Ответы по ИГПЗС-1(полно). Предмет игпзс. Место науки в системе юридических наук
Скачать 0.54 Mb.
|
Часть 1 1.Предмет ИГПЗС. Место науки в системе юридических наук. Предмет - изучает Г и П отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторич-х закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех историчю эпох, кот. яв-ся важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Место. ИГПЗС относится к числу историко-правовых наук, т.к. имеет прямое отношение как к науке истории, так и к науке о Г и П. По своему характеру ИГПЗС необходимый элемент высшего юр. образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения историч. процессы развития сложной системы гос-х и юр-х учреждений. Каждая страна, имея свое сочетание, свой набор предпосылок историч. развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие закономерности развития Г и П в каждой стране проявляются неодназначно. Соответственно, "логическое", т.е. общая закономерность развития, и "историческое", т.е. проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций, не совпадают полностью на протяжении весьма длительного историч. времени.Сказанное во многом определяет взаимосвязь ИГПЗС с ТГП. ИГПЗС Исследует государственно-правовой процесс в его пространственно-временной определенности и выявляет конкретно-историч. закономерности, т.е. "историческое". ТГП, опираясь на научные результаты историко-юр.исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования Г и П, т.е. "логическое". Научно обоснованное раскрытие сути государственно-правового процесса предпологает тесное взаимодействие этих наук. Существует взаимосвязь ИГПЗС с Историей политических и правовых учений. Она изучает возникновение и развитие, социальную эффективность гос-х и правовых учений в их историч-ой конкретности и хронологической последовательности. Значимость этой проблематики применительно к изучению государственно-правовой истории определяется тем, что люди, делающие гос.-прав. историю, обычно руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в кот. в той или иной мере воплощаются их политич. идеалы, цели. Массовое поведение основных социальных групп также во многом обусловливается духовной жизнью об-ва, включая религиозн. воззрения, традиции, предрассудки. Идейно-теоретич. установки, господствующие в той или иной стране в определен. историч. время, многообразны и относительно самостоятельны. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как они оказали влияние на развитие гос.-прав. институтов изучаемой страны. ИГПЗС связана с ИГПР. Они различаются по предмету. ИГПЗС и ИГПР совместно с ТГП и Историей политических и правовых учений образуют группу теоретико-историч. наук, составляющих теоретическое основание отраслевых юр. наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции. 2.Назначение курса. Знание Всеобщей истории государства и права нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем будущем. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания. 3.Методология науки ИГПЗСОсновные методы ИГПЗС: исторический, сравнительно-исторический, системно-структурный, статистический. 1. Исторический метод подходит к Г и П как к изменяющимся во времени, развивающимся явлением. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящих в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. 2. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставление их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем: синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений; диахронного сравнения- сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития. Эти методы используют следующие научные приемы: аналогия и экстраполяция. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является историч. процесс, выводы, получ. в результ. исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования. 3. Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодейств. элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов. Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон историч. процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связаных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. 4. Периодизация ИГПЗС. В истории человеческого общества принято выделять следующие основные эпохи: - древний мир(с 4 тыс. до н.э. по 5 век н.э.), - средние века(5 век н.э.—17век н.э.), - новое время(17—19 века), - новейшее время (ХХ век). Каждая из этих эпох представляет собой историческую ступень в развитии гос-ва и права. Каждому периоду соответствует одна из формаций выделяемых Марксом. Древнему миру—рабовладение, средневековью—феодализм, новому времени—буржуазная формация, новейшему времени—социалистическая. Но следует учитывать, что эволюция древних и средневековых обществ шла особым цивилизационным путем, отличающим его от других рабовладельческих обществ и феодальных обществ Запада. Это делает в значительной мере условными применяемые в учебнике понятия—древность и средневековье в отношении стран Востока. При выделении периодизации следует использовать цивилизационный подход, уделять внимание влиянию религии, идеологии, ценностных ориентаций тех или иных народов на развитие гос-ва и права в древности и средневековье. 5.Особенности возникновения и развития государства и права в странах Древнего Востока. Особенности : - длительное существование замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, сочетанием ремесла и земледелия, слабым развитием товарно-денежных отношений. Восточная община сдерживала развитие частной собственности на землю – длительное сохранение коллективного управления делами общины, ее определенная административная самостоятельность. Вместе с тем здесь рано стало складываться на основе присвоения общинной земли правителями и храмами царско-храмовое хозяйство. Земли правителей и храмов перешли впоследствии в государственную собственность.
Три постепенно формируемых класса:
Рабство определяло психологию общества, формировало общественные, семейные отношения. Др. Вавилон – наличие развитого царско-храмового хоз-ва( сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным) ослабляло тяжесть налоговой эксплуатации общинников крестьян. В царско-храмовом хоз-ве широко использовался труд рабов и других подневольных лиц, ряды которых пополнялись за счет свободных крестьян). Др. Египет – общинно – частный сектор был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско–храмовым, государственным хозяйством . Др. Индия – жесткое иерархическое сословное деление на 4 варны и множество каст, с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся особой степенью замкнутости и автономности. Вместе с тем в Индии в 1 веке до н.э. стали зарождаться элементы феодализма: арендные отношения, практика дарения земли, брахманское наследственное землевладение и др. Др. Китай – наряду с рабовладением рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников – крестьян путем взимания ренты – налога в форме сначала отработок на «общественных полях», а затем присвоения части урожая с крестьянского надела. Ранее считалось, что и древним и средевековым обществам Востока присуща «восточная деспотия», которая характеризовалась рядом признаков: - монархическая форма правления. Действительно «восточную деспотию» можно отнести признакам централизованных империй(Др. Китай или царства Др. Египта). Китай – император – «сын неба» - высшая законодательная власть - чиновники независимо от рангов и постов под строгий контроль императора - идеологическая функция деспотического государства Др. Восточным обществам характерны республиканские формы правления – Правители Др.Индии не располагали неограниченными полномочиями 6. Специфические черты политической организации древневосточных обществ. (Ответ приблизительный). Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки. Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества. Важнейшим аспектом изучения их истории является проблема взаимодействия природы и общества в условиях относительно низкого уровня развития производительных сил и соответственно высокой степени зависимости человека от окружающей среды. Не менее значима проблема причинно-следственных связей, обусловивших возникновение государства и права. Поэтому особое внимание уделяется ряду областей Древнего Востока и прежде всего долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимися особенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ирригационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожаями. Появление во многом в связи с этим прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью стимулировало наиболее раннее в истории разложение первобытно-общинного строя, зарождение классового общества и государства. При этом выявились важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы. Консервация общинных структур в свою очередь в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.), а также эксплуатация покоренных племен. Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства. Имела место определенная закономерность в становлении деспотической формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно-общинного строя. Эти небольшие по территории, так называемые «номовые» государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда даже монархические, постепенно составлялись, путем союзов и особенно завоеваний, в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии. Исторически было обусловлено и право стран Древнего Востока. Отражая тенденцию, присущую праву всех народов, находившихся на первоначальной ступени развития юридической мысли, оно долго оставалось обычным и лишь постепенно становилось писаным. Право состояло в основном из записей наиболее часто повторяющихся случаев из судебной практики, т.е. было каузальным. Выражая четко классовую направленность, оно сохраняло вместе с тем и общенациональное предназначение. Важнейшие дошедшие до наших дней памятники права Древнего Востока — законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (Древняя Индия) — подтверждают как первое, так и второе. При этом законы Ману особенно отчетливо фиксируют один из первых в истории юриспруденции подходов к проблеме совмещения права и морали, права и религии. Нарушение правовой нормы рассматривалось и как нарушение морально-религиозных предписаний. Вместе с тем праву стран Древнего Востока была присуща высокая степень национальной обособленности и соответственно своеобразия и исключительности. Причиной тому во многом стала их относительная географическая разобщенность. Это учитывается в учебнике: государство и право каждой страны рассматривается объединенно в отдельных главах. |