курсовая. право древней (киевской) руси
Скачать 63.79 Kb.
|
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации Крымский юридический институт (филиал)» Юридический факультет Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «История государства и права России» на тему: «ПРАВО ДРЕВНЕЙ (КИЕВСКОЙ) РУСИ» Выполнила: студентка 1 курса 11-С группы очной формы обучения Миронова Алина Денисовна Проверил: доцент кафедры кандидат исторических наук, доцент младший советник юстиции Задерейчук Иван Панасович Оценка:_____________________ Подпись_____________________ «___»__________________2022 г. Симферополь – 2022 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Источники древнерусского права……………………………………...5 1.1. Общая характеристика источников древнерусского права. ……………....5 1.2. Обычное право……………………………………………………………......6 1.3. Религиозная норма как источник древнерусского права………………….9 1.4. Договорное право в Древней Руси…………………………………………11 1.5. Русская Правда как важнейший источник права……………………..…..16 Глава 2. Особенности регулирования правоотношений в древнерусском праве………………………………………………………………………………18 2.1. Правовое регулирование гражданских отношений по Русской Правде…….............................................................................................................18 2.2. Уголовное право и процесс по Русской Правде…………………………..23 Заключение……………………………………………………………………….29 Список литературы………………………………………………………………31 ВВЕДЕНИЕ Αктуальность выбранной темы курсовой работы определяется рядом факторов, значимость которых состоит в понимании закономерностей развития современного государства и права. История формирования права России сложна и уникальна. Вопрос происхождения права и его источников не терял своей актуальности долгие годы. Но, в настоящее время, появилась возможность разносторонне и непредвзято рассматривать и исследовать данный вопрос. Спор между сторонниками норманнской и сторонниками антинорманнской теории прекратился, поскольку, большинство ученных пришли к выводу о том, что государственность – это закономерный результат многовекового исторического пути народа. Целью курсовой работы является анализ становления древнерусского права в целом и его основных институтов. Сформулированная цель обусловила необходимость решения следующих задач: 1) дать общую характеристику древнерусского права, выявить его особенности; 2) уяснить, что представляло собой обычное право как источник древнерусского права; 3) проанализировать сущность и значение религиозных норм в качестве источника древнерусского права; 4) выявить специфику договорного права в Древней Руси; 5) дать общую характеристику Русской Правде как основному источнику Древнерусского права; 6) установить характер правового регулирования гражданских отношений по Русской Правде; 7) выявить особенности уголовного права и процесса по Русской Правде. Таким образом, объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникшие в древнерусском обществе и государстве, и нуждающиеся в правовом регулировании. Соответственно, предметом исследования являются: обычное право восточных славян; Русская правда, как основной источник древнерусского права, в которой изложены различные виды правоотношений; Кормчие книги как источники церковного и светского права; уставы князей; договоры Древней Руси с Византией, в полной мере раскрывающие позиции государства на международной арене. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования: работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Глава 1. Источники древнерусского права 1.1. Общая характеристика источников древнерусского (киевского) права. Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи—нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским». Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях — Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной. Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известныцерковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги— византийские сборники церковно-гражданских постановлений). «Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда. Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений. Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений. 1.2. Обычное право Одним из источников древнерусского права являются обычаи славян, которые регулировали общественную жизнь в догосударственный период в VI-IX веках. Обычное право представляло собой совокупность неписаных правил поведения (т.е. обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения1. При этом соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение воды и огня и др.), либо одобрением мер, применявшихся к обидчику обиженным, его родными и членами рода (кровная месть). Обычное право в процессе становления государства «вросло» в его правовую систему и явилось одним из источников ее формирования. Обычай также лежал в основе еще одного предшественника Русской Правды – Закона русского, о происхождении и сути которого до сих пор идут споры. Закон русский существовал в устной форме и касался, главным образом, экономической стороны жизни2 Его история восходит к древней племенной эпохе восточных славян и связывается с варягами, обычаи которых также стали частью повседневной жизни в Древнерусском государстве3. В Законе русском нашли свое отражение и бытовые традиции, которые вошли потом в Русскую Правду. В Х веке Закон русский еще применяли в судебной практике и в торговых отношениях, в частности, с Византией. В дальнейшем нормы уголовного права, закрепленные Законом русским, использовали при составлении Русской Правды. В области уголовного права нормы обычного права функционировали продолжительное время. В начале XI века Ярослав законодательным путем зафиксировал обычай кровной мести, трансформировав и ограничив его. Регулирование имущественных отношений нормами обычного права осуществлялось также довольно долго, потому что государство не торопилось вмешиваться в область частных отношений. Долгий период законодатель не имел отношения к порядку заключения договоров, оставляя это на усмотрение сторон. Только конфликты, которые возникали на этой почве, вынуждали государство реагировать на них любыми способами. Из норм обычного права, которые регулировали имущественные отношения, стали выделяться нормы, которые регулировали отношения между купцами. У них были общие профессиональные интересы. В их сообществе формировались нормы поведения, которые основывались на солидарности интересов и взаимном доверии.4 Регулирование семейно-брачных отношений до Крещения Руси осуществлялось только обычным правом. Христианство, серьезно относившись к браку и семье, начало непримиримую борьбу с семейно-брачными обычаями дохристианского общества. Но исключенные из права языческие обычаи на протяжении долгого времени соседствовали с нормами церковного права, регулировавшими семейно-брачные отношения в уже христианской Руси. В Русской Правде еще встречаются упоминания о «невенчальных женах». Речь идет о том, что в XI – XII веках еще не все браки заключались при непосредственном участии церкви, многие продолжали заключать браки по старым обычаям. И вот тут как раз важно указание в законе на то, что освещенные церковью браки приравниваются к бракам, заключенным по языческим нормам. Примечательно, что в законе нашло отражение и терпимое отношение к незаконнорожденным детям. В частности, после смерти отца им полагалось на законных основаниях наследство из «прелюбодейной части»5. Совершенно особенной областью действия норм обычного права стало регулирование отношений внутри общины, а также между общинами. В этой области правовой обычай оставался основополагающим на протяжении всей истории ее существования. К XI веку древнерусское право вобрало в себя традиционные для славянских племен нормы и традиции, а также впитало ряд характерных черт византийского права. Ко времени письменного оформления права Русь приняла христианство, таким образом, регуляторами правового поля стали выступать, в том числе, и церковные уставы. В этой ситуации, поскольку нормы обычного права существовали только в устной форме, проследить, как они вошли в древнерусское законодательство, можно только предприняв попытку исключить из Русской Правды нормы, характерные церковным уставам, нормы, которые были свойственны Византии, а также исключив все то, что было продиктовано уровнем исторического развития общества того времени. Обычное право, как источник права, соответствовало древнему обществу своей консервативностью: нормы этого вида права знакомы всем, и к ним привыкло общество. Следование нормам правового обычая обеспечивалось отчасти их сакральным, религиозным характером. Однако экономическое, социальное и политическое развитие общества привело к урегулированию тех взаимоотношений, которые были неизвестны прежде, или способ регулирования которых в силу поменявшихся условий также должен был трансформироваться. В этих обстоятельствах обычное право утратило свои позиции и было вытеснено из нормативно-правовой сферы6 Произошло это, главным образом, за счет распространения византийской правовой традиции, как более универсальной, а также распространения влияния церкви на развитие и закрепление правил и норм взаимоотношений в обществе. 1.3. Религиозная норма как источник древнерусского права В конце X в. (988 г.) отношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело настоящий переворот во всех сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права. На протяжении двух последующих столетий, XI и XII, Русь перенимала чужое право, приспосабливая его к условиям своей жизни. В русскую культуру был привнесен огромный объем переводной греческой литературы, как светского, так, главным образом, религиозного содержания: евангелия, псалтыри, жития святых, хроники, апокрифические сочинения и пр., составлявшие круг чтения средневекового русского читателя. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). С точки зрения Хачатурова Р. Л., такой всеобъемлющий переворот мог бы повести к полной замене местного права чужим, но благодаря устойчивости русского обычного права он привел только к необходимому усвоению церковного права и к частичной и свободной рецензии некоторых кодексов византийского светского права. Действительно такие кодексы были реципированы с самого принятия христианства, это доказывается тем, что светские кодексы включались в состав греческих Номоканонов (и русских кормчих книг), которые в своей сфере были обязательны в полном своем составе. Таким образом, под влиянием византийского права уже в XI в. членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, вместе с тем, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др. Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Вместе с новой религией на языческую Русь приходят византийские законодательные акты, содержащие фундаментальные основы церковно-византийского права, основанные, прежде всего, на Своде законов Юстиниана. Вскоре за их распространением начинает внедряться институт церковных судов, имеющий довольно широкую компетенцию: за определенные противоправные деяния церковному суду, подлежат практически все сословия Древнерусского государства. Таким образом, религиозные нормы христианства были восприняты древнерусским правом сквозь призму языческих обычаев Руси и закреплены в различных видах источников, являясь при этом основой регулирования многих общественных отношений. 1.4. Договорное право в Древней Руси Договор, как источник права, играет в древнее время более крупную роль, чем в наше время. В сфере публичного права договором создаются не только нормы, определяющие межгосударственные отношения, но и целый ряд правил, регулирующих внутренний строй государства. Для обозначения договора в древности употреблялись термины "докончанье", "рядъ", "крестное целованье"; последний термин - с тех пор, как началось для придания прочности договору принесение присяги по христианскому обряду. Можно отметить следующие виды договоров в древнее время: 1) договоры международные, заключенные между русскими княжениями и соседними нациями; 2) договоры между русскими князьями; 3) князей с народом и 4) князей с дружинниками. Институт договорного права органично происходит из обязательственного права, корни которого теряются в глубине веков русской истории. Впервые элементы договорного права встречаются на заре русской государственности. В период военной демократии договора носили, как правило, военно-политический характер. Так первый договор7 русских князей с готским вождем Германарихом8 упоминается в «Велесовой книге9»: «И наши родичи потекли к ляхам и там осели за сто лет до готов Германариха. А те озлобились на нас и тут была борьба великая, и готы были потеснены и отогнаны к Донцу и Дону. И. Германарих пил вино за дружбу с нами после наших воевод. И так была утверждена новая жизнь. Друг наш так пил кровь и вино, а после того в одно лето пошёл с мечом на нас». Это, пожалуй, первое свидетельство из русской истории о заключении мирного договора, который, к сожалению, оказался не долгим и уже на следующий год был нарушен Германарихом. В дальнейшем правило заключения военных договоров было воспринято русскими князьями. Так Олег в 911 г. поставил свои суда на колеса и с помощью наполненных ветром парусов сухим путём подошел к стенам Константинополя. Византийцы, ещё помнившие разрушительное вторжение руссов в 860 году поспешили предложить Олегу мирный договор10, который включал в себя и элементы гражданского правового регулирования. Первым пунктом этого договора были слова: «Первым словом да умиримся с вами Греки! Да любим друг друга от вся души, и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей обижать вас, но потщимся сколь можем, всегда и непреложно соблюдать сию дружбу». 11 Таким образом, русское договорное право, воспринимая современные ему европейские традиции того времени, строится на принципе добровольного принятия на себя соответствующих обязательств по отношению к другой договаривающейся стороне. В дальнейшем эта конструкция, т.е. добровольное принятие на себя соответствующего обязательства, станет основой цивилистической мысли в развитии института российского договорного права XIX века. Важно отметить, что договор в X веке ещё носит смешанный характер. В нем оговариваются все вопросы, интересующие договаривающиеся стороны. Так в договоре 911 года отмечается: «III. Русин ли убиет Хрситанина или Христианин Русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого, но жена убийцы не лишается своей законной части. Когда же преступник уйдёт, не оставив имения, то считается под судом, доколе найдут его и казнят смертию. VII. Если же найдутся в Греции между купленными невольниками Россияне или в Руси Греки, то их освободить и взять за них, чего они купцам стоили... Х. Ежели между купцами и другими людьми Русскими и Греками будут виновные, и ежели потребуют их в отечество для наказания, то Царь Христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и не хотели туда возвратиться»12. Важно отметить, что уже в этом соглашении появляются обязательные атрибуты договора «Для верного исполнения сих условий между нами, Русью и Греками, велели мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их своею рукою, клялся святым крестом, Нераздельною Животворящею Троицей единого Бога, и дал хартию нашей Светлости; а мы, Послы Русские, дали ему другую и клялись по закону своему, за себя и за всех Русских, исполнять утверждённые главы мира и любви между нами, Русью и Греками. Сентября во 2 неделю, в 15 лето от сотворения мира...». Таким образом, один и первых русских договоров ввёл правило: - составление договора в экземплярах, числом равном его участникам; - скрепление договоров подписями и клятвами, в выполнении обязательств договора; - датирование договора. Начатая при Олеге договорная традиция не находит своего продолжения в договоре 971 г. между Святославом и Цимисхием. Если при Олеге договор имел двусторонний характер и носил обоюдный обязательственный характер, то договор 971 г. является односторонним: «Список с договора, заключённого при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле синкеле к Иоанну, называемому Цимсисхием, царю греческому, в Доростоле месяца июля, 14 индикта. В год 6479»13. В данном виде договор носит характер одностороннего обязательства Святослава, а в его лице всей Киевской Руси, к Византии. Конечно, при этом следует учитывать исторические обстоятельства возникновения данного договора, который был фактической капитуляцией Святослава перед византийскими войсками. В самом договоре нет ни одного обязательства Византии перед Русью, поэтому этот договор является своеобразным исключением из общего обязательственного права Древней Руси, где в договорах обязательства распределяются равномерно по отношению к договаривающимся сторонам. Следующий этап развития русского договорного права связан с Русской Правдой. В Русской Правде договорное право обретает свою гражданскую основу, в ней формируется уже определённая система обязательств. В настоящее время этот памятник русского права исследован ещё недостаточно хорошо. Так, в Истории отечественного государства и права 14 говорится о том, что в Русской Правде не упоминается договор мены и хранения (поклажи). В тоже время в издании М.Н. Тихомирова 15 приводится статья 45 16, где, в частности, говорится: «45. Аже кто поклажаи кладеть оу кого любо, то ту послуха нетуть; но оже начнеть большимь клепати, тому ити роте оу кого то лежалъ товаръ: а толко еси оу мене положилъ зане же ему въ бологоделъ и хоронилъ товаръ того.» В соответствии с этой статьей передача на хранение товара или имущества (поклажи) происходит без свидетелей. При обвинении в утайке («начнеть болшимь клепати») идёт к присяге тот, кто хранил поклажу, потому что он «благодеялъ», т.е. оказывал услугу. Тихомиров отмечает, что в испорченной статье Псковской Судной грамоты доказательства невиновности также представляются на волю хранившего товар или имущество: «хочетъ самъ поцелуетъ (крестъ) или на поле лезеть, или у креста положитъ своему исцу». По Псковской Судной грамоте такое хранение товаров или денег носило название «сблюдение». Порядок этот держался с давнего времени, как показывает один из рассказов Печерского Патерика о двух киевлянах («два некаа от великых града того»), один из которых оставил своего сына Захария другому на попечение и дал ему свои деньги «на съблюдение». Таким образом, договор хранения не только известен Русской Правде, но и имеет, как отмечает Тихомиров более давнюю традицию. Если быть более точным, то следует отметить, что в Русской Правде речь идёт не собственно о договорах в их современных понятиях, а скорее об обязательствах, вытекающих из определённых договорных отношений. Так, в частности, в ст.32 говорится: «Паки ли будеть что татебно купилъ в торгу, или конь, или портъ, или скотину, то выведеть свободна мужа два или мытника; аже начнеть не знати, оу кого купилъ, то ити по немь темъ видокомъ на роту (а), а истьцю свое лице взяти; а что с нимь погибло, а того ему желети, а оному желети своихъ кунъ, зане не знаеть оу кого купивъ; познаеть ли на долзе оу кого то купилъ, то свое куны возметь, и сему платити, что оу него будеть погибло, а князю продажю». В случае покупки краденого на торгу следует поставить свидетелями покупки двух свободных людей или мытника (сборщика пошлин), при этом эта процедура не избавляет покупателя от потери купленных краденых вещей, а только спасает от дальнейшего иска. Если же покупатель через продолжительное время («на долзе») найдёт продавца краденого, то тот за все отвечает и полностью оплачивает продажу. Как видим, в статье рассматриваются процессуальные вопросы о добросовестности договора купли-продажи, а не собственно сам договор, это же замечание относится и к другим статьям Русской Правды, которые в современной отечественной литературе рассматриваются как элементы договорного права17. Таким образом, следует признать, что, не смотря на расширение правоприменительной практики обязательственного права к XIV веку, собственно договорное право ещё не вычленялось из права обязательственного. В тоже время договор как правовой институт продолжает сохраняться в военной дипломатии. 1.5. Русская Правда как важнейший источник права. До наших дней дошло более ста списков «Русской правды», которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей – сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Возникновение «Русской правды» связано с борьбой Ярослава за великое киевское княжение с его братом Святополком в 1015–1019 гг. По традиции, принято считать, что «Русскую правду» как юридический документ Ярослав дал помогавшим в этой борьбе новгородцам, чтобы они вели суд «по закону». Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции. Как явствует из заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. И связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. По уровню разработки правовых институтов это более высокий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлены уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. Она была разработана для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси. Источниками кодификации для составления первых русских сборников законов явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в «Русской правде» и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). |