Вопросы к экзамену по теории языка. Предметы и задачи языкознания
Скачать 0.5 Mb.
|
Ударение и его виды.Фонетика - это раздел общего языкознания, изучающая звуковой строй языка-звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи. Кроме того, вкруг вопросов фонетики включаются интонация и ударение. Ударение - это выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона). Типы ударения: По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на: 1. Динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха 2. Квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой 3. Мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона. 1. Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным. 2. Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз. 3. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.) По месту выделяемого слога в слове различаются: 1. Фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем) 2. Свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз. Свободное ударение имеет два подтипа: 1. Свободное постоянное т.е. в разных формах данного слова ударение падает всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ) 2. Свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь). В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли . В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию. Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное. Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение. Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики. Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал ..., иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др. Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите.... Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести ...(в ЧЯ это касается почти всех предлогов). Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс. Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) - побочное. Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд. Интонация и её элементы. Функции интонации.УДАРЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ 1. Словесное ударение. 2. Синтагматическое ударение. 3. Логическое ударение. 4. Фразовое ударение. 1. Словесное ударение - это выделение слога в слове с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона). Фонетические типы ударения. В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному: 1) силой голоса (при этом нередко происходит удлинение слога)= силовое, динамическое (чешский, тюркские языки); 2) высотой тона (ударный слог выделяется повышением или понижением тона)= тоновое,музыкальное (китайский, японский, шведский языки); 3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается)= долготное, количественное, квантитативное (новогреческий, индонезийский, яванский языки). В русском языке ударение количественно-динамическое (квантитативно-силовое). Это означает, что ударный слог в русском языке характеризуется удлинением гласного, большей громкостью, произносится с большей силой. В русском и английском языках словесное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно вызывает редукцию (ослабление) гласных, которые находятся в безударной позиции: пять – пятак – пятачок; amusement [ ] – развлечение, веселье Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском - редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается (ср., например, в итальянском или грузинском языках). Структурные типы. По месту ударения в слове выделяют ударение свободное и связанное.Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (русский язык: свекла, щавель, обеспечение). Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (французский язык - на последнем слоге: жалюзи, протеже, в польском - на предпоследнем, в чешском - на первом, в лезгинском - на втором). По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение - это ударение, которое перемещается при изменении (в разных словоформах) слова: вода: ед.ч. им.п. вода, вин.п. воду, мн.ч. им.п. воды. Неподвижное ударение - это постоянное ударение, которое не изменяет места при изменении формы слова: книга, книгу, книги. В английском языке ударение неподвижное: место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе. Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе (побочное) ударение (например, четырехэтажный, пединститут, extermination [ ] – уничтожение, истребление). Каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли и т.д.) лишены ударения. Эти безударные служебные слова называются клитиками, среди которых различаются проклитики и энклитики. Проклитики - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди (по долам, по горам). Энклитики - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади (сходил бы, что же). Однако иногда служебные слова могут «перетягивать» ударение на себя (по воду, на слово, но по ягоды). Функции словесного ударения: 1) фонетическое объединение слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра; 2) словоразличительная (ударение служит для различения слов или форм слова (замок - замок, им.п.мн.ч. страны - род.п.ед.ч. страны); 3) экспрессивная (с помощью ударения, растягивания ударного гласного создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова: какой краси-и-вый). В некоторых языках словесное ударение отсутствует (палеоазиатские – языки севера Азии, Северной Америки). 2. Синтагматическоеударение. Синтагматическое ударение - это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (погода ужасная). Синтагма (речевой такт) – семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах / около пространных его владений (три синтагмы). 3. Логическое ударение – это выделение одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки (Мы сегодня поедем на экскурсию). 4. Фразовое ударение - это выделение наиболее важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы). Вчера вечером (1 синтагма), когда часы пробили десять (2 синтагма), приехал брат(3 синтагма). ИНТОНАЦИЯ, ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ФУНКЦИИ Интонация- это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра. Элементы интонации: 1) мелодика речи - основной компонент интонации, повышение - понижение голоса во фразе (ср., произношение вопросительных и повествовательных предложений); 2) ритм речи - регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит для организации стихотворных и прозаических текстов; 3) громкость речи - сила или слабость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате); 4) темп речи - скорость произнесения (звуков, слогов, слов), скорость протекания речи, длительность звучания речи во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстро, информативно-значимые отрезки произносятся в замедленном темпе); 5) тембр речи - звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.). Функции интонации. 1) Средство оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки (ср. интонацию законченности и незаконченности предложения). 2) Различает типы высказываний по целенаправленности (ср. интонацию побуждения, вопроса, повествования и т.д.). 3) Передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, пояснения, сопоставления). 4) Выражает эмоциональную окраску (ср. восклицательная интонация, невосклицательная). 5) Вскрывает подтекст высказывания (особый смысл, который не вытекает из значений слов). 6) Характеризует говорящего и ситуацию общения в целом (эмоционально нейтральная, повышенный тон, таинственность, секретность, важность, интимность). |