Ответы на ГОС (последняя версия). Предмет, объект, задачи, категориальный аппарат и методологические основы педагогики как науки. Развитие педагогики через педагогические направления, течения, движения
Скачать 1.86 Mb.
|
Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем:
Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика. Формирование научного гуманистического мировоззрения личности Гуманизм – идейное и мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения (14 – первая половина 17 в.) и ставшее идеологией Возрождения. В центре гуманизма стоит человек, востребованность идей гуманизма связана с внутренними потребностями развития европейского общества. Растущая секуляризация жизни Европы способствовала признанию ценности земного бытия, осознанию значимости человека как существа не только духовного, но и телесного, важности его физического существования. Идейными и культурными источниками гуманизма были античная культура, раннехристианское наследие и средневековые сочинения; удельный вес каждого из этих источников в разных европейских странах был различен. Радикальный пересмотр в гуманизме традиционного отношения к вопросам эмоционально-волевой жизни помогал утвердить образ человека волевого, глубоко привязанного к миру. Тем самым задавалась новая психологическая ориентация человека, не средневековая по своему духу. Гуманистическое воспитание мыслилось светским, социально открытым, оно не преследовало профессиональных целей, а учит «ремеслу человека» (Э.Гарэн). В индивиде воспитывалось трудолюбие, желание похвалы и славы, чувство собственного достоинства, стремление к самопознанию и совершенствованию. Воспитанный в духе гуманистической гармонии, человек должен был получить разностороннее образование (но основанное на античной культуре), приобрести высокие нравственные качества, физическую и душевную стойкость и мужество. Он должен быть способен выбрать в жизни любое дело и добиться общественного признания. Процесс воспитания гуманистами понимался как добровольный, сознательный и радостный; с ним были связаны и методы «мягкой руки», применение поощрения и похвалы и неприятие или ограничение телесных наказаний. Учитывались природные задатки и особенности характера детей, с которыми сообразовывались и методы воспитания. Серьезное значение в воспитании придавалось семье, высоко ценилась роль «живого примера» (отца, учителя, добродетельного человека). Религия и школа Принятие христианства на Руси сообщило воспитанию православное содержание. Православие утверждается в качестве духовной и нравственной основы жизни общества и государства и становится мировоззрением русского народа. В организации образования в России мы также видим сопряжение усилий Церкви и государства. Школы открываются и государством, и Церковью. Владимир Великий предложил при каждой церкви открыть школу. Школы существовали и до официального принятия христианства, но христианство перестраивает их организацию, а главное – в корне изменяет содержание воспитания и образования. В Киевской Руси совместными усилиями государства и Церкви создаются конкретные формы образования (школы), которые получили название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище». Основу содержания образования составляло православие. Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кириллом и Мефодием, обучение чтению по Псалтири (изучался церковно-славянский язык). Каждый преподаваемый предмет нес в себе христианское содержание и способствовал формированию христианского мировоззрения. Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси. Православие как основа древнерусского воспитания и образования, сделало Русь одной из самых образованных стран в мире. В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских. Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах, такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален. Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. Внешние монастырские школы посещали мальчики 7-15 лет. Им преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума; они изучали чтение на латыни, письмо, счет. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе. Внутренние монастырские школы давали более высокий уровень образования: здесь прежде всего, изучался латинский язык, преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались медицина, греческий язык, чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в монастырских школах было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей. Схема школьной программы была такой: сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. В 20 веке появился декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Устанавливал светский характер государственной власти, свободу совести и вероисповедания. С этого времени образование в России стало носить светский характер. Философский анализ одной из педагогических систем Педагогика ненасилия. МАРИЯ МОНТЕССОРИ (ИТАЛИЯ) Мария Монтессори (1870-1952) – известный педагог, детский врач и психолог, родилась 31 августа 1870 г. в провинциальном итальянском городке Чиаравелле в семье крупного чиновника. В 1904 г. она была приглашена на кафедру антропологии Римского университета, где продолжила свои исследования, результатом которых стало создание собственной педагогической системы. 2. Смысл созданной Марией Монтессори педагогической состоит системы в том, чтобы подвигнуть ребенка к саморазвитию и самообучению. 3. Главной идеей системы стала мысль о том, что для детей – как больных, так и здоровых – необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, и в которой pебенок сможет пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте. Монтессори создала педагогический метод, основанный на косвенной помощи взрослого развитию ребенка. Эта помощь выражается в предоставлении ребенку специальной предметной среды для саморазвития. Задача педагога - лишь помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим уникальным путем. Импульсом для свободного развития является специальный дидактический материал. Педагогические принципы:
Монтессори призывала не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть-самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. 4. Ребенок в Монтессори-школе много работает руками и много двигается. Монтессори-группу можно узнать по нарисованной на полу линии в виде эллипса. По ней дети ходят, бегают, прыгают, танцуют, носят предметы: посуду, колокольчики, горящие свечки. Так они закаляют волю, улучшают осанку, учатся управлять своим телом. Дети, пpебывая в комфортной, дружественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интеpес к миру и окружающим их вещам. Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.
Занятия детей в Монтессори-школе включают: • ремесла и упражнения в практической жизни; • сенсорное, социальное и физическое развитие; •математику; •развитие речи, письмо и чтение; •художественное искусство и ручной труд; •музыку; •иностранные языки; • естествознание, историю и знакомство с мировой культурой. 5. Креативность, энтузиазм. Активность в подготовке к занятиям.
Конспект лекций Платоновой Воспитание и обучение должны быть целенаправленны. Цель – идеальный человек (образ) Государство определяет, что должно являться идеалом. Цель государства – сделать людей послушными, внушаемыми. Системы по Шнейнеру:
Они между собой взаимосвязаны. Сейчас наблюдается тенденция сращивания экономики и политики. При этом, в идеале педагогика должна воспитывать управляемых людей. Но, хотелось бы, что бы педагогика представляла собой образовательный идеал передовой части общества. Передовая часть общества – это деятели культуры и производства. Педагогика не может быть вне идеалогии. Представление об идеальном человеке упирается в вопрос о смысле жизни человека. Как сформулировать цель:
Отношения включают в себя три стороны:
При объединении этих трех сторон достигается гармония. Выделяют стержневые личностные отношения. Они наиболее значимые для педагогики отношения к людям, труду, учебе, природе, родине, науке, самому себе. Воспитание человека – воспитание его нравственных отношений. Технология формулировки целей и задач: По Блуму. Типичные ошибки формулирования целей и задач:
Цель – это будущий результат, планируемые изменения состояния системы. Задачи – шаги к цели, способы ее дробления. Цели и задачи могут превращаться друг в друга при смене масштаба деятельности. Цель в педагогике – это сдвиг в развитии ученика, психические новообразования его личности, изменения в его возможностях, способностях. Виды задач: Классификация по направленности:
(доброе отношение к маме, уважительное отношение к пожилым, вдумчивое отношение к учебе, правовая компетентность, педагогическая культура общения)
(поймет что-то, разберется во влиянии чего-то, придет к выводу о том-то, овладеет понятием о том-то, осмыслит что-то, задумается о чем-то)
(удивится, заинтересуется, захочет, будет стремиться, будет сопереживать)
(будет уметь, овладеет способностью, приобретет навык) Требования к цели:
Таксономия целей: Упорядоченность, иерархия. От более поверхностного, к более глубокому. Осознание+ понимание+действие= выход на комплексную задачу. Таксономия когнитивных целей Блума 1 уровень – Знания Когда главным показателем становится способность ребенка пересказать материал. Продуктивно, теми же словами. 2 уровень – Понимание Способность пересказать своими словами, перевести в другой язык (схемы, рисунки) 3 уровень - Применение Человек способен решать задачи при помощи полученных знаний 4 уровень – Анализа расчленение целого как части. Человек видит механизмы, понимает глубоко, что происходит внутри 5 уровень – Синтеза выстраивание изученного материала в систему знаний. Применение в разных ситуациях 6 уровень – Оценки человек делает знания частью своего мировоззрения, судит с его помощью об окружающем мире. 6. История возникновения и развития зарубежной социальной педагогики. Культурно-исторические предпосылки возникноваения социальной педагогики в мире
В первобытном обществе все было коллективным. Не существовало социального неравенства и классов. Люди жили в общих жилищах, сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду. В безклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая в доступную для них деятельность. Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим людм знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведении детей занимало устное народное творчество. Переходу юношей и девушек в полноправные челены общества предшествовала специальная подготовка под руководством авторитетнх людей (ритуал посвящения)
В рабовладельческих государствах древнего Востока (Греция, Рим) начинает складываться первые системы воспитания, зарождаются первые педагогические теории. В истории Греции особое значение имели два полиса – Афины и Спарта. Общая направленность Афинской воспитательной системы – презрение к физическому труду и рабоство. До 7 лет дети воспитывались в семье. Часто с помощью кормилиц. Большое внимание уделялось их физическому развитию. Заботясь об умственном воспитании граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, они часто слушали стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные игры. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. Грамматисты обучали чтению, письму, счету (впервые появились счеты). В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями и овладевали пятиборьем )бег, борьба, метание копья, диска, плаванье) В почете были беседы на политические и правовые темы. Дети богатых рабовладельцев обучались в гимнасиях, где изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет юноши переходили в эфебию, где в течении 2-х лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Это образование касалось только мальчиков, а жизнь афинских женщин была ограничена только семейным кругом. Для женщины оцень ценилось умение управлять рабами. Зарождение элементов педагогической теории в Древней Греции. Педагогика развивалась как часть единой науки философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля. |