Главная страница
Навигация по странице:

  • . «Право личного статуса

  • 94. Кутюмы Бовези – источник феодального права Франции

  • 95. Великий Мартовский ордонанс 1357 г. Развитие Генеральных Штатов во Франции.

  • Ответы по ИГПЗС-1(полно). Предмет игпзс. Место науки в системе юридических наук


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеПредмет игпзс. Место науки в системе юридических наук
    АнкорОтветы по ИГПЗС-1(полно).doc
    Дата03.03.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы по ИГПЗС-1(полно).doc
    ТипДокументы
    #3334
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    92. Мусульманское право

    Мусульманское право – шариат (араб.-«надлежащий путь»)

    Становление происходило под влиянием:

    А)правовых обычаев доисламской Аравии;

    Б) деятельность Мухаммеда и праведных халифов.

    Общая характеристика. Шариат – это правовые установления (как частицы единого божественного порядка) и религиозная догматика. Этим определяется его своеобразие, которое вместе с тем тормозило формирование рациональных начал и внутренней системы мусульманского права. Шариат регулирует: общественные отношения; отношения мусульман с Аллахом. Это отражается в установлении видов действий мусульманина:обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (не влекущие наказания), запрещенные ( подлежащие наказанию). Внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностью по отношению к Аллаху. Нормы шариата применяются только к мусульманам и в отношениях между ними. Человек бессилен перед богом, поэтому проповедуется созерцательность и покорность. «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» (Коран,8.48). Для шариата характерна целостность. Широкое распространение ислама и шариата повлекло появление местных особенностей при толковании институтов и решении споров. Шариат раскололся:

    1)суннизм (ортодоксальное направление)

    Основные школы:ханифиты (Египет, Турция, Индия ), маликиты, шафииты, ханбалиты.

    2) шиизм (Иран) Передача гос. власти по наследству, светский и религиозный авторитет непогрешимых духовных лиц (имамов)Основные школы: исмаилитская, джафаритская, зейдитская.

    Источники.

    1) Коран (священная книга): притчи, молитвы, проповеди Мухаммеда («арабский судебник»). Состоит из глав, расчлененных на стихи. Большая часть мифологична, мало предписывающих правила поведения и собственно правовых (брак и семья).Касаются религиозного ритуала. Казуальный характер.

    2) Сунна («священное предание»): рассказы о суждениях и поступках Мухаммеда. В 9 в. составлено 6 сборников Сунны (например, сборник Бухари). Нормы брачного , наследственного, судебного права и др.Много противоречий, выбор между которыми осуществлялся по усмотрению богословов – правоведов и судей.

    3) Иджма («общее согласие мусульманской общины»)Развивалась в виде:интерпретации Корана и Сунны; формирования новых норм, которые становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев (богословов, судей)Позволяла правящей верхушке создавать новые нормы, приспособленные к меняющимся условиям и специфике завоеванных стран.

    4) Фетва(решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам)

    5) Кияс(наиболее спорный; решение дел по аналогии при отсутствии соответствующих норм права.Позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, хотя часто был источником произвола судей.

    6) Местные обычаи, не вошедшие в шариат и не противоречащие ему (арабского общества, а также завоеванных народов).

    7) Распоряжения халифов – фирманы. (7 и 8 - регламентировали деятельность гос-х органов),

    8) Законы – кануны отношения власти с населением).
    Основные институты

    Нет деления на отрасли.1)Деление на мусульман и немусульман. «Право личного статуса»: Не сложился сословный сторой. Юридическое положение лица определялось вероисповеданием.

    (Мусульмане-полноправный личный статус; зиммии (христиане, иудеи и др.)-приниженное положение, обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Если они совершали сделки или совершали преступление, к ним применялись нормы шариата). Деление на рабов и свободных. Рабы—не субъекты права, а с согласия хозяев могли вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск на волю раба-мусульманина—богоугодное дело). Неравенство мужчин и женщин. Субъект права—Аллах. Мусульманин-носитель обязанностей. Т.е. разрабатывалась дееспособность(полная-совершеннолетние и здравый рассудок).

    2)Вещное право Вещи, кот-е не могли находится в собственности мусульманина: 1) воздух, море,пустыня, мечети, водные пути и др. 2) «нечистые»-вино, свинина, книги противоречащие исламу. Деление вещей: движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, с индивидуальными признаками и без них; гос-е имущество, земли частных лиц, земли, брошенные или не пригодные для обработки и др. Способы возникновения права собственности: 1. Завоевание (земля—гос-е имущество, иное делилось на части-собственность добытчика, гос-ву, мечети) 2. Наследование 3. Договор 4.Находка на своем участке чужой вещи.

    Правовые земельные статусы: 1)Хиджаз(особый правовой режим, исконные мусульманские земли, владение на правах аренды, с мусульман взимали десятину). 2)Вакуф(имущество, переданное на религиозные и благотворительные цели, освобождалось от налогов). 3) Мульк(частная). 4)Икта(временное пожалование земли с крестьянами за службу, впоследствие-наследственное).

    3)Обязательства(не формальная общая концепция, разработаны практически вопросы договорного права). Возмездные и безвозмездные, дву- и односторонние, срочные и бессрочные. Распространённое одностороннее обязательство-обет. Условия договора закреплялись в неофициальном письме, в документе, устно. Обязанность исполнять договор-священна. Купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз.

    4)Семейное. Брак—религиозная обязанность. Формально требовалось согласие сторон, фактически отец распоряжался судьбой дочери, стремясь плоучить максимальный выкуп. Брачный возраст женщин-9лет. Запр.брак с неверующими и отступниками, мужчина мог жениться на иноверке, т.к. обращал её в мусульманство. Жена не участвовала в расходах по дому, должна была вести хоз-во и воспитывать детей. Муж мог применять к жене различные наказания, в т.ч.и телесные. Можно было иметь до 4 жен одновременно и наложниц из числа рабынь. Несколько видов развода(например, с испытательным сроком). Муж мог развестись с женой без объяснения причин, выделив ей необходимое имущ-во, жена могла развестись только через суд и по определённым причинам(физический недостаток мужа, жестокое обращение, не выделение средств на содержание).

    5)наследственное: по завещанию(не составлялось в пользу законных наследников, не затрагивало более 1/3 имущ-ва; при двух свидетелях) и по закону(из имущ-ва умершего покрывались расходы по погребению, выплачивались долги). Наследовались только имущественные права, но не обязанности.

    6)уголовное право архаично. 3 группы преступлений: 1)посягательства на «Права Аллаха»(верооотступничество); против порядка управления (бунт, сопротивление); тяжкий религиозный грех(кража,употребление спиртных напитков, прелюбодеяние), 2) посягательства на права отдельных лиц наказывались по принципу талиона, кровной мести (выкупа); 3)появились с развитием права: несоблюдение поста, оскорбление, хулиганство, взяточничество, мошенничество, азартные игры. Наказание в судебном порядке по усмотрению судьи. Наказания, но применялись и меры уголовной репрессии, носили карательный характер. За преступления 1 и 2 группы фиксированные и суровые. Жестокие и устрашающие (публичная и квалифицированная смертная казнь, членовредительские наказания, тюремное заключение).

    7)Судебный процесс обвинительный. Дела возобновляются заинтересованными лицами (кроме преступлении против гос-й власти). Уголовные и гражданские дела не различались. Устные, публичные заседания в мечети. Дело рассматривалось на одном заседании стороны сами вели его. Доказательства: признание сторон, показания свидетелей, клятва. Свобода усмотрения судьи, мог пересмотреть своё решение при установлении новых обстоятельств(формализм и произвол).
    93. Византия

    Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. Византийская политическая мысль выработала идею гражданского общества, как политического сообщества граждан и идею непосредственного «народноправства», т. е. Участия граждан во всех сферах общественной жизни. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве, как наиболее приближенном к идеалу образа. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место в государственной иерархии. В VII – VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы было подчинены стратегу, который постепенно из военачальника стал верховным правителем провинции, подчинявшийся только императору. С развитием феодальных отношений в ХI – XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, сами, оставаясь в качестве держателей (париков). В X – XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. С средины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были распределены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

    В Византии сохранилось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю Империю законодательство. Осуществленная императором Юстинианом в VI в кодификация римского права заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод – кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами, начиная с Константина. Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим. В 691 – 692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим, дальнейшее расширение его запрещалось. В 726 г. издается самый крупный (после корпуса Юстиниана) официальный законодательный свод – Эклога. Наиболее значительно изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах и т. д.

    Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного права, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления. В перечень преступлений, содержащийся в эклоге входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяния и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога предусматривала замену денежных штрафов, даже предусмотренных кодексом Юстиниана, телесными наказаниями широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный поджог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д. В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Брак, по эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров, юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др. В седине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы не нашедшие отражения в основной Эклоге, в частности такие составы, как преступления против личности и против веры. В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона – земледельческий, военный, морской и Моисеев. Земледельческий закон представлял собой свод нормы, регламентирующих жизнь сельской общины. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а военный – сводом уголовно – правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально – религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Эклога, приложение к Эклоге, земледельческий, военный, морской и Моисеев законы составили единый корпус светского права Византии. Юристами эпохи императоров македонской династии была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключающаяся в пересмотре и классификации всего писанного правового наследия с точки зрения его применения в новых условиях. Результатом этой реформы стал новый юридический свод – Василики, состоявший из 8 томов в 60 книгах. За основу был взят юстинианов juris civilis в его греческой интерпретации. В 872 г. появился еще один юридический памятник – Прохорон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.
    94. Кутюмы Бовези – источник феодального права Франции

    Важнейшим источником права, придающим ему пестроту, был обычай. К 10 в. во Франции практически перестала действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, кот-е применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В рамках крупных феодальных владений они отличались большим разнообразием. Обычаи складывались в устной форме, они формировались на основе обыкновений, признающихся из поколения в поколение на какой-либо определённой территории, местного или религиозного масштаба. Сила и авторитет обычного права определялся тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общ-ва, возникло из компромисса и не зависело всецело от произвола гос-й власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкреплялись прежде всего судебной властью. Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев—Кутюмы Бовези (около 1283.), автором кот-х был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоял из пролога и 70 глав, хотя и не давал систематического и цельного изложения правового материала, описывал большое кол-во кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для гос-й власти: «король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи»
    95. Великий Мартовский ордонанс 1357 г. Развитие Генеральных Штатов во Франции.

    В 1302 г было впервые созвано общефранцузское собрание сословий. Каждое сословие было представлено отдельной палатой: 1-я - высшее духовенство, 2-я - выборные от дворянства, 3-я - депутаты от 3-го сословия (податного населения). Вопросы рассматривались отдельно каждой палатой, имевшей один голос. ГШ созывались по усмотрению короля. Основная цель созыва - разрешение на введение новых налогов, но были и другие цели: король нуждался в поддержке сословий по различным вопросам (в т.ч. и финансовым). Вряде случаев ГШ противостояли королю. Наиболее яркий пример - Вел. Мартовский ордонанс: конфликт ГШ с королевской властью в 1357 г. в момент восстания горожан в Париже привел к изданию ВМО - программе реформ: сбор и расходование средств д.б. производиться ГШ, кот-е могли бы собираться и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы" призванные контолировать деятельнось королевской администрации. Однако это не было претворено в жизнь: в 1358г., после подавления восстания, королевская власть отвергла ВМО.

    ВМО - вершина временного роста значения ГШ. В дальнейшем их роль снижается. Начиная с конца 15 в. ГШ почти не созываются: в 17 в.- 1 раз, в 18 в.- 1 раз (1789г. - Французская Революция).



    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта