Главная страница

Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Практикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с


Скачать 11.54 Mb.
НазваниеПрактикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с
АнкорБабосов Е.М. Практикум по социологии.doc
Дата16.02.2018
Размер11.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБабосов Е.М. Практикум по социологии.doc
ТипПрактикум
#15605
страница5 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

72

  1. В рамках символического интеракционизма исследуется по­
    ведение не только отдельных индивидов, но и больших масс людей
    (Р. Тернер), массовых социальных движений (Г. Блумер). Групповая
    активность, приводящая к формированию коллективного поведения,
    означает, утверждает Г. Блумер, что индивиды действуют вместе оп­
    ределенным образом, между ними существует разделение труда и оп­
    ределенное взаимное приспособление различных линий индивиду­
    ального поведения.

  2. В блумеровской версии символического интеракционизма
    утверждается, что ключ к пониманию природы коллективного пове­
    дения дает круговая реакция - такой тип взаимного возбуждения, в
    рамках которого реакция одного индивида воспроизводит и одновре­
    менно усиливает возбуждение другого индивида. Вследствие этого
    взаимное возбуждение приобретает круговую форму, при которой
    индивиды отражают настроения друг друга и, таким образом, интен­
    сифицируют их, например, во время ссоры или в концертном зале во
    время захватывающего их выступления популярного певца.

  3. Г. Блумер считал, что коллективное поведение, связанное со
    взаимным возбуждением индивидов, чаще всего возникает в условиях
    неустойчивости или нарушения привычных форм существования лю­
    дей, что приводит последних в состояние беспокойства, выражаю­
    щееся в дискомфорте, фрустрации, неуверенности или, наоборот, в
    чувстве агрессивности. Когда такое беспокойство вовлекается в кру­
    говую реакцию, захватывая не одного, а множество индивидов, воз­
    никает социальное беспокойство Оно воплощается в трудовых конт-
    фликтах, женских движениях, аграрных и религиозных волнениях,
    революционных выступлениях.

9. Поборники символического интеракционизма обращают
внимание на двойственную роль социального беспокойства. Оно:
1) выступает симптомом распада или крушения определенного жиз­
ненного устройства; 2) означает подготовку к новым формам коллек­
тивного поведения, которое на волне всеобщего возбуждения, прини­
мающего круговой характер, с нарастающим эффектом усиливающе­
гося влияния на отдельных индивидов, подталкивает многих из них к
таким формам нового коллективного поведения, о котором они преж­
де и не помышляли.

\Щ10-2^] Практические задания

1. На основе ознакомления с текстом 10-ой гл. Учебного посо­бия и данного Практикума определите и постарайтесь запомнить сле­дующие ключевые понятия:

73







тов, событий? Приведите соответствующие примеры из вашей жизни, литературы, кинофильмов.

  1. Назовите, кто в рамках символического интеракционизма иссле­
    довал поведение больших масс людей и массовых социальных
    движений?

  2. Объясните, что означает термин «круговая реакция»? Каким обра­
    зом групповая активность связана с коллективным поведением?

  3. В каких условиях взаимное возбуждение индивидов приводит к
    социальному беспокойству, в каких формах последнее находит
    свое реальное воплощение?

  4. Какую роль в жизни индивидов и общностей играет социальное бес­
    покойство, как оно связано с социальным движением?

Литература

  1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая
    мысль. Тексты. М., 1996.

  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Символический интерак-
    ционизм // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч.П, гл. 1, 3.

  3. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль.
    Тексты. М., 1996.

  4. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Там же.

  5. Мид Дж. Азия//Там же.

  6. Смелзер Н. Символический интеракционизм // Социология. М., 1994.
    Разд. 1,гл. 5, с. 136-139.

11.1 Основные положения

1. Основоположник феноменологической социологии Альфред Шюц, опираясь на феноменологическую философию Э. Гуссерля и философскую антропологию О. Шпенглера, выдвинул концепцию интерсубъективного социального мира, охватывающего собой всю совокупность человеческих представлений от переживаний единич­ного субъекта до абстрактно-теоретических конструкций социальных наук.

75

  1. Под термином «социальная реальность» А. Шюц понимает
    совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как
    опыт обобщенного сознания людей, как общий для всех них интер­
    субъективный мир, созданный в процессе взаимодействия и взаимо­
    влияния многих субъектов между собой. Социальный мир не только
    интерсубъективен, представляет собой воплощение межсубъектного
    взаимодействия людей в опыте их повседневной жизни, но и является
    миром значений.

  2. В процессе межсубъективных взаимодействий людей, благо­
    даря миру значений, возникает различие между индивидуально-
    уникальными и типичными явлениями социальной реальности. Над
    первым рядом значений, возникающих в повседневном опыте инди­
    видов и представляющих собой конструкции обыденного сознания,
    надстраиваются теоретические конструкции общественных наук, яв­
    ляющиеся конструкциями второго уровня.

Перед социологической феноменологией возникает первосте­пенная проблема: как возможно сформировать объективно верную и проверенную теорию на основе субъективно значащих структур ин­терсубъективного социального мира, т.е. проблема объективности идеальных конструкций второго ряда и их адекватности интерсубъек­тивному миру социальной реальности. Эта проблема может быть раз­решена, считает А. Шюц, благодаря тому, что выполнение требова­ний логической последовательности гарантирует объективный харак­тер идеальных объектов, сконструированных социологом. А выпол­нение требования адекватности гарантируется совместимостью тео­ретических конструкций общественной науки с конструкциями обы­денного сознания, конструкциями повседневной жизни. Это возмож­но в том случае, когда мы не ограничиваем наше понимание чувст­венным восприятием объектов социальной реальности, а включаем в него опытные формы, посредством которых обыденное сознание в повседневной жизни понимает человеческие действия и их результа­ты с точки зрения основных мотивов и целей таких действий.

4. В рамках социологической феноменологии на рубеже 60—70-х
годов XX столетия возникла этнометодология. По замыслу ее основа­
теля Гарольда Гарфинкеля, этнометодология должна превратить мето­
ды исследования примитивных общин и культур, применяемые в этно­
логии и антропологии, в процедуры изучения всех социальных и куль­
турных явлений, более того - в методологию их исследования. Отсюда
и проистекает название данного направления, интегрированное из двух
терминов: этпо плюс методология.

Этнометодология базируется на твердо установленном этноло­гами и антропологами факте: члены примитивных обществ не в со-

76

стоянии описать, а тем более объяснить функционирование сущест­вующих в этих обществах социальных институтов (религии, культуры и т. п.), которые навязываются им как бы извне. Такое осмысление иозможно только в современных обществах индустриального и по­стиндустриального типов, в которых большинство граждан принима­ют участие в создании и функционировании существующих здесь социальных институтов. Но такое осмысление происходит только на основе осмысленной коммуникации, возможной только в языковой форме. Однако язык способен не только прояснить смысл тех или иных действий, в том числе и социальных институтов, но и затем­нить, исказить их. Поэтому социолог должен не ограничиваться при­менением терминов специального научного языка, а использовать выражения повседневной разговорной речи, воплощающие несопос­тавимые, нерефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Именно такие механизмы наиболее полно изучены этнологией, социальной и культурной антропологией, занимающими­ся преимущественно исследованием примитивных общин и культур.

  1. Этнометодология различает два уровня социального позна­
    ния: 1) повседневный опыт; 2) социологическую теорию. В соответ­
    ствии с этим все суждения и выражающие их предложения диффе­
    ренцируются на два типа - индексичпые и объективные. Индексичные
    выражения характеризуют уникальные, специфические объекты, при­
    чем в непосредственной связи с тем социальным контекстом, в кото­
    ром они возникают и используются. В отличие от них объективные
    выражения дают обобщенное описание определенного типа, класса,
    рода социальных объектов независимо от контекста употребления.

  2. С точки зрения сторонников этнометодологии, социальная
    реальность не обладает объективными характеристиками, а видоиз­
    меняется в зависимости от особенностей, содержания и форм выра­
    жения той социальной коммуникации, в которой она возникает и раз­
    вивается. Более того, социальная реальность конструируется, создает­
    ся в процессе социальной, прежде всего речевой коммуникации. Это
    происходит посредством употребления людьми субъективных смы­
    слов и значений в процессе их взаимной коммуникации при помощи
    индексичных выражений.

В отличие от этого объективные выражения, в которых соци­альная реальность унифицируется и классифицируется на определен­ные типы и классы явлений, отстраняются от уникальных ситуаций, изолируют их от неповторимого контекста. А это означает, что науч­ные термины, концепции, теории являются вторичными, производ­ными от повседневного опыта, в процессе развертывания которого и создается сама объективная реальность.

77

Г. Гарфинкель, Г. Сази, Дж. Джеферсон, П. Макхью и другие этнометодологи утверждают, что для проникновения сквозь толщу научных терминов, концепций, теорий в сущность социальных явле­ний необходимо отказаться от разделения, дистанцирования субъекта и объекта, свести теоретические конструкты к здравому смыслу, к «народной мудрости» и повседневному опыту, коренящимся в глуби­нах этнического сознания.

7. Все изложенное не означает, что этнометодология отказыва­ется от теории. Ее теоретическое содержание базируется на четырех постулатах:

  1. отождествляется социальное взаимодействие и речевая ком­
    муникация;

  2. отождествляется исследование и интерпретация действий
    собеседника и коммуникация с ним;

  3. выделяются два различных, хотя и связанных друг с другом,
    слоя в интерпретации — понимание и разговор;

  4. происходит отождествление структурной организации разго­
    вора (коммуникации) с синтаксисом повседневной речи.

Основной вывод этнометодологии таков: социолог, прежде все­го, этнометодолог, в исследовании социальной реальности не должен занимать позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя. Он всегда включен в контекст повседневной коммуникации, в про­цессе которой социальная реальность не только понимается и интерпретируется, но и конструируется, т. е. создается.

Практические задания

1. Найдите в Учебном пособии и в данном Практикуме опреде­
ления следующих ключевых понятий:

И нтерсубъекти вность. Теоретические конструкции науки. Социальный мир. Этнометодология. Мир значений. Индексичные выражения. Конструкции обыденного сознания. Объективные выражения. Конструирование реальности.

2. Чтобы усвоить содержание 11 -ой гл., Вам необходимо по­
нять и запомнить смысл следующих важнейших терминов.

78







Глава 12.
Н. Луман: теория общества и самореферентных систем


12.1

Основные положения

1. Один из разработчиков «постмодернистской» социологии
Никлс Луман (1927-1999) выступил с претензией на создание новой,
«единой социологической теории», в центре которой находится по­
нятие общества. Однако существовавшее до сих пор понятие обще­
ства неадекватно в силу трех причин:

  1. гуманистическое предубеждение, согласно которому обще­
    ство состоит из людей и отношений между ними;

  2. допущение территориального разнообразия общества;

  3. разделение субъекта и объекта познания. Поэтому необхо­
    димо, согласно Н. Луману, «революционизировать парадигму теории
    общества». А это можно сделать, только поставив в центр теории по­
    нятие системы.




  1. Под системой Н. Луман понимает нечто, способное отличать
    себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. Именно под
    такое определение системы подпадает, по его мнению, общество. Оно
    тем и отличается, что постоянно производит различение себя и внеш­
    ней среды, дающее ему право называться системой. Эта система явля­
    ется самовоспроизводящей и одновременно самореферентной, т.е.
    способной описывать самое себя, воспроизводя и само это описание.

  2. При таком понимании социальной системы ее элементами
    оказываются не люди и их действия, а их коммуникации между собой.
    Коммуникация - это не просто передача информации, а смысловой,
    самореферентный процесс, приводящий к определенному конструи­
    рованию социальной системы.

4. Хотя система и окружающий мир разделены, утверждает
Н. Луман, они не могут существовать как две стороны друг без друга.
Если система достаточно сложна (а именно таково общество), она
оказывается в состоянии обратить на себя самые различные системы
и всего окружающего мира и осуществлять вследствие этого наблю­
дение самой себя как системы в окружающем мире.

Именно из такого взаимодействия системы и окружающего ми­ра вытекает понимание и толкование Н. Луманом понятия «саморе­ферентная система». Самореферентность, в его понимании, есть включение самого себя в предмет рассмотрения. Следовательно, са­мореферентная система, хотя и зависит от окружающего мира и не

80

обходится без него, но детерминирована отнюдь не им, поэтому мо­жет сама себя организовать и выстроить свой собственный порядок, осуществив тем самым построение своих структур собственными сис-■ емными процессами.

5. Такое понимание самореферентной системы органически
связано с трактовкой Н. Луманом еще одного ключевого понятия в
его социологической концепции — аутопоейтической системы. Он
утверждает, что аутопоейтические системы производят не только
свои структуры, но и свои элементы, а также сети этих элементов.
Сами же элементы системы — это информация, это различия, имею­
щие очень важное значение для развития и существования системы.
Специфика аутопоейтической системы в том и состоит, что она дела­
ет выбор из самостоятельно сконструированной области информации
и тем самым осуществляет процесс коммуникации между своими раз­
личными составными частями.

Отсюда вытекает ключевая значимость коммуникации аутопо­ейтической самореферентной системы. Такая значимость предопре­деляется тем, утверждает Н. Луман, что коммуникация является изна­чально социальной операцией, поскольку она:

1) предполагает множество совместно действующих систем
сознания (т.е. мыслящих людей);

  1. не может быть свойственна ни одному отдельному сознанию;

  2. может быть произведена только в рекурсивной (т.е. взаимно
    возвращающейся) связи с другими коммуникациями, следовательно, в
    сети коммуникаций.

6. В предлагаемой Н. Луманом постмодернистской социологи­
ческой теории в центр внимания выдвигаются два взаимосвязанных
понятия «система» и «коммуникация». В этой теории коммуникация
конституирует, т. е. создает социальную реальность. В процессе ком­
муникации получатель сообщения может принять или отклонить его.
Отклонение тоже является актом коммуникации. В случае осложне­
ния коммуникаторы (как отдельные индивиды, так и целые социаль­
ные системы) становятся перед выбором: избежать разногласий и
конфликта или же разрешить возникшую проблему посредством дав­
ления, влияния, насилия. В современном постмодернистском общест­
ве коммуникативный процесс становится более масштабным и эф­
фективным благодаря расширившемуся арсеналу средств коммуника­
ции: наряду с традиционными (язык, письменность, печать, радио)
появились новые коммуникативные средства - телевидение, компью­
терные и электронные сети и т. п. Кроме того, существуют «символи­
ческие обобщения» - генерализованные, обобщенные средства ком­
муникации, такие как истина, право, собственность, деньги, любовь.

81

Они работают как бинарный (двойной) код предпочитаемого/не пред­почитаемого, облегчая работу громадных объемов информации, со­действуют принятию отборов других людей, принятие ценностей и норм их функционирования.

7. В разрабатываемой Н. Луманом теории общества различают­
ся три уровня анализа:

  1. общая теория систем, а в ней - аутопоейтических систем;

  2. теория социальных систем;

  3. теория системы общества как особого случая социальных
    систем.

Общество как специфическая социальная система обладает ря­дом особенностей, к числу которых относятся:

а) оперативная замкнутость;

б) открытость;

в) способность к самонаблюдению;

г) способность к самоорганизации;

д) самооценка;

е) память;

ж) различение прошлого и будущего состояний;

з) функциональная дифференциация;

и) взаимодействие с окружающей средой;

к) интегративно-дезинтегративные изменения.

8. Н. Луман выделяет три основных типа социальных систем:

  1. системы взаимодействия;

  2. социетальные системы,

  3. организации.

9. Одним из фундаментальных проявлений сложности совре­
менного общества, считает Н. Луман, становится глобализация, т.е.
формирование единой глобальной социальной системы.

Ц. 12'2__] Практические задания

1. Найдите в Учебном пособии, в данном Практикуме опреде­ления следующих ключевых понятий и постарайтесь запомнить их"

Общество.

Принятие.

Коммуникация.

Отклонение.

Самореферентная система.

Средства коммуникации.

Аутопоейтическая система.

Уровни анализа общества. 82









  1. Как связаны между собой, в понимании Н. Лумана, понятия «сис­
    тема» и «коммуникация»?

  2. Какие три уровня анализа общества предлагаются Н. Луманом?

  3. Каковы основные типы социальных систем, анализируемые в кон­
    цепции саморефернтных систем?

  4. Как Луман понимал и интерпретировал процессы глобализации?

Литература

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Гл. 6. §3. Саморефернтные системы. Н. Луман.

  1. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии.
    СПб., 1994.

  2. Луман Н. Почему необходима системная теория? Там же.

  3. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек.
    1996. №3.

  4. Луман Н. Теория общества//Теория общества. М., 1999.

  5. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно по­
    нимать современное общество // Социология на пороге XXI века.
    М, 1999.

  6. Феофанов К.А. Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-
    нормативной интеграции: конец великой дискуссии // Социологические
    исследования. 1997. №3.

  7. Филиппов А.Ф. Памяти Никласа Лумана//Теория общества. М., 1999.




Э. Гидденс: социологическая концепция структурации

Основные положения

1. Один из самых известных современных социологов Энтони Гидденс (1938 г.р.) считает необходимой разработку новых правил социологического метода, которые, по его мнению, реализуются в предлагаемой им теории структурации. Эта теория основывается на трех взаимосвязанных утверждениях:

1) социальная теория должна включать понимание человече­ского поведения как действия;

84

  1. такое понимание должно быть совместимо с концентриро-
    напностью на структурных компонентах социальных институтов или
    общества;

  2. понятия власти или господства должны быть связаны с поня-
    i иями действия и структуры.




  1. Необходимо, считает Э. Гидденс, проводить принципиальное
    различие между целями действия и непреднамеренными последст­
    виями, к которым действия приводят. Такое различение дает возмож­
    ность исследовать полученный в результате сочетания преднамерен­
    ных действий и непреднамеренных последствий баланс между соци­
    альным воспроизводством и трансформацией. Если производство
    характеризуется процессом повторяемости действий и их результатов,
    то социальная трансформация представляет собой совокупность пе­
    ремен, зачастую являющихся результатом непредвиденных последст­
    вий действий.

  2. Социальные структуры, в понимании Э. Гидденса, являются
    человеческими действиями и отношениями, устойчивость этих струк­
    тур обусловлена их повторяемостью во времени и пространстве. Все
    человеческие действия подвержены влиянию структурных характери­
    стик общества и в то же время своими действиями люди сами создают
    и до некоторой степени изменяют эти структурные характеристики.




  1. Всепроникающим явлением социальной жизни является
    власть, органично связанная с социальным неравенством. Обладание
    властью дает возможность аккумулировать собственность и богатст­
    во, а обладание собственностью и богатством, в свою очередь, явля­
    ется средством приобретения власти. Поэтому структуры и системы
    власти необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи в процессами
    социальной стратификации и классовой структуры.

  2. В социальной структуре особо важное место занимает дея­
    тельность социальных институтов - государства, вооруженных сил,
    религии, культуры, семьи, а также правительственных учреждений,
    промышленных фирм, больниц, колледжей и других крупных органи­
    заций, играющих значительную роль в современном обществе.

  3. Предметом социологии, согласно Э. Гидденсу, является не
    просто общество, созданное активной деятельностью субъектов - ак­
    торов. Своеобразие социологии заключается в том, что она изучает
    действия, значимые для людей, их совершающих. Именно поэтому
    она дает не только теоретическую картину общества, но и оказывает
    множество практических воздействий на общественную жизнь, в силу
    чего имеет важные практические применения:

85

  1. дает лучшее понимание социальных обстоятельств, что пре­
    доставляет шанс лучше контролировать их;

  2. способствует росту культурной восприимчивости людей, по­
    зволяя им учитывать различия культурных ценностей в любых поли­
    тических акциях;

  3. дает возможность оценить преднамеренные и непреднаме­
    ренные последствия принятия определенных политических программ;

  4. способствует развитию самосознания, предоставляя группам
    и индивидам больше возможностей изменять условия своей жизни.




  1. Э. Гидденс выдвигает новую, постклассическую парадигму
    социологии. Она ставит под сомнение отстаиваемую классической
    социологией позицию признания безусловной объективности научно­
    го знания и признает решающую роль социального субъекта, будь то
    индивид, социальная группа, социальный институт или общественное
    движение, в конструировании и преобразовании социальных структур
    соответственно интересам самого субъекта. Социальный субъект не
    является жестко зависимым от безличных факторов социального раз­
    вития — экономических, политических, социокультурных, религиоз­
    ных и т.п. Он предстает в качестве активно действующего агента со­
    циальных изменений, который не только приспосабливает общест­
    венные структуры к своим интересам, но и в известной мере преобра­
    зовывает, конституирует, создает их, осуществляя их структурацию.

  2. Э. Гидденс утверждает, что, создавая своей активной дея­
    тельностью общество, действующие субъекты одновременно придают
    ему определенную структуру, это и составляет основное содержание
    понятия «структурация». Последняя обозначает реальный процесс
    созидания и реализации структуры социальной системы, осуществ­
    ляемый активными действиями социального субъекта - актора.

  3. Структура современных обществ весьма сложна, структури­
    рована по многим основаниям: имущественным, властным, этниче­
    ским, религиозным, культурным и т.п. Решающая роль в развитии и
    изменении структурных характеристик общества принадлежит про­
    цессам социальной стратификации и классовой структуре. Для совре­
    менных индустриальных обществ характерна классовая структура.
    Принадлежность к социальному классу определяется различиями в
    экономическом положении людей, их неравенством в отношении вла­
    дения материальными ресурсами и контроля над ними. Классы, с точ­
    ки зрения Э. Гидденса, - это крупномасштабные группы людей, обла­
    дающие сходными материальными ресурсами, что, в свою очередь,
    определяет их образ жизни.

86

Классовые различия, считает Э. Гидденс, зависят от благосос-тяния людей и рода их занятий. Классовая структура современного общества, с его точки зрения, состоит из четырех основных классов:

  1. высший класс, в состав которого входят богачи, предпринима-
    гсли, промышленники, а также высший слой управленцев, владеющих
    или непосредственно контролирующих средства производства;

  2. средний класс, включающий в себя большинство «белых во­
    ротничков», т.е. специалистов;

  3. рабочий класс — «синие воротнички», т. е. люди, занятые фи­
    зическим трудом;

4) крестьяне - люди, занятые традиционным сельскохозяйст­
венным трудом.

  1. Вся совокупность возникающих и изменяющихся в процес­
    се деятельности субъектов-акторов социальных структур предстает
    как социальная система, представляющая собой отношения и взаи­
    модействия между индивидами и группами, воспроизводимая как ре­
    гулярные социологические практики. Отличительная особенность
    социальной системы выражается терминами «интеграция», «систем­
    ность». Существующее в социальных системах господство рассмат­
    ривается как следствие властных отношений, возникающих из асси-
    метричности доступа к ресурсам.

  2. Современный мир зависит от непрерывной коммуникации,
    т.е. взаимодействия между людьми, пространственно отдаленными
    друг от друга. В результате коммуникационных процессов в социаль­
    ных системах возникают три основные свойства структур:




  1. сигнификация (обозначение);

  2. господство;

  3. легитимизация.

Обеспечив свое господство, определенные группы акторов стремятся его легитимизировать (узаконить) посредством утвержде­ния в обществе определенных норм и правил поведения. Коммуника­ционные процессы играют существенную роль в осуществлении гло­бализации, т.е. во все более глубоком вовлечении современных об­ществ в глобальные системы. Вследствие формирования социальных связей, охвативших всю планету, считал Э. Гидденс, весь мир стано­вится единой социальной системой, системой постмодернистской, которая должна оставить в прошлом бедность, тоталитаризм, эколо­гические бедствия и ориентироваться на скоординированный гло­бальный социальный порядок и планетарную взаимопомощь.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта