практикум по сказкам. Практикум по сказкотерапии издательство Речь СанктПетербург 2000 Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева Практикум по сказкотерапии. Спб. Ооо Речь
Скачать 1.37 Mb.
|
ГЛАВА 4 ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11—13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще. Алгоритм психокоррекционной сказки: 1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все пере живания ребенка. 4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логичес кому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события по казать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтерна тивные модели поведения, найти позитивный смысл в происхо- дящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку. 5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо, если: 1. желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррек- ционной сказке будут содержаться модели социально приемле мых, положительных способов привлечения внимания; 2. желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстника ми. При этом в психокоррекционной сказке может быть предло жена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо ааасть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший пред водитель прежде всего заботиться о своих друзьях; 3. желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психо коррекционной сказке есть указание на искаженное видение ге роем проблемы и конструктивная модель поведения; 4. ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха; 5. у него не сформировано чувство меры. В этом случае пси- хокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним. В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме. Психокоррекционные сказки наши зарубежные коллеги часто называют психотерапевтическими историями. Далее, мы познакомимся с психотерапевтическими сказками и почувствуем их существенные различия. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок. Страх ТЕМНОТЫ Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Про Чебурашку Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу; ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот «кто- то» скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дружбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот «кто-то» даже чем-то потрескивал в комнате. Стало еще страшнее. «Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной смеяться или нет», — подумал Чебурашка. «Алло», — ответил на другом конце провода Крокодил Гена. «Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает». «Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие часы с кукушкой — они и тикают». «Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее». — Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене. Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало. Особенно Чебурашку. Скоро его настороженность и тревога начали передаваться и Гене. «Что за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве». И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты. — Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было. — Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?! — Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спаль ня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ни чего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и мне ничего не оставалось, как их бояться. Ведь всем известно, что если ты чего-то или кого-то не знаешь, то ты начинаешь бояться. — Знаешь, Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать. — Дорогой Чебурашка, они, может, и стали бы нашими дру зьями, если бы действительно существовали. — Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — вос кликнул Чебурашка. — Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посто ронних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх прихо дил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти су щества, если они, конечно, есть на самом деле, сами боятся! —Чего же?! — Боятся света. Но, — продолжал Гена, — когда я стал бо лее внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном све та, то обнаружил, что все эти звуки есть! — Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все- таки не боятся света! — Не волнуйся, Чебурашка, — Гена улыбнулся и ласково об нял друга за плечи, — оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом ведь тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговари ваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому нам сложно услышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно машин на улице, выключен радиоприемник, спят соседи, мы мо жем слышать, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, ти хий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказы вать нам свои сказки. — Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спаль ню! — воскликнул Чебурашка. — Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подло жила Шапокляк, и чудовищ. Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе казалась смешной. — Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путе шествиях. — Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые рас сказывает мне мой дом, нужно еще войти в темную спальню, найти включатель и включить свет... — Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраня ет, — задумчиво сказал Крокодил Гена. — Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: «Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!» — Спасибо тебе, дорогой Гена! А почему ты мне сразу не сказал про волшебный круг и заклинание? — Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх толь ко на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время ря дом с тобой. Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери. «Неужели, вы каждую ночь рассказываете мне сказки! Конечно же, вы ждете меня, когда я гуляю с друзьями и учусь. Согреваете меня, когда холодно. Пробуете со мной разговаривать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам». И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул. На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха. Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны... Кулешова Юлия, Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок Жила-была девочка Настя. Жила с мамой и папой в большой и уютной квартире. У Насти была своя маленькая и светлая комната, там вместе с ней жили ее игрушки. И все бы было за- мечательно, да вот только боялась Настя проходить мимо темной и мрачной кладовки, в которой хранились разные старые вещи и всякие разные баночки с вареньями и соленьями. А уж чтобы заглянуть в эту кладовку, вообще, не могло быть и речи. Однажды в воскресное утро вся семья собралась на кухне пить чай. «Ой, я же варенье забыла достать, — сказала мама, — Настенька, сходи возьми в кладовке баночку с вареньем». Застучало у Насти сердечко, но она встала и пошла за вареньем. Подошла Настенька к двери кладовки, сердечко еще громче забилось, ну никак не хотелось ей дверь открывать, потопталась она возле двери и пошла обратно на кухню. «Нет, мамочка, — тихонько сказала она, — ты лучше сама варенье принеси, а то я не знаю, какое взять...» «Ну, ладно, принесу сама», — ответила мама. Весь день Настя думала о том, что произошло утром. Неудобно как-то получилось, ведь мама попросила ее помочь, а она не смогла просьбу выполнить, ну уж очень не хотелось заходить в кладовку. Вечером легла Настя спать в свою теплую, мягкую, уютную кроватку, положила рядом с собой плюшевого мишку и быстро уснула. И приснился Настеньке удивительный сон, будто всь квартира ожила и все комнаты разговаривают между собой. «Какие хорошие у нас хозяева, добрые, заботливые, аккуратные. А маленькая хозяйка — такая милая», — сказал зал. «У меня она часто бывает, она у меня спит, и играет здесь и часто болтает у меня со своими друзьями, — сказала детская комната, — ...а по выходным она сама приводит меня в порядок». «И у меня она часто бывает, — сказала кухня, — часто она втихаря от мамы залезает в буфет и лакомится конфетами, но я не говорю об этом маме». «А знаете, какая смешная она по утрам, такая сонная, — сказала ванная комната, — а когда она купается, то так весело играет с мыльными пузырями, ну просто умиление!» «А по вечерам она часто сидит у меня и смотрит мультфильмы по телевизору», — сказала самая большая комната. «А ко мне она не заходит и даже не заглядывает», — раздался тихий обиженный голосок. Это сказала маленькая кладовка. «Но почему? — воскликнула ванная. — Ведь у тебя хранится столько всего вкусного!» «А когда наша маленькая хозяйка болела и кашляла у тебя нашлась для нее баночка меда», — подтвердила кухня. «Наверное, она боится меня, потому что на самых нижних полках у меня хранится много старых, пыльных ненужных вещей, и вообще я темная и невзрачная и у меня нет ничего интересного», — грустно сказала кладовка. « Но вместе со старыми вещами в тебе хранятся их истории таинственные и загадочные, романтичные и веселые. Не плачь, кладовочка, я уверена, моя хозяйка к тебе заглянет, обязательно заглянет и увидит, что ты совсем не страшная», — воскликнула детская комната. Тут в окно заглянул первый луч света и комнаты замолчали. Проснулась Настенька и думает, приснилось ей это или правда она такой разговор слышала. Вспомнила она свой сон и так жалко ей стало кладовку, вскочила она с кровати, побежала к кладовке и остановилась у двери, потихоньку протянула руку и открыла дверь. Солнечные лучи с кухни проникли в темную маленькую комнатку и Настя увидела, что кладовка совсем не страшная, немного темновато, зато как-то все загадочно, а вот и баночки с любимым настиным вареньем. «Настя, ты что там делаешь? Беги умываться», — раздался голос мамы. «Я еще загляну к тебе», — шепнула Настя и побежала в ванную. Потом как всегда семья собралась за завтраком. «Сейчас я принесу варенье», — сказала мама. «Сиди, сиди, мамочка, — закричала Настя, — я сама принесу!» Она подбежала к кладовке, распахнула дверцу, и, казалось, все баночки на полках заулыбались ей. «Я теперь часто буду к тебе заглядывать», — прошептала Настя и провела рукой по серой крашеной стене. Вечером, когда Настя ложилась спать, она оглядела свою комнату, подмигнула ей и тихонько спросила: «Я все правильно сделала?» И ей показалось, что люстра весело качнулась ей в ответ, как бы кивая: «Да». СКАЗКА для х хвастунов Володькина Алла. Котенок-Матросенок Однажды в классе, где учится сын Кота Матроскина, Котенок-Матросенок младший, произошли не очень приятные события — одноклассники объявили Матросенку бойкот, заявили, что не хотят с ним больше общаться— уж больно надоело всем слушать, как Матросенок хвастается. И вправду, была у Матросен-ка такая нехорошая привычка — как начнет рассказывать о том, как хорошо живет его семья, так никак и не может остановится: и молоко-то корова Матроскиных дает самое жирное в Просток-вашино, и игрушек-то у него дома видимо-невидимо, и компью- тер-то у него самой последней модели, а «Вискаса» у Матроски- ных дома столько, что им можно всех котов в Простоквашино целый год кормить. Обиделся Матросенок, заплакал, побежал домой родителям на своих одноклассников жаловаться. И вот сидит семья Матроскиных, пригорюнившись. Папа с мамой сыночку слезы вытирают, а как помочь — не знают. И вдруг — стук в дверь, открыли — входит дядя Федор — приехал проведать своего давнего друга кота и все его семейство. Усадили Матроскины дорогого гостя за стол, накормили, и давай рассказывать дяде Федору о беде своего сына. А котенок все всхлипывает да причитает: «Ну почему они меня так не любят? Ну почему они такие злые?!» Задумался дядя Федор на несколько минут, а потом сказал: — Ты знаешь, Матросенок, я думаю, тебе не стоит обижать ся на своих одноклассников. Глупо ждать от окружающих друж бы и доброты, если сам ты для своих товарищей ничего хороше го и доброго не делаешь, а только и умеешь, что хвастаться. Если хочешь дружбы — забудь все обиды и постарайся первым сделать шаг навстречу одноклассникам. — А как? — Да очень просто. Вот, например, у тебя дома много раз ных книг, кассет, дискет с играми. Наверняка твоим товарищам будет приятно, если ты предложишь им почитать интересную книгу, дашь посмотреть кассету с хорошим фильмом или дис кету с новой игрой. А твоим дорогим футбольным мячом вы с одноклассниками могли бы вместе играть после уроков. Вообще подумай, что хорошего и полезного ты можешь сделать для своего класса, — закончил дядя Федор. Матросенок молча встал, тихонько ушел в свою комнату, закрыл за собой дверь — видно, слова дяди Федора взволновали его. И вот с этого самого дня что-то стало меняться в Матроскине- младшем. Перестал он хвастаться, и в классе стал вести себя совсем по-другому: кому книгу даст почитать, кому диск с игрой принесет, а с кем-то поделится на переменке вкусным «Вискасом». И то ли волшебство произошло, то ли в чем другом причина, только постепенно стало меняться отношение одноклассников к Матросенку — котята стали принимать его в свои игры, ходить к нему в гости, и даже приглашать к себе на дни рождения. И кто знает, может и закончится это все крепкой дружбой, которая так необходима не только котятам из Простоквашино, но и всем нам. Для ТЕХ , кто НЕ любит мыться Алина Воскресова. Грязь-Грязища и Иван Жил в деревне мальчуган По прозванию Иван, Недостаток был один — Мыться Ваня не любил. Никогда не стриг Ванюша Ни ногтей и ни волос, В общем, я скажу короче «Грязью по уши зарос». Ни кнутом и ни коврижкой, Ни подарком, ни пинком Не справлялися с мальчишкой, Так и слыл он дураком. От Ивана— замарашки Убегал и стар и млад, А ему-то, что дурашке — Лишь бы бани избежать. Как-то утром, спозаранку, Вышел Ваня на полянку, Чтобы, значит, поиграть — Блох да вошек погонять. Но, видать, не знал Ванюша, Али сказок он не слушал, Что всех грязных в Край болот Грязь-Грязища заберет. А она уж не дремала, Хвать Ивана и... украла. Наш Ванюша слезы льет, А она его несет... Знамо дело — в край болот. Так прошло четыре дня, Плачет Ванина родня, Ну а Ваня средь болот У Грязищи той живет. Днем Грязища уползает, Но дверей не запирает, Ваня словно как шальной — Ноги не идут домой. Вот Грязища приползла, Ваня, бросив все дела, Ей велит держать ответ: «Заколдован я, аль нет?! Каждый день ты уползаешь И дверей не запираешь, Что же держит меня здесь? Ну-ка, старая, ответь!» Тут Грязища рассмеялась И открыть не побоялась Она Ване свой секрет: «Тут, Ванюша, тайны нет, Не уходишь ты домой, Так как ты теперя мой, И отсюда грязь твоя Век не выпустит тебя. Был бы чистым ты, Так сразу Убежал бы от меня». Уползла с утра Грязища, А Иван свои глазищи Мыл болотною водой, Утирался лебедой, Нож в болоте отыскал, Космы, ногти обкромсал. И скажу вам без обмана: Не узнать теперь Ивана. Став красивым, как Делон, Поджидал Грязищу он. А она как поглядела На него, и... обалдела... А Ванюша: «Что, карга, Не узнала ты меня?» Тут Грязища задрожала, Плюх в болото и... пропала. Как пришел Иван домой, Так в деревне пир горой! Сразу Ваню полюбили, Стал наш Ванечка герой. Ведь Грязищу победить, Это вам не в цирк сходить... Да, не в цирк сходить, А в баню... С той поры слывет наш Ваня Самым чистым из Иванов, Вот мой сказ весь — Без обманов. N |