Предпосылки появления антикафе и его история
Скачать 2.96 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Предпосылки появления антикафе и его история развития в России и за рубежом…………………………………………………………………………….6 Основные стилеобразующие элементы и художественные решения стиля шестидесятых годов 8 Эргономические и функциональные требования при проектировании антикафе…………………………………………………………………….......11 Анализ аналогов дизайна интерьеров антикафе 14 Разработка дизайн-концепции интерьера антикафе. Выбор стилистического и художественного решений интерьера антикафе........................................................17 Эскизная проработка дизайн-решения интерьера……………………………19 3-D визуализации интерьера антикафе 24 Заключение 30 Список использованных литературы 31 ВВЕДЕНИЕ Потребность в общении и в отдыхе – одна из базовых человеческих потребностей. С развитием инфраструктуры городов появляются все новые форматы заведений, которые рассчитаны на удовлетворение данной потребности: кафе, рестораны, кинотеатры – лишь малая часть примеров так называемых «третьих мест». В ответ на существующую потребность создатели бизнеса придумывают все новые возможности ее удовлетворения для различных элементов общества. Таким образом и возник новый формат заведений - антикафе. В настоящее время трудно представить, чтобы какое-либо коммерческое помещение, в частности, «третье место», не было спроектировано под четким и тщательным руководством дизайнера интерьера. Ведь каждый владелец торговых заведений старается создать в нем свою уникальную и неповторимую атмосферу, чтобы выделить его среди многочисленных конкурентов. И потому данная тема всегда будет важна и актуальна, так как она рассчитана не столько на отдельную группу людей или на семью, сколько на целевую аудиторию, которая посещает данный формат заведения и является столь абстрактной и сложной в своей структурированности и обилии противоположных элементов общества. Помимо этого, если рассматривать вопрос со стороны владельца, создание привлекательного и функционального интерьера привлечет большее количество посетителей, что, несомненно, окажет благоприятное воздействие на получение прибыли. В этом и заключается актуальностьдизайн-проектирования. Новизнадизайн-проекта антикафе заключается в том, что интерьер функционально и эстетически соответствует данному типу общественного места и учитывает потребности и пожелания основной целевой группы, включающие в себя приятное времяпрепровождение, уютную и комфортную атмосферу, обоснованное зонирование и необычные решения в применении декоративной составляющей дизайн-проекта. Также нельзя не выделить уникальность и индивидуальность разработки дизайнерских решений интерьера. Цель творческой практики – дизайн-проектирование функционального и качественного общественного интерьера с учетом всех потребностей как владельца заведения, так и целевой аудитории, для выделения данного заведения среди конкурентов, а также приобретение практических навыков работы в области дизайна, закрепление и углубление знаний, полученных при изучении дисциплины. Задачидизайн-проекта: изучить основную целевую аудиторию и выявить ее потребности и интересы; изучить исходное помещение, отведенное под дизайн-проект антикафе; определить тенденции развития дизайна интерьера в данной сфере; проанализировать маркетинговые исследования, посвящённые изучению потребительской ценности антикафе; изучить существующие отечественные и зарубежные аналоги интерьеров антикафе; разработать концепцию дизайн-проекта антикафе; выявить и изучить стилевые особенности проектируемого интерьера; провести исследования по выявлению функциональной и эстетической составляющей дизайн-проекта интерьера антикафе; изучить нормы и требования, применяемые при проектировании общественных заведений, в частности, антикафе; разработать наглядные 3-D визуализации перспективных видов интерьера антикафе. Объектом исследования является особенность проектирования общественных помещений типа «третьих мест». Предметисследования– интерьеры общественного типа в городском пространстве, а именно антикафе. Основнымиметодамиработы над проектом являются: теоретическое исследование и анализ полученных знаний, изучение специальной литературы (книг, журналов, интернет-сайтов). изучение аналогов антикафе, исследование рынка. визуальная оценка аналогов проектируемого объекта – интерьера антикафе; обобщение изученного материала по заданной теме. проектирование, моделирование Предпосылки появления антикафе и его история развития в России и за рубежом. Свободное время для любого человека является временем, которое он посвящает самому себе. Обычно досуговое время люди, в том числе и молодёжь, тратят на средства массовой информации, образование, посещение учреждений культуры, занятие спортом, чтение, общение, активный досуг и т.п. Досуговые формы деятельности способствуют не только усвоению норм социального поведения, но и формируют, закрепляют их в этих формах. Поэтому они представляют собой ценность не только для одного человека, но для общества в целом. Таким образом, досуг выполняет определённый набор функций, которые можно объединить в две крупные группы: рекреационная и развивающая. Рекреационная включает в себя отдых во всех его проявлениях и восстановление сил, энергии. А под развивающей функцией подразумевается умственное, культурное, духовное, творческое, физическое, социальное развитие. Альтернативной площадкой для удовлетворения потребности личности в досуге, помимо перечисленных заведений, стало антикафе (или тайм-кафе) - место, где человек может планировать свой досуг таким образом, как ему будет удобно, занимаясь тем, чем ему хочется, находясь в одном пространстве. Этот довольно новый формат заведения является разновидностью так называемого «третьего места», описанного американским социологом Рэем Ольденбургом в своей книге «The Great Good Place» в 1989 г. Поскольку данный вид заведений, как и сама концепция «третьего места», явление относительно новое, то, соответственно, на сегодняшний день всесторонне не изученное. Появление «третьих мест» исторически обусловлено развитием крупных городов, где разнообразие человеческих взаимодействий представляло саму суть жизни города. К настоящему времени концепция «третьих мест» видоизменяется, и, несмотря на то, что большинство авторов трактует понятие «третье место» широко и относит к рассматриваемым объектам большую часть кафе, ресторанов, торговых центров и иных подобных заведений, «третьи места» на сегодняшний день находят отражение в нескольких специфических формах, таких как коворкинг-центры и антикафе, которые, являясь новыми форматами заведений, на данный момент не адаптированы к особенностям российской культуры. В антикафе посетители обладают большей степенью свободы, нежели в обычных кафе. Целью посещения тайм-кафе является не удовлетворение физиологической потребности, но приятное времяпрепровождение, общение с друзьями и обретение новых знакомств, развлечение, посещение тематических мероприятий: лекций, семинаров, мастер-классов, праздников и пр. Приставка «анти» прибавилась именно за счёт того, что в традиционное кафе, как правило, приходят, в основном, лишь для того, чтобы удовлетворить физиологическую потребность в пище и не более. Альтернативное название «тайм-кафе» («тайм», от английского слова «time»- «время») появилось вследствие необычного способа оплаты, которая взимается с посетителей не за различные виды развлечений или услуг, а за время, проведенное непосредственно в самом пространстве антикафе. Автором концепции таких заведений с почасовой оплатой является российский предприниматель Иван Митин. В 2010 году он открыл заведение под названием "Дом на дереве". Идея проекта заключалась в том, чтобы предложить всем желающим распределить между собой расходы, необходимые на поддержку проекта, таким образом, каждый гость становился своего рода "микро-арендатором" этого пространства. Через год после открытия "Дом на дереве" оказался настолько популярен, что было принято решение открыть второе место, однако, из-за высокой цены на аренду нового помещения, владелец придумал новый способ формализовать отношения с гостями, предложив каждому платить один рубль за минуту. Таким образом, осенью 2011 года, появился первый в мире заведение такого формата – свободное пространство "Циферблат". Основные стилеобразующие элементы и художественные решения стиля шестидесятых годов 60-е года прошлого века стали необыкновенной эпохой послевоенного времени, в котором молодые энергичные люди всеми возможными способами пропагандировали мир, любовь и свободу. Такой, своего рода, протест проявлялся и в интерьерах того времени, становясь «толчком» для создания необыкновенного стиля. Черты, характерные для ретро 60-х: необычные дизайнерские предметы мебели с четкими или плавными формами, полированными поверхностями; графические принты в декоре, геометрические узоры на текстиле, коврах, обивке и обоях; используемые материалы: хром, стекло, пластик, дерево; насыщенная и смелая палитра живых цветов, а также, сочетание нейтральных и ярких оттенков одновременно; применение в интерьере стационарных и мобильных предметов мебели. В дизайне 60-х прослеживаются черты модернизма, поп-арта и абстрактного экспрессионизма. Основное внимание уделяется цвету, форме и текстуре. Впервые появляется понятие «эргономика жилого пространства», которое ранее применялось только относительно повышения производительности труда рабочих. При оформлении интерьера в стиле 60- х приоритетом являются легкость, элегантная лаконичность, комфорт и функциональность. И хотя ретро стиль навевает ностальгическое настроение, его предпочитают независимые, динамичные, открытые новому люди. Яркий необычный интерьер настраивает на положительные эмоции, творчество, общение. Культовыми предметами стали работы Энди Уорхола (Andy Warhol) с изображением банок томатного супа, зеленых бутылок кока-колы, стилизованных портретов знаменитостей. Немного позже появилось оптическое искусство, с помощью которого дизайнеры придавали помещениям абстрактный футуристический вид. Космическая тематика сделала популярными футуристический дизайн: преобладают предметы сферической формы, каплевидные столики, блестящие глянцевые и хромированные поверхности. В магазинах появляются раскладные предметы мебели: столы, диваны, стулья, мобильные конструкции на колесиках. За счет комбинации старых и новых предметов, ярких и спокойных цветов, прямых и плавных форм интерьер выглядит эклектично. В интерьере 1960-х годов упор делается на необычную и уютную обстановку. С помощью ретро аксессуаров можно внести в интерьер ностальгические нотки. Оригинальные детали способны добавить атмосфере яркости и выразительности. В качестве декора применяются цветные стеклянные вазы, пишущие машинки, чемоданы, книги, часы, проигрыватели и виниловые пластинки, оригинальные сувениры, подсвечники, фонари. В витринах размещают красивые сервизы. Настоящий тренд шестидесятых − посуда и вазы из цветного стекла. Такие аксессуары добавляют пространству завораживающих бликов и цветовых акцентов. Стены удачно дополнят зеркала, картины, фотографии в оригинальных рамах, постеры в стиле комиксов, поп-арт и пин-ап. Вместо картин можно украсить стену несколькими часами простой формы с круглым циферблатом. Тренд того времени − повторяющиеся постеры в разном цветовом решении или предметы одной тематики, размещенные на стене. Этот прием успешно перешел и в наши дни. Еще одна важная часть ретро интерьеров − освещение. В это время были особенно популярны алюминиевые прослойки на стенах с подвесными светильниками. Люстры центрального освещения изготавливаются из стекла, металла или пластика. Для дополнительного освещения и уютной атмосферы используются высокие торшеры, лампы с абажурами, бра со шнурками, лавовые лампы. Шторы и занавески выбирали из натуральных материалов. На пике моды бисерные шторы в проемах дверей. Мебель 60-х отличает необычный дизайн, легкость и компактность. В этот период в моде были квартиры, в которых кухня, столовая и гостиная составляли единое пространство. В гостиных не было громоздких стенок и шкафов. Системы хранения включают в себя невысокие комоды, буфеты, бюро, серванты. На столешницах размещали телевизор, настольные пампы, предметы декора. Для корпусной и мягкой мебели характерно гармоничное сочетание строгих и мягких плавных форм. Основой дизайна часто выступают закругленные линии, которые плавно перетекают друг в друга. Все предметы мебели устанавливаются на высоких наклонных ножках, благодаря чему смотрятся легко и изящно. Ножки могут быть деревянные или хромированные. Поверхности гладкие, полированные или лакированные, без лишнего декора. В дизайне диванов и кресел преобладает квадратная форма, наполнение не слишком мягкое. Часто изделия оснащаются неширокими деревянными подлокотниками. Конструкция кресла обычно представляет собой деревянный каркас с мягкими прямоугольными подушками. Основной элемент зоны отдыха − диван с кожаной или текстильной обивкой. Мягкую мебель украшали множеством ярких подушек под цвета интерьера. Обстановку дополняли оригинальные пуфы. Таким образом, был произведен анализ стилеобразующих элементов и художественно-декоративного оформления интерьеров шестидесятых годов с целью дальнейшего использования данной информации в проектировании интерьера антикафе. |