Главная страница
Навигация по странице:

  • Идеализм

  • Объективные идеалисты

  • Метафизический материализм

  • Диалектический материализм

  • Шпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.). Шпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н. Предмет философии Принято считать, что впервые слово философ употребил древнегреческий математик и мыслитель


    Скачать 388.5 Kb.
    НазваниеПредмет философии Принято считать, что впервые слово философ употребил древнегреческий математик и мыслитель
    АнкорШпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.).doc
    Дата05.04.2018
    Размер388.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.).doc
    ТипДокументы
    #17642
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Предмет философии

    Принято считать, что впервые слово «философ» употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Понятие «философия»– «любовь к мудрости». Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т. е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т.д.

    Основу мудрости, как особенности философского знания, составляет постоянная готовность к новому, открытость к познанию, способность удивляться. Удивляющийся человек размышляет, философствует, думает обо всем на свете. Мудрость предполагает прежде всего понимание того, что в общем известно большинству людей. Для мудрого человека не обязательно знать много, для него главное - понимать многое, то есть не умножать знания, а уметь постигать причины. Важнейшей особенностью философского знания является его интерес к таким вопросам, которые всегда сохраняют свое значение для человека, человечества, истории познания. Это так называемые «вечные вопросы». Философское знание - это осмысление, понимание, умение постигать причины явлений; это отношение к миру, руководствующееся только разумом; это обращение к «вечным» смысловым вопросам человеческого бытия.

    Мировоззрение – совокупность взглядов, воззрений, оценок, принципов, кот. определяют общее видение и понимание мира и места чела в мире. 2 формы: мифология (антропосоциоморфизм – наделение человеч. чертами окруж. мира); религия (вера в сверхъестественное). Фил-я, в отличие от религии, опирается на разум, а не на веру. Она нуждается в свободе, нескованности какими-то авторитетами, в то время как религии необходим авторитет вероучения, церкви. Фил-я невозможна без знания, религия же основывается прежде всего на интуиции. Мифология и религия – низший уровень мировоззр., фил-я – высший теоретический, т.е. фил-я – рац.-теоретич. обоснование мира.

    Фил-я является и мировоззрением, и исследованием. В этом последнем отношении она может быть подобна любой другой науке. В связи с этим имеют место два противоположных подхода к пониманию соотношения философии и науки:

    1) философия рассматривается как такое исследование в только что складывающихся областях знания, в процессе которого это знание доводится до уровня, когда его дальнейший рост начинает обеспечиваться наукой. Так происходит отпочкование физики, биологии, психологии, социологии и других наук от философии. В таком случае философия не является наукой, она есть нечто предшествующее ей, всегда менее совершенное. И когда появляется наука, философия уступает ей место.

    2) философия выступает интегральным обобщением научных данных и определяется как наука о наиболее общих законах бытия, общества и мышления. В этом случае уже наука оказывается в подчиненном положении у философии.

    Цель ученого заключается в том, чтобы дать адекватную картину некоторой части действительности, показать, как она устроена и функционирует. А философ анализирует не действительность как таковую, а только то, как эта действительность представлена в человеческом знании.


    2. Проблема единства мира: основные концепции

    Е. м. заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния и свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлени­ем свойств и взаимосвязей. Е. м. находит свое выражение в субстанциальности материи как субстрата различных свойств и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности в ее вечности во времени и бесконечности в пространстве. Кроме того Е. м. проявляется во всеобщей связи явлений и предметов, в наличии У всех видов материи таких универсальных атрибутов, как движение и пространство, время, способность к саморазвитию и др., в существовании всеобщих диалектических закономерностей движения материи, в ее историческом развитии, а также в процессах превращения одних форм материя и движения в другие. В ло­кальных масштабах единство мира обнаруживается в общности физико-химического строения различных тел из одних и тех же атомов и элементарных частиц и полей, в общности Физико-химических законов на Земле и в космических системах, в единстве форм движения, в изоморфизме структурных отношений во многих системах. Е. м., по словам Энгельса, доказывается «длинным и трудным раз­витием философии и естествознания». Но Е. м. нельзя понимать как единообразие и однородность его структуры, как простое повторение известных нам явлений во всех возможных простран­ственно-временных масштабах. В силу действия всеобщего закона перехода количественных изменений в качественные в бесконечном саморазвитии материй возникло бесчисленное множество качественно различных состояний и структурных уровней материи, на каждом из к-рых проявляются специфические свойства и формы движения. Известные в настоящее время структурные уровни материи от эле­ментарных частиц до Метагалактики представляют собой лишь малую часть всего многообразия и бесконечности мира. Но это многообразие не является непреодолимым препятствием для достоверного познания материи. Основываясь на единстве явлений природы, наличии в мире общих свойств и закономерностей движения материи, человеческий разум в каждом конечном явлении раскрывает элементы бес­конечного. Единство и многообразие мира познаются через всеобщее и абсолютное в свойствах и законах бытия материи.
    3. Проблема истины в философии: основные подходы и точки зрения

    Все формы познания субъекта как-то соотносятся с внешним миром. Для выражения этого соотношения в философии используется категория истины. В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.

    Концепция корреспондентности истины, по определению, устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Согласно этой концепции истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Это соответствие иногда понимают довольно прямолинейно, например аналогично соотношению фотографии и того, что на ней отображено. В простейших ситуациях приведенная аналогия уместна, но в сложных случаях все обстоит иначе.

    Относительно сложных, особенно теоретических, рассуждений простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель, и современные философы Нейрат и Гемпель.

    Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, которая берет начало в греческой софистике и Древней китайской философии. Вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма. Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел. Прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.

    Три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга

    Истинность как характеристика психических форм личности подвержена качественным градациям. Когда эта градация производится в грубой форме, то говорят либо о полном соответствии форм психики объектам познания (абсолютная истина), либо об их полном несоответствии (абсолютное заблуждение), либо о чем-то серединном между абсолютной истиной и абсолютным заблуждением (относительная истина или относительное заблуждение).

    Истинность - это характеристика психики личности, и до тех пор, пока она не получила выражение "для других", она не является общезначимой. Общезначимость истины достигается при переводе психических форм в форму высказываний. Высказывание становится достоянием многих,

    Истина - процесс, своеобразное перемещение по шкале истинности, чаще по направлению к абсолютной истине. Но по большому счету абсолютная истина остается недостижимой.

    Неклассическая современная философия обвиняет классику в том, что та считает бесконечность достижимой.

    4. Проблема смысла жизни в философии

    В жизни каждого человека наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение. Сознание своей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.

    Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке основной «линии» жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими ответственность на Земле. Этой ответственностью очерчиваются границы того, что может и не может ни при каких условиях делать на индивидуальном и социальном уровне человек. Этим же определяется и то, какими средствами может или не может он добиваться своих целей.

    Но даже если человек руководствуется в своей жизни определенными нравственными целями и использует для их достижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях может добиваться желаемого результата, который в нравственных категориях обозначался во все времена как добро, правда, справедливость... И возникает вопрос: что ж, жизнь его - единственная и неповторимая - в какой-то мере уравнивается с жизнью тех, кто живет бесцельно, бессмысленно и безнравственно, творит зло, ложь и несправедливость? Вопрос этот тем более значим, что жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием. Не теряют ли вследствие этого смысл определения ее в нравственных категориях добра и зла, правды и лжи, справедливости и несправедливости? Люди всегда искали выхода из этого удручающего противоречия, которое, казалось, должно подорвать нравственные основы человеческого бытия. И находили его вначале в религиозном постулате о «бессмертии души» и «загробном воздаянии», а потом - в представлениях об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих якобы основу нравственного существования человека.

    Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Философия е помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.

    Последовательно проводимый философский материализм отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия для человека, не оставляет ему надежды на «загробную жизнь». Поэтому принимая материалистическое мировоззрение, человек делает трудный шаг, т.к. отказывается от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного.
    5. Философские проблемы бытия

    Проблема Бытия обсуждается философами всегда.Бытие — это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категория Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория — субстанци. Субстанция означает внутреннее единство многообразия вещей, существующее через них и посредством их. Субстанцией признавали то материальное, то — идеальное. Плюрализм в философском смысле означает признание множества субстанций.

    Дуализм — исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая — идеальная. Учения, признающие одну субстанцию, называются монистическими. Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становятся предметом сомнений. Природа и социальная жизнь постоянно изменяются и дают человеку поводы для сомнений в вечном и неизменном существовании мира. Категория бытие связана с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

    1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность

    2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в разных формах;

    3) их различное по форме существование — предпосылка единства мира;

    4) мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей. Формы Бытия различны:

    1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком,

    2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие)

    3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное;

    4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.

    Реальное Бытие, т. е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие, вещь сама по себе, «действительное».

    Кажущееся Бытие, т. е. такое бытие, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином феноминальное бытие «иллюзорное», или просто «явление».

    6 Предмет и задачи философской антропологии

    Ставит человека в центр мироздания. Главным предметом изучения становится духовный мир человека, а все остальное располагается «вокруг», на «периферии». Философско-антропологический подход имеет дело не с фактом человека как объекта научного познания (биологического, психологического, социологического и т.д.), а с фактом человека как субъекта самосознания. Субъективный мир человека предстает как особая вселенная, являющая собой центр мироздания. Для философской антропологии человек сверхприродный субъект. Человек, поставленный в центр мироздания, предстает как малая вселенная, включающая в себя все качества Вселенной большой Одновременно человек — объединяющее начало, он способен объединить все многообразие живых и неживых существ. Судьба человека зависит от судьбы природы. Человек ответствен за весь строй природы. В философской антропологии самопознание служит не только целью, но и методом. Отсюда следует, что мысль, направленная на самого себя, идет как бы по кругу. Человек постоянно возвращается к себе, но каждый раз по-новому и в обновленном виде

    Философская антропология призывает к самоуглублению, поэтому главная ее проблема и центр — это человеческая личность. Философская антропология подчеркивает важность обращения к своему «я» и невозможность того, чтобы ограничиваться объективно-научным подходом.
    7. Философия истории: основные идеи и концепции

    Философия истории - особый подход к историческому материалу, когда само содержание исторического процесса становится предметом специфического философского воззрения и истолкования. Человек в контексте изменяющихся времен, динамичных социальных структур, подвижных культур; человеческая судьба внутренне сопричастная этим историческим процессам и являющаяся их активным участником — основное содержание Ф.И.как предмета. Ф. И. осмысливает историю в её самых общих и глубинных проявлениях, вырабатывает подходы к историческому мышлению, его методы, описывает их результаты. Главные интересы философии истории связаны с познанием направленности и необратимости истории. Концепции Ф.И.:

    Греки воспринимали мир эстетически, как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот: касается ли это Космоса или жизни человека. Круговое движение — это геометрический образ вечности (круг не имеет ни начала, ни конца) и временности (в своем движении человек всегда находится "где-то", в данном "теперь"). Христианская Ф.И. рассматривает историю как однонаправленный линейный процесс, имеющий начало и конец. Первый приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие Христа — это узловые пункты истории, временности человека, который до своего грехопадения находился в царстве вечности и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. Просветителями XVIII века была выдвинута идея исторического прогресса, идея восходящего развития человечества (Гердер, Тюрго, человечество восходило по ступеням прогресса, начиная с первобытного состояния, увязывали прогресс с глобальной эволюцией Вселенной). Сен-Симон придерживался идеи исторического прогресса, который представлялся как поступательное движение от низших общественных форм к высшим, проходящее различные иерархические ступени. Каждая последующая общественная система — шаг вперед в развитии общества. В обобщенном виде идея стадийного развития всемирной истории разработана Гегелем. История осуществляется по необходимости, т.е. она подчинена единому закону. Представил всемирную историю в виде последовательно чередующихся стадий прогресса. Германский мир есть вершина развития всемирной истории. С середины XIX в. известность приобрела концепция поступательного (стадийного) развития истории, которую разработали Маркс, Энгельс (исторический материализм). Согласно марксизму, именно благодаря классовой борьбе происходят прогрессивные сдвиги в развитии производительных сил общества. История человечества приобретает в таком случае характер необратимого процесса, совершающегося от низших форм к высшей форме через ряд промежуточных ступени. В 20 веке сформировался цивилизационный подход (О. Шпенглер, Тойнби). Шпенглер: мировая история не только не является единым, бесконечно текущим процессом, но и сама по себе неопределима. Она может быть понята только как совокупность соседствующих и чередующихся, различных локальных культур. Эти культуры в своем развитии подчинены жестким, но постижимым закономерностям, проходя стадии зарождения, развития, расцвета и упадка, что составляет концепцию исторических циклов. Время жизни культуры Шпенглер оценивает в 1000 лет, полагая его универсальной константой биологии культуры. Мировая история насчитывает всего 8 великих культур. Смерть культуры есть цивилизация. Тойнби: история делится на периоды - древняя, средневековая, новая. История является жизнью цивилизаций, привязанных к географическим условиям, которые придают каждой цивилизации ее неповторимый облик. Всего 21 цивилизация, сохранилось 5. Цивилизация есть культура. Тойнби формулирует общее правило: вызов, на который дается успешный ответ, порождает новый вызов, на который вновь дается успешный ответ и т.д. до надлома; но вызов, на который дается безуспешный ответ, порождает другую попытку, столь же безуспешную и т.д., вплоть до полного уничтожения цивилизации. В этой формуле в обобщенном виде выражена цикличность развития цивилизации.

    8. Сознание как философская категория

    Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Философия анализирует сознание как специфически человеческую форму регуляции взаимодействия человека с действительностью.

    Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом.

    Исходя из принципа материального единства мира, органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, диалектико-материалистическая философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция самого по себе мозга, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

    Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения.

    С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

    Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями
    9. Сущность и формы сознания

    Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

    Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное пoзнание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

    В основе всех психических процессов лежит память - способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

    Движущей силой поведения и сознания людей является потребностъ - состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, а когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в желание. Воля - это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля - это не только умение желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир.

    Человеческие чувства - это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели.

    10. Философские проблемы пространства и времени

    Осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении В. и п. к материи, т, е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость В. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априор­ные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер В. и п.. В том, что В. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, В. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь В. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью В. и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от дру­га. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 - 19 вв., говоря об объективности В.: и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли П. с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а В. - протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о П. как пустом вместилище тел и о В. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности (Относительности теория) Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что В. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр. теории В. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса, Я. Бойаи. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о В. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о В. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое позна­ние в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном В. и п.

    10. Пространство и время

    Все тела имеют определенную протяженность - длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены друг относительно друга, составляют части той или иной системы. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

    Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время - это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

    Пространство и время - это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они - формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

    Правильное понимание сущности пространства и времени тесно связано с научной картиной мира в целом. В мире все дифференцировано, расчленено на относительно устойчивые внепо­ложные образования. Процессы, которые происходят в них и обусловливают их сохранение (воспроизведение), а вместе с тем и их изменение, тоже дифференцированы - они составляют последовательность сменяющих друг друга состояний объекта. Таким образом, в целостной картине мира каждый объект является лишь относительно выделенной частью более общей системы, а каждое явление - относительно выделенным звеном более общего процесса. Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением мысли. Чувствуя, как в своем неумолимом потоке уносит нас время, мы не можем ни остановить его, ни задержать, не можем вернуть ни одного прожитого мига. Течение времени находится вне нашего контроля. Мы столь же бессильны перед ним, как щепка перед речным потомком.

    11 Важнейшие проблемы гносеологии

    Гносеология – учение о познании, о законах познавательного процесса, учение о том что есть знание. Знание есть отражение объективной реальности в сознании человека. Существуют различные виды знания: перцептивное – основано на всех данных органов чувств, обыденное – которое дает поверхностное представление о предметах окружающего мира, теоретическое или научное – раскрывает внутреннюю суть предмета, законы его развития. В процессе получения знания выделяется субъект и объект познания. Субъект – реальный конкретный человек, объект – то на что направлена познавательная деятельность. Взаимосвязь субъекта и объекта выражается важнейшей гносеологической категорией -практика. Достаточно сложна, так как ее содержание охватывает как материальный, так и духовный мир. Практику называют целенаправленной материальной деятельностью субъекта направленную на изменение предметов материального мира с целью удовлетворения потребностей людей. Практика выступает основой и целью познания. Один из вопросов гносеологии – познаваем ли мир? Существует несколько позиций на этот счет:

    агностицизм – отрицает возможность познания. Утверждают, что человек ничего не может знать об источнике познания.

    скептицизм – выражает сомнение по поводу познаваемости мира, воздерживается от всяки суждений.

    когнитивный оптимизм – мир познаваем.

    Истина – важнейшая категории гносеологии. Существует несколько концепций, отвечающих на вопрос: что есть истина? Классическая к. и. – Аристотель, истина есть адекватное, верное отражение действительности. Когерентная к. истины – соотнесение между собой суждений. Прагматическая к. и. – работоспособность идеи, то, что она приносит выгоду, результат. Истина, как характеристика психических форм личности подвержена качественным градациям. Когда эта градация полная. то говорят либо о полном соответствии форм психики объектам познания (абсолютная истина), либо полном не соответствии (абсолютное заблуждение). либо о чем то серединном (относительная истина или заблуждение).
    12. Процесс познания как предмет философского анализа

    Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Диалектический материализм последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли адекватное воспроизведение действительности в познавательной деятельности человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения мира заключается при этом в том, что основанием и критерием истинности знания является предметная практическая деятельность.

    Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование обязательно предполагает работу сознания, наличие идеальных планов деятельности. Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, с точки зрения марксистской философии может быть научно понято лишь как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и образует тот мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием, «наведение» которого всегда было неодолимой трудностью для различных идеалистических направлений в философии. Понимание знания как основы идеального плана практически-преобразовательной деятельности является исходным принципом марксистской теории познания, позволяющим раскрыть сущность единства познания и действительности.

    Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом пассивного созерцания действительности. Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека.

    Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним дифференцированием развивается и человеческое познание. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

    Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности, каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой возникает и совершенствуется такое знание, - это и составляет мировоззренческую природу философского анализа познания.
    13. Философский анализ взаимодействия природы и общества

    Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается. Это и понятно: познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

    Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, и характером общественных отношений. В силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства. Если поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек геохимически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

    Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды способствовали или препятствовали развитию человечества. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать влияние на хозяйственную специализацию стран и районов.

    Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера, включающая населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы.

    Помимо растений и животных организмов биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения биосферы. С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы - ноосфере, представляющей собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не. отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, создаваемая прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества. Можно сказать, что ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, и высокие гуманистические принципы отношения к природе - родному дому человека.

    Экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы общество-природа.


    14. Проблема соотношения свободы и необходимости в истории

    В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимость» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

    Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

    Решение антиномии «свобода или необходимость» в истории философии зависело от того, к какому из направлений тяготели те или иные философы - к эссенциализму или экзистенциализму, то есть от того, что для них было первичным - сущность или существование. Для первых, свобода была всего лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее; вторые рассматривали свободу как первичную реальность человеческой жизни, тогда как необходимость третировали как абстрактное понятие.

    В своей деятельности люди сталкиваются с воплощением исторической необходимости в виде реально существующих условий жизни. Свобода – не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

    В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны, диалектически взаимодействуют При этом свобода личности не только выявляет историческую необходимость, но и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию. Исторический детерминизм, следовательно, не отрицает свободы личности, свободы выбора в общественной деятельности людей, но предполагает ее и включает в себя как свой результат.

    Отвергая антиномию свободы и необходимости, марксистская философия исходит из определения свободы как процесса «познания необходимости», то есть ее понимания и учета в деятельности.

    Свобода выбора занимает центральное место в общественном прогрессе, она выполняет роль основного движущего фактора в поступательном развитии общества. По мере возрастания свободы личности и облегчения для нее доступа к достижениям материальной и духовной культуры человечества происходит ускорение поступательного развития в истории. Вот почему свобода выбора в самом широком социальном диапазоне - от свободы выбора народами социальных систем до свободы выбора отдельной личностью профессиональной и иной деятельности, позволяющей ей раскрыть свои способности и призвание, - является могучей движущей силой истории.

    15. Диалектика как философский метод: узловые категории и принципы

    Категории это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, свойства и стороны действительности. Группы категорий: единичная и общая (данный человек является единичным. общее – это то что присуще множеству единичных отдельных предметов); содержание и форма (содержание – это совокупность элементов, форма – структура организации содержания), сущность и явление, причина и следствие и т.д. Категории являются результатом познавательной и практической деятельности людей. Характеризуются объективным характером, взаимосвязаны, изменчивы и подвижны.

    Принцип то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний. Современная философия использует ряд принципов: принцип развития – чем глубже мы всматриваемся в окружающий мир, тем все больше отмечаем его постоянное движение и развитие. Мир состоит из незавершенных идей, предметов, явлений. Истина есть процесс. Вечен только процесс движения, развития. Развитие всегда связывают с появлением нового качества. Оно может быть более высокого уровня, более совершенным по сравнению со старым. Различают восходящее развитие — это путь от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, информационно емкому, с богатой структурой. Нисходящее развитие в материальной и духовной сфере — это путь разложения, «мельчания», обеднения.

    Принцип всеобщей связи – все предметы, объекты, процессы, окружающие нас, находятся в самых разнообразных связях, отношениях. Связь, объединяющая все предметы мира, носит универсальный, всеобъемлющий характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира. Тип связи отражает уровень организации материи. Формы связей бывают внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные и др.

    Причинность –одно явление порождает неизбежно другое. Появление нового качества всегда имеет причину. Причинность всеобща. Отыскивать «первопричину» всегда затруднительно.

    Принцип системности– важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себе целый комплекс идей теории диалектики. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы — принцип целостности. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является управление.

    16 Проблема классификации философских взглядов. Материализм и идеализм

    Разнообразие философских идей, способов их решения поставили задачу типологизации философских учений. Наиболее распространенное основание связано с понятием «исторический тип философии». Этим понятием объединяются философы разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры.

    Выделяют следующие типы философии: древневосточная философия (сливается в основном с обыденным, нравственным сознанием (Древний Китай) или же с религиозно-мифологическим сознанием (Древняя Индия)), античная философия (развивалась под влиянием, с одной стороны, мифологии, а с другой стороны, - формирующейся в Древней Греции науки, которая опиралась на знание восточной математики и астрономии; характеризуется связью с имеющимися научными знаниями и развитием внутри нее собственного логического аппарата), философия средневековья (развивалась в тесной связи с религией; центральное место здесь заняла схоластика; различение проводится по источнику получения знания - философию в первую очередь связывают с разумом, а религию - с откровением), философия эпохи Возрождения (разрабатывалась под сильным влиянием искусства; характерно все более свободное обращение с идеей Бога вплоть до отождествления Его с природой (пантеизм)), философия Нового времени 17 века (характерна ориентация на науку (экспериментально-математическое естествознание); продуктом этого периода стал эмпиризм, который формировался в борьбе со своим антиподом - рационализмом), философия эпохи Просвещения (знание само по себе осознавалось как ценность; большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса), философия 19 века и философия 20 века (центральная проблема - человек. Философия 20 века связана с именами философов-экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни и т.д. В философии жизни в качестве основного свойства человеческой природы признается воля. Неотомизм, экзистенциализм в качестве основы человеческой личности рассматривают ее стремление соответственно к Богу или свободе).

    В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм. Идеализм объясняет мир исходя из духа, сознания. Материализм за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания. Различают объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит духовное начало Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование объективно! о мира, независимого от человека, полагая, что он есть порождение субъективных познавательных способностей человека. Метафизический материализм (французские материалисты 18 века, Л.Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира. Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.

    Определенной попыткой сближения материализма и идеализма стал дуализм - философское учение о сосуществовании двух независимых друг от друга, равноправных начал: материального и идеального (Декарт).

    17. Основные разделы философского знания
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта