дипломная работа. Дипломная работа Егоровой. Правовая политика в сфере обеспечения духовнонравственной безопасности в Российской Федерации
Скачать 95.84 Kb.
|
1.2 Понятие и принципы духовно-нравственной безопасностиИзменения, которые происходят в современном мире, касаются различных сфер общественной в жизни, в том числе и нравственных ценностей и ориентиров. Развивая рыночные отношения и совершенствуя технический прогресс, современное общество столкнулось с проблемой духовного обнищания. Нравственные нормы отошли на второй план, а моральные принципы постепенно утрачивают свою силу, создавая кризис духовности. В этой связи важно обеспечить нормальное духовное развитие в обществе. Поэтому особое значение приобретает духовно-нравственная безопасность, которая является структурным элементом национальной безопасности. Раздел Концепции обеспечения национальной безопасности, посвященный защите традиционных Российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, не раскрывает понятия духовно-нравственная безопасность. В связи с этим мы вынуждены обратится к позиции ученых-юристов, исследующие данный вопрос. Н.Х. Гафиатулина определяет духовно-нравственную безопасность как состояние защищенности интересов общества, государства и личности в духовно-нравственной сфере от различных угроз [6, с. 136]. Указанное определение имеет место быть, но оно является наиболее лаконичным и общим, по сути, производным от определения национальной безопасности. И.Б. Чернова предлагает следующее определение. «Духовно-нравственная безопасность являет собой такое состояние общества и личности, которое обеспечивает их нормальное взаимоувязанное функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни» [50, с. 70]. И сразу же приведем определение другого автора. «Духовно-нравственная безопасность это процесс сохранения и видоизменения идей, идеалов, норм, ценностей, традиций, которые господствуют в обществе и разделяются массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора, преемственность и динамику общественного развития» [17, с. 40]. Хотя представленные определения в целом являются схожими, по сути, они абсолютно разные ввиду своих базовых характеристик. Первый автор определяет духовно-нравственную безопасность как состояние, а второй как процесс. Мы должны исходить из того, что духовно-нравственная безопасность является структурным элементом национальной безопасности, то есть, его производной. Ранее мы уже определились, что национальная безопасность является именно состоянием, конечным итогом, к которому стремится государство, реализуя комплекс средств и мер. Именно применение различных средств, направленных на обеспечение национальной безопасности, можно охарактеризовать как процесс. А уже сама финальная цель – национальная безопасность, можно определить посредством категории процесс. Руководствуясь правилами логики, будучи производной, духовно-нравственная безопасность тождественно представляет собой состояние защищенности духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Последние являются своего рода основным объектом охраны духовно-нравственной безопасности. Концепция раскрывает данный вопрос и позволяет нам сформировать понимание того, какие ценности государство относит к группе российских духовно-нравственных ценностей. Согласно Концепции, к их числу относятся следующие ценности: – «жизнь; – достоинство; – права и свободы человека; – патриотизм; – гражданственность; – служение Отечеству и ответственность за его судьбу; – высокие нравственные идеалы; – крепкая семья; – созидательный труд; – приоритет духовного над материальным; – гуманизм; – милосердие; – справедливость; – коллективизм; – взаимопомощь и взаимоуважение; – историческая память и преемственность поколений; – единство народов России» [41]. Следует обратить внимание, что речь идет именно о российских духовно -нравственных ценностях, поскольку для каждого государства они будут иметь свой частный характер. По сути своей, духовно-нравственные ценности — это совокупность общепринятых в государстве моральных, этических и культурных идеалов. Поскольку каждое государство имеет свой путь исторического и культурного развития, то и соответствующие ценности будут определяться под влиянием частных обстоятельств. Рассматривая перечень ценностей, отнесенных к группе культурно-нравственных, мы можем обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, отдельные категории, представленные данным списком, имеют чрезмерно абстрактный характер. Так, на наш взгляд, слишком общими являются категории «ответственность за судьбу Отечества», «высокие нравственные идеалы», «созидательный труд». Не совсем понятно, что именно вкладывается в данные понятия, какие именно качества подпадают под критерии высоких нравственных идеалов? Любой ли созидательный труд может считаться проявлением культурно-нравственных ценностей? Отсутствие конкретики по данным вопросам не является причиной полемики, а скорей выступает проблемой, поскольку отсутствие конкретики при определении самих ценностей не дает возможности разработать специальные мероприятия и средства для их защиты. Во-вторых, отдельные категории имеют субъективный характер оценки. Например, справедливость, милосердие, крепкая семья. И если справедливость находит свое нормативно-правовое закрепление в виде принципа и имеет общий подход к толкованию, то с другими категориями все куда сложней. Субъективная оценка тех или иных ценностей также создает проблемы при разработке комплекса средств и мер, направленных на их охрану и развитие. В целом сложности при определении категорий, которые могут быть отнесены в группу культурно-нравственных ценностей, связана с характером их восприятия в сознании человека. Например, та же сама справедливость имеет особо дискуссионный характер. Кто-то может определять ее как абсолютное равенство, кто-то как воздаяние за должное или каким-то другим образом. Поэтому весьма сложно оценивать место, роль и значение того или иного элемента в списке культурно-нравственных ценностей, поскольку такая оценка будет одной из многих исключительно субъективных точек зрения по данному вопросу. Говоря об абстрактном характере элементов культурно-нравственной безопасности, в качестве одного из ее признаков мы можем выделить признание государством. Хотя, если тот или иной элемент может иметь разную трактовку, он должен обязательно быть признан государством. В качестве примера мы можем взять особо дискуссионный вопрос о проведении эфтаназии. В отдельных случаях она рассматривается как инструмент милосердия для страдающих. То есть, лицо, осуществляющее эфтаназию, проявляет к человеку милосердие, которое, согласно Концепции, является духовно-нравственной ценностью. Но Российская Федерация не признает применение эфтаназии и с точки зрения закона, такие действия квалифицируются как убийство. Поэтому духовно-нравственные ценности находятся в рамках правового поля, регулируемого и устанавливаемого государством. Следующим признаком духовно-нравственной безопасности является динамический характер объектов ее охраны. Общественные отношения постоянно развиваются, поэтому и нормы их регулирующие должны быть гибкими, чтобы соответствовать актуальным потребностям. Духовно-нравственные ценности могут быть также меняться под влиянием развития общества. Например, в советский период развития государства в качестве духовно-нравственных ценностей наверняка были бы провозглашены: социализм, любовь к труду, безмерное уважение к государству и так далее. Если мы говорим о 20х годах прошлого века, то «крепкая семья» определенно не могла быть духовно-нравственной ценностью, поскольку государство стремилось отойти от привычной концепции семьи и продвигать в массы полигамию. На сегодняшний день человек вместе со своими правами и свободами является высшей ценностью, поэтому это отражается в перечне духовно-нравственных ценностей. Рассматривая духовно-нравственную безопасность, следует отдельно затронуть тему принципов, которые лежат в основе ее обеспечения. В основе обеспечения духовно-нравственной безопасности лежат следующие принципы. Во-первых, это принцип объективности при оценке духовно-нравственной обстановки в стране. Сущность этого принципа определяется тем, что при определении духовно-нравственных ориентиров, государство должно объективно оценивать ценности, которые возводятся обществом на пьедестал, без каких-либо прикрас. Данный принцип направлен на то, чтобы государство не выдавало желаемое за действительно и беспристрастно оценивало вопросы, связанные с духовно-нравственными ценностями. Во-вторых, взаимодействие субъектов обеспечения духовно-нравственной безопасности с другими носителями государственно властных полномочий. Обеспечение безопасности в обществе является сложным процессом, которое требует взаимодействия всех уполномоченных субъектов. Только их совместная работа позволит обеспечить состояние культурно-нравственной безопасности и всей национальной безопасности в целом. В-третьих, постоянство функционирования системы обеспечения духовно-нравственной безопасности. Указанная система должна функционировать непрерывно и своевременно отвечать вызовам, обусловленным внутренним и внешним угрозам. В-четвертых, дифференцированный подход к обеспечению культурно-нравственной безопасности. При обеспечении культурно-нравственной безопасности нельзя применять только один (универсальный) подход. Требуется тщательно изучить каждую частную проблему и угроз. Только после этого, можно разработать эффективный механизм противодействия, актуальный для определенной совокупности обстоятельств. В-пятых, «приоритетность рассмотрения сил и средств обеспечения духовно-нравственной безопасности их органами управления не только в виде эффективного, дешевого, самостоятельного средства, предназначенного для позитивного воздействия на объекты, но и как сил и средств, достаточных и наиболее приемлемых для решения стратегических задач в сфере духовно-нравственной безопасности» [7, с. 23]. В-шестых, принцип централизма управления системой. Данный принцип характеризуется тем, что руководство системой обеспечения культурно-нравственной безопасности сосредоточено в «руках» одного субъекта. Это исключает разностороннюю, противоречащую друг другу, политику в данной сфере. В-седьмых, принцип контроль. Деятельность по обеспечению культурно-нравственной безопасности контролируется на предмет законности и эффективности. Причем такой контроль обеспечивается не только государственно-властными субъектами, но и представителями общественности. Это позволяет исключить нецелесообразное нарушение и ограничение прав и свобод третьих лиц, а также нецелесообразное расходование бюджетных средств. В-восьмых, принцип заблаговременного предупреждения угроз культурно-нравственной безопасности. Государственная политика в сфере обеспечения культурно-нравственной безопасности не должно ограничиваться исключительно устранением последствий, вызванных вследствие воздействия внутренних и внешних угроз. Заблаговременно должны быть разработаны механизмы, которые предупреждают и устраняют потенциальные угрозы на раннем этапе, тем самым минимизируя возможный ущерб. В-девятых, принцип массированности применяемых мер. Данный принцип выражается в том, что для устранения угрозы может применяться совокупность мер, реализуемых на всех уровнях, если это целесообразно и позволит решить стоящие задачи. Обобщая все вышеизложенное, мы можем определить духовно-нравственную безопасность следующим образом. Это состояние защищенности провозглашенных государством духовно-нравственных ценных ценностей, актуальных на данном этапе исторического развития, от внутренних и внешних угроз. В завершении данной главы, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, каждый из элементов системы национальной безопасности является равнозначным, отсутствие хотя бы одного из них не позволит достигнуть состояния защищенности, именуемого национальной безопасностью. Во-вторых, одним из элементов национальной безопасности является духовно-нравственная безопасность. Она представляет собой состояние защищенности провозглашенных государством духовно-нравственных ценных ценностей, актуальных на данном этапе исторического развития, от внутренних и внешних угроз. В-третьих, одним из наиболее значимых признаков духовно-нравственной безопасности является динамический характер объектов ее охраны. Общественные отношения постоянно развиваются, поэтому и нормы их регулирующие должны быть гибкими, чтобы соответствовать актуальным потребностям. Духовно-нравственные ценности могут быть также меняться под влиянием развития общества. В-четвертых, обеспечению духовно-нравственной безопасности характерна своя система принципов, в которую входят принципы контроля, централизма, постоянства, объективности и так далее. |