Главная страница

Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Практикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с


Скачать 11.54 Mb.
НазваниеПрактикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с
АнкорБабосов Е.М. Практикум по социологии.doc
Дата16.02.2018
Размер11.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБабосов Е.М. Практикум по социологии.doc
ТипПрактикум
#15605
страница11 из 24
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24
с

Раздел четвертый

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 24.
Социальные изменения


24.1

Основные положения

  1. С самого начала своего возникновения, со времен О. Конта,
    социология изучает человека и общество не только в статике, но и в
    динамике, в процессе социальных изменений. В обществе все изменя­
    ется: экономическая система и социальная структура, социальные
    ситуации и роли, религиозные доктрины, культурные ценности и
    нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются
    понятием «социальные изменения».

  2. Рассматриваемый феномен имеет такое определение: соци­
    альные изменения - это совокупность многообразных перемен, про­
    исходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных
    общностях, группах, институтах, организациях, в социальных ста­
    тусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях
    между собой и с любыми структурными компонентами общества.

  3. Вся совокупность социальных изменений в зависимости от
    их содержания подразделяется на пять основных типов:




  1. Структурные социальные изменения включают в себя все
    перемены, происходящие в различных социально-структурных ком­
    понентах общества: в социальной, социально-территориальной, соци­
    ально-культурной, этнонациональной, профессиональной структурах,
    в структурах власти, в структурах господствующих ценностей и т.п.

  2. Профессиональные социальные изменения охватывают все
    многообразие перемен, происходящих в структуре профессиональ­
    ной деятельности людей во всех сферах жизни общества — в матери­
    альном производстве, культуре, науке, политике и т.п.; во взаимодей­
    ствиях людей с различными социальными институтами - государст­
    вом, образованием, религией и т.п.

  3. Функциональные социальные изменения происходят во всех
    функциях всех структурных компонентов общества — в его экономи-

196

ческой, политической, социальной, социокультурной подсистемах; в производственной, семейно-бытовой, образовательной и иных сферах деятельности, в процессе развития социальных институтов, организа­ций, общностей и отдельных личностей.

  1. Мотивационные социальные изменения охватывают много­
    образные перемены, происходящие в сфере мотивации индивидуаль­
    ной и групповой деятельности людей, в какой бы области социальной
    реальности они ни происходили.

  2. Социокультурные изменения представляют собой сложный
    многоуровневый процесс социокультурной динамики, в ходе которой
    меняются не только системы ценностей, норм, образцов поведения,
    но и сами основополагающие принципы культуры, ее «доминирую­
    щие сверхсистемы» (П. Сорокин).

4. Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя сердцевину социаль­ной динамики общества. Эта социальная динамика отражается не только данным понятием, но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, со­циальный прогресс и т.п.

Наиболее близким по значению к понятию «социальные изме­нения» является понятие «социальный процесс». Социальный процесс представляет собой совокупность действий социальных субъектов по достижению своих целей и осуществлению своих функций в различ­ных сферах общественной жизни, приводящих к ее изменению, а также результатов этих действий. Социальные изменения представ­ляют одну из важных сторон социального процесса, но не перекры­вают его целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Таким обра­зом, социальные изменения представляют очень важную, наиболее динамичную часть социальных процессов.

Очень близко по своему содержанию к понятию «социальные изменения» и понятие «социальное развитие». Но если социальные изменения могут быть позитивными и негативными, конструктивны­ми и деструктивными, т.е. разнонаправленными, то социальное раз­витие выражает собой вполне определенное направление социальных изменений. Социальное развитие - это необратимое, направленное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние, воплощающееся в трансформации их состава или структуры, возникновении или исчезновении определен­ных их элементов и связей, изменении их функций. Например, поли­тическое развитие сопровождается существенными изменениями во

197

взаимодействии макро- и микрофакторов власти, а также социальных субъектов, осуществляющих властные функции.

Социальная динамика тоже очень близка по своим признакам к тому, что называют социальными изменениями. Однако это понятие является более широким по своему содержанию, чем понятие «соци­альные изменения». Включая в себя все содержание последнего, со­циальная динамика как понятие, кроме того, фиксирует основные факторы и причины социальных изменений, основное содержание социальных процессов, их прогрессивную или регрессивную направ­ленность, разнообразие деятельности субъектов этих изменений и процессов и результаты такой деятельности.

5. Рассмотрение основных компонентов социальной динамики дает основание для выделения различных типов социальных измене­ний в зависимости от того, какие субъекты и в каких масштабах осуществляют эти процессы. Наиболее важными типами социальных изменений по этим признакам являются:

  1. Институциональные изменения, которые осуществляются
    посредством деятельности социальных институтов — государства,
    права, политических партий, систем образования, культуры, религии
    и т.п. Примером крупномасштабных институциональных изменений
    могут служить коренные преобразования политической и экономиче­
    ской систем в постсоветских странах, осуществляемых государством,
    правовой системой и другими социальными институтами этих стран.
    Одновременно с этим происходят существенные изменения и в самих
    социальных институтах — в содержании их деятельности, составе,
    функциях и т.п.

  2. Общностные социальные изменения охватывают не одну
    или несколько сфер общественной жизни, как это происходит в про­
    цессе институциональных изменений, а все подсистемы, структуры,
    функции целостной системы общества, г.е. распространяются на все
    общество. Такой именно характер носили изменения, происходившие
    в процессе смены аграрно-ремесленного общества индустриальным,
    социально-экономическим, политическим и духовным воплощением
    которого стала замена феодализма капитализмом.

  3. Инновационные изменения представляют собой возникнове­
    ние новых способов и результатов деятельности людей в различных
    сферах общества. Такие изменения чаще всего вызываются новейши­
    ми достижениями в науке, культуре, но они могут возникать и в ре­
    зультате развития религиозных доктрин. Выдающийся немецкий со­
    циолог М. Вебер, например, раскрыл важнейшую инновационную
    роль протестантской этики в становлении духа капитализма, возник­
    новении капиталистической экономической системы.

198

  1. Эволюционные социальные изменения представляют собой
    постепенные, преимущественно количественные перемены, как пра­
    вило, необратимого характера, протекающие в различных социальных
    системах и общностях - в экономике, политике, культуре, образова­
    нии и т.п. Эволюционные изменения могут быть социально органи­
    зуемы и регулируемы. В этом случае они приобретают характер соци­
    альных реформ. Примером таких преобразований может служить ре­
    формирование экономической системы постсоветского общества в
    Беларуси, России и других странах СНГ на путях становления в них
    рыночной экономики.

  2. Революционные социальные изменения коренным образом
    отличаются от эволюционных. Это изменения: а) не количественного,
    а качественного характера, направленные на радикальные преобразо­
    вания социальной системы, будь это экономика, политическая систе­
    ма или научная теория; б) органически связаны с кризисом и без на­
    растания кризисных явлений (в политике, науке и т.п.), как правило,
    не происходят; в) охватывают не второстепенные, а основные струк­
    туры и функции изменяемой системы; г) чаще всего (а в политике —
    всегда) опираются на насилие.

  3. Циклические социальные изменения, последовательность ко­
    торых складывается в определенный круговорот, совершаются в те­
    чение некоторого промежутка времени. Так происходит процесс воз­
    никновения, развития, увядания и исчезновения цивилизаций (напри­
    мер, античной или цивилизации майя), циклический характер носит и
    социодинамика смены различных поколений людей.

  4. Трансформационные социальные изменения происходят то­
    гда, когда существующая социальная система утрачивает устойчи­
    вость и стабильность, вступает в полосу глубокого кризиса, а затем
    совершается более или менее сложный и болезненный переход к но­
    вой социальной системе.

  5. Глобальные социальные изменения охватывают разнородные
    преобразования в технике, технологии, экономике, информационных
    процессах, превращающие своим совокупным действием мировое
    социальное пространство в единую глобальную систему, в которой
    беспрепятственно перемещаются информационные потоки, капиталы,
    ценности, товары и услуги, стандарты поведения и люди.

6. Социальные изменения столь разнообразны, что существует еще один ракурс их типологизации - разделение этих изменений на определенные типы в зависимости от направленности осуществляю­щихся перемен. По этому признаку социальные изменения распреде­ляются на два типа:

199

  1. Прогрессивные социальные изменения имеют такую направ­
    ленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня
    развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, го­
    раздо более совершенной социальной системе, обладающей более
    сложно организованной структурой и более эффективными функция­
    ми. Именно такой характер имели изменения, происходившие в об­
    ществе в процессе перехода от доцивилизационной, архаичной стадии
    развития человечества к цивилизованной, наступившей 9—10 тысяч
    лет назад, или при переходе от аграрно-ремесленного типа общества к
    индустриальному его типу примерно 250-300 лет тому назад.

  2. Регрессивные социальные изменения имеют такую направ­
    ленность, которая воплощается в переходе от высшего к низшему, в
    процессах деградации, застоя, упадка, возвращения к изжившим себя
    социальным структурам и функциям. Типичным проявлением регрес­
    сивных изменений стало утверждение в 30-х годах XX столетия фа­
    шистского режима в Германии.




  1. Между прогрессом и регрессом существует не только связь
    противоположностей, но и гораздо более многообразная взаимозави­
    симость. С одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут
    происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной
    системы; с другой — при нарастании регрессивных изменений систе­
    мы в целом, отдельные ее структурные компоненты или функции мо­
    гут сохранять и даже усиливать прогрессивное направление развития.

  2. Многие мыслители, начиная с Жана Жака Руссо, считают,
    что научно-технический прогресс при всех положительных последст­
    виях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу
    нравов, нравственности. И хотя некоторые социологи отрицают нали­
    чие прогресса (О. Шпенглер) или сомневаются в его наличии (И. Вал-
    лерстайн), основная линия мирового социального развития включает
    в себя в качестве важного компонента прогрессивные социальные
    изменения.

Практические задания

1. На основе ознакомления с учебной литературой дайте опре­деления и запомните следующие ключевые понятия: Социальные изменения. Социальный процесс. Социальное развитие. Социальная динамика. Типы социальных изменений

200









  1. Расскажите, какие типы социальных изменений можно выделить
    в зависимости от их направленности.

  2. Охарактеризуйте взаимозависимость прогрессивных и регрес­
    сивных социальных изменений.

  3. Расскажите, какие точки зрения на социальный прогресс сложи­
    лись в истории общественной мысли. Какие высказывания на
    этот счет существуют в настоящее время. Как Вы считаете, име­
    ется прогресс в развитии человека или он отсутствует?

  4. Охарактеризуйте особенности трансформационных изменений,
    происходящих в современном постсоветском обществе.

24.4 I Литература

  1. Бабосау ЯМ. Трансфармацыя сацыяльнай структуры Беларуси у працэсе
    станау\пення яе дзяржаунасщ // Беларусь на шляху дэмакратызацьп. Мн.,
    1996.

  2. Бабосов Е М. Трансформация цивилизационно-культурного пространст­
    ва в постсоциалистическом обществе // Восточная Европа: политический
    и социокультурный выбор. Мн., 1994.

  3. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменя­
    ется? // Социологические исследования. 1997. №1.

  4. Данилов А.Н. Переходное общество. Проблемы системной трансформа­
    ции. Мн., 1997.

  5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Про­
    блемы экономической динамики. М., 1989.

  6. Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность //
    Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. X.

  7. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социоло­
    гическая мысль. Тексты. М., 1996.

  8. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество.
    М., 1992.

  9. Фролов С.С. Виды социальных изменений // Социология. М., 1996.
    Гл. 14

  10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996 г.

202

Социальные взаимодействия

25.1

Основные положения

  1. В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодей­
    ствуют друг с другом. Личность любого человека представляет сово­
    купность тех социальных качеств, которые сформировались и разви­
    лись в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь
    со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попут­
    чиками, каждый человек осуществляет определенные социальные
    взаимодействия. В процессе взаимодействия производится: I) вос­
    приятие людьми друг друга; 2) взаимная оценка друг друга; 3) совме­
    стное действие — сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п.

  2. Определение рассматриваемого феномена таково: социаль­
    ное взаимодействие это система социально обусловленных индиви­
    дуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной
    зависимостью, при которой поведение одного из участников являет­
    ся одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных


  1. Выделяются четыре основных признака взаимодействия:




  1. Предметность - наличие внешней по отношению к взаимо­
    действующим индивидам или группам цели, причины, предмета и
    т.п., которые побуждают их взаимодействовать.

  2. Ситуативность - достаточно жесткая регламентация взаи­
    модействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот
    процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе,
    на загородном пикнике существенно отличается.

  3. Эксплицирование — доступность для стороннего наблюдателя
    внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа на
    заводе, игра или танцы.

  4. Рефлективная многозначность - возможность для взаимо­
    действия быть проявлением как основных субъективных намерений,
    так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного
    участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятель­
    ности (например, совместная работа).

4. Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная
его сторона - это связи, не зависящие от отдельных личностей или
групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их
взаимодействия (например, содержание совместного труда на пред­
приятии). Субъективная сторона — это сознательное, нередко эмоцио­
нально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основанное
па взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

203

  1. Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В
    простейшем случае он включает в себя следующие компоненты:
    1) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия
    по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совер­
    шаемые этими действиями; 3) изменения во внутреннем мире участ­
    вующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оцен­
    ках, стремлениях и т.д.); 4) влияние этих изменений на других инди­
    видов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

  2. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и
    социальными группами определяется усвоением и преломлением со­
    циальных ценностей, норм и стандартов поведения в сознании и чув­
    ствах взаимодействующих людей, в их реальных действиях.

  3. В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разно­
    образие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два
    основных типа взаимодействия:




  1. сотрудничество, существующее в тех случаях, когда про­
    движение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по
    крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партне­
    ров;

  2. соперничество, при котором достижение цели одним инди­
    видом затрудняет или исключает осуществление целей другими уча­
    стниками взаимодействия.

8. Проблемы социального взаимодействия активно исследова­
лись Г. Зиммелем, П. Сорокиным, Дж. Хомансом, Т. Парсонсом,
Р. Мертоном и другими социологами. П. Сорокин, в частности, счи­
тал, что в обществе все его члены находятся между собой в процессе
взаимодействия, т.е. оказывают друг на друга определенное влияние.
При этом происходят три процесса взаимного обмена:

  1. Обмен между взаимодействующими индивидами различными
    идеями — религиозными, научными, художественными и т.п.

  2. Обмен волевыми импульсами, когда люди объединяют свою
    волю, действия и т.п. для достижения определенных целей - коммер­
    ческих, хозяйственных, научных, благотворительных и т.д.

  3. Обмен чувствами, возникающими на почве любви, состра­
    дания, ненависти; в процессе созерцания драмы, при религиозном
    обряде и т.п.

9. Дж. Хоманс рассматривал процесс взаимодействия как еди­
ный поток, в котором неразрывными узами соединены личность и
социальная система. Эта связь включает в себя четыре основных эле­
мента: 1) деятельность; 2) чувства; 3) взаимодействия; 4) нормы. Сис­
темообразующим фактором интеграции этих элементов выступает

204

взаимодействие, образующее реальный фундамент общественной жизни.

  1. В процессе взаимодействия, согласно Дж. Хомансу, реали­
    зуются четыре принципа. 1) чем чаще поступок вознаграждается, тем
    чаще он повторяется; 2) если в прошлом в определенной ситуации име­
    ло место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуа­
    цию; 3) чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачи­
    вать усилий для его получения; 4) когда потребности человека почти
    полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить
    усилия для их удовлетворения.

  2. Т. Парсонс исходил из того, что действия индивидов не бы­
    вают единичными и дискретными, они организованы в системе. В про­
    цессе взаимодействия складывается определенная структура потребно-
    стных диспозиций участвующих в нем партнеров. Чем больше участ­
    ников взаимодействия, тем больше в их взаимоотношениях возникает
    неопределенностей. Из них семь являются наиболее типичными:

1)У взаимодействующих индивидов могут существовать раз­личные представления объектов действия - людей, предметов, про­цессов и т.п., отсюда возникает проблема коммуникативного или символического порядка («общего языка»).

  1. Когда во взаимодействии участвует множество индивидов,
    может возникнуть проблема временной упорядоченности их действий.

  2. Участники взаимодействия могут наделять символические
    представления об объектах различными субъективными или противо­
    речащими одно другому значениями, что порождает проблему раз­
    личных смыслов, вкладываемых разными участниками в те или иные
    объекты.

  3. Существует опасность, что акторы (участники взаимодейст­
    вия) станут претендовать на обладание одними и теми же объектами,
    в результате чего может возникнуть проблема дефицита ситуацион­
    ных ресурсов, т.е. проблема экономического порядка.

  4. Неопределенность в процессе взаимодействия может воз­
    никнуть и в том случае, когда появляется возможность для каждого
    актора помешать другому в достижении цели, поэтому существует
    проблема контроля над действиями других, или проблема политиче­
    ского порядка.

  5. Во взаимодействии возможна неопределенность из-за час­
    тичной противоречивости в понимании нормативных стандартов или
    даже несовместимости таких стандартов, — тогда возникает пробле­
    ма нормативного порядка.

  6. В процессе развертывания взаимодействия могут оказаться
    конфликтующими, несовместимыми или взаимоисключающими мо-

205


тивационные нужды акторов, — отсюда возникает проблема мотивационного характера.

Т. Парсонс считал, что система действия, складывающаяся в демократическом обществе, является действенным механизмом уменьшения неопределенностей, возникающих в процессе социально­го взаимодействия, однако полное устранение таких неопределенно­стей невозможно в принципе.

  1. Дж. Mud и Г. Блумер рассматривали взаимодействие как
    процесс коммуникации, представляющий собой значимое взаимодей­
    ствие. Но чтобы этот процесс осуществлялся с желаемой эффективно­
    стью, необходимо, по словам Дж. Мида, «поставить себя на место
    другого человека», т.е. «принять роль другого». Взаимодействие - это
    и есть процесс взаимного принятия ролей взаимодействующих парт­
    неров.

  2. Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения
    субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяются
    на пять основных типов:




  1. Межличностные (межиндивидуальные).

  2. Внутригрупповые.

  3. Межгрупповые.

  4. Внутрисистемные.

  5. Межсистемные.




  1. В межличностном взаимодействии осуществляются процес­
    сы восприятия, ожидания, выполнения слов, обещаний, действий, ро­
    лей и т. п. двух, трех, четырех взаимодействующих индивидов, их вза­
    имная оценка, ответная реакция в виде соответствующих поступков.

  2. Еще более сложными оказываются процессы внутригруп-
    пового взаимодействия. В них наряду с перечисленными элементами
    межличностных взаимодействий включаются еще пять видов взаимо­
    действий:




  1. статусно-позиционные;

  2. ценностно-нормативные;

  3. сплоченности (интеграции);
    4)дезинтеграции;

5) лидерства и принятия решений.

16. Межгрупповое взаимодействие еще более усложняется и
включает в себя в полном объеме элементы межличностного и внут-
ригруппового взаимодействия. Но все эти элементы усиливаются дру­
гими видами содействия или противодействия, характерными для
взаимоотношений между различными социальными группами. Сюда
входят такие виды взаимодействий:

206

1)кооперация;

  1. ассимиляция;

  2. приспособление;

  3. нейтралитет (дружественный, холодно-враждебный);

  4. соперничество(конкуренция);

  5. конфликт;

  6. подавление.

17. Внутрисистемные взаимодействия поднимаются на сле­
дующую, еще более усложненную ступень многогранности. Сюда
входят компоненты и межличностных, и внутригрупповых, и меж­
групповых взаимодействий. Но все они начинают группироваться
вокруг нескольких видов взаимодействий, специфических именно для
социальной системы. Они таковы:

  1. эмерджентность (несводимость целостности системы к сум­
    ме ее частей);

  2. операциональная замкнутость (определяемость функциони­
    рования системы ее внутренними состояниями);

  3. саморефлексивность (включение самой себя в предмет рас­
    смотрения);

  4. интеграция;

5) дифференциация;
6)дезорганизация;

  1. хаотизация;

  2. упорядочение (становление порядка из хаоса).

18. Межсистемные взаимодействия становятся еще более мно-
'гообразными и сложными. В них включаются компоненты всех ранее

рассмотренных типов взаимодействий. Однако эти процессы допол­няются и преобразуются новыми трансформационными процессами, характерными только для межсистемных объектов. Одним из наибо­лее существенных в этой совокупности взаимодействий становится процесс глобализации, который будет проанализирован дальше, в гла­ве 33 данного учебного пособия.

Практические задания

1. На основе изучения учебной литературы дайте определения и запомните следующие ключевые понятия: Взаимодействие. Признаки взаимодействия. Механизм взаимодействия. Способ взаимодействия.

207







ального явления или общества, поскольку они не влияют друг на дру­га. Под «значением» нужно понимать «все то, что для одного созна­ния выступает как знак чего-то иного». Значимое взаимодействие — это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий. Если взаимодействие не является значимым в этом смысле, если оно не представляет собой социокультурное явление, но есть лишь чисто физическое или биологическое явление -это нормальный объект изучения для физики или биологии, но не для социологии или социальных наук. Если человек убивает другого человека, то физико-химические свойства ружья, траектория пули, сила, с которой она ударила по жертве, биологические аспекты раны или пораженных пулей органов, причина смерти и тому подобное являются нормаль­ными сюжетами исследования для специалистов в области физики, химии и биологии. Когда такое взаимодействие приобретает значение или ценность «убийства», или "непредумышленного убийства, или «героического действия» в уничтожении врага на войне, или «дейст­вия самообороны», оно становится социокультурным, или надоргани-ческим, явлением и попадает в сферу рассмотрения криминолога, со­циолога или обществоведа. Таким же образом, если взаимодействие состоит в половом акте, то по своим чисто физическим свойствам оно не составляет социокультурного явления. В случаях проституции, изнасилования или инцидента в супружеских отношениях взаимодей­ствие между людьми может быть идентичным биологически, однако в каждом из этих случаев оно приобретает ценность или значение, воз­вышающееся над биофизическими факторами, и становится значи­мым. Акт погружения ножа в тело человека, взятый без привнесенной ценности или значения, не является социокультурным явлением. Его биофизические свойства изучаются не социальными, а биофизиче­скими науками. Лишь когда он рассматривается как «акт убийства», как «хирургическая операция», как «акт войны» или как «религиозная жертва богам», он становится социокультурным явлением, хотя во всех этих совершенно разных социокультурных значениях биофизи­ческий аспект может оставаться по сути идентичным.

Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия со­стоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкрет­ный абрис. Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, дейст­вующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодей­ствия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые дей-

209

ствия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематери­альные значения, ценности и нормы.

Число взаимодействующих индивидов. Что касается числа взаимодействующих индивидов, мы можем выделить следующие ти­пы межличностного взаимодействия: а) между двумя индивидами (пара или диада), например, между мужем и женой, родителем и ре­бенком, двумя друзьями, учителем и учеником, хозяином и рабом, продавцом и покупателем, врачом и пациентом. Близкие разновидно­сти диады дают ряд характеристик, имеющих свои особенности, но отличающих их от неблизких разновидностей; б) между тремя инди­видами (триада), например, между обвинителем, обвиняемым и судь­ей; девушкой и двумя претендентами на ее руку; мужем, женой и лю­бовником; отцом, матерью и ребенком; в) между четырьмя, пятью и более индивидами; г) между одним индивидом и многими, например между говорящим по радио и его слушателями или между артистом и его зрителями; д) между многими и многими, например, между чле­нами неорганизованной толпы или между покупателями и продавца­ми определенного товара, которые не организованы, а раздроблены, действуют без специальной координации. Однако этот последний тип принимает, как правило, форму взаимодействия между организован­ными группами.

Таким же образом межгрупповое взаимодействие может происходить между двумя группами, между тремя, четырьмя или более; между одной и многими или между коллективами, состоящими из многих групп. Число субъектов взаимодействия является важным, поскольку оно объясняет многие специальные характеристики про­цесса взаимодействия.

Качества взаимодействующих индивидов. Существует ог­ромное разнообразие качеств субъектов взаимодействия, но сейчас нам нужно рассмотреть только одну характеристику, а именно био­психологическую и социокультурную гомогенность или гетероген­ность (сходство или различие) взаимодействующих индивидов или групп. Взаимодействие между индивидами той же расы, националь­ности, племени, территориальной группы, семьи, пола, возраста, ре­лигии, политической партии, профессии, экономического статуса и т. д., и особенно между теми, кто обладает одинаковыми социокуль­турными ценностями, всегда отличается во многих отношениях от взаимодействия между индивидами, расходящимися по этим качест­вам.

Характер действия. Действия и реакции могут быть каталити­ческими, активными и пассивными или толерантными. Открытые

210

действия и реакции являются частью компонента движущих сил; од­нако определенные аспекты можно вполне рассматривать здесь как качества субъектов взаимодействия. Огромное разнообразие отноше­ний, посредством которых участники взаимодействия влияют друг на друга, может быть сведено к четырем главным формам: тем, которые оказывают влияние просто через знание о существовании участника или участников взаимодействия (каталитическая форма), через со­вершение открытых действий; через воздержание от открытых действий, через активную толерантность

а) Каталитические действия Катализатором в химии называ­
ется вещество (например, черная платина или хлорид алюминия), ко­
торое, хоть и не участвует в химической реакции и не меняет своей
природы, значительно интенсифицирует и ускоряет самою реакцию.
Аналогичное явление наблюдается в социальном взаимодействии.
Например, мысль о враге, любимом человеке или о герое, с которым
человек не находится и, возможно, никогда не находился в контакте,
может заметно влиять на его сознание, настроение или поведение.
Такие влияния, осуществляемые просто через существование другого
участника, без какого-либо действенного контакта, можно определить
как каталитические Социология и социальные науки редко даже
упоминают этот фактор и почти не знают о нем. Тем не менее это —
постоянный фактор, не менее важный, чем три перечисленных выше.
Простое существование советского режима или фашистской формы
правления произвело на протяжении последних двух десятилетий ог­
ромное влияние на коммунистическое и фашистское движения во
всем мире, на формы правления и экономической организации об­
ществ. Это влияние было гораздо сильнее, чем то, которое оказали все
платные агенты и пропагандисты, вместе взятые.

б) Открытые действия, толерантность Влияние, оказывае­
мое через открытые акты (нанесение удара, выстрел, вручение де­
нег, поцелуй и т.д.) и через воздержание от внешних актов, слишком
известно, чтобы давать дополнительные комментарии. Можно сде­
лать несколько замечаний по поводу фактора толерантности Его
обычно путают с пассивным воздержанием от действия. Тем не ме­
нее, как указывал Л. И. Петражицкий, толерантность в корне отлича­
ется от пассивного воздержания. В отличие от пассивной формы без­
действия толерантность может требовать весьма серьезного внутрен­
него усилия, часто гораздо более серьезного, чем требуется для от­
крытых действий. Поведение одного из христианских мучеников, ко­
торый, в то время как его поджаривали на железной решетке, спокой­
но сказал своим мучителям: «Этот бок уже поджарился, пора пере­
вернуть меня на другой», является убедительным примером фактора

211

толерантности и интенсивного усилия воли. Нормы Нагорной пропо­веди, обычно интерпретирующиеся как призывающие к бездеятель­ности и пассивности, на самом деле предписывают метод активной толерантности — через любовь к своим врагам, подставление другой щеки и несопротивление ненависти и враждебности. Этика христиан­ства не является этикой пассивного бездействия. Это — этика высшей толерантности (вспомним кредо Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского).

в) Эффективные и неэффективные действия Открытые дейст­
вия, воздержание от действия и толерантность являются бесконечно
разнообразными по своим конкретным проявлениям. С точки зрения
причинной эффективности есть действия, оказывающие сильный эф­
фект, и действия оказывающие лишь незначительное влияние. Если
посетитель проводит рукой по своей бороде, его действие не оказыва­
ет заметного влияния на слушателя. Напротив, одно слово, произне­
сенное спокойно, может оказать опустошительное воздействие на че­
ловека, к которому оно адресовано. Какие действия эффективны, а
какие нет, зависит от многих условий.

г) Продолжительные и краткосрочные действия Открытое
действие, воздержание от действия различаются также по продолжи­
тельности своих результатов. Есть такие действия, влияние которых
испаряется мгновенно, как, например, приветствие друзей, плата за
пачку сигарет в магазине и сотни других мелких действий, ежедневно
осуществляемых. Другие действия оказывают долговременное воз­
действие, иногда вплоть до смерти участников и даже дольше. Так,
первый поцелуй и первое любовное признание могут помниться долго
после их осуществления. Половой акт может привести к зачатию и
рождению ребенка — последствиям, которые могут оказывать перма­
нентное влияние на карьеру матери. Другие примеры — брачная це­
ремония, крещение, покупка собственности, окончание колледжа и
освоение определенной профессии. Какие из действий являются про­
должительными по своим последствиям, а какие являются кратко­
срочными, зависит от многих условий: таких, как время, место, уча­
стники, вид обществ и культуры, биологическая и психологическая
природа действия.

Продолжительность действия является важной, поскольку если бы его последствия были слишком эфемерными, было бы невозможно никакое общество с продолжительными взаимодействиями. С другой стороны, действия лишь с временными последствиями облегчают жизнь, поскольку если бы каждое действие имело длительные послед­ствия, никому не удалось бы сохранять целостность своей личности и ни одна нервная система не смогла бы выдержать этого напряжения.

212

д) Сознательные и несознательные действия Некоторые взаи­
модействия совершаются сознательно, другие бессознательно Если
они являются бессознательными (то есть представляют собой безус­
ловные или условные рефлексы), они не являются надорганическими
и, следовательно, не принадлежат к области социологии. Если, одна­
ко, некоторые действия одного участника взаимодействия являются
бессознательными, а другие участники отвечают на них сознательны­
ми действиями, взаимодействие является социокультурным и принад­
лежит к области социологического изучения Бессознательные дейст­
вия одного участника, на которые дается сознательный ответ други­
ми, весьма многочисленны, например, взаимодействие спящего ре­
бенка и его матери, бредящего или находящегося в бессознательном
состоянии пациента и его врача, поверженного боксера и его против­
ника-победителя. Привычные действия участника, осуществляемые
автоматически без намерения оскорбить либо развеселить другого
участника, часто принимаются этим участником (участниками) как
намеренные, и ответом на них является сознательная реакция. Неос­
торожное слово или фраза, жест или движение, совершенные автома­
тически, нередко неправильно интерпретируются как сознательное
оскорбление, вызов и т. п. В своей совокупности взаимодействия за­
нимают громадное место в общем массиве социокультурных взаимо­
действий.

е) Преднамеренные и непреднамеренные действия Сознатель­
ный процесс действия, воздержание от действия и толерантность раз­
деляются на два класса: преднамеренных, мотивированных сознатель­
ной целью ради ее достижения, и непреднамеренных, мотивирован­
ных исключительно прошлым и настоящим опытом, включая и осу­
ществляемые без какой-либо сознательной цели. В преднамеренных
действиях, хотя все они тоже генерируются прошлым и настоящим
опытом, всегда есть идея цели или конца и средств достижения.

Источник П Сорокин Человек Цивилизация Общество М, 1992 С 190-197

Вопросы к тексту

  1. Что понимается под взаимодействием?

  2. Какое содержание вкладывает П. Сорокин в термин «значимое
    взаи модейств ие»?

3 Какие компоненты входят в состав взаимодействий? 4. Какими видами (характером) действия характеризуется процесс взаимодействия?

213

2. 3. 4.

5. 6. 7.

8. 9.

10. 11.

12.

13.

14. 15. 16.

Вопросы по теме главы

Объясните, почему социальные взаимодействия играют важную роль в развитии личности и общества.

Дайте развернутое определение социального взаимодействия. Расскажите, какие основные признаки взаимодействия Вы знаете. Опишите две взаимозависимые стороны социального взаимодей­ствия.

Охарактеризуйте основные компоненты социального механизма взаимодействия.

Расскажите, чем определяется способ взаимодействия индивидов с другими индивидами и социальными группами. В многообразном наборе различных взаимодействий выделяются два основных типа, определяемые направленностью интересов и действий взаимодействующих индивидов и групп. Охарактеризуйте эти типы, приведите примеры их реализации на основе жизненных наблюдений, прочитанных книг, просмотренных кино- и телефиль­мов, спектаклей, сообщений средств массовой информации. Расскажите, какие виды обменов выделил П. Сорокин в процессе социального взаимодействия.

Расскажите, какие компоненты выделял Дж. Хоманс в процессе единения личности и социальной системы во время осуществле­ния социального взаимодействия.

Охарактеризуйте основные принципы социального взаимодейст­вия, выделенные и обоснованные Дж. Хомансом. Т. Парсонс обратил внимание на то, что в процессе социального взаимодействия нередко возникают разнообразные неопределен­ности. Расскажите, какие из неопределенностей такого рода он считал типичными.

Охарактеризуйте специфическую позицию, занятую символиче­скими интеракционистами Дж. Г. Мидом и Г. Блумером в интер­претации социальных взаимодействий. Что означают, по Вашему мнению, выражения «поставить себя на место другого человека», «принять на себя роль другого».

Расскажите, какие основные типы социальных взаимодействий можно выделить на основе различения субъектов и масштабов этих процессов.

Охарактеризуйте основные компоненты межличностных взаи­модействий.

Расскажите, какие элементы входят в структуру внутригруппо-вых взаимодействий.

Дайте описание тех компонентов, совокупность которых харак­терна для межгрупповых взаимодействий. Назовите, какие из

214

этих компонентов являются специфическими именно для данно­го типа взаимодействий.

  1. Охарактеризуйте структурные компоненты внутрисистемных
    взаимодействий. Какие из этих компонентов являются в данном
    случае системообразующими, т.е. характерными именно для со­
    циальной системы?

  2. Под влиянием каких процессов всемирного характера складыва­
    ются межсистемные взаимодействия в современном мировом со­
    обществе государств?

Литература

  1. Мид Дж. Психология пунитивного правосудия // Американская социоло­
    гическая мысль. Тексты. М., 1996.

  2. Мид Дж. Азия // Там же.

  3. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст­
    вия: культура, личность и место социальных систем // Американская со­
    циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

  4. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Там же.

  5. Смелзер Н. Социальное взаимодействие // Социология. С, 1994.

  6. Сорокин П. Социология №1 // Человек. Цивилизация. Общество. М,
    1992.

  7. Фролов С.С. Социальные действия // Социология. М., 1996. Гл. 2, 7.

  8. Хоманс Дж. К. Возвращение к человеку // Американская социологиче­
    ская мысль. Тексты. М., 1996.

Социальные отношения

26.1

Основные положения

  1. Всякое взаимодействие представляет собой действие одного
    субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполненное в отноше­
    нии к другому субъекту; следовательно оно неизбежно включает в
    себя определенное отношение к нему - дружественное, нейтральное,
    враждебное и т.п. Поэтому феномен отношения привлекает присталь­
    ное внимание психологов и социологов, поскольку содержит в себе
    индивидуальные и социальные аспекты.

  2. Совокупность связей, возникающих между индивидами в
    процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или меж­
    личностными) отношениями. Но такие связи приобретают устойчи­
    вый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены ко-

215

ренными интересами не только отдельных личностей, но и целых со­циальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, кото­рые выполняют данные индивиды и группы в обществе. Совокуп­ность таких связей выступает как наличествующие в данном общест­ве на определенной ступени его исторического развития социальные отношения.

  1. Социальные отношения в большинстве случаев не симмет­
    ричны. Во-первых, испытываемые одним индивидом симпатия, ува­
    жение, любовь по отношению к другому могут натолкнуться на про­
    тивоположные чувства (антипатию, неуважение, ненависть). Во-
    вторых, определенный человек может определенным образом отно­
    ситься к Наполеону, Чайковскому или Лучано Паворотти, но при этом
    не может рассчитывать на их взаимные отношения. В-третьих, отно­
    сясь определенным образом к обществу, в котором он живет, индивид
    может рассчитывать на определенное отношение общества к нему
    только в том случае, когда он приобретает широкую известность в
    результате своей деятельности, как это произошло в случаях с Напо­
    леоном, Чайковским или Пласидо Доминго. В-четвертых, социальные
    отношения связывают определенным образом индивидов и их груп­
    пы, когда объектом этих отношений становятся их коренные потреб­
    ности и интересы, а сами индивиды в процессе развития таких отно­
    шений выступают в качестве носителей определенных социальных
    статусов и ролей, в большинстве случаев не являющихся ни взаимо­
    заменяемыми, ни симметричными.

  2. Определение рассматриваемого феномена гласит: Социаль­
    ные отношения — это совокупность многообразных связей, возни­
    кающих между отдельными индивидами, их группами и общностями,
    а также внутри последних в процессе их экономической, политиче­
    ской, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих соци­
    альных статусов и ролей.

  3. М. Вебер считал основной особенностью социальных отно­
    шений их соотнесенность со смыслом (осмысленность) и выделил
    семь их признаков. Они таковы:




  1. степень отношения индивида к другому индивиду;

  2. наличие эмпирического смысла;

  3. наличие взаимной соотнесенности поведения сторон;

  4. преходящий или длительный характер;

  5. изменчивость;

  1. возможность сформулировать смысловое содержание в
    принципах, нормах поведения;

  2. возможность сформулировать содержание социального от­
    ношения участниками по их взаимному соглашению.

216

6. Существует четыре основных отличия официальных отно­
шений от неофициальных:

1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нор­
мативности, т.е. их регулирование определенными нормами - право­
выми, нравственными и т.п.;

2) в отличие от неофициальных, официальные отношения
стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми
(покупатель — продавец, например), независимо от того, кто является
их носителем;

  1. в отличие от неофициальных, официальные отношения тре­
    буют обучения;

  2. в официальных отношениях между людьми выбор осуществ­
    ляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный
    выбор играет решающую роль.

7. Важное значение имеет типологизация социальных отноше­
ний. Существует несколько оснований, по которым социальные от­
ношения могут быть ранжированы по различным типам:

По субъекту (носителю) социальные отношения подразделяют­ся на следующие типы: 1) индивидуальные; 2) межличностные;

3) внутригрупповые; 4) межгрупповые; 5) международные.

По объекту социальные отношения классифицируются как 1) экономические; 2) политические; 3) социокультурные; 4) религиоз­ные; 5) внутристрановые; 6) этнонациональные; 7) семейно-бытовые.

По модальности, т.е. по характеру взаимосвязей между инди­видами и их группами, социальные отношения дифференцируются на отношения: 1) сотрудничества; 2) взаимопомощи; 3) соперничества;

4) конфликта; 5) субординации (начальник - подчиненный).

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандар­тизации и формализации выделяются официальные и неофициальные отношения.

8. Т. Парсонс установил, что социальные отношения отличают­
ся сложной структурой. Он выделил в их содержании три основных
компонента:

  1. катектическая ориентация, т.е. возможность поддержания
    баланса удовлетворения — неудовлетворения личности;

  2. когнитивная (познавательная) ориентация, позволяющая ин­
    дивиду на основе имеющихся у него знаний, законов логики и опыта
    избирательно вступать в отношения с другими индивидами;

  3. ценностная ориентация, создающая определенный моральный
    стандарт в отношениях индивида с другими индивидами.

9. Ч. Кули обратил внимание на то обстоятельство, что отно­
шение индивида к другим людям может быть отчетливым и детально
определенным либо, наоборот, смутным и расплывчатым, реальным

217

или воображаемым. Поэтому к перечисленным выше типам отноше-1 ний можно добавить такие отношения: 1) воображаемые; 2) реальные; 3) мыслимые; 4) немыслимые; 5) осознанные; 6) неосознанные; 7) отчетливо выраженные; 8) смутные, расплывчатые; 9) простые; 10) сложные 11) сходства; 12) различия; 13) равенства; 14) неравенства.

10. Широко распространенным типом социальных отношений
являются субординационные отношения между руководителями и
подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Ос­
новными типами таких отношений являются: |

  1. бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кра-i
    тос — власть) отношения, при которых начальники принимают реше-;
    ния, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве рас­
    поряжений;

  2. патерналистские (от лат. патер — отец) отношения, при ко­
    торых четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина",
    который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы;

  3. фратериалистские (от лат. фратер — брат) отношения, при
    которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и
    смягчается, господствует стремление принимать решения коллеги­
    ально, после их коллективного обсуждения;

  4. партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при
    которых решения принимаются на основе совместного обсуждения,
    руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

11. Субординационные отношения входят в систему управлен­
ческих отношений. В этой системе в качестве приоритетных выделя­
ются: 1) отношения власти, 2) отношения зависимости; 3) отношения
господства и подчинения. В свою очередь, последние М. Вебер под­
разделял на три основных типа:

  1. традиционное господство, при котором власть поддержива­
    ется традицией и передается по наследству: от царя к царевичу, от
    короля к наследному принцу и т.п.;

  2. легальное господство — это господство права, а руководитель
    выдвигается на господствующее положение в силу легальных уста­
    новлений, в частности через механизм выборов;

  3. харизматическое господство, при котором определенный че­
    ловек становится вождем партии, движения, страны в силу необыкно­
    венных качеств, дающих ему возможность оказывать личное влияние
    на других людей.

12. В процессе функционирования системы управления склады­
ваются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы: ;

1. Служебные отношения характеризуются несимметрично­стью, поскольку существует односторонняя зависимость подчинен­ного от начальника.

218

2.Функциональные отношения отличаются от первых тем, что
функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что

юлжен делать функционально зависимый субъект (например, дирек-и>р учреждения и его юрисконсульт или советник).

  1. Информационные отношения связаны с односторонними или
    к'.аимными процессами информирования для осуществления должно-
    liных обязанностей.

  2. Технические отношения заключаются в том, что каждый со-
    iрудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь
    же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе
    невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.

  3. Специализированные отношения складываются между
    управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специали­
    зированными компонентами, звеньями, участками (например, секрет­
    ный отдел, спец. службы).

  4. Иерархические отношения — это отношения между звеньями
    или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках
    управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень
    управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

13. В процессе осуществления управленческих отношений мо­гут возникать многочисленные ошибки, допускаемые руководителя­ми. Наиболее типичными из них являются:

  1. ошибка излишней снисходительности;

  2. ошибка излишней требовательности;

  3. ошибка личной преданности;

  1. ошибка нимба (эффект ореола), когда в отношении к подчи­
    ненному начальник руководствуется не результативностью служеб­
    ной деятельности, а общим впечатлением (хорошим или плохим),
    производимым данным работником;

  2. ошибка свежих впечатлений, когда руководитель оценивает
    подчиненного и его работу только по событиям последнего времени,
    а не за более длительный период его деятельности.

Знание этих ошибок и способов их преодоления существенно по­вышает эффективность социальных отношений в системе управления.

Практические задания

1. На основе изучения 26-ой главы Учебного пособия и данного Практикума Вам надлежит определить и запомнить следующие клю­чевые понятия:

Отношение.

Социальное отношение.

Официальные отношения.

219







Работа с текстом

М. Вебер. Социальное отношение

Социальным «отношением» мы будем называть поведение не-i кольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Следовательно, социальное отношение пол­ностью и исключительно состоит в возможности того, что социаль­ное поведение будет носить доступный (осмысленному) определению характер; на чем эта возможность основана, здесь значения не имеет.

  1. Тем самым признаком данного понятия служит — пусть даже
    минимальная — степень отношения одного индивида к другому Со­
    держание этого отношения может быть самым различным: борьба,
    иражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение»
    соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономи­
    ческого, эротического или какого-либо иного характера; сословная,
    национальная или классовая общность (в последнем случае — если
    такие отношения выходят за рамки простых совместных действий и
    являются социальным поведением, см. об этом ниже). Таким образом,
    понятие «социальное отношение» как таковое ничего не говорит о
    том, идет ли речь о «солидарности» действующих лиц или о прямо
    противоположном.

  2. Речь здесь идет о предполагаемом участниками эмпириче­
    ском смысле — о действительном или усредненном в конкретном
    случае, о конструированном в «чистом» типе, но никогда — о норма­
    тивно «правильном» или метафизически «истинном». Социальное
    отношение имеется даже в тех случаях, когда речь идет о таких соци­
    альных образованиях, как «государство», «церковь», «сообщество»,
    «брак» и т.д., и полностью и исключительно состоит в возможности
    того, что доступное определению действие, соотнесенное с действием
    другого по своему смыслу, было, есть и будет.

  3. Мы никоим образом не утверждаем, что индивиды, соотно­
    сящие свое поведение друг с другом, вкладывают в социальное отно­
    шение одинаковый смысл или что каждый из них внутренне принима­
    ет смысл установки своего контрагента, что, следовательно, в этом
    смысле здесь существует взаимность. «Дружба», «любовь», «уваже­
    ние», «верность договору», «чувство национальной общности», при­
    сущие одной стороне, могут наталкиваться на прямо противополож­
    ные установки другой. Если иные индивиды связывают со своим по­
    ведением различный смысл, социальное отношение является объек­
    тивно «односторонним» для каждого из его участников. Однако и в
    этом случае их поведение соотнесено, поскольку действующий инди-

221

вид предполагает (может быть, ошибаясь, или в какой-то степени! неверно), что определенная установка по отношению к нему (деист-1 вующему лицу) присуща и его партнеру, и на такое ожидание он ори-| ентирует свое поведение, что может в свою очередь иметь (и обычно! имеет) серьезные последствия как для его поведения, так и для даль-] нейших отношений между данными индивидами. Объективно «дву-| сторонним» отношение можег быть лишь постольку, поскольку его! содержание соотнесено таким образом, что оно соответствует ожида- < ниям партнеров; так, например, если установка отца соотносится с установкой его детей хотя бы приближенно так, как того ожидает (в отдельном типическом случае) отец. В реальной действительности социальное отношение, полностью покоящееся на обоюдных соответ­ствующих друг другу по своему смыслу установках, — есть погра­ничный случай. Однако отсутствие обоюдности лишь тогда исключа­ет (по нашей терминологии) «социальное отношение», когда в ре­зультате этого исчезает взаимная соотнесенность поведения сторон. Здесь, как и всегда, есть множество самых разнообразных промежу­точных стадий.

  1. Социальное отношение может быть преходящим или дли-;
    тельным, то есть основанным на том, что повторяемость поведения,!
    соответствующего смыслу этого отношения (то есть считающегося-
    таковым и ожидаемого), существует. Следовательно, только наличие
    такой возможности, то есть вероятности повторения соответствую­
    щего данному смыслу поведения иное — означает, что социальное
    отношение в данном случае «существует»; об этом всегда следует
    помнить во избежание неверных представлений. Утверждение, что
    «дружба» или «государство» существует, означает, таким образом,
    только одно: мы (наблюдающие) предполагаем наличие в настоящем
    или прошлом возможности, которая заключается в том, что на осно­
    вании определенного рода установки определенных людей поведение
    их обычно проходит в рамках усреднено предполагаемого смысла.
    Ничего другого в приведенном утверждении не заключается. Неиз­
    бежная в юридическом мышлении альтернатива, согласно которой
    правовое положение определенного содержания либо значимо (в
    юридическом смысле), либо нет, а правовое отношение либо сущест­
    вует, либо нет, в социологическом понимании, следовательно, не при­
    сутствует.

  2. Содержание социального отношения может изменяться; так,
    например, в политических отношениях солидарность может превра­
    титься в коллизию, вызванную столкновением интересов. Следует ли
    в подобных случаях говорить о возникновении «новых» отношений
    или о новом содержании, которое теперь обрели прежние, — не более

222

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24


написать администратору сайта