной форм речи, диалога и монолога, логики, этики и эстетики речи, спора и др же примыкает группа текстов с комментариями, которые дают возможность более углубленно подойти к пониманию и анализу функци- типов речи, а также самостоятельному созданию соответствующих текстов и сопредельных по стилю текстов учебного характера. Вторая группа текстов представляет собой образцы реальных управленческих и коммерческих документов, не вошедшие в учебники основную часть практикумов в силу перегруженности соответствующих разделов в них и по другим причинам. В третью группу входят образцы аннотаций, рефератов и резюме, заимствованные из последних реферативных журналов по разным отраслям знаний и других Четвертую группу составляют тексты, которые помогут студентам провести самоанализ своих способностей к деловым контактам, к межличностному общению и т.д., а также советы ищущим работу. Безусловно, что тексты всех этих групп будут способствовать отработке и современных речевых норм русского языка, правил правописания. Включенные в Приложение материалы могут использоваться преподавателем прежде всего на практических занятиях при закреплении и повторении группы тем, каким-либо образом связанных между собой. Эти материалы могут быть использованы также (целиком или выборочно) при подготовке к контрольным работам, зачету или экзамену или при проведении их. Поэтому предложенные задания не имеют ключей. Кроме того, те или иные задания могут выполняться студентами не только на занятиях, но и во аудиторное время, в том числе при самоподготовке. Многие тексты позволяют преподавателю дополнить предложенные к ним задания своими, сообразуясь с методической установкой и степенью усвоенности материала студентами. Часть включенных в Приложение текстов может выполнять также роль хрестоматии или служить справочным материалом при составлении тех или иных документов, готовые образцы которых имеются только в этой части «Практикума». 1. ВИДЫ РЕЧИ И ЛОГИКА Научный стиль Задания 1. Прочитайте текст Союз волшебных звуков и приведите доказательства принадлежности его к стилю. О 2. Имеются ли в статье фрагменты, представляющие социально ориентированную речь 3. Можно ли рассматривать приведенный текст как развернутый монолог 4. Укажите в приведенной статье фрагменты, представляющие три основных типа речи описание, повествование и рассуждение Найдите контактоустанавливающие средства в авторском тексте или в цитатах из произведений Пушкина 6. Подготовьте любой отрывок из статьи для устного выступления а) трансформируйте синтаксический строй, делая его более простым б) упростите при необходимости лексику в) введите контактоустанавливающие средства, в том числе элементы диалогизации; г) обозначьте компоненты содержания метатекстовыми конструкциями Назовите средства, использованные автором * • 8. Найдите в тексте тезисы и аргументы. Всегда ли аргументация корректна 9. Указываются ли в статье предметы спора Определите позиции сторон. Дайте оценку психологическим доводам 10. Если бы вам пришлось брать интервью у автора статьи, какие вопросы вы задали бы ему, в частности, в связи с юбилеем поэта Прочитайте выразительно любой отрывок из статьи или из цитируемых стихотворных произведений Пушкина 12. Какие фразеологизмы, в том числе крылатизмы, используются автором 13. Составьте к статье аннотацию, реферат и резюме. Ю.Д. И (народность АС. Пушкина приходят и уходят, а Пушкин остается. Перифраз В небольшой статье Несколько слово Пушкине (1832) Н.В. Гоголь дал ряд глубоких определений таланта и мастерства поэта всея Руси, высказал ряд оценок Пушкина, ставших хрестоматийными. Так, о лирике Пушкина Гоголь писал 1. Виды речи и логика Тут все и наслаждение, и простота, и мгновенная высокость мысли, вдруг объемлющая священным холодом вдохновения читателя. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия (1; т. 6, с. Хрестоматийным стало известное начало этой статьи При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла (1; т. 6, с. Суждения и оценки Н.В. Гоголя были с одобрением в цикле статей Белинского Сочинения Александра Пушкина, где, в частности в 5-й статье, анализируется художественное совершенство (поэтический артистизм стиха) и духовность поэтического творчества Пушкина, приводятся обширные выписки из вышеупомянутой статьи Гоголя, приводится немало рассуждений о народности и национальности творчества Шекспира, Шиллера, Гете, Байрона, а также Державина, Батюшкова, Жуковского, Пуш- кина. «Поэзия Пушкина, — писал Белинский, — удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры этом основании общий голос нарек его русским народным поэтом (2; т. 2, с. 343). Говоря далее о различии понятий народный и «национальный», критик как бы несколько абсолютизацией этих понятий и приводит такой пассаж более национально-рус- ский поэт, нежели кто-либо из его предшественников но дело в том, что нельзя определить, в чем же состоит эта национальность (2; т. 2, с И Белинский, не исключая значимости вышеупомянутых начал, провозглашает как бы общечеловеческую значимость, народность творчества Пушкина Байрона и других великих поэтов — через высокую художественность и духовность творчества. Некоторая очевидная синонимия понятий национальный и народный всегда была неполной, в дальнейшем семантика их все более разделялась, не утрачивая и своей диалектической общности. В современном представлении о народности слиты понятия глубины и правдивости содержания и художественного совершенства произведений (см.: И.Ф. Волков. Теория литературы. М, 1995), Краткая литературная энциклопедия отмечает важность наследования писателем традиций фольклора и лучших достижений литературного творчества разных лета также «меру глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа (4; т. 5, с Это то, что Пушкин называл выражением образа мыслей и чувствований», выражением духовно-психо- логического склада нации (здесь мы хотели бы избежать ныне модного иноязычного слова менталитет. — Ю.А.). Пушкин находил великую народность у Шекспира, Лопе де Вега, Каль- дерона, Ариосто, Расина, а также у Ломоносова, Державина, Крылова. В известной заметке О народности в литературе он писал еще в 1826 году: «Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком. Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию — которая более или менее отражается в зеркале поэзии. — Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, и поверий, и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу т. 5, с. 271). Пушкин не закончил эту работу, это скорее лишь набросок, эскиз, в котором понятие народности сводится к национальной самобытности. В дальнейшем его представление о народности эволюционировало, приближаясь к пониманию о ней как о высшей духовности, что нашло практическое воплощение ив его творчестве. Во времена Пушкина понятие народности только складывалось, и его соотнесение с национальной самобытностью имело свой исторический смысл, о котором писал, например, П. Вяземский Слишком долго поэзия русская чуждалась своих природных источников и почерпала в родниках жизнь заемную, в коей оказывалось одно искусство, ноне отзывалось чувству биение чего-то родного и близкого (5; т. 2, ст. Размышляя об основах самобытности творчества, Пушкин выделял три важнейших для литератора источника ее русский народный язык, российская история и фольклор Есть у нас свой язык смелее — обычаи, история, песни, сказки и прочее. В ответ на замечание А. Бестужева о том, что развитие русской словесности замедляло и всеобщее увлечение французским языком, А. Пушкин писал Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного, но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения своих мыслей (5; т. 2, ст. Отмечая определенный уровень зрелости современной ему русской литературы, Пушкин писал об эволюции языка, совместной с эволюцией духовной культуры общества В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народными к странному просторечию, сначала презренному (3; т. 6, с. Здесь же Пушкин предупреждает об опасности заменять просторечие про- стомыслием. Он всегда высоко ценил одухотворенность мысли, игру воображения, но также и способность к аналитическому мышлению, так сказать алгебру ума Ученый без дарования подобен тому бедному мулле, который изрезали съел Коран, думая исполниться духа Магометова» (3; т. с. Реалистическую точность и глубину мысли Пушкин считал выше игры воображения, выше художественно-беллетристических страстей он писал Вдохновение — есть расположение души к живому принятию впечатлений, следственно — к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных бы развивая эту мысль, Пушкин писал в своем отзыве 1. Виды речи и логика о поэзии Е. Баратынского: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален — ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем, как чувствует сильно и глубоко (3; т. 6, с. Академик Виноградов в книге Язык Пушкина МЛ) писало заинтересованном и тщательно продуманном отношении, о ванном подходе Пушкина к отбору и привлечению разговорных народных богатств языка в художественных произведениях. Приводя интересные сопоставления просторечных выражений в произведениях Пушкина, а также — П. Вяземского, Д. Давыдова, В.Л. Пушкина, И. Дмитриева, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, Е. Баратынского и других современников Пушкина, — Виноградов считает демократизацию стихо- вого языка Пушкина явлением исторически полными закономерным, тогда как у других, кроме Крылова, она носила в целом частный характер. В ряде приводимых В. Виноградовым примеров, а также и во всем процессе стилевого обновления Пушкиным языка, просторечные словоупотребления отличаются большим внутренним тактом, органически включаются в текст и контекст и не нарушают общую специфику стиля. Его словоупотребление вбирает в себя лучшие достижения различных речевых слоев Так из безбрежной стихии устно-бытовых национальных стилей Пушкин отбирал то, что, по его мнению, могло приблизить литературу к коренным основам национального языка и могло претендовать на общенациональное значение» (б; с. А. Пушкин в свое время становился и стал средоточием национальных для России общенародных духовных исканий своего времени. Как позже Достоевский и Л. Толстой. Выражение высокой духовности, как русской, таки общечеловеческой, соединялось с высокой гражданской и личностной нравственностью творчества. При всей универсальности своих мировосприятия и мироотражения А. Пушкин был поэтом современности — русской жизни первой трети века, поэтом русской и мировой истории и культуры, и остался высокодухов- ным русским народным поэтом для всех времен. Когда в 1837 году погиб на дуэли Пушкин, на творчество его долгое время смотрели как на прерванное, а не как на оконченное вполне (Белинский), и лишь стечением времени установился научный взгляд на него как на завершенное целостное единство, а еще позже Пушкин стал как бы символом русской национальной литературы и культуры, но при этом, преодолевая монументальность и хрестоматийный глянец, он оставался и остается непосредственным, современными живыми новые поколения читателей открывают в его творчестве все новые черты согласья волшебных звуков, чувств и дум». Эпоха Пушкина была конфликтной, как и личная судьба поэта. Уделив этой конфликтности, а иногда и суетности, должное внимание, Пушкин находит объединяющую силу искусства, некий божественный глагол, поднимающий его творчество до высот духовной зрелости. Впрочем, этот прорыв к небесному не оторвал Пушкина и от земных страстей, проблем, противоречий, дел 1 76 Приложение Примером подлинной народности может служить поэма Пушкина Медный всадник, внутренняя одухотворенность которой идеей державного становления России придает ей силу и возвышенную простоту. Реальные черты Петербурга овеяны здесь высокой, почти сказочной поэтичностью, поэтикой белых ночей»: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий стройный Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. (7; т. 2, с. Говоря о возвышенной простоте стиля, Пушкин замечал Надо писать, как в сказке, ноне сказку. Ане дается Иногда и не давалось, а иногда и не разрешалось. Так в своей Истории Пугачева» Пушкин стремится быть объ- ективно-историчным, но его взгляды не совпадали с официальными оценками, и особенно — Николая I и знати. При внимательном прочтении в характеристике Пугачева просматриваются как бы два стилистических пласта. За официальной позицией, отраженной в предложенном царем названии История пугачевского бунта», проступает иная, собственно пушкинская позиция, с которой вырисовываются бездарность, трусость и жестокость военно-чиновничьего аппарата Екатерины II, который действовал слабо, медленно, ошибочно, а также и сдержанная, скрытая по внешней объективности симпатия к Пугачеву, которая проступает или прорывается в ряде фраз, например «Суворов с любопытством расспрашивал славного мятежника о его военных действиях и намерениях, несмотря на Пугачева, многие узнали уже, сколь был опасен сей предприимчивый и деятельный мятежник». Почетная, но как бы принудительная работа под надзором царя тяготила Пушкина, тем более, что его собственное критическое отношение к просвещенному аристократическому обществу России, особенно к придворному, значительно усилилось в е годы. Но и раньше это отношение Пушкина к знати было далеко нелицеприятным, о чем свидетельствует хотя бы конец главы Евгения Онегина», не печатавшийся в основном тексте ряда изданий романа. Лирический герой просит младое вдохновенье»: ...Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть В мертвящем упоенье света 1. Виды речи и логика Среди бездушных гордецов, Среди блистательных глупцов, Среди лукавых, малодушных, Шальных, балованных детей, Злодеев и смешных и скучных, Тупых, навязчивых судей, Среди кокеток богомольных, Среди холопьев добровольных, Среди вседневных модных Учтивых ласковых измен, Среди холодных приговоров Жестокосердной суеты, Среди досадной пустоты Расчетов, дум и разговоров, В сем омуте, где с вами я Купаюсь, милые друзья. (7; т. 2, с. Народность Пушкина в романе Евгений Онегин» — предмет особого разговора, в котором, впрочем, трудно превзойти В. Белинского сего исчерпывающим анализом социально-энциклопедических, эстетических и других достоинств и особенностей романа (статьи я и Он писал «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии ...Здесь вся жизнь, вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь чувства, понятия, идеалы (2; т. 2, с. В поздней лирике Пушкина особенно заметна эволюция от обострения социально-нравственной конфликтности поэта со светским обществом — к высшей философской духовности и даже божественности. При этом в ряде случаев слово народа особенно — и толпа, относятся, конечно, не к народу в полном смысле и объеме понятия, а к придворной знати, аристократии, а также и толпе литературных писак, витий, усердно критиковавших и травивших Пушкина в печати. В этом смысле употреблены эти понятия в сонете «Поэту»: Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. ...Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд... Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на где твой огонь горит. (7; т. 1, с. Исследователи не раз отмечали и анализировали конфликт Пушкина с просвещенной современностью, в результате чего можно говорить даже об одиночестве поэта в современном ему обществе, а не печатавшиеся многочисленные заметки Пушкина из его архива показывают довольно болезненное отношение поэта кряду критических выступлений и к заметному охлаждению к нему «толпы»: ...толпа глухая, Крылатой новизны любовница слепая, Надменных баловней меняет каждый день И катятся, стуча с ступени на ступень Кумиры их, вчера увенчанные ею т. 1, с. Неоднократно возникают в лирике Пушкина мотивы ухода, бегства, прощания и разрыва со светской толпой, обращения к небесному, к высшей философской духовности. Сложная эпохах годов (не пушкинская, а скорее лермонтовская) неоднократно описана и исследована крупнейшими учеными, хотя, может быть, и односторонне — в духе ее реакционности и как бы единичности и исключительности Пушкина только вольная песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и безмолвия (А Но факт в том, что светское общество и его подпевалы-витии действительно преследовали Пушкина с нарастающей настойчивостью: Вновь сердцу моему наносит хладный свет Неотразимые обиды. Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы, Решенья глупости лукавой, И шепот зависти, и легкой суеты Укор веселый и кровавый т. 3, с. Выделенный нами оксюморон как нельзя лучше передает не только результат этого гонения, но и предчувствие трагического конца. И тут отчетливо определяется несколько неожиданный, но все же выход лирического героя Пушкина из социальных конфликтов, дрязг, проблем к некоей всеобщей универсальности мировосприятия, к некоторой даже божественности: Я возмужал среди печальных бурь, И дней моих поток так долго мутный, Теперь утих дремотою минутной И отразил небесную лазурь. (7; т. 1, с. В стихотворении Отцы пустынники и девы непорочны (1836) поэт готов молиться об очищении души: Владыко дней моих, дух праздности унылой, Любоначалия — змеи сокрытой сей, И празднословия — не дай душе моей. (7; т. 1, с. Как бы развивая мысль об очищении души от суетности мира сего, Пушкин в стихотворении Поэт и толпа говорит о высшем назначении поэта и поэзии: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв т. 1, с. Подробно анализируя духовную эволюцию Пушкина в период Зрелости, а затем и Мудрости (названия глав, проф. Н. Скатов считает, что Пушкин не столько находили открывал некую даже библейскую высшую мудрость жизни, абы возвращался от жизненных сует к самому себе Так совершалось возвращение человека к самому себе, так мудрость Пушкина получала свое высшее выражение и завершение (8; с. 62). То есть в этой 1. Виды речи и логика эволюции было как бы возвращение к пушкинскому Пророку, в котором, по мнению Василия Шукшина, содержались самые великие в русской поэзии, какими он считал известное, хрестоматийное, восходящее, правда, не к Библии, а к Корану: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророки и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей т. 1, с. Не станем спорить, было ли это возвращением или открытием высокой духовности на новом уровне зрелости, на котором «Служенье муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво Обратимся к пушкинскому Памятнику, последняя строфа которого нередко опускалась, еще недавно частенько не печаталась, особенно в учебной литературе: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету равнодушно И не оспаривай глупца. (7; т. 1, с. Отметив в предшествующих строфах Памятника и свои социальные заслуги (в мой жестокий век восславил я свободу, Пушкин видит главную из них в выражении высшей духовности, а значит, и народности своего твор- чества. Переход от социальности к высшей да и тоне полный, абсолютный, а представлявший собой как бы верхушку айсберга над водой, имел для Пушкина свои биографические и исторические причины, можно употребить здесь и модное ныне слово — харизматические в конце концов, Пушкин был гениальным сыном своего века и сыном всего человечества. Творческая личность Пушкина перерастала социально-нравственные и духовные возможности своей эпохи. Говоря об особой нравственной силе Пушкина, в ответ на слова А. Блока Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя критик С. Рассадин писал, что знаменитая легкость Пушкина и близких ему поэтов — понятие отнюдь не только эстетическое. Эта легкость — естественность, с которой они ощущали чувство личного достоинства. Быть легким в этом понимании — это вопреки тяжелейшим обстоятельствам, как будто даже не замечая их, вольно и гордо нести голову, не выказывая того, как трудна эта независимость, и этим особенно оскорбляя тех, кто на независимость посягает (10; с. Намереваясь привести здесь в заключение еще ряд классических высказываний выдающихся критиков и писателей, которые бы подтверждали нашу концепцию движения Пушкина к высшей духовности, ограничимся кратким выводом Б. Томашевского о том, что Пушкин были наиболее русскими. наиболее европейским писателем, понятным практически всем на- мира. Не замыкаясь нив классовых, нив рамках, он нашел пути к выражению культуры своего народа в том общечеловеческом, что и помогло ему и его наследникам поднять русскую литературу до уровня литературы мирового значения (5; кн. 2, с ЛИТЕРАТУРА Гоголь Н.В. Собр. соч В б т. М, 1959. 2. Белинский Эстетика и литературная критика Вт. М, 1959. 3. Пушкин АС Поли. собр. соч В б т. МЛ Кр лит. энц.: Вт. М Томашевский Пушкин материалы к монографии. Кн. 2 Л Виноградов В.В. Язык Пушкина. МЛ Пушкин АС Соч Вт. М, 1985. 8. Скатов Н.Н. Пушкин. «Роман-газета», 1994. № 8. 9. Пушкин АС Поли. собр. соч Вт. М Рассадин СБ. Драматург Пушкин Поэтика, идеи. Эволюция. М, 1977. Кулешов В.И. Пушкин Жизнь и творчество. М, 1994. 12. Г.П. Творчество АС. Пушкина в е годы В 2 ч. Л, 1974, 1982. |