Шпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н.). Шпаргалка К Экзамену По Философии Для Дневников (Пронина Е. Н. Предмет философии Принято считать, что впервые слово философ употребил древнегреческий математик и мыслитель
Скачать 388.5 Kb.
|
23. Философские понятия "возможность" и "действительность" Под действительностью разумеют творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного, непосредственного бытия: действительность противопоставляется или соотносится с возможностью, т.е. с тем что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Например желудь - это дуб в возможности. Действительность - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Понятие действительного употребляется и в значении полноты проявления какого-либо качества. С этим, по Г. Гегелю, согласуется чувство языка образованных людей, которые, к примеру, не решаются признать действительным поэтом или действительным государственным человеком тех, кто не умеет создать ничего разумного и дельного. Действительность есть процесс, и для нее существен внутренний, скрытый момент возможностей - этих своего рода «надежд» бытия. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Бытие возможности связано с изменением, развитием. Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Сторонники механистического детерминизма полагают, что все существующее полностью предопределено прошлым точно так же, как будущее предопределено настоящим. На самом деле развитие - это не просто развертывание свитка готовых возможностей. Как в следствии имеется нечто большее, чем в причине, так и в действительности постоянно рождаются все новые и новые возможности. Как скрытые тенденции, выражающие различные направления в развитии объекта, возможности характеризуют действительность с точки зрения его будущего. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Любая система заключает в себе больше возможностей, чем может реализовать. В природе превращение возможности в действительность происходит в целом стихийно. Совсем иное дело в человеческом обществе. Историю делают люди. От их воли, сознания, активности зависит очень многое. 24. Философские понятия "причина" и "следствие" Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе - как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени. Принцип причинности имеет огромное значение в научном познании действительности. Первейшей предпосылкой всякого научного исследования всегда было, по мысли М.Планка, предположение, что во всех событиях естественного и духовного мира имеет место закономерная связь, которая именуется законом причинности. Любое следствие вызывается взаимодействием по крайней мере двух тел. Поэтому явление-взаимодействие выступает в качестве истинной причины явления-следствия. Иными словами, характеристика явления-следствия определяется природой и состоянием обоих взаимодействующих тел. Понимание причинности как одностороннего действия затрудняет понимание развития, его внутреннего источника, состоящего во взаимодействии противоположных сторон внутри данной системы. Временное отношение между причиной и следствием заключается в том, что существует временной интервал в виде запаздывания между началом действия причины (например, взаимодействия двух систем) и началом проявления соответствующего следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности. Внутренний механизм «причинения», связанный с переносом, движения и информации, есть процесс взаимодействия и следствия. Следствие распространяет «щупальца» своего влияния не только «вперед» (в качестве новой причины рождающей новое следствие), но и «назад», на производящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая его силы. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации, как, например, в организме, электронном устройстве, обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие системы. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию. Но «после этого» не всегда означает «поэтому». Например, день следует за ночью, а ночь - за днем, однако день не есть причина ночи, а ночь не есть причина дня. Причина их взаимной смены состоит во вращении Земли вокруг своей оси. Представление о причинности возникло в сознании человека благодаря его практической деятельности. Человек никогда не узнал бы, что огонь может согревать, если бы он на своем повседневном опыте не убеждался в этом. Познание причинных связей имеет огромное значение для жизни человека, общества, развития науки: вся наша уверенность в жизни покоится на признании причинности и закономерности. 25. Философские понятия "сущность" и "явление" Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность вещей - нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, «сидящее» в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием «существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности. Сущность как-то проявляется. В сущности нет ничего, что не проявлялось бы. Но явление богаче, красочнее сущности хотя бы потому, что оно индивидуализировано и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное связано с несущественным, случайным. Явление может соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. В одних явлениях сущность выступает полно и "прозрачно", а в других наоборот. Диалектический метод мышления позволяет отличать существенное от несущественного, являющегося, усматривая критерий для этого различия в практике. Вместе с тем он указывает на то, что их объективное различие не абсолютно, а относительно. Например, в свое время существенным свойством химического элемента считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома, но атомный вес не перестал быть существенным свойством. Оно существенно в первом приближении, являясь сущностью менее высокого порядка, и свое объяснение оно получает через свойство более высокого порядка - заряд ядра атома. 26 Метафизика Аристотеля Аристотель( 384--г. до н . э.). На пятидесятом году жизни философ организует свою школу - Ликей (Лицей). В отличие от Платона, которого характеризовали интерес к матем. наукам и равнодушие к эмпирическим феноменам, А. интересуется именно эмпирическими науками. Кроме того, он отказывается от мистико-религиозных элементов платоновского учения. Он отрицает самостоятельное существование идей, составляющих сущность чувственно воспринимаемых вещей, и пытается создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Платоновскую тройственную структуру - мир идей, мир вещей, материя – А. заменяет двойственной - форма и материя. Действительное бытие вещи состоит в единстве формы и материи, где форма - активное, творческое начало, а материя - пассивное. Форма - это реализация данной возможности. Проблема формы и материи ввела в фил-ю две важных категории: возможность и действительность. Формообразующую функцию, по Аристотелю, осуществляет перводвигатель, который должен быть вечным и неподвижным, не связанным с материей. Однако в гносеологии Аристотель последовательно отстаивает материалистические позиции. Он исходит из признания существования независимого от человека объективного материального мира. Если Платон в своей теории познания прибегал к посредничеству души, то Аристотель, утверждая единство материи и формы, материального и идеального миров, разрабатывает учение о том, что изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого необходимо отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Аристотель считал, что познание возможно лишь с помощью логики, которую он называл «органической» наукой, так как она есть орудие («органон») для изучения бытия. У Аристотеля впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвященные логике. Он создал весьма законченное логическое учение, установив основные законы логики, определив общие принципы доказательства, правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству. Важнейшее учение Аристотеля - учение о человеке. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека - разум. Активность разума - вот цель, достойная человека. Она отличает человека от всех других существ. Человек должен уметь вписывать свои вожделения в контуры здравого смысла. В этом состоит этическая добродетель. «Нравственный человек - мера для других людей». Выясняя сущность человека, Аристотель приходит к выводу, что человек - существо политическое и свое совершенство и завершение получает в государстве. «Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо». Это возможно только в государстве, которое служит общему благу. Государство, по Аристотелю, возникает естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей, и целью его существования является достижение общего блага. 27. Философские взгляды Сократа Сократ (469-399 гг. до н . э.) - первый философ-афинянин - все свое время посвящал философским беседам с молодыми людьми, философами, художниками. Следует заметить, что источниками для изучения философских воззрений Сократа служат в основном «Диалоги» Платона, поскольку сам Сократ ничего не писал, предпочитая излагать свои мысли в живой беседе, диалоге со своими слушателями. Начиная с Сократа, стало употребляться слово «философия». Сократ иронизировал над тем, что софисты берутся обучать мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово «философия» стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности. Выступая против софистов, Сократ в то же время в своих взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были характерны для софистов. Прежде всего Сократа сближала с софистами гуманистическая, человековедческая направленность его интересов. Познание природы он полагал делом ненужным и безбожным. Философия должна заниматься рассмотрением человека, его нравственных качеств. Но в отличие от софистов все внимание Сократа сосредоточивается не на человеке чувствующем, а на человеке нравственном и познающем. Кроме того, Сократа отличала от софистов вера в существование объективной истины и в возможность ее отыскания. Важнейшим для человека Сократ считал самопознание. Девиз «Познай самого себя» становится главным девизом его философии. Познать самого себя означало для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо. Поэтому основное содержание философии Сократа составляет этика. В его этике отчетливо выражается рационализм: добродетель у Сократа не отделима от знания. Добродетель - это знание того, что хорошо и вместе с тем полезно человеку, а дурное - это незнание. Философ был убежден в том, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это по незнанию. Добродетели можно обучить, так как знание прирожденно человеку. Процессу воспоминания должен способствовать разработанный Сократом диалектический метод, посредством которого развиваются, обосновываются этические понятия. Сократ не сообщал своим ученикам никакого знания, да и не мог этого сделать, ибо говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Эго утверждение следует рассматривать в связи не столько с человеческим знанием, сколько с божественным. Сократ обучал своих учеников логике. Можно сказать, что в лице Сократа человеческий разум впервые начал мыслить логически. Однако многие так и не осознали тогда, что с философией Сократа свершилось открытие логики, что именно Сократ открыл возможность анализировать мысли с логической точки зрения. Поэтому сложившиеся после смерти Сократа школы, образованные его учениками на стыке 5-4 вв. до н . э., разрабатывали в основном этическую проблематику. 28. Философия Платона Духовное развитие Платона (428-347 гг. до н . э.). началось с разработки этико-политической проблематики. Затем он подошел к необходимости восстановить некоторые онто-космологические моменты древней натурфилософии. Платона считают родоначальником системы объективного идеализма. Мыслитель пытался доказать, что у любой вещи физического мира есть своя высшая и последняя причина, которая имеет не физическую, а метафизическую, умопостигаемую природу. Эту причину Платон называл идеей, эйдосом или формой. Идея - это сущность вещей, это подлинное бытие. Каждому понятию соответствует бытие. Итак, каждая идея есть первообраз (парадигма) для каждой вещи, а каждая вещь есть подобие этой идеи. Вещи лишь свидетельствуют о присутствии идей. Причем отдельные вещи возникают и разрушаются, а идеи являются неизменными, неподвижными, вечными. Каждая идея представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Платон в своей системе на первый план выдвигает демиургическую сотворенность мира. Демиург - это ваятель, зодчий, ремесленник. Материальный мир, мир конкретных вещей находится между миром идей, понимаемым как реальное бытие, и материей, которая отождествляется с небытием. Он отделяет реальное бытие от небытия. Другими словами, Платон противопоставляет мир идей не чувственно данному миру, а небытию. Это признание двух обособленных друг от друга миров составляет суть той части философского учения Платона. которую он называл диалектикой. Но диалектику Платон понимал не только как учение о бытии, но и как прием анализа понятий. Диалог «Тимей» посвящен той части философского учения Платона, которая называется физикой. Это учение о природе и человеке как части природы. Природа - неистинное бытие - не может быть предметом знания. К истинному знанию относится учение о душе. Человек - это духовно-телесное существо. Тело - корень всех зол, источник нездоровых страстей, всего того, что ведет душу к гибели. Поэтому истинный философ желает смерти, а истинная философия есть «упражнение в смерти». Смерть дарует жизнь душе. В свою теорию познания Платон вносит этический компонент, утверждая, что высшим знанием является благо. Этика излагается Платоном в «Федоне» и «Государстве». Она опирается на учение о душе. Платон выделяет разумную, аффективную и вожделеющую части души, каждой из которой соответствует свой тип добродетели. Для разумной части души характерна такая добродетель как мудрость. Аффективной части души соответствует такая добродетель как мужество, а вожделеющей части души - благоразумие, или владение собой. Гармоническое сочетание всех трех добродетелей рождает четвертую - справедливость. Этика Платона - не индивидуальная, а социальная, органически связанная с политической теорией государства. Различные стороны философии Платона являются воплощением его теории идей в различных областях. Платон предложил новый подход к своей концепции идей. Идеи он стал рассматривать как противоречивое единство единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя. И это единство выступает источником любых изменений. В этом суть диалектики позднего Платона. 29. Дуализм и рационализм Декарта Основоположником рационализма считают французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650 гг.). Систематическое изложение своего учения он дает в таких известных произведениях, как «Начала философии», «Метафизические размышления», «Рассуждения о методе». В отличие от индуктивной методологии Ф.Бэкона, Декарт начинает с самых общих положений метафизики, от них продвигается к более частным положениям физики, доходя затем до конкретных наук, доставляющих людям нужные им плоды. Методу эмпирической индукции он противопоставляет свой метод рационалистической дедукции. Вот его основные правила: исходить в своих рассуждениях только из ясных, не вызывающих никаких сомнений в их истинности положений; разделять каждую сложную проблему на составляющие ее части; переходить по порядку от познания предметов самых простых к познанию более сложных; не делать никаких пропусков в процессе логического хода мыслей. Таким образом, суть метода рационалистической дедукции Декарта состоит в том, чтобы расчленить, упростить, свести сложное к простому и затем, восходя ступень за ступенью, придти к познанию сложного. Декарта интересует вопрос, возможны ли интуитивно достоверные основоположения, которые устояли бы против любого сомнения. И Декарт обосновывает так называемое картезианское сомнение. Он решает сомневаться во всем. Декарт произносит свои знаменитые слова: «Я мыелю, следовательно, существую». Этот факт является абсолютно неопровержимой истиной, служащей исходной интуицией, благодаря которой возможно развернуть всю цепь метафизических рассуждений. Возникает вопрос, почему тезис «Я мыслю, следовательно, существуют является очевидным? - Потому что он ясен, отвечает Декарт. По его мнению, все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Из тезиса - «Я мыслю, следовательно, существую» следует, что Я - вещь, которая мыслит, другими словами, Я - это субстанция, сущность которой состоит только в мышлении. Мыслящая субстанция открыта нам непосредственно и потому легко познаваема. Телесные же наши качества и качества внешнего мира доступны нам лишь чувственно и могут быть осмыслены лишь как более или менее вероятные. Сделать существование внешнего мира совершенно достоверным можно, только убедившись в существовании Бога, который для Декарта выступает гарантом истинного познания. Таким образом, в картезианской метафизике Бог выступает как первичная и бесконечная духовная субстанция. Духовная субстанция является предметом изучения метафизики, а материальная - физики. Духовная субстанция не сводима к материальной и, наоборот. Декарт был убежден, что предмет, обладающий мышлением как свойством есть нематериальный предмет. Словом, материя не может мыслить. На этом дуализме субстанций основывались два важнейших учения - материалистическая физика и идеалистическая психология. Производной и конечной субстанцией, по Декарту, является душа, обладающая врожденными идеями; они изначально присущи ей, а не приобретены в опыте. К врожденным идеям Декарт относил прежде всего идею Бога, а люке математические и другие научные идеи. |