дипломная работа. Дипломная работа Егоровой. Правовая политика в сфере обеспечения духовнонравственной безопасности в Российской Федерации
Скачать 95.84 Kb.
|
ЗаключениеОдним из элементов национальной безопасности является духовно-нравственная безопасность. Она представляет собой состояние защищенности провозглашенных государством духовно-нравственных ценных ценностей, актуальных на данном этапе исторического развития, от внутренних и внешних угроз. Одним из наиболее значимых признаков духовно-нравственной безопасности является динамический характер объектов ее охраны. Общественные отношения постоянно развиваются, поэтому и нормы их регулирующие должны быть гибкими, чтобы соответствовать актуальным потребностям. Духовно-нравственные ценности могут быть также меняться под влиянием развития общества. Мы можем выделить следующие принципы, которые лежат в основе деятельности уполномоченных субъектов по обеспечению духовно-нравственной безопасности. К их числу мы можем отнести: – верховенство традиционных ценностей в системе духовно-нравственных ориентиров; ¬ межведомственное взаимодействие, направленное на устранение угроз распространения деструктивной идеологии; – постоянное совершенствование способов и методов воспитания детей и молодежи в соответствии с традиционными ценностями; – охрана исторической правды и противодействие распространению ложных исторических сведений; – совершенствование механизмов предупреждения распространения деструктивной идеологии; – принцип совместной работы органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями в рамках обеспечения духовно-нравственной безопасности. Оценивая в ходе исследования конституционные основы обеспечения духовно-нравственной безопасности, нами было обращено внимание на следующие обстоятельства. Мы неоднозначно оцениваем введение статьи 67.1 в текст основного закона. Она содержится в главе третьей «Федеративное устройство». Если часть первую еще можно отнести к категории культурно-пространственный признак, то остальные положения рассматриваемой статьи выглядят весьма неуместно. На наш взгляд, ее положения следовало бы распределить между соответствующими статьями второй главы Конституции, посвященной основным правам и свободам. Кроме того, поскольку государство продвигает политику традиционной семьи, мы считаем возможным закрепить соответствующее положение на конституционном уровне. В связи с этим предлагаем дополнить Конституцию Российской Федерации следующей статьей: «1. Российская Федерация следует по пути поддержке традиционных семейных ценностей. 2. Браком признается официально зарегистрированный союз между мужчиной и женщиной. 3. Запрещается заключать браки между лицами одного пола». Включение указанной статьи в основной закон страны, позволит закрепить на высшем уровне отношение государства к нетрадиционным отношениям, а также позволит исключить любую возможность обращения в суд с целью обжалования решений органа ЗАГСа в части отказа регистрации однополых браков. Отдельно нами было обращено внимание на то обстоятельство, что статья 68 Конституции провозглашает русский язык в качестве государственного языка. При этом республики имеют право устанавливать свой государственный язык. На наш взгляд, подобный подход является не совсем корректным. Государственные языки должны закрепляться в тексте Конституции Российской Федерации, поскольку это акт, обладающий высшей юридической силой. В свою очередь, законодатель исходит из того, что «государственные языки республик» действуют только в рамках одной республики, если соответствующее положение находит свое отражение в тексте ее конституции. Само по себе наличие данного положения выступает нарушением принципа равенства всех субъектов Российской Федерации. В этой связи мы выступаем против использования термина «государственный язык субъекта». Куда более корректным будет говорить об официальном языке субъекта. Кроме того, в целях обеспечения принципа равенства субъектов Российской Федерации, считаем возможным предоставить каждому субъекту устанавливать свой официальный субъект. В ходе проведенного исследования нами были предложены следующие рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения духовно-нравственной безопасности. Во-первых, средства обеспечения духовно-нравственной безопасности, как правило, делят на три основные группы: правовые средства, экономические средства и технические средства. Технические меры направлены на аппаратное обеспечение духовно-нравственной безопасности. Отдельные аспекты противодействия деструктивным факторам связаны с работой сети Интернет. Группа правовых мер включает в себя юридические нормы, применяемые в процессе обеспечения духовно-нравственной безопасности. Сюда мы можем отнести конституционно-правовые основы, представленные положениями основного закона, нормы федерального законодательства, положения подзаконных актов, законы субъектов, а также некоторые нормы локальных актов муниципальных уровней. Группа экономических мер включает в себя программы финансирования мероприятий, направленных на обеспечение духовно-нравственной безопасности, финансирование учреждений культуры, финансирование разработки программ, направленных на распространение традиционных ценностей в массы, воспитание патриотизма, противодействие деструктивным идеологиям. Во-вторых, мы считаем возможным ограничить сферу действия врачебной тайны и обязать медицинские учреждения передавать информацию о беременности в органы опеки и попечительства. Сотрудники данного учреждения должны проводить проверки условий, в которых живет будущая мама, и выявлять факторы риска (неблагополучная семья, плохое психическое состояние и так далее). На основе этого может быть принято решение о проведении повторных проверок, бесед с психологом и иных мер, направленных на поддержку будущей матери. Во-вторых, требуется создать специальные группы поддержки на базе социальных учреждений по типу анонимных алкоголиков, где можно будет делиться своими переживаниями и проблемами. Это позволит делиться опытом, поддержкой, создаст эффект коллектива, в котором проблемы материнства общие и решаются совместно. Такая профилактика позволит выявить факторы, которые могут оказать негативное влияние на психическое состояние матери и потенциально сократить число совершаемых преступлений, предусмотренных статьей 106 Уголовного кодекса. В-третьих, на наш взгляд, необходимо проводить оценку контента на предмет романтизации образов преступников, распространения элементов криминальной культуры, создания терпимости к преступной деятельности. В случае выявления соответствующих элементов, контент необходимо маркировать возрастным рейтингом «для совершеннолетних». Это позволит исключить негативное воздействие криминальной культуры и укрепить меры патриотического воспитания в отсутствии нежелательных элементов воздействия. В-четвертых, мы рекомендуем изменить содержание первого абзаца части первой статьи 148 Уголовного кодекса и представить ее в следующей редакции: «Дискриминация лиц в зависимости от их отношения к религии, а также публичные действия выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления лиц в зависимости от их отношения к религии». Положение о дискриминации, на наш взгляд, дополнят указанную норму и приведут ее в соответствие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Расширение круга лиц, которых оскорбляют публичные действия, позволит исключить использование понятия «верующие», которое никак не раскрывается законодателем, а также позволит защитить права граждан, которые не имеют отношения ни к одной из религии. Такие ситуации потенциально возможны, но пострадавшие в них не имеют специализированного механизма привлечения к ответственности. В-пятых, что сложившаяся практика свидетельствует о том, что в действующем уголовном законодательстве имеет место быть существенный пробел, который препятствует охране традиционных российский ценностей и препятствует обеспечению духовно-нравственной безопасности. С целью совершенствования отечественного уголовного законодательства мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс статью 328.1, которая бы предусматривала ответственность за уклонение от мобилизационных мероприятий при отсутствии на то законных оснований. В примечаниях к данной статье необходимо указать, что формулировка «мобилизационные мероприятия» означает проведение мероприятий, связанных как с всеобщей мобилизацией, так и с частичной мобилизацией. Следует добавить, что мы видим положительным опыт регионального законодательства, поэтому мы предлагаем сделать диспозицию статьи 329 Уголовного кодекса описательной, представив ее следующим образом: «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации в том числе путем нанесения надписей, рисунков оскорбительного содержания, использование в оскорбляющем нравственность качестве либо публичное повреждение или уничтожение». Принимая во внимание, что действия, направленные на пропаганду педофилии, наносят серьезный удар по духовно-нравственной безопасности и традиционным ценностям. Поэтому виновный должен претерпеть лишения, соответствующие уровню общественной опасности совершенного деяния. В связи с этим, мы выступаем за внесение следующих изменений в действующее законодательство. В статье 6.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации мы рекомендуем закрепить ответственность за пропаганду педофилии только для юридических лиц. Соответственно изменить название статьи на следующее: «Пропаганда педофилии в процессе осуществления деятельности юридического лица». Кроме того, ввести в Уголовный кодекс статью 134.1, которая будет закреплять ответственность за пропаганду педофилии для физических лиц. Совершение преступления с использованием служебного положения должно рассматриваться в качестве квалификационного признака. Отдельная проблема обеспечения духовно-нравственной безопасности вызвана отсутствием у большинства людей хотя бы начального понимания основных религиозных конфессий. В качестве одного из способов решения проблемы мы видим возможным ввести в учебных заведениях курс религиоведения, в котором необходимо предоставить обучающимся общую информацию о каждой из основных религиозных конфессий в Российской Федерации. Отдельно в программе курса можно рассмотреть угрозу таких радикальных сект и основные способы вербовки в них. |