Главная страница

Шпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.). Шпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н. Предмет философии Принято считать, что впервые слово философ употребил древнегреческий математик и мыслитель


Скачать 388.5 Kb.
НазваниеПредмет философии Принято считать, что впервые слово философ употребил древнегреческий математик и мыслитель
АнкорШпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.).doc
Дата05.04.2018
Размер388.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.).doc
ТипДокументы
#17642
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Онтология - учение о бытии, о наивысших неизменных принципах бытия, рассматривает вопросы о существующем, (главные вопросы: что существует подлинно, а что является кажимостью; категории: бытие, материя, сознание, пространство, время, движение, диалектика, метафизика, качество, количество, мера, противоречие, противоположность),

гносеология - учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира (проблемы: познаваемость мира, источники познания, методы, истинность знаний, критерий истинного знания; категории: истина, ложь, знание, познание, опыт, ощущение, разум, практика),

логика – учение о правильном доказательном непротиворечивом мышлении,

аксиология - учение о ценностях,

философская антропология, или философское учение о человеке,

социальная философия – учение о закономерностях общественного развития,

этика, или философское учение о морали и нравственности,

эстетика, или философское учение о красоте, о смысле и предназначении искусства,

история философии – рассматривает историческое развитие философии,

философия истории – учение о закономерностях исторического развития,

философия техники – исследование феномена техники в современном мире.
18. Место и роль философии в культуре

Фил-я многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области фил. исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия - наука» или «философия - религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет фил. интереса превращают внутренний мир человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы фил-и. Реальные же фил. интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику фил. мироуяснения вообще. Чем богаче фил. концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Например, в нее могут входить следующие разделы: фил-я морали, техники, природы, истории, политики, религии, искусства, права и др. Число областей фил. изучения разных сфер культуры может быть меньшим (специализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).

Историко-материалистический подход дал возможность понять фил-ю как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такой подход соответствует реальной сути фил-и и отвечает острой современной потребности в полноценном мироуяснении, которое не может быть достигнуто на пути узких специализаций фил. мысли.

Рассмотрение фил-и как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при культурологическом ее рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта в различных конкретных типах культур.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Заключая, что фил-я базируется па осмыслении человеческой истории, К. Маркс имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории. Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философско-теоретическое миропонимание.

С исторической точки зрения, фил-я - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту возникновения фил-и человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление фил-и - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в фил-и способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
19. Общество как предмет философского анализа

Общество – это организованная форма совместной деятельности людей. Философские системы выделяют главный фактор в образовании общества — труд, сознание, кооперацию, производительные отношения и др.

Общество — это организованная человеком форма материи. Она — продукт человеческой деятельности. В отличие от биологической деятельности этот социальный мир производится человеком. Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видов деятельности и представляющая собой общественное производство средств жизни и одновременно воспроизводство самого человека как материального и духовного существа, и называется общественным бытием. Этот процесс общественного бытия нельзя представлять как совершающийся помимо человеческого 'сознания и познания. Простейшее производство возможно на основе познания и является целенаправленной сознательной человеческой деятельностью. Общественную жизнь нельзя сводить только к материальной деятельности людей, поскольку она осуществляется одновременно как познавательный, нравственный, эстетический, религиозный, а затем и как политический и правовой процесс. Сюда же включается и естественное продолжение человеческого рода, семья, брачные отношения, воспитание и обучение детей, приобретающие социально-исторический характер: историческая память народа, историческое сознание. Общество – это системное образование, совместная жизнедеятельность людей.

20. Философские понятия "содержание" и "форма"

Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание - это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. Структура - это как бы душа содержания. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные вещи. По способу связей элементов в данном предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и качественную определенность объекту. Структура - это не только способ расположения элементов объекта в пространстве, но и строение определенного процесса во времени, это определенная последователъностъ и ритм изменения процесса. Она есть единство содержания и формы. Форма - это способ выражения и существования содержания. Например, внутренней формой художественного произведения является прежде всего сюжет, способ связи художественных образов, идей, составляющих содержание произведения. Внешнюю форму составляют чувственно воспринимаемый облик произведения, его внешнее оформление, например в литературном произведении - художественный язык, стиль. Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими.

Формы различаются по степени своей общности. Форма может быть способом организации и законом жизни и развития единичного предмета, некоторого класса предметов и бесконечного множества предметов.

Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение обычно начинается с содержания. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет развитие содержания. В ходе развития содержания неизбежен период, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Наступает конфликт между формой и содержанием, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возникновения формы, соответствующей новому содержанию. Так, в развитии живых организмов изменения, как правило, начинаются с изменений деятельности органов тела под влиянием изменяющихся условий жизни. Строение же органов остается до поры до времени без существенных изменений. Противоречие между новым содержанием жизнедеятельности организма и старой формой разрешается тем, что происходит изменение строения. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы выражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Изменение формы представляет собой перестройку порядка связей внутри предмета. Этот процесс развертывается во времени, осуществляется через противоречия, коллизии, поэтому он «запаздывает» по сравнению с изменением самого содержания. Отставание формы от содержания означает несоответствие одного другому. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и в том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.

Мудрость заключается в том, чтобы не упускать из виду ни содержательную сторону объекта, ни формальную. Метод формализации имеет существенное значение в развитии современной логики, в математике и кибернетике. Форма играет очень большую роль в организации и развитии содержания. Это важно иметь в виду не только в теории, но и на практике, где умелое использование активной роли формы организации труда, производственного процесса, расстановки людских сил может решить ход и исход дела. Выбор и разработка гибких форм — одна из самых важных задач в политике, дипломатии.
21. Философские понятия "необходимость" и "случайность"

Из правильного положения о причинной обусловленности явлений природы и общества многие ученые и философы делали неверный вывод о том, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Так, Б. Спиноза утверждал, что случайным явление называется исключительно по причине недостатка наших знаний. В подобном утверждении отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность, Случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Не все, что возникает, возникает по необходимости. Случайности в объективном мире принадлежит определенная, хотя и ограниченная, роль. Она обладает своей долей права. Если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на жизнь каждого индивидуального предмета влияют и существенные, и множество иных связей и тенденций. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта. Она не есть нечто исторически подготовленное ходом развития данного объекта. Случайность - это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, по может произойти и иначе.

Случайность может быть внешней и внутренней. Пример внешней случайности: человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения, но она не вытекает из логики поступков упавшего. Он мог и не упасть. Здесь случай как бы врывается извне в нормальное течение человеческих действий.

Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта, они являются как бы «завихрениями» самой необходимости.

В окружающем мире и в жизни людей совершаются и необходимые, и случайные события. Отрицание объективной случайности ложно и вредно с научной и практической точки зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается неспособным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности. Необходимость - это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Если случайное имеет причину в другом - в пересечении различных причинно-следственных связей, то необходимое имеет, быть может, причину в самом себе.

Необходимость также бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Необходимость - это существенная черта закона. Как и закон, необходимость может быть динамической и статистической.

Неверно думать, будто явления могут быть только необходимыми либо только случайными. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса, ускоряя или замедляя его, и сами превращаются в необходимость.

Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, в силу которых в форме случайности проявляется необходимость, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.
22. Философские категории материя и движение

Материя – ключевое понятие любой формы материализма. Оно обсуждалось и идеалистами (Беркли,Юм). Понятие материи считалось ими ненужным, неработающим, поскольку в мире отсутствует вещь, которая обозначается этим понятием. Позитивисты считают, что понятие материя не может быть проверено в опыте, а, следовательно, оно безфункционально. Еще в XIX веке материалисты утверждали, что материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность — неотъемлемые атрибуты материи В конце XIX — начале XX века естествознание совершенствовалось: были сделаны принципиальные открытия в химии, физике. Теория относительности А. Эйнштейна описала непостоянство массы при изменении поля и скорости его распространения, вопреки представлениям о том, что масса и объем материи абсолютно неизменны, изначальны и ничем не обусловлены. Картина мира усложнилась, соответственно переживала кризис и материалистическая философия. Каждое действительно новое открытие в науке потрясает ее основы, ее методологию. Выход нашелся в образе диалектико-материалистического понимания материи.

Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Понятие же материи — это субъективный образ объективного мира.

Свойства материи: структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность и отражение.

Все объекты материального мира, равно как и духовного, могут быть рассмотрены как системы. Материальная система — это система предметов, объектов, вещей. Духовная система — это система ценностей, идеалов. Структурность — внутренняя расчлененность реального мира. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум

Движение: Энгельс выделил: механическое движение; физическое; химическое; биологическое; социальное движение Основные принципы:

1) каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;

2) между формами движения существует генетическая связь, т. е. высшие формы движения возникают на базе низших;

3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные же изменения всегда связаны с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свойствами.

22. Философские категории "материя" и "движение"

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так, живые организмы существуют только благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов.

Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами.

Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве.

Однако говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землей вокруг ее оси, перемещается вместе с Землей в пространстве относительно Солнца. Таким образом, те предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения.

Далее, когда говорится о состоянии покоя какого-либо наблюдаемого предмета, то неявно предполагается, что предмет имеет определенную пространственную конфигурацию, сохраняет свою структуру, воспроизводит определенную организацию своих элементов. Одни частицы постоянно переходят в другие, и это можно сказать о любом объекте окружающего мира, в том числе и о нас самих, поскольку постоянно меняются не только состояния нашего духа (возникают новые ощущения, переживания, мысли), но и непрерывно происходят изменения нашего тела: через определенный промежуток времени вследствие обмена веществ молекулы нашего тела меняют свой состав.

Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта