Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфические

  • 8.Возникновение государства в Древнем Египте (ДЕ).

  • 9.Социальная структура Дренеегипетского общества.

  • 10.Государственный строй (ГС) Древнего Египта (ДЕ).

  • 11.Местное управление в Древнем Египте (ДЕ).

  • 12.Суд и судопроизводство в Древнем Египте (ДЕ).

  • 13. Возникновение государства

  • 14.Государственный строй в Др. Вавилоне.

  • 15. Общественный строй Вавилонского государства

  • 16.Суд и судопроизводство вДр. Вавилоне.

  • Ответы по ИГПЗС-1(полно). Предмет игпзс. Место науки в системе юридических наук


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеПредмет игпзс. Место науки в системе юридических наук
    АнкорОтветы по ИГПЗС-1(полно).doc
    Дата03.03.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы по ИГПЗС-1(полно).doc
    ТипДокументы
    #3334
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    7.Основные черты права Древнего Востока.


    Общие:

    1) Закрепляло социальное неравенство рабовладельческого общества

    -приниженное положение раба(раб-вещь, хотя мог иметь семью или владеть имуществом в интересах хозяина)

    -сословное неравенство свободных, Н:варны в древеиндийском праве

    2) Связано с религией (религиозное обоснование правовой нормы; правонарушение-нарушение норм религии и морали);

    3) Основной источник-обычай (во всех памятниках права ссылки на древних мудрецов-хранителей обычаев, обладающих священным авторитетом). Традиционный характер права. Обычаи, санкционированные государством, относятся к главным источникам. Отражение обычаев родового стороя(кровная месть, талион).

    Длительное существование общины отразилось на приниженном положении женщин, детей; неравенство прав мужчин и женщин;

    4) Отсутствие представлений об отрослях права, отличия преступлений от частных правонарушений. Внешняя бессистемность и нелогичность,внутренняя логика опред-сь религиозной концепцией.

    Специфические: нет общих представлений о правоспособности и правовом статусе личности в Др. Египте в условиях поголовного рабства и засилия административно-командного царского аппарата; исключалось создание предпосылок для развития частного права в конфуцианском Китае(отвергалось любое равенство людей), китайское право-уголовное с элементами семейного и гражданского; религиозный характер индийского права, особая роль ученого брахмана, основной источник—дхармашастра.
    8.Возникновение государства в Древнем Египте (ДЕ).

    ДЕ – одно из древнейших гос-в; сложилось к III т. до н. э. в Северо-Восточной Африке. Естественные границы Е служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян. Ко второй половине IV т. в ДЕ складываются первые гос-е образования—номы. Древняя основа нома-племя. Номы возникаютразвития поливного земледелия: сельские общины объединяются вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Ко времени образования единого египетского государства номов—40. Первоначально они объединились в 2 самостоятельных гос-ва: Верхний (Южный Е), Нижний Е. К концу IV т. до н.э. цари Верхнего Е завоевали и объединили под своей властью весь Е.

    История ДЕ делится на следующие периоды:

    -п. Раннего царства (3100-2800 гг. до н. э.)=п. царствования первых 3 династий египетских фараонов;

    -п. Древнего царства (2800-2250 гг. до н. э.)=3-4 династии;

    -п. Среднего царства (2250-1700 гг. до н. э.)=11-12 династии;

    -п. Нового царства (1575-1087 гг. до н. э.)=13-20 династии; Египет приходит в упадок, его завоёвывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.
    9.Социальная структура Дренеегипетского общества.

    Египетское государство в период Раннего царства—древний племенной союз. Для ДЕ характерна крайняя замедленность эволюции соц-й структуры, определяющий фактор которой—почти безраздельное господство в экономике царско-храмового хозяйства. Причина—необходимость создания, содержания и расширения ирригационных сооружений. В условиях всеобщей вовлечённости в гос-е хоз-во разница в правовом положении трудового люда не была столь существенной, как в др. странах Др. Востока. Гос-я власть взимает в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Основная масса населения—свободные крестьяне-общинники (К-О). Войныпоявляются пленники-рабы, используемые в крупных хоз-х. Зачатки процессов соц-го расслоения.

    Древнее Царство (ДЦ)—соц-е и имущественное расслоение (по Марксу)выделение номовой аристократии. Высокий уровень развития хоз-ва. Власть гос-ва утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараонафактическое исчезновение общины как самостоятельной единицы, связанной с коллективным землепользованием. Крупная рабовладельческая знать—огромные земельные владения+важные должности при дворе и в гос-м управлении. К-О-основная рабочая сила в гос-ве(выплачивают ренту-налог). Хотя рабский рынок в эпоху ДЦ уже существовал, рабов было ещё мало. Одной из форм возникновения рабовладельческой зависимости стала самопродажа египтян за долги и превращение в рабов преступников. Особое положение в египетском обществе занимали жрецы (Ж) [монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков]. Ж—опора царской власти,обожествляли и прославляли фараонов. Храмовые хоз-ва освобождались от налогов и отработок на гос-во. Фараон—не только верховный правитель, но и верховный Ж; эти функции начинают постепенно разделяться.

    Среднее Царство (СЦ)—рост царско-храмового хозяйства; укрепление позиций частного хоз-ва вельмож-сановников и Ж. Всё более заметную роль в гос-ве, наряду с намовой аристократией и Ж, начинает играть нетитулованное чиновничество. Значительно растёт рабовладение в частных хоз-вах. Расслоение сельских общинобразование мелких собственников—неджесов (Н), подразделяются на бедных, или маленьких, (Н) и сильных Н-разбогатевших крестьян, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами. Сильные Н вместе с низшими звеньями Ж, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах=средний, переходный слой от мелких производителей к господствующему классу. Усиливается эксплуатация зависимых земледельцев—надельщиков, несущих главные тяготы податного облажения, службы в царских войсках. Ещё более нищает городская беднотаобострение соц-х противоречий + вторжение в Египет гиксосовкрупное восстание. Период междуусобиц (по Ипуверу) длился 80 лет и завершился в 1560 г. до н.э. созданием фиванским царём Яхмосом Нового Царства.

    Новое Царство—многочисленные войныглубокое проникновение рабовладельческих отношений в общество. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хоз-ве, из их среды выходили каменотёсы, кузнецы, ткачи, строители и т.п. Основная масса общинников—землевладельцев беднела (в принудительном порядке использовалась на храмовых и царских землях; с целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы). Наряду с неджесами появлась и особая категория египетского населения—немху. В эту категорию включаются земледельцы, имеющие своё хоз-во, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своём социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд гос-ва (создание ещё в Среднем Царстве системы общегос-о перераспределения рабочей силы. Возвышение Ж, превращение его в наследственную касту, освобождение по отношению к центральной власти.
    10.Государственный строй (ГС) Древнего Египта (ДЕ).

    Раннее Царство—начало формирования гос-го аппарата. Во главе гос-ва—царь, его окружает многочисленный двор, состоящий из придворных чинов и прислужников. Обожествление царей. В руках гос-ва—руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

    Особенность ГСЕ в период Древнего Царства—централизация управления. Законодательная, исполнительная, судебная власти=фараон (Ф). Все важные дела гос-ва(орошение, суд, назначения и пожалования, верховное право на земельный фонд, повинности, военные походы, гос-е строительство)проводились под его руководством. Авторитет Ф укреплялся при помощи религиозной идеологии(царь+его деяния=божественная воля). Члены царского дома занимали важнейшие должности в гос-ве=верховных сановников, военачальников, верховных жрецов, хранителя сокровищ и др. Власть Ф сдерживалась религиозно-моральными нормами справедливости-маат. После царя главное лицо в государственном управлении—везир=Джати (председаель 6-и судебных палат, высшие полицейские функции, издание законов, руководство гос-ми мастерскими, всеми работами царя+ведение гос-ми хранилищами).

    Среднее Царство—почти неограниченная власть номархов; объединению гос-ва и укреплению центральной власти способствовало ограничение Ф-ми власти номархов—происходит замена независимых правителей области новыми, подчинённым царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

    Новое Царство—укрепление системы централизованного бюракратического управления. Страна разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Е, каждым из которых руководил особый наместник Ф-а. Административные округа делились на области—номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал Ф. Первым и высшим сановником остался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей—заведущий всем, что даёт небо, земля и воздух и начальник всех царских работ (наблюдение за оросительной системой + управление «домом оружия»). Многочисленные чиновники-писцы записывали все приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на 2-й план знать аристократическую—Ф оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.
    11.Местное управление в Древнем Египте (ДЕ).

    Древнее Царство-объединение небольших сельских общин, во главе которых—общинные советы (Джаджаты=Дж) и старосты. Дж, состоявшие из представителей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хоз-й и административной власти на местах (регистрация актов передачи земли, наблюдение за орошением, земледелием). Потом Дж полностью теряют своё значение, а общинные старосты превращаются в чиновников централизованного гос-го аппарата. Номархи (Н)—представители небольших гос-в, созданных на базе старых общин, а затем отдельных областей централизованного гос-ва, со временем также теряют свою самостоятельность.

    Ещё в Среднем Царстве Н, обладающие различным объёмом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния, могли возглавить местное ополчение, выступать жрецами местных богов и руководителями храмовых хоз-в.

    В Новом Царстве номовая администрация целиком подчинена центру, назначавшего в каждый ном особого царского чиновника, при котором были секретарь-писец и административная палата. Центральная фигура разветвлённого административно-командного аппарата в ДЕ на всех этапах его развития – писец-канцелярист. Их готовили в специальных школах, ведали приходно-расходными книгами, 2 раза в год составляли кадастр всей земли в Е, переписывали население, имущество и пр. Страна делилась не только на области, но и на 2 больших округа—Южный и Северный Е, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Е на Верхнее и Нижнее Царства, определяет особые титулы фараона: «владыка 2–х стран», «царь Нижнего и Верхнего Е».
    12.Суд и судопроизводство в Древнем Египте (ДЕ).

    Суд в ДЕ не был отделён от администрации. В Древнем Царстве в кач. местного суда выступали общ-е орг. самоуправления. К их компет. отн. споры о земле и воде, семейные и наследственные отн. Царске судьи в номах-номархи. Высший надзор за их дея-стью-сам фараон (Ф) или везир (Джати), кот. могли пересмотреть реш. любого суда. Джати-председатель 6-и суд-х палат+в Новом Царстве и верховная суд-я коллегия из 30 судей. Ф мог назначить чрезвычайную суд-ю коллегию из доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с гос. прест. Некот. суд-е ф-ии имели храмы, причём решение жреца-оракула в силу огром-о религиоз-о авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Е представл. собой админ-е и хоз-е поселения прест-ков. Спец. царское бюро занималось распределением разл. категорий бесправного нас. на тяжёлые принуд-е работы.
    13. Возникновение государства

    Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой террито­рии возникли в начале III тыс. до н.э. Это были небольшие города-госу­дарства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древней­шим населением страны, заложившим основы цивилизации в Между­речье, были шумеры. От этого народа получило свое название государ­ство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

    К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шу-меро-Аккадское царство, просуществовавшее почти сто лет.

    Около 2000 г. до н.э. Междуречье было захвачено кочевниками-амо-реями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселив­шимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вави­лон, бывший крупным поселением уже в последние века существова­ния Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало воз­вышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Пер­вые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного госу­дарства, включавшего в себя большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не крепким. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н.э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.

    Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н.э. Годы с 626 по 539 до н.э. определяют как время существования Ново-Вавилонско­го, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилон­ское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отноше­ний. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригацион­ных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персид­ский царь Кир.
    14.Государственный строй в Др. Вавилоне.

    В Месопатамии наиболее ранняя форма государственной организации – города – гос-ва, во главе первых таких городов стоял правитель-царь (энси и лугаль). В городах созывались общин собрания и советы старейшин. Эти общинные органы избирали, а иногда незвергали правителей, определяли объем их полномочий. Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые (право установления цен), судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка. Правитель являлся главой общинного культа, ирригационным, храмовым и др. строительством, предводительствовал войском, председательствовал на совете старейшин или в народном собрании. Усиление царской власти при Саргоне и его приемниках, чему способствовали успешные войны этих правителей, было закономерным, оно было продиктовано необходимостью объединения общин, централизации и рационализации использования ирригационно-водного хоз-ва. Отсюда возник новый вид правителя лугаля-гегемона, власть которого выходила за рамки 1 города в силу чего не ограничивался общинными органами. Власть правителей стала приобретать наслед характер, местные энси былы низведены до положения местных чиновников, царю была подчинена храмовая администрация. Усиление централизационных тенденций способствовало представлению о божественном хараткре власти. Наибольшей степени концентрация царской власти достигла в Древневавилонском царстве, в котором складывается одна из разновидностей восточной рабовладельческой монархии. Хаммурапи пользовался уже формально неограниченными законодательны полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата, имел обширные хоз-е функции.

    Страна была разделена на области, находящиеся под управленим царских чиновников шакканакум, ответственных за сбор налогов, за поддерж-е порядка и за созыв ополчения, контролировавших назначаемых глав общин – рабианум. Однако власть Древневавилонских царей нельзя однозначно назвать деспотической И во времена правления царя Хаммурапи существовали общинные органы управл-я, они сохраняли ряд адм-х, финансовых и суд-х функций. Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить сопротивление ряда сельских общин и племен (были смуты, мятежы). В интересах политической стабильности цари были вынуждены предоставлять ряд привелегий (освобождение от налогов, военной службы) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привелегии записываются на каменных монументах – кудурру. Отношения между центральной властью и храмами были также противоречивы и сложны. Храмы, опираясь на свое крупное землевладелие и значит число зависимых людей, стремились к экономической независимости лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены в административном и хоз-м отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хоз-й деятельности. Имя царя писалось со словом “бог”, но царь в Др. Вавилоне не был ни божеством, ни верховным жрецом.
    15. Общественный строй Вавилонского государства

    Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

    Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бес­правными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов перехо­дило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обя­зан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпу­щенника по неосторожности виновный был обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за поврежде­ние глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой его смерть, — половина его стоимости. Раб не имел права самовольно рас­поряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-прода­жа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупате­ля. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и до­ставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или от­дать его в обмен на другого.

    Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограни­чивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабы­ни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свобод­ными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоя­нии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику по­зволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

    Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полно­правных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «ави-лум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдель­ные зажиточные общинники становились все более самостоятельны­ми. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, долж­ник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником. За­коны называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хо­зяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Ог­раничение произвола кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого со­ставляли свободные.

    Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязан­ностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Зе­мельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его наде­ла. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова полу­чала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохра­нял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

    Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос о «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с досто­верностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное «мужу», каралось соот­ветствующим членовредительством виновного, но если членовреди­тельство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собствен­ности царя или храма, — 30-кратный штраф. По одной из версий проис­хождения «мушкену», это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.

    Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профес­сиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и выс­шее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баи-рум», «декум», «лубуттум», функции этих лиц не совсем ясны, вероят­но, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди представителей других профессий занимают храмо­вые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц жен­ского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница.

    Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

    Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров в отличие, например, от архитекто­ров и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.
    16.Суд и судопроизводство вДр. Вавилоне.

    До Хамураппи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. Рано упоминается в источниках царские суды. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему составляли из членов Совета Старейшин, но руководить ими стали РАБИАНУМЫ. Этим судам не были подсудны царские люди, они не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционнй инстанцией. Он имел право помилования, ему приносили жалобу на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Царь передавал жалобы для решение административным судебным органам: общинным, царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, судебные решения были окончательными. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали особые судьи.

    Должности ГЛАШАТАЕВ, полицейских судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. В Вавилоне судебные решения связывались в сознании людей с представлениями о справедливости, но вавилонские суды нередко злоупотребляли своим положением.

    17. Возникновение государства в Др. Индии.

    Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тыс. лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города – центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

    Наука, к сожалению, располагает скудными истор. сведениями по этому периоду истории Др. Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по ведическому периоду (2-я половина II тысячелетия до н.э. – сер. I тысячелет. до н.э.), когда углубляется соц-е расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III – II тысячелет. до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры.

    Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индоарийской, не оказала существенного воздействия на историчские судьбы народов долины Ганга, с которыми связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурурные ценности цивилизаций Востока.

    Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к магадхо-маурийскому периоду (2 пол.I тысячелет. до н.э. – до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного государственного образования - империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. до н.э.). Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций – дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название “Законы Ману” (II в. до н.э. – II в. н.э.)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта