Главная страница

фила экз. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение


Скачать 5.48 Mb.
НазваниеПредмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение
Анкорфила экз
Дата06.12.2022
Размер5.48 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлафила экз.docx
ТипДокументы
#831385
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. П.Я. ЧААДАЕВ

Одним из виднейших представителей русской философии первой половины XIX в. был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). В центре философии П.Я. Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии истории; его учение – это богословие культуры именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.

В «Философических письмах» Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбе России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Главные пороки русской жизни Чаадаев видел в самодержавии и крепостничестве – главных свидетельствах ее отсталости. Различием католичества и православия он объяснял неодинаковость западной и русской цивилизации. Россия, приняв византийское православие, замкнулась в своем религиозном обособлении в стороне от европейских принципов жизни. П.Я. Чаадаев отдавал предпочтение католицизму, считая, что в нем заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало политический уклад, философию, науку, улучшило нравы.

Подобно Шеллингу, Чаадаев видел одну из главных задач философии в решении проблемы единства мира и отстаивал идеалистический взгляд, принимавший за основу мира активное идеальное начало.

П.Я. Чаадаев был одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли – вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

В учении о человеке он также подчеркивал значение разума и нравственности.

Из двух выделяемых им видов познания – опыта и непосредственного озарения – безусловное предпочтение отдавал последнему.

Необходимо отметить, что «Философические письма» П.Я. Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии. К проблемам, поднятым П.Я. Чаадаевым, впоследствии не раз обращались российские философы
Таким образом, одним из центральных вопросов развития российской философии в XIX в. по-прежнему оставалась проблема развития страны в мировом сообществе, поиска ее исторического места в мировой цивилизации. Однако искания отечественных философов затронули широчайший круг проблем, касаемых самых различных вопросов, что делает достижения отечественных философов ценными для всего мира.
18. Основные направления современной западной философии: экзистенциализм, прагматизм, позитивизм (неопозитивизм, постпозитивизм), герменевтика, феноменология, структурализм, постмодернистская философия. (Одно из направлений по выбору).

Экзистенциализм – это философское течение 20 века, утверждающее уникальность человеческого бытия — превосходство человека над тем, что в него вложено природой. Но не все в этой философии так оптимистично – ее основоположники во времена всеобщего человеческого кризиса призывали отречься от «религиозного или философского порыва» и веровать только в себя. По-другому просто бы не получилось.

Причины возникновения

Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.

Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга. Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели моральное обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов. Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога, стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии.

Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д., ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи. Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.

Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование.

Смысл понятия

Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия. Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма. Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.

Экзистенциализм — прививка собственного достоинства.

Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной— кто во что верит. Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности. Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).

Основные идеи.

  • Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.

  • Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.

  • У каждого своя сущность. Индивидуальная. У тарелки — тарелочность, у морковки — морковность, у человека — экзистенция. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках человека.

  • Направления

По Сартру, экзистенциализм делится на религиозный и атеистический. Две категории противоречат одна другой, но только в одном пункте.

  1. Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять трансцендентность (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением).

  2. Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Один никогда не сможет полностью понять другого. Проблемы и темы

Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы)

  1. уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему.

  2. общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена.

  3. внутренний мир человека vs окружающая среда

  4. проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается.

  5. проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя.

  6. одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле.

  7. проблема поиска смысла жизни.


19. Философия бытия (онтология) как раздел философского знания: основные проблемы и категории. Бытие, движение, пространство и время. Единство и многообразие мира.
Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии».
Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности, не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.
20. Бытие и реальность. Виды реальностей

Бытие – главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Не следует путать понятия быт и Бытие

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие – небытию.

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

В религиозной философии это деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир – зависит от него.

В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой – существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» - выделяют следующие философские позиции:

- монизм

- дуализм

- плюрализм


В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека - формируется картина мира. Картина мира – целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае – постоянно формируется динамичная картина мира.

Уже древние греки формировали свои представления о Бытии и об объединяющем начале мироздания. Для обозначения такой основы в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат – это то, «из чего все сделано». Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:

- воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные светила, а затем. во время дождя вода опять переходит в землю.

- воздух: Анаксимен, выбирая эту стихию, утверждал, что воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду.

- апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянное, находящееся в движении;

- огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь.

Обычно выделяют два основных способа существования бытия, два мира:

- мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека;

- мир материальный, природный, мир физических состояний.

Скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени.

Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному : от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

Обычно духовный мир делят на две разновидности:

- объективный дух

- субъективный дух

Субъективный дух
– внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

Объективный дух – представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания (трансцендентальный субъект). Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль. религия, политика и пр.

Эти формы духа тесно связаны между собой и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.

Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:

- потенциальное бытие, уровень существования в возможности

- актуальное бытие, уровень существования в действительности.

Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.

(св. Августин: «Я знаю, что такое пространство и время, пока меня об этом не спрашивают»).

При рассмотрении категорий пространства и времени возникают следующие вопросы:

1. Являются ли пространство и время неотъемлемыми характеристиками бытия или они характеризуют лишь устройство нашего сознания (Кант)?

2. Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?

Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время – это объективные характеристики бытия, существующие так же, например, как существует материя, и не зависящие ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время – субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира.

Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:

- протяженностью; протяженность – сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого;

- однородностью: отсутствием в нем каких-либо выделенных точек;

- изотропностью: - равноправностью всех возможных направлений;

- трехмерностью: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Классическое время характеризуется следующими свойствами:

- длительностью; длительность – сущность времени, способность явлений существовать одно после другого;

- одномерностью;

- необратимостью (невозможность возврата в прошлое);

- однородностью (равноправие всех его моментов).

Современное понимание пространства и времени существенно отличается от вышеприведенного.
21. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Самосознание

Сознание – особая субъективная реальность, отличная от внешнего объективного мира, оно существует в виде образов, чувств, переживаний, мыслей. Человек может представить то, что никогда не видел, вспомнить то, что давно исчезло из его жизни. Сознание – это способность человека направлять свое внимание на окружающие предметы, на весь мир, способность познавать, понимать их и одновременно сосредотачиваться на своих субъективных состояниях, духовном опыте. Сознание обеспечивает не только «план знаний о мире», но и «план знаний о самом себе», о смысле всех вещей для человека. Актами сознания и самосознания человек выделяется из Природы, использует сознание для адаптации к природной и социальной жизни, практической деятельности и руководства собственным поведением.
Осмыслить «проблему сознания» – это понять, от каких факторов (материальных и информационных объективных и субъективных) зависят всевозможные проявления (ощущения, эмоции, мысли, интуиция, взлеты человеческого духа и др.) сознания. Как сознание связано с человеческой жизнью? Если на многие вопросы современная философия может дать достоверный или близкий к истине ответ, то проблема сознания до сих пор остается загадкой. Существуют разнообразные философские, научные и ненаучные подходы к изучению феномена сознания.


В структуре сознания следует выделить:
1) чувственную сферу (к ней относятся ощущения, восприятия, представления, и здесь
собственно формируется конкретно-осязаемая картина реальности);
2) мыслящую, логико-понятийную сферу (область общих понятий, мыслительных
операции, систем знания, и где создается рациональная картина действительности,
ведется поиск истины как соответствия наших знаний действительности);
3) эмоционально-аффективную сферу (область субъективных переживаний
действительности, где царствуют эмоции гнева, страха, любви, отвращения и т. д.);
4) ценностно-смысловую сферу (в ней укоренены моральные нормы, духовные
идеалы и ценности, главенствующие смыслы жизни);
5) интуитивная сфера (лежащая на «стыке» чувственного и логико-понятийного,
сознательного и бессознательного, ценностно-мотивационного и логического);
6) надсознательная область, связанная с широкими мировоззренческими,
религиозными и космическими представлениями;
7) бессознательное – область инстинктивных переживаний, витальных потребностей,
генетически передаваемого опыта.
Все эти уровни, области, сферы сознания функционируют как единое целое, взаимосвязанно. Между ними могут быть самые разные отношения – взаимодействия, взаимокорреляции, дополнения, субординации, конфликты, оппозиции (например, известное «ум с сердцем не в ладу»).

Человеческое сознание всегда бытийно, предметно, т. е. оно направленно на предмет
нашей деятельности, чувств, мыслей. В этом проявляется бытийно-деятельный план
сознания. Но в тоже время сознание обладает способностью оборачиваться «на себя», т. е.
обладать самосознанием, рефлексией. Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, практической и др. деятельности. Самосознание – это осознание содержание мыслей, мотивов и результатов деятельности, оценка себя, осознание своего «Я». «Я» – личность, освещенная светом самосознания, знающая и оценивающая себя. Самосознание – интегративный механизм сознания, без которого человеческое поведение невозможно. Самосознание в обществе появляется с развитием языка, форм общения, нравственно-ценностных систем культуры.
У ребенка появляется в 2–3 года, когда он произносит «Я сам». Самосознание человека обусловлено мировоззрением, нравственной системой ценностей и оценок. Оно – продукт развития личности, форм социального общения. Рефлексия – направленность мышления на самого себя, на собственные процессы и собственные продукты, начиная от осознания своих действий и кончая раздумьями о смысле жизни. Рефлексия, подвергающая анализу собственные мыслительные и практические действия, духовные и душевные процессы, играет огромную роль в воспитании и самовоспитании человека.

Исходя из понимания сознания как «интегративного фактора социального бытия», всестороннего охвата роли сознания в жизнедеятельности людей, можно выделить следующие функции сознания:
1)информационно-познавательную – получение информации, знаний о мире;
2)коммуникативную – обеспечение межличностного общения;
3)регулятивно-управленческую – регуляция индивидуального поведения,
общественных отношений, управление поведением через сферу политического,
нравственного, правового, эстетического, философского и др. сознания;
4)ценностно-смысловую – прояснение смысла и значимости явлений, событий и
поведения людей; их оценка с позиции потребностей, интересов, ценностей и целей;
5)творчески-конструктивную – выдвижение новых идей, открытие, созидание
нового, изобретение, конструирование;
6)мнемоническую или функцию памяти – исторической, социальной, культурной,
индивидуальной;
7)культурно-воспитательную функцию, связанную с образованием и воспитанием
людей, человека;
8)духовную функцию, ориентирующую человека на высшие смыслы, ценности и
идеалы.

Индивидуальное сознание – это сознание отдельного человека, совокупность идей,
взглядов, представлений, свойственных конкретной личности.
Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их
производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, совокупность чувств,
настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов,
отражающих все разнообразие бытия.
22 - 24. Познание и его сущность. Познавательная и практическая деятельность человека. Проблема познаваемости мира. Познание и знание. Знание и информация. Субъект и объект познания. Виды познания. Чувственное и рациональное познание. Интуиция и творчество.

Гносеологическое понимание сознания.

Выяснение характера соотношения сознания со своей противоположностью — материей и есть гносеологический аспект сущности сознания.

В этом аспекте сознание — это субъективный идеальный образ объективной действительности; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме. Это означает, что в гносеологическом смысле материя и сознание взаимоисключаются, противостоят друг другу.

Онтологическое понимание сознания.

Сознание есть свойство особым образом организованной материи, возникшее в результате развития свойства отражения, как высшая его форма. И в этом смысле сознание материально.

Условия появления сознания:

1. Сознание есть продукт общественного развития, ибо только в контакте с другими людьми, носителями культуры данного общества человек становится обладателем сознания.

2. Наличие у человека членораздельной речи является важнейшим условием возникновения сознания.

3. Формирование сознания было бы невозможным без перехода человека от приспособления к трудовой деятельности, т. к. только в ней человек переходит на высший уровень отражения и общается при помощи речи.

Структура сознания.

Духовный мир человека (сознание в широком смысле) включает в себя надсознание, сознание и бессознательное.

Сознание с точки зрения «устройства» внутреннего духовного мира человека обладает целым рядом основополагающих отличительных качеств.

Сознание (в узком смысле) есть особая, свойственная только общественному человеку и контролируемая им область субъективной действительности, существующая в виде идеальных образов, содержание которых составляет знания, воля, эмоции, нормы ценности и проекты.

Интеллект является носителем, формой существования сознания.

Знание — это совокупность сведений, результат процесса познания. Оно является главной формой существования сознания. Знание в единстве с верой приводит к убежденности. Вера — это способность человеческого сознания признавать истинность чего-либо, не смотря на отсутствие знаний и доказательств.

Однако Л. Витгенштейн считал, что существование веры в познании не вызвано отсутствием или недостатком информации. Если знание получает свой статус в результате логического оформления, проверки его достоверности и лишь в таком качестве оно обретает когнитивную и социальную значимость, то вера укорена в практике, базируется на социокультурной, коммуникативной апробации, социальной санкции и общезначимости того, во что верят. И лишь затем может возникнуть необходимость рефлексии и критики веры.

Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, является обыденным, а основанное на систематическом, целенаправленном, абстрактно-логическом поиске истины — теоретическим. Теоретическое знание бывает философским, научным, паранаучным.

Эмоции и чувства составляют обширную сферу сознания, связанную с непосредственным отношением человека к событиям в форме переживаний.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта