ИГПЗС ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕН. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран
Скачать 0.64 Mb.
|
Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран. Предмет истории государства и права зарубежных стран: изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве; исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей. . Основные методы истории государства и права зарубежных стран: • исторический; • сравнительно-исторический; • системно-структурный; • статистический. Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем: синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений; диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития. Эти методы используют следующие научные приемы: • аналогию; • экстраполяцию. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования. Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов. Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса. 3. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов: • история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н.э. -VB.и.э.); • история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII - XVIII вв.); • история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII - XVIII вв.-конец XIX в.); • история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.). 2. Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока (особенности древневосточных монархий). Понятие древний Восток используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, А также северной и северо-восточной Африки. Страны Д. Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы духовных и материальных ценностей. Разложение первобытно - общинного строя привело к образованию классового общества и государства. Здесь раньше чем в других регионах, получило развитие оседлое проживание, основанное на земледелии с устойчивыми урожаями. Важными тенденциями общественного и государственно-правового развития влияло длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве. Совместным трудом общинников поддерживались и развивались оросительные системы. Консервация общинных структур сдерживало развитие частной собственности на землю. Преобладало полупатриархальная эксплуатация, в интересах монарха, знати и жрецов. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т.д.) а также покорение племен в войнах. Это являлось инструментом классового господства – восточная деспотия. Вся полнота власти принадлежала монарху, обожествляемому и правящему с помощью войск и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства. Первоначально гос. структура возникала на основе территориальных границ отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Такие властные структуры, первоначально не всегда монархические. По мере усложнения классовых и общенациональных задач гос-ва, и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин, монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии. 3. Государство и право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи. Государственное устройство. По территориальному устройству Древний Вавилон представлял относительно централизованное государство, а по форме правления он был типичной древневосточной деспотией. Верховная власть в государстве принадлежала царю Вавилона. Царь Вавилона был верховным жрецом, хранителем религиозного культа, верховным законодателем и судьей, его власть передавалась по наследству. Вся территория Древнего Вавилона в целях эффективного управления была поделена на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из : • введение • 282 статьи законов; • обширное заключение. Источниками при составлении сборника послужили: • обычное право; • шумерские судебники; •новое законодательство. 4. Государство и право Древнего Египта. Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия дон. э. Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет. К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет. Источники права в Древнем Египте: • первоначально - обычай; • с развитием государства - законодательная деятельность фараонов. 5. Государство и право Древней Индии. Законы Ману. В древнеиндийских городах-государствах правители раджи гарантировали безопасность внешних границ, одаривали своих подчиненных землей, собирали налог. Совет общины со временем теряет свое значение, превращаясь в паришад — консультирующий раджу орган. V - IV вв. до н.э. ознаменованы соперничеством между Древнеиндийскими государствами Кошала и Магадха, которое завершилось победой Магадхи (в дальнейшем разгромившим армию Александра Македонского) и образованием государства Маурьев. Древнеиндийский политический трактат «Артхашастра» определяет империю Маурьев, существовавшую в IV - II в. до н.э., как крупнейшее государство на всем Древнем Востоке. Создателю этого трактата - Каутилье, одному из советников правителя, принадлежат также Законы Ману, созданные во II в. до н.э. В Древнеиндийском царстве существовало сословно - кастовое разделение общества. Распад родоплеменных отношений, а также многочисленные войны приводили к выделению знати из основной массы населения. Особенностью этого разделения стало не образование классов господин - раб, а появление каст, в основе которых стояло жесткое разделение труда - умственного, материального, духовного, управленческого, производственного. В Законах Ману занятиям всех представителей варн определен наследственный характер. Различались следующие касты-варны: брахманы - священнослужители, жрецы, властью которых осуществлялись определенные религиозные ритуалы, церемонии, песнопения; кшатрии воины, данная каста образовалась в результате военных походов армии в Северную Индию; вайшии - земледельцы, ремесленники, которые обособились, считая, что кшатрии, будучи захватчиками, имеют полное право на приобретенное богатство, в том числе и пленных, ставших рабами; уплачивали налог — бали на содержание высших каст; шудры — рабы, среди них завоеванные аборигены и обедневшие арийцы, отрабатывающие долги; им не разрешалось принимать участие в жертвоприношениях богам, ритуалах — «самскарах». Однако в дальнейшем имущественная дифференциация не стала совпадать с варновой. Рост городов, торговли приводил к приближению зажиточных ремесленников, купцов к царской власти, они становились советниками правителя по многим экономическим вопросам. В Законах Ману была предпринята попытка предотвратить подобное, в одной из глав говорится, что шудра не должен накапливать богатство, так как, приобретая его, притесняет брахманов. По Законам Ману обожествлялась царская власть, но не сам царь, что сулило ряд ограничений и обязательств. Основными задачами девараджи (царя) были зашита народа, опека неимущих, калек, сирот и вдов, борьба со стихийными бедствиями, голодом, определены ограничения в налоговых поборах, или «приношении плодов», функция правосудия осуществлялась с помощью брахмана, поставленного самим царем, и трех судей. Судебная коллегия именовалась сабхой. Такая судебная коллегия должна была существовать в каждом административном округе. Специальные суды существовали для уголовных дел по отслеживанию воровства. Кроме царских существовали и общинные суды. Административный аппарат государства составляли мантирны, махаматры — советники государя. Их миссия была четко распределена, каждому поручался контроль над конкретной отраслью хозяйства. Среди советников был Пурохита — верховный жрец, а также и главнокомандующий армией (сена-пати), имеющей в древнеиндийском государстве немаловажное значение. Армия аналогично обществу имела кастовое разделение. Оружие имели кшатрии, остальным оно выдавалось лишь в период военных действий. Для контроля над целостностью государства воинские формирования находились между населенными пунктами по всей территории. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновос (кастовое) устройство. 6. Государство и право Древнего Китая. Объединение во II тысячелетии до н.э. иньских племен было обусловлено необходимостью - коллективно осуществлять производство, восстанавливать земли после разлива рек, защищаться от нашествий. Обожествление правителя - вана, присуждение ему верховной собственности на землю способствовало централизации власти. Так началась эпоха Инь, или Шан. В этот период имело место сословно-кастовое разделение: родовая аристократия - правители, их родственники и руководители родовых объединений; свободные крестьяне - общинники, часть земли обрабатывали всей общиной, чтобы выплатить ренту-налог правителю; рабы, служащие знатным людям. Захват чжоусскими племенами государства Инь в XII в. до н.э. приводит сначала к централизации власти, а затем к раздробленности, когда власть вана стала ограничиваться только пределами его землевладения - домена, что наблюдалось уже в VIII в. до н.э. Помимо перечисленных каст эпохи Инь появляется сословие чиновников, «кормившихся» также с определенных общин. Постепенно власть правителя и его чиновников стала носить наследственный характер. Ван приобретает титул «сына Неба» и является первосвященником. Налог-рента заменяется натуральным налогом (продуктами) соответственно земельному участку, обрабатываемому отдельной семьей. Царским хозяйством управлял цзай, а особо важные и секретные поручения доверялись шань-фу - стольнику. Для контроля в государстве в уделы направлялись чжухоу. V до н.э. ознаменован возникновением конфуцианства, объединением мелких государств в империю, ростом экономики с приходом в производство и сельское хозяйство железных орудий труда. Уже к 221 г. до н.э. завершается объединение китайских земель, наступает царство Цинь, основанное на прочной государственной собственности на землю. Укрепляется аппарат чиновников, которых насчитывалось 20 рангов, получавших заработную плату: часть - деньгами, часть - зерном. Император был олицетворением божественной власти - ди. Он считался и высшим судьей, и главнокомандующим. Император Цинь наделял судебными полномочиями «ведомство наказаний». Судьи на местах обладали правом вынесения приговора, руководили тюрьмами. Несмотря на бюрократический контроль, в Древнем Китае сохранилась община как обособленная структура. Руководители - «отцы-старейшины» принимали все необходимые меры для сохранения общинной земли. Определенной степенью независимости обладали и города, во главе которых стоял совет старейшин - саньлао. Армия древнекитайского государства формировалась в основном за счет полупрофессионалов (23—56 лет), размещенных в военных поселениях. Помимо оборонных функций обязанностью армейцев был и розыск преступников. 7. Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира. В период I тысячелетия до н.э. - I тысячелетия н.э.наиболее развитой можно было считать античную цивилизацию. Греко-римское общество достигло наивысших результатов во многих сферах деятельности. Достижения науки, философии, литературы стали предпосылками новой политико-правовой тенденции - демократии. Зародившиеся в III - II тысячелетиях до н.э. южно-европейские протогосударства тесно взаимодействовали с Восточными городами, анализируя уже имевшийся азиатский опыт культурной, правовой, экономической деятельности, создавая свой собственный путь. Образование античных государств происходило в результате объединения захваченных земель, слияния культур, языков и различных наций и значительно отличалось от аналогичного процесса на Востоке. На примере Греции можно утверждать, что земледельческая община не была предпосылкой к объединению, ведь горная местность не позволяла успешно развивать земельное хозяйство. Ремесло развивалось гораздо успешнее: обработка горных пород, выплавка металлов, создание совершенных орудий труда обеспечили скачок в развитии по сравнению с другими государствами Древнего мира, что вело к расширению торговых связей, в частности, через море. Кроме того, из-за особого географического положения объединение государства было затруднено - горы отделяли города друг от друга, что привело к созданию полисной системы. Одним из первых этапов становления государственности стала попытка в античном мире утвердить власть царя. Однако она не увенчалась успехом, и полисная система стала еще и республиканской. В идеале она предусматривала элементы непосредственной демократии, в реальности же простой народ, не обладая политической грамотностью, опирался на религиозные представления о власти и во многих вопросах был вынужден передать свои полномочия аристократии. Становление государства, его демократических институтов происходило в процессе жесткой борьбы эв-патридов и демоса в Афинах и патрициев и плебеев в Риме. В V - IV вв. до н.э. признаком силы и превосходства одного полиса над другим было оснащение армии, ее подготовка. Наиболее сильными в этом отношении оказались Афины и Спарта. В Афинах античная демократия достигла величайших масштабов. Приоритет гражданских институтов позволял развиваться частной собственности, рыночным отношениям. В Спарте сложилась военная демократия, благодаря которой правители пытались искусственно сохранить равенство между людьми. Падение государственности античного мира произошло в связи с тем, что правители полиса были неспособны сохранить единство народа. Восстания рабов повлекли усиление центральной власти и стремление к воссозданию монархии уже в пределах обширных объединившихся территорий в империю. Специфичным было и развитие права в античном мире. Земельная община не имела серьезного влияния в античных государствах. Патриархально-религиозные традиции, мифы и обряды уходили на второй план, вытесняемые нормами права, имеющими светский характер. Возникала необходимость систематизировать и адаптировать к полисной системе сложившиеся ранее обычаи. В результате возникает первая кодификация права, проведенная Залевком в Локрах, Харондом в Катане. В VII в. до н.э. появляются так называемые Законы Драконта. Наиболее упорядоченным и всеобъемлющим в рассматриваемый период можно считать Римское право. Несмотря на то что нормы были установлены для рабовладельческого общества, его юридическая техника применяется в различных государствах мира до сих пор, являясь фундаментом современных правовых систем. |