Ответы по ИГПЗС-1(полно). Предмет игпзс. Место науки в системе юридических наук
Скачать 0.54 Mb.
|
23. Сословная структура древнекитайского общества15-10 вв. до н.э. а) привилегированная родовая аристократия(верховный и местные правители,их родственники и приближенные, главы родов и кланов); б) крестьяне-общинники (свободные); в) рабы(слуги знати). Знать существовала за счет эксплуатации рабов и крестьян(система «колодезных полей»:1/9часть общинной земли обрабатывалась всей общиной и урожай с неё в виде ренты-налога шел на содержание знати и на государственные и общественные нужды). Формирование нового сословия чиновников. Разложение общинной собственности и присвоение земли знатью и чиновниками привело к росту частного крестьянского землевладения, а также к увеличению числа мало- и безземельных крестьян, которые становились арендаторами-издольщиками). Рента-налог заменилась налогом продуктами соответственно количеству земли(Лу, 594г до н э). 1) Эксплуатируемая масса неоднородна: работники, лишенные собственности на землю и на другие средства производства полностью или частично, арендаторы-издольщики, наемные работники, рабы. 2) Эксплуатирующий слой неоднороден: титулованная знать, ранжированное чиновничество, незнатные крестьяне-землевладельцы и купцы. 3) Непривилегированные свободные мелкие производители, собственные средства производства-крестьяне и ремесленники(тяжелые налоги). Неравновесие государственного и частного землевладения. Рост крестьянского землевладения, сокращение налогоплательщиков. Попытки выровнять: Указ Уди 119г. до н.э. о конфискации у крестьян-землевладельцев частных земель и рабов, большой налог на крестьян-собственников; Ван Ман 9 г. до н.э.—вся земля—императорская собственность, запрет купли-продажи (отменен через год). 24.Государственный строй Древнего КитаяДеспотия. Власть и личность вана сакрализована («сын Неба», «отец и мать», подданник, первосвященник). Центр управления—двор вана(деятельность по обслуживанию вана и управлению государством). По его образцу строилось управление в автономных уделах во главе с чжухоу. Вышедшие из подчинения ваначжухоу заключили «клятвенные договоры». Распавшееся и ослабленное государство вновь объединялось в государство Цинь(4-3 вв. до н.э.). Огромную роль в образовании централизованного государства сыграли реформы Шан Яна:разрешена свободная купля-продажа земель, налог на землю в зависимости от размера надела, четкое административное деление по территориальному принципу, введение поруки. Запрет кровной мести, единые денежные единицы, мера и вес. Знатность(ранги) присваивалась за военные заслуги, а не по происхождению. Правитель-император(ди), обладающий всей властью. Центральный аппарат-ведомства(финансовые, военные, судебные, обрядов, с/х, императорского двора, дворцовой стражи). Главы ведомсв приглашались на совещание к императору. Многочисленный, большой объем полномочий. Административное деление на области-уезды, власти-общины. Разделение гражданских и военных функций в управлении. 25.Источники права Др. Вавилона: 1. Письменный закон, принятый по воле правителя (появился очень рано из-за раннего развития товарно-денежных отношений и непрочности территориально-политического объединения). Для этих законов характерно возвеличивание правителей, казуальность, незавершенность. 2. Общинные обычаи—были главным "строительным" материалом для царских кодексов. Обычаи не просто воспроизводились в законах - в них вносились определённые изменения. 3. Право Вавилона несло на себе заметное влияние религии. Перечень преступлений и религиозных грехов почти совпадал. Для права Вавилона характерны: примитивная правовая техника, казуальность, формализм, символичный характер, отсутствие четкого понятия преступления. 26.Правовое регулирование имущественных отношений по Законам царя Хаммурапи. В Древнем Вавилоне не сложился институт ч\с на землю. Земля рассматривалась правом в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы обрабатываемой земли (з) сосредоточивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов. Царские и храмовые з. Обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу воинам. Общинная з. находилась или в коллективном владении (луга и пр.), или во владении частносемейном. Как свидетельствуют Законы Хаммурапи (ЗХ), свободный крестьянин-общинник обладал широкими правами на свой участок, которые были близки к правам собственника. Он мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок, при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия общины. Однако з. не стала обычным предметом купли-продажи. Отчуждение з. в Др.В. было «несчастьем», а покупка чужой з. – несправедливостью. В связи с этим передача з. общинника за пределы общины была, как правило, невозможной. По ЗХ вавилонянин терял не только зем. участок, но и др. права, если порывал с общиной. Зем. участок воина – «илку» выделялся из царской з. Воинский надел по ЗХ полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно з. воина считалась ничтожной. Все виды сделок в ЗХ делились на 2 группы – с отчуждением вещи и без такового. Первый вид сделок требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятвы, присутствия свидетелей и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, усыновления и пр. В ЗХ были закреплены договоры аренды, займа, найма вещей и людей, ростовщических операций. Малоземелье, явившееся результатом роста населения, разграбления общинной з. и тесных пределов орошения, вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была значительной и колебалась м/у 1/3 и ½ того, что может принести поле. Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20 годовых по денежным займам и 33 – для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при обоюдном согласии разрешалось «смочить договор», т.е. размягчить глину, на которой он был написан, стереть ненужное, вписать новое. 27.Преступления и наказания по ЗХ Уголовное право ЗХ отличается, подобно всем другим древневосточным кодексам, значительной суровостью. В основе уголовно-правовых представлений ЗХ находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и поэтому оно должно быть «равным» преступлению. В ЗХ упоминаются такие понятия как: различие м/у умышленным и неумышленным преступлением (прест), соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление и пр. Большой круг преступлений в ЗХ (около 30) карался смертной казнью (см к), которая применялась по принципу талиона не только в случае умысла, но и по неосторожности. См. к. предписывалась в форме сожжения, утопления, сажания на кол; применялись и членовредительские наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка. Эти наказания соседствовали с другими: обращением в рабство, изгнанием из общины и семьи, штрафом, принудительным трудом, клеймением и пр. Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен см. к. Величина штрафа (так же как и тяжесть членовредительских наказаний) зависела от социального положения преступника и потерпевшего. Если систематизировать все составы преступлений, закрепленные в ЗХ, то следует выделить так называемые прест-я против личности. Это – умышленное или неумышленное убийство, телесные повреждения, оскорбление словом и действием, клевета и пр. Другую группу составляли прест-я против собственности. Кроме кражи и грабежа к ним относились снятие с раба его знаков рабства, мошенничество в отношении заимодавца, повреждение и уничтожение чужого имущества и пр. Третья группа – это прест-я против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, её распутное поведение, похищение и подмена ребёнка, увоз замужней женщины и др. При определении наказания за эту группу прест-й учитывалось не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус. 28.Регулирование брачно-семейных отношений по ЗХ. Древневавилонский брак скреплялся договором м/у семьями жениха и невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Она, например, могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать её за долги. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). В древневав. семье господствует муж. Он ведёт общее хозяйство семьи. Он представляет её в деловых отношениях. Ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто захочет купить. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существуют юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены. Для неё установлены 3 законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности. Роль жены долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В тоже время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней. Одной из распространенных форм сделок по ЗХ было усыновление, которое осуществлялось в двух чётко зафиксированных правовых формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этих различий лежали неодинаковые цели усыновления. В 1-ом случае – продолжение рода в бездетной семье, во 2-ом – приобретение рабочих рук. Различаются 2 вида наследования – по закону и по завещанию. ЗХ говорят главным образом о законном наследовании. Завещательная свобода находится ещё в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех», да и то по разрешению судий, которые исследуют дело. Первоначально право завещания было не столько выражением свободы усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель раньше всего хочет обеспечить детей. В ЗХ дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько братья. Долю умершего сына получают его дети. 29.Источники права Древней Индии (Др. Ин.) Специфические черты права, отразившие особенности культурного, соц-экономического и гос-го развития Др. Ин., проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры (дх.) – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры (арт.) – трактаты о политике и праве. Законы Ману (ЗМ) занимают особое место среди других дх. Появление ЗМ знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Др. Ин., кот. стала всё больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. При большом разнообразии дх. можно увидеть глубокое сходство м/у ними, взаимовлияние, текстуальное совпадение, а главное – единство религиозно-филосовских концепций, принципов, на кот. они основывались. К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Др. Ин., согласно которому всё его содержание, границы действия норм предопределены ведами – священными источниками «всех знаний». Особое место среди источников права Др. Ин. на определенном этапе ее истории занимала лит-ра чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, - арт. Арт. стала все больше уступать место дх., активно заимствующим ее правовые нормы и положения. Появление 2-х традиционных жанров в правовой лит-ре демонстрирует развитие права в Др. Ин. как бы двух уровней: гос-го (арт.) и общинного (дх.). Сами же юр. трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодейст. др. с др., о чем свидетельствует сходство их многих положений. Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Др. Ин., следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. На отдельных этапах эволюции правовой системы Др. Ин. менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. В арт. эдиктам царей отводится большая сила, чем дхармашастрам. 30. Правовое регулирование имущественных отношений по ЗМ. В период создания ЗМ в Индии уже хорошо понимали разницу м/д собственностью и владением при этом, охране частной собственности (ч.с.) уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности (п.с.): наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Известен и такой способ приобретения п. с., как давность владения (10 лет). При законном подтверждении человек из владельца превращался в с/б (собственника). Приобретать вещь м.б. только у с/б. Запрещалось доказывать п. с. ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему с/б. Среди основных видов собственности ЗМ называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Не следует рассматривать царя как с/б всей земли в гос-ве. Царь получал налоги с землевладельцев не как с/б земли, а как суверен, защищающий население страны. В ЗМ царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он немедленно идет в ад; такой царь называется «крадущим шестую часть урожая». За незаконное присвоение чужой соб-ти (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела с/б запрещалось. В ЗМ: если нес/б поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам с/б земли решал вопрос о своей земле, которую он м. продать, подарить, заложить, сдать в аренду. ЗМ охраняют и движимое имущ-во. (рабы, скот, инвентарь). В ЗМ упоминают о рассмотрении судебных споров о границах м/у общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении споров учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Т.о., община стремилась ограничить част. землевладение. В З-ах говорится об обязательствах из договоров. Договор займа. З устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник (дол) не м уплатить долга в срок, он д.б. его отработать. Кредитор, принадлежащий к низшей касте, не м заставить отрабатывать долг дол, принадлежащий к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принужденя. После уплаты долга с процентами дол становился свободным. В случае смерти дола долг мог перейти на сына и др. родственников умершего. Договор найма. По своей варновой принадлежности наемные работники относиись к шудрам, среди них были и разорившиеся свободные общинники, и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров. Условия заключённого договора зависили от работодателя. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье винов не выплачивалось. Если невыполнение работы было вызвано болезнью, и выздоровев нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье, даже спустя долгое время. Договор аренды земли. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее. Договор купли-продажи. Договор действителен, если совершён в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал с/б вещи. З-н запрещал продавать товар плохого кач-ва, недостаточный по весу. Не более чем через 10 дней после совершения к-п, сделку м.б. расторгнут без уважительной причины. Особенность: существовало ограничение торговли людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст. Договор дарения. Договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершённая с обманом, с принуждением, соглашение, заключённое в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Сделка расторгалась так же, как и заключалась. Обязательства из причинения вреда. Основание возникновение обязательства: порча имущества (потрава посевов скотом на огорож участке, потеря пастухом животного), вред, причинённый движением повозки по городу. Виновный д.б. возместить причин ущерб и уплатить штраф царю. 31. Преступление и наказание по ЗМОтличается высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений нет. Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть не применялась. Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие. 32. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по ЗМДля Др. Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — М. Ж. полностью зависит от супруга и сыновей. Брак представлял имущественную сделку, в результате которой М покупалал себе Ж и она становилась его собственностью. ЗМ опредлил положение Ж: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — М, после смерти М — под властью сыновей, ибо «Ж никогда непригодна для самостоятельности». ЗМ прямо требовали от Ж почитать М как бога, даже если он лишен добродетели. Хотя ЗМ как высшую дхарму м/у М и Ж провозглашал «взаимную верность до смерти», М мог иметь несколько Ж, развестись с Ж. Ж не могла покинуть семью, даже если М её продал и оставил. Ж продолжала считаться его Ж. За измену Ж подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Ж д.б. принадлежать той же варне, что и М. М разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с Ж из более низкой варны, но Ж из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. 33. Право Древнего Китая (ДК). Право ДК складывалось под значительным влиянием философско-этического учения конфуцианства (ставшего в ханьский период гос-й религией) и философско-правовой школы легистов. Противоборство этих двух учений оказало непосредственное влияние на само понимание права (П), на иерархию преступлений, систему наказаний. Согласно исторической традиции 1-ые писанные законы (з-ны) в ДК появились в гос-ве Шань, а уже в 10-м в.до н.э. в Чжоу якобы существовал уголовный кодекс, насчитывающий 3 тыс. Статей. Но! это лишь дань традиции. Появление писанных з-в в Китае фактически относится к 6-5 вв. До н.э. оно было. Причины: 1. усиление сословно-классовой дифференциации китайского общества; 2. стабилизация полит-й обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы китайских княжеств м/у собой. На рубеже 5-4 вв. до н.э. появился 1-й кодекс – «Книга законов царства Вэй», созданная Ли Куем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах. Он положил начало последующей практике разработки сводов з-в. В ханьском Китае 3-2 вв. до н.э. проводится огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних з-всвод з-в гос-ва Хань в 193 г. до н.э. Но! Действовали также и нормы обычного права (многие стороны общ-х отнош-й ) + конкретные распоряжения императоров, касающиеся управления страной + одобренные императором судебные решения. 34.Преступления и наказания в Древнем Китае. Уголовное право было наиболее развитой частью правовой системы ДК. Самобытная, раносложившаяся правовая культура ДК развивалась главным образом в ходе выработки общих принципов угол-й ответственности и системы (с/с) наказаний. На праве ДК отразился спор м/у конфуцианцами легистами, что явл-ся лучшим средством управления – моральная норма (ли) или наказание (син). Основные виды преступлений: — гос-е – мятеж, заговор; — религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу; — против личности – убийство, нанесение телесных повреждений; — против собственности – кража, грабёж, убой чужого скота; — воинские – неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др. Вообще же перечень их огромен – в эпоху Чжоу > 3000. Обычай кровной мести был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения см. Казни. Цель наказания – устрашение. Виды наказаний: -см. казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю); -членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз); -штрафы, позволяющие откупиться от наказания; -тюремное заключение. Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битьё палками, удары плетью и др. Уголовному праву ДК были известны такие понятия, как соучастие; обстоятельства, отягчающие вину (предварительный сговор, рецидив); форма вины. Правда не исключалось при этом и объективное вменение. Тяжесть наказания за телесные повреждения зависела от того, были они нанесены со «злодейским умыслом» или в драке. 35. Регулирование имущественных отношений в Др. Китае. Верховная гос-я собственность на землю существовала в ДК с общинным и частным землевладением крестьян, свобода распоряжением которым утвердилась здесь очень рано: - период Инь – земля-собственность императора (вана), приближённые имеют лишь право пользования полученными в дар землями; - период Чжоу – превращение землевладений в частную собственность; - период Цинь – с середине 1-го в. н.э.в ряде царств совершаются сделки с землёй. Но! Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли, община ещё в 1-м в.н.э. могла вступать в договорные поземельные отнош-я как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении сделок. Договоры купли-продажи земли могли заключать женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску. Были распространены договоры аренды на условиях испольщины, заклада земли ростовщикам + долговое рабство + наёмный труд. Ростовщический процент и условия наёмного труда регулировались главным образом местным обычным П. В ДК издавались з-ны, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкой частной крестьянской собственности . Это особенно ярко проявилосьв 1-м в. н..э. в изменении гос-й политики в отношении рабовладения: императором Уди был издан рескрипт об освобождении всех обращённых при Ван Мане в гос-х рабов, «если прежними з-ми не было предусмотрено наказания за совершённые ими преступления». Запрещено клеймение рабов, а к лицам, «силой чинившим препятствия», было предписано применять наказания. 36.Правовое регулир. брачно-семейных отнош. в др. Китае. В раннеклассовом шаньско-иньском Китае в семейном праве сохранился ряд пережитков родового строя, допускались браки м/у родственниками, многожёнство. Семья носила патриархальный характер. Большесемейные отнош-я отличались прочностью, что было характерно и для чжоусского гос-ва. Во главе большой семьи как как хоз-й единицы стоял старший в семье мужчина, как правило дед, которому подчинялись все члены семьи: жёны и наложницы, сыновья и внуки, их жёны и дети, рабы и слуги. Он распоряжался семейным имуществом, а в глубокой древности имел право жизни и смерти над детьми. Большесемейные связи начали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семейных кланов, явл-ся препятствием на пути создания мощной центральной власти, Шан Ян в 356—350гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья как социально-хозяйственная единица не исчезла и в последующие века. Право наследования большесемейной собственности имели все члены семьи: сыновья, вдовы, незамужние дочери. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура, несли ответственность за целый ряд «семейных преступлений» (напр., несоблюдение сроков ношения траура). Наказывались сыновья за раздел имущества при жизни отца, за самовольное распоряжение семейным имуществом и пр. Родственные отнош-я, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за «семейные», так и за др. преступления. Напр., смягчалось наказание отцу, убившему сына за неповиновение. Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже при наличии преступления, строго наказывался. Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Брак заключали родители. 37. Суд и судебный процесс в Древнем Китае. Высшей судебной инстанцией явл-ся император, который мог непосредственно разбирать суд-е дела. Суд-е функции на местах исполняли представители местной администрации. Гос-й аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивающие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, суд-е исполнители (лица, приводившие в исполнение суд-е решения). Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались друг от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, отрезание носа, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различного рода провинностей; «исин» (отрезание носа) — также за 1000 различных провинностей; «фэйсин» (отрезание ног) — за 500 провинностей; «чужин» (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин) — за 300 провинностей; «данисин» (отрубание головы) — за 200 провинностей. Кроме перечисленных, в кодексе наказаний указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться. Во времена Цинь устрашение окончательно становится основной целью наказания. Широко применяется смертная казнь в самых разнообразных видах. Судебный процесс. В состязательный по своему хар-ру процесс в ДК очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утверждался безраздельно. Расследование преступлений в циньском Китае поручалось особому чиновнику (линьши). Расследование начиналось по жалобе потерпевшего или доносу третьего лица. Донос всемерно поощрялся, за подтвердившийся донос полагалось вознаграждение, сумма которого зависела от тяжести преступления. По доносу могли быть привлечены к суд-й ответственности и рабы частных лиц. «Выдавать своих людей», т.е. представлять в суд домочадцев и рабов д.б. глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по спец. разрешению властей даже убивать их за провинности. Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями, вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, «если преступник был изобличён, но отказывался признать себя виновным или если преступник менял свои показания в ходе дознания». Тела или головы преступников, подвергшихся см. казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом. 38.Возникновение государства в античном мире и полисная система. Греко-римский мир возник в средиземноморском бассейне в 3-2 тыс. д.н.э. Создание первых протогосударств, а затем и более крупных гос-ых образований на юге Балканского п-ова и остров Эгейского моря в 3-2 тыс. д.н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона. Монархический характер крито-микенских гос-в, наличие крупного государственно-храмового хоз-ва и земельной общины свидетльствует об их сходстве с типичными восточными монархиями. Одной из важных особенностей в образовании гос-ва в Др. Греции было то, что сам процесс в силу миграции шел прерывисто. Особенностями процесса становления гос-ти в античном мире предопределялись природно-географ. факторами. Греция была горной страной где было мало плодородных земель, но развивито ремесло. Природные условия повлияли на организацию гос-й власти, горные хребты и заливы были припятствиями для политического объединения страны. В результате возникали небольшие по размеру и изолированные друг от друга гос-ва – полисы. Полисная система была одной из значительных черт, характерных для Греции. Географически и политически замкнутые полиса делали его независимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и др. Море было связью м/у полисом и остальным миром. Полис для его населения был микромиром с его политическим устройством, традициями, нравами, обычиями, правом. Он заменил у греков земельно-общинные коллективы гражданские общины. Безусловное преобладание имели различные республиканские формы – аристократия, демократия и др. В античном мире ликвидация монархии в результате разложения патриархально–общиной связи привела к победе республики. В многих городах – гос-вах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными тиранами. В противодействии находились Афины с ее частной собственностью, рабством, гражданской общиной и Спарта как образец аристократического военно-лагерного гос-ва. Полисная система пала ввиду слабости самого полисного устройства гос-ва. Это уст-во с заранее данными территориями и политическими параметрами не имело простора для политического маневра и дальнейшей поступательной эволюции. 39. Возникновение государства в Др. Афинах и Спарте. Шёл процесс преобразования первобытнообщинного строя в государство. В рамках этого процесса шло образование различных структур в средиземноморском бассейне. Здесь община обладает некоторым отличием от восточной общины:
В Азии государство как бы вырастает из предыдущей формации, начинает выполнять функции предыдущего – это эволюционный путь развития государства. В античной общине вышеуказанные черты ускорили переход, государство обладает новыми функциями – это революционный путь (+ деятельность легендарных личностей). Также сильно повлиял географический фактор, природные богатства, но в Греции не было больших площадей, ждущих обработки, поэтому слабо развитое земледелие, что предопределило ускоренное формирование государства. Социально-экономические факторы: различные виды деятельности (торговля, ремесло), быстро способствовали дифференциации общества, а следовательно образованию классов – это в античных мире произошло почти мгновенно. Государство начинает образовываться в 8-ом веке до н.э. и до 3-го века до н.э. В странах древнего Востока этот процесс занял несколько тысячелетий. Кроме того, существенно повлияли на образование государства, перемещения на юге, в Европе, больших масс населения в 12-8-ом веке до н.э. Мифы об образовании государства связаны с именем легендарного героя Тезея. Четыре племени, проживающих на территории Аттики были объединены в единый народ – этот процесс получил название синойкизма. Это привело к созданию совета 4-х племён, появлению Базилея – племенного, военного вождя, совета старейшин – Буле, и народного собрания – Агора. Совет старейшин орган, который осуществлял работу по организации, когда не собиралось народное собрание. Народное собрание периодически собирающийся орган. Пошёл процесс преобразования племенных органов в государство, появляются дифференциация и противоречия между членами некогда единого общества. Тезей разделил общество на три группы: евпатридов, геоморов, демиургов. Первые получили преимущество при зачислении на высокие должности, остальные могли участвовать в народном собрании. Ускоренная дифференциация привела к замене функции управления общественными работами, функцией личного обогащения. В этих условиях возникает такой вид обогащения, как периодические набеги на соседей. Противоречия в обществе постепенно всё более обостряются. Поэтому возникает потребность в органе, который бы урегулировал бы эти противоречия, возникла должность архонтов, они избирались из числа эвпатридов (сначала пожизненно, потом на 10, 5, 1 год, первоначально в составе 5, затем 9 человек). Они пришли на смену базилевсу. Возникновение новых должностных лиц, привело к созданию нового органа вместо совета старейшин – Ареопагу, который избирал архонтов и контролировал их деятельность. Постепенно в состав ареопага входят бывшие архонты. Таким образом возникает орган родоплеменной знати и соответственно аристократии, они становятся наиболее зажиточной частью населения. Здесь мы опять сталкиваемся с мифологическими личностями, способствующими образованию государства. Солон – будучи избран архонтом в 594 отменил все долги. С упразднением долговой головы, запретил продажу афинских жителей в рабство и выкупил уже проданных. Также Солон разделил всех афинян по имущественному признаку. Имеющих доход более 500 медимнов – получили название медимнов, до 300-т медимнов – всадники. Граждане от 200-т зевгиты, все остальные – феты, это обедневшие горожане и общинники. Солон ликвидировал совет старейшин и создал совет 400-т. Представительство в новом органе имели и бедные и богатые, также он выполнял функцию суда присяжных – гелиэя. Все высокопоставленные места принадлежали первым двум группам афинского населения, которые отстаивали свои интересы. Феты могли участвовать в народном собрании, а затем в гелиэя. Это привело к изменению характера взаимоотношения между различными общественными группами при образовании государственности. Следующие легендарные личности это Крисфен, Перикл, Гариаль. Крисфен уничтожил Совет 400-т, и заменил его Советом 500-т. Он разбил территорию Афин на территориальные единицы – Филы, каждая из них посылала 50-т своих представителей в Совет 500-т. Каждая фила состояла их трёх частей (прибрежная, городская, земледельческая). Также были Демы – тоже территориальные единицы, это подорвало все первобытнообщинные структуры. Гариаль изменил роль ареопага, доведя его до судебного органа. Каждый орган выражал интересы той или иной группы, на том или ином этапе своего развития. 40. Развитие Афинского государства в V в. до н.э. (реформы Клисфена [К], Эфиальта [Э], Перикла[П]) Реформы К, провед-е в 509 г. до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населдения на 4 племени. Аттика была разделена на 10 территорий—Фил, каждая из кот-х влючала 3 территории (триттии) – городскую, прибрежную, земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. К упразднил Совет 400-х и учредил Совет 500-х. Была создана коллегия 10 стратегов. Первоначально стратеги имели военные функции, но позднее оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами гос-ва. При К в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно собиралось народное собрание, определяющее, нет ли среди сограждан лиц, опасных для гос-ва. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики на 10 лет. Реформы К завершили длительный процесс становления гос-ва в Др. Афинах. В первой половине V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих гос-в греческого мира. Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в соц-политических отн-х. Э. почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функцции народному собранию, Совету 500 и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции. С именем П. связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения гос-х должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграничение за исполнение гос-х должностей. Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет античное, классовое землевладение. Рабы превращаются в основную производственную силу. Гос-е рабы эксплуатируются в рудниках и каменоломнях, частные рабы – на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов в 4 раза превышает численность свободных афинян. Обостряются отн-я между афинянами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами), число кот-х достигло половины афинян. Метеки, занимающиеся торговлей и ремеслом, существенно ограниченны в имущественных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни. Афинская демократия вступила в эпоху своего расцвета. Реформы середины V в. Э, П, К сыграли в этом важную роль. 41.Расцвет рабовладельческой демократии в Афинах в V в. По своей сущности Афинское гос-во являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в кот-й афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Основными органами Афинского гос-ва являлись: Народное собрание (НС), Совет пятисот(СП), гелиэя(Г), коллегия стратегов(КС), коллегия архонтов(КА). Право участия в НС (экклесии) имели только мужчины , достигшие 20тилетнего возраста, полноправные афинские гр-не вне зависимости от имущ-го положения и рода занятий. Экклесия принимала з-ны, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Охрана законодательства обеспечивалась специальной коллегией для охраны законов и правом подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих соответствующие законы. Рабочим органом НС был СП (булэ). Членом булэ мог быть полноправный гр-н, представитель любого слоя населения, достигший 30 лет. Из их числа избирается Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила – терр. ед.). Каждый год Совет обновлялся, члены СП получали жалованье. СП подготавливал и обсуждал все дела, кот-е выносятсь на обсуждение и решение НС, составлял предварительное заключение для внесения в НС, без кот-го народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. СП контролировал исполнение постановлений НС, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат гос-ва действовал под руководством и наблюдением СП. Руководство повседневными делами возлагалось на филу или пританию, - 1/10 СП. Ее члены избирали из своей среды председателя, кот-й становился также и председателем НС. К органам исполнителей власти относились КС и КА.Основная функция КС – верховное руководство и командование всеми вооружёнными силами Афинская КС состояла из 10 стратегов (по закону – у них равные права, но на деле один из стратегов занимал первое место). Они избирались из числа наиболее богатых и влиятельных гр-н открытым голосованием. К компетенции КА относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. КА состояла из 9 архонтов и секретаря, избираемых по одному от каждой филы. Все архонты кроме секретаря проходили 2 проверки – в СП и в Г. Высшим судебным органом была Г., действовавшая под руководством КА. Г. состояла из 6 тыс. человек (по 600 от филы), ежегодно избирающихся по жребию архонтами из числа полноправных гр-н не моложе 30 лет. Г. разбирала важные частные дела афинских гр-н, гос-е дела, спорные дела между союзниками и все важные дела гр-н союзных гос-в. Г. также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами были несколько других коллегий, каждая из кот-х разбирала лишь определённые дела: ареопаг (суд старейшин), 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. 42.Возникновение государства в Спарте Возникновение гос-ва в Спарте относят к VIII-VII вв до н.э. Этот процесс сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации. Главная особенность – вмешательство в становление классов общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском п-ве, началась в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII-VII вв до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседн. Области – Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории. Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю(основное в тех условиях средство производства) и рабов. Вместе с ней возникает четкая классовая дифференциация – спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители – в рабов или неполноправных гр-н. Организация власти у спартиатов – типична для периода распада первобытно-общинного строя – 2 вождя, совет старейшин, народное собрание. Но она не давала достаточных средств для господства над покорённым населением. Объективно возникла необходимость в организации политической власти, не совпадающей со всем населением. В то же время необходимость господства над порабощёнными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали аграрный характер хоз-ва, известная изоляция страны (что препятствовала развитию внешней торговли и товарно-денежных отн-й). Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общ-ва. Соц-е и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу (видимо, он не существовал на самом деле). Считается, что ретра относятся к VIII-VII вв до н.э., а окончание «ликургов строй» сложился к концу VII-нач. VI в до н.э. Ретра пыталась решить 2 основные задачи: обеспеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением. 43. Особенности общественного строя в Спарте В Спартанском гос-ве сложилось классовое рабовладельческое общ-во, сохранившее пережитки первобытно-общиннного строя и военную органазацию общ-ва. Выделялись следующие соц-е группы: спартиаты, гипомейены, периэки, илоты. Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля – собственность гос-ва, поделена на участки (клеры), переданные полноправным гражданам – спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывавшими землю гос-ми рабами. Первонач-но наделы были равными => община спартиатов обычно именовалась «общиной равных». Законы Ликурга (с этим законодателем традиция связывает утверждение соц-го и политического устройства Спарты) преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направленны против роскоши, запрешали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с 7-ми летнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гр-не, кот-е не могли делать взносы для организации общих трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов. Периэки – бывшее коренное население Спарты – были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремесло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Представители побежденных племен становились гос-ми рабами – илотами. Они не имели земли, работали на участке, предоставленном спартиату гос-вом. Однако у илотов были своё хоз-во и свои орудия производства. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю гос-вом. |