Главная страница
Навигация по странице:

  • Публицистический стиль • Задания

  • КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ Посильные соображения БЛИЖАЙШЕЕ

  • Максимов Практикум. Практикум по курсу русский языки культура речи под редакцией профессора В. И. Максимова


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеПрактикум по курсу русский языки культура речи под редакцией профессора В. И. Максимова
    АнкорМаксимов Практикум.pdf
    Дата23.12.2017
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМаксимов Практикум.pdf
    ТипПрактикум
    #12683
    страница17 из 26
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26
    Официально-деловой стиль
    • Задания
    1. Прочитайте фрагмент из Федерального закона гражданского
    стояния» и приведите доказательства принадлежности его к официально-де-
    ловому стилю 2. Укажите в приведенном отрывке правовые термины 3. Приведите примеры употребления в тексте свободных и несвободных
    сочетаний.
    О 4. К какому функционально-смысловому типу речи (рассуждению, описанию
    или повествованию) относится данный текст Прочитайте выразительно любой отрывок из приведенного текста Найдите в тексте новые слова и словосочетания, появившиеся в русском
    языке в годы Объясните употребление тире и двоеточия в ст. 1 Закона 8. Объясните употребление прописных букв в ст. 2 Закона.
    Федеральный закон АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ»
    Глава ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Предмет регулирования настоящего Федерального зако-
    на
    Настоящий Федеральный закон определяет органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния порядок государственной регистрации актов гражданского состояния порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния

    1. Виды речи логика 181
    — порядок и сроки хранения государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг 2. Законодательство об актах гражданского состояния. Законодательство об актах гражданского состояния состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации 3. Акты гражданского состояния Акты гражданского состояния — действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей,
    а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим
    Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния рождение,
    заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение, установление отцовства, перемена имении смерть. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации 4. Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее органы записи актов гражданского состояния).
    Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан
    Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской
    Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Координация деятельности государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации
    и е
    Публицистический стиль
    • Задания
    1. Прочитайте фрагменты из очерка А. Солженицына Как нам обустроить
    Россию» и докажите, что они принадлежат публицистическому стилю 2. Укажите примеры свободных и несвободных словосочетаний 3. Один из студентов выразительно читает какую-либо часть очерка с целью
    проверить у присутствующих умения эмпатического слушания. Затем другой
    член группы пытается точно воспроизвести услышанное, третий, возможно,
    вербализует лишь главные моменты воспринятого им на слух, четвертый,
    может быть, только интерпретирует услышанное им, акцентируя внимание
    на эмоции читающего. После каждого пересказа у последнего спрашивают, правильно ли переданы его мысли и чувства, которые он хотел донести до присутствующих. В группе обсуждаются причины расхождения смыслов почему читающий хотел донести одно, а было услышано другое 4. Что придает очерку характер социально-ориентированной речи коммуникации Приведите примеры изобразительно-выразительных средств, используемых
    автором очерка Укажите примеры тезисов и аргументов в очерке, степень их логичности.
    Во всем ли вы согласны с автором 7. Найдите в очерке элементы спора. В чем состоит предмет спора в томили ином случае Позиции автора и его возможных оценку психологическим доводам сторон 8. Отметьте языковые особенности очерка синтаксические конструкции, ин-
    дивидуально-авторское употребление слови т.д.
    И. Солженицын
    КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ
    Посильные соображения
    БЛИЖАЙШЕЕ
    Часы коммунизма — свое отбили,
    Но бетонная постройка его еще не рухнула,
    И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами.
    МЫ - НА ПОСЛЕДНЕМ ДОКАТЕ
    Кто из нас теперь не знает наших бед, хотя и покрытых лживой статистикой Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной марксово- ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, Отечественной войны — треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеба. Виды речи и логика землю отучили давать урожаи, да еще заливали ее морями-болотами. Отходами первобытной промышленности мы испакостили окружности городов,
    отравили реки, озера, рыбу, сегодня уже доконечно губим последнюю воду,
    воздух и землю, еще и с добавкой атомной смерти, еще и прикупая на хранение радиоактивные отходы с Запада. Разоряя для будущих великих захватов под обезумелым руководством, мы вырубили свои богатые леса, вы- грабили свои несравненные недра, невосполнимое достояние наших правнуков, безжалостно распродали их заграницу. Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от детей, самих детей пустили в болезни, в дикость ив подделку образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств, да даже еду здоровую мы уже забыли, и миллионы без жилья, и беспомощное личное бесправие разлито всем глубинам страны а мы заодно только держимся лишили нас безуемного пьян- ства.
    Но так устроен человек, что всю эту бессмыслицу и губление нам посильно сносить хоть и всю нашу жизнь насквозь — а только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу уже нас ничто не удержит в извечном смирении, тут мыс гневной смелостью хватаем камни, палки, пики, ружья и кидаемся на соседей поджигать их дома и убивать. Таков человек ничто нас не убедит, что наш голод, нищета, ранние смерти, вырождение детей что какая-то из этих бед первей нашей национальной гордости!
    И вот почему, берясь предположить какие-то шаги по нашему выздоровлению и устройству, мы вынуждены начинать не со сверлящих язв, нес изводящих страданий — нос ответа а как будем с нациями в каких географических границах мы будем лечиться или умирать уже потом — о лечении ЕСТЬ РОССИЯ?
    Эту Россию уже затрепали-затрепали, всякий ее прикликает ник ляду,
    ни к месту. И когда чудовище СССР лез захватывать куски Азии или Африки тоже во всем мире твердили Россия, русские»...
    А что же именно есть Россия Сегодня. И — завтра (еще важней. Кто сегодня относит себя к будущей России И где видят границы России сами русские?
    За три четверти века — при вдолбляемой нами прогрохоченной социалистической дружбе народов — коммунистическая власть столько запустила, запутала намерзила в отношениях между этими народами, что уже и путей невидно, как нам бы вернуться к тому, с прискорбным исключением,
    спокойному сожитию наций, тому даже дремотному неразличению наций,
    какое было почти достигнуто в последние десятилетия предреволюционной
    России. Еще б, может, и не упущено разобраться и не той лихой беде, как буре, завертевшей нас теперь. Сегодня видится так, что мирней и открытей для будущего кому надо бы разойтись на отдельную жизнь, таки разойтись. И именно при этом всеместном национальном изводе, заслоняющем нас остальную жизнь, хоть пропади она, при этой страсти, от которой сегодня мало кто в нашей стране свободен.
    Увы, многие мы знаем, что в коммунальной квартире порой и жить не хочется. Вот — так сейчас у нас накалено и с нациями

    184 Приложение Да уже во многих окраинных республиках центробежные силы так разогнаны, что не остановить их без насилия и крови и не надо удерживать такой ценой Как у нас все теперь поколёсилось — так все равно Советский Социалистический развалится, все равно -и выбора настоящего у нас нет, и размышять-то не над чем, а только — поворачиваться проворней, чтоб упредить беды, чтобы раскол прошел без лишних страданий людских, и только тот, который уже действительно неизбежен.
    И так я вижу надо безотложно, громко, четко объявить три прибалтийских республики, три закавказских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если ее к Румынии больше тянет, эти одиннадцать — да — непременно и бесповоротно будут отделены. (А о процессе отделения — страницами ниже.)
    О Казахстане. Сегодняшняя огромная его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя: если где кочевые стада разв год проходят то и Казахстан. Да ведь в те годы считалось это совсем неважно, где границы проводить, — еще немножко, вот-вот, и все нации сольются в одну.
    Проницательный
    — первый называл вопрос границ даже десятисте- пенным. (Таки Карабах отрезали к Азербайджану, какая разница куда- в тот момент надо было угодить сердечному другу Советов — Турции) Да до года Казахстан еще считался автономной республикой в РСФСР, потом возвели его в союзную. А составлен-то он — из южной Сибири, южного Приуралья да пустынных центральных просторов, с тех пор преображенных и восстроенных — русскими, зэками да ссыльными народами. И сегодня во всем раздутом Казахстане казахов — заметно меньше половины. Их сплотка,
    их устойчивая отечественная часть — это большая южная дуга областей, охватывающая с крайнего востока на запад до Каспия, действительно населенная преимущественно казахами. И коли в этом охвате они захотят отделиться то и с Богом.
    И вот за вычетом этих двенадцати — только и останется то, что можно назвать как называли издавна (слово русский веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов, или — Россия (название с века) или, по верному смыслу теперь Российский Союз.
    И все равно — еще останется в нем сто народов и народностей, от вовсе немалых до вовсе малых. И вот тут-то, с этого порога — можно и надо проявить нам всем великую мудрость и доброту, только от этого момента можно и надо приложить все силы разумности и сердечности, чтоб утвердить плодотворную содружность наций, и цельность каждой в ней культуры, и сохранность каждого в ней языка.
    СЛОВО К ВЕЛИКОРОССАМ
    Еще вначале века наш крупный государственный ум СЕ. Крыжановский предвидел Коренная Россияне располагает запасом культурных и нравственных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро».
    А ведь то сказано было — в богатой, цветущей стране, и прежде всех миллионных истреблений нашего народа, да не слепо подряда уцеленно выбивавших самый русский отбор

    1. Виды речи и логика А уж сегодня это звучит с тысячекратным смыслом нету нас сил на окраины, ни хозяйственных сил, ни духовных ус ил на Империю и не надои свались она с наших плеч она размозжает нас, ивы- сасывает, и ускоряет нашу гибель.
    Я с тревогой вижу, что пробуждающееся русское национальное самосознание во многой доле своей никак не может освободиться от пространно- державного мышления, от имперского дурмана, переняло от коммунистов никогда не существовавший дутый советский патриотизм и гордится той
    «великой советской державой, которая в эпоху чушки Ильича-второго только изглодала последнюю производительность наших десятилетий на бескрайние и никому ненужные (и теперь вхолостую уничтожаемые) вооружения, опозорила нас, представила всей планете как лютого жадного безмерного захватчика — когда наши колени уже дрожат, вот-вот мы свалимся от бессилия. Это вреднейшее искривление нашего сознания зато большая страна, снами везде считаются, — это и есть, уже при нашем умирании,
    беззаветная поддержка коммунизма. Могла же Япония примириться, отказаться и от международной миссии и от заманчивых политических авантюр и сразу расцвела.
    Надо теперь жестко между Империей, губящей прежде всего нас самих, — и духовными телесным спасением нашего же народа. Все знают:
    растет наша смертность, и превышает рождения, мы так исчезнем с Земли!
    Держать великую Империю — значит вымертвлять свой собственный народ.
    Зачем этот разнопестрый сплав — чтобы русским потерять свое неповторимое лицо Не к широте Державы мы должны стремиться, а к ясности нашего духа в остатке ее. Отделением двенадцати республик, этой кажущейся жертвой Россия, напротив, освободит сама себя для драгоценного внутреннего

    развития, наконец обратит внимание и прилежание на саму себя. Дав нынешнем смешении — какая надежда и на сохранение, развитие русской культуры все меньшая, все идет — в перемес ив перемол.
    К сожалению, этот мираж «единонеделимства» 70 лет несла через свою нищету и беды и наша стойкая, достойная русская эмиграция. Да ведь для
    «единонеделимца» 1914 года — и наша (взбалмошная фантазия
    Александра I осчастливить ее своим попечительством, и никак «отдать»
    ее нельзя. Но кто возьмется настаивать на этом сегодня Неужели Россия обеднилась от отделения Польши и Финляндии Да только распрямилась. Итак больше распрямимся от давящего груза среднеазиатского подбрю- шья», столь же необдуманного завоевания Александра II, — лучше б эти силы он потратил на недостроенное здание своих реформ, нарождение подлинно народного земства.
    Наш философ этого века Ив.А. Ильин писал, что духовная жизнь народа важней охвата его территории или даже богатства выздоровление и благоденствие народа несравненно дороже всяких внешних престижных целей.
    Да окраины уже реально отпадают. Не ждать женам, когда наши беженцы беспорядочно хлынут оттуда уже миллионами.
    Надо перестать попугайски повторять мы гордимся, что мы русские»,
    мы гордимся своей необъятной родиной, мы гордимся Надо понять
    что после всего того, чем мы заслуженно гордились, наш народ отдался духовной катастрофе Семнадцатого года (шире 1915—1932), и с тех пор мы до жалкости не прежние, и уже нельзя в наших планах на будущее заноситься бы восстановить государственную мощь и внешнее величие прежней России. Наши деды и отцы, втыкая штык в землю вовремя смертной войны,
    дезертируя, чтобы пограбить соседей у себя дома, — уже тогда сделали выбор

    за нас — пока на одно столетие, а то, смотри, и на два. Не гордиться нами советско-германской войной, на которой мы уложили за 30 миллионов, вдесятеро гуще, чем враги только утвердили над собой деспотию. Не гордиться нам, не протягивать лапы к чужим жизням — а осознать свой народ в провале измождающей болезни, и молиться, чтобы послал нам Бог выздороветь, и разум действий для того.
    А если верно, что Россия эти десятилетия отдавала свои жизненные соки республикам, — таки хозяйственных потерь мы от этого не понесем, только экономия физических сил...
    СЛОВО К МАЛЫМ НАРОДАМИ НАРОДНОСТЯМИ после всех отделений наше государство все равно, неизбежно, останется многонародным, хотя мы не гонимся за тем.
    Для некоторых, даже и крупных, наций, как татары, башкиры, удмурты,
    коми, чуваши, мордва, марийцы, якуты, — почти что и выбора нет непрактично существовать государству, вкруговую охваченному другим. У иных национальных областей — будет внешняя граница, и если они захотят отделяться запрета не может быть и здесь. (Да еще и не во всех автономных республиках коренная народность составляет большинство) Но при сохранении всей их национальной самобытности в культуре, религии, экономике — есть им смысли остаться в Союзе.
    Как показало в XX веке создание многих малых государственных образований это непосильно обременяет их избытком учреждений, представи- армией, отсекает от пространных территорий разворота торговли и общественной деятельности. Таки горские кавказские народы, пред революцией столь отличавшиеся в верности российскому трону, вероятно еще поразмыслят, есть ли расчет им отделяться. Некрупный Российский Союз нуждается в примыкании малых окраинных народов, но они нуждаются в том больше. И — исполать им, если хотят с нами.
    В советской показной и лживой государственной системе присутствуют,
    однако, и верные, если честно их исполнять, элементы. Таков — Совет Национальностей, палата, где должен быть услышан, не потерян голос и самой наималейшей народности. И вместе стем справедлива нынешняя иерархия:
    «союзных республик — автономных республик — автономных областей — и национальных округов. Численный вес народа не должен быть в пренебрежении, отказываться от этой пропорциональности — путь к хаосу так может прозябать ООН, ноне жизнеспособное государство.
    Крымским татарам, разумеется, надо открыть полный возврат в Крым.
    Но при плотности населения XXI века Крым вместителен для миллионов населения — и стотысячный татарский народ не может себе требовать
    владения им

    1. Виды речи и логика И наконец — наималейшие народности ненцы, пермяки, эвенки, манси,
    хакасцы, чукчи, коряки. и не перечислить всю дробность. Все они благополучно жили в царской тюрьме народов, а к вымиранию поволокли их мы,
    коммунистический Советский Союз. Сколько зла причинила им окаянщина нашей администрации и наша хищная и безмозглая индустрия, неся гибель и отраву их краям, выбивая из-под этих народностей последнюю жизненную основу, особенно тех, чей объем так угрожающе мал, что не даем им бороться за выживание. Надо успеть — подкрепить, оживить и спасти их Еще не вовсе
    Каждый, и самый малый, народ — есть неповторимая грань Божьего замысла. Перелагая христианский завет, Владимир Соловьев написал Люби все другие народы, как свой собственный век содрогается, развращается от политики, освободившей себя от всякой нравственности. Что требуется от любого порядочного человека, оттого освобождены государства и государственные мужи. Пришел крайний час искать более высокие формы государственности, основанные не только на эгоизме, но и на сочувствии...
    ЗЕМЛЯ
    Для чего-то же дано земле — чудесное, благословенное свойство плодоносить. И — потеряны те скопления людей, кто неспособен взять от нее это
    Земля для человека содержит в себе не только хозяйственное значение,
    но и нравственное. Об этом убедительно писали у нас Глеб Успенский, Достоевский, да не только они.
    Ослабление тяги к земле — большая опасность для народного характера.
    А ныне крестьянское чувство так забито и вытравлено в нашем народе, что,
    может быть, его уже и не воскресить, опоздано-перепоздано.
    Как вводится сегодняшняя аренда — больше обмани издевательство, ни толку ни ряду, только хуже погубят охоту у людей, потянувшихся к земле.
    Арендаторы остаются в гнущей зависимости от колхозно-совхозных властей,
    и те могут вволю беззаконствовать. Под аренду выделятся часто худшие, заброшенные земли, и подороже берут за них, и инвентарь по завышенной цене, а продукцию вынуждают сдавать подешевле тоне дают обещанных кормов, то отбирают взятых на откорм животных, пропали и труд, и деньги;
    и сельхозтехника может внезапно нарушить договор. Да участок земли это еще несвобода крестьянина, нужен же и свободный рынок, и доступный транспорт, и кредит, и ремонт техники, и строительный материал.
    За все реформы мы беремся как похуже — таки тут. Только губят дело и отбивают у людей последнюю веру в обещания власти.
    Вообще по сравнению с колхозами — личная аренда (и не от колхозов, а от местного самоуправления) несомненный шаг к улучшению нашего сельского хозяйства. В норме, установленной для данной местности (в соответствии с кадастром, — аренда пожизненная и с неограниченной передачей по наследству с отобранием участка лишь в случае небрежного землеуходст- ва, ноне от болезни семьи арендатора с правом добровольного отказа от участка — ив этом случае оплатой арендатору того, что он вложил в землю
    и возвел на ней. (И для всего этого совсем ненужен специальный административный аппарат над арендаторами подобные случаи не будут многочисленны, сними управится местное земство.)
    Однако при нынешней нашей отвычке от земли (и оправданном недоверии к властям, уже столько раз обманывавшим) — арендой, может быть, уже людей и не привлечь. К тому ж, земельная аренда и не выдерживает экономической конкуренции с частной собственностью на землю, при которой и гарантировано длительное улучшение земли, а не истощение, и только при ней мы можем рассчитывать, что наше сельское хозяйство не будет уступать западному. И предвидя и требуя самодеятельности во всех областях жизни —
    жене допустить ее с землей Отказать деревне в частной собственности значит закрыть ее уже навсегда.
    Но введение ее должно идти с осторожностью. Уже при Столыпине были строгие ограничения, чтобы земля попадала именно в руки крестьян-земле- дельцев, а некрупных спекулянтов или на подставные имена, через акционерные общества. А сегодня искоренено наше крестьянское сословие, вымерло и больше развязанной ловкости у анонимных спекулянтов из теневой экономики, уже накопивших первичные капиталы и нынешняя подкупная администрация неспособна на четкий контроль, — сегодня, под маркой же
    «акционерных обществ, организаций, кооперативов, могли бы скупать едва лине латифундии и затем сажать арендаторов уже от себя. (Не говоря уже о покупке земли иностранцами) Такие покупки во всяком случае не должны быть допущены. Если земля окажется расхватана крупными владельцами это сильно стеснит жизнь остальных. (Да и не можем мы такое допустить в предвидении близкого перенаселения всей планеты, тогда и нашей страны.)
    Покупка земли должна производиться со льготами многолетней рассрочки, ив налогах тоже. Ограничение земельного участка предельными (для данной местности) размерами — само по себе никак не стесняет трудового смысла и трудовой свободы. Напротив усилия каждого хозяина будут направлены не на широту владения, а на улучшение обработки, интенсивность методов. Что наши люди могут при этом — ив самых изнурительно-враждебных стеснениях от власти — творить чудеса, уже показано на крохотных приусадебных клочках, кормивших страну при дутой колхозной системе.
    Ограничение размеров оставляет земельные резервы для раздачи малых участков земли — и рабочим, желающим иметь свой огородный урожай, и горожанам, ищущим отдушину от закупоренной жизни. И этана быть бесплатной (только бы обрабатывали этот же размер входил бы бесплатной частью и земледельцам, покупающим землю.
    И для всех них — земля должна найтись...
    ЧТО ЕСТЬ ДЕМОКРАТИЯ И ЧТО НЕ ЕСТЬ
    Алексис Токвиль считал понятия демократии и свободы — противоположными. Он был пламенный сторонник свободы, но отнюдь не демократии Милль видел в неограниченной демократии опасность тирании большинства, а для личности нет разницы, подчинилась ли она одиночному тирану или множественному

    1. Виды и логика Г. Федотов писал, что демократию исказил атеистический материализм века, обезглавивший человечество. И австрийский государственный деятель нашего века Иозеф Шумпетер называл демократию — суррогатом веры для интеллектуала, лишенного религии. И предупреждал, что нельзя рассматривать демократию вне страны и времени применения.
    Русский философ С.А. Левицкий предлагал различать дух демократии) свобода личности 2) правовое государство;
    и вторичные, необязательные признаки 1) парламентский строй) всеобщее избирательное право. Эти два последние принципа совсем не очевидны.
    Уважение к человеческой личности — более широкий принцип, чем демократия, и вот оно должно быть выдержано непременно. Но уважать человеческую личность необязательно в форме только парламентаризма.
    Однако и права личности не должны быть взнесены так высоко, чтобы заслонить права общества. Папа Иоанн-Павел II высказал (1981, речь на Филиппинах, что в случае конфликта национальной безопасности и прав человека приоритет должен быть отдан национальной безопасности, то есть целости более общей структуры, без которой развалится и жизнь личностей.
    А президент Рональд Рейган речь в Московском университете) выразил так демократия — не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно пе мешало развитию в человеке главных ценностей которые дают семья и вера.
    У нас сегодня слово демократия — самое модное. Как его не склоняют,
    как им не звенят, гремят (и спекулируют).
    Но неощутимо, чтобы мы хорошо задумались над точным смыслом его.
    После горького опыта Семнадцатого года, когда мыс размаху хлюпнулись то, что считали демократией, наш видный кадетский лидер В.А. Маклаков признали всем нам напомнил Для демократии нужна известная политическая дисциплина народа».
    А у нас ее ив семнадцатом не было — и нынче как бы того не меньше...
    ДАВАЙТЕ ИСКАТЬ
    В этой сжатой работе я не имел возможности говорить об армии, милиции, судебной системе, большинстве вопросов законодательства, экономики и о профсоюзах. Моя задача была лишь — предложить некоторые отдельные соображения, не претендующие ни на какую окончательность, а только предпослать почву для обсуждений.
    Разумное и справедливое построение государственной жизни — задача высокой трудности, и может быть достигнуто только очень постепенно,
    рядом последовательных приближений и нащупываний. Эта задача не угасла и перед сегодняшними благополучными западными странами, надои на них смотреть глазами не восторженными, а ясно открытыми, — но настолько ж она больней и острей у нас, когда мы начинаем с катастрофического провала страны и разученности людей.
    Непосильно трудно составлять какую-либо стройную разработку вперед:
    она скорее всего будет содержать больше ошибок, чем достоинств, и с трудом поспевать за реальным ходом вещей. Но и нельзя вовсе не пытаться
    В основу предлагаемой работы положены мысли многих русских деятелей разной поры — и, я надеюсь, их соединение может послужить плодоносной Прочитайте предлагаемые далее газетные статьи о криминальном мире Чем отличаются языки стиль авторов этих статей и приведенного выше очерка А. Солженицына?
    Б. Чем отличается логика поведения и психология преступников и их жертв К каким уловкам прибегают бандиты для обмана своих жертв с расчетом на особенности их психологии?
    Н. Киреев
    ВЫХОДЯТ НА РАБОТУ «ЩИПАЧИ»,
    ИЛИ КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ВОРА-КАРМАННИКА
    Наверное, каждый нас, сам того не осознавая мол, где это я выронил кошелек, — хоть однажды становился жертвой карманников-»щипачей» они же «верхушечники», «клюквенники», муравьи. Этот вид воровства распространен во всем мире.
    Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил Техника профессионального карманника, которая стала настоящим бестселлером в
    США. Еще бы, ведь в Нью-Йорке ежегодно от «щипачей» страдает полмиллиона людей. Автор утверждает, что карманное воровство не только простое и выгодное, но также и достаточно безопасное занятие. В России этот вид кражи относится к разряду труднораскрываемых преступлений...
    Тем не менее милиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах, сумках, кошельках. Уголовный кодекс РФ не либеральнича- ет с преступниками. В нем есть сто пятьдесят восьмая статья, предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы, а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой — до десяти лет.
    Оперативники разделяют карманников, из среды которых, кстати, выходят воры в законе, на несколько категорий, в основном по месту и методу
    «деятельности». Самая распространенная — транспортники. Преступление совершается как в одиночку, таки группой. Один, к примеру, вытаскивает у лоха кошелек или деньги и незаметно «переначивает» (передает) сообщнику «оттырщику». Если обчищенный гражданин вовремя спохватился и поднял шум, то у стоящего рядом с ним улыбающегося вора никакого вещ- дока не обнаружите — кошелек давно «уплыл».
    Главное правило, чтобы не стать жертвой, будьте всегда бдительными,
    помните поговорку Нельзя украсть деньги, пока человеко них думает».
    Вору очень важно отвлечь внимание хотя бы пару секунд. Способов много.
    Так, женщины-«щипачи», как правило, сбивают столку мужчин, пользуясь своей сексуальностью. Карманница может потереться пышной грудью, и сомлевший клиент уже готов. В Калуге, например, за одну остановку в троллейбусе такая дама умудрялась тырить до четырех кошельков. На вокзалах

    1. Виды речи и логика ив других общественных местах можно встретить сразу несколько разновидностей воров. Особенно они липнут к приезжающим. Например, глухонемые орудуют там, где минимальное количество людских глаз. Допустим,
    подходит к вам человек, размахивая руками, что-то хочет спросить. Вы, естественно, ничего не понимаете. Входе беседы, как бы привлекая внимание, несчастный несколько раз похлопывает вас по пиджаку. Потом, раздосадованный вашей бестолковостью, достает листок бумаги и пишет на нем вопрос. Для удобства прижимается к вам, а то и пишет на вашей груди. Прочитав ответ, удаляется, благодарно кивнул головой. Вы удовлетворены, как- никак помогли больному. И не сразу обнаруживаете, что ваши карманы обчистил «глухонемой».
    Откуда берутся такие ловкачи, которых раньше, видимо, за умение проникнуть в любую щель, называли проволока тонкая. В преступной среде были и, наверное, есть сейчас так называемые курсы воровского искусства,
    где «щипачи»-профи с богатым уголовным прошлым обучают поросль из беспризорных детей. Кое-где практику проходят на упакованных по полной форме манекенах, снабженных системой ловушек и колокольчиков. В поездах мы можем стать жертвой других воров. Методика их работы проста. В
    вагоне несколько парней и девчат провожают отъезжающего друга или подругу. Сцена происходит за несколько минут до отправления поезда. Находясь вкупе, они шумно и трогательно прощаются, обнимаются, выпивают
    «на посошок. Пассажиры и не подозревают, что в этот момент происходит
    «облегчение» карманов их одежды, оставленной на вешалке вкупе. Попадаются и чересчур благородные пассажиры, которые даже выходят из купе,
    дабы не мешать честной компаний. Подобным способом друзья успевают
    «попрощаться» в нескольких поездах на одном вокзале. Отъезжающие по- дельники выскакивают из вагона за секунду до отправления поезда. Как правило, будущую жертву присматривают у билетных касс, где люди невольно демонстрируют толщину своих кошельков.
    Среди карманников есть аналитики, которые осведомлены, когда и на каком предприятии или в учреждении выдают зарплату. «Рюмочники» посещают банкеты, презентации, другие массовые застолья или просто обирают отяжелевших клиентов у ресторанов и кафе. Иногда сами прикидываются в стельку пьяными и пытаются прислониться к прохожим...
    Чтобы не стать жертвой «щипача», надо воспользоваться советами сыщиков. Самый простой — перед выходом из дома распределите деньги по карманам крупные — во внутренний, мелочь — поближе, для удобства при расплате за мелкую покупку. Не укладывайте всю наличность в один кошелек или портмоне этим вы облегчите работу вору.
    А. Константинов БАНДИТСКИХ «ПОНЯТИЙ»
    С нынешней обстановкой, когда деятельность большинства коммерсантов под патронажем той или иной бандитской группировки,
    питерские бизнесмены, в общем-то, могли бы даже смириться и приспособиться к подобной ситуации (перекладывая издержки на плечи потребителей, но лишь при условии ее статичности. Однако это невозможно, так как все время порождает новую преступность, а деньги делают новые деньги...
    Поэтому какими бы мирными ни выглядели отношения бандитов и их
    «подшефных» — между ними обязательно будут возникать (рано или поздно)
    сильнейшие противоречия...
    Подтвердить неизбежность этого может знакомство (пусть даже весьма кратковременное) с бандитскими понятиями — своеобразным сводом законов или, если хотите, кодексом поведения, — которые приняты в Петербурге. Вообще понятие — это число уголовный воровской термин, содержание которого в свое время было раскрыто еще Шаламовым в Колымских рассказах. Новые бандиты наполнили этот термин несколько обновленным содержанием.
    Например, есть такое понятие при возникшем двумя группировками конфликте из-за какого-нибудь бизнесмена, бандит обязан верить бандиту, чтобы ни утверждал бизнесмен. (Или по крайней мере делать вид, что верит.)
    Фирма должна платить тем бандитам, которые нашли ее первыми. Если доившие фирму бандиты сели в тюрьму, не по понятиям другим занять освободившееся место. Зато кинуть — то есть обмануть, обокрасть бизнесмена, своего или чужого, абсолютно по понятиям. Понятия запрещают обращение в милицию в любых самых пиковых ситуациях. Бандит не может
    «предъявить» (предъявление или «предъява» — это формальное обвинение, которое либо должно быть снято, либо доказано, в последнем случае
    «предъява» может быть поводом для компенсации в случае мирного разрешения проблемы, либо поводом для объявления войны) бандиту «криминал»
    (то есть обычную уголовную практику — кражу, мошенничество и т.д.), пусть даже и совершенный в отношении бандита же.
    «Предъявляться» может только «беспредел». Скажем, если чужие бандиты украли машину у какого-нибудь бизнесмена, то бандиты, курирующие его фирму, не могут требовать у чужих вернуть ее назад.
    Но если по поводу этой машины все-таки была назначена встреча представителей двух банд, на которой одни бандиты вдруг ни с того ни с сего перестреляли других, — то это уже бесспорный «беспредел», который
    «предъявляется». «Предъявы» делаются обязательно гласно. Зачастую они формулируются на сходняках, или столах, — больших встречах между руководителями группировок.
    На самом же деле переоценивать значение понятий не стоит, хотя знать их тем, кто занимается бизнесом, не мешает. Понятия — это вовсе не жесткие законы. Да и вообще в России существует давняя практика — вырабатывать законы лишь для того, чтобы их нарушать.
    Современный бандитизм — это и образ жизни, и профессия. В каждой профессии свой профессиональный жаргон, своя терминология. Очень важно четко понимать, что обозначают хотя бы основные термины, чтобы не попасть в непонятки», как говорят сами бандиты

    1. Виды речи и логика Бандитские структуры, естественно, заинтересованы в постоянном увеличении доходов. Для этого есть, как в сельском хозяйстве, интенсивный и экстенсивный способы. Интенсивный способ — это, грубо говоря, повышение надоя с одной и той же фирмы. Экстенсивный — увеличение площадей,
    или увеличение числа патронируемых фирм.
    Для того чтобы заполучить новую фирму, есть несколько способов, одним из которых является так называемая пробивка. Упрощенно пробивка выглядит так экипаж бандитской машины заходит в недавно открывшееся кафе или магазин и вежливо интересуется у хозяина, кому он платит, кто его охраняет. Если хозяин неосторожно отвечает Никому, никто — это значит,
    что платить он будем тем ребятам, которые его об этом спросили. Если хозяин говорит, что платит таким-то и таким-то, посетители могут поверить на слово, а могут попросить назначить стрелку (то есть встречу) с коллегами, чтобы убедиться, что хозяин не врет.
    «Пробивка» — рабочий момент бандитской профессии, как правило, она проходит мирно. Пробитую точку (кафе, фирму, магазин) заносят в реестр личного учета банды — либо как свою, либо как чужую (информация о коллегах лишней не бывает. Пробивки могут быть с наездами и без.
    «Наезд» — способ психологического, а иногда и физического давления на бизнесмена — в основном для стимуляции его искренности и деморализа- ции.
    «Пробивка» с наездом — это все тоже самое, нос более глубокими эмоциями Ну, ты, падла, крыса, мышь Кому платишь, гнида Слышь, ты нам по жизни должен Ты понял, нет и т.д. и т.п.
    Как уже говорилось выше, пробивки обычно заканчиваются стрелками, которые не принято «динамить». Во-первых, это просто невежливо,
    во-вторых, это дает козыри «продинамленной» стороне.
    Бывают стрелки конфликтные, когда одна из сторон может считать,
    что ее интересы ущемлены. Такая стрелка может закончиться разборкой,
    то есть силовым конфликтом. Поскольку всегда есть шанс нарваться на отмороженных (на беспредельных, жестких, неумных и жадных «коллег»),
    «стрелки» обычно назначаются в очень людных местах, где пользоваться оружием затруднительно (рынки, кафе, магазины, либо наоборот, в местах глухих и уединенных, куда каждая сторона без лишней нервотрепки может привезти оружие.
    Каждому бизнесмену нужно очень хорошо представлять, что такое так называемые «разводки».
    «Разводка» — это по сути дела обман, мошенничество, которое вынуждает
    «разводимого» поступить так, как надо разводящим. Цель одна — деньги.
    Пример: по предварительному сговору с, предположим, тамбовскими, на какую-нибудь их фирму нападают «чечены». «Дэй дэнэг, зарэжим, никаких
    «тамбовских»-мамбовских» нэ боимся Бизнесмен бросается к своим и,
    ломая руки, просит защитить. «Тамбовцы» успокаивают, говорят, что это их прямая обязанность, что все решат — волноваться не стоит. Однако после грамотно отрежиссированной стрелки с «чеченами» (на стрелку могут взять и бизнесмена — чтобы он видел, что все честно) «тамбовцы» озабоченно говорят бизнесмену Да. Попал, друг. Это — нелюди. Это — полные от

    194
    Выход один — гасить. Но за убийство — отдельная такса, мы тебя обещали охранять, ноне обещали убивать. Да и охранять обещали от нормальных бандитов, а не от монстров Насмерть перепуганный бизнесмен согласен на любые расходы — лишь бы избавили его от «чеченов». Следует живописная разборка — со стрельбой и кровавыми трупами. Все это даже могут показать бизнесмену. Потом, когда он увозится с места разборки,
    «трупы», естественно, оживают и делят с победителями премию...
    Многие бизнесмены, особенно из начинающих, ошибочно полагают, что
    «крыша» — это всего-навсего, как сказал хозяин одного кафе у меня есть бандиты, которым я плачу, чтобы другие бандиты меня не трогали. В
    этой фразе сразу три ошибки во-первых, бандиты не у бизнесмена, а бизнесмену бандитов. Во-вторых, неон им платит, а они с него снимают и,
    в-третьих, то, о чем говорил этот хозяин кафе, — не крыша, а простейшая,
    примитивнейшая форма протектората, своего рода предоставление неофициальных полицейских услуг.
    Стоимость такого протектората в среднем 20—30 процентов наличными от прибыли в месяц. Особо жадные бандиты поднимают цену до 40 процентов. Следует помнить, что в случае наездов и стрелок с другими группами, бандиты защищают не фирму и ее хозяина, на которого им, как правило,
    наплевать, а свои 20—30 процентов.
    «Настоящая крыша — это предоставление фирме полного протектората, когда бандиты контролируют поставки договоры, соблюдение обязательств контрагентами пробивают кредиты для фирмы, иногда предоставляют их сами находят заказчиков и т.д. и т.п. Подобные крыши стоят дороже до 50—70 процентов ежемесячной прибыли.
    Зачастую полная крыша не уменьшает, а увеличивает степень риска бизнесмена. Во-первых,
    могут втянуть фирму в разные уголовно наказуемые комбинации. Во-вторых, существует мнение, что волна убийств банкиров и предпринимателей, прокатившаяся по России, — это следствие ничего иного, как войны «крыш».
    В-третьих, в отношении бизнесмена, получившего полную крышу, бандиты могут начать операцию под условным выращивание кабанчика Эти уникальные действия, готовящиеся годами, родились в России. Суть их такова преступные группировки долго и плодотворно сотрудничают с какой-либо фирмой, постепенно хозяин приручается, начинает полностью доверять бандитами видит в них уже не то друзей, не то членов собственной семьи. Тем временем бандиты обеспечивают аккумуляцию огромных средств на счету фирмы для проплаты какого-нибудь фантастического контракта по поставкам чего-нибудь из-за рубежа. Аккумулированные средства может контролировать только хозяин фирмы — кабанчик. Затем кабанчика уговаривают сконвертировать рубли и либо превратить их в наличную валюту,
    либо в валюту безналичную, хранящуюся на цифровом счету в каком-нибудь швейцарском банке. Снять вклад может любой, у кого есть код. «Кабанчик»
    созрел, его пора забивать. Все претензии разные другие фирмы, давшие свои деньги на совместный контракт, могут предъявлять трупу. Он их уже не услышит Виды речи и логика В принципе любое обращение за нестандартными услугами к бандитам это билет в один конец. Совместный криминал сплачивает лишь равных.
    «Легальный» же человек, обратившийся с криминальной просьбой к бандитам, попадает в полную от них зависимость.
    На убийства, особенно на заказные, питерские бандиты идут крайне неохотно. Как правило, наемные убийцы — это особый клан, на который бандиты могут лишь вывести заказчика за комиссионные. Стоимость услуг профессионалов от 4—5 тысяч долларов.
    В общем-то услуги бывают действительно самые разные. Иногда к бандитам обращаются с просьбой навести порядок среди дворовой шпаны, или утихомирить буйных соседей-алкоголиков, или даже просто заставить дворников подметать двор. Одна известная петербургская банда помогала избавить детей богатых родителей от пагубной привычки к алкоголю и кам. Детишек вывозили на отдаленный хуторок в Ленинградской области,
    били каждый день и приучали к нелегкому крестьянскому труду. Еще более нестандартная услуга была оказана в конце 1993 года некоему крупному спекулянту. По его просьбе бандиты похитили его жену и ребенка на неделю,
    которую безутешный мужи отец провел в объятиях своей
    В любом случае просить бандитов сегодня сделать что-то не совсем законно это все равно что идти на охоту с волком, который может броситься на дичь, а может — на охотника 10. Прочитайте радиообращение Президента.

    А. К какой форме речи (устной или письменной) оно относится Аргументируйте свою точку зрения.
    Б. Чем отличается стиль радиообращения от стиля приведенных выше газетных статей и очерка 11. Отметьте фразы, в которых наблюдения и оценки смешаны ив которых
    они отделены друг от друга.
    О 12. Какой стиль общения (поддерживающий или неподдерживающий) демонстрирует выступающий. Назовите речевые приемы, позволяющие определить
    его стиль 13. Прослушайте радиообращение. Затем несколько членов группы пересказывают его. В заключение обсуждаются причины, которые способствовали тому,
    что присутствующие по-разному восприняли содержание услышанного 14. Что придает радиообращению характер социально-ориентированной речи
    (речи в массовой коммуникации 15. Какие особенности устной речи отражены в тексте Отметьте типичные признаки монолога 17. Назовите в тексте контактоустанавливающие средства.
    О 18. Проанализируйте радиообращение, используя примерный план 1) композиция) контактоустанавливающие средства 3) иллюстративный материал) изобразительно-выразительные средства 5) логика изложения материала 19. Найдите в тексте тезисы и аргументы. Оцените корректность последних 20. Оцените убедительность приведенных рассуждений

    196
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26


    написать администратору сайта