Ответы. Предмет философии, ее структура и функции. Философия
Скачать 280.5 Kb.
|
12. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли. Философия Канта получила название «критический рационализм», т.к. философ считал главной задачей человеческого разума критику своих собственных возможностей. Кант полагал, что критика может способствовать уяснению того, что человек может познать, а что ему недоступно. Основа его размышлений- осуществление синтеза эмпиризма и рационализма, удержание их истин(эмпирики утверждали опытную природу нашего знания, и рационалистов, принимавших вместо врожденных идей априорные, доопытные формы созерцания и рассудка).. В «Критике чистого разума» он рассматривает априорные формы чувственности, пространство и время и обосновывает априорный характер категорий и принципов, без которых нельзя мыслить ни один предмет нашего опыта. Это идеи чистого разума, душа, мир, бог, которые лежат в основании естественного стремления к объединению всего нашего познания, подчиняя его единичным задачам и являясь предельными идеями нашего познания. Гегель. Его философия составляет вершину достижений западноевропейской ф 19в. Его основные работы: «Феноменология духа», «наука логики», «философия природы», «философия духа». Познание возможно только в процессе познавательной деятельности. Первая фаза – логический процесс становления абсолютной идеи в движении всех категорий мышления от простых к сложным. Каждое понятие(категория), обладая определенным содержанием, предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно разрешить выявляемые противоречия посредством перехода к новому понятию. Противоречие – движущая сила. Процесс развития триедин: тезис, антитезис и синтез, в котором сохраняются противоположные моменты в своем единстве. Вторая фаза –натурфилософия- показывает, как идея развертывается в оболочке телесного имматериального. Третья фаза –философия духа- учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Отличительной чертой его ф является ее всеобъемлющий характер, в ней в систематической форме представлены все сферы бытия. Фейербах. Пытался доказать, что человек – начало, середина и конец всякой религии, ибо Бог – совершенный и могущественный человек. Призывал превратить ф в общечеловеческое дело через замену фантастических религиозных воззрений теми, которые бы соответствовали сущности человека – чувству любви, ибо в ней он видит силу общественного прогресса. Считал, что из учения о конкретном человеке можно вывести все основные законы и категории ф, не прибегая к понятиям духа, субстанции, бога. Говорит о диалектической природе истины. Под влиянием Ф сменил свою позицию на материалистическую и затем создал собственную ф диалектического материализма Маркс. | 13. Сущность и основные проблемы философии марксизма. Серьезное внимание Маркс уделял проблеме отчуждения. Отчужденный труд он рассматривает в 4 аспектах («экономическо-философские рукописи»): 1.исходный материал и продукты не принадлежат чел 2.сам процесс трудовой деятельности для трудящегося принудителен. 3.он отнимает у них родовую жизнь, жизнь по природе 4.подневольный труд порождает отчуждение между людьми, эксплуататорские социальные отношения. Марксизм:
Частная собственность при капитализме достигает, по мнению Маркса, своего разрушительного апогея благодаря экономическому развитию и особенностям способа производства этого исторического периода, и процесс отчуждения распространяется на все сферы человеческой жизнедеятельности: политику, искусство, культуру, науку, быт. Человек утрачивает идеалы, индивидуальные характеристики, моральные принципы, становится враждебен другим людям и окружающему миру. Личное благополучие, выраженное в вещной или властной формах, становится целью жизни. Процесс этот сопровождается преобразованием частной собственности, накопленной одними за счет других, т.е. индивидуальную частную собственность, основанную на собственном труде.Общество, эволюционируя, к этому и идет, но в своем развитии оно проходит несколько ступеней, отличающихся друг от друга способом производства. В основу периодизации эволюции общества положен материальный фактор (вначале Маркс говорил о форме собственности, а затем о способе производства). При его применении историческая канва распадается на периоды; их назвали общественно-экономическими формациями, это философская категория, а не историческая. В ней отражаются не факты и события, а наиболее существенные черты. Если в экономике у Маркса наибольшей конкретностью обладал товар, то в истории - индивид. Он - основа общества и государства. У него есть естественная природа и социальные свойства. А потому свои потребности человек проявляет как в сфере частных, так и в сфере общественных интересов. Отдельные индивиды организуются в различные группы и сообщества. У Маркса человек занимает центральное место в системе. Он выступает не как духовное существо и не как природный феномен, а как субъект исторического действия. |
14. Русская философская мысль. Первый этап развития РФ – русское Средневековье. Оно длилось от варягов в 862г. до избрания на царство династии Романовых в 1613г. Это эпоха натурального патриархального хозяйства, государство раздроблено на полунезависимые удельные образования. Общей духовной основой выступает православие. Киевская Русь (IV – начало XIIв.) сыграла свою роль в сохранении и распространении раннехристианской и византийской литературы, библейских книг, житейских историй, апокрифов, сопровождая освоение иностранной литературы творческим отношением. В XIв. развивается самобытная философская традиция. В числе тех, кто стоял у истоков РФ, были крупные мыслители-книжники Илларион Киевский(XI)(первый русский философ), Никифор Грек (кон XI – сер XII), Климент Смолятич, Кирилл Туровский(XII). Второй этап – философия эпохи Просвещения (с сер. XVII в. до перв трети XIXв) Это время европеизации. Этот период определил становление светской философии: секуляризм, западнорусское влияние, петровское западничество. Ломоносов – создатель натурфилософии. Философ–деист (Бог создал мир, а затем устранился). Придерживался теории двойственной истины (через 2 книги, которые дал Бог человеку, в одной показал свое величие, а в другой – волю). Цель – познание Бога (творения и книг). Ломоносов – материалист, продолжатель традиций Демокрита (атомистич теория). По его учению, существует 2 вида материи: атомы, молекулы и пространство, разделяющее эти материальные вещи. Учил о бесконечности времени и пространства. Движение – внутреннее составляющее материальных объектов. Радищев. Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». В центре – антропологическая проблематика. Дворянин-революционер, критиковал самодержавие. Философ-материалист (человек, обладающий умом, может познать мир с помощью органов чувств и разума). Третий этап – идейно-философские учения XIX-нач.XX вв. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. 40е. гг. – самобытное течение славянофильство. (Лидеры – Хомяков, Киривский, Самарин) Выступают с обоснованием самобытности России. Изучая различные стороны общественной жизни, выявляют факторы, влияющие на исторический процесс, и устанавливают, что этими факторами могут быть не природные условия, не сильная личность, а народ. Все другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором – верой. Не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческой возможности его духа. В этот период – отмена крепостного права, появляется школа революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Огарев): критика агностицизма, диалектические убеждения Гегеля, считали, что можно создать крестьянские социализм на основе общины, в области общественной жизни остались идеалистами: не видели социально-экономической основы развития общества. Соловьев(XIX). | 15. Современная западная философия. Неотомизм. В ее основании – философия Аристотеля в христианско-схоластической обработке Фомы Аквинского. Пытается примирить догматы христианской веры с требованиями развивающегося разума. Представители: жильсон, маритен, бохеньский. Они выступают с теологической критикой противоречий научно-технической революции, концепции единства науки и религии, усовершенствования эволюционной модели мироздания, рассуждения о конкретном идеале нового мира. Главную причину кризиса Европ.цивилизации они видят в пренебрежении религией. Важнейшей функцией философской теологии является решение трех взаимосвязанных задач: подтвердить существование бога, по возможности определить его природу и характер отношения между ним и миром. Современ. неотомизм внутренне неоднороден, совмещая в себе этико-гуманистические, догматические, социально-педагогические, методологические и др.проблемы.Постмодернизм. Возникновение п. было неопределенной, но устойчивой характеристикой стилевых и общеметодологических изменений(в искусстве, архит., литре).конец 60х гг. это реинтерпретация авторов и течений в ф., новое открытие прагматизма в ф, изменение идей в ф науки, диалог культур и философий. Объективность науки, универсальность морали и права, автономность искусства, прогресс науки обернулись системой универсального угнетения и отчуждения человека. Представители: лиотар, бодрийяр. Экзистенциализм. 2 направления: 1.атеистический 2.религиозный. Существование предшествует сущности, т.е. человек -лишь возможность стать кем-то. Только от него зависит, кем он станет. Свобода- главная категория., но она порождает ответственность. Главное внимание уделяется духовной активности людей, духовной выдержки человека, заброшенного в иррациональный поток событий и радикально разочарованного в жизни и истории. Существование- центр бытия, лишенный антропологических характеристик, доступ к которому возможен лишь с помощью феномена настроения как основной структуры существования. Именно в настроении человек утверждает существование, реализующееся в его единичности, которое выражается в антиинтеллектуальных состояниях страха, вины, стыда, отчаяния, переживания смерти – в этих пограничных ситуациях человеческого бытия, где человеку остается путь возвращения в одиночество своего внутреннего- в экзистенцию. Т.о., экзистенциализм утверждает, что человек является конечной реальностью, которая существует и действует на свой страх и риск, он «заброшен в мир», свобода его ограничена, а негативные аспекты его опыта существенны(страдание, болезнь, смерть).Позитивизм. Зародился в сер19в. Основатели – Конт и спенсер. по мере развития конкретных наук отпадает необходимость в философии, которое как обобщенное знание растворяется в науках и теряет свой предмет исследования. зарождение аналитической философии.В конце 19-нач20вв – неопозитивизм, 30гг 20в – потспозитивизм(кунт: идея парадигмы(некоторой модели) системы научного знания, которая определенное время господствует в науке, а затем приобретает новое содержание и успупает место др. о н отрицал независимость эмпирического уровня познания от теории). Главный вопрос- соотношение философии и науки. |
16. Бытие как совокупная реальность. Уровни и формы бытия. Бытие –совокупность всех форм и способов существования объектов, процессов, вещей, равно как и совокупность общих свойств, характеризующих их существование(протяженность, изменение, системная организация). Объем этого понятия составляет все, с чем сталкивается, имеет дело субъект, все, что существует в мире, вся имеющаяся в нем наличность. Быть означает существовать. Бытие всегда выступает в виде конкретного особенного, специфического существования, которое характеризуется некоторым набором существенных признаков. В категории бытия существование предмета мыслится более конкретно, чем в категории существования, потому что в ее содержание включены определенные признаки существования, которые определяются формой и способом обнаружения предмета в бесконечном многообразии мироздания. Виды б. 1.материальное(солнечная система ,галактика) и 2.идеальное(идея возникновения солнечной системы, космологические идеи-бытие, созданное человеком.). 3.объективное, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания субъекта, человека(звезды, планеты).4.субъективное,т.е. такое бытие, которое существует благодаря сознанию субъекта, человека(мысли, идеи). Любой вид материального бытия обладает объективным сущестовованием. Материальное бытие подразделяется на виды:1.природные неорганические(звезды ,планеты, горы)2.природные органические(биологические виды)3. соц.формы бытия(общественное бытие(нравственные нормы), индивидуальное бытие человека(мои мысли, идеи))4. искусственно созданная среда(технические системы, инженерные сооружения).Множество индивидуальных разновидностей бытия распадается на 2 подмножества: объективно-идеальное(законы мышления) и субъективно-идеальное(мечта о счастье данного человека).Новая форма бытия – виртуальная реальность.(законы логики; ее параметры по воле и желания человека меняются).Небытие- процесс становления одних форм бытия и разрушение и исчезновение других. Все то, что лишено формы(пока или уже), но имеет способ существования, характеризуется определенным набором признаков, понимается как небытие. Метафизические вопросы о бытии. 1.обладает ли мир единством 2. является ли мир в своем существовании неизменным или он постоянно изменяется. 3.упорядочен ли мир в своем развитии, подчиняется ли закономерностям ил все происходит произвольным образом! 4.мир –системно организован ил представляет совокупность элементов. | 18. Движение и его основные формы. Свойства движения. Движение – любое взаимодействие, взятое в единстве со своим результатом- вызываемым или изменением(процесс плюс результат). Быть – значит двигаться. Нематериального движения нет. Свойства движения: 1.движение материально, т.е. неотделимо от своего носителя-материи. 2.дв. объективно, т.е. дв. в своей реализации самодостаточно, его формы и свойства многообразны и вместе с тем познаваемы. 3.дв. универсально. Нет ни одной области пространства, равно как не существует такого периода времени,в которых не осуществлялось бы движение в одной из его форм. Все формы бытия находятся в движении всегда и везде. 4 дв.противоречиво. противоречивость проявляется в 3 аспектах:1.единстве бытия и небытия.(взаимодействовать и изменяться означает одновременно быть и не быть, т.е. быть тем же самым и в то же время др.)2. единстве покоя и изменчивости(взаимодействующие предметы одновременно и претерпевают изменения, и находятся в относительном покое. Любой объект находится в постоянном взаимодействии как внешнем, так и внутреннем, и это проявляется в изменении тех или иных свойств, характеристик этого объекта.)3.единстве устойчивости и неустойчивости(все формы бытия сохраняют в течение некоторого времени свою определенность, т.к. они обладают устойчивостью. Однако сама устойчивость детерминирована внутренним движением, постоянным перераспределением энергии внутри объекта). Основные принципы ф.классификации форм движения материи. 1.принцип качественной определенности движущихся материальных систем(например, качествен.определ. закономерностей движения в живой материи(механизмы наследственности, обмена веществ)являются основанием для выделении биологической формы движ.материи). 2.принцип развития(классификация отражает последовательность развития форм объективной реальности в Мегагалактике, начиная с самых простых, низших форм, постепенно переходя к более сложным, высшим формам движения материи, т.е. путем восхождения от простого к сложному). 3.принцип генетического основания(каждая последующая форма объективной реальности порождается уже существующими формами, вместе с тем возникшая форма движ.матер. содержит в себе исторически предшествующие ей формы движения в качестве необходимых условий ее сушествования- позволяет зафиксировать генетическую связь между различными формами движ.материи). Класс. согласно сфере объективной реальности: 1.в неживой природе 2.живой природе 3.в обществе. |
19. Философское понятие пространства и времени. Свойства пространства и времени. Если движение – способ существования материи, то пространство и время – объективные формы ее существования. Мир бесконечен в пространстве и вечно существует во времени. Пространство – мера бытия, покоя, устойчивости в движении. Находиться в пространстве означает, что одно расположено подле и относительно другого. Время- мера небытия, изменчивости, неустойчивости в движении. Оно - смена состояний предмета и смена событий. Если пространство – форма изменения того, что есть, то время – форма перехода от бытия к небытию и, наоборот, форма возникновения и становления новых видов бытия. В истории философии и науки известны 2 концепции пространства и времени: 1.субстанциональная: пространство и время мыслятся как самостоятельно существующие сущности, не зависящие ни д. от др., ни от движущейся в них материи.2.атрибутивная:время и пространство понимаются как неотъемлемые свойства материи, а значит, их параметры детерминированы характером движения материальных систем. Представляя собой единство противоположностей, пространство и время неразрывно связаны между собой и образуют единый пространственно-временной континуум, в котором обретают закономерную организованность процессы изменений, протекающие в материальных системах любой природы(неживых, живых, социальных, технических). |