Главная страница
Навигация по странице:

  • Нет: 40-42, 55-57. Вопрос 1. Сословная организация общества в Древней Индии. «Законы Ману».

  • Дхарма брахманов

  • Кшатрии, также занимавшие привилегированное положение

  • Дхарма вайшиев

  • Варна шудр

  • Вопрос 2. Основные черты права Древнего Востока по «Кодексу Хаммурапи».

  • Имущественные отношения по Кодексу

  • Регламентация семейных отношений и вопросов наследования в законах Хаммурапи

  • Должностные и государственные преступления.

  • Вопрос 3. Государственный строй Афин в V–VI вв. до н.э.

  • Собрание (экклесия)

  • Эфиальта)

  • Вопрос 4. Возникновение государства в Древнем Риме и реформы Сервия Туллия.

  • Вопрос 5. Государственный строй Древнего Рима в период республики.

  • Вопрос 6. Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.

  • ИГПЗС. История государства и права зарубежных стран Нет 4042, 5557. Вопрос Сословная организация общества в Древней Индии. Законы Ману


    Скачать 142.62 Kb.
    НазваниеИстория государства и права зарубежных стран Нет 4042, 5557. Вопрос Сословная организация общества в Древней Индии. Законы Ману
    Дата30.12.2022
    Размер142.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИГПЗС.docx
    ТипЗакон
    #869654
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    История государства и права зарубежных стран

    Нет: 40-42, 55-57.

    Вопрос 1. Сословная организация общества в Древней Индии. «Законы Ману».

    Сословия - замкнутые группы населения с наследственно закрепляемыми правами и обязанностями.

    Разделение общества на сословия определялось факторами:

    • отношением к господствующей религии,

    • расой,

    • родом

    • занятий,

    • имущественной состоятельностью,

    • принадлежностью к победившему или побежденному народу

    Законы Ману содержали также нормы религиозного, этического и правового характера. В то время нормы права были лишь частью религиозных воззрений Первая и вторая, а также десятая главы Законы Ману посвящены социальному строю. Законы Ману закрепляли и освящали деление населения на варны. Члены каждой варны должны были строго придерживаться установленных для них правил поведения. Совокупность прав и обязанностей каждой варны называлась дхармой, почитавшейся как вечный, космический порядок

    Законы Ману составлялись под влиянием светского права и отличаются большей упорядоченностью, чем предыдущие законы.

    Некоторые особенности Законов Ману:

    - Приоритетное значение обычая в регулировании общественных отношений,

    - Наличие верховной собственности на землю у правителя при общинном землевладении и сравнительно широких правах ее отчуждения у крестьян-общинников.

    - В Законах Ману говорится об обязательствах, о законных способах приобретения имущества.

    - Уголовное право в то время еще не отделилось от гражданского, а понятие греха – от преступления.

    - Проявлением более высокого состояния уголовного права было разграничение форм вины (умысел, неосторожность)

    - В судебном процессе по Законам Ману имели место и такие типичные для раннего права «средства доказывания», как клятва, суд божий

    Содержание Законов Ману выходит за пределы права. Они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях благочестивому человеку. Правовая санкция дополняется часто угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире. И не только для самого правонарушителя.

    О каждой варне поподробнее:

    Дхарма брахманов определяла их привилегированное, самое высокое положение в обществе: все существующее в мире является собственностью брахмана Основной обязанностью брахманов было изучение священных книг, толкование содержащихся в них положений, совершение религиозных обрядов. Брахманы осуществляли правосудие. Честь, жизнь, имущество брахманов защищались государством в особом порядке.

    Кшатрии, также занимавшие привилегированное положение К этой варне принадлежал и сам правитель. Их обязанностью являлась «охрана всего этого мира» – военное дело, а также государственное управление.

    Дхарма вайшиев предписывала им заниматься земледелием, скотоводством, торговлей и ростовщичеством. богатство не давало им основания пользоваться привилегиями двух первых варн. Так, при правонарушении вайшии подлежали более суровому наказанию, их жизнь и имущество имели меньшую защиту, нежели жизнь и имущество членов первых двух варн. Вайшии платили большие налоги государству и в своей основной массе были эксплуатируемым населением

    Варна шудр была бесправной и презираемой. Среди шудр было много обнищавших, вышедших из общины крестьян, отпущенных на свободу рабов. Лучшим для них делом считалось услужение брахманам. шудры свободно могли вступать в брак, иметь свое имущество, передавать его по наследству, среди них были люди состоятельные. Малейшее нарушение религиозных и правовых норм влекло для шудр жестокие наказания. Однако шудры свободно могли вступать в брак, иметь свое имущество, передавать его по наследству, среди них были люди состоятельные. Наконец, шудры могли носить оружие, участвовать в некоторых религиозных церемониях.

    Стремясь закрепить сложившееся сословное деление, Законы Ману препятствовали смешению варн и особенно охраняли «чистоту» высшей варны – брахманов. Поэтому по Законам сын брахманки и шудры попадал в особую социальную группу – «неприкасаемых» (чандалов). Даже случайное прикосновение к нему представителя другой варны рассматривалось как религиозное осквернение.

    Вопрос 2. Основные черты права Древнего Востока по «Кодексу Хаммурапи».

    Создание Кодекса было вызвано необходимостью реформирования устаревшей правовой системы Междуречья, которая существовала в неизменном виде с первобытных времен. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Свод законов Хаммурапи представляет собой правовой источник, который перечислял различные прецеденты, т. е. носил казуистический характер. характерной особенностью закона является тот факт, что, в отличие от большинства подобных древневосточных правовых норм, в нем практически полностью отсутствует религиозный аспект.

    Имущественные отношения по Кодексу

    - Вавилонский правитель имел исключительное право на распоряжение всей землей государства

    - Общинники обязаны платить налог государству за право пользоваться землей.

    - Землю можно было получить за военную службу, а также арендовать её (условия аренды в Кодексе прописаны довольно подробно).

    - За такие нарушения, как недобросовестная торговая сделка, порча чужой собственности, оказание помощи беглому рабу и т. п., предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни.

    Регламентация семейных отношений и вопросов наследования в законах Хаммурапи

    - Наказание должно было быть равнозначно совершенному преступлению. Основной принцип наказания гласил: «Око за око!»

    - Сыну, который ударил своего отца, согласно Кодексу, отрезали руку. Однако раб, который ударил своего господина, наказывался ударами плетью, если же пострадал сам раб и не от своего хозяина, то провинившийся должен был выплатить денежный штраф хозяину пострадавшего.

    - Причинение женщинам телесных повреждений не считалось преступлением, кроме случаев, когда в результате побоев у женщины случался выкидыш.

    - Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка.

    Должностные и государственные преступления.

    - Наиболее суровыми были наказания за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых обвинений в убийстве.

    - В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный договор на другой, солдаты, младший командный состав. 

    Преступников обращали в рабство, изгоняли из страны помимо обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных действий. 

    Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Судей как таковых в Вавилоне не было, их функции выполняли, как правило, чиновники или наиболее влиятельные жители города.

    Вопрос 3. Государственный строй Афин в V–VI вв. до н.э.

    Высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности.

    Наиболее важным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Совет 500 являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.

    Важные судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя (как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией.)

    Также Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста.

    По реформе в 462 г. до н.э. (Эфиальта) политические функции ареопага были разделены между народным собраниемСоветом 500 и судом присяжных.

    Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мираСвойствами ее демократии были:  

    • Участие граждан в принятии законов,

    • Отправление правосудия

    • Выборность

    • Сменяемость и подотчетность должностных лиц

    • Относительная простота управления

    • Коллегиальность решения вопросов

    • Отсутствие бюрократизма.

    Вопрос 4. Возникновение государства в Древнем Риме и реформы Сервия Туллия.

    Условно историю Рима можно разделить натри периода: царский (753–510 гг. до н. э.); республики (509-27 гг. до н. э.); период империи (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.).

    Основание города Рима связано с именами легендарных Ромула и Рэма и относится к 753 г. до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр: древних латин, сабин и этрусков. Их объединение привело к образованию в Риме общины, во главе которой стояли старейшие римские роды, называвшиеся патрициями. Они обладали правами на: земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, участниками общей земельной собственности); наследование этого надела и родового имущества вообще; получение от рода помощи и защиты; участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

    Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима – и члены римских родов, и плебеи – было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Из первого разряда была выделена особая группа граждан – всадники, а безземельные – пролетарии – обособлялись в отдельный, шестой, разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3-и разряды – тяжеловооруженной пехоты, 4-5-е разряды – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193.

    Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей.

    Деление свободного населения по территориальному принципу усилило процесс ослабления кровнородственных связей. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен – трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос.

    Реформы Сервия Туллия завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

    Вопрос 5. Государственный строй Древнего Рима в период республики.

    В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впослед¬ствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и рас¬пределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались вы¬борными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении дли¬тельного времени представителями нескольких патрицианских родов.

    Магистраты и эдикты

    Магистратами в Риме называли раз¬личные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование вой¬сками, управление провинцией, отправление правосудия и др.

    Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

    юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через по¬средство судьи, который уполномочивался на это магистратом);

    империумом (полнота высшей власти, предоставляемой ма¬гистрату для проведения определенного рода мероприятий, на¬правленных на обеспечение общего блага).

    Основными чиновными персонами в республике были:

    консулы;

    преторы;

    цензоры;

    эдилы;

    квесторы.

    Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впослед¬ствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами.

    Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названи¬ем "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими пол-номочиями.

    Цензор был облечен полномочиями по составлению так назы¬ваемого ценза — списка населения с последующим распределени¬ем граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка се¬наторов.

    В обязанности эдила входило исполнение функций по органи¬зации и контролю за общественным порядком — на улицах, рын¬ках и т.д.

    Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

    Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только пле¬беев.

    Вопрос 6. Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.

    Периодизация римского права — выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.

    1. VIII–III в. до н. э.— период древнего, или квиритского права — период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация — Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право — цивильное (или квиритское) право.

    2. III–I в. до н. э. — предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством — судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисакционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.

    3. I в. до н. э. — III в. н. э. — классический период. Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права — сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).

    4. IV–V в. н. э. — постклассический период характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм — закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана. Правовые институты изменились незначительно.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта