клуб чудес. Предисловие Это предисловие было написано в 1977 году в ответ на многие просьбы о кратком вступлении к Курсу Чудес. Две первых части Как он появился и Что он собою представляет Хелен Шакман написала сама.
Скачать 1.54 Mb.
|
Глава 12 - УЧЕБНЫЙ ПЛАН СВЯТОГО ДУХА I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по себе, и чтобы в нее поверить, ты ничего не должен делать. Пойми, что ты не реагируешь на что–то прямо, ты всегда отвечаешь на свою интерпретацию чего бы то ни было. И в силу этого твоя интерпретация становится оправданием для твоей реакции. Вот почему анализ чьих–то побуждений столь пагубен для тебя. Решив, что некто и вправду попытался на тебя напасть или покинуть, а то и поработить, ты ответишь так, будто он это уже сделал, тем самым превратив его ошибку в реальность для себя. Истолковать ошибку — значит придать ей силу, а сделав это, ты пренебрег истиной. 2. Анализ побуждений эго необычайно сложен, неоднозначен и не свободен от вмешательства твоего собственного эго. Весь процесс отражает явную попытку продемонстрировать твою способность понимать воспринимаемое. Последнее подтверждается тем, что ты относишься к своим интерпретациям так, будто они верны. При этом ты, вероятно, сможешь контролировать свои реакции на уровне поведения, но не на эмоциональном уровне. А это уже явится расщеплением или атакой на целостность твоего разума и противопоставлением одного его уровня другому. 3. Есть лишь одна интерпретация побуждений эго, имеющая некоторый смысл. И будучи суждением Святого Духа, она не требует от тебя никаких усилий. Каждая продиктованная любовью мысль — истинна. Всё остальное — просьба об исцелении и помощи, какую бы оно ни принимало форму. Разве заслуживает оправдания тот, кто отвечает гневом на мольбу о братской помощи? Только желание помочь будет уместным ответом брату, ибо о том и лишь о том он просит. А предлагая ему что–либо иное, ты посчитал себя вправе напасть на его реальность, истолковав ее себе в угоду. Возможно, опасность такого шага для твоего собственного разума еще не в полной мере очевидна. Приняв просьбу о помощи за что–то другое, ты и ответишь на нее, как на что–то совсем другое. Следовательно, твой ответ будет соответствовать не реальности, как таковой, а лишь твоей интерпретации ее. 4. Кроме твоей воображаемой потребности в атаке, нет ничего, мешающего воспринять любой призыв о помощи тем, что он есть. Только подобная потребность побуждает тебя к бесчисленным "сражениям" с реальностью, в которых ты отрицаешь реальную потребность в исцелении, сделав ее нереальной. Но ты бы так не поступал, когда бы не противился приятию реальности такою, какая она есть, и каковой ты, следовательно, себя лишаешь. 5. Послушай доброго совета и не суди о том, чего не понимаешь. Лично заинтересованный свидетель ненадежен, поскольку истина стала для него тем, чем он желал ей быть. Просьбу о помощи ты не воспринимаешь таковой, поскольку не желаешь предлагать или же принимать ту помощь. Не распознать просьбы о помощи — значит в ней отказать. Настаиваешь ли ты на том, что сам в ней не нуждаешься? Именно это ты и делаешь, отказываясь услышать просьбу брата, ибо только ответив на нее ты можешь сам рассчитывать на помощь. Откажешь ему в помощи — и не узнаешь Божьего Ответа самому себе. Святому Духу твоя помощь в толковании побуждений не нужна, тебе же Его помощь необходима. 6. Лишь понимание явится уместным ответом брату. Ты должен благодарить его за мысли, полные любви, и за призыв о помощи, ибо то и другое способно привнести любовь в твое сознание, если ты их истинно воспримешь. Любое напряжение исходит от попыток не делать этого. Как прост тогда Господний план спасения! Только один ответ уместен для реального, ибо реальность не порождает конфликта. Есть только один Учитель реальности, Который понимает ее суть. Он не меняет Своих Мыслей о реальности, ибо реальность не меняется. И пусть твои толкования реальности бессмысленны в твоем раздвоенном состоянии, Его толкования остаются последовательно истинными. И Он дарует их тебе, поскольку они — для тебя. Не "помогай" же брату на свой лад, ведь ты не в состоянии помочь даже себе. Но если ты услышишь его призыв о Божьей Помощи, то распознаешь собственную нужду в Отце. 7. Твоя интерпретация нужд брата твоего есть толкование твоих собственных нужд. Оказывая помощь, ты о ней просишь, и восприняв в себе всего одну нужду, ты будешь исцелен. Ибо ты признаёшь Божий Ответ таким, каким желаешь Ему быть, и если ты Его воистину желаешь, Он будет истинно твоим. Каждая просьба, на которую ты отозвался во Имя Христа, всё более приближает к твоему сознанию воспоминание об Отце. Тогда ради своей же собственной нужды, услышь в каждой мольбе о помощи то, что она есть, дабы Господь тебе ответил. 8. Всё более и более последовательно применяя интерпретацию Святого Духа к реакциям других, ты станешь убеждаться в равной применимости Его критериев к тебе самому. Просто опознать страх — еще недостаточно для избавления от него, но это совершенно необходимо для уяснения потребности в подобном избавлении. Святой Дух всё еще должен перевести страх на язык истины. Если распознав страх, остаться с ним, то это будет шагом от реальности, а не по направлению к ней. Но мы неоднократно подчеркивали, как важно опознать страх и не скрываясь посмотреть ему в лицо. Теперь подумай, какой полезной для тебя окажется трактовка Святым Духом мотивов поведения других. Обучая тебя воспринимать в других лишь мысли, полные любви, а остальное считать мольбой о помощи, Он учит тому, что страх, сам по себе, есть зов о помощи. Таков, в действительности, смысл опознания страха. Если ты страх не ограждаешь, Он его истолкует по–иному. В этом и состоит конечная ценность обучения воспринимать атаку просьбой о любви. Мы уже знаем про неизбежную связь страха с атакой. Если только атака и порождает страх, и если воспринимать ее мольбой о помощи (а так оно и есть), то нереальность страха должна стать очевидной. Ибо страх есть призыв к любви в неосознанном признании того, что отрицалось. 9. Страх есть симптом твоего собственного глубокого чувства утраты. Если воспринимая его в других, ты научишься восполнять потерю, то основная причина страха устраняется. Тем самым ты учишь себя, что страха в тебе нет. Средство для устранения страха — в тебе, и ты продемонстрировал это, даря его. Страх и любовь — единственные доступные тебе эмоции. Одна из них — эмоция ложная, созданная отрицанием, а отрицание зависит от веры в отрицаемое для своего собственного выживания. Правильно интерпретируя страх как позитивное утверждение маскируемой им веры, ты разрушаешь его видимую пользу, делая его бесполезным. Неэффективная защита автоматически отбрасывается. Если то, что скрывалось страхом, возвысить до ясного, неоспоримого превосходства, страх потеряет всякий смысл. Ты отказал ему в способности скрывать любовь, что было его единственною целью. И пелена, скрывающая лик любви, рассеялась. 10. Если ты видишь только любовь, которая и есть реальность мира, можно ли лучше поступить, нежели в каждой защите против нее узнать замаскированную мольбу о ней ? И разве существует лучший способ постичь ее реальность, нежели на просьбу о любви ответить, ею одарив? Трактовка страха Святым Духом действительно рассеивает его, ибо осознанную истину невозможно отрицать. Таким путем Святой Дух замещает страх любовью и переводит заблуждение в истину. Тем же путем и ты постигнешь от Него, как заместить твой сон о разделении фактом единства. Ведь разделение — всего лишь отрицание союза, и истолкованное правильно, оно свидетельствует твоему вечному знанию о том, что единство подлинно. II. Путь помнить Бога 1. Чудеса — это просто перевод отрицания на язык истины. Если любить себя означает исцелить себя, больные себя не любят. Поэтому они и молят о любви, которая их исцелит, но в которой они себе отказывают. Знай они правду о себе, они бы не болели. Стало быть, задачей чудотворца становится отрицание отрицания истины. Недужным нужно исцелить себя, ведь истина — в них самих. Но коль скоро она омрачена, свет от другого разума должен прийти в их разум, поскольку он и есть их свет. 2. Свет в них самих горит всё так же ярко, безотносительно к плотности мглы, окутавшей его. Но мгла не застит света, покуда ты не придаёшь ей подобной силы. Ведь мгла только тогда и обретает силу, когда Сын Божий наделяет силой мглу. Он должен сам отнять ее у мрака, помня, что всякая сила — от Бога. Ты в состоянии об этом помнить за всё Сыновство. Не позволяй своему брату о том забыть, ибо его забывчивость — твоя. Но память твоя об этом — его память, поскольку Бога невозможно помнить в одиночку. Именно это ты забыл, воспринимать исцеление брата как свое собственное исцеление и есть путь помнить Бога. Ибо забыв Его, ты позабыл о братьях, и Божий Ответ на твое забвение и есть путь помнить о Нем. 3. Воспринимай в болезни брата иную форму просьбы о любви и предложи ему то, что, как он думает, он не способен предложить самому себе. Какой бы ни была болезнь, от нее есть единственное средство. Ты станешь целостным, восстанавливая целостность, ибо увидеть в болезни просьбу о здоровье, значит увидеть в ненависти призыв к любви. А дать своему брату то, чего он истинно желает, значит предложить то же самое самому себе, ибо знание брата твоего как самого себя есть Воля твоего Отца. Ответь на его просьбу о любви, и ты получишь ответ на свою просьбу. Исцеление — это Любовь Христова к Отцу и к Самому Себе. 4. Вспомни, что говорилось о пугающих чувственных восприятиях маленьких детей: они пугают малышей лишь потому, что те не понимают их сути. Если они попросят разъяснений и примут их, то страхи детские исчезнут. Но если дети утаят кошмары, боязнь останется при них. Легко помочь смущенному ребенку, ибо он признается, что суть воспринимаемого ему неведома. Однако ты уверен, что разбираешься в собственных восприятиях. Дитя, ты прячешь голову под плотными покровами, нагроможденными тобою на себя. Ты прячешь собственные страхи во тьме своей ошибочной уверенности, отказываясь открыть глаза и посмотреть на них. 5. Давай не сберегать свои кошмары, ибо они — негодные дары Христу, а следовательно и тебе. Отбрось покровы и взгляни на то, чего боишься. Только предчувствие страшит тебя, ибо реальность несуществующего не пугает. Не нужно медлить, ибо из жутких, полных ненависти снов, тебе не вызволить себя без помощи, а Помощь — рядом. Учись быть тихим посреди смятенья, ведь тишина — конец борьбы и странствие к покою. Гляди в лицо любому образу, поднявшемуся, чтобы задержать тебя, ибо цель неизбежна, поскольку она — вечна. Любовь как цель есть твое право; она принадлежит тебе наперекор всем снам. 6. Ты всё еще желаешь того же, что и Бог, и никакие ночные страхи не отвратят Божье дитя от его цели. Ведь цель твоя дана тебе Всевышним, и ты ее осуществишь, поскольку в этом — Его Воля. Проснись и помни свою цель, ибо на то есть твоя воля. Всё, что достигнуто для тебя, должно быть твоим. Пусть твоя ненависть не преграждает путь любви, ибо ничто не выстоит против Любви Христовой к Его Отцу или Любви Его Отца к Нему. 7. Ты вскоре меня увидишь, ибо я не скрываюсь оттого, что ты таишься. Я разбужу тебя так же определенно, как пробудился сам, ибо я пробудился для тебя. В моем воскресении — твоя свобода. Наша с тобою миссия — уйти от распятия, а не от спасения. Доверься моей помощи, ведь я не шел один, и я пойду с тобою, как шел со мною наш Отец. Разве тебе неведомо, что с Ним я шел в покое? Разве не означает это, что в нашем странствии покой сопровождает нас! 8. В совершенной любви нет страха. Всё совершенное в тебе мы будем делать совершенным для тебя. Боишься ты не неизвестного, а известного. Ты не провалишь свою миссию, поскольку я не провалил свою. Дай же мне толику доверия во имя моего совершенного доверия к тебе, и вместе мы легко достигнем цели — совершенства. Ведь совершенство просто есть и отрицанию не подлежит. Отрицать отрицание совершенства легче, нежели отрицать истину, и ты убедишься в том, чего мы в состоянии достичь вместе, когда увидишь его уже достигнутым. 9. Ты, кто старательно гнал от себя любовь, успеха не добился, но выбрав избавление от страха, достигнешь своего. Господь с тобой, а ты того не знаешь. Но Искупитель жив и пребывает в тебе в покое, из коего Он сотворен. Разве на осознание этого не обменяешь ты осознание страха? Когда мы одолеем страх, — не умалением и не сокрытием его, не отрицанием его значения каким угодно образом, — это и будет тем, что ты действительно увидишь. Препятствий к истинному видению не отбросить, не увидев их, ибо отбросить их — значит решить не в их пользу. Если ты их увидишь, судить их станет Святый Дух, а судит он по справедливости. Но Он не может вымести своим сиянием того, что ты скрываешь, ибо ты этого Ему не предложил, а Он у тебя ничего не отнимает. 10. Поэтому мы обращаемся к организованной, осмысленно построенной и тщательно продуманной программе, имеющей целью научить, как предлагать Святому Духу всё, чего ты не желаешь. Он знает, что с этим делать. Ты же не понимаешь, как пользоваться Его знанием. Из отданного Святому Духу исчезнет всё, что не от Бога. Но сам ты должен согласиться это увидеть, иначе Его знание останется бесполезным для тебя. Конечно, Он не оставит тебя без помощи, ведь помощь — Его единственная цель. Нет ли достойнее причины бояться видимого мира, нежели шанс увидеть причину страха и отказаться от него навечно? III. Вклад в реальность 1. Однажды я попросил тебя продать имение свое, раздать всё бедным и идти за мною. Вот что при этом я имел в виду: без всякой привязанности к ценностям сего мира ты можешь бедных научить тому, где им искать свое сокровище. Бедные — просто те, кто сделали неверный вклад; и как же они действительно бедны! А раз они нуждаются, тебе дано им помочь, поскольку ведь и ты — среди них. Подумай, как прекрасно ты выучил бы свой урок, не пожелай ты с ними разделить их нищеты. Ведь бедность означает недостаточность, но существует лишь один вид недостаточности, поскольку есть всего одна потребность. 2. Положим, твой брат просит тебя настойчиво о том, чего ты делать не желаешь. Сама его настойчивость должна тебе сказать, что в этот шаг он верит, как в свое спасение. Если же ты упорно отказываешь ему в этом, и если твоя мгновенная реакция — противодействие, ты видишь свое спасение в том, чтобы не делать этого. Тогда ты совершаешь ту же ошибку, что и он, и делаешь его ошибку реальной для вас обоих. Настойчивость означает заинтересованность, а то, в чем ты заинтересован, связано с твоим пониманием спасения. Вопрос всегда в себя включает два вопроса; во–первых, что нужно спасать? И во–вторых — каким путем! 3. Когда ты сердишься на брата и по какой бы то ни было причине, ты веришь, что спасать необходимо эго, а средство его спасения — атака. Если брат нападает — ты разделяешь эту веру, а если нападаешь ты, то укрепляешь ее. Помни, что те, кто нападают, — бедны. И бедность их нуждается в дарах, а не в дальнейшем обнищании. Ты, кто способен им помочь, действуешь безусловно пагубно, если их бедность принимаешь как свою. Не будь ты заинтересован в том же самом, что и они, ты никогда не проглядел бы их нужду. 4. Опознай то, что несущественно и если братья твои просят о чем–то "безрассудном", сделай это, поскольку оно несущественно. Откажешься, и противостояние твое покажет, что это для тебя весьма существенно. Следовательно, только ты и сделал просьбу брата "безрассудной", поэтому–то каждая его просьба — для тебя. Но отчего ты так упорно отказываешь ему? Ведь отказывая ему, ты отрекаешься от себя и обедняешь вас обоих. Он просит о спасении, так же как и ты. бедность — от эго, а не от Бога. Нет "безрассудных" просьб для того, кто понимает ценное и не желает принимать ничего иного. 5. Спасение — для разума и достигается оно через покой. Разум — единственное, что можно спасти, и покой — единственный путь к спасению. Любой ответ, не продиктованный любовью, рождается смятением по поводу того, "что" и "как" спасать, и данный выше ответ — единственно возможный. Не потеряй его из виду, и никогда, пусть даже на мгновение, не допускай возможности иного ответа. Иначе ты определенно поместишь себя в среду нищих, не знающих, что они пребывают в изобилии и что спасение пришло. 6. Отождествление с эго означает атаку на себя и превращает тебя в нищего. Вот почему оно приводит к чувству обездоленности. Нашедший в эго свое тождество, ощутит депрессию или гнев, ибо он обменял любовь к своему Я на ненависть к своему я и убоялся самого себя. Он этого не понимает. Даже вполне осознавая свою тревогу, он не усматривает ее причины в своем отождествлении с эго, всегда стараясь справиться с тревогой путем некоей безумной "договоренности" с миром. Мир он воспринимает внешним по отношению к себе, поскольку это важно для его приспособляемости. Он не осознает, что сам же создает тот мир, ибо нет никакого мира вне его. 7. Если только исполненные любви мысли Божьего Сына и составляют реальность мира, то сам реальный мир, должно быть, пребывает в его разуме. Безумное мышление тоже — там, но внутренний конфликт подобной глубины для Сына Божьего невыносим. Расщепленный разум оказывается под угрозой, а признание в том, что в нем содержатся противоречащие друг другу мысли — нестерпимо. Поэтому разум и проецирует расщепление, а не реальность. Всё, что воспринимается как внешний мир, есть лишь попытка сохранить свое отождествление с эго, ибо каждый уверен в том, что в отождествлении — его спасение. Однако поразмысли, что же произошло, ведь мысли и впрямь чреваты своими последствиями для мыслящего. Ты оказался в разладе с воспринимаемым тобою миром, поскольку всё в нем воспринимается враждебным. И это — неминуемое следствие тобой содеянного. Ты спроецировал вовне враждебное тому, что есть внутри, а посему и должен воспринимать его враждебным. Вот почему, прежде чем избавиться от ненависти, необходимо осознать, что она в твоем разуме, а не снаружи; вот почему избавиться от нее необходимо прежде, чем ты воспримешь мир таким, каков он есть. 8. Я уже говорил, что Бог настолько возлюбил мир, что отдал его Своему единородному Сыну. Господь и вправду любит реальный мир, и те, кто воспринимают его реальность, не в состоянии видеть мира смерти. Ибо смерть не принадлежит реальному миру, где всё отражает только вечное. Бог дал тебе реальный мир в обмен на тот, что создан твоим расщепленным разумом и служит символом смерти. Ибо будь ты способен отделиться от Божьего Разума, ты бы умер. 9. Тот мир, который ты воспринимаешь, есть мир разделения. Ты, вероятно даже смерть готов принять, чтоб только отказаться от Отца. Однако, Он не велел быть по сему, и этого не происходит. Ты, как и прежде, не способен противостоять Господней Воле, вот почему мир созданный тобой тебе не подконтролен. Мир этот не управляем волей, поскольку им правит желание не быть подобным Богу, а это желание — не воля. Следовательно мир, созданный тобой, всецело хаотичен, и повинуясь произвольным и бессмысленным "законам", лишен какого–либо смысла. Мир этот создан из того, что тебе нежеланно, и спроецирован из разума вовне, поскольку ты его боишься. Но этот мир — лишь в разуме его создателя, как, впрочем, и его подлинное спасение. Не верь, что он — снаружи от тебя, ведь только осознав, где он находится, ты обретешь над ним контроль. Твой разум подконтролен тебе всецело, будучи механизмом принятия решений. 10. Признав, что всякая атака — только в разуме и более нигде, ты, наконец, определишь ее источник, и там, где она началась, она закончится. Ведь в том же самом месте находится спасение. Там же — алтарь Господень и Христос. Ты осквернил алтарь, но не мир. Христос же поместил Искупление на алтарь для тебя. Неси свои суждения о мире к этому алтарю, ибо это — алтарь истины. Там ты увидишь, как изменилось твое видение; там ты научишься истинному зрению. «Оттуда, где Бог и Его Сын живут в покое и где радушие дожидается тебя, ты поглядишь во вне в покое и истинно увидишь мир. Но чтобы отыскать такое место, необходимо изъять свой вклад из того мира, каким ты его проецируешь, тем самым позволяя Святому Духу продолжить реальный мир от алтаря Господнего к тебе. IV. Искать и найти 1. Эго не сомневается в том, что любовь опасна, и это всегда — центральная доктрина в его учении. Конечно, оно не формулирует ее открыто; напротив, те, кто верят в эго как в спасение, вроде бы пребывают в неусыпном и напряженном поиске любви. А эго всячески поощряет этот поиск, с одной лишь оговоркой: ищи, но не найди. Его учение, следовательно, можно сформулировать как: "Искать, но не найти." Это единственное обещание эго тебе дает и то единственное обещание, которое оно выполняет. Ведь свою цель эго преследует с фанатичной настойчивостью, и его суждение, несмотря на всю ущербность, абсолютно последовательно. 2. Следовательно, поиск, затеянный эго, обречен на неудачу. А поскольку эго заодно убеждает тебя в твоем отождествлении с ним, оно вовлекает тебя в странствие, которое должно закончиться чувством собственного поражения. Ведь эго не способно на любовь и в своем неистовом поиске любви оно ищет то, что боится найти. Подобный поиск неизбежен, поскольку эго — часть твоего разума, и, благодаря своему источнику, она не полностью отделилась от него, иначе эго и вовсе не внушало бы доверия. Ведь это твой разум верит в него и жалует ему существование. Однако твой же разум способен и отказать ему в существовании, что ты и сделаешь, когда поймешь, в какого рода странствие втянуло тебя эго. 3. Конечно, никому не хочется найти то, что сокрушит его в конце концов. Неспособное на любовь, эго оказалось бы абсолютно несостоятельным в присутствии любви, не зная, как на нее ответить. Тогда ты несомненно отказался бы от наставлений эго, поскольку оно не научило тебя столь нужному тебе ответу. Эго, поэтому извратит любовь и станет тебя учить будто любви нужен такой ответ, которому оно способно научить. Доследовав его учению, ты будешь искать любви, но не узнаешь ее. 4. Осознаёшь ли ты, что эго должно, скорей всего, наставить тебя на путь, ведущий к ощущению беспросветной депрессии и тщеты? Не так уж радостно искать, не находя. Это ли обещание желаешь ты сдержать? Святой Дух дает тебе иное обещание — обещание радости. Ибо Его обещание всегда: "Ищи и обрящешь"; и под Его водительством ты не потерпишь неудачи. Его путь — путь свершений, и Он обеспечит достижение поставленной перед тобою цели. Он не обманет Сына Божьего, которого любит Любовью Отца. 5. Ты в путь отправишься, поскольку в этом мире ты не дома. И будешь искать свой дом, безотносительно к тому, поймешь ты, где он, или нет. Если ты веришь, что дом тот — вне тебя, поиски будут тщетными, ибо искать свой дом ты станешь там, где его нет. Ты позабыл, как заглянуть в свои глубины, ибо не веришь, что именно там находится твой дом. Но Святой Дух помнит это за тебя, и Он направит тебя к дому, ибо в том — Его миссия. А выполняя свою миссию, Он станет учить тебя твоей, ведь она та же, что и у Него. Братьев своих ведя домой, ты просто следуешь за Ним. 6. Узри Водителя, дарованного тебе Отцом, чтобы понять: ты обладаешь жизнью вечной. Ибо нет смерти ни в Отцовой Воле, ни в твоей, а всё, что истинно, и есть Отцова Воля. Жизнь ничего тебе не стоит: она была тебе дана, зато за смерть ты платишь дорогую цену. Ежели смерть и есть твое сокровище, то ты продашь всё остальное, чтобы заполучить ее. И ты поверишь, что заполучил ее, поскольку продал всё остальное. Тебе, однако, не продать Царства Небесного. Твое первородство нельзя купить или продать. Ни одна часть Сыновства не оставлена без наследства, ибо Бог целокупен, и все Его продолжения Ему подобны. 7. Искупление не есть цена твоей полноты, но оно есть цена твоему осознанию своей полноты. Ведь то, что ты решил "продать", необходимо было для тебя хранить, поскольку ты не смог бы "откупить" его обратно. Но тебе нужно сделать вклад в него, не деньгами, но духом. Ведь дух и есть воля, а воля и есть "цена" Царства. Твое наследие ждет лишь признания в том, что ты был искуплен. Святой Дух направляет тебя к жизни вечной, но тебе нужно отказаться от своего вклада в смерть, иначе за ней ты не увидишь жизни, которая повсюду вокруг тебя. V. Разумный план 1. Только любовь сильна, поскольку она неделима. Сильные не нападают, не видя в том нужды. Прежде чем мысль об атаке вползла в твой разум, ты должен был воспринять себя слабым. Поскольку ты на себя напал и поверил, что атака была успешной, ты видишь себя ослабленным. Не воспринимая себя более ровней своим братьям и полагая себя слабее их, ты пытаешься "выровнять" созданную тобой же ситуацию. С этой целью ты прибегаешь к атаке, веря, что она была успешной и ослабила тебя. 2. Вот почему признание собственной неуязвимости столь важно для восстановления здравомыслия. Ибо приятием своей неуязвимости ты признаешь бездейственность атаки. И даже на себя напав, ты демонстрируешь, что ничего в действительности не произошло. Следовательно, своим нападением ты не добился ничего. Как только ты осознаешь это, атака теряет всякий смысл, ибо становится очевидной ее бездейственность, ее неспособность защитить тебя. Однако признание своей неуязвимости много ценней, нежели просто отрицание уязвимости. Если твои атаки на самого себя не в состоянии тебя ослабить, значит ты всё еще силен. И следовательно нет необходимости "выравнивать" положение для утверждения своей силы. 3. Бесплодности атаки не понять, не осознав, что нападение на самого себя осталось без последствий. Ибо другие, восприняв атаку, действительно ответят на нее, и если ты пытаешься на них напасть, то неизбежно истолкуешь это как усиление своих позиций. Единственное место, где можно нейтрализовать такое усиление, — в тебе самом. Ибо ты сам всегда — первый объект своей атаки, а если ее не было, то нет и ее последствий. 4. В любви Святого Духа твоя сила, ибо твоя любовь раздвоена и, следовательно, нереальна. Ты, нападая на свою любовь, не можешь ей доверять. Совершенную любовь нельзя постигнуть расщепленным разумом, ибо подобный разум сделал себя плохим учеником. Ты попытался увековечить разделение, желая сохранить черты творения, но со своим собственным содержанием. Творение же — не твоих рук дело, а плохие ученики и впрямь нуждаются в специальном обучении. 5. В твоих способностях к учебе есть изъян, в самом буквальном смысле слова. Некоторые твои учебные навыки находятся в таком плачевном состоянии, что ты способен продвинуться вперед только под неусыпным и твердым руководством Учителя, Который в состоянии превзойти твои ограниченные ресурсы. В Нем будут твои Ресурсы, ибо сам по себе ты не способен ничего постичь. Учебная ситуация, в которую ты поместил себя, — безвыходна, и в ней тебе необходим особый план и особый Учитель. Плохие ученики — едва ли лучший выбор на роль учителей для самих себя или же для других. Ты вряд ли обратился бы к ним за планом преодоления их собственной ограниченности. Знай они, что находится за их пределами, в них не было бы изъяна. 6. Тебе неведом смысл любви, и в этом твой изъян. Оставь попытки учить себя тому, чего не понимаешь, и не старайся устанавливать учебных целей там, где провалились твои собственные. Твоей учебной целью было не постичь, что не способствует успеху в обучении. То, что не выучено, обобщению не подлежит, а ущерб в способности обобщать и есть существенный провал в обучении. Стал бы ты спрашивать у тех, чье обучение было безуспешным, о назначении учебных средств? Они того не знают. Будь они в состоянии правильно интерпретировать эти средства, они бы извлекли из них пользу. 7. Я уже говорил, что кредо эго: "Искать, но не найти". На языке учебного плана это означает "пытайся постичь, но безуспешно". Исход подобной установки в учебном плане очевиден. Каждое подлинное учебное средство, каждое серьезное руководство, каждое разумное пособие будут неверно истолкованы, ибо они обеспечивают учебный процесс, идущий вразрез с этим нелепым учебным планом. Если ты стремишься обучить себя тому, как успешнее ничему не научиться, и если твоя основная цель — провал, что, кроме путаницы можно ожидать в итоге? В таком учебном плане нету смысла. Подобная попытка "обучения" настолько ослабила твой разум, что ты не в состоянии любить, ибо план, выбранный тобою, направлен против любви и равносилен руководству в нападении на самое себя. Побочная цель такой программы — развитие навыков в том, как не преодолеть раздвоение, что придает правдоподобие главной цели подобного плана. В рамках такой программы расщепления не исцелить, ибо всё твое обучение будет во имя его. Однако разум твой противится такому обучению, также как подобное обучение противится твоему разуму, а в результате ты сопротивляешься любому обучению и в этом преуспеваешь; ведь это как раз то, чего ты хочешь. Но, вероятно, ты еще не понимаешь: есть нечто такое, чего ты желаешь и в силах постичь, ибо оно и есть твой выбор. 8. Ты, так упорно стремившийся обучить себя тому, чего вовсе не желал, приободрись, ибо хотя тобою созданный учебный план и вправду удручает, абсурдность его всплывет, как только ты присмотришься к нему внимательней. Возможно ли, чтобы отсутствие стремления к цели служило средством достижения ее? Оставь же роль своего собственного учителя. Этот отказ не приведет к депрессии. Он просто явится итогом честной оценки постигаемого и результатов, к которым твое обучение привело. В определенных учебных условиях, которые тебе ни обеспечить, ни понять, ты станешь превосходным учеником и превосходным учителем. Покамест это еще не так, и так не будет до тех пор, покуда вся учебная ситуация, тобою созданная, не изменится на противоположную. 9. Твой учебный потенциал, правильно понятый, безграничен, ибо он поведет тебя к Богу. Ты можешь учить пути к Нему и сам ему учиться, следуя за Учителем, знающим этот путь и понимающим Его учебный план преодоления пути. План этот недвусмыслен, ибо цель его не раздроблена и согласуется со средствами достижения ее. От тебя требуется только безраздельное внимание. Всё остальное будет тебе дано. Ведь ты действительно желаешь правильного обучения, и ничто не в состоянии воспрепятствовать решению Божьего Сына. Его способность к постижению столь же безгранична, как он сам. VI. Видение Христово 1. Эго пытается учить тебя, как обрести весь мир, "а душе своей повредить". Святой Дух учит, что ты не в силах повредить своей душе, и что нет выгоды в приобретении мира, ибо сам по себе мир — не большой подарок. Вложения без прибыли обедняют, да и накладные расходы слишком велики. Не только нет прироста на твой вклад, но и себестоимость его огромна. Он стоит тебе мирской реальности благодаря отрицанию твоей собственной реальности и не предлагает ничего взамен. Ты не способен продать душу, но в состоянии продать осознание своей души. Ты не способен душу воспринять, но ты ее не будешь знать, покуда видишь больше ценности в чем–то другом. 2. Святой Дух — твоя сила, ибо Он знает тебя только как дух. Он прекрасно осведомлен о том, что ты себя не знаешь; Он знает, как научить тебя помнить, кто ты такой. Любя тебя, Он с радостью тебя научит тому, что любит Сам, ибо всё это Он желает разделить с тобою. Помня о тебе всегда, Он не позволит тебе забыть о твоей ценности. Ибо Отец Ему напоминает неустанно о Своем Сыне, а Он напоминает Сыну об Отце. Бог — в твоей памяти, благодаря Ему. Ты выбрал забыть Отца, того на деле не желая, а потому способен решить иначе. Так же как это было моим решением, оно теперь твое. 3. Тебе не нужен этот мир. В нем ценно только то, на чем твой взор покоится с любовью. Любовь придает миру его единственную реальность. Ценность мира — не в нем самом, но ценность твоя — в тебе. Подобно тому, как собственная ценность приходит с продолжением себя, так и восприятие собственной ценности приходит с продолжением вовне мыслей, исполненных любви. Сделай же мир реальным в самом себе, ибо реальный мир есть дар Святого Духа и, следовательно, он принадлежит тебе. 4. Коррекция — для всех, кто не способен видеть. Открыть глаза незрячим — миссия Святого Духа, ибо Он знает: они не потеряли видения, но просто спят. Он их разбудит, выведет из сна забвения к памяти о Боге. Глаза Христа открыты, и Он с любовью увидит всё, что видишь ты, если ты примешь Его видение, как свое. Святой Дух сохраняет видение Христа для каждого уснувшего Господня Сына. В Его глазах Сын Божий совершенен; Он чает разделить Свое видение с тобой. И Он тебе покажет реальный мир, поскольку Бог дал тебе Царство Небесное. Через Него Отец зовет к воспоминанию Сына. Пробуждение Сына начнется с его заинтересованности в реальном мире, которая его научит вновь делать ставку на себя. Ибо реальность едина с Отцом и Сыном, и Дух Святой благословляет реальный мир во Имя Их. 5. Увидев реальный мир, а ты его увидишь непременно, ты вспомнишь нас. Однако для этого необходимо осознать цену сну и отказаться ее платить. Только тогда ты и решишь проснуться. Только тогда твоему взгляду откроется реальный мир, ибо Христос не засыпал. Он ждет, что ты его увидишь, ведь Он–то никогда не терял тебя из виду. Он умиротворенно смотрит на реальный мир, желая разделить его с тобою, поскольку Ему известна любовь Отца к Нему. О ней осведомленный Он жаждет отдать тебе твое. В покое совершенном Он ждет тебя у алтаря Отца и простирает к тебе Отцовскую любовь в спокойном свете благословения Святого Духа. Ибо Святой Дух поведет каждого домой к его Отцу, где его ждет Христос, как его собственное Я. 6. Все чада Божие едины во Христе, ибо их бытие — во Христе, как бытие Христа — в Боге. Любовь Христа к тебе — это Его любовь к Отцу, которого Он знает, зная любовь Отца к Нему. Когда же, наконец, Святой Дух сведет тебя с Христом у алтаря Его Отцу, восприятие сольется со знанием, поскольку оно станет таким святым, что переход к святости явится просто его естественным продолжением. Любовь переходит беспрепятственно в любовь, ибо они — одно. По мере того, как ты начнешь усматривать всё больше и больше общих черт в различных ситуациях, перенос знаний, полученных под руководством Святого Духа, будет шириться и наконец выльется в обобщение. Постепенно ты учишься переносить постигнутое от Святого Духа на всех и на всё, поскольку применение его универсально. Когда же это достигнуто, восприятие и знание станут настолько схожи, что они разделят единство законов Божьих. 7. То, что едино, не воспринимается раздельно, и отрицание разделения есть возрождение знания. У алтаря Господня святое восприятие Божьего Сына становится столь просветленным, что свет потоком устремляется в него, и дух Божьего Сына сияет в Разуме Отца, сливаясь с ним воедино. Нежно Господь сияет Самому Себе, любя Свое продолжение — Своего Сына. А мир утрачивает цель, ибо она сливается с Господней Целью. Ведь реальный мир беззвучно соскальзывает в Царство, где всё непреходяще, как было вечно. Спаситель и спасенный объединятся там в совершенной любви к Богу и друг к другу. Царство Небесное — твой дом; будучи в Боге, оно должно быть и в тебе. VII. Глядя в себя 1. Чудеса свидетельствуют о том, что обучение велось под верным руководством, ведь постижение невидимо и познается исключительно по результатам. Его обобщающая ценность демонстрируется всё большим применением постигнутого к широкому кругу ситуаций. Ты осознаешь, что постиг отсутствие степеней трудности в чудесах, когда начнешь соотносить их с любою ситуацией. Нет такой ситуации, к которой были бы неприменимы чудеса, и применяя их к любой из них, ты обретешь реальный мир. Ибо в этом святом восприятии ты станешь целостным, а Искупление засияет твоим приятием его ко всем, кого Святой Дух пошлет к тебе за твоим благословением. Его благословение — в каждом чаде Божьем, и в твоем благословении Божьих чад — Его благословение тебе. 2. В искуплении мира каждому предстоит исполнить свою роль, чтобы понять: мир уже искуплен. Ты не способен видеть невидимое. Но видя его результаты, ты узнаешь о его присутствии. По проявлениям его ты постигаешь его бытие. По его действиям понимаешь его сущность. Ты не способен видеть своих достоинств, но обретаешь в них уверенность, как только они придают тебе способность действовать. А результат своих деяний ты можешь видеть. 3. Святой Дух невидим, но можно увидеть Его деяния и через них постичь Его Присутствие. Способности, которыми Он наделил тебя, явно не от мира сего, поскольку чудеса нарушают любой закон реальности, какою ее видит этот мир. Превзойдены все законы пространства–времени, величины и массы, ибо возможности, предоставляемые тебе Святым Духом, намного превосходят их пределы, воспринимая результаты Его деяний, ты понимаешь, где Он должен быть, и узнаешь, наконец, что Он такое. 4. Нельзя узреть Святого Духа, но можно видеть Его проявления. Их не увидев, нельзя постичь Его присутствия. Присутствие это подтверждается Его свидетелями — чудесами. То, что незримо для тебя, станет реальностью благодаря свидетелям, поведавшим о Нем. Ибо тебе доступно осознание невидимого, и оно станет для тебя неотвратимой реальностью, когда Его Присутствие начнет проявляться через тебя. Выполняй же работу Святого Духа, ибо ты разделяешь с Ним Его функцию. И так же, как творение — твоя функция на Небесах, исцеление — твоя земная функция. Бог разделяет с тобой свою функцию в Раю, а Дух Святой — Свою земную функцию. Покуда ты убежден, что у тебя иные функции, тебе необходимо исправление. Ибо такая убежденность гибельна для твоего покоя — цель, прямо противоположная цели Святого Духа. 5. Ты видишь то, что ожидал увидеть, а ожидаешь то, что пригласил. Твое восприятие есть результат такого приглашения; оно приходит в точности таким, за каким ты посылал. Кто станет явленным твоему взору? В чьем ты уверишься присутствии? Ты будешь верить в то, что проявляется через тебя, а всё, что видимо снаружи, тобой увидено внутри. В твоем мышлении возможен выбор между двумя воззрениями на мир, и твое восприятие отразит наставника, которого ты выбрал. 6. Я — проявление Святого Духа, и если ты меня увидишь, то потому, что пригласил Его. Ибо Он пошлет к тебе Своих свидетелей, если ты пожелаешь их увидеть. Помни всегда: ты видишь то, что ищешь, ибо то, что ты ищешь, ты находишь. Эго находит то, к чему стремится, и ничего более. Любви оно не ищет и следовательно не находит. Но ведь искать и находить — одно и то же, и если ты преследуешь две цели, ты их найдешь, но не узнаешь ни одной. Ты посчитаешь их одной и той же, ибо желаешь их обеих. Разум всегда стремится к объединению и, даже будучи расщеплен и желая оставаться таковым, он всё же, создавая видимость одной цели, верит в то, что имеет одну цель. 7. Я уже говорил: то, что ты проецируешь или продолжаешь, зависит от тебя, но по закону разума ты должен делать то или другое, и нужно посмотреть в себя прежде чем направлять свой взор вовне. Глядя в себя, ты выбираешь наставника в видении. Затем во вне находишь ему свидетелей. Вот почему все и всегда находят то, что ищут. То, что ты хочешь в себе увидеть, проявится через тебя, и ты примешь его от мира, поскольку желая его, ты поместил его туда. Когда ты думаешь, что проецируешь то, чего не желаешь, то только потому, что всё еще желаешь его. Это ведет непосредственно к раздвоению, поскольку выражает приятие двух целей, воспринятых одновременно в разных местах отдельно друг от друга, поскольку ты их сделал разными. Разум тогда видит разделенный мир снаружи, а не внутри себя. Это дает ему иллюзию целостности и возможность верить, будто он преследует единственную цель. Однако, покуда ты воспринимаешь мир отъединенным, ты не исцелен. Быть исцеленным — значит стремиться к одной цели, желая ее одну и принимая ее одну. 8. Желая только любви, ты не увидишь ничего другого. Противоречивая природа воспринимаемых тобой свидетелей есть просто отражение твоих противоречивых приглашений. Ты заглянул в свой разум и отыскав там противостояние, принял его. Только потом не верь, что подлинны его свидетели, ибо они подтверждают правильность твоего решения о реальности, возвращая тебе тобою посланную весть. Но и любовь распознается по ее посланцам. Если ты проявляешь любовь, ее посланцы к тебе прибудут, поскольку ты их пригласил. 9. Сила решения — единственная свобода, оставшаяся у тебя, раба этого мира. Ты в состоянии выбрать верный взгляд на мир. То, во что ты превратил его — не его реальность, ибо реальность мира — та, которой ты наделил его. На самом деле ты никому и ничему не в состоянии дать ничего, кроме любви, и ничего, кроме любви, не в состоянии сам принять. Если ты думаешь, что получил что–то другое, то только потому, что посмотрев вовнутрь, увидел силу дать что–то другое. Только подобное решение и обусловило то, что ты нашел, ибо оно было решением его искать. 10. Ты в страхе предо мной, поскольку заглянул в себя и убоялся увиденного. Однако, ты не увидел там реальности, ибо реальность твоего разума есть самое великолепное из всех творений Божьих. Идя от Бога, сила и величие ее могли бы принести тебе только покой, когда бы ты действительно ее увидел. Если ты испугался, значит увидел то, чего нет. Но в том же месте ты мог увидеть и меня, и своих братьев в полной безопасности Разума, нас сотворившего. Ибо мы — там, в покое нашего Отца, желающего продолжать Свой покой через тебя. 11. Когда ты примешь свою миссию продолжателя покоя, ты и найдешь покой, поскольку его являя, ты будешь его видеть. Его свидетели святые окружат тебя, явившись на твой зов. Я слышал твой призыв и я тебе ответил, но ты меня не будешь видеть и не услышишь ожидаемого ответа. И только по той причине, что еще не желаешь исключительно его. Когда же я стану более реальным для тебя, ты обнаружишь, что желаешь только покоя. И ты меня увидишь, глядя вглубь себя, и вместе мы увидим реальный мир. Только реальный мир и существует в глазах Христа, только его и можно видеть. А ты увидишь всё, что выберешь увидеть. Всё, что ты видишь — не что иное, как свидетельства твоего решения. 12. Когда ты, глядя внутрь, увидишь там меня, значит ты выбрал сделать явленной истину. А проявляя истину, ты видишь ее повсюду — снаружи и внутри. Ты и увидишь ее снаружи, поскольку поначалу узрел ее внутри. Всё, что увидено снаружи есть лишь суждение о том, что внутри. Если оно — твое суждение, оно — ошибочно, ибо судить — не твоя функция. Если же это — суждение Святого Духа, то оно — верно, ибо суждение — Его функция. Ты разделяешь Его функцию, судя только как Он и не дерзая судить по–своему. Ты станешь судить всегда себе во вред, Он же всегда — тебе на пользу. 13. Помни: глядя неблагосклонно на то, что видимо во вне, ты осудил себя как недостойного и вынес себе смертный приговор. А наказание смертью — конечная цель эго, поскольку эго так же убежденно верит, что ты — преступник, заслуживающий смертной кары, как знает Бог, что ты заслуживаешь жизни. Смертная кара не покидает мыслей эго, ведь именно смерть уготована им тебе в итоге. Желая тебя убить, тем самым окончательно выразив свои чувства по отношению к тебе, оно позволяет тебе жить, но жить в ожидании смерти. Эго терзает тебя в течение жизни, но ненависть его не утолить, покуда смерть не заберет тебя. Ведь твоя гибель — тот конец, к которому оно стремится, и тот единственный исход, который удовлетворит его. 14. Эго — не есть предатель Бога, Которого нельзя предать. Оно — предатель по отношению к тебе, считающему себя предавшем Отца. Вот почему искоренение вины — существенная часть учения Святого Духа. Ибо покуда ты чувствуешь себя виновным, ты слушаешь голос эго, внушающий тебе: ты предал Бога, а посему заслуживаешь смерти. Ты станешь думать, что смерть идет от Бога, а вовсе не от эго, ибо спутав себя и эго, ты веришь, будто желаешь смерти. А от твоих желаний Богу тебя не спасти. 15. Когда ты искушаем уступить желанию смерти, помни, что я не умер. Истинность этого ты осознаёшь, глядя в себя и видя там меня. Разве я смерть преодолел для одного себя? Разве жизнь вечную дал бы мне наш Отец, не дав ее тебе? Когда я проявлюсь в тебе, ты более не увидишь смерти. Ты, глядя на бессмертное в себе, увидишь только вечное в том мире, который не способен умереть. VIII. Влечение любви к любви 1. Неужто ты и вправду веришь, что в состоянии убить Божьего Сына? Отец надежно спрятал Сына Своего в Себе и оградил его от твоих пагубных идей, из–за которых ты не знаешь ни Сына, ни Отца. Ты ежедневно, ежечасно и ежеминутно нападаешь на реальный мир, при этом не переставая удивляться, что ты его не видишь. Ища любви с целью атаки на нее, ты никогда не обретешь ее. Если любовь есть соучастие, возможно ли найти ее иначе, чем через нее самое? Отдашь ее — и она явится к тебе, ибо любовь притягивается к самой себе. Но предложи атаку, и любовь останется сокрытой, ибо она живет только в покое. 2. Как и Отец, Сын Божий невредим; он знает, как бережет его Отец и не боится ничего. Любовь Отца хранит его в незыблемом покое и, не нуждаясь ни в чем, он ни о чем не просит. Однако будучи твоим Я, он всё еще довольно от тебя далек, поскольку ты нападаешь на него, и он, исчезнув из поля зрения, удаляется к своему Отцу. Не изменился Он, но изменился ты. Расщепленный разум и все его деяния не были сотворены Отцом и не могли жить в знании о Нем. 3. Когда неистинное ты сделал зримым, истинное стало невидимо для тебя. Но само по себе истинное не может быть невидимым, ибо Святой Дух видит его с предельной ясностью. Оно невидимо тебе, ибо ты смотришь на что–то другое. Мешать же, что видимо, а что невидимо, тебе дано не более чем решать, что реально, а что — нет. Видимо то, что ясно видит Святой Дух. Определение реальности — дело Господне, а не твое. Он сотворил реальность и знает, что она такое. Ты, ранее об этом знавший, забыл, и не укажи Он тебе путь к воспоминанию, ты бы приговорил себя к забвению. 4. Благодаря Любви Отца к тебе, ты не способен о Нем забыть, ибо никто не забывает то, что Сам Господь вложил в его память. Возможно это отрицать, но не утратить. Голос ответит на каждый твой вопрос, а видение исправит восприятие всего, что ты увидишь. Ибо ты сделал невидимой единственную истину и не услышал единственного Ответа. Бог воссоединит тебя с Самим Собою и не оставит неутешным. Ты ждешь только Его, не зная этого. Но память незабвенная о Нем сияет в твоем разуме. Она — не более в прошлом, нежели в будущем, она — всегда. 5. Лишь попроси об этой памяти и вспомнишь Бога. Но память об Отце не засияет в разуме, предавшем ее забвению и вознамерившемся в забвении ее хранить. Ибо она нисходит в разум, выбравший помнить Бога и тем самым отказавшийся от безумного желания контролировать реальность. Ты, кто не в состоянии контролировать самого себя, не должен домогаться контроля над вселенной. Но погляди, во что ты превратил ее, и радуйся тому, что этого не случилось. 6. Сын Божий, да не удовлетворит тебя ничто! Ведь нереальное нельзя увидеть, да и не имеет оно ценности. Бог никогда не предложил бы Сыну Своему нестоящего, а Сын не смог бы это получить. Ты был спасен в тот самый миг, когда подумал, что покинул Бога. Того, что ты содеял, нет, оно невидимо, поскольку Дух Святой его не видит. Но то, что видит Он, — твое для обозрения, и через Его видение твое восприятие исцелено. Ты сделал невидимой единственную правду в этом мире. Ценя ничто, ты и искал ничто. Сделав ничто реальным для себя, ты смог его увидеть. Но его нет. Христос тебе не виден, заслоненный тем, что ты сделал зримым. 7. Совсем неважно, дистанцию каких размеров ты постарался вклинить между своим сознанием и истиной. Божьего Сына можно увидеть, поскольку разделяемо его видение. Святой Дух видит Сына Божьего и ничего другого в тебе не видит. То, что тебе невидимо, в Его глазах совершенно и окружает всё. Он помнит о тебе, ибо Он не забыл Отца. Ты видел нереальное и нашел страдания. А что еще возможно отыскать в поисках нереального? Мир нереальный есть горнило мук, ибо он невозможен. Ты, разделяющий с Богом Его Бытие, был бы несчастлив вне реальности. То, что Единым не дано, не властно над тобою, влечение же любви к любви остается неодолимым. Ведь функция любви — соединять в себе всё и держать всё вместе продолжением его полноты. 8. Реальный мир был дан тебе с любовью Богом в обмен на созданный и видимый тобою мир. Только прими сей мир из рук Христа и на него взгляни. Его реальность сделает невидимым всё остальное, поскольку видение его и есть полное восприятие. И глядя на реальный мир, ты вспомнишь, что так было всегда. Ничто утратит свою зримость, когда ты наконец воистину прозреешь. Искупленное восприятие легко перевести на язык знания, ибо лишь восприятие способно на ошибки, а восприятия на самом деле не было. Исправленное, оно уступает знанию, единственной вечной реальности. Искупление — это просто обратный путь к тому, что не было утрачено. Отец твой не переставал любить Своего Сына. |