|
Ответы. Предмет философии, ее структура и функции. Философия
Структура МП:
человеческий фактор – решающий элемент МП, т.к. без человека производство не существует и не функционирует. Совокупность физич. и умственных способностей человека.
Человеческий фактор включает следующие группы людей:
а). непосредственно занятые в производстве
б). обслуживающий персонал
в). информационная служба производства и контроля
вещественный элемент (средства труда), играющий ведущую роль в реализации производственного процесса. Это совокупность различных материальных средств и объектов, составляющих условия производств. деятельности (предметы труда, техника, механизмы, помещения, транспорт, связь). Уровень развития средств труда – основной показатель экономического развития общества.
Человеческий фактор и средства труда вместе образуют понятие производственных сил общества. производственные (экономические) отношения (ПО). Это отношения между людьми на основе собственности на средства производства, разделения труда, распределения произведенного продукта и его обмена. Они носят объективный характер. ПО определяют основу соц-экономического строя общества в зависимости от того, в чьих руках находятся средства производства. Главный элемент ПО – собственность. Тип собственности (частная, индивидуальная – приобретена на основе собств. труда, – коллективная, смешанная) определяет тип соц-экон отношений между людьми, коллективами, классами, регионами.
Производство делится на два типа: материальное (превращение природной среды в продукты общественного и личного назначения) и духовное (общественно-историческая практика людей, их трудовая деятельность по созданию новых, изменению и обогащению уже имеющихся духовных ценностей).
38. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций, соотношение понятий цивилизации и общественно-экономической формации.
В современной философии цивилизация рассматривается как универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе концепции выделения основных исторических этапов развития общества. Цивилизация рассматривается как социокультурная общность и ее основными критериями являются уровень развития техники, социально-политический институтов и духовной культуры в их системном образовании. Обобщенным показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни.
Типы цивилизаций:
космогенная – охватывающая Древнее общество и эпоху Средневековья. Основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жестокие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.
Техногенная – соответствующая капиталистической и социалистической формациям. Основой явились: машинная техника, развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рост профессиональной культуры во всех ее формах.
Антропогенная – информационное общество. Коренным образом изменяется техническая основа материального и духовного производства, определяются новые организационные формы общественной жизни, кардинальные изменения в социальной структуре, значительная часть рабочей силы превращается в новый средний класс. Уровень и качество интеллектуального потенциала общества становятся решающим условием возможности его воспроизводства на информационной основе.
41. Государство, его типы и формы.
Государство – ядро политической системы, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.
Признаки государства:
1. наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции гос. Власти.
2. наличие определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного гос-ва.
3. наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных гос-ом.
Функции государства:
1. обеспечение нормального функционирования сложившейся политической системы.
2. регулирование экономических и социальных отношений.
3. правовое регулирование.
4. взимание налогов и сборов.
5. оборона страны, а также представление и защита ее интересов на международной арене.
Государства различаются по формам правления:
1. Республиканская форма правление ( президентская республика, парламентская республика, полупарламентская республика)
2. Монархическая (абсолютная и конституционная)
Также гос-ва различаются по формам гос. устройства:
1. Унитарные гос-ва – единые, подразделяющиеся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
2. Федерации – союз юридически относительно самостоятельных гос. образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных , исполнительных и судебных органов.
3. конфедерация – союз, объединение, при котором отношения между входящими в него гос-ами строятся на взаимной договорной основе при сохранении независимости.
Гос-ва различаются по типам политических режимов:
1. Демократический – построение гос. аппарата по принципу разделения властей, всеобщее избирательно право, наличие представительных органов, избираемых населением.
2. Диктаторский – отсутствие системы разделения властей, значительное ограничение гражданского общества, применение репрессий и террора. 3. Сущность принципа антропоцентризма в философии.
Антропоцентризм – философский принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательно-деятельного фактора. Эпоха Возрождения заложила основы антропоцентризма, содержание которого в настоящее время разрабатывается и дополняется. В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществлялось на основе научно-гуманистического подхода и свое дальнейшее развитие антропоцентризм получает прежде всего в сфере гносеологии и психологии. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего его свободного и активного субъекта и все остальное, что противоречит субъекту.
Маркс и Энгельс показали, что человек не есть абстрактная сущность. Он является , с одной стороны, закономерным результатом эволюции природа, а, с другой, как личность, обладает субъективностью, сознательно-деятельным свойством, активно воздействует на окружающий мир и изменяет его в соответствии со своими взглядами. В настоящее время антропоцентризм получил свое дальнейшее развитие как в связи с новыми открытиями в области естественных и технических наук, так и с позиций современных философско-социологических подходов. Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, организационные, нравственные и духовные качества личтности.
| 39. Социальная структура общества.
Любое общество является не суммой отдельных индивидов, а представляет собой систему социальных связей и отношений между различными общностями, в которые объединены люди. Элементами соц.структуры являются классы, страты, профессиональные и отраслевые группы, народности, нации, интернациональные и региональные сообщества, демографические группы, городские и сельские формы жизнедеятельности людей, трудовые, семейные и другие образования. Социальная сфера общества — это сложная система взаимодействия людей через многообразные виды социальных общностей, а социальные отношения — их связи на основе объективно существующих имущественных, профессиональных, демографических, этнонациональных и других различий. Совокупность различного рода социальных общностей и отношений между ними и представляет собой содержание понятия социальной структуры общества. социальная структура общества – объективно существующие в данном обществе социальные общности и группы людей и устойчивые связи и взаимодействие между ними. Образуя совокупности людей на основе различных критериев и признаков, социальные общности в зависимости от их численности подразделяются на большие (классы, нации, профессиональные и отраслевые группы и др.), средние (территориальные общности, производственные коллективы и др.) и малые (семья и др.).
Социальная структура общества — понятие историческое. Каждый тип общества в зависимости от характера и способа воспроизводства обладает определенной социальной структурой. Так первобытнообщинный строй имел родоплеменную организацию, в которой род одновременно выступал трудовым и семейным коллективом, а также формой социально-этнической общности. В рабовладельческом обществе возникают классы рабовладельцев и рабов, появляются профессиональные группы, формируется народность как форма этнической общности, утверждается моногамная семья и т. д. В условиях феодализма образуются классы феодалов и крестьян, которые по мере трансформации экономических отношений уступают свое место новым социальным общностям: при капитализме — классу наемных работников (рабочему классу) и буржуазии, а при социализме — рабочему классу, крестьянству и интеллигенции. На этапе индустриального общества происходит формирование и развитие наций, растет многообразие отраслевых и профессиональных групп, меняется структура территориальных общностей.
40. Политическая жизнь общества.
Политическая система – сложная, структурированная и упорядоченная определенным образом совокупность политических институтов, субъектов власти, а также отношений между ними, складывающихся в процессе управления обществом. Она включает в себя: политические институты (гос-во и его учреждения, партии, общественные организации и союзы); политические отношения(отношения различных классов и соц.групп к политической власти); политические и правовые нормы, политическое сознание, политическую культуру. Политическая система возникла в процессе углубления разделения труда, отделения умственного труда от физического в связи с появлением соц.неравенства, из потребности управления огромными массами населения, превращенными в рабов, внутри данного общества и завоеванными народами за его пределами. Усложнение соц.структуры первобытного общества привело к образованию цивил:Египет, Вавилон, Персия, Греция и т.д., в кот. Формирование соц-классового рабовладельческого строя сопровождалось появлением гос.структур, полит.отношений.
Типы пол.систем:
1.традиционного(становление гос.аппарата, сосредоточение властных полномочий в руках военно-феодальной элиты, сильная позиция церкви, неэкономич.методы принуждения)
2.индустриального(формируется в Новое время; появление представительных(выборных) институтов власти, развитие нормативно-правовой базы, построение органов власти по принципу разделения властей)
3. информационного обществ(функционирование демократических политич. режимов и многопартийных систем, плюрализм идеологии, многообразие полит.культуры, усиление управленческо-регулирующей роли гос.институтов в обеспечении соц.развития).
Важнейший элемент современ.полит.систем- партии (признаки: партийная организованность,определенная структура, программа ,устав, представленность в органах гос. власти, участие в выборах). Они оказывают серьезное влияние на гос.власть и ее органы(участие в избирательных кампаниях, в формировании выборных гос.органов. ; участие в выработке политики через воздействие на законодательство).
Политическая система- совокупность гос.институтов и негосударственных организаций и движений, выражающих политические интересы различных классов и соц.групп и обеспечивающих их участие в делах общества и гос-ва, принятии и реализации гос-вом полит.решений.
42. Духовная жизнь общества, ее формы и функции.
Духовн.сфера – неотъемлемая составляющая жизни общества, основной показатель социальности.
Дух.жизнь общества вкл в себя идеи, понятия, нормы поведения людей, духовные связи и отношения, обычаи, традиции, нац особенности культуры и психологии народов. К ней относятся учреждения и институты образования, просвещения, воспитания, информирования, творчества, вся система дух.производства, кадры, его обеспечивающие, механизмы распределения дух.благ. ДЖ – непрерывный процесс создания новых и изменения и обогащения существующих дух.явлений и ценностей.
Глав.содержание дж – дух.культура – специфич. человеч.среда обитания, способ организации жизнедеят-сти людей, основной признак цивилизации. ДЖ формируется в процессе жезнедеят-сти людей, образующих общество, принадлежит всему обществу, индивидуальна по созданию и потреблению дух.ценностей.
Дух.явления и ценности создаются в сфере дух.производства – непрерывно осуществляющейся деят-сти людей по созданию идей, теорий, нравственных норм, худож.ценностей.
Основа дух.пр-ва – дух.деятельность – специф.человеческая форма активного отношения к миру, его познание и преобразование. Она многообразна (теор.,дух.-практич,дух-творч, дух-поведенч деят-ть, обучение, воспитание) и носит соц-классовый характер. ДД, связанная с созданием принцип.новых предметов и явлений в ДЖ общества и имеющия + обществ.резонанс – дух.творчество (крупн.науч.открытия, достижения в худож.сфере, разработка нов.принципов в управленч.сфере). В информационном обществе массовое ДТ связано с деят-стью нового сред.класса (ученые, творч.интеллигенция, инженеры, педагоги).
Дух. отношения (нравств., правовые, филос, религ) реализуют идеалы, цели, задачи и требования общества, его соц.и полит.структур. Могут влиять на обществ.жизнь + (трудолюбие и бережливость протестанотов –>успешное развитие капитализма в Европе) и – (моральной разложение правящего класса –> падение Римской империи).
Основные показатели развития ДЖ в соврем.обществе: уровень и качество народ.образования, степень приобщенности осн.массы граждан к культуре, осознание гражданами своих обязанностей, состояние нравственности, прежде всего в структурах власти.
Контркультура (наркомания, пьянство, проституция) – свидетельство кризиса ДЖ общества, грозящего гибелью, (Фромм:) следствие тяжелых соц-экон условий значит.части населения, форма протеста против существующих соц.устоев.
| 43. Проблема человека в философии. Понятие «человек» и «личность».
Чел-существо биосоциальное. Биологически он включён в природу, но одновременно является активным и сознательно действующим элементом социальной системы. Являясь субъектом исторического процесса, человек постоянно изменяет обе среды своего обитания – природную и общественную – и в этом процессе меняется сам. Категории чела: 1. индивид – это единичный представитель какого-то либо целого, особь, один из рода, группы, массы. В этом понятии отображ то, общее, что присуще всему роду. 2. Как индивид, каждый человек воплощает в себе черты рода, в то же время каждый человек обладает индивидуальностью. Термин индивидуальность отражает особенное, специфич, что отлич одного чела от др, включая как природное, так и психич, как унаслед так и приобрет. Это неповторимость духовного и физического облика человека, его своеобразие. Отражает самобытность, оригинальность человека. Если понятие «индивид» означает «один из», то «индивидуальность» - «отличный от», оригинальный. Однако абсолютизация индивидуальности приводит к индивидуализму, противопоставлению человека другим людям, что является отрицательным моральным качеством. 3. Самым синтетическим понятием, отражающим сложность и многообразие связей человека и общества оказалось понятие Личность – это субъект деят и познания в единстве его индивидуальных свойств и его социал ролей. Личность в фил поним как социал св-во индивида, как совокуп интегрирован. в нем социально значимых черт, св-в, кот образуются в процессе прямого или косвенного взаимодействия с др людьми, общ-вом и делает чела субъектом познания, деятельности и общения. Буквально это понятие происходит от слова «личина», означающего маску, которую одевали на сцене древнегреческие актёры. Такое понимание личности подчёркивало, что человек в обществе всегда занимает определённое место, играет определённую роль (царь, раб, поэт). Личность обязательно обладает индивидуальностью. Хотя человек и биосоциальое существо, ведущую роль в его жизни играет его социальная сущность. Личность - это особое качество человека, которое приобретается им в процессе его социальных отношений с другими людьми, коллективом, обществом в целом. Каждый человек представляет собой личность, поскольку обладает совокупностью социальных функций, определяющих его место в конкретной культурно-исторической среде. Человек рождается человеком, а личностью он становится в процессе социализации, в кот главную роль играют воспитание и обучение.
| 44. Человек и природа. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Глобальные проблемы – совокупность проблем, составляющих фундаментальные условия жизнеобеспечения и жизнедеятельности человечества и определяющих возможности существования и дальнейшего развития цивилизации. К их числу относятся: нарушение экологического баланса, несбалансированность роста народонаселения и динамики производительных сил, обеспечение жителей планеты энергетическими, сырьевыми и продовольственными ресурсами, угроза термоядерных конфликтов, международный терроризм, проблемы здравоохранения, образования, защиты прав человека и ряд других. Все они взаимосвязаны между собой: нельзя решить одну проблему, не решая другой.
Все глобальные проблемы условно подразделяются на три группы:
1). Социально-экономические и политические: определяются деятельностью человека и не вызываемые непосредственно состоянием природной среды (предотвращение термоядерной войны, развитие образования, прекращение гонки вооружений)
2). Социально-природные: связаны с воздействием человека и общества на природную среду (рациональное природопользование, охрана окружающей среды)
3). Природно-социальные: воздействие природы на социальные процессы (энергетическая, сырьевая, производственная проблемы)
Все глобальные проблемы несмотря на их многообразие имеют общую основу своего возникновения, существования и постоянного углубления. ГП затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе его будущее и из-за невозможности их решения в локальных рамках создают угрозу существования всего человечества.
Особую опасность на планете приобрели гигантские масштабы экологического кризиса (загрязнение окружающей среды, атмосферы, Мирового океана: ежегодно превращается в пустыни 6-7 млн га плодородных земель, вырубается свыше 4 млн га лесов, которые восстанавливают необходимый на планете объём кислорода.
Сложными и противоречивыми на планете являются и демографические процессы. Данные демографии свидетельствуют о довольно высоких темпах роста численности населения. Если с возникновением цивилизации 10 тыс. лет назад численность народонаселения составляла несколько млн чел, то к 2000 г. она превысила 6 млрд.
Решение глобальных проблем возможно только в связи с социально-экономическими преобразованиями в большинстве стран мира. В одиночку ни одному государству мира не удастся решить ни одной глобальной проблемы, для их преодоления необходимо объединение усилий всех стран, всего человечества, создание международных организаций и структур (напр. ООН, международные региональные структуры и организации). Анализ глобальных проблем современного общества свидетельствует, что их основным содержанием является нарушение обществом структуры биосферы, деформация объективных законов её функционирования.
Несомненно, что человечество должно научиться регулировать свой численный состав.
| |
|
|