|
Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Практикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с
7.
9. 10. 11.
Литература
Беляева Н. Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социологические исследования. 1995. № 11.
Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1972. Комаров М. С. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе // Введение в социологию. М, 1994. Мескон М. X., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 1992. Ч. 1.Гл. 1,3,4.
Пригожий А. И. Социология организаций. М., 1980.
Пронинов В. А., Ладанов И Д. Управление персоналом в Японии. Очерки. М, 1989.
Ро О. С. Передовые технологии коммуникации и организации. // Социологические исследования. 2001. №2. Смелзер Н. Организации // Социология. М, 1994. Фролов С. С. Социальные организации // Социология. М.,1996. Щекин П. В. Практическая психология менеджмента. Гл. 1. Современные концепции управления. Управленческие тесты. Глава 19. Социальные институты 19.1
Основные положения 1. Одним из важнейших общественных объединений, рационально упорядоченных в своих целях и средствах и обеспечивающих относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий в обществе, является социальный институт. Макс Вебер выделил две характерные особенности социального института: Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - про фессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навы ков, умений и т.п.
Наличие в социальном институте рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входя щим в состав этого института, и специфического аппарата, осуществ ляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.
139 2. Социальные институты обладают следующими признаками:
Наличие более или менее определенной цели (целей) своей деятельности.
Наличие определенных функций, обеспечивающих достиже ние поставленной цели (целей).
Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ро лей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.
Особый тип регулирования взаимоотношений, система опре деленных установлений, предписаний, норм, правил, которым долж ны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного инсти тута.
Система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.
3. Значительная часть признаков социального института совпа дает с признаками социальной организации. Такое совпадение объяс няется тем, что социальный институт представляет собой особый тип социальной организации. Однако институт имеет и такие существен ные признаки, которые отличают его от организации. Они таковы:
Действия индивидов и их групп в рамках социального инсти тута в своих целях и средствах их достижения упорядочены приня тыми в данном институте установлениями (т.е. тем, что установлено, превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а определенные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, которым регулируют соответствующие типы поведения.
Социальный институт представляет собой относительно ус тойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и по ведения людей, что отличается от многих организаций. Например, церковь как социальный институт функционирует на протяжение сто летий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в Рос сии просуществовали 10-15 лет.
Социальный институт - крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, ие- рархизированную структуру, включающую в себя систему организа ции местного, регионального и общестранового уровня. Такова, на пример, структура государства как сложного социального института, имеющие свои страновые, региональные и местные органы власти.
Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материапьными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное
140
мыполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление нормативного контроля.
5) Социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института.
4. Определение рассматриваемого феномена гласит: "Социаль ный институт — это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчи вой coifuajibnoii структурой, глубокой интегрированностъю своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределен ных содержанием решаемых задач.
Социальные институты отличаются четким разграничением социальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благодаря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и устойчивость социальных связей и самой структуры общества.
Важное значение имеет типологизация социальных институ тов. В зависимости от жесткости и способов регламентации их дея тельности они подразделяются на формальные и неформальные. Фор мальные институты отличаются тем, что взаимодействие между субъ ектами в них осуществляется на основе формально оговоренных уста новлений, правил, норм, положений (воинский устав, кодекс чести дво рянина, клятва Гиппократа и др.), а выполнение определенных обязан ностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняе мых функций; осуществляется управление совершаемыми действиями и контроль над ними. Неформальные социальные институты, хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и прави лами, не обладают жесткой регламентацией, а взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером здесь может служить дружба, которой присущи такие нор мы, как доверие, верность, преданность и др., но регламентация друже ских отношений не носит формального характера.
В зависимости от содержания и направленности деятельно сти социальные институты подразделяются на следующие типы.
Политические.
Экономические
Социально-культурные
Институт образования
141
Институт религии.
Институт здравоохранения и социального обеспечения. 1. Семья
Наука
Вооруженные силы.
10. Правоохранительные органы.
7. Процесс возникновения, формирования и развития социаль ных институтов называется институциализацией. Она включает в себя шесть основных этапов:
Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им усло вий.
Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей.
Возникновение социальных норм и правил, вырабатывае мых в процессе создания социального института (армии, науки и т.п.).
Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (политическое бюро партии, командные структуры в армии и т.п.).
Создание характерной для данного института системы стату сов и ролей (например, военнослужащих или членов партии).
Процесс интернализации (усвоение) индивидами новых со циальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.
8. Социология разделяет явные и латентные функции социаль ных институтов. Явные функции — такие последствия действий, кото рые входили в намерения и осознавались участниками института; ла тентные — последствия, которые не входили в их намерения и не бы ли ими осознаны.
9. Явные функции социальных институтов сводятся к следующему:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.
Адаптационная функция, обеспечивающая приспособляе мость, адаптируемость к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды — как природной, так и социальной.
Интегративная функция, обеспечивающая взаимозависи мость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и всех членов общества.
142
6.
I
Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
Парсонос Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. Смелзер Н. Социология. М, 1994. Разд. 3. Социальные институты. Фролов С.С. Социология. М., 1996. Гл. 9. Социальные институты. Яковлев A.M. Социальные институты // Социология / Под ред. Г.В. Оси-пова. М., 1996. Гл. 7.
Глава 20. Личность как уникальная социальная система 20.1
Основные положения 1. Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается орга нично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно отве тить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в тер минах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «че ловек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида «homo sapiens». Это поня тие охватывает именно всех: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отли чия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных разли чиях между самими людьми. Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п. Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п. 2. Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность - это относительно устойчивая и целостная145 система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития
3. Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В концепции 3. Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) - бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все при родные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, свя занные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это четыре основных влечения - питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей сово купности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбужде ниями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет ин стинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логическим законам мышления.
Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами:
рациональности (разумности);
реальности.
Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.
Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков.
4. В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами:
связанностью с другими;
свободой от ограничений.
146
Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.
Социальные качества личности — это совокупность социаль но-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодейст вия с другими людьми в конкретных социально-исторических усло виях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных об стоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в дея тельности и продуктах этой деятельности.
Наиболее значимые социальные качества личности таковы:
Самосознание — выделение индивидом самого себя из окру жающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего "другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возмож ностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки - регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков.
Активность - способность личности производить самостоя тельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, про являющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдель но от них совершаемых) делах, в творчестве.
Интересы - постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому оз накомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.
Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ори ентирующих деятельность личности, независимо от социальных си туаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели.
Убеждения - личностные социально-психологические по требности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действитель ности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеа лами, принципами, взглядами, мировоззрением.
Установка - социальная характеристика личности, выра жающая ее готовность к активной деятельности в определенной жиз ненно важной для ее сфере социальной действительности — в эконо мической, политической, научной и т.п.
147
Ценностная ориентация — совокупность социальных ценно стей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов соци ального поведения человека.
Идентичность - социальное качество, являющееся результа том сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избира тельного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающе гося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Иден тичность выступает в качестве проявления и результата идентифика ции - процесса отождествления личностью самой себя с определен ной этнической, политической, территориальной, языковой, религи озной и т.п. общностью (Я - белорус, Я — студент, Я - минчанин, Я — православный и т.п.).
Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.
7. Система личности обладает определенными особенностями. Они таковы:
Целостность - интегрированность, взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей сово купности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопос тавлении с другими людьми, составляющими ее социальное окруже ние.
Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.
3)Динамически изменяющаяся система, находящаяся в процессе изменений и развития.
Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.
Саморегулирующаяся система, которая сама себя организу ет, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собствен ный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, на выки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и т.п.
Саморазвивающаяся система - не только приспосабливаю щаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправлен-
148
ной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, уточняет оценки; развивается физически, интеллектуально, нравственно.
8. Социологи выделяют несколько типов личности:
Модальная личность - это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном об ществе (общности). Модальную личность имеют в виду, когда гово рят о "типичном" американце, белорусе или предпринимателе. Ти пичного белоруса обычно представляют толерантным (с уважением относящимися к людям других наций, культур, религий и т.п.), "па- мяркоуным": неторопливым в суждениях и выводах, обладающим упорством и др.
Базисная личность — это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о "под линном интеллигенте", имеют в виду такие базисные черты, как ду ховная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п.
Маргинальный тип личности — человек, поставленный усло виями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью включился.
Реактивная личность — такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего "плывет по тече нию", а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.
Проактивная личность — тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную ли нию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, до биваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пу гают трудности, он готов их преодолевать.
Криминальная личность - широко распространенный в кри зисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готово го пойти на преступление ради достижения целей, как правило, амо ральных, антиобщественных.
9. В зависимости от направленности психической энергии ин дивиды могут быть разделены на несколько психотипов личности
149
("психологических портретов"). Существует целый ряд методов определения таких психотипов, наиболее известными из которых являются исследования при помощи тестов, разработанных Р. Кэттэлом (1956) и Г. Айзенком (1963). Но в основании этих вопросников лежат определенные типологические особенности личности, впервые изученные выдающимся швейцарским психоаналитиком Карлом — Густавом Ютом. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип "самость", проявляющий свои конститутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Опираясь на юни-анские идеи, О. Крегер и Дж. Тьюсон выделили психотипы личности, которые можно распределить по четырем парам противостоящих предпочтений:
экстравертный интровертный;
сенсорный интуитивный;
мыслительный чувствующий;
решающий воспринимающий.
10. Наиболее часто в жизни встречаются такие психотипы личности ("психологические портреты"):
Экстраверт, для которого наиболее характерны внешние проявления психоэнергетики: общительность, активное взаимодейст вие с другими людьми, широта связей с ними, широта интересов, им пульсивность в чувствах, выражениях и поступках.
Интроверт отличается замкнутостью, собранностью, сосре доточенностью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний и чувств, органическими связями с окружающими, преимущественно внутренней реакцией на происходящие события, задумчивостью, со хранением психической энергии, ее экономным расходованием.
Чувствующий тип личности отличается ориентированностью на чувства свои и других людей, мягкосердечностью, чуткостью, гу манностью, изменчивостью настроений и мнений в зависимости от обстоятельств, конфликты приводят его в смятение.
Мыслительный психотип характеризуется аналитическим складом ума, беспристрастностью, четкостью, объективностью; стре мится уладить спор не ради блага, а во имя истины, полагается чаще всего на рациональные доводы, склонен к благоразумию.
Сенсорсный психотип обычно концентрируется на том, что делает в данный момент, не думая, что за этим последует, не задумы вается о дальнейшей карьере, удовлетворяется тем, что есть, любит иметь дело с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями, легче воспринимает детали, чем картину в целом, отличается здравым смыслом и практичностью.
150
Интуитивный тип личности имеет обыкновение думать сра чу о нескольких вещах; как правило, больше захвачен тем, что будет, а не тем, что есть; им владеют предчувствия, умозрительность, он способен просчитывать варианты возможных событий.
Решающий (рассудительный) психотип личности отличается рассудительностью, спланированностью своих поступков (четко зна ет, просыпаясь утром, что будет делать в течение дня и даже недели), любит все доводить до конца, предпочитает самостоятельно решать проблемы и управлять людьми и обстоятельствами, а не подчиняться им.
Воспринимающий (импульсивный) тип личности отличается подвижностью, изменчивостью, приспособляемостью к течению со бытий, чаще всего не ставит перед собой задачи, а ждет, когда станет ясно, что от него требуется, делает рывок в последнюю минуту, чтобы уложиться в срок, не отличается организованностью и аккуратностью, предпочитает не торопиться с решением, не ограничивает себя срока ми, его жизненный девиз: "поживем -увидим".
Изучая и примеряя к себе различные психотипы личности, необходимо помнить, что типология личности — это только теория, которая выделяет идеально-типические особенности, редко встречающиеся во взаимоотношениях людей в чистом виде. Необходимо иметь в виду, что в каждом из нас скрыты все восемь предпочтений — экстраверт, интроверт, сенсорный, интуитивный тип и т.д., однако суть дела в том, какое предпочтение в нас является преобладающим. Кроме того, социологическое и психологическое типоведение многое объясняет, но не может служить оправданием поступков тех или иных индивидов в их повседневных делах. Каждая личность сама делает выбор, сама решает, как поступить в тех или иных ситуациях, и несет ответственность за свои действия.
20.2 I Практические задания
1. Найдите в учебной литературе определения следующих ключевых понятий и запомните их: Личность.
Психологическая структура личности. Социальные качества личности. Социальная структура личности. Особенности системы личности. Социальные типы личности. Социально-психологические типы личности.
151
Расскажите, что представляют из себя социальные качества лич ности.
Охарактеризуйте основные социальные качества личности. Объ ясните, как эти социальные качества взаимодействуют друг с другом.
Расскажите, какими особенностями обладает система личности.
Опишите основные социальные типы личности.
Расскажите, какие психологические типы личности Вы знаете.
10. Дайте качественную характеристику наиболее часто встречающихся психотипов личности.
Тестовые задания
1. Познакомьтесь со знаменитой методикой Г. Айзенка, которая позволяет диагностировать такие личностные особенности, как экстраверсия, интроверсия и эмоциональная стабильность. Она предполагает использование теста, содержащего 57 вопросов.
Инструкция. На нижеприведенные вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Ответ «не знаю» не употребляется. В крайнем случае, если никак не удается выбрать один из двух вариантов ответа, можно оставить вопрос без ответа. Однако к этой возможности можно прибегать лишь в исключительных случаях. По крайней мере, следует помнить, что из всех 57 вопросов без ответа можно оставить не более 3. Отвечать следует в быстром темпе, не думая долго над вопросом. Первый ответ, который хочется дать, как правило, является и наиболее точным.
Текст опросника
Любите ли вы оживление и суету вокруг вас?
Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам чего-то хо чется, а вы не знаете чего?
Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
Чувствуете ли вы себя иногда то счастливым, то печальным без всякой на то причины?
Остаетесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках или в компа нии?
Всегда ли вы в детстве делали немедленно и без ропота то, что вам приказывали?
Бывает, что вы «дуетесь» на кого-нибудь?
Предпочитаете ли вы прекращать ссору молчанием?
Умный ли вы человек?
153
Любите ли вы быть среди людей?
Часто ли вы теряли сон из-за ваших тревог?
Верите ли вы в какие-нибудь дурные приметы?
Могли бы вы назвать себя беспечным?
Часто ли вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?
Любите ли вы работать в одиночестве?
Часто ли вы чувствуете себя равнодушным и усталым без серьезной причины?
Подвижный ли вы человек?
Смеетесь ли вы иногда при нескромных шутках?
Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сы тым по горло»?
Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде?
Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосре доточить внимание на чем-то?
Можете ли вы быстро переложить ваши мысли в слова?
Часто ли вы бываете в рассеянном забытьи?
Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?
Любите ли вы каверзные шутки?
Часто ли вы думаете о вашем прошлом?
Очень ли вы любите вкусную пищу?
Когда вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли вы во вниматель ном человеке, чтобы выговориться?
Если вам, по серьезной причине, будут нужны деньги, согласи тесь ли вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем за нять деньги?
Прихвастываете ли вы иногда?
Чувствительны ли вы к некоторым вещам?
Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?
Любите ли вы планировать вещи детально и заранее?
Бывает ли у вас головокружение?
Всегда ли вы отвечаете на частные письма сразу?
Делаете ли вы обычно вещи лучше, обдумав их в одиночку, чем обсуждая с другими?
Случается ли у вас одышка, даже если вы не делали до этого никакой тяжелой работы?
Являетесь ли вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, «как нужно»?
Подводят ли вас нервы?
154
Нравится ли вам больше планировать, чем делать?
Откладываете ли вы на завтра то, что должны сделать сегодня?
Нервничаете ли вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?
Делаете ли вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем- то знакомитесь?
Бывают ли у вас сильные головные боли?
Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
Трудно ли вам заснуть ночью?
Говорите ли вы иногда неправду?
Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
Часто ли с вами случаются неприятности из-за того, что вы по ступаете, не подумав?
Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории вашим друзьям?
Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
Застенчивы ли вы обычно в присутствии старших?
Считаете ли вы, что стоит рискнуть, даже когда шансы не в вашу пользу?
Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?
Шкала "интроверсия-экстроверсия ":
Да: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Нет: 5, 15 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Шкала «эмоциональная стабильность-нестабильность»: Да: 2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47,50,52,55,57.
Шкала «неискренность»:
Да 6,24,36.
Нет: 12, 18,30,42,48.
За каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл. Под-считывается количество набранных баллов по каждой шкале.
Критерии: по шкале «Экстраверсия-интроверсия» — если количество баллов 14 и более, то испытуемый — экстраверт; если количество баллов 10 и менее, то — интроверт; 11—13 баллов — баланс. Эти критерии действительны и по отношению к эмоциональной стабильности-нестабильности.
Если по шкале «неискренность» испытуемый набрал более 5 баллов, то результаты теста не рассматриваются.
155
Экстравертированный тип Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.
Интровертироваиный тип Характеризуется направленностью личности на себя, на явления собственного мира: низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии, заторможенность движений и речи. Круг друзей и знакомых таких людей обычно ограничен. Прежде чем взяться за что-либо, анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.
Эмоциональная стабильность — нестабильность (нейротизм) Высокие показатели по этой шкале связаны с эмоционально-волевой неустойчивостью, повышенной тревогой, низким самоуважением, иногда и с вегетативными расстройствами. Низкие показатели по шкале, напротив, характеризуют личность как эмоционально устойчивую.
Источник: Реаи А А Психология изучения личности. СПб., 1999 С. 55-59.
20.5 Литература
Ануфриев Е.А. Личность // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М. 1996. Гл.5.
Бабосов Е.М Прикладная социология Мы., 2001. Гл. Социология личности.
Кон И.С. Социология личности М., 1967.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М., 2000.
Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.
Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тек сты. М., 1986.
9. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1990. 10. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Л., 1979.
156
Социализация личности 21.1
Основные положения 1. Человек в своем реальном социальном бытии является, с од ной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате человеческой деятельно сти. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в процессы социальных действий людей, в соци альные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально раз витым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы зна ний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функцио нировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.Однако включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность отнюдь не предстает только в качестве пассивного продукта социализирующего влияния среды. Наоборот, она очень избирательно относится к внешним воздействиям, а по мере взросления эта избирательность становится все более интенсивной и точной. Следовательно, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процессе своего формирования, развития и деятельности предстает не только в качестве объекта, но и социального субъекта общественных отношений и взаимодействий. На основании сказанного можно дать уточненное и более со держательное определение рассматриваемого социального феномена. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с од ной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, цен ностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, про цесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
Различают две основные формы социализации - направлен ная и ненаправленная. Ненаправленная социализация — это стихий ное, как бы "автоматическое" формирование определенных социаль ных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непо-
157 средственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на Комаров-ском рынке и т.д.
Направленная социализация — это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание — процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.
Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться , гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей и затрудняющей процесс социализации. Стихийная, ненаправленная социализация может стать ущербной для формирования личности и определенной социальной общности. Поэтому важно ее дополнение, а в некоторых случаях преобразование коррегирующим влиянием направленной социализации.
Весьма существенным средством социализации личности яв ляется ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что чело века формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит и отождествляет. Каждый индивид идентифицирует себя, свое "Я" с определенной социальной группой — семейной, профессио нальной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопреде ляющий отпечаток на процесс ее социализации. Известные американ ские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как про цесс формирования социальных установок и позиций личности. Толь ко принимая установки определенного сообщества ("обобщенного другого", по терминологии Дж. Мида и Т. Парсонса) по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою ин дивидуальность.
Развертывание процесса социализации зависит не только от силы и направленности социализирующего влияния социального ок-
158
ружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали се Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.
6. Выделяются несколько этапов социализации
Первый этап — младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе — эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
Второй этап социализации - ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками — погремушками, мячиками, куклами и т.п.
Третий этап социализации - дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.
Пятый этап социализации - подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализации учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихся).
Шестой этап социализационного процесса — юношеский возраст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом - завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.
Седьмой этап - поздняя юность (18-25 лет). Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает играть трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой - профессионально-квалификационному развитию личности.
159
Восьмой этап социализации — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.
Девятый этап социализации - послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов
7. Важное значение в социологии придается факторам социали зации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:
биологические (в частности биологическая наследственность индивидов);
психологические (влияние на процесс социализации темпера мента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);
социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).
8. Важнейшую роль в осуществлении социализационных про цессов выполняют социальные агенты, институты социализации. Таковыми являются:
семья — первичная группа и социальный институт, где фор мирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;
школа — социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.
группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализационную активность формирую щейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориента ции и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;
трудовой коплектив, который социализирует и профессио нализирует социализирующее воздействие социальной среды на лич ность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обога щению и развитию социального опыта как индивида, так и социаль ной группы (общности);
средства массовой информации — включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально- культурный, политический горизонты, делают ее социализационные
160
|
|
|