|
Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Практикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с
4.
Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Разд. 1. Гл. 1. Социальная структура: статусы и роли. 5.
Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии // Вопросы психологии. 1969, №6. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек. 1996, №3.
Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социоло гическая мысль. М., 1996.
Смелзер Н. Дж. Межличностные взаимодействия и социальная структу ра. Понятие роли // Социология. М., 1994.
9. Фролов С.С. Социальные слои, страты, классы // Социология. 1996. Гл. 13. 10. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей // Социальная психология. М., 1969. 178 Глава 23. Культура, ее роль в развитии человека и общества 23.1
Основные положения I
1. Одним из важнейших факторов развития человека и общест ва является культура. Человек действует не в нетронутой природной среде, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира и возвысился над ним благода ря труду и культуре.
Культура — это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
В культуре существует внутренне присущая ей упорядочен ность, структурированность. Обычно ее разделяют на два основных типа: материальную и духовную. Под материальной культурой пони мается совокупность материальных объектов, созданных творчеством человека - книга, храм, орудие труда, самолет, жилой дом и т.д. В отличие от этого духовная культура есть совокупность нематериаль ных элементов, созданных творчеством человека: ценностей, норм, идей, правил, ритуалов, обычаев, традиций, символов и т.п.
Именно духовная культура представляет главную часть це лостной системы культуры. В ее состав входят: художественная куль тура (искусство), философия, мораль, религия, мифология, наука.
Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, зна чений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. Поэтому многочисленные различия между странами, народами, социальными группами сводятся в основном к существенному расхо ждению в системе культурных значений, которые воплощаются в функционирующем в данной стране или социальной общности (этни ческой, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях, особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга.
5. Своеобразие социологического исследования культуры за ключается в том, что на передний план в нем выдвигается человеко- творческая сущность культуры. Она понимается в двух взаимосвя занных смыслах: 179
человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т.е. как ее субъект,
человек выступает как творение культуры, ее объект, как ре зультат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на об щество в целом.
6. В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной динамической системы, в которой взаимодейству ют три основных фактора:
деятельность человека, направленная на созидание матери альных и духовных ценностей;
возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельно сти совокупность материальных и духовных ценностей,
процесс воспроизводства и саморазвития общества и чело века в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.
Сердцевиной этого триединого процесса выступает развитие и саморазвитие человека.
7. Важную роль культуры в структурировании общества рас крыл американский социолог Р Мертон. Он выделил два главных фактора влияния культуры на социально-стратификационные измене ния:
культурные цели, намерения и интересы, выступающие в ка честве законных целей для общества или его отдельных слоев;
регулирующее и контролирующее воздействие культуры на приемлемые для общества или его большинства способы достижения целей.
Американский антрополог и культуролог Л Уайт считал, что человеческое поведение — функция культуры. Культура в его кон цепции предстает в качестве организованной интегрированной систе мы, внутри которой вычленяются три подсистемы: технологическая, социальная, идеологическая.
Выдающийся русско-американский социолог Я Сорокин, как уже отмечалось в 7-й главе данного учебного пособия, структуриро вал сложную и динамично развивающуюся систему культуры в зави симости от господствующей на том или ином этапе ее развития, пер- воценности, первосмысла на три основных типа: 1) чувственная; 2) идеациональная; 3) идеальная (идеалистическая) культура.
10. Американский социолог Т Парсонс осуществил структуриза цию системы культура в зависимости от уровня регулирующего влияния компонентов социальной системы. В четырехкомпонентной структуре действия функциональной социальной системы, с его точки зрения,
180
высшую регулирующую ступень занимает культура, которая оказывает корректирующее влияние на три следующие подсистемы: общество, личность, организм (имеется в виду человеческий организм).
В отличие от американских концепций структурной дина мики культуры в рамках европейской философско-социологической традиции, берущей начало от работ А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и всесторонне развитой трудами В. Виндельбанда, Э. Кассирера, А. Ве- бера, X. Ортега-и-Гассета и др., сформировалась несколько иная тео ретическая картина внутрикультурной иерархии. В основании этой иерархии находится народная культура. Из нее вырастает и воплоща ет в себе национальное своеобразие данного народа национальная культура. Наряду с народной культурой развивается, особенно во второй половине XX века, массовая культура, ориентированная сво им содержанием и формами выражения на усредненный уровень раз вития потребителей духовных (нередко псевдодуховных) и матери альных ценностей. Ее воплощением становятся телесериалы, трилле ры, хит-парады, музыкальные шлягеры, разнообразные шоу (зрели ща). В противоположность массовой культуре выделяется элитарная культура, ориентированная на избранных людей, обладающих повы шенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью. Она находит воплощение в экспрессионизме, сюрреализме и т.п., которые адресованы узкому кругу избранной публики, эстетически развитой социальной элиты. В противоположность господствующей культуре в обществе существует субкультура, представляющая собой систему смыслов, ценностей, групповых норм, стилей жизни, стереотипов по ведения определенной социальной группы, - например, молодежная субкультура, субкультура преступного мира. В некоторых случаях в рамках субкультур развивается контркультура - комплекс идей, цен ностей, стереотипов поведения, который принят определенной соци альной группой в качестве контркультуры по отношению к общепри нятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения (например, контркультура преступной банды).
Важнейшее значение в исследовании сущности культуры, ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культу ры, т.е. ее распределение по определенным типам. Один из вариантов типологизации культур мы только что изложили, описав особенности народной, национальной, массовой, элитарной культуры, а также суб культуры и контркультуры. Наряду с этим существуют и другие вари анты типологизации культур.
В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов существования, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей и норм, культуры подразделяются на дописъменные и
181
письменные. В структуре дописьменных культур выделяются культура собирателей и культура охотников. Письменные культуры появляются вместе с письменностью и реализуют свое влияние на большие географические расстояния и временные периоды путем передачи ценностей и норм от народа к народу, от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. В пределах письменной культуры развиваются земледельческая культура и параллельно с ней скотоводческая, затем на базе интеграции лучших образцов их обоих возникает индустриальная культура и, наконец, на рубеже II и III тысячелетий нашей эры складывается постиндустриальная культура.
В зависимости от особенностей социальных общностей, яв ляющихся носителями культур, последние подразделяются на домини рующие и негосподствующие. Доминирующая культура - это совокуп ность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми руко водствуется большинство членов данного общества, а та культура, кото рая влияет на меньшинство этого общества, является негосподствующей. Доминирующая культура может быть этнической или национальной в зависимости от того, какого уровня развития общность людей - этнос или нация - выступает ее создателем и носителем.
По содержанию и характеру связей с религией культуры дифференцируются на религиозные и светские. Первые, в свою оче редь, разделяются на христианскую, мусульманскую, буддийскую и т.п. Каждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные формирования. В частности христианская культура включает в себя такие типы культур, как католическая, православная, протестантская.
В зависимости от специфических особенностей сфер обще ства и видов деятельности культура подразделяется на экономиче скую, политическую, профессиональную, физическую, художествен ную, городскую, сельскую.
В свою очередь, каждый из названных типов культур может быть подвергнут дальнейшей дифференциации. Если мы, например, рас смотрим многомерный мир художественной культуры, то в нем доволь но отчетливо выражена дифференциация на художественную литера туру, изобразительное искусств, музыку, танец, театр, кинематограф, архитектуру, дизайн В известной степени сюда же можно отнести ми фологию с разнообразием мифов, сказок, былин и т.п.
Все эти виды художественной культуры органично связаны с религией, философией, нравственностью, наукой. С другой сторо ны, все многообразие художественного творчества нерасторжимо от внешней окружающей среды, включающей в себя социальные отно шения, экономику, политику и, конечно же, окружающую природу.
182
Структурная архитектоника культуры и ее социодинамика неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями. Первое, что бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры, -это ее полифункциональность. Из множества функций культуры выделим некоторые, наиболее существенные.
Исходной функцией культуры является ее адаптационная функция. Именно благодаря культуре, применению ее ценностей, норм, образцов поведения каждый индивид и социальная общность (семья, этнос, профессиональная группа и т.п.) адаптируются, при спосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды.
Адаптация людей к окружающей реальности тесно связана с познавательной функцией культуры. Суть ее заключается в воору жении человека знаниями, необходимыми для овладения силами при роды, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для выработки в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции.
Важное значение имеет социализирующая функция культу ры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс вос приятия и усвоения существующих в обществе ценностей, норм, об разцов поведения, формироваться как личность, становиться актив ным членом общества.
Культуре присуща нормативная функция, заключающаяся в том, что, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, культура предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни лю дей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способ деятельности.
Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, культура выполняет трансляционную функцию, позволяющую сохранять, воспроизводить, передавать по следующим поколениям определенные образцы и ценности при одно временном обновлении культуры.
Велика роль присущей культуре функции производства но вых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. Достаточно вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модернизм, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.
Важную роль играет свойственная культуре функция целе- полагания. Она помогает человеку сформулировать социально значи-
183
мые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и тем самым открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.
Культуре присуща информационная функция, позволяющая давать индивиду, социальным общностям, обществу в целом досто верную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни.
Игровая функция возникла вместе с зарождением культуры. Она дает разрядку людям от сложностей повседневной жизни, но вместе с тем создает пространство для творческой игры духовных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.
28. Существенное значение имеет сигнификативная (от анг. sign - знак) функция культуры, предписывающая определенные зна чения и ценности тем или иным явлениям, процессам, событиям, лю дям. Например, звездное небо не имело никакого значения для перво бытного человека, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значений через религию, философию, по эзию, науку.
С сигнификативной функцией тесно связна коммуникатив ная функция культуры. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их общностей, организаций и т.д.
Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуж дающие их к определенным поступкам, делам и т.п.
Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помо гает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.
Кроме того, культура выполняет еще одну существенную функцию — накопление и передачу из поколения в поколение социаль ного опыта.
Культура, воздействуя своими образами, сюжетами, ценно стями на духовный мир человека, способна побуждать его совершать определенные поступки, т.е. мобилизовать его усилия, волю, знания, опыт на достижение определенных целей, идеалов и т.п. Таким обра зом, она способна выполнять мобилизующую функцию, что особенно рельефно проявляется в переломные эпохи развития общества, напри мер, в период Великой Отечественной войны.
184
Взаимодействие названных функций позволяет культуре иыполнять еще одну чрезвычайно важную функцию - воспитатель ную. Ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая о г других, подвигая его к определенным целям, культура всем богат ством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает чело века как духовно развитую и социально активную личность.
Интегрированным результатом всех охарактеризованных функций выступает еще одна, самая важная и решающая функция культуры - человекотворческая. Будучи творением человека, культу ра в своем функционировании и развитии формирует человека, тво рит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.
Всеми своими функциями, своим содержанием, формами, образами, символами культура оказывает мощное формирующее влия ние на индивида, социальную общность, общество в целом. Т. Парсонс совершенно обоснованно утверждал, что "удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно ста бильных систем", т.е. без систем культуры. Сама же система культуры оказывается общеразделяемой данным обществом или общностью цен ностно-нормативной системой символов, значений, образцов поведе ния, регулирующих повседневные мысли, чувства, ожидания, действия индивидов и социальных групп. Причем дифференциация таких групп, т.е. стратификация общества, в существенной степени детерминируется именно специфическим набором символов, значений, норм и ценно стей, разделяемых определенной социальной группой и отличающих ее от всех других социальных групп. Каждая более или менее отдиффи- цированная и обособленная от других социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербай джанская и др.) осуществляет свою жизнедеятельность в специфиче ском мире своих обычаев, норм, обрядов, традиций, языка, религиоз ных верований и т.п. Принадлежность к различным национальным общностям или социальным слоям (богатые, бедные), в свою очередь, диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения, которые составляют важные компоненты культуры.
Обстоятельную характеристику роли культуры в структу рировании общества дал Р. Мертон. Он установил пять различных типов социального структурирования в зависимости от интегриро- ванности или дезинтегрированности предписываемых культурой норм и институционализированных средств их достижения:
1) тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения;
185
инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отвергает социально одобряемые способы их достижения (проявляется в действиях групп рэкета, шантажистов, творцов новых стилей, мод и др.);
ритуализм ориентирован на отрицание данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства (например, действия бюрократов, беспреко словно требующих выполнения тех предписания, которые в опреде ленных ситуациях не только не содействуют успеху дела, но и могут привести к его провалу);
ретреатизм, т.е. бегство от действительности, проявляется в поведении отверженных, изгнанных, наркоманов, ушедших от реально го мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный мир. Они отказываются от предписанных культурой целей и норм, а их поведение не соответствует общепринятым в обществе нормам;
бунтарство — поведение, которое выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает создавать новую, т.е. сильно видоизмененную социальную структуру, которая реализу ется в действиях революционеров, мятежников и др.
38. Существующие в обществе социокультурные нормы и образцы не только оказывают мощное влияние на социально— стратификционные изменения, но и социализируют каждую формирующуюся личность, развивают и обогащают ее духовный мир и практику повседневного поведения. Поэтому вполне можно согласиться с Р. Мертоном, который утверждал, что культура обеспечивает членов данного общества необходимым руководством на всем жизненном пути, эффективное функционирование индивидов и общества без него невозможно.
23J2J Практические задания
1. На основе ознакомления с учебной литературой приведите определения следующих ключевых понятий. Культура.
Духовная культура. Структурная архитектоника культуры. Социодинамика культуры. Типы культуры. Функции культуры. Человекотворческая сущность культуры.
186
4. Расскажите, какую роль выполняет культура в формировании своеобразия жизни, обрядов, традиций различных народов.
5. Дайте характеристику человекотворческой сущности культуры, опишите две ее взаимосвязанные стороны, бесконечно воспро изводящиеся в процессе исторического развития человечества.
6. Расскажите, какие три фактора в своем взаимодействии опреде ляют социодинамику развития культуры, ее динамической сис темы.
7. Покажите, какую роль играет культура в структурировании об щества, какие факторы взаимодействуют в этом процессе.
»8. Объясните, почему Л. Уайт считал человеческое поведение функцией культуры. 9. Расскажите, какие три основных типа культуры выделял П. Сорокин в качестве основных структурообразующих факторов в социодинамике культурного процесса.
10. Объясните, почему Т. Парсонс считал, что культура выполняет основную регулирующую роль в развитии общества, личности и человеческого организма.
11. Охарактеризуйте основные компоненты структурной архитекто ники культуры, сложившейся в европейской социолого- культурологической традиции.
12. Дайте описание различных типов культуры, дифференцируемых в зависимости от форм хозяйственного уклада, способов сущест вования и средств создания и распространения ценностей и норм культуры.
Расскажите, какими особенностями отличается доминирующая культура от негосподствующей культуры.
Определите, каким образом дифференцируются культуры в за висимости от их связей с религией. Какие наиболее распростра ненные типы религиозных культур Вы знаете?
15. Расскажите, каким образом типологизируются культуры в зави симости от специфических особенностей сфер общества и видов человеческой деятельности.
16. Дайте описание структурной архитектоники художественной культуры. Расскажите, какие компоненты ее составляют.
Охарактеризуйте адаптационную, познавательную, социализи рующую, нормативную и трансляционную функции культуры. Расскажите, каким образом они связаны друг с другом.
Расскажите, что представляет собой функция производства но вых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. Как эта функция взаимодействует с информационной функцией культуры?
189
Объясните, в чем состоит значимость функции целеполагания в культуре, покажите ее взаимосвязь с функциями мотивационной и мобилизующей.
Расскажите, что представляет из себя сигнификативная функция культуры. В чем, по Вашему мнению, состоит ее связь с комму никативной функцией?
Какую роль выполняет игровая функция культуры? Покажите, в чем проявляется ее связь с релаксационной функцией.
Расскажите, какую роль выполняет свойственная культуре функция накопления и передачи из поколения в поколение соци ального опыта.
Дайте характеристику воспитательной функции культуры. Рас скажите на примерах из литературы, кинофильмов, как эта функ ция реализуется.
Расскажите, почему именно человекотворческая функция явля ется самой важной и решающей в культуре. Раскройте на приме рах из жизни и литературы, в чем она выражается.
Покажите, какую роль играет культура в социальном структури ровании общества, в его социодинамике, в формировании и раз витии личности.
Понятийно-терминологическая игра
Цель игры: Изучить ключевые понятия и важнейшие термины, раскрывающие сущность культуры и ее роль в развитии личности и общества. <
Задачи игры|
Повысить познавательную активность и коммуникационные ] способности студентов в процессе обучения. J
Привить студентам навыки организации и проведения дис-| куссии на основе метода действия малых групп. |
Научить студентов самостоятельно проводить анализ поня-| тийного аппарата по темам учебного курса. \
Адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень , подготовки студентов по учебному курсу. i
Организация игры: студенческая группа подразделяется на дис-" куссионные подгруппы по пять — шесть человек в каждой, а затем выделенные подгруппы активно включаются в дискуссии. j
На первом этапе каждой подгруппе предлагается дать опреде- ] ление (устно) ключевых понятий по изучаемой теме: 1) культура, 2) духовная культура; 3) структурная архитектоника культуры;
190
I) социодинамика культуры; 5) типы культуры; 6) функции культуры; /) человекотворческая сущность культуры, а также важнейших терминов: система ценностей, народная культура, национальная культура, массовая культура, элитарная культура, субкультура, контркуль-iypa, художественная культура.
На втором этапе каждая участвующая в дискуссии подгруппа получает термино-карту, состоящую из 6-8 ключевых понятий и терминов, содержащихся в данном учебном пособии. Они таковы:
Культура — это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
Духовная культура — это совокупность нематериальных ценностей, созданных творчеством людей: идей, идеалов, символов, норм, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций.
Структурная архитектоника культуры - структурное воплощение закономерностей строения, соотношения и взаимодействия основных факторов, определяющих социодинамику развития культуры.
Социодинамика культуры — совокупность изменений, трансформаций в историческом развитии культуры, смены в ней эпох, методов, стилей, форм.
Типы культуры — обобщенное выражение наиболее распространенных, повторяющихся, идеально-типических черт, особенностей и признаков, характеризующих определенную культуру и отличающих ее от других культур.
Функции культуры — значения и роли, выполняемые культурой по отношению к обществу как целостной системе, определенной общности (этнической, территориальной и т.п.), к определенной сфере жизнедеятельности людей, к отдельной личности.
Человекотворческая сущность культуры — высшее предназначение культуры, воплощающееся в ее решающей роли в формировании и развитии личности, ее духовного мира, жизненных позиций, смысложизненных установок, в духовном развитии общества, и одновременно процесс творения ценностей культуры созидательной деятельностью человека.
Система ценностей — совокупность социально одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о том, что свято для человека и общества, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливость, любовь, дружба, благо и т.п., служащих ) талоном, образцом и воплощаемых в ценностных ориентациях и по-иедении личности, социальной общности.
191
Литература
Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл. 12. Социология культуры.
Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры // Культуроло гия. XX век. Антология. М, 1995.
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
Клакхон К. Универсальные категории культуры // Личность, культура, общество. 2001. Г. III. Вып. 2 (8).
Комаров М.С. Культура и нормативная регуляция поведения // Введение в социологию. М, 1994.
Линтон Р. Личность, культура и общество // Личность, культура, обще ство. 2001. Г. III. Вып. 7.
Моль А. Социодинамика культуры. М, 1973.
Орлов Э.А. Культура // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М , 1995.
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
Роль культуры в формировании личности / Под ред. Е.М. Бабосова. Мн., 1980.
Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. Культура.
Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Об щество. М., 1990.
Уайт Л. Энергия и эволюция культуры. // Антология исследований куль туры. Т. I. СПб., 1997.
195
|
|
|