Главная страница

фила экз. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение


Скачать 5.48 Mb.
НазваниеПредмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение
Анкорфила экз
Дата06.12.2022
Размер5.48 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлафила экз.docx
ТипДокументы
#831385
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Свойствами сознания являются активность и избирательность.

Бессознательное — это область, в которой человек не даёт себе отчета о содержании и природе происходящих там психических процессов, не контролирует психические процессы и явления. Бессознательное включает в себя надсознание, подсознание и психическую составляющую инстинктивной деятельности человека.

Надсознание (творческая интуиция) — это некая составляющая духовного творчества, которая не контролируется сознанием и приводит к выдвижению новаций и гипотез.

Подсознание включает в себя психические процессы, которые когда-то осознавались, но доведенные до автоматизма, перестали нуждаться в контроле, продолжая функционировать, при этом, помогая человеку жить и трудиться без лишних психических перегрузок, конфликтов с другими людьми и самим собой.

Функции сознания:
1. Познавательная, дающая возможность человеку получать истинные знания о явлениях и процессах действительности;

2. Оценочная, позволяющая человеку на основе воспринятого и познанного выработать оценочное отношение к нему, а позже — ценности;

3. Нормативная, способствующая созданию определённых правил, норм поведения человека или группы людей;

4. Целеполагания, дающая возможность формировать цели теоретической и практической деятельности, а также способы их достижения;

5. Прогностическая, решающая задачу предвидения будущего объектов познания, а также результатов собственных поступков и деятельности вообще;

6. Коммуникативная, позволяющая людям общаться.

7. Самосознания. Сознание обладает способностью быть направленным на самого себя. Следовательно, самосознание есть осознание человеком самого себя — своих мыслей, чувств, мотивов, действий и т. д. Развитое самосознание является основой успешного самовоспитания, самосовершенствования личности, достижения намеченных человеком целей.

Интроспекция — это осуществление человеком анализа собственной деятельности и явлений сознания.

Теория познания.
Проблемой познания, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология, которая является одним из разделов философии.

Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Природа познания.

Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Превращается эта возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.

В сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Учеными уже давно установлено, что чем выше существо поднялось по лестнице эволюции, тем меньше формы его жизнедеятельности заранее определяются строением нервных узлов, тем больше «степеней свободы» обретает организм в плане индивидуально- прижизненной приспособительной активности. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения; являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

Процесс отражения:

1. Отражаемое первично, а его отражение, то есть образ — вторично. Отношение между объектом познания и образом представляет собой отношение между оригиналом и «виртуальной» копией. Наши знания являются как бы фотоснимком с действительности, но идеальным, лишенным всякой вещественности.

2. Сознание человека, отражая объективный мир, способно давать верные представления о нем.

3. Образ субъективен по форме, носителю, но объективен по содержанию. Субъективность образа обусловлена тем, что он является продуктом сложных физиологических и психических процессов, а объективность — содержанием познаваемого объекта. Следует, однако, иметь в виду, что в объективное содержание гносеологического образа могут проникать субъективные моменты (искания, додумывания, фантазии и т. д.), что может привести к субъективизму в познании.

4. Отражение — это не пассивное созерцание, а активный творческий процесс формирования знаний на основе практического взаимодействия субъекта познания и его объекта. Активность субъекта проявляется, во-первых, в постепенном проникновении в сущность познаваемого объекта и, во-вторых, в так называемом «опережающем отражении», то есть способности человека предвидеть результаты своей деятельности, «конструировать» в своем сознании образы предполагаемого результата деятельности.

Субъект и объект познания:

Субъект познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:

• Первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;

Вторичные — различные проявления духовного мира людей;

Третичные — свой собственный духовный мир.

Проблема познаваемости мира.

В ответах философов на вопрос: познаваем ли мир? можно выделить две основные позиции. Одни из них признают принципиальную познаваемость мира, другие же сужают возможность познания или вообще ее отрицают. В этом и состоит суть учения агностицизма, который может выступать в различных формах.

Одной из первых был скептицизм философов античного мира. Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.

Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа Д. Юма, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир. Несколько смягченной является другая форма агностицизма — дуалистическая позиция И. Канта, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалась возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И. Канта, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.

В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.

Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:

• Сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;

• Определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);

• Непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).

Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.

Формы познания:
Чувственное, рациональное, интуитивное.


Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте.

Простыми формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущения — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.

Восприятие — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.

Представление — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Рациональное познание (мышление): это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.

Понятие — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.

Суждение — это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.

Умозаключение — это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

Интуиция – это способ познания истины путём её прямого усмотрения без доказательств. Интуитивные решения возникают в результате долгих раздумий над решением вопроса.


24. Интуиция и творчество

Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший "трагическое несоответствие между творческим горением, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законической реализации творчества", т. е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. "Творчество носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия". Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: "Творчество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося". Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, "включая" духовные потенции и "озарения", материализует их в своих действиях по изменению действительности. Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда — это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития творческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, тогда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая доминанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, задачу); г) подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожиданным, почти всегда оно предчувствуется.

Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные решения, обращаясь к логике.
25. Проблема истины в философии. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Коммуникативные аспекты познания: познание – диалог – понимание.
Понятие «истина» вводится в философии с целью достижения результата познания, который откроет, просветит или прольет свет на процесс, явление, событие. Но истина – это не только конечная цель человеческого познания, но и предмет исследования в философии.

Истина тесно связана с сущностью философии как науки – она позволяет рассматривать сам процесс познания и добывания истины: какие трудности возникают на пути, противоположные суждения, как диалектическая основа истины, способы выработки знания в зависимости от пути познания истины и т.д. Истина в философии имеет много аспектов. Рассматривая истину с точки зрения логических, социологических, богословских и пр. проблем получаем разные точки зрения.

Получается, истина не одна, а их несколько?

Почти что так. Истина – это не абсолют или всеобъемлющее понятие, несомненно, открывающее скрытые причины появления жизни, конечной цели человечества. По крайней мере, в философии, ведь религия провозглашает истины, ведущие праведников именно по таким путям. Они служат теми опорными точками познания и формирования мировоззрения у человека для становления его личности.

Проблема истины в философии – это отражение процесса познания. Истина вводится, как регулирующий фактор. Это средство, а не цель, с помощью которого можно отделить «зерна от плевел» или истинное знание от ложного.

Концепции истины в философии:
Классическая: истина – это соответствие теории и действительности.
Когерентная: истина – это согласованность, последовательность знаний.
Прагматическая: истина – это практически полезное знание.
Конвенциональная: истина – это высшая точка соглашения.

Критерии истины в философии

Исходя из концепций истины в философии, сформировались критерии истины, определяющие и, одновременно, характеризующие это понятие.

Критерии истины:

Классическая: выделяют чувственный опыт, ясность истины.
Когерентная: обращают внимание на согласованность истины с общей системой знаний.
Прагматическая: эффективность истины с точки зрения практического применения.
Конвенциональная: всеобщее согласование истин.


ОТНОСИТЕЛЬНАЯ И АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА В ФИЛОСОФИИ
Истина, как постоянный процесс поиска, перехода знаний от неполного до полноценного связана с абсолютной и относительной истиной.

Абсолютная истина – это достоверное и исчерпывающие знание (о природе, человек или обществе) или знание, которое невозможно опровергнуть (Земля круглая).

Относительная истина – это неполное знание, которое соответствует лишь одному уровню развития понятия и имеет способы получения этого знания. Относительная истина относится к процессу познания мира, как постоянному переходу от истины к истине до достижения абсолюта.

К примеру:
Релятивизм (относительность знания) признает лишь относительную истину, так как в его концепции всякая истина относительна;
Догматизм же наоборот считает, что истина не может зависеть от переменных условий, так как она всегда конкретна, абсолютна и неизменна.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта