Пи
Литература Жиромская И.П. Интегральная социология П. Сорокина // Социология. Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 7.
Зыглина Т.С. Кризис современного западного общества в контексте со циокультурной динамики П. Сорокина. Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Со циология и политология. 1997. №1.
Сорокин П. Интегрализм - моя философия // Социологические науки. 1992. №10.
Сорокин П. Система социологии. М., 1993.
Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.
Сорокин П. Кризис нашего времени // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.
Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм // Там же.
61 „Глава 8. Т. Парсонс: общая теория действия и социальные системы Основные положения Толкотт Парсонс (1902-1979), выдающийся американский социолог, создатель социологической доктрины структурно- функционального анализа, считал, что основной проблемой социоло гии является исследование процессов интеграции социальных систем. С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действую щим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действую щих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой.
Любую социальную систему, считал Т. Парсонс, можно представить в двух неразрывных аспектах:
как структуру, выступающую в совокупности единиц или компонентов со стабильными свойствами (статика системы);
как ряд событий, процессов, в ходе которых изменяются свойства и отношения между структурными единицами (динамика системы), причем сами эти изменения связаны с действиями. Из этого следует, что социальные системы рассматриваются как сложные со вокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определе ние рассматриваемого феномена «социальные системы - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами».
3. Общая модель действия называется «единичным актом» и включает в себя, согласно Т. Парсонсу, два основных компонента: действующее лицо (актор), т.е. субъекта действия, наделен ного стремлением действовать, имеющего определенные цели, спо собного описать способы их достижения и осуществить их;
ситуационное окружение - изменяемые и неизменные фак торы окружения, по отношению к которым оно зависит. Таким обра зом, действие предстает как определенный процесс в системе «субъ ект действия - ситуация», имеющий мотивационное значение для действующих лиц и коллективов.
4. Различные элементы ситуации, в которой действуют инди виды и коллективы, имеют для действующих субъектов специальные значения в качестве «знаков» или «символов», приобретающих общее 62 значение и являющихся элементами культуры. Следовательно, социальная система состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, взаимодействующих друг с другом в определенной ситуации, а их отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры. «Наличие высокодиф-ференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвязей, - подчеркивает Т. Парсонс, - является отличительной чертой современных, модернизированных обществ».
5. Ситуационное окружение действующих субъектов, согласно Т. Парсонсу, состоит из четырех факторов:
биологический организм;
личностная подсистема;
культурная подсистема;
социальная подсистема.
Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют структурную иерархию систем, приводящую в процессе своего функционирования к «интегративному состоянию» общества.
Система действий, согласно Т. Парсонсу, выполняет четыре взаимосвязанные функции: 1) адаптация нацелена на установление благоприятных отношений между системой действия и окружающей ее средой и на приспособление к среде; 2) целедостижение заключа ется в определении целей системы и мобилизации энергии и ресурсов для их достижения; 3) мотивация направлена на воспроизводство об разца, т.е. на сохранение верности акторов нормам и ценностям сис темы и на то, чтобы акторы продолжали ориентироваться на них; 4) интеграция направлена на поддержание координации между час тями системы, ее связанности и целостности, на защиту ее от резких изменений и крупных потрясений, на стабилизацию системы.
Если сопоставить рассмотренные ранее четыре подсистемы (биологический организм, личность, культуру, социальную систему) с четырьмя функциями системы действия, то окажется, что биологиче ский организм соответствует функции адаптации, личностная подсис тема связана с функциями целеполагания и целедостижения, культур ная подсистема соответствует функции воспроизводства образца, а социальная система выполняет функцию интеграции, приводит обще ство к интегративному состоянию.
Раскрыв сущность и значимость каждого из четырех компонентов структурной иерархии систем, Т. Парсонс особо выделил системообразующую роль культуры. Свойственная ей система культурных идеалов, ценностей, образцов создает устойчивые связи для структурирования индивидов в единую социальную систему, структурирует
63
обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. В кибернетическом смысле именно она занимает высшее место в системе действия, выполняя роль регулятора по отношению ко всем остальным системам - организму, личности и социальной системе.
В результате включенности индивидуальных действий мно гих акторов в единую действующую систему, личность, взаимодейст вуя с другими личностями, приходит к ожиданию определенных дей ствий от других индивидов в определенных ситуациях. Такое ожида ние (экспектация) во взаимодействии с другими акторами и их экс- пектациями приводит к возникновению определенных правил, норм, образцов поведения, помогающих регулировать и гарантировать ха рактер ответных реакций. Все это вместе взятое «создает сложную сеть позиций», систему «ролевых статусов». Каждому из этих стату сов приписывается определенное ожидаемое поведение, а также по ощрение или наказание за соответствие или несоответствие этим ожиданиям. Решающим же фактором упорядочения и организации совместной деятельности индивидов являются идеалы, ценности и нормативные образцы культуры.
Переход от одного состояния общества к другому, более вы сокому, считал Т. Парсонс, обусловлен возникновением и усиливаю щимся действием в социальной системе и в поведении индивидов но вых кодовых элементов нормативных структур, воплощаемых в сис теме культуры.
8.2
Практические задания 1. Ознакомившись с 8-ой гл. Учебного пособия и данного Практикума, определите следующие ключевые понятия:Структурный функционализм. Ситуационное окружение. Актор. Социальная система. Социальное действие. Ценности культуры. Экспектация. Ролевой статус. 2. Постарайтесь запомнить значение нижеследующих терми нов, имеющих важное значение для раскрытия содержания данной главы. 64
10. Усвоив содержание данной главы, объясните, почему предложенная Т. Парсонсом концепция общей теории действия и социальных систем, получила название «структурный функционализм»?
1 Литература
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Общая теория действия. Социальные системы. Т. Парсонс // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. II, гл. 1.
Парсонс Т. Введение. Заключение // Американская социология: Перспек тивы. Проблемы. Методы. М., 1972.
Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст вия: культура, личность и место социальных систем // Американская со циологическая мысль. Тексты. М, 1996.
Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Там же.
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Там же.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
Рудой Д.Е. Структурный функционализм // Социология. Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М, 1995. Гл. 3, 2.
Социологическая теория конфликта 9.1
Основные положения Теоретические истоки социологической теории конфликта коренятся в концепциях К. Маркса и Г. Зиммеля. Карл Маркс (1818- 1893) считал, что основу общества составляет способ производства материальных благ, в структуре которого производительные силы на определенной ступени своего развития приходят в состояние кон фликта с существующими производственными отношениями. Этот конфликт формирует субъект революционного ниспровержения капи тализм - рабочий класс.
По мере участия в конфликтах рабочий класс осознает не примиримость своих интересов с интересами буржуазии и превраща ется из «класса в себе» в «класс для себя». В конечном счете он пре вращается в могильщика капитализма и совершает социальную рево-
66 люцию, которая представляет собой реальный шаг к гармоничному развитию общества.
В отличие от К. Маркса выдающийся социолог Георг Зим- мелъ (1858-1918) полагал, что в динамике конфликтов более глубокие и острые из них постепенно уступают место менее интенсивным и острым, вследствие чего укрепляется прочность и интегративность социальной системы. Основное внимание он уделял исследованию конфликтов в сфере культуры, социодинамика конфликтов в которой составляет основную движущую пружину развитие как самой культу ры, так и всей жизни общества.
В 60-е годы XX века целый ряд нововведений в социологи ческую теорию конфликта внес американский социолог Льюис Ко- узер. Он считал, что конфликт представляет собой борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в ко торой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущер ба, оттеснение или уничтожение соперника.
В конфликтном функционализме Л. Коузера первенствующее значение придается выяснению функций конфликтов. Наиболее важ ные функции конфликтов, считает Л. Коузер, таковы:
1)усиление сплоченности членов группы;
более четкое разграничение между враждующими группами;
усиление интегративности социальной системы;
повышение степени адаптивности системы к изменяющимся условиям.
Признавая, что конфликты при определенных условиях способны привести к разрушению и дезинтеграции социальных систем, Л. Коузер, тем не менее, особо выделял позитивные функции конфликта, позволяющие сохранять или восстанавливать интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.
6. Л. Коузер был убежден, что общество, раздираемое дюжиной конфликтов, имеющих всевозможную направленность, находится в меньшей опасности быть насильственно разорванным на части, чем общество, в котором возник один крупномасштабный конфликт, раска лывающий социальную систему на две противоборствующие и непри миримые части. Поэтому можно сказать, что общество скрепляется своими внутренними конфликтами.
Отсюда вытекает вывод Л. Коузера о различении двух типов социальных систем в зависимости от того, в какой степени эти системы проявляют терпимость или, напротив, нетерпимость к конфликтам. В гибких и демократических социальных системах множественные конфликты, втягивающие в свои орбиты немногочисленные вра-
67
ждующие группы, пересекаются друг с другом, предотвращая тем самые серьезные потрясения их осевых структур. Напротив, социальные системы жесткого, тоталитарного типа стремятся подавить конфликты и тем самым создают предпосылки для возникновения конфликта, способного расколоть общество на непримиримо враждебные большие общности, а это чревато катастрофическими последствиями для общества.
Конфликтологическая теория, разрабатываемая Ральфом Да- рендорфом, исходит из наличия классов в индустриальном обществе и вытекающих отсюда отношений господства и подчинения, приво дящих к конфликтам. Предложенная Р. Дарендорфом конфликтная модель общества опирается на четыре основополагающих постулата: 1) каждое общество подвержено процессам изменений, которые яв ляются вездесущими; 2) в каждом обществе в каждый момент време ни проявляются несогласие и конфликт - социальный конфликт вез десущ; 3) каждый элемент в обществе способствует его дезинтегра ции и изменениям; 4) каждое общество опирается на принуждение, применяемое одними его членами по отношению к другим.
С точки зрения Р. Дарендорфа, в течении последних 15-ти лет в обществе стали опасно разрастаться три новых типа социальных конфликтов:
неразрешимые национальные конфликты;
индивидуализация социальных конфликтов, вспыхивающих в отношениях между индивидами;
конфликты, возникающие вследствие широкого распростра нения аномии, когда «нарушение общественных норм сходит пре ступникам с рук».
Важнейшим средством преодоления конфликтных ситуаций, считает Р. Дарендорф, является установление социального контракта между различными группами в двух его основных видах: 1) контракт — доминации (власти, господства); 2) контракт ассоциации. Только второй тип создает условия для гармонизации современных обществ.
9. Существенный вклад в разработку макросоциологической теории конфликта внес американский социолог Рэндал Коллинз. Его конфликтологическая парадигма покоится на четырех взаимосвязан ных теоретических постулатах:
центральной особенностью любой социальной системы явля ется стратификация, воплощаемая в неравенстве групп и индивидов, в их доминировании друг над другом;
причины происходящих в обществе изменений коренятся в интересах различных групп и индивидов, прежде всего в интересах
68
9. В своей макроконфликтологической концепции Р. Коллинз сформулировал четыре основополагающих теоретических постулата. Расскажите, в чем смысл постулатов?
В понимании В. Коллинза, в современном обществе существует несколько взаимосвязанных конфликтных сетей. Ответьте, каково содержание этих сетей и какую роль они играют в возникновении конфликтов?
Каким образом можно объяснить резко возросший интерес к со циологии конфликтов в странах, образовавшихся после развала Советского Союза?
9.4
Литература Арон Р Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Разд. Карл Маркс.
Бабосов Е.М. Конфликтология. 2-е изд. Мн., 2001. Гл. 1, 2.
Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная лите ратура. 1993. №4.
Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социо логии // Философская и социологическая мысль. 1993. №6.
Козер Л.А. Функции социального конфликта // Американская социоло гическая мысль. Тексты. М., 1996.
Козер Л А. Завершения конфликта. Там же.
Коузер Л Основы конфликтологии. СПб., 1999.
Маркс К. К практике политической экономики. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 57-87.
Глава 10i Символический интеракционизм 10.1 | Основные положения
1. Основатель символического интеракционизма, американский социолог Джордж- Герберт Мид (1863-1931), усматривал решающее отличие человеческого бытия от существования животных в языке, придающем социальную специфику человеческому взаимодействию (английское слово interaction означает взаимодействие). Человеческий язык отличается от голосовых сигналов животных тем, что использует значимые символы, т. е. такие знаки, которые несут для индивидов
71
и их групп, определенные смыслы или значения. Именно значимые символы, воплощаемые в языке, создают в процессе взаимодействия людей предпосылки к их социальному развитию.
Символизация, осуществляемая посредством языка, считал Дж. Г. Мид, делает возможным существование определенной социаль ной ситуации и конституирует (т.е. создает) сам социальный объект.
Взаимодействуя с другими индивидами, определенная общ ность которых выступает как «обобщенный другой» (т.е. множество других), индивид развивает в этом процессе собственную самость, или индивидуальность. В форме обобщенного другого сообщество людей осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных членов. Следовательно, индивид обладает самостью (индивидуально стью) лишь в отношении самости других членов своей социальной группы.
Сторонники социодраматического ответвления символиче ского интеракционизма К. Берк, Э. Гоффман, X. Даккен рассматри вают взаимодействие между индивидами как своеобразные пьесы, в которых каждый человек одновременно является продюсером, при глашающим людей на определенные роли; актером, играющим отве денную ему роль, и режиссером, следящим за исполнением. Каждый индивид использует предметное окружение как реквизит и тщательно охраняет места своих «частных кулис», где он может расслабиться после представления.
Взаимодействие неотрывно от интерпретации, которая воз никает в процессе коммуникации. Сама же коммуникация подразде ляется на внешнее и внутренне общение. Внешнее - это взаимодейст вие индивидов друг с другом посредством слов-символов, несущих в себе определенные смыслы и значения Внутреннее - между частями нашего «Я» происходящее общение, в процессе которого и возникает интерпретация, т.е. толкование, разъяснение смысла, значения опре деленного события, объекта, жеста или слова. Этот процесс означает видение себя глазами других людей, возникающее из способности языковых символов вызывать в человеке ту же реакцию, что и в дру гих людях. На основании этого Дж. Г. Мид развил концепцию обоб щенного другого, под которым понимается определенная социальная группа, воздействующая на сознание любого из своих членов. Сущ ность этого процесса представляет собой становление социальных качеств личности, происходящее путем усвоения каждым индивидом тех социальных ролей, которые культивируются в данной группе, на пример, у игроков в бейсбол.
|