Главная страница

Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Практикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с


Скачать 11.54 Mb.
НазваниеПрактикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с
АнкорБабосов Е.М. Практикум по социологии.doc
Дата16.02.2018
Размер11.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБабосов Е.М. Практикум по социологии.doc
ТипПрактикум
#15605
страница13 из 24
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24

часть привычного повседневного поведения людей близка данному
гипу, занимающему определенное место в систематизации поведения
не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность
привычке может быть здесь осознана различным образом и в различ­
ной степени.

  • Чисто аффективное действие также находится ни границе и
    часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано;
    оно может быть не знающим препятствий реагированием на совер­
    шенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аф­
    фектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной раз­
    рядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти
    всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправлен­
    ному поведению, или к тому и другому.

  • Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от
    аффективного поведения осознанным определением своей направ­
    ленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее
    их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в дос­
    тижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по сво­
    ему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влия­
    нием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою
    потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерца­
    нии или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низ­
    менными или утонченными они ни были.

    Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, досто­инстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важ­ности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный ин­дивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентирова-

    247

    но на них — что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попыт­ка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия.

    1. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ори­
      ентировано на цель, средства и побочные результаты его действий,
      кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побоч-1
      ным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей
      друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно
      (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между
      конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может
      быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально — тогда
      поведение целерационально только по своим средствам. Индивид
      может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели —
      без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требова­
      ния» — просто как данные субъективные потребности в шкалу по
      степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориен­
      тировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по
      возможности удовлетворялись в установленном порядке («принцип
      предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация дей­
      ствия может, следовательно, находиться в различных отношениях с
      целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения
      ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррацио­
      нальнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ори­
      ентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во
      внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для
      нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота
      убеждении, красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение
      своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия
      тоже, в сущности, лишь пограничный случай.

    2. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано
      только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классифика­
      ция, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют
      собой созданные для социологического исследования понятийно чис­
      тые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается
      реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из
      которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности
      может служить только результат исследования.

    Источник: М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

    248
    Вопросы к тексту

    1 Какое социальное явление М. Вебер называет «действием»? '2.. Что характерно для целерационального действия? 3. Каковы особенности ценностно-рационального действия? 4 Чем характеризуется аффективное действие? '5. В чем состоят отличительные черты традиционного действия? 6. Какой тип социального действия М. Вебер считал наиболее раци-нальным?

    Источник: Вебер М. Избранные произведения М., 1990 С. 602-603; 628-630.

    2.Дж. Александер. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество

    Действие — это выполнение деятельности человеком. Внима­ние должно быть обращено на обе стороны этого определения. С од­ной стороны, действие может иметь место только в двух относитель­но высокоорганизованных внутренних окружениях. Действие закоди­ровано культурными системами и мотивировано индивидуальностью. С другой стороны, индивидуальности и культурные коды не исчер­пывают содержания человеческой субъективности. И здесь остается еще нераскрытым очень важное измерение деятельности. Философы могут понять свободу воли как экзистенциальную категорию; для со­циологов это — своего рода процесс, который включает в себя изо­бретательность, типичность и стратегию.

    Эти процессы придают конкретную форму применению свобо­ды воли. Они вовлекают структурные, внутренние окружения дейст­вующего субъекта и продвигают их во времени и пространстве. Не деятельность, четко выраженная этими тремя изначальными процес­сами, а деятельные сочленения этих внутренних окружений включа­ют в себя «производителя действия». Такая позиция может предста­вить нам также интересную важную информацию о «социальных структурах». Если производители действия — не только деятели в традиционном смысле, то структуры — не только вынужденные си­лы, которые противостоят производителям действия извне. Культура и индивидуальность — сами по себе социальные структуры, силы, которые противостоят деятельности извне и становятся частью дейст­вия добровольно.

    Структуры вместе с тем могут быть представлены как сущест­вующие вне производителя действия, только если мы сосредоточим внимание на третьем окружении деятельности — социальной систе-

    249

    ме. Здесь я обращаюсь к политическим, экономическим, экологиче-1 ским отношениям и цепочкам, которые люди выстраивают в процессе! их взаимодействия во времени и пространстве. Но так как они вы-! страиваются из конкретных, эмпирических взаимодействий и так как они только совокупности самих действий, то невозможно представить эти компоненты социальной системы как вещи, существующие неза­висимо от шаблонных внутренних окружений людей, которые их ак­тивируют. Таким образом, внутренние и внешние окружения дейст- j вия должны быть представлены аналитическим путем, точно так же, < как случайности эмпирических взаимодействий могут быть поняты только в их конкретной форме.

    Источник: Дж. Александер. После неофункционализма...// Социо­логия на пороге XXI века. М, 1999. С. 192-193

    Вопросы к тексту

    1. Что такое действие и как оно соотносится с деятельностью?

    2. Чем закодировано действие и чем оно мотивируется?

    3. Как, согласно Дж. Александеру, соотносятся действия и структуры?

    IJL^^^J Вопросы по теме главы

    1. Объясните, почему деятельность является специфическим
      человеческим способом существования.

    1. Приведите определение социальной деятельности.

    1. Расскажите, какие основные функции выполняет социальная
      деятельность.

    2. Охарактеризуйте четыре вида социальных отношений, реали­
      зующихся в процессе деятельности.

    3. Опишите основные компоненты, входящие в структуру социаль­
      ной деятельности.

    4. Расскажите, какими специфическими признаками характеризует­
      ся социальная деятельность.

    1. Дайте характеристику основных типов социальной деятельности.

    1. Расскажите, на какие типы дифференцируется социальная дея­
      тельность в зависимости от ее значимости в социальном разви­
      тии.

    2. Объясните, что имел в виду К. Маркс, выделяя на приоритетное
      место общественный характер деятельности.

    10. Расскажите, как характеризовал значение и роль деятельности в развитии общества Э. Дюркгейм.

    250

    1. Опишите признаки, которые М. Вебер считал необходимыми,
      чтобы социальные действия имели осмысленный характер.

    2. Дайте характеристику четырех типов действий, которые выделял
      М. Вебер в зависимости от степени воплощенности в них момен­
      тов рациональности.

    3. Расскажите, какие основные элементы в социальном действии
      выделял Т. Парсонс.

    4. Охарактеризуйте структуру социального действия и преимуще­
      ственные функции, которые выполняет каждый структурный
      элемент согласно теории социального действия, разработанной
      Т. Парсонсом.

    5. Объясните, по каким основаниям и признакам социальная дея­
      тельность подразделяется на благодеяние и злодеяние.

    6. Какие виды деятельности приобретают наиболее важное значе­
      ние в начале третьего тысячелетия?

    7. А теперь внимательно вчитайтесь в предлагаемый вопрос тес­
      тового характера. Затем из предлагаемых вариантов ответа вы­
      берите те, которые, как Вы считаете, составляют системообра­
      зующие признаки деятельности. Вопрос: Какие признаки дея­
      тельности относятся к системообразующим? Варианты ответов
      таковы:




    1. форма приспособления человека к природной среде;

    2. целеполагание (постановка определенной цели);

    3. инстинктивное отношение человека к окружающему миру;

    4. преобразование внешнего мира;

    5. наличие соответствующих мотивов;

    6. удовлетворение потребностей и интересов человека;

    7)специфически человеческий способ отношения человека к миру, другим людям и самому себе.

    LM_J?!LiL_J Литература

    1. Бабосов Е. М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 29. Социальная дея­
      тельность.

    2. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избран­
      ные произведения. М, 1990.

    3. Вебер ML Основные социологические понятия // Там же.

    4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М, 1995.

    5. Маркс К. Немецкая идеология. Разд. 1. Фейербах // Маркс К., Энгельс Ф.
      Соч. 2-ое изд. Т. 3.

    6. Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов (Первоначальный
      вариант "Капитала") // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т. 46. Ч. 2.

    251

    1. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. Ч. 1. Теоретические
      ориентиры.

    2. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999. Гл. 7. Изучение
      профессиональной направленности личности.

    3. Фролов С.С. Социальные действия // Социология. М., 1996 Гл. 2, 7.

    Социальные движения

    ЗСИ__] Основные положения

    1. Содержание понятия «социальное движение» связано с та­
      кими социальными процессами, как коллективные действия, социаль­
      ные изменения и сопротивление им, конфликтное противодействие
      соперничающих групп, слоев и классов. Все эти социальные процес-;
      сы обусловлены групповыми или общественными интересами и це-'
      лями взаимодействующих групп и общностей. Исходя из этого можно
      дать следующее определение рассматриваемому социальному про­
      цессу. Социальное движение - это массовые коллективные действия
      одной или нескольких социальных общностей, связанные с обеспече-:
      нием групповых или общественных интересов и потребностей и на­
      правленные на социальные изменения или противление им в кон­
      фликтном противодействии с другими общностями.

    2. Следует отличать социальные движения от социальных ин­
      ститутов. Социальные институты представляют собой относительно
      устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие
      функцию воспроизводства человека и определенных социальных от­
      ношений и взаимодействий в определенных циклах. В отличие от это­
      го социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют не­
      определенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения
      отличаются от социальных институтов тем, что не имеют устойчивого
      статуса и часто направлены не на сохранение существующей системы
      в неизменном состоянии, а, напротив, ориентированы на социальные
      изменения.

    3. Для социологического изучения социальных движений су­
      щественное значение имеет их типологизация. Одним из распростра­
      ненных типов рассматриваемого социального процесса являются об­
      щие социальные движения. К их числу относят обычно рабочее, мо-

    252

    'юдежное, женское движения и движение в защиту мира. Характер­ные особенности общих движений сводятся к следующему.

    1. Общие социальные движения проявляются в стремлении
      множества людей развить новую точку зрения на свое положение в
      обществе, свои права, точку зрения, основанную на желаниях и наде­
      ждах. Следовательно, их становление и развитие связано с возникно­
      вением новых интересов, предположений и ориентации, новых пред­
      ставлений людей о самих себе и с формулированием неудовлетворен­
      ности существующей ситуацией. Именно таким образом складыва­
      лось рабочее, а затем и женское движение.

    2. Становление общих социальных движений протекает как
      процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений дея­
      тельности в форме слабо скоординированных и слабоуправляемых
      попыток достичь желаемых изменений.

    3. Такие движения направляют свою деятельность на различ­
      ные сферы общественной жизни. Женское, например, вторгается и в
      сферу культуры, и в область семьи, быта, досуга, и в сферу политики
      и прав человека, причем в каждой из этих сфер ищет таких перемен,
      которые повышали бы социальный статус женщины.

    4. Общие социальные движения развиваются преимущественно
      неформально и зачастую неофициально. Средствами их развития ста­
      новятся прежде всего беседы, дискуссии, митинги, следование опре­
      деленным образцам поведения. Чаще всего они оказываются доста­
      точно расплывчатыми, не имеющими общего оформления конгломе­
      ратами индивидуальных (реже - групповых) предпочтений, симпатий
      и действий.

    4. Наряду с общими в современном обществе широко распро­странены специфические социальные движения. Нередко они вычле­няются из общих социальных движений, но оказываются более кон­кретными в своих целях и действиях и сосредоточены на каких-либо специфических целях. Так, например, на общей платформе рабочего движения возникают и развиваются такие различные по целям и сред­ствам борьбы специфические социальные движения, как социал-демократическое, коммунистическое, христианско-демократическое. Отличительные особенности специфических социальных движений таковы:

    1. Наличие четко определенной цели, которую сторонники дви­
      жения стремятся достичь своими активными действиями.

    2. Наличие у движения организованного оформления (скажем,
      членство в профсоюзах, наличие избираемых руководящих органов,
      устава и т.п.), определенной, нередко четко иерархизированной и раз­
      ветвленной структуры.

    253

    1. В процессе своего развития специфические социальные дви­
      жения формируют у своих поборников определенное мировоззрение
      и связанные с ним системы ценностей, определенные наборы соци­
      альных ожиданий и ориентации, правил поведения.

    2. Внутри специального социального движения складывается
      определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды
      обладают определенными социальными статусами, часть из них вхо­
      дит в состав признанного и принятого всеми участниками руково­
      дства данным движением.

    3. У специфического социального движения, как правило, су­
      ществует определенная стратегия социальной деятельности и тактики
      ее осуществления применительно к изменяющимся обстоятельствам,
      стремление расширить ареал своей деятельности, увеличить свое
      влияние на развитие социальных процессов.




    1. Политические движения. В тех случаях, когда массовые дей­
      ствия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение
      политической власти, существующего политического режима, специ­
      фические социальные движения приобретают характер политических.
      Этот тип движений может классифицироваться исходя из состава
      основной массы участников (пролетарские, крестьянские и др.), мо­
      тивации коллективных действий (социокультурные, религиозные и
      др.), особенностей стратегии (революционные, реформистские),
      тактики действий (экстремистские, соглашательские, гражданского
      неповиновения и др.).

    2. Экспрессивные движения — более или менее массовые дви­
      жения, которые отчетливо понимают непривлекательность и пороч­
      ность существующей социальной действительности, но стремятся
      изменить не ее, а свое отношение к ней посредством ритуалов, мечта­
      ний; иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культу­
      ры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии. В совре­
      менных условиях экспрессивные движения наиболее распространены
      в молодежной среде. К ним относятся движения хиппи, рокеров и
      других молодежных групп, которые стремятся создать собственную
      субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и прези­
      раемого ими общества с его, согласно их взглядам, неискренней, хан­
      жеской и античеловечной культурой.

    3. Революционные движения — массовые действия, направлен­
      ные на глубокое и полное изменение существующей социальной дей­
      ствительности, структуры, функций и содержания деятельности
      большинства или многих социальных институтов - государства, суда,
      системы образования и т.п. Они стремятся разрушить существующую
      социальную систему, свергнуть свойственные ей политический ре-

    254

    жим и структуры власти и установить новый социальный порядок, новую систему власти, коренным образом отличающиеся от прежних.

    8. Реформистские движения — массовые действия, ориентиро­
    ванные не на революционное ниспровержение существующих соци­
    ально-политических порядков, а на изменение и совершенствование

    i существующей политической и экономической системы посредством ; проведения реформ. Для возникновения и развития реформистских | движений необходимо наличие ряда специфических условий. Они таковы:

    1. Участники этих движений должны позитивно относиться к
      существующим в данной системе социально-политическим порядкам.

    2. Они должны располагать институциональными (т.е. допус­
      каемыми государством, правящей партией, действующим в стране
      законодательством и др.) возможностями высказывать свои мнения и
      осуществлять активные действия в поддержку намечаемых реформ.

    3. Граждане данной страны должны обладать широким набором
      политических прав и иметь возможность свободно подвергать критике
      функционирующие в обществе социальные институты, требовать ре­
      формирования содержания и форм их деятельности.

    Такие движения не могут развиваться в условиях господства тоталитарного политического режима.

    9. Оппозиционные движения — более или менее массовые дей­
    ствия, в которых участвуют люди, неудовлетворенные тем, что соци­
    альные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, на­
    оборот, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода
    движения возникают, как правило, за революционными или реформи­
    стскими движениями и представляют из себя оппозицию по отноше­
    нию к ним. Так, проведение реформ в постсоветской Беларуси, Рос­
    сии, других странах СНГ привело к возникновению множества оппо­
    зиционных движений (движение потребителей, движение обманутых
    вкладчиков и др.), которые включают людей, не находящих, по их
    мнению, достойного места в реформируемом обществе. Противопо­
    ложный по социальной направленности характер носит движение не­
    примиримой оппозиции в России, которое вообще отвергает рефор­
    мы, ориентированные на капитализацию страны.

    10. Экологические движения
  • массовые действия, направлен­
    ные на сохранение и защиту природной среды, против чрезмерного
    истощения природных ресурсов. В этих движениях проявляются две
    антагонистические тенденции: с одной стороны, антиинституцио­
    нальный протест против государственных решений, оборачивающих­
    ся ущербом для природной среды, а с другой - растущая институцио-

    255

    нализация, приводящая к формированию во многих странах на базе данных движений партий «зеленых», которые ставят своей целью ре­шение экологических проблем политическими методами и законода­тельными актами.

    1. Национально-освободительные движения — массовые дей­
      ствия, направленные на ниспровержение иностранного господства и
      завоевание национальной независимости, на реализацию националь­
      но-этническими общностями права на самоопределение, на создание
      независимого национального государства.

    2. В последние два-три десятилетия все более активные дей­
      ствия начинают предпринимать культурные движения. В них объе­
      диняются преимущественно мастера культуры, а также люди, озабо­
      ченные кризисными явлениями в развитии культуры на рубеже XX-
      XXI веков. Эти движения очень разнородны, но наиболее часто в них
      формулируются и отстаиваются несколько основных позиций. Они
      таковы:




    1. возрождение и развитие национальной культуры и языка;

    2. сбережение и охрана шедевров искусства и исторических
      памятников;

    3. противодействие распространению в средствах массовой ин­
      формации, особенно на телевидении, сцен насилия, убийств, вампи­
      ризма и т.п.;

    4) противодействие процессам унификации и глобализации
    культуры.

    1. Молодежные движения - массовые действия, в которые
      включены молодые люди, выступающие за создание для них условий
      достойной жизни, свободы выбора профессии, места жительства, об­
      раза и стиля жизни, экономической самостоятельности, обеспечение
      для юношества политических прав и свобод, за формирование
      собственной молодежной субкультуры.

    2. Феминистские (женские) движения представляют собой
      массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за
      эффективную охрану материнства и детства.

    3. Широко распространены в современном обществе религи­
      озные социальные движения Некоторые из них существуют длитель­
      ное время (например, Католическое действие), другие возникли не­
      давно. Все более активной и разнообразной деятельностью занимают­
      ся поборники нетрадиционных религиозных культов, которые, по су­
      ществу являются новыми религиозными движениями, возникшими во
      второй половине XX века. Наиболее влиятельными из них стали
      кришнаитское движение, движение мунитов и саентологов, которые

    256















    1. Охарактеризуйте сущность реформистских движений, покажите,
      каковы условия их возникновения и развития.

    2. Расскажите, в каких условиях возникают оппозиционные движе­
      ния, какова их ориентированность.




    1. Дайте характеристику сущности и содержания экологических
      движений, их основных ориентации и задач.

    2. Объясните, почему возникают национально-освободительные
      движения, какие цели они преследуют.

    3. Расскажите, в чем заключается своеобразие культурных движе­
      ний, каковы их основные цели.

    4. Охарактеризуйте сущность феминистских (женских) движений,
      опишите основные направления, в которых развиваются эти дви­
      жения.

    5. Дайте характеристику сущности и содержания молодежных дви­
      жений, расскажите, в чем заключаются их цели.

    6. Охарактеризуйте основное содержание религиозных движений,
      их основные типы в современном обществе.

    1. Дайте описание движений в защиту мира, их основных целей.

    1. Расскажите, какие факторы благоприятствуют возникновению и
      развитию социальных движений.

    2. На основании полученных представлений о различных социаль­
      ных движениях постройте их общую типологическую схему.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


    написать администратору сайта