фила экз. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение
Скачать 5.48 Mb.
|
индивидуальное, разнообразие исторического процесса. В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно. 35. Культура как специфический способ бытия человека. Материальная и духовная культура. Понятие "культура" В современной культурологии и философии существует много определений и трактовок понятия «культура». Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: Технологический (культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества). Деятельностный (культура - осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность). Ценностный (культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей). Культура в широком смысле - все, что создал человек. Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искусственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, ценности, модели поведения, верования), которые создаются и устанавливаются людьми, а также передаются из поколения в поколение. Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Культура также включает в себя институты и учреждения, которые обеспечивают сохранность и преемственность ее основ, а также создание новых материальных и духовных ценностей. Каждое общество создает свою собственную культуру, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных видов культур, но существуют элементы пронизывающие все мировые культуры — это культурные универсалии. Культурные универсалии — это нормы и ценности, которые присущи всем культурам. Их исследованием занялся американский социолог Дж. Мердок, который впоследствии выделил большое разнообразие культурных универсалий таких как язык, религия, искусство, воспитание, обычаи, нормы поведения и т. д. ↑Материальная и духовная культура В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека — это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д. Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются. Духовная культура - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению - это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым. Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания. Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует. Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что так же, как и природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны. Функции культуры. Познавательная Культура служит особым способом освоения мира, что воплощается в практической деятельности людей - в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности. Регулятивная Посредством социальных норм, ценностей, традиций и знаний культура создает устойчивые условия жизни, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе. Коммуникативная Культура способствует общению, взаимодействию индивидов, так как ее основой является язык. Благодаря культуре происходит сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение Социализации Основы материальной и духовной культур накапливаются в ходе истории и передаются в знаниях и практическом опыте другим поколениям. Гедонистическая Культура выступает средством развлечения, удовлетворения эстетических и духовных потребностей. 36. Человек в информационном обществе. Глобальные проблемы современности. В новом информационном обществе есть свои положительные и отрицательные стороны. Информационное общество в принципе лишено каких-либо государственных или национальных признаков в том плане, что оно уж совершенно точно невозможно в одной отдельно взятой стране. Так что Россия только присоединяется к уже существующей системе отношений – общественных, экономических,культурных…И если этот процесс будет хоть в какой-то мере удачным, мы – каждый из нас– несомненно окажемся в выигрыше. Потому что, не считая развития технологий – как высоких, так и чисто утилитарных, бытовых, которые немного облегчат нашу жизнь, - мы получим шанс стать более значимыми, менее “винтиками” в государстве, которое сможем контролировать при помощи информационных технологий. Мы не только получим возможность точно знать о процессах, происходящих в государственной машине, - эта самая машина должна будет учитывать мнение каждого из нас, поскольку мы сможем это мнение до неё донести – и неискажённым. Станет технически осуществимым метод управления государством, отражающий самую суть демократии. Причем, учитывая возможность интерактивности высказывания мнений, станет возможным общественный договор в буквальном понимании – достижение компромисса между всеми мнениями без исключения. Таким образом, абсолютно снимается проблема меньшинства, чьё мнение фактически игнорируется при чисто арифметическом методе решения большинством голосов. К тому же, в информационном обществе не важно какой у тебя цвет кожи, на каком языке ты говоришь, какой у тебя разрез глаз, общество развивается как в духовном, так и в физическом плане. Человек из России может легко познакомиться и начать дружить с итальянцем и через время приехать к нему, это доказывает, что сейчас люди открыты к новым знакомствам, да и путешествовать стало проще. Кроме того, информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более совершенного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, сугубо машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война? Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество наконец осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным. Но не будем забывать о минусах, первый и самый главный — это то, что человек начинает меньше думать и запоминать, так как вся нужная информация всегда есть под рукой. Второй минус, который виден на поверхности — это живое общение, хоть люди и начали больше общаться, но интернет не заменяет прогулок воочию, и многие об этом забывают, тем самым теряя навыки коммуникации в обществе. |