|
Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Практикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с
Глава 4. Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер 4.1
Основные положения 1. Первые теоретические представления об обществе, месте и роли в нем человека различных социальных общностей, появились в самом начале возникновения и развития человеческой цивилизации, примерно 8-10 тысяч лет тому назад. Первые более или менее разви тые системы таких теоретических воззрений первоначально форми ровались в философских школах, существовавших в древних Индии, Китае, Вавилоне, Греции, Риме. Наиболее известными из них являют ся учения Сократа, Платона, Аристотеля. В средние века в Западной Европе получают широкое распространение взгляды на предназначе ние и роль государства, разработанные Аврелием Августином (Бла женным). Дальнейшее развитие обществоведческие концепции полу чили в эпоху Возрождения и Нового времени в трудах Данте Алигье- ри, Леонардо да Винчи, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, М. Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Ламетри, Ж, Руссо, Г. Гегеля и др. Однако в качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40-е годы XIX в. Ее «крестным отцом» стал О. Конт (1792-1857), который впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе. 2. По аналогии с основными разделами тогдашней физики, ко торую О. Конт считал образцом точной науки, он подразделил социо логию на два основных раздела: социальная статика и социальная ди намика. 42
Каковы основные стадии развития общества в концепции О. Конта?
Какие методы считал применимы в социологии О. Конт?
В чем проявилась непоследовательность О. Конта?
В чем сущность эволюционно-органицистского направления в социологии?
Каково соотношение понятий «структура» и «функция» в пони мании Г. Спенсера?
В чем видел Г. Спенсер различие между обществом и организ мом?
Каков, согласно Г. Спенсеру, критерий общественного прогресса?
Что понимал К. Маркс под базисом общества?
Какое содержание вкладывал К. Маркс в понятия «производи тельные силы» и «производственные отношения»?
Что, согласно К. Марксу, приводит к возникновению классовых конфликтов?
Какова роль, по К. Марксу, классовой борьбы и социальной рево люции в развитии общества?
Начертите схему общественно-экономической формации.
Jk4__J Литература ю. л.
Арон Р. Опост Конт // Этапы развития социологической мысли. М., 1993 г. Арон Р. Карл Маркс // Там же.
Бабосов Е.М. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии // Основы конфликтологии: Учеб. пособие. Мн., 1997. Разд. 1, гл. 1.
Гидденс Э. Социология. М, 1999.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Контовский проект науки об обществе // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. II. Гл. 1,3.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Социологические воззрения Г. Спенсера // Там же.
Ермаков И.П. Опост Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии как самостоятельной науки // Социология: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995.
Кравченко С.А. Социология марксизма // Социология: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 3.
Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. 1992. №2.
48
Глава 5. Э. Дюркгейм: «Социальные факты» — основа социологии 5.1
Основные положения Согласно Эмилю Дюркгейму (1859-1917) социальная реаль ность включена в универсальный природный порядок, столь же ус тойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определен ным законам. Общество — реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по отношению к индивидам. Человек - двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность со циальная над индивидуальной.
Основу социальной реальности составляют социальные фак ты, которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивидам. Будучи внешними по отношению к индиви дам, социальные факты составляют объективную реальность, незави симую от индивидуального сознания, но поскольку они суть типы поведения и мышления, ценности и нормы, воплощающие в себе кол лективное сознание, они зависят от последнего. Социальные факты, все нормы, ценности, обычаи, традиции не только объективны, неза висимы от индивида, но и наделены принудительной силой, вследст вие которой они навязываются ему независимо от его желания.
Из признания специфики социальной реальности, воплощен ной в социальных фактах, вытекает, согласно Э. Дюркгейму, само стоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии.
Важную роль играет в обществе социальная солидарность, существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из них доминировала в архаических обществах, была основана на нераз витости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органи ческая солидарность характерна для современного общества и осно вана на разделении труда.
Основная функция разделения труда - интегрирование инди видов в социальные общности, обеспечение единства социального ор ганизма, формирование чувства солидарности. В последнем решающая роль принадлежит корпорации, которая должна, по мнению Э. Дюрк- гейма, стать четко организованной группой, социальным институтом и одновременно основным элементом социальной структуры.
49
Вопросы по теме главы
1. В чем заключается, согласно Э. Дюркгейму, своеобразие социальной реальности? 2. 3.
4.
Что представляют из себя «социальные факты»? Чем мотивирует Э. Дюркгейм самостоятельность социологии как науки? Что такое социальная солидарность и какие ее виды анализирует Э. Дюркгейм? В чем состоит разделение труда и какую роль оно, по мнению Э. Дюркгейма, играет в формировании социальной солидарности?
Что представляет из себя аномия и какую роль она играет в разви тии общества?
Чем, согласно Э. Дюркгейму, обусловлено самоубийство, каковы его основные типы?
Литература Арон Р. Эмиль Дюркгейм // Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие. 2-ое изд. Мн., 2001. Разд. 1, гл. 1. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии. Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма // Э. Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Приложение. М, 1995. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Социология как объективный анализ "социальных фактов": Э. Дюркгейм // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. I, гл. 3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. Мнацаканян М.О. "Социологизм" Эмиля Дюркгейма // Социология. Учеб. Пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М, 1995. Гл. 2, 4. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977. 51
«Понимающая» социология М. Вебера
„_£■'' Z3 Основные положения 1. В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма социологическая док трина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скепти цизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцен трирована на изучении социальных действий и отношений конкрет ных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять дей ствительные механизмы реального поведения индивидов и их общно стей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возни кающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого чело века, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объясне нии мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного чело веческого действия. С учетом сказанного становится понятным определение социологии, данное М. Вебером- «Социология .. есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». 2. Важнейшая категория веберовской социологии — социальное действие обладает тремя отличительными признаками: наличие действующего индивида;
осмысленность предпринимаемого действия;
социальная ориентированность действия на других людей.
3. С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмыс ленности вся совокупность социальных действий может быть подраз делена на четыре основных типа: целерациональное,
ценностнорациональное,
традиционное,
аффективное действие.
Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориентировано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побочным результатам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. Рационально осмысленным является и второй тип — ценностнорационалъные действия, отличающиеся осознанным определением своей направленности на определенную ценность на основе личных убеждений индивида о долге, достоинстве, красоте и 52 т.п. Третий тип — традиционные действия находятся на границе осмысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, навеянной индивидам традициями, обычаями и т.п. Четвертый тип — аффективные действия чаще всего находятся за пределами осмысленности и совершаются индивидами в состоянии аффекта — страха, гнева и т.п.
С социальными действиями, в понимании М Вебера, орга нически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Содержание же отношения может быть самым различным борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, соперничество и т.д Социальное отношение может быть длительным или преходящим, а его содержание способно изме няться, например, в политических отношениях солидарность может превратиться в борьбу, вызванную столкновением интересов
Выделение основных типов действий и отношений привело М. Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и обоснования категории «идеальный тип». Под идеальным типом он понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внима ние на основных особенностях целого обширного класса сходных в каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и про цессов, их взаимосвязанных причин и следствий.
В веберовской социологической концепции очень важное значение придается категории «организация», отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, посто янно ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих ад министративных аспектов организации применяется термин «бюро кратия», который обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирования организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий, направленных на достижение ее целей.
Наряду с организациями в обществе, согласно М. Веберу, существуют и другие объединения, в которых социальное поведение и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих це лях и средствах их достижения. Таковы, в частности, социальные ин ституты, характерные особенности которых состоят в следующем:
люди включаются в них на основании объективных данных (наличие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.);
основными факторами, определяющими поведение в них, служит наличие рациональных установлений (правил, предписаний и
53
др.) и аппарата принуждения. В качестве таковых, согласно М. Вебе-ру, выступают государство, церковь, политическая партия.
8. Теория рационализации, модифицированная в учении об ор ганизациях и институтах, подводит М. Вебера вплотную к теоретиче скому осмыслению явлений господства, подчинения и власти, зани мающих главенствующее положение в политике. Концентрирован ным воплощением господства и власти является государство, кото рое, по его словам, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство».
М. Вебер выделяет три основных типа легитимного, т.е. законного господства:
«традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего», т.е. власти, передаваемой по наследству — от князя или короля его наследнику;
господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выбо ров в демократическом обществе;
авторитет необычного личного дара, которым обладает носи тель харизмы, т.е. необычной способности человека оказывать маги ческое воздействие на других людей и властвовать над ними.
9. М. Вебер уделил большое внимание изучению мировых рели гий (буддизма, ислама, христианства) и проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на воз никновение капиталистического духа и становление капитализма как специфического типа рациональной экономики. 6.2
Практические задания 54
1. Сформулируйте определения следующих ключевых понятий:
Понимающая социология.
Социальное действие.
Социальные отношения.
Организация.
Социальный институт.
Господство.
Государство.
Легитимность.
Религия.
Протестантизм.
Дух капитализма.
|' Ij 6j4] Литература
Арон Р. Макс Вебер // Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произ ведения. М., 1990.
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Там же.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // Там же. 5 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. (Социология М. Вебера и веберовский ренессанс.) М., 1991.
Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // М. Вебер. Избранные произ ведения. М., 1990.
Гвишиани Д.М. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической орга низации управления // Организация и управление. М., 1972.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Теория "социального дейст вия" М. Вебера // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. I, гл.5.
Давыдов Ю.Н. "Картины мира" и типы рациональности (Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера) // М. Вебер. Из бранные произведения. М, 1990.
Кравченко С.А. "Понимающая" социология Макса Вебера // Социология. Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 5.
Интегральная социология П. Сорокина ЕЖ 7dZZl Основные положения 1. Питирим Сорокин (1889-1968) считал, что социология, яв ляющаяся наукой об обществе, должна, в первую очередь, изучать специфические особенности общества, к числу которых он относил: 2. В отличие от экономической теории, изучающей экономиче скую деятельность и соответствующие взаимодействия людей, от по литологии, изучающей политические деятельность и взаимодействия, социология, по утверждению П. Сорокина, есть интегральная наука, изучающая человека и его взаимодействия с другими людьми в обще- 56 стве во всем многообразии экономической, политической, религиозной, художественной, рациональной, иррациональной и иных форм жизнедеятельности в социокультурном пространстве общества.
П. Сорокин уточняет понятие «взаимодействие», под кото рым он понимает любое событие, с помощью которого человек реа гирует на открытые действия или состояние ума, слова, жесты друго го. Особое значение он придает значимому взаимодействию, пони маемому им как такое взаимодействие, в котором влияние, оказывае мое одной частью (индивидом, семьей, социальной группой и т.п.) на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто фи зическими или биологическими свойствами соответствующих дейст вий (например, национальный флаг страны, под которым солдаты сражаются с врагами).
В сорокинской социологической концепции первостепенное значение придается структуре взаимодействия, которая включает в себя три взаимосвязанных компонента:
личность как субъект взаимодействия;
общество как совокупность взаимодействующих индивидов с их социокультурными отношениями и процессами;
культура как совокупность значений, ценностей и норм, ко торыми владеют взаимодействующие лица, а также совокупность но сителей этих ценностей - самих людей, которые создают, раскрывают и реализуют эти значения в своей деятельности.
Все взаимодействия в обществе, согласно П. Сорокину, со вершаются в социальном пространстве и социальном времени, кото рые в корне отличны от геометрического пространства и физического времени. Люди, находящиеся вблизи друг к другу в геометрическом пространстве (король и его слуга), в социальном пространстве отде лены громадной дистанцией. Напротив, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (два епископа католической церкви, совершающие службу на разных континентах - один в Европе, другой в Америке) очень близки в социальном отно шении.
Изменения в социальном пространстве - это, утверждает П. Сорокин, — социальная стратификация и социальная мобильность, т.е. разделение людей по стратам (социальным слоям) и их переме щение как внутри страт, так и между стратами, из одной страты - в другую.
Социальная стратификация — это дифференциация данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге, т.е. разделение их на высшие и низшие слои. Ее основа и сущность - в
57
неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
П. Сорокин выделяет три основных критерия социальной стратификации: экономическое расслоение (богатые - бедные); поли тическую дифференциацию (имеющие власть и не имеющие ее), профессиональную (различие между учителями, инженерами, врача ми, рабочими и т.п.)
Социальные страты не остаются неизмененными, они под вержены изменениям, которые называются социальной мобильно стью. Социальная мобильность — это перемещения индивидов и соци альных групп от одного социального положения к другому. Она бы вает двух видов. Горизонтальная мобильность — это перемещение из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне общественной стратификации, например, смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной или примерно равной должности); миграция внутри или между странами; циркуляция меж ду религиозными группами или политическими партиями. Верти кальная мобильность — это перемещение индивида или группы из одного социального слоя в другой, расположенный выше или ниже в социально-стратификационной пирамиде. Она делится на два вида: восходящая циркуляция (социальный подъем) и нисходящая (соци альный спуск).
П. Сорокин уделял первостепенное внимание выяснению сущности и значимости культуры в развитии общества. Культура, в его понимании, есть многообразная и многоуровневая, динамично развивающаяся система, в которой существует основополагающая первоценность, составляющая ее системообразующее ядро. Именно наличие этой первоценности предопределяет ее своеобразие, ее «ин дивидуальное» отличие от всех других культур, направленность ее развития.
Сорокинская социодинамика культуры, во-первых, исходит из определяющей роли и возрастающей значимости социокультурных факторов в развитии цивилизации, в трансформациях общества; во-вторых, уделяет основное внимание исследованию повторяющихся ритмов, циклов и периодичностеи в развитии социокультурных процессов.
10. При исследовании культуры, считал П. Сорокин, необхо димо применять два взаимосвязанных метода: каузально-функцио нальный и логико-смысловой. Их единство позволяет за множеством различных феноменов культуры увидеть их «подлинное единство».
58
Выделяются четыре основных формы интеграции культурных элементов:
1) пространственное сосуществование культурных идей, ценно стей и их механическое объединение в одно структурное единство;
соединение, обусловленное внешними факторами, когда элементы культуры не имеют внутренней связи, а объединяются в некий конгломерат по случайным признакам;
каузальная или функциональная интеграция, при которой изменение, или исчезновение одного из важнейших элементов приво дит к изменению всего культурного комплекса;
логико-смысловая интеграция культуры - наивысшая форма интеграции, когда идеи и ценности культуры объединяются на основе единого стиля, интегрирующего их всех в единую целостность.
В общем процессе социодинамики культуры существует три основных типа. Если преобладает чувственный образец культур ных ценностей, мы имеем перед собой чувственную культурную сверхсистему. Если основное внимание сконцентрировано на разуме, то перед нами умозрительная или идеациональная суперсистема куль туры. Если же существует органическое единство, гармоничный ба ланс чувственных, эмоциональных и рациональных компонентов, то возникает идеальный тип культурной сверхсистемы.
В самом кровавом за всю историю человечества XX веке, утверждал П. Сорокин, господствующее значение приобретает чувст венная суперсистема культуры, которая во второй половине столетия переживает глубокий кризис. Однако современный кризис культуры и общества - это не обыкновенный декадансный кризис (упадок), а пе реход от одного типа культуры к другому, в котором прекрасная чув ственная форма сольется с глубоким, прекрасным, разумным содер жанием, возвышающим человека духовно, нравственно, социально.
7.2 1 Практические задания
1. На основании ознакомления с текстом 7-ой гл. Учебного пособия и данного Практикума постарайтесь определить и усвоить следующие ключевые понятия:
Социология - интегральная наука. J
Социальное взаимодействие.
Стратификация.
Социальная мобильность.
Социодинамика культуры.
59
ной мобильности. Приведите конкретные примеры социальной стратификации и социальной мобильности из жизни современного общества.
9. Расскажите, что понимал П. Сорокин под термином «социодина-мика культуры», какие методы он считал необходимыми для исследования этого процесса.
Охарактеризуйте четыре основных формы интеграции культур ных элементов в единую систему культуры. Ответьте на вопрос, какие формы интеграции культурных элементов являются наибо лее предпочтительными и эффективными.
Дайте описание сущности и особенностей трех выделенных П. Сорокиным типов культуры — чувственного, идеационального и идеального. Приведите из истории культуры периоды и особен ности функционирования этих типов культуры. Постарайтесь применить сорокинскую типологию культуры к современным процесса социокультурного развития.
Как интерпретировал П. Сорокин современный кризис культуры?
|
|
|