практикум по сказкам. Практикум по сказкотерапии издательство Речь СанктПетербург 2000 Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева Практикум по сказкотерапии. Спб. Ооо Речь
Скачать 1.37 Mb.
|
Улыбка — Ну разве можно быть такой капризной? — сказал гном, выглянув из-под кровати и сердито потирая лоб. Он услышал громкий плач Вилы и свалился с картины, за которой так слад ко уснул. — И это каждое утро... Ты скоро станешь такой же, как я, — продолжал он, вытаскивая зеркальце, чтобы отыскать среди своих морщин шишку. — Уходи-и-ии, не хочу тебя видеть, — плакала Вила, — ниче го не хочу. — Подожди. А знаешь ли ты, что может сделать улыбка? — спросил гном. Девочка замотала головой. — Так улыбнись, и я тебе покажу. — Мне никак, я не умею, — ответила Вила и собралась сно ва заплакать. — Ну, я научу тебя, — рассмеялся гном и пустил солнечный зайчик прямо ей в глаза. Она зажмурилась и спрятала лицо в ладошках. — Раз, два, три... пора! — крикнул гном. Девочка опустила руки и улыбнулась. За окном послышались чьи-то шаги. Высокий хмурый старик, стуча палкой, проходил мимо. Он был очень занят своими делами и, случайно увидев Вилу, отвернулся. — Теперь беги за ним, — сказал гном, — только надень мои башмаки, а то ты не успеешь за своей улыбкой. Вила хотела возразить, что ее ноги не поместятся в таких маленьких башмаках, но они уже сами очутились на ней, и она побежала за стариком. Он был недалеко и почему-то шел гораздо медленнее. Когда Вила поравнялась с ним, то увидела на его лице свою улыбку. Старик остановился около цветочницы и купил букетик ландышей. Теперь он совсем не спешил и даже перестал стучать палкой. Цветы пробудили в нем воспоминания, и он отправился на окраину города, где стоял покосившийся дом под черепичной крышей. Когда-то он был там счастлив. На балконе в кресле спала некрасивая девушка. Лицо ее казалось бледным и печальным. Ей снилось, что ее знакомый поэт навсегда прощается с ней... Старик долго смотрел на девушку, а затем, встав на цыпочки, бросил цветы прямо ей на колени. Она не проснулась, но на губах ее вдруг появилась легкая улыбка. Старик пошел дальше, а Вила осталась. Молодой человек с толстой тетрадкой постучался в дом. Девушка открыла глаза и увидела ландыши. Улыбка сделала ее такой прекрасной, что, когда она отворила двери, молодой человек не узнал ее. Это оказался поэт. Он всегда был занят своими стихами, считал себя непризнанным и к девушке приходил только затем, чтобы читать свои произведения. — Спасибо вам, — проговорила она, сжав его руку. — За что? — спросил поэт, не понимая ее, но девушка реши ла, что он притворяется. Она поставила ландыши в стакан и стала смотреть на молодого человека такими сияющими глазами, что он не мог читать стихи и тоже улыбнулся... — Вот это да! — подумала Вила, узнавая свою улыбку на лице важного министра. Министр торопился на встречу с послом из соседнего государства и чуть не налетел на поэта, который рассеянно шел посреди улицы и улыбался. Министр хотел рассердиться, но не смог и теперь продолжал путь совсем в другом настроении. На переговорах должен был решиться вопрос о войне, но благодаря улыбке Вилы дипломаты договорились и, заключив мир, расстались очень довольные. Садовник вышел на дорогу, по которой возвращался министр. Голубой флажок трепетал на карете. — Мир, — облегченно вздохнул садовник и улыбнулся. Он подошел к яблоне и погладил ее ветви. Белые бутоны потянулись к небу. — Еще немного солнца, и они распустились бы, — сказал садовник. Облака, нависшие над землей, раздвинулись, и весе лые лучи заглянули в сад. Бутоны лопнули, и яблоня расцвела. — Ну, видела, что может сделать одна улыбка? — сказал гном, когда Вила вернулась. — Да, — ответила девочка. — Теперь я всегда буду улыбаться. Гном захлопал в ладоши. —- Тогда держи подарок, — и бросил ей большое красное яблоко. — Это с того дерева? — спросила Вила. — Не ска-жу! — пропел гном и спрятался. СКАЗКИ для ТЕХ , кто носит стрдх в СЕРДЦЕ и плохо спит Потерявшая сердце Жила когда-то принцесса Рийя, у которой было маленькое сердце. Нет, нет, вовсе не потому, что она так хотела, а просто это случилось... по какому-то недоразумению. Как известно, прежде чем родиться, настоящие принцы и принцессы сами выбирают себе те достоинства, которые должны украшать их на земле. Так вот у Рийи оказалось слишком много желаний. Она хотела быть и очень умной, и очень красивой, и очень богатой, и еще много-много всяких «очень», но когда все эти желания исполнились, оказалось, что для сердца осталось мало места. И пришлось взять себе очень маленькое сердце. Конечно же, нельзя считать это недостатком. Небольшая величина отнюдь не свидетельствует о несовершенстве. Например, на войне людям маленького роста даже завидуют. Маленький нос или язык тоже, как будто, не относятся к изъянам, не правда ли? Так что, казалось, иметь маленькое сердце совсем неплохо. Только вот беда, у принцессы оно отличалось резвостью. Все знают, что на долю сердца выпадает любовь, и оно должно дарить себя другим, отдавать, нередко ничего не требуя и не получая взамен. А принцесса Рийя своей внешностью, умом, богатством привлекала стольких поклонников... Она могла бы просто принимать их восхищение, но сердце ее было таким благодарным, что хотело каждого одарить, каждому уделить частичку своего тепла. К тому же ей все время казалось, что кто-нибудь может почувствовать себя обделенным ее вниманием. Так что бедняжка не давала своему сердцу и минуты покоя. — Ваше высочество! — обращались к ней мудрые министры с глазами, полными слез. — Берегитесь потерять свое сердце, ведь оно такое маленькое. Но она не слушала их. И однажды, однажды случилось несчастье. Ей встретился очень взрослый человек, а возраст часто придает серьезность, и вот он казался таким серьезным-пресе- рьезным. Все шутки исчезали при одном его появлении, как снежинки, попадая на печную трубу. И будучи серьезным, он часто вздыхал, а вздыхая, казался непонятным и несчастным. — Ах, как бы его не обидеть! — встревожилась принцесса и послала ему свое сердце. Увы, он его даже не заметил и рассе янно сунул в дырявый карман. О, эти взрослые люди! Они и по- нятия не имеют, какие драгоценности отдают им дети! И сердце принцессы было потеряно. Бедная принцесса! Она так испугалась, когда увидела, что сердце не возвращается к ней. Что делать? Что теперь будет? Как жить без сердца? Отчаяние охватило ее. И в этот момент к ней на помощь пришел маленький лесной гном. Правда, он давно уже покинул лес и жил в футляре старинных резных часов, которые сделали из его любимого дерева, правда, его принимали за домового, особенно когда он, подделываясь под голос кукушки, отсчитывал время. Все это правда, но он сам считал себя по-прежнему лесным, тем более, что принимал свое теперешнее жилище за дупло. Гном очень сочувствовал принцессе по двум причинам. Во- первых, он сам был очень маленьким, и ему нравилось маленькое принцессино сердце. А во-вторых, когда по ночам он засыпал и забывал куковать время, его нос начинал выводить самые замысловатые соловьиные трели. И ему самому начинал сниться лес. И вот тогда над ним загоралась звездочка, которая заменяла ему целое небо. Ее лучи навевали гному такие сладкие грезы! Этой звездочкой было принцессино сердце, которое переполнялось восторгом, слушая лесные песни. Вот почему гном решил помочь бедняжке. — Слушай, — сказал он, — напрасно ты горюешь. Насколь ко я знаю людей, они меньше всего думают о сердце. Они ищут красивые глаза, они ждут ума, они требуют богатства, славы, а все это есть у тебя в избытке! Поверь, никто не станет допыты ваться, обладаешь ли ты сердцем. Люди обманывают самих себя, даже не задумываясь над этим. Ведь и ты поверила в се рьезность этого взрослого, а он был в действительности самым рассеянным в мире человеком. — Но как же это возможно осуществить? — спросила прин цесса. — Очень просто, — ответил гном. — На месте сердца у тебя сейчас страх. Пусть он и остается там, а я научу его стук-стуку своих часов, и все будет в порядке. Подмены никто не заметит, а ты тем временем будешь искать свое сердце. И вот все стало так, как говорил гном. Никому и в голову не приходило, что эта очаровательная принцесса живет без сердца. Даже она порой забывала об этом. Только когда что- либо особенно радовало или печалило ее, она ощущала в своей груди страх. Тогда она думала о том, как она несчастна. Гном опять пытался утешить ее. — Так трудно найти свое сердце. Оно, верно, давно умерло без тебя. Лучше поищи себе новое. — Каким образом? — спрашивала принцесса. — Ах, не знаю, не знаю, — отвечал гном, — тут нужно вол шебство, а для него нужна волшебница. Только найти ее, верно, так же трудно, как и твое сердце. — Но что же мне делать? — наконец рассердилась принцес са. Гном весь сморщился, словно высохший гриб, и вдруг стук нул себя по лбу. — Придумал, придумал! — закричал он. — Тебя спасет лю бовь! Ведь недаром о ней ходит слава великой волшебницы! — А где найти любовь? — Конечно, у красоты! — ответил гном. Прошло немного времени, и принцесса, странствуя, встретила прекрасного юношу. Казалось, он спустился с лучезарного Олимпа, обиталища бессмертных, чтобы своей внешностью напомнить людям о давно забытых богах Греции. Он был танцором, и танцевал так, как дождь танцует в лучах солнца, рождая радугу, как ветер танцует по верхушкам разгулявшихся волн, как пламя пляшет, раздуваемое ураганом. И когда он останавливался, то словно превращался в картину или статую, призванную украсить собой самый безотрадный уголок земли. И увидев принцессу, юноша пал к ее ногам и не хотел подниматься, пока она не согласилась взять его в свои слуги. Наверное, это был бы самый счастливый момент в ее жизни, если б она могла так же просто и легко подарить ему свое сердце, но как раз его у принцессы и не было. И она не могла любить юношу. И когда он прижал свою голову к ее груди, то ощутил только гулкие удары страха. С воплем отчаяния юноша бросился прочь, чтобы оборвать свою жизнь. Она не могла остановить его... И вот тут случилось чудо. Люди, побежавшие вслед за прекрасным танцором, рассказывали, что он взобрался на громадную скалу и прыгнул с нее в море на острые камни. Но в этот момент неведомо откуда явилась волшебница и воздела руки, и юноша застыл в воздухе. Как ни фантастично, но принцесса сама смогла убедиться в правдивости случившегося. Она подошла к скалам и увидела фигуру юноши, застывшую между небом и землей. Это было прекрасно, однако принцесса не стала счастливее ни на капельку. Ведь волшебница исчезла, совершив чудо, и никто не мог ука-зать ее следа. — Ах, эти танцоры. У них слишком пылкая кровь, — сказал гном. — Тебе нужен мудрец. Ум! Великий царственный ум не будет от тебя что-либо требовать и спасет тебя. — Но где мне взять его? — спросила принцесса. — Возьми у своей подруги, — ответил гном. Да. У принцессы была необыкновенно милая подружка, она безнадежно любила одного безнадежного мудрого человека. Кем он только не был! И математиком, и философом, и изобретателем, и.., и.., и... Но ради принцессы он стал архитектором и построил самый необыкновенный дворец в мире. Стены дворца меняли свой цвет в зависимости от цвета неба. И таким образом дворец оставался невидимым для всех, кроме архитектора... Когда был положен последний камень, он привел принцессу и сказал: — Я создал совершенное творение для нас с тобой. В этом дворце мы сможем укрыться от любых глаз, потому что люди вокруг злы, несправедливы и завистливы. Здесь и только здесь мы сможем сохранить и взрастить свое счастье. Но для того чтобы увидеть дворец и войти в него, нужно знать тайну. Этот дом посвящен любви, и логично, что войти в него может только любящий. Пока ты любишь меня, а я люблю тебя, мы сможем пользоваться этим чудом. Бедный мудрец, он тоже не смог обойтись без любви. Он мог создать идею, сотворить чудо, но чтобы поверить в него, ему- нужно было разделить его с кем-нибудь другим. И он не знал, что принцесса не способна любить. — Я буду ждать тебя завтра во дворце. Твой приход ознаме нует наше счастье и будет часом свадебного торжества, кото рый мы встретим вдвоем. И принцесса провела всю ночь в слезах, а затем обратилась за помощью к своей подруге. И наутро они пришли к тому месту, где должен был стоять невидимый дворец. — Ах, какое чудо! — воскликнула подруга принцессы, но та промолчала, потому что не видела ничего, кроме земли и неба. Вместо сердца в груди ее бился страх. Все сильнее и сильнее. Наконец принцесса не выдержала и, набросив драгоценный плащ на плечи подруги, обратилась к ней: — Иди ты. Я не могу переступить порог, которого не вижу. — Но ведь он ждет тебя, — возразила та, но принцесса уже отвернулась и бросилась бежать прочь. Только потом она узна ла, что снова явилась волшебница и сделала так, что архитек тор не заметил подмены и был очень счастлив. — Ну не плачь, — сказал гном принцессе, — теперь уж я точно знаю, что тебе поможет. Сила! Здесь объявился непобе- димый рыцарь.Рядом с ним у тебя исчезнет страх, и тогда место для нового сердца будет свободно. Да, рядом с закованным в сталь статным воином принцесса забыла о своих страхах. Все окружающее подчинялось грозному взгляду великого воителя. Казалось, ничто на свете не могло помешать принцессе стать наконец счастливой, когда рыцарь преклонил перед ней колена. Принцесса обняла его. — Мой страх исчез, рыцарь! — сказала она. — Теперь пода ри мне сердце. — С жутким и горьким смехом воин оттолкнул девушку. — Сердце? — закричал он. — Знаешь ли ты, почему я так бесстрашен? За свою храбрость и силу я отдал свое сердце и теперь ждал, что ты подаришь мне свое. Ужас охватил принцессу. Она видела, как рыцарь выхватил кинжал и стал наносить удары самому себе. — Вот враг, которого я еще не победил! — кричал он. И в этот момент невдалеке показалась женская фигура в длинном плаще. Она подняла руку, и рыцарь превратился в цветущий куст дикого шиповника. — Волшебница! — закричала принцесса. — Волшебница! Приди ко мне на помощь. Я не могу жить без сердца. Я готова отдать за него красоту, и ум, и богатство, все, что имею. — Она бросилась к волшебнице и потеряла сознание. Очнулась она во дворце перед зеркалом. Долго глядела на свое отражение, а затем кивнула ему. — Ты и есть волшебница 7 — спросила она. — Да! — ответило отражение. — Я твое сердце, которое вы росло и стало волшебницей. — Как ты похожа на меня! — сказала принцесса. — Была, — ответило отражение. — Теперь я живу в тебе. В комнату принцессы постучали. Вошли двое прелестных детей. — Бабушка! — обратились они к принцессе. — Все говорят, что ты самая добрая волшебница на свете, помоги нам стать счастливыми. Принцесса задумалась, взглянула на свои высохшие руки, провела пальцами по морщинистому лицу и вздохнула. — Взгляните в это зеркало, дети. Что вы там видите? — Прекрасную принцессу, — ответили детишки. — Ну что ж, теперь я верю, что сумею наколдовать вам счастье! Сердце ее было с ней, и его переполняли радость и любовь. СКАЗКА для пожилых ЛЮДЕЙ , ИМЕЮЩИХ проблемы со взрослыми ДЕТЬМИ (и ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ «ДЕТЕЙ», ИМЕЮЩИХ пожилых РОДИТЕЛЕЙ ) Старая королева Как трудно на склоне дней своих признать идею эволюции! Среди тысяч разбитых иллюзий расставаться с последними особенно горько. Жизнь прошла в трудах и надеждах, что все — недаром; что мир, хоть и мелкими шажками, но улучшается. Каким двусмысленным торжеством звучит афоризм об устах младенца, который глаголет истину. Уходящее поколение склоняет голову пред юностью. Она впереди нас! Она ближе к истине, которая некогда откроется взору восходящего к неведомой цели человечества! Но проходят годы, и тайный голос из глубины души вдруг шепчет свои сомнения. Да полно! Кем провозглашено это всеобщее развитие? Не мы ли сами в упоении молодых сил придумали прямую линию своей истории? Но, оглянувшись окрест и честно встретившись с самим собой в старости, когда душа устает от лжи, мы нигде не найдем и следа этой прямизны. Солнце, время, жизнь — все движется по кругу. Отрицая прошлое во имя настоящего, нужно помнить также, что мы готовим будущее, которое не замедлит отринуть сегодняшнее. Но существует ли это разделение в природе или это только дьявольское порождение нашего разума? ...В парадных залах дворца существовала анфилада роскошных комнат, где висели портреты правителей и их приближенных. В этой стране особо почиталась история, и искусству надлежало увековечивать каждого, кто ее создавал. Специально для картинной галереи удлиняли крылья дворца, и причудливые флигели полукружьем охватывали весь дворцовый парк. Среди бесчисленного количества полотен, украшавших стены, привлекал внимание портрет вдовствующей королевы. Написанный в дни ее юности, он настолько живо передавал ее ликующую улыбку, непосредственность позы, воздушную легкость жестов, что совсем не соответствовал монотонному ряду ее предшественниц. Кроме того, он наделял каждого проходящего каким-то особым чувством, которое будило самые сладкие грезы или воспоминания. Об истоках этого воздействия глухо упоминали в своих пересудах придворные, но об этом ничего не было в официальных хрониках. Говорили о каком-то странном художнике, который влюбился в свою царственную модель и вложил в портрет всю свою жизнь Не в силах создать после этого ничего больше, он то ли покончил жизнь самоубийством, то ли сгинул неизвестно куда, не оставив даже своего имени. Так это или не так, но портрет воистину был написан самой любовью. Покойный король, по слухам, восхищался им более, чем своей супругой, и, отправляясь в походы, всегда брал его с собой. Быстро миновало время молодости и красоты. Юная наследница взошла на престол, оттеснив свою мать. Брак ее оказался недолговечным, супруга вскоре не стало, а продолжатели династии были еще очень малы. Вся полнота власти перешла в руки молодой королевы Анны, а старая мать, которая носила то же имя, оказалась полностью не у дел. Трудно сказать, что за причина, но, быть может, стремление самоутвердиться подтолкнуло новую повелительницу к резким переменам. При родителях весь уклад ее жизни подчинялся гармонии, красота служила идеалом, к которому стремились. Теперь же была провозглашена свобода от любых канонов. Жизнь прекрасна во всех своих проявлениях, и направлять ее — значит ее калечить. Увы, в результате этих нововведений в стране вскоре стал воцаряться хаос. Особенно тяжело переживала его старая королева. Прекрасный регулярный парк превратился в запущенный лес; на обширных полях, где, сообразуясь с пейзажем, никогда раньше не возводили построек, выросли торопливые домишки с неопрятными огородами; архитектура городов, подчинявшаяся единому плану, изменилась в мгновение ока. На площадях перед дворцами выросли таверны, безвкусица, созданная на потребу толпе, заслонила шедевры искусства. И главное, почему-то вместе с хаосом повсюду явилась грязь. Не раз и не два старая королева обращалась к дочери, пытаясь убедить ее в неправоте, но та лишь презрительно хмурила брови: — Такова жизнь, ваше величество, ваше время миновало, а мы найдем иные ценности! Но новые ценности не находились, а развал усиливался. Культура, искусство, нравы — все приходило в упадок, а старая королева находилась в опале. Меж тем не все традиции были преданы забвению молодой правительницей. Считая себя человеком, шедшим в ногу со временем, она захотела украсить галерею своим портретом. Художникам, взяв- шимся за заказ, было сообщено, что они могут как угодно пренебречь сходством, но произведение их должно быть лучше, чем портрет старой королевы. Увы, этого условия никто не мог выполнить. Лучшие мастера безуспешно пытались, пробовали свои силы, но портрет сменялся портретом, а внимание гостей по-прежнему привлекало изображение старой королевы. Было отчего прийти в ярость! И дочь все более отчужденно относилась к матери. Быстро растаяло облачко фрейлин, вившихся около дряхлеющей королевы, никто не звал ее присутствовать на праздничных балах, и, наконец, даже появление ее где-либо, кроме отведенных покоев, вызывало оскорбительные взгляды и вопросы... Тем временем сердце молодой Анны не находило покоя. Однажды, под предлогом реставрации, она велела снять лортрет старой королевы и убрать подальше от глаз. Но и это не принесло ей удовлетворения. В досаде на художников, она решила сама заняться живописью. Как ни удивительно, но с первых же шагов у нее обнаружился немалый талант. В короткое время она сумела овладеть кистью настолько, что работы ее мало чем отличались от работ ее наставников. Но стоило ей взяться за автопортрет, как что-то начинало ей мешать, и ее старания не увенчивались успехом. Решив, что в портрете старой королевы заключена какая-то тайна, она велела принести его. Смущенные слуги сообщили, что, выполняя ее волю, они отдали полотно реставратору. — Так возьмите у него портрет! — последовал приказ. — Ваше величество, он унес портрет из дворца, сказав, что это — ваше желание, и мы не знаем, где он теперь находится, — лепетали испуганные слуги. — Может, старая королева облегчит вашу задачу 1 ? — пред положил один из стражей, приставленных следить за ней. — С тех пор, как портрет унесли, она очень переменилась. Прежде она была печальна и проводила ночи без сна. Теперь она смеет ся, с кем-то разговаривает, а порой даже танцует! — Немыслимо, — проговорила королева Анна. — Вероятно, она сходит с ума от старости, к ней нужно пригласить докторов. Она сама отправилась в покои матери и невольно протерла глаза. Старая королева встретила ее улыбкой! Нет, ее старость никуда не девалась, но радость души светилась из глаз, и в них угадывалась та же красота, что наполняла портрет. Бросив взгляд в зеркало, где отразились они обе, дочь опустила голову. Ее лицо, искаженное досадой и удивлением, рядом с красотой матери, спокойной и величественной, ставило ее в ряд служанок, а старая Анна оставалась королевой. — Как вы себя чувствуете, ваше величество? — спросила озадаченная дочь. — Прекрасно, Анна; я стала видеть чудесные сны, которые заменяют мне жизнь! Королева промолчала и, не простившись, вернулась к себе. С грустной усмешкой остановилась она перед мольбертом и посмотрела на себя в старинное итальянское зеркало. Что-то шевельнулось в глубине его, словно оно превратилось в поверхность осеннего озера и по нему пробежала рябь. Анна закрыла глаза, а когда вновь открыла их, пред ней оказался странный человек, опирающийся на хрустальную трость. Лицо его можно было разом счесть и молодым и очень старым. Глаза казались неподвижными, как будто не видели. Седые волосы выбивались из-под широкополой шляпы. — Кто вы? — испуганно спросила королева. — Я реставратор, — ответил незнакомец, не кланяясь и не снимая шляпы. Анна хотела сурово напомнить ему об этикете, который он грубо нарушал, оставаясь с покрытой головой и даже не назвав ее «ваше величество», но вдруг заметила, что ее комната словно озарилась неведомым светом. День был пасмурный, но внезапно солнечные лучи упали на стены. Они струились не из окна, а со старой картины, где был изображен закат на море. Другие вещи тоже словно мгновенно обновились и наполнились красотой в присутствии незнакомца. — Вы, верно, недурной мастер, если вас чувствуют картины! — в замешательстве произнесла Анна. — Не могли бы вы создать мой портрет? — Я не беру кисти в руки, — ответил он, — но готов помочь вам, если вы сами возьметесь за дело. Его глухой голос внушал какой-то страх и уважение. Королева не смела ему приказывать, но была готова подчиниться. Спустя какое-то время Анна обнаружила себя в старинной мансарде со множеством комнат. Самые причудливые вещи наполняли ее, но реставратор обещал показать ей живое зеркало, которое поможет ей написать собственный портрет таким, каким она хочет его видеть. Глубокой ночью реставратор зажег свечи. Они загорелись разноцветными огнями. На зов хозяина вошли музыканты, и заиграла тихая музыка. Взяв Анну за руку, мастер подвел ее к пустой золоченой раме: — Загляните в нее! Анна просунула голову внутрь и вдруг увидела череду рам, ограждающих пустоту. Пламя тонкой свечи, как звездочка, появилось вдали и стало приближаться. Пред Анной оказалось изображение молодой женщины. Оно так напоминало портрет старой королевы! Анна покачала головой и попыталась улыбнуться. Отражение ответило ей тем же, и вдруг... легко двинулось по залу в причудливом танце. Что за волшебство таилось в нем — оно словно рождало чудесные пейзажи вокруг себя! Густые леса, прекрасные сады с распускающимися цветами, озера, реки, моря, горы... Все появлялось и исчезало в зыбком тумане. То громче, то тише, то медленнее, то быстрее звучала музыка, и смеющаяся девушка кружилась в волшебном танце. Ее фантазии воплощались вокруг нее. Ночь за ночью приходила очарованная Анна р мансарду реставратора и, торопливо хватаясь за краски, пыталась изобразить красавицу. Сердце ее радостно билось, она верила, что это воздушное создание является ею самой, той самой счастливой девочкой, какой она была когда-то в детстве, а потом потеряла себя и забыла. И вот наконец портрет был написан и повешен в тронном зале. Королева устроила прием и ждала оценки своему труду. Праздничный бал должен был начаться после того, как с портрета снимут занавес. Анна подала знак. Гости взглянули на произведение. — О, ваше величество изволили вернуть портрет старой ко ролевы? — улыбаясь спрашивали придворные. — Поверьте, ваше величество, мы оценили вашу шутку. Загремела музыка, и толпа устремилась танцевать. Одна пара осталась перед Анной. С удивлением она увидела свою мать. Она стояла, опираясь на руку реставратора. — Мы уходим, Анна, и пришли проститься. — Куда?.. — пролепетала дочь. — В те сновидения, которые ты видела. — Но ведь это — ваше прошлое! — воскликнула Анна. — Оно было и твоим настоящим, — ответила старая королева. — Оно еще окажется чьим-то будущим, — добавил рестав ратор. И они ушли, а Гармония и Красота вновь вернулись в королевство. |