1. Предмет философии, ее структура и функции.
Философия- представление(наука) о мире как целостной системе, наиболее общих законах его развития, месте человека в нем как активного субъекта исторической деятельности.
Структура: мировоззрение (мироощущение, миропонимание, мировосприятие), наука.
Разделы ф.: онтология(наука о бытии), гносеология(теория познания), диалектика(законы развития мира), социальная ф(общественные процессы), история ф(основные этапы развития ф).
Функции ф:1. мировоззренческая - формирование целостного представления о мире.
2.методологическая_практическое применение философской теории в деятельности личности, коллектива.
3.гносеологическая- познавательную. Обеспечивает приращение новых знаний о мире и его свойствах.
4.социально-коммуникативную-формирование духовной основы единства общества, выработка соответствующей идеологии.
5.преобразовательная
6.оценочная.
все ф-ции взаимосвязаны и действуют одновременно, но на определенном этапе одна из функций доминирует. На современном этапе доминирует мировоззренческая.
Основные вопросы ф:- Об отношении материи и сознания. Он имеет две стороны.:1.что является первичным?: материя или сознание? те, кто признают первенство материи-материалисты, др.- идеалисты. 2.познавем ли мир? материалисты -да. Две основные формы идеализма:1.объективный.-существуют идеи, понятия независимо от сознания человека. Мир познаваем, но в отличие от матер., вся реальность распадается на : абсолютную идею, окружающий нас мир вещей, который создается абсолютной идеей, но затем существует независимо и мир человеческого сознания, в котором происходит познание как мира вещей, так и его творца.
2.субъективный.признается первичность сознания человека. мир- комплекс человеческих ощущений, а мир вещей не существует, есть только человеческое сознание.
Дуалисты признают равноправие материи и сознания.
2. Философия как мировоззрение. Формы и типы мировоззрения.
Мировоззрение – это система взглядов на мир.
Главный вопрос мир-ия – отношение человека и мира. поэтому важно, как человек относится к этому миру. В качестве сущностного элемента в структуре философии миро-ие проявляется на двух уровнях: чувственном и теоретическом. Чувственный – мироощущение и мировосприятие. Знания, полученные человеком на уровне мировосприятия, являются основой для перехода на качественно новый теоретический уровень мировоззрения. Теоретический уровень выступает как миропонимание, логическое и теоретическое осмысление явлений. Оба уровня взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Однако процесс умозаключений происходит на теоретическом уровне путем обобщений эмпирических данных и практики. На этой основе формируются убеждения, которые предполагают доказательное отношение человека к миру.
Исторические типы мировоз-ия:
1. мифологическое (с греч. предание, сказание). характерна синкретичность (связано чувственное и логическое знание об обыденной жизни и верование в сверхъестественное). Мифы- первая дофилософская форма мировоззрения. Не имея возможности объяснить происхождение мира, человек создавал мифические представления о себе и мире. Мифы дополнялись религиозными взглядами в форме анимизма(признание всеобщей одушевленности вещей), тотемизма(поклонение предкам, представленным в виде животных и растений), фетишизма(вера в магические способности предметов)
2.религиозное (лат благочестие, набожность, святость) приходит на смену мифа. С позиций веры в существовании сверхъестественных сил- богов- объясняла сотворение мира, происхождение людей, суть и смысл жизни и смерти. При переходе от родового к классовому- от политемизма к монотеизму.. в период разложения рабовладельческого общества возникают христианство, ислам и буддизм.
3.философское. философия- теоретически сформулированное мировоззрение, система самых общих взглядов на мир и место человека в нем. Ф возникает в 7-6 в до н.э. основатели-древние греки. ф- любовь к мудрости.
4. научное (интересуют законы)
5. Обыденное (интересуют единичные факты и события).
| Наука_и_философия.'>4. Философия в системе духовной культуры. Наука и философия.
Философия и конкретные науки, исследующие сущность и закономерности функционирования и развития его отдельные фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание.
Наука – форма общественного сознания (науч. идеи, теории, гипотезы, законы) и вид духовной деятельности по производству знаний (разработка, обоснование, творческая активность в создании нов. знаний). Наука – сложное соц. явление, присущее только обществу, важный элемент духовной жизни.
Особенности науч. познания:
1. воплощена в обобщенных понятиях (напр., физика: вещество, энергия, биол.: вид, эволюция);
2. теоретич. и логич. обоснование содержания науч. данных и выводов;
3. системная организация полученного знания, характеризующая развитие отдельных дисциплин и науки в целом.
Направления научного знания:
природа (естествознание – вещество, живая материя, Земля, Космос, химические элементы);
общество (обществознание – социологические знания, экономические, государственно-правовые);
человек (гуманитарные – психология, логика).
В ХХ веке возникло множество междисциплинарных научных направлений, таких как физическая химия, биотехнология, кибернетика (законы управл. сложными системами), информатика (способы производства, хранение и преобразование информации). Это доказывает единство науки. Также формируется новая дисциплина – этика науки. Она рассматривает социальную ответственность ученых за свои открытия, их применение, а также нравственные установки и ценности ученых.
Выделяют функции науки:
1. описательная – выявление существенных свойств и отношений действительности;
2. систематизирующая – отнесение описанного по классам и разделам;
3. объяснительная – систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;
4. производственно-практическая – возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении;
5. прогностическая – предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее;
6. мировоззренческая – внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.
| 6. Основные направления в античной философии.
I.Милетская философская школа.
Материализм.
Фалес считает, что первослово – вода. Последователь – Гераклид.
В основе мира – вода, воздух, земля и огонь. Предпочтение отдавалось огню. Все в мире изменяется, развивается. Беспричинно ничего не происходит.
Зенон создает опровержение. Если что-то доказано логически, то так и есть на самом деле. Только одно свойство движения – непрерывность.
Анаксалор. В оси мира – субстанции. Все развивается по определенным законам, не при помощи богов.
Энмидокл. Первоначальное состояние мира – хаотическое. На основе хаоса возникает структура.
Идеализм.
Пифагор. Первоначало мира- число. Объективный идеализм.
II Познание мира.
Материализм – этические проблемы.
Идеализм.
Сократ. «Я знаю, что ничего не знаю». «Познай самого себя». Основное положение этики: нравственность = знание истины.
3 доброжелатели: умеренность, храбрость, справедливость.
III материализм.
Демокрит. В основе мира лежат андолы. Мир познаваем при помощи чувств и логики.
Идеализм.
Платон. Объективный идеализм. Есть другой мир – мир идей. Он вечен. Там есть красота, справедливость. Мир идей иерархичен. Гносеология Платона как у Сократа. Соц. Проблематика: социологическая модель идеального гос-ва; четкое разграничение труда.
Аристотель. Мир платоновских идей не способен объяснить, что существует только мир вещей. Вещь = единство чувственности + сверхчувств.
Чувственное – материя. Сверхчувственное – форма- понятие-слово.
Чтобы вещь возникла, нужны 4 причины: 1. материальная 2. движущая 3. формальная 4. целевая. Самая главная – формальная причина.
Материя пассивна. Активной силой является формальная причина.
Гносеология. Процесс познания – это единство чувственной и логической стороны. Проблема истины образуется во время познания. Предпочтение отдается логическому познанию.
Этика. Благо для человека должно существовать в реальном мире. Сущность человека – нужно стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества в процессе восприятия. Мудрость, Рассудительность, мужество, щедрость, великодушие, справедливость.
Черты античной философии:
Четко сформировались материализм и идеализм.
Синкретична, т.е. большая слитность всех проблем.
Главный принцип – принцип космоцентризма.
Высокий уровень логики.
Этика добродетелей.
Создана стихийная диалектика.
Были поставлены почти все философские проблемы.
5.Исторические типы философии.
Философия античного мира.
Средневековая философия.
Философия Эпохи Возрождения.
Философия Нового времени.
Немецкая классическая философия.
Философия марксизма.
Русская философская мысль (9-20вв)
Современная западная философия.
Философия возникает в 7 в. До н.э. ( 12 веков – с 7в. До н.э. до 5 в. Н.э.)
Периоды:
Натуралистический (антологические проблемы, проблемы природы и космоса)
Гуманистический (гносеологические проблемы, этические)
Классический (философские системы: Демокрит, Платон, Аристотель)
Период эрринистических школ (моральное благоустройство)
Неоплатонизм (переосмысление идей Платона).
| 7. Теоцентризм средневековой философии. Номинализм и реализм.
появляется монотеистическое учение-христианство.
ф развивается под первенством веры над разумом.
главенствующая форма познания-откровения.
священные тексты неоспоримы авторитетом.
философское наследие античности объявлено вне закона, т.е. оно возникло и развивалось до установления веры в единого бога.
философские идеалы познания сводятся к толкованию священных книг и познанию сущности божественных откровений. Идея творения лежит в основе онтологии, идея откровения – в основе гносеологии того времени. Креоцинизм -бог сотворил мир из ничего.
Основные этапы развития средневековой ф.
1.патристика(от патр «отец»)- учение отцов в церкви. надо было выявить истинные тексты учения христианства. Августин Блаженный «Исповедь»- описал в нем свой жизнен.путь. новый лит-фил жанр, связанный с раскаянием, покаянием.
Основные положения ф Августина Блаженного:
1.бог-нематериальный, всемогущий абсолют, выше кот нет ничего и никого.
2.бог- не только причина познания, но и главный и основной предмет познания.
3. вера- основной и исходный пункт всякого познания. Всякое познание без веры- греховно. Делил науки на полезные и бесполезные. Примат веры над разумом.
4.все зло в мире происходит от материального природы мироздания, поэтому и зло в человек – от его материального тела.
2.Схолостика.(пояснения к Библии). Ее цель- упорядочить и сделать доступной христианскую догматику, так христианство получило широкое распространение, что потребовало 1)большое количество священников.2)максимальное упрощение догматики для более легкого восприятия вероучения рядовыми верующими.
В эпоху средневековья проблема связи единичного и общего вылилась в спор между реалистами и номиналистами. Какова природа универсалей?. Реалисты считают, что универсалии существуют независимо от вещей, т.е. существуют до и после вещи. Номиналисты считают, что подлинным бытием обладают единичные, конкретные вещи, а универсалии- имена этих вещей – существуют только в нашем мышлении.
Средневековая ф выступала и в виде практической или моральной ф, занималась формированием этических начал, направляющих человека к Богу, наставляющих его на путь спасения, определяя способы причащения праведности(крещение, молитва, пост). 8. Гуманистический антропоцентризм философии Эпохи Возрождения.
Меняется мировоззрение. Никогда ничего нельзя повторить дважды.
Надо было освободиться от влияния церкви. Начала зарождаться наука: механика, физика, астрономия. Возрождается искусство.
Черты:
Доминирующим становится принцип антропоцентризма. Формально бог существует, но в центре – человек как личность, имеющая право на свободу, счастье; человек как творческая личность, деятельный сам по себе.
Идея гуманизма. Интерес к гуманистическому знанию.
Эстетика. Эстетический подход к миру; доминирует над моральными принципами и наукой.
Антисхоластика. Реформация церкви. Новые религиозные реформы. Возникает протестантизм.
Пантеизм – всебожие. Христианский бог утрачивает свой универсальный характер; бог сливается с природой. Природа обожествляется, приобретает новые черты.
Представители: гуманисты – Вико, Данте; утописты – Томас Мор, Компанелло. Коперник, Бруно, Галилей, да Винчи.
| 9. Эмпиризм как одно из направлений философии Нового времени.
Основные черты:
1.выдвижение на первый план гносеологии с центральной проблемой разработки научного метода.
2.формирование двух основных направлений – эмпиризма и рационализма.
3 пантеизм во взглядах на природу
4деизм
5рассмотрение проблемы человека через призму «человек-общество» в концепциях «общественного договора».
В философии нового времени формируются 2 основных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм – направление в теории познания, рассматривающее опыт в качестве основного источника познания, а описание опыта – в качестве содержания знания.(Бэкон(в своей ф опирается на опыты. Опыты делит на плодоносные, которые приносят немедленный результат и светоносные, которые проливают свет на глубинные связи природы. Новый аргоноид – метод Бэкона. индуктивный метод познания- переход от единичного, частного к общему. Существуют 3 предмета философии по Бэкону: человек ,природа, бог.), гоббс, локк). Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма, происхождения всех знаний из чувственного восприятия мира. В противоположность материалистическому сенсуализму, идеалистический сенсуализм, представленный в учениях Беркли(мир существует в нашем восприятии, т.е. таким, как мы его видим, слышим.) и Юма(мы не можем доказать или опровергнуть существование материи, как и существование бога. природу до конца познать не можем.), признает единственной реальностью субъективный опыт, выражая позицию агностицизма(непознаваемости мира) в теории познания. 10. Рационализм классической философии и его историческое значение.
Рационализм, в отличие от эмпиризма, отдает приоритет роли разума в познании при недооценке роли чувственного восприятия.(Декарт, Спиноза(понятие субстанция), Лейбниц(монада)). Высшим достижением ф нового времени является ф французского материализма.(ламетри, Дидро, гольбах).
Первую и исходную определенность всякой философии Декарт видит в определенности сознания -- мышления. Требование, что должно исходить лишь из мышления как такового, Декарт выражает словами: «во всем должно сомневаться» - это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений.
Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:
не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимее перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом;
разделить каждый из вопросов; которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;
свои идеи располагать в надлежащей последо-вательности, начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, кото-рые естественно не следуют друг за другом;
характерные черты рационализма новоевропейской философии:
- через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;
- рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;
- на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания.
| 11. Французский материализм XVIII в.
Дидро. Мир объективен и материален. Идея о материальном единстве и бесконечности мира, постоянного его движения и развития. Исходный источник познания-чувства, но признает и роль мышления.
Ламетри.(сочинения «Человек- машина»). Признает объективной основой наших ощущений внешний мир. Материя и движение неотделимы. Источник движения находится в самой материи, но сущность движения и материя непознаваемы. Мышление как способность определенного вида материи основано на ощущениях. Душу человека он считает материальной, выступающей «двигателем» живого организма, а различие между животным и человеком только количественным.
Гольбах(«Система природы»). Идея о сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа – совокупность различных движущих сил материи. Движение присуще материи, движение-источник всех свойств. Кроме движущейся материи, ничего не существует. Движение у него двух видов: механическое и взаимодействие материальных частиц. Критика религии.
Гельвеций. Подчеркивает материальный характер и объективное существование внешнего мира. Мир- движущаяся материя, формы существования которой – пространство и время. Человек неотделим от природы и подчинен ее закономерностям. Он своими знаниями, умениями обязан опыту, который получает при помощи чувственности и сохраняет посредством памяти. Душа смертна, она- способность ощущений. В области природы и человеческого поведения правит закон: естественный или «закон интересов». Естественные движущие силы человеческого поведения служат основаниями этики, критерием которой является «польза» обществу. Общество как совокупность собственников должно покоиться на равномерном разделении собственности.
1.Доминирующий фактор – логический ум.
2.всеобщность принципа причинности подсказывала возможность применения его к человеку и к обществу, так как человек- разумное существо, в основе его жизни – рациональный механизм, которому мешают страсти. Подчинение их разуму устанавливает мировой порядок на земле и небе. Французская философия идейно подготовила буржуазно- демократическую революцию 1789-1793, оказала влияние на развитие классической нем ф. 17. Понятие субстанции и материи. Виды материи.
Субстанция- самодостаточное, самодетерминированное существование, определяющее первоначала мира. От лат»сущность», т.е. то, что лежит в основе. Субстанция определяет, что лежит в основе мира. Материалисты в качестве субстанции рассматривают материю, а сознание- свойство материи, без материи не существует, а идеалисты признают субстанцией- бога, абсолютную идею.
Материя- объективная реальность, которая отражается человеком в его ощущениях, чувствах и мыслях в процессе познавательной деятельности, существуя независимо от них. Универсальные свойства материи: объективность существования, несотворимость и неуничтожимость, неисчерпаемость свойств, самодвижение как проявление бесконечного многообразия форм развития, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, наличие свойства отражения как результата взаимодействия материальных систем, высшим уровнем которого является сознание.
Виды материи:
1.вещ-во
2.поле
3.вакуум
| |