Ответы. Предмет философии, ее структура и функции. Философия
Скачать 280.5 Kb.
|
Отражения теория - учение о теории познания, ведущее начало от Демокрита. Согласно этому учению, познанное является отражением того, что должно быть познано. Современная психология учит, что окружающие нас вещи относятся к физической действительности, как образ к тому, что в нем отражается, однако воспринимаются они не как образ, т.е. как указывающее на что-то подлинно действительное, а как сама действительность, независимая от Я. Пещеры образ - платоновское сравнение (в «Государстве») человеческого существования с пребыванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Если его освободить от оков и вывести из пещеры на свет, в мир с его действительными вещами, то глаза его сначала будут слезиться и он будет считать свой мир теней действительным, а настоящий мир - недействительным. Только постепенно, шаг за шагом он привыкнет к истине. Но если он возвратится в пещеру, чтобы освободить др. людей из заточения, избавить их от химер, то они не поверят ему, сильно разгневаются и, возможно, даже убьют его. диалектика процесса познания. Любой вид деятельности, больше того, успешная ориентация в мире предполагают адекватное, правильное воспроизведение, отражение действительности, т.е. приобретение соответствующих знаний. Не случайно знания образуют ядро, первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди его функций. К тому же всякая деятельность требует выработки ее целевых установок и идеальных планов, что осуществимо лишь на базе приобретения соответствующих знаний. А это в свою очередь свидетельствует о неразрывном единстве деятельности и познания и большом значении знаний в жизни человека и общества. Все это вместе взятое превращает теорию познания или гносеологию, изучающую общие закономерности познавательного процесса, в важнейшую составляющую философии на протяжении всей истории ее развития. 28. Виды познания. Субъект и объект познания. Познание - сложный, противоречивый диалектический процесс отражения объективного мира в сознании человека, в ходе которого происходит переход от незнания к знанию, от неполного и частичного знания к более полному и глубокому. Поскольку исследуемый мир находится в постоянном изменении и развитии, то и познание человеком мира, достижение объективно-истинного знания находится в процессе развития. Познавательное отношение человека к действительности является необходимым элементом всей системы его отношений к миру. Познание рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Виды познания: 1. Обыденное или индивидуальное познание. Формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Его содержание связано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. Оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Представляет собой информационно самую емкую форму знания. 2. Научное познание. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, т.к. основным предметом научного познания является знание законов. По форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т.е. в науке доминирует логическое, понятийное знание и системное понятийное знание. 3. Философское. Предметом является универсально общее, всеобщее, т.е. существенная универсальность. Является мировоззрением и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого – обязательный элемент данного вида познания. 4. Художественное. В своей основе является образным т наглядным и поэтому близко к обыденному познанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т.е. типическое и этим сближается с наукой, ограничиваясь при этом сферой своего предмета – человеком и человеческими отношениями. Под объектом познания понимается весь окружающий мир, все то, что находится вне сознания. В широком смысле субъектом является общество, а объектом – весь окружающий мир, но только в тех границах, в которых общество, группа людей, человек с ним взаимодействует. Таким образом, процесс получения знаний является результатом взаимодействия субъекта и объекта, и поэтому в нашем знании всегда содержатся два момента: субъективная форма и объективное содержание. | |
29. Чувственное познание, его формы и специфика. Познание начинается с чувственных восприятий, которые составляют содержание чувственной (эмпирической) формы познания. Чувст. позн. включает в себя 3 основные формы отражения материального мира в результате непосредственного взаимодействия с внешним миром: ощущение, восприятие и представление. Сами чувственные образы выступают как непосредственно данные. Ощущение- отражение отдельных свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное ощущения. Восприятие-процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Представление- наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Вместе с тем представление – это чувственный образ объективного мира и несводимо к акту суждения. Таким образом, чувственное познание- необходимый этап познавательной деятельности человека, на котором обеспечивается непосредственная связь познающего субъекта с миром, и в этом заключается сила и значимость этого этапа познания. 30. Логическое познание, его формы и специфика. Логический(теоретический) этап начинается с формирования понятия, являющего формой мышления, отражающей общие, существенные свойства и признаки предметов и явлений. Понятия по характеру и глубине отражения подразделяются на научные и житейские. по отношению к действительности- истинными и ложными. Следующая форма логического мышления- суждение- является формой мышления, в которой человек отражает предмет в его связях и отношениях. Самой высокой формой абстрактного познания является умозаключение – процесс выведения нового суждения на основании имеющихся суждений. Умозаключение – это система суждений, при помощи которых определяется сущность объекта познания. Умозаключения подразделяют на индуктивные(на основе отдельных признаков и свойств делается общий вывод-описание признаков болезни позволяет поставить диагноз) и дедуктивные(на основе общего положения делается частный вывод). Логическая форма носит опосредованный характер- не имеет связи с действительностью, а отражает ее через чувственные формы восприятия. 33. Методы эмпирического уровня познания. Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания. Эмпирическое познание формируется в процессе взаимодействия с объектом исследования, когда мы непосредственно воздействуем на него, взаимодействуем с ним, обрабатываем результаты и делаем вывод. Эмпирический уровень разделяется на стадии, каждая из которых имеет собственный метод. Во-первых, взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент; во-вторых, систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц; в-третьих, стадия эмпирического обобщения – заключительная стадия, на которой мы получаем эмпирические законы. 34. Методы теоретического уровня познания. Этот уровень всегда начинается с поиска исходных принципов построения теории. Поиск осуществляется путем интеллектуальной интуиции, которая является важным средством нахождения истины. Т.к. механизм действия интуиции основан на аналогиях, интуитивные ассоциации устанавливаются с их помощью, универсальным источником которых является закон диалектики. Далее идет построение научной теории как содержательной, так и формальной. Ведущими методами здесь являются: аксиоматический метод, абстрагирование, идеализация. Когда теория построена, то выдвигается последняя задача: сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто приходится пользоваться так называемым мысленным экспериментом. Когда модели построены, можно считать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, она остается гипотезой. | 31. Понятие истины в науке и философии. Истина определяется как соответствие, адекватность наших знаний объекту познания. Это соответствие имеет характеристики:
Истина- процесс перехода от неполного, неточного знания к более полному, точному. Критерии истины. Декарт, Спиноза, ЛЕЙБНИЦ в качестве критерия предлагали ясность и отчетливость мышления. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума(квадрат имеет 4 стороны). В качестве критерия истины предлагалась общая значимость:истина-то, что соответствует мнению большинства. Истины те идеи, которые способствуют успеху. Момент субъективного присутствует везде. В качестве критерия истины выдвигалась практика. Практика-сознательная ,целенаправленная деятельность людей, предметным образом преобразующая действительность. В объективном идеализме истина рассматривается как соответствие вещей их понятиям(Гегель, современный неотомизм). Для субъективного идеализма вопроса о соответствии понятий с вещами вообще не может существовать, так как либо не существует самих объектов, либо это соответствие никак нельзя установить. Проблема истины -ключевая в процессе познания. Истина- хар-ка не вещей и процессов, а нашего знания о них. Вопрос о возможности получения истинного знания в истории философии связан с проблемой познаваемости мира в целом. 32. Роль практики в процессе познания. Практика- неотъемлемая составная часть познавательной деятельности. Если результатом познания являются идеи, понятия, теории, концепции, то общественная практика является основой их выработки и формирования. Она составляет материальный аспект процесса познания и рассматривается как совокупность всех видов деятельности людей, взятая в ее историческом развитии, как опыт всего человечества. Практика- целенаправленная, чувственно-предметная деятельность людей. Подразделяется на виды в зависимости от сферы деятельности:общественно-производственная, социально-политическая, научно-экспериментальная, художественно-эстетическая, образовательная, моральная, бытовая и др. главным содержанием практики является труд как целесообразная и общественно необходимая деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных ценностей, преобразование природы, создание условий для существования и развития общества. Именно в процессе трудовой деятельности субъекта осуществляется одновременный процесс познания и преобразования объекта, создание новой реальности и получение новых знаний. В процессе познания практика выполняет функции:1.является основой познавательной деятельности, источником знаний о мире.2.определяет цель познания и его результат(конечной целью познания всегда является решение практических задач, которые имеют конктретно-исторический характер)3.выступает критерием истинности или неистинности полученного знания. Впервые понятие практики в теорию познания ввел Маркс. |
35. Понятие общества и его структура. Основные концепции общественного развития. Общество – открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, и самого человека как общественного существа. Общество возникло в результате эволюции природы и с самого начала своего существования характеризовалось как специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, базис и надстройку, социальную структуру, политические инструменты и т.д. Но самое главное отличие от других форм материи состоит в том, что общество включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, сознание, которые в своем взаимодействии определяют уровень и содержание общественной жизни. Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. Общество – постоянно развивающаяся система. Уже в Древнем мире были сформулированы многие важнейшие положения общества. Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественному состоянию – «нуждой». Платон разработал учение об «идеальном» государстве как разумном устройстве общественной жизни, пытался обосновать связь между справедливостью и челов. природой. Аристотель рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения соц. инстинктов. Он выделял такие черты человека, как духовность и нравственность, рассматривал общество как социальные и политические начала бытия. Для периода Средневековья характеры теоретические поиски целостного обоснования мира. Соц. мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задает Бог. Наиболее ярко эта позиция выражена у Фомы Аквинского и Августина Блаженного. В условиях Нового времени мыслители считали, что общество возникло и развивается естественным путем. Разрабатывались концепции его договорной организации( Гоббс, Руссо). Согласно марксизму общество не простая сумма индивидом, а совокупность связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг с другом. Маркс и Энгельс рассматривали развитие общества как естественноисторический процесс, в котором действуют специфические соц. законы. Вторая половина XIX-XX в. Характер. Многообразными попытками объяснить соц. реальность с помощью конкретно-научного знания – географии, биологии, психологии и т.д. В 80-е гг получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества: информационного, сверхиндустриального, технотронного и др. | 36. Материальные и духовные факторы в жизни общества и их взаимодействие. Материальные факторы – это материальное производство, воспроизводство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми – классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными, определяющими по отношению к последним. Духовные факторы в обществе – это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно необходимых потребностей. Духовная жизнь общества обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность. Материальное и духовное – взаимообусловленные, но качественно разнородные процессы. Для науки важно выделить тот фактор, который будет определяющим. С точки зрения материализма таким фактором является та стороны жизни общества, которая включает в себя как вещи, предметы, так и все процессы, отношения, связи, которые существуют объективно, т.е. вне сознания людей, независимо от него. Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда можно отнести – производственные отношения, взаимодействие человека с природой и др. Духовная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественное сознание. Существование общества невозможно без человека. Чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека не только как биологическое существо, но, прежде всего, социальное, обладающее сознанием, интеллектом, культурой. 37. Материальное производство и его структура. Типы производства. Производство – исходный и определяющий элемент общественной системы, поскольку без него невозможны другие процессы. Оно обеспечивает необходимые людям блага, определяет возможность развития соц. сферы (образование, воспитание, здравоохранение),создает условия для функционирования полит. системы. Таким образом, общественное производство – совокупность взаимосвязанных и определенным образом субординированных материальных и духовных процессов, основным назначением которых явл воспроизводство общества и самого человека. Производство носит общественных характер. |