Главная страница

Шпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.). Шпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н. Предмет философии Принято считать, что впервые слово философ употребил древнегреческий математик и мыслитель


Скачать 388.5 Kb.
НазваниеПредмет философии Принято считать, что впервые слово философ употребил древнегреческий математик и мыслитель
АнкорШпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.).doc
Дата05.04.2018
Размер388.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.).doc
ТипДокументы
#17642
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница5 из 5
1   2   3   4   5
36. Антропологические взгляды Фейербаха

Первым философом, подвергшим развернутой критике философскую систему Гегеля, был немецкий мыслитель Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) В свое время Гегель оказал на Фейербаха огромное влияние. Фейербах по этому поводу писал: «Благодаря Гегелю я осознал себя, осознал мир». По Фейербаху, гегелевское учение о том, что природа положена Абсолютной идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, согласно которому природа сотворена Богом. Подобные концепции будут иметь место до тех пор, пока не будет преодолен дуализм души и тела в человеке. Человек един в своей природе. Философия должна стать антропологией, то есть учением о человеке как природном, «родовом» существе. Новая философия, утверждает Фейербах, превращает и человека, и природу как базис человека в единственный предмет философии. Фейербах подчеркивает антропологическое единство всех людей, в основном чувственную природу человека. Человек богат различными проявлениями его природы, и сущность человека состоит в многообразии его переживаний. Антропологизм проявляется в теории познания Фейербаха. С позиций сенсуализма он полагает, что реальность дана нам в ощущениях. Новая философия рассматривает бытие с точки зрения ощущаемого объекта и своеобразно трактует само понятие «объект». Оно первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для человека - это другой человек, «Ты». В любви к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви. «И объективно и субъективно любовь служит критерием бытия - критерием истинности... Где нет любви, там нет и истины». Человек, а не Бог, по Фейербаху, единственное существо, достойное любви. Религиозная любовь - это отчужденная, ложная форма подлинной человеческой, родовой любви. Бог как бы встает между человеком и человеком и мешает
37. Общая характеристика античной философии

А.ф. - совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреч. рабовладельческом об-ве с конца 7 в. до н. э. и и древнеримском рабовладельческом об-ве начиная со 2 в. до н. э. вплоть до начала 6 в. н. э. А. ф. - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии фил. сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греч. города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древн. мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения фил. мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в 5 в. до н. э. возникли фил. и космологические системы, в к-рых миф играет роль не столько осн. воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В 6 в. и даже в 5 в. до н.э. фил-я и знание о природе еще не были отделены друг от друга. При отсутствии способов экспериментальной проверки число возникавших гипотез было велико. Для фил-и это множество гипотез означало многообразие типов фил. объяснения мира. Многообразие это и уровень разработки сделали А.ф. школой фил. мышления для последующих времен. Исходной точкой развития А.ф. был фил. материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала. Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, к-рые привели к возникновению идеализма. Не менее ясно выступает в А.ф. противоположность диалектического и метафизического методов мышления. По существу, мн. первые греч. философы были диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений. За тысячу с лишним лет развития А.ф. материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся в древнегреч. фил-и, претерпели сложную эволюцию, отражавшую в конечном счете диалектику развития античного об-ва. Материализм в А.ф. развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. В лице Сократа и особенно Платона сложилось учение фил. идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. С этого времени в А.ф. ясно обнаруживаются две борющиеся между собой осн. линии развития: материализм и идеализм. Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель также излагал свои идеи в полемике с предшествующими и совр. ему учениями. Особенно энергична и остроумна его критика центральной в платоновском идеализме теории «идей». В эпоху эллинизма, отражавшую начало кризиса полисной рабовладельческой системы, борьба школ А.ф. вновь обостряется. Наиболее интенсивна в это время борьба между школой эпикуреизма и школой стоицизма, в учения к-рых, материалистические в своей основе, широко проникли элементы идеализма. На первое место выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако, на учение о природе и на учение о знании и мышлении. Фил. школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных равнодушием к внешним событиям и повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. Одновременно изменяется соотношение между философией и спец. науками, появляется новый тип деятеля и новый тип лит-ры - специальной, доступной только подготовленным. В эпоху Римской империи, обострения кризиса рабовладельческого об-ва усиливается стремление к религиозному самозабвению и утешению. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных культов, учений, мистерий. Сама фил-я становится религиозной, а в нек-рых учениях даже мистической. Таковы учения неоплатонизма и неопифагореизма. Первое из них оказало влияние на развитие философских учений христианства. В 529 император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. Но еще до этого декрета и независимо от него осн. круг идей А.ф. завершил свое развитие.

38. Представители античной натурфилософии

Для зарождения милетской натурфилософии (философии природы, космоса) характерно еще наличие многих мифологических образов. Вместе с тем она представляет собой уже рационализацию космогонической мифологии, то есть является выражением в абстрактных терминах концепции мира, выработанной мифом и религией. Основателем первой античной философской школы был гражданин Милета, один из знаменитых "семи мудрецов" древности Фалес. Первоначало Фалес определил термином "физие", что означало природу как первую и фундаментальную реальность. Таким первоначалом у Фалеса выступает вода: все произошло из воды, и все в конце концов в воду превращается. Естественно, не следует думать, что вода Фалеса есть то, что мы пьем, что она из ряда физико-химических элементов. Фалес мыслил воду именно как физис, то что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Вода и все, что из нее произошло, имеют душу. Анаксимандр усматривал первоначало не в каком-то конкретном веществе, а первовеществе - апейроне (буквально - "беспредельное"). Апейрон все в себе содержит и всем управляет. Анаксимандр определял апейрон как бесконечное, вечное и божественное первоначало. Оно не имеет не только границ и конца, но также и начала. В отличие от античных богов, которые не умирали, но рождались, божественное первоначало у Анаксимандра не умирает и не рождается. Анаксимен предложил новый способ конструирования картины мира, представив этот процесс как разрежение и сгущение воздуха. Воздух у Анаксимена подобен не обычному воздуху, а пару, дыханию и различается по плотности или разреженности своей сущности. Как видим, идеи пантеизма была характерной для милетских философов в целом. Милетцы обратили внимание на то, что все вещи возникают, растут и гибнут. Глубоко эту тему раскрыл Гераклит (544-480 гг. до н.э.). Гераклит был убежден, что в мире нет ничего неизменного, что «все движется», «все течет». Источником изменений он считал борьбу противоположных начал, заключенных во всякой вещи. Вечное течение вещей раскрывается Гераклитом как гармония противоположностей. Эта гармония «единства противоположностей» есть Бог, божественное. Она представляет собой тождество и отличие внутри первоначала всего существующего. Таковым Гераклит признавал огонь. Учением Гераклита было проведено различие в первоначале понятий «бытия» и «бывания». Под бытием понимали неизменное, статичное существование, а под быванием - существование преходящее. Для Гераклита бытие выступало только как видимость. Ио существовала и противоположная точка зрения, согласно которой видимостью считалось бывание. Такая позиция была присуща элейской школе. Основатель школы Парменид (540-470 гг.) утверждал: «Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует». Таким образом, согласно Пармениду, получается, что если мысль о небытии существует, то существует небытие, но уже не в качестве небытия, а бытия, так как то, что существует, и есть бытие. Следовательно, есть только бытие, а не- бытия нет. Зенон (490-430 гг. до н.э.) пытался доказать, что признание движения и множественности вещей существующими приводит к неразрешимым противоречиям. В своих апориах (логических затруднениях, противоречиях при разрешении проблемы), таких как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Стадион», Зенон показал, что мы не можем мыслить движение, если понимаем пространство как состоящее из отделенных друг от друга частей, а время - из отделенных друг от друга моментов. Конечно, все апории Зенона легко опровергаются. Зенон нисколько не сомневался в том, что чувствами мы воспринимаем движение. Первым, кто оспорил понимание первоначала либо как бытия, либо как бывания, был Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) из Агригента в Сицилии. Основу его учения составляет концепция о четырех стихиях (вода, земля, воздух и огонь), которые образуют «корни всех вещей. Четыре стихии у Эмпедокла, объединяясь, рождают вещи, а разъединяясь, разрушают их, сами при этом оставаясь неизменными. Две космические силы - Любовь (Дружба) и Вражда (Несогласие) - соединяют и разъединяют корни вещей.
39. Философия эпохи эллинизма: основные идеи и представители

Индивидуалистическая этика свое наиболее яркое выражение нашла в учениях эпикурейцев и стоиков. Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341-270 гг. до н .э.), получившая название «Сад Эпикура». Онтологию, гносеологию и этику Эпикура пронизывают единые материалистические принципы. Как и Демокрит, Эпикур исходит из того, что все можно объяснить существованием атомов, пустоты и движения. Но если Демокрит понимал движение как равное во всех направлениях, то для Эпикура движение - это падение вниз под действием тяжести атомов. Цель философии Эпикур видел не в исследовании природы, не в чистой теории, а в просвещении людей, в указании пути к счастью. Поэтому-то в центр своих философских воззрений Эпикур помещает этику. Оформленная в целостную систему, она получила название эпикурейства. Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считал преодоление страха - смерти, загробных мучений, перед богами. Под счастьем Эпикур понимал удовольствие. Истинное удовольствие - это отсутствие телесного страдания и наказания (япония) и невозмутимость души (атараксия). Самым крупным приверженцем эпикуреизма здесь был Тит Пукреций Кар(99-55 гг. до н.э.), прославившийся своей философской поэмой «О природе вещей». В конце 4 века до н .э. в Афинах родилась еще одна философская школа, основателем которой был Зенон из Китиона (о.Крит). Он проводил свои лекции в некоем Портике (часть здания, подобие лоджии). По-гречески Портик - «Стоя», поэтому учеников школы стали называть стоиками, а учение школы - стоицизмом. Цель жизни состоит в достижении счастья. Для обретения добродетели необходимо было выработать апатию, то есть бесстрастие, свободу от аффектов. Стоики первыми разработали теорию страстей. Видным представителем римского стоицизма является Сенека(5 г. до н .э. - 65 г. н .э) Тема раздумий Сенеки - тема смерти. Задачу философии - научить человека жить и умереть. Главное для Сенеки - это свобода человеческого духа. Величие стоического духа проявляется в господстве над своими страхами и состоит в том, чтобы не ропща принимать все как должное. Путь к счастью - это следование судьбе и долгу. Последней крупной оригинальной философской школой античности был неоплатонизм. Создатель этого учения - Плотин (204-270 гг.) - организовал в Риме школу, которая в отличие от всех предыдущих учила подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и достигать его. Плотин развивает платоновское учение о высшем Благе как принципе бытия. Идея Блага сливается с божеством и становится невыразимым в словах человеческого языка принципом жизни - Единым. Единое - божественный абсолют, который ни от чего не зависит. в то время как все прочее существующее зависит от него. Мир образуется из материи благодаря проник новению в нее света эманации Единого. Душа человека находится в связи как с божественной Душой, так и с чувственным миром. Цель земной жизни состоит в том, чтобы отрешиться от чувственного мира. телесности и слиться с Единым. К этому ведут катарсис (очишение), теория (созерцание) и экстаз (мистический союз с Единым). С онтологией Плотина тесно связана его этика.

40. Основное содержание средневековой философии

Средневековье начинает свою историю со времени падения Западной Римской Империи в 476 году, но уже в 1 - 4 веках появляются теологические и фил. доктрины так называемых «отцов церкви». Совокупность этих доктрин обозначается термином «патрнетика». С полным правом «первым теологом» можно назвать Филона Александрийского, Филон вводит понятие «творение», неведомое греческой мысли. Бог создает материю из ничего, и прежде чем придать ей форму, создает мир идей, которые становятся мыслями Бога и совпадают с Логосом. Логос - это сын Божий, он осуществляет переход от божественного первоначала к чувственному миру и выступает защитником людей перед Богом. Этика Филона основана на признании дуализма души и тела. Филон открывает третье измерение в человеке - Дух, что нисходит от Бога. Аврель Августин (354-430 гг.), прозванный Блаженным решил принять на веру христианское учение, а затем начать работу по разумному его осмыслению. У Августина вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, напротив, она стимулирует и подвигает его. Эта позиция Августина нашла выражение в формуле: «Верю, чтобы понимать». В своей богословской деятельности Августин опирался на идеи Платона в изложении неоплатоников. Но дух его религиозных сочинений не совместим с духом античной фил-и. Креационистская доктрина Августина по-своему трактует человека. Только человек из всего существующего обладает душой. Углубляясь в душу, человек находит Бога.

Свобода - это свойство воли, а не разума, как это считали греки. Божественное предопределение выступает источником двух противоположных царств: Божьего и земного. Божье царство, которое отождествляется Августином с христианской церковью, состоит из людей, руководствующихся в жизни только любовью к Богу. Земное царство, под которым понимается гос-во, - царство греха, его населяют люди, забывшие о Боге и доведшие любовь к себе до презрения к Богу. Как видим, судьба человека, земная и потусторонняя, определяется у Августина любовью. Безграничная любовь М Богу является исходным моментом его этического учения.

Августин был первым из мыслителей, кто предметом своих философских размышлений поставил проблемы философии истории, заложил основы теории общественного прогресса. По Августину, история общества имеет начало творения и все время развивается по пути своего совершенствования. Прогресс в ней проявляется в расширении царства Божьего за счет тех избранников, которых Бог решил спасти. Смысл и предназначение человеческой истории Августин видел в победе христианства во всемирном масштабе. Итак, в патристический период, в котором фил. элементы платонизма играли определяющую роль, закладываются идеи теоцентризма, креационизма, божественного откровения и предопределения. Эти идеи определили сущность средневековой фил-ии. Можно дать следующую периодизацию средневековой фил-ии: 1) 6-9 века - раннее средневековье, прямо связанное со становлением христианской догматики. 2) 9-12 века - период уточнения и углубления христианского мировоззрения. 3) 13 век - «золотой век» средневековой фил-и. 4) 14 век - завершающий период, знаменующий собой размежевание веры и разума. Средневековая фил-я получила название «схоластика» (буквально - «школьный». «ученый»). Мерой оценки фил. теорий была Библия. В средние века фил-я становится «служанкой богословия». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики приводило к тому, что вопросы, которыми занимались схоласты, сводились, как правило, к доказательствам бытия Бога, бессмертия души и утрачивали всякую связь с жизнью. Поэтому впоследствии понятие схоластики получило негативный смысл.
41. Проблема универсалий в средневековой философии

На развитие гносеологии в средние века повлиял спор о природе универсалий, то есть общих понятий, между реалистами и номиналистами. Согласно реализму, объективно существуют только общие понятия, постигаемые сверхчувственным разумом. Реализм общих понятий является необходимой частью всей христианской фил-и и теологии, так как с его помощью обосновывались основные положения и вероисповедальные догматы христианства. Например, Ансельм (1030-1109 гг.), архиепископ Кентерберийский, который уже при жизни пользовался большим авторитетом в католическом мире, привлекал реализм понятий для доказательства бытия Бога. Это доказательство называют онтологическим, ибо в нем существование Бога выводится из одного лишь понятия «Бог» путем раскрытия содержания этого понятия. Доказательство слагается из двух посылок. В первой посылке утверждается, что человеческому уму дано понятие о Боге как о наибольшем благе. Во второй посылке говорится, будто понятие о Боге только как о мыслимом заключает в себе противоречие. Дело в том, что мыслимый как наибольшее благо Бог не может не существовать в самой действительности, поскольку только он и является источником самой этой идеи. Таким образом, согласно Ансельму, получается, что признак максимального совершенства с необходимостью предполагает объективность существования наивысшего существа. Подобная точка зрения выражает позиции крайнего реализма. Против крайнего реализма выступил каноник из Франции Росцелин (1050-1120 гг.). Его философские воззрения наиболее полно передают номиналистическую концепцию. Согласно номинализму, объективным существованием обладают только единичные вещи, а общие понятия лишь результат деятельности человеческого ума. Росцелин утверждал, что универсалии - имена вещей (ноумены), ничего не значащие колебания, звуки голоса, звуковая оболочка слова. Свою концепцию крайнего номинализма он применил для анализа одного из центральных христианских догматов - Троицы. Так как общее объективно не существует, то не может быть и никакой божественной субстанции, которая едина и объединяет одновременно три божественных лица. В действительности могут существовать лишь три самостоятельных Бога. В ходе полемики между реализмом и номинализмом разрабатывались и уточнялись все логически возможные варианты соотношения рационального и эмпирического, которые впоследствии станут фундаментом для формирования основ естественнонаучного знания.
42. Философия европ. Возрождения: черты и особенности

Если средневековье было эпохой религиозной, то Возрождение - преимущественно художественно-эстетической. Важнейшей отличительной чертой ренессансного мировоззрения стана его ориентация на искусство. Неотъемлемой чертой этой эпохи становится гуманизм, понимаемый как возрождение духа человеческого. Ренессансная философия в первую очередь обращается к человеку, его разуму и чувству. Основная идея гуманизма о земном предназначении человека, о самоценности человеческой жизни, о достоинстве человека разрабатывается в творчестве «первого гуманиста» Ф. Петрарки (1304-1370 гг.), а также Л. Валлы (1407-1457 гг.). Пико делла Мирандолы (1463-1494). Важнейшей чертой ренессансной философии является ее антиклерикализм, который выражался в резко критическом отношении к служителям католической церкви. Осмеяние монахов, папского двора - одна из основных тем известного произведения Д.Боккаччо (1313- 1375 гг.) «Декамерои». Однако нельзя считать эпоху Возрождения временем безбожия. Помыслы ренессансных мыслителей были исполнены жажды религиозного обновления. В эпоху Ренессанса природа трактуется пантеистически, то есть христианский Бог утрачивает свой трансцендентный характер и отождествляется с природой. Пантеизм явился формой перехода от религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Николай Кузанский (1400-1464 гг.), будучи кардиналом, играл значительную роль в церковно-политической жизни Европы и вместе с тем большое внимание уделял ученым занятиям. Благодаря его работам состоялся расцвет ренессансного неоплатонизма. Заслуга Н.Кузанского перед наукой состояла в том, что он значительно расширил границы человеческого разума в познании, и полагал, что человек вполне способен познать природу и приблизиться к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. В 16 веке возрождается скептицизм, выразителем которого был француз Мишель Монтень (1533-1592 гг.), автор знаменитых «Опытов». Девизом его философии становится вопрос, обращенный к самому себе и к каждому: «Что я знаю?» Знание о незнании - стимул к постоянному поиску истины. Подлинный скептик не тот, кто утверждает незнание, а тот, кто ищет знаний, для кого истина есть процесс.Это утверждение характерно для нового гуманистического сознания 16 века. Оно возвращает человека природе, рассматривает его в связи с окружающим миром. Монтень считает, что только суетность заставляет человека приписывать себе божественные способности и ставить себя в исключительное положение в природе. В действительности же человек вовсе не является центром мироздания, он нисколько не выше животных, тем более, что всеми своими искусствами (строительством, ткачеством, врачеванием и др.) он обязан именно животным, «своим братьям и сотоварищам». Ренессансная философия изменила взгляды людей на мир и на положение в нем человека, дала мощный импульс развитию естественных и гуманитарных наук.
43. Немецкая классическая философия

Понятие «немецкая классическая философия» обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины 18 в. - первой половины 19 в., которая представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Основой своей философии он сделал гносеологию, в которой совершил переворот, аналогичный коперниканскому перевороту в астрономии. Впервые в философии он поставил вопрос о специфике познающего субъекта, его активности, о его вторжении в объект. Критический анализ познавательных способностей субъекта дается Кантом в трактате «Критика чистого разума». Объективно существующий мир, который при воздействии на человека вызывает у него ощущения, Кант называет «вещью-в-себе»; он не познаваем, не находится в пространстве и во времени. Пространство и время субъективны, являются продуктом восприятия субъекта. Только в процессе своей познавательной деятельности человек размещает все явления в пространстве и во времени, сообщает им закономерность, причинно- следственные связи. Таким образом, все, что мы познаем, находится при нас самих, есть явления нашего сознания. Потому-то предметом философии Кант считает не природу, не человека, а познавательную деятельность субъекта, установление законов человеческого разума, определение его границ. Трудности процесса познания порождают антиномии, то есть утверждения разума, которые взаимно исключают друг друга и в то же время одинаково доказуемы как истинные. Однако антиномичный по своей природе разум не выражает противоречивость самих вещей, он свидетельствует лишь о том, что возникновение антиномий обусловлено попыткой с помощью конечного человеческого разума конструировать не мир явлений, а мир «вещей-в-себе», который не может быть предметом познания теоретического разума. Учение Канта об антиномиях поставило перед философией сложную проблему противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимого и случайного и т.д.
43. Немецкая классическая философия

Этап развития философии, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Будучи идеологическим выражением взглядов прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношений конца 18 - первой половины 19 в., Н. к. ф. представляет собой своеобразное обобщение опыта буржу­азных революций, к тому времени уже миновавших вершины своей революционности (англ. и фр. революции). Отсюда и ярко выраженные компромиссные тенденции в Н. к. ф., усиленные условиями тогдашней Германии (феодальная раздробленность, относительная слабость буржуазии и т. д.); отсюда же я стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно-теоеретической, или абстрактно-чувственной. Теоретическими источниками Н. к. ф. были крупнейшие достижения предшествующего духовного развития человечества, в особенности идейное наследие фр. и нем. Просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистическая линия в философии (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Гассенди и др.). Н. к. ф. представлена всеми осн. философскими течениями: дуалистическим (Кант) субъективно-идеалистическим (Фихте) объективным идеализмом (Шеллинг, Гегель) и материализмом (Фейербах) Несмотря на разнообразие осн. философских позиции, Н. к. ф. является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии ибо все системы Н. к. ф. логически вытекают одна из др. Так, внутреннее противоречие философской системы Канта, заключающееся в признании объективно существующей "вещи в себе" и отрицании возможности ее познания, породило попытку его преодоления в рамках субъективного идеализма Фихте, а затем объективного идеализма Шеллинга и Гегеля, идеалистические системы к-рых основаны на принципе тождества субъекта и объекта, идеального и реального. Если у Канта познание разделяет природу и человека, то у Гегеля реальность соответствует понятию, его категориям и законам. Вместе с тем последние берутся у Гегеля в движении, саморазвитии, что позволило ему угадать в диалектике понятий диалектику вещей. Однако идеализм Гегеля, абсолютизация мышления и его истории, т. е. замыкание мышления на само себя, в конечном счете и породили коренной порок его системы - диалектическое развитие стало, по существу, движением по замкнутому кругу. Выступив с критикой гегелевского идеализма, Фейербах отбросил абсолютную идею, а вместе с нею и диалектику духовного развития человечества, видя в ней лишь совокупность различных, нередко иллюзорных (отчужденных) форм проявления сущностных сил человека. Мышление, сознание он свел к чувственному созерцанию, а сущность человека - к природной чувственной основе. Отказ от идеи развития, созерцательность фейербаховского материализма обусловили его непоследовательность, сказавшуюся в идеалистическом толковании истории. Всем ходом своего развития Н. к. ф. показала, что наиболее полное, глубоко научное философское осмысление мира и человека может быть осуществлено лишь на материалистической основе о использованием всех достижении Н. к. ф., особенно ее диалектики. Именно это обстоятельство и позволило Н. к. ф. стать одним из осн. источников марксизма.


44. Философия Нового времени: общая характеристика

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.

В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном па мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпо­хи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.

Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее досто­верного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.



45. Важнейшие представители русской философии

Илариона которого можно считать одним из первых русских философов, в «Слове о законе и благодати» дает философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни, ставит вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия христианства. Нестар «Повесть временных лет», для объяснения подлинного смысла и причин описываемых событий обращается к божественному провидению. К практической философии можно отнести и «Поучение» великого князя Киевского Владимира Мономаха. Максима Грека занимают не только вопросы общественного устройства, но и проблемы человека, духовного совершенствования. Выдающимся мыслителем, гениальным ученым периода 18 в. является Ломоносов. От него идет материалистическая традиция русской философии. Он создал основы «корпускулярной философии», согласно которой материя понимается состоящей из атомов, образующих более сложные формы - корпускулы (молекулы), сочетание которых в разных комбинациях и количествах порождает все многообразие мира. Как и у многих западных просветителей, материализм Ломоносова был деистским, поскольку признавалось существование Бога как главного архитектора мира, который не вмешивается в дальнейший ход мировых событий, В понимании социальной жизни Ломоносов придерживался просветительских, гуманистических взглядов.

У истоков «западничества» стоял Чаадаев. Он был первым, кто заявил об отсталости России, причины которой усматривал во влиянии православия. В католической церкви, господствующей на Западе, он видел поборницу просвещения и свободы.

С обоснованием самобытного пути исторического развития России выступили лидеры славянофильства Хомяков и Киреевский. Они считали, что плоды цивилизации в Европе в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо оплачены потерей целостности человеческой личности. Однако они не отрицали ценности европейской культуры, но относились к Западу как к прошлому и противопоставляли ему истины и заветы православия, земельную общину.

Ф.М.Достоевский был убежден в том, что идеал всечеловеческого братства глубоко укоренен в национальном самосознании русского народа и именно он является тем нравственным ориентиром, который объединяет и «западников», и славянофилов. Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархо-социализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия. Соловьев занимался проблемами нравственности и поисками путей единения людей. Центральная идея – идея положительного всеединства. Учение Соловьева о церкви называется софиологией. Название «русский космизм» появилось в 60-е годы нашего столетия в связи с началом практического освоения космоса и обращением к почти забытому наследию К.Э.Циолковоского. Это понятие охватывает собой довольно широкое направление русской культуры конца 19 - начала 20 веков, представленное живописью Рериха и Нестерова, музыкой Скрябина, поэзией Тютчева и Брюсова, философией Федорова, философскими идеями Циолковского, Чижевского и Вернадского. Одним из основных предметов размышления «космистов» был вопрос о будущем человечества, о поиске путей к нему, о направлении развития нашей цивилизации. Федоров – проект общего дела. Рождается утопия глобальность характера о возможности преодоления смерти. Вернадский – учение о ноосфере. Понимал ее как царство разума, выделившееся в биосфере, меняющее коренным образом ее облик, строение и состоящее из мыслительной деятельности человека.


46. Марксистская философия: основные положения и выводы

Маркс и Энгельс создали марксистскую философию, главными идеями которой стали материалистическое понимание истории и материалистическая диалектика. Идею Фейербаха о необходимости освобождения человека от разных форм отчуждения Маркс разрабатывает в социальном аспекте. В капиталистическом обществе отчуждение труда (когда труд из функции возвышения человека переходит в функцию унижения человека, который становится рабом производства) занимает основное место, порождая все другие формы отчуждения: политическое, правовое, нравственное и т.д. Отчуждение труда Маркс напрямую связывает с существованием частной собственности, без упразднения которой нельзя изменить условия существования человека и систему труда. Он выделяет рабочий класс как силу, которая воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. Обобщая опыт революционной борьбы пролетариата, Маркс вскрывает основополагающую роль общественной практики в жизни общества, подчиняет философию интересам революционного преобразования мира Суть материалистического понимания истории Маркс разъясняет в Предисловии к «Критике политической экономии»: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Основной вывод основоположников марксизма состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами.
47. Понимание истины и практики в марксистской философии

Категория практики для марксизма является исходной и определяющей. Практика — деятельность человека. Маркс и Энгельс продолжают сенсуалистическую линию, согласно которой единственный источник всех наших знаний — чувственные восприятия внешнего мира. Исследуя «анатомию» капиталистического общества, Маркс и Энгельс определяют сознательную человеческую деятельность как труд, его отличия от жизнедеятельности животного – общественную сущность человека.

Производство есть определяющая основа всех форм человеческой жизни. Вместо формы общения как главной категории социальной философии вводится понятие «производственные отношения». Через движение производственных отношений показывается естественноисторический процесс общественного производства; историю делают не идеи выдающихся людей, а естественноисторическое движение производственных отношений соответствующих новому уровню в развитии производительных сил общества. В качестве базиса производственные отношения в области материального производства обусловливают все другие стороны общественной жизни.

48. Основные представители и положения философии экзистенциализма

Хайдеггер,Ясперс. Книга Хайдеггера «Бытие и время», вышедшая в 1927 году, ознаменовала возникновение экзистенциализма. Камю, Марсель. Пропаганда учения ведется не только в философских трактатах, но и в многочисленных драматических произведениях, новеллах, романах, мемуарах. Сартра, «Тошнота», «Дороги свободы», «Мухи», «Взаперти». Перу Камю принадлежат «Посторонний», «Чума», «Падение» и др.

Отправным пунктом экзистенциализма является категория «существование» (экзистенция). Существование - это внутреннее бытие человека, его сознание. Сознание экзистенциализм анализирует как страдающее, переживающее, озабоченное, смертное. Из всего существующего только человек знает о своей смертности. Человеческое бытие, целиком поглощенное предметной или социальной средой, не есть подлинное бытие. Неподлинное существование есть бегство человека от самого себя, так как оно скрывает от человека его обреченность Единственное средство вырваться из сферы неподлинного бытия - это оказаться в пограничной ситуации (бытие перед лицом смерти). Экзистенциализм исходит из того, что с самого начала своего существования человек застает себя в мире, выбранном не им самим. Человек, заброшенный в чуждый ему мир, несет ответственность не за него, а за подлинность своей свободы. Свобода человека есть выбор своего бытия: человек таков, каким он себя свободно выбирает. Э. утверждает также свободу человека независимо от объективной обстановки. Свобода человека - это внутреннее его состояние. Свобода состоит в возможности выбирать не реальные возможности, а свое отношение к данной ситуации. Человек, как сознательное существо, может создавать себя только посредством своего свободного выбора. Свобода превращается в неотвратимый рок.

Неизбежным следствием выбора свободы становится конфликт каждого с каждым; другие люди будут адом для человека. Против различных форм угнетения и подавления личности направлены произведения Камю. Как одно из прав человека, одно из измерений его бытия, один из способов самосознания он рассматривает бунт. В «Бунтующем человеке» он провозглашает: «Я бунтую, следовательно, существую». Лучшее свое выражение бунт находит в искусстве, в котором человек наиболее свободен. Бунт и свобода для Камю неразделимы.

49. Принципы гносеологии неопозитивизма

Особенно активно неопозитивизм проявил себя в 30-60-е гг. XX века. Наиболее известными его представителями являются Карнап - один из лидеров логического позитивизма, Рассел - основоположник философии логического анализа. Под общим названием неопозитивизма объединяются многие весьма различные теории от логического позитивизма до философии лингвистического анализа и различных направлений аналитической философии.

Основное место в неопозитивизме занимают философские проблемы языка. Предметом своего рассмотрения неопозитивизм делает формы языка и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке. При этом классические проблемы философии, обозначаемые неопозитивизмом как «метафизика», объявляются лишенными смысла с точки зрения логических норм языка. По мнению неопозитивистов, задача философии состоит в том чтобы делать анализ науки с точки зрения логики и синтаксиса. Философия фактически сводится к логико-семантическому описанию результатов науки. В связи с этим неопозитивизм утверждает, что философия - это не теория, а аналитическая деятельность.

Основное содержание неопозитивизма определяет принцип верификации. Истинность знания устанавливается на основе сопоставления предложений с фактами чувственного опыта субъекта. Предложения, не поддающиеся чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Другим кардинальным принципом неопозитивизма выступает конвенционализм, согласно которому некоторые определенные утверждения науки являются результатом произвольного соглашения. Еще одной особенностью неопозитивизма становится физикализм - стремление к объединению всех наук на основе универсального языка, в роли которого неопозитивисты надеялись увидеть язык математической физики. Таким образом, они возрождали идею универсальной науки и заранее приписывали ей черты некоторой вполне законченной и ограниченной системы знания.
50. Западная философия 20 в.: важнейшие направления и идеи

Одной из влиятельных тенденций современной западной философии является иррационализм, утверждающий противоразумность, абсурдность всего существующего. Описать и оправдать ощущение бессмысленности бытия лучше всего сумел экзистенциализм, который возникает в начале 20-х годов.

Основоположниками немецкого экзистенциализма являются Хайдеггер, Ясперс . Книга Хайдеггера «Бытие и время», вышедшая в 1927 году, ознаменовала возникновение экзистенциализма. Сартр «Бытие и ничто». Камю, Марсель. Отправным пунктом экзистенциализма является категория «существование». Человеческое бытие, целиком поглощенное предметной или социальной средой, не есть подлинное бытие. Неподлинное существование есть бегство человека от самого себя, так как оно скрывает от человека его обреченность Единственное средство вырваться из сферы неподлинного бытия - это оказаться в пограничной ситуации (бытие перед лицом смерти). Свобода превращается в неотвратимый рок. Шелер и Плеснер создавали учение о человеке - философской антропологии. Философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека - его эмоции, инстинкты, влечения. Основная ее идея –создание «синтетической» концепции человека, которая объясняла бы и органические особенности человека, и его душевно-эмоциональную сферу, и познавательные способности, и культуру, и социальность. Под влиянием философской антропологии возникли в качестве самостоятельных направлений религиозная, педагогическая, культурная, неофрейдистская антропологии.

С именем Фрейда связано основание психоанализа как философской концепции. Психоанализ ставит в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Бессознательное играет огромную роль в жизни человека и общества. В неофрейдизме (Фромм), внимание с подавленной сексуальности смещается на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами.

Герменевтика являлась искусством понимания не предметно-содержательного значения текста, а мыслящих индивидуальностей. Гадамера - основоположник онтологической герменевтики – придает герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии.

Стремление раскрыть универсальные языковые структуры культурных явлений принадлежит ряду философских течений получивших общее название структурализма. Леви-Строс Фуко. Каждый социальный и культурный продукт порожден структурами общего порядка, языковыми структурами, поэтому свободы человека не существует. В связи с этим структурализм получил название «концепции смерти человека».

Неопозитивизм проявил себя в 30-60-е гг. XX века. Карнап, Рассел. Под общим названием неопозитивизма объединяются многие весьма различные теории от логического позитивизма до философии лингвистического анализа и различных направлений аналитической философии.

Предметом своего рассмотрения неопозитивизм делает формы языка и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке. они возрождали идею универсальной науки и заранее приписывали ей черты некоторой вполне законченной и ограниченной системы знания.

Представители критического рационализма считают, что истинным методом философии является так называемая рациональная критика. Суть ее заключается в попытке отграничить рациональность (прежде всего науку) от метафизики и идеологии. Персонализм (Бердяев)- религиозное учение, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением активности «верховной персоны» - Бога. Неотомизм (направление современной религиозной философии)– придерживается традиционных религиозных взглядов на существование Бога, бессмертие души, свободу воли.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта